Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
План - конспект урока

Тема урока: Стороны горизонта





ФИО (полностью)

Есикова Татьяна Викторовнна




Место работы

МБОУ «СОШ №19 «Выбор» НГО



Должность

учитель



Предмет

география



Класс

6



Тема и номер урока в теме

№13 Стороны горизонта



Базовый учебник

Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: Физическая география учебник для 6 класса

  1. Цель урока:

  • Формирование навыков определения направлений и расстояний на местности.

  • выяснить, для чего и какими способами можно ориентироваться в пространстве;

  • показать значимость умений ориентироваться в пространстве;

  •  раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве;

  • формировать умение работать с компасом.

  1. Задачи урока:

  • Формирование навыков ориентирования на местности по Солнцу, звездам, Луне, местным признакам.

  • Знакомство с устройством компаса.

  • Формирование представления об азимуте.

  • Формирование навыков определения сторон горизонта и азимута при помощи компаса, определения азимута по плану местности при помощи транспортира.

  • Познакомить учащихся со способами определения расстояния на местности

  • Продолжить формирование общеучебных умений и навыков:

Обучающие –

  • изучение способов определения сторон горизонта.

Развивающие – развитие навыков применения измерительных приборов для определения сторон горизонта, измерения расстояния по карте, измерение длины реки..

воспитательные: осознание необходимости умения ориентироваться на местности для безопасности и сохранения здоровья

Понятийно-категориальный аппарат усвоения: горизонт, ориентирование, компас, гномон, азимут, дальномер.
Способы действий учащихся: определять основные и промежуточные стороны горизонта; уметь ориентироваться по компасу; определять азимут; определять стороны горизонта по Солнцу, звездам и живым ориентирам.
Ценностный компонент урока: понимать значимость жизненно важного умения ориентироваться в пространстве; осознавать, что ориентирование в пространстве — необходимое умение человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья.

Оборудование:

  1. Компасы

  2. Транспортир демонстрационный

  3. Транспортиры раздаточные

  4. Настенный план местности

  5. Мультимедийное оборудование    
          

Ресурсы урока:


задачи

Ресурсы

1.

Географический атлас школьника стр.14

Э: Р: Ориентирование по Солнцу, Ориентировани е по Солнцу и часасм, Ориентирование по полярной звезде Лесные "компасы", Определение сторон горизонта в населенных пунктах

2.

компасы, Слайд-шоу компасы, Первый компас

3.

Э: Р: азимут сторон горизонта, Определение азимута

4.

Компасы, транспортиры

Рабочая тетрадь зад. к §10

Особенности урока:

Тип урока – комбинированный

1 часть урока – первичное предъявление новых знаний;

2 часть урока – практикум - формирование первоначальных предметных умений



Ход урока

    1. Определение технологических целей и задач урока.

    2. Повторение изученного материала, проверка домашнего задания.

  1. Тест по теме «Условные знаки. Масштаб»

  2. Проверка выполнения расчетов в домашнем задании - Рабочая тетрадь по §8 и§9

Перед изучением темы «План и карта» учитель обращает внимание учащихся на фрагмент картины В. М. Васнецова «Витязь на распутье» У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать? Каждому человеку в жизни необходимо научиться ориентироваться, т. е. определять свое местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и других объектов.
      В древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь в незнакомой местности. У вас в это время в голове уже имеется мысленная (ментальная) карта знакомой вам территории. Благодаря мысленной карте вы легко находите дорогу и возвращаетесь домой. Чем больше в жизни вы путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве.
      Умение ориентироваться в пространстве — одно из самых важных качеств человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья людей. Уметь ориентироваться должен каждый человек. При этом важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов, это не всегда надежно — знакомое дерево сломалось, дом могли снести и т. д. Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта.

    1. Изучение нового материала.




Содержание

Вид деятельности, ресурс

Время (мин.)

Постановка цели и задачи

  1. Знакомство с понятиями «ориентирование, «горизонт», «стороны горизонта».

window-is_1de.tmp.jpg

ЭОР №1

1. Работа с учебником § 10

2. Рефлексия: Что такое ориентирование?

3. Что такое горизонт, линия горизонта?

4. Какие стороны горизонта вы знаете?

6. презентация 1. Ориентирование. Рассмотреть рисунок на слайде 3. Назвать основные и промежуточные стороны горизонта.



2

5


  1. Ориентирование на местности по Солнцу, звездам, Луне, местным признакам.


window-is_1f1.tmp.jpg

window-is_1ff.tmp.jpg

untitled.bmp


ЭОР № 2

7. Беседа с учащимися. Вспомните, как можно определить стороны горизонта по Солнцу.

8. Работа с электронным учебником: Ориентирование по Солнцу, по Солнцу и часам, при помощи гномона.

9. Какая звезда на ночном небе всегда показывает на север? Как найти Полярную звезду на небе? Рассмотреть в электронном учебнике рис. «Ориентирование по полярной звезде».

10. Какие местные признаки помогут нам определить стороны горизонта? (Во время рассказа детей демонстрируются соответствующие материалы электронного учебника).

11. Сформулировать золотое правило ориентирования: «Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа - восток, слева – запад».



5

5


3. Ориентирование при помощи компаса. untitled3.bmp

ЭОР № 2

  1. Объяснение учителя устройства компаса.

  2. Правила пользования компасом.

  3. Определить, где в классе находится направление на север, юг, запад, восток.

  4. Просмотр презентации План местности 6 класс слайд 15 - 22

  5. Определить азимут на входную дверь, классную доску.

