Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Разработка урока риторики по теме: «Этикет».

Цель занятия: сформировать представление о светском этикете.

Задачи:

  1. Вместе с учащимися определить основное содержание понятия «светский этикет».

  2. Познакомить учащихся с историей светского этикета и сравнить его со светским этикетом сегодняшних дней.

  3. Формировать представителя светского общества.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Обещал отцу Петрусь:

-Я за вежливость возьмусь:

Буду всех благодарить,

Первым "здравствуй" говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит- утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

А Петрусь как заорёт:

-С добрым утром, дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

-Убирайся, пострелёнок!

Вот Петрусь догнал Яринку

Да как дёрнет за косынку:

-Ты куда, Ярина, стой,

я здороваюсь с тобой!

Та отпрянула в сторонку …

Как невежлива девчонка…

Нёс вожатый горку книг,

А Петро с ограды-прыг.

Чуть не сел ему на плечи:

-Извините, добрый вечер!

-Ты,- вожатый закричал,-

И невежа, и нахал!

Петя очень удивлён:

Разве был невежлив он?!

Получилось ли у героя быть вежливым? Почему?

Ребята, как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? Правильно. Сегодня, ребята, мы поговорим об этикете. Но давайте сначала вспомним, что нам известно об этом слове.

II Подготовка к изучению нового материала.

Фронтальная беседа:


  1. Что такое этикет?
    (Этикет – это нормы, правила поведения человека в обществе.)

  2. Что такое речевой этикет?
    (Речевой этикет – это такая ситуация общения, при которой соблюдаются этикетные правила.)

  3. Каким должен быть человек, знающий этикет?
    (Этот человек должен быть вежливым, приветливым, знать, что следует говорить или делать, чтобы не обидеть того человека, с которым он общается, своего собеседника.)

Каждый человек находится среди людей и все мы, конечно же, общаемся друг с другом. И с родными людьми дома, и с близкими друзьями на улице, с незнакомыми людьми в магазине, в общественном транспорте. И здесь действительно важно уметь быть вежливым, учтивым и тактичным человеком. При общении нужны искренность, взаимная заинтересованность и умение просто и ясно излагать свои мысли и чувства. Для нормального общения вовсе не обязательно быть эрудитом.

III. Изучение нового материала.

Эвристическая беседа:

  1. Поскольку мы говорим о человеке в обществе, давайте выясним, что такое «общественное мнение».
    (Общественное мнение – это мнение общества, группы людей об определенном человеке или ситуации, суждение общества о ком-нибудь или о чем-нибудь.)

  2. Для большинства людей важно, что о нем думают другие. А для каких людей оценка общества особенно важна?

Слово учителя.

Современный этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов от седой древности до наших дней. В своей основе эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то общества, но и самых различных систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, её историей, национальными традициями и обычаями. Так, из Древнего Рима к нам пришел обычай гостеприимства и хлебосольства. Скандинавы ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом наиболее уважаемым гостям. Народы Кавказа издревле уважительно относятся к старшим по возрасту и к женщине.

Есть забавная история о происхождении хороших манер: «Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край и снова жди своей очереди». Хорошие манеры в данной истории представлены той самой «золотой серединой», принцип которой был важнейшим в культуре античных времён.

Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.



Выступления учащихся.

Ученик. Сервантес писал: "Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость". Именно эти слова встречают вас при входе в школу. Вежливость - это не только умение проявлять такт, держаться доброжелательно по отношению к собеседнику, но и знание речевого этикета.

Ученик. Общение начинается с приветствия. Приветствие является знаком признания ценности и достоинства человека. Многообразие форм и многоцветная палитра приветствий в различных этикетах трудно поддаются всестороннему описанию и классификации. Кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, воздушный поцелуй, простое "Добрый день" и "Здравствуй" и т.п. Формы приветствия чрезвычайно разнообразны.

Ученик. О племени масаи рассказывают, что перед тем, как приветствовать друг друга, они плюют на руки. Житель Тибета, снимая шляпу, высовывает язык, а левую руку держит за ухом, как бы прислушиваясь. Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами. А в Англии женщина на улице ,как правило, первой приветствует мужчину, так как ей предоставляется право решать, желает ли она подтвердить своё знакомство с данным мужчиной или нет. Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются. У японцев для приветствия существуют три вида поклонов: низкий, средний и лёгкий (с углом 15 градусов).

Слово учителя.

А вы знаете, что первым руководством по поведению считается составленная в 1204 году испанцем Петрусом Альфонсом «Дисциплина клерикалис». За ней последовали правила поведения для придворных, а позднее для более широких кругов. Cтранами классического этикета принято считать Англию и Францию. В Италии наравне с образованностью и изящными искусствами ранее, чем в какой-либо другой стране Европы, начали развиваться и совершенствоваться правила светских приличий, изящные манеры и этикет. Первые пособия о правилах поведения, трактаты, поучающие как себя вести, чего требует от каждого человека учтивость, вежливость, появились в средние века.

Театр считался «наилучшей школой манер» и универсальным средством общественного воспитания, «позволяющим выработать у молодых людей благозвучное произношение, свободу жеста, благородство походки, внешнюю элегантность и изысканные манеры.

Ученик .В России культура этикета распространилась значительно позднее, чем в Западной Европе.

В