  6. Определить по рис. 54 §10 величину азимутов сторон горизонта: С, В, Ю, З, С-В, Ю-В, Ю-З, С-З.

ЭОР № 2


5

4. Знакомство с понятием «азимут».window-is_507f.tmp.jpg

5

  1. Определение азимута по плану местности при помощи транспортира.

window-is_52f2.tmp.jpg

ЭОР №2

  1. Учитель демонстрирует на настенном плане, как можно при помощи транспортира определить азимут по плану местности.

  2. Работа с топографической картой на форзаце учебника

- Мы находимся на берегу озера Синее, на месте плотины. По какому азимуту надо идти, чтобы прийти к роднику?

- Определить азимут на на высоту 151,8 от Федотово


5


  1. Измерение расстояний на местности.

window-is_754c.tmp.jpg

ЭОР № 3

  1. Прочитать памятку как можно определить расстояние на местности.

  2. Просмотр слайдов 23,24,

10

Подведение итогов урока




2

Используемый ресурс ФЦИОР

ЭОР №1


https://www.fcior.edu.ru/search.page?phrase=%D0%90%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D1%83%D1%82.+%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%28%D1%81%D0%BE+%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8+%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8F%D0%BC%D0%B8+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8F%D1%89%D0%B8%D1%85%29

ЭОР №2

https://85.142.23.53/packages/rnmc/E6ED01A2-F952-B710-8B09-64BD285E2B50/1.0.0.1/GEOGRF_1.1.2.2p3_ogr.oms


ЭОР №3

https://85.142.23.53/packages/rnmc/65ACCBDB-D230-90CF-CC48-CC7EF595FF9A/1.0.0.1/GEOGRF_1.1.2.1i3_ogr.oms



Технологическая карта урока № 13 Стороны горизонта

Тип урока

Урок первоначальных предметных умений

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная







Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности




Знакомит с понятиями «ориентирование, «горизонт», «стороны горизонта».

Презентация «Ориентирование»



Определение сторон горизонта, основных и промежуточных румбов

Умение ориентироваться на местности, определять стороны света по компасу, солнцу и часам, основным признакам местности, полярной звезде, знакомство с курвиметром. Формирование навыков работы с транспортиром для определения азимута

Работа в группах по составлению задач на определение азимута

Формирование умения ориентироваться на местности,

Тест по теме Условные знаки Масштаб

Взаимопроверка расчётов в домашнем задании



Работа с картой, компасом, определение направления, азимута, измерение расстояний по карте




2. Ориентирование на местности по Солнцу, звездам, Луне, местным признакам.

Учитель демонстрирует слайды презентации Ориентирование

Умение ориентироваться на местности, определять стороны света по компасу, солнцу и часам, основным признакам местности, полярной звезде,

Схематично отображают в тетрадях правила ориентированияпо местным признакам. солнцу













3. Ориентирование при помощи компаса.

Учитель знакомит с правилами работы с компасом

.

Работают с компасом и картой, ориентируя её на север













4. Знакомство с понятием «азимут».



















5. Определение азимута по плану местности при помощи транспортира.




Формирование навыков работы с транспортиром для определения азимута

Работают с транспортиром, определяют азимут

Формирование умения работы с транспортиром










6. Измерение расстояний на местности.

Знакомит с правилами работы с курвиметром

знакомство с курвиметром, правилами измерений расстояний по карте

Работают с линейкой, нитью, курвиметром, измеряют расстояние по карте, длину рек.

Формирование умений измерения расстояния на местности по карте










Подведение итогов урока



















Конспект урока Тема урока: Стороны горизонта фио (полностью) Есикова Татьяна Викторовнна
95.21kb.

14 10 2014
1 стр.


План-конспект урока фосфор (Тема урока) фио: Кудрина Татьяна Ивановна (полностью)

Необходимое техническое оборудование: компьютер для каждого учащегося и учителя, проектор

76.28kb.

14 12 2014
1 стр.


План-конспект урока человек: информация и информационные процессы (Тема урока) фио (полностью) Филиппов Олег Павлович

Цель урока: формировать понятие о роли информации и информационных процессов в жизни человека

70.15kb.

13 10 2014
1 стр.


Конспект урока Тема урока: «Алгоритмами» Класс : 5 Продолжительность урока : 45 минут Тип урока : комбинированный

Цель урока: сформировать представление об алгоритме как фундаментальном понятии информатики

39.67kb.

15 12 2014
1 стр.


Рассказ Л. Н. Андреева «Кусака» (Тема урока) фио (полностью) Максиева Лилия Илгатовна; Место работы

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом Л. Андреева «Кусака», обсудить нравственные проблемы, поднятые на её страницах

82.9kb.

16 12 2014
1 стр.


Конспект урока Тема урока: «Средние века: время рыцарей и замков» Тип урока: урок изучения нового материала
104.5kb.

08 10 2014
1 стр.


Конспект урока в 8 классе «Индикаторы» Тема урока Индикаторы Тип урока Изучение нового материала Вид урока

Познакомить учащихся с веществами индикаторами, с историей открытия индикаторов, исследовать поведение индикаторов в различных средах

66.37kb.

07 10 2014
1 стр.


Конспект открытого урока в 7 классе. Тема урока: «Климат Африки»

Цели и задачи урока: Сформировать представление о климате Африки, основных факторах климатообразования. Учить работать с климатическими диаграммами, климатическими картами. Тип уро

56.04kb.

08 10 2014
1 стр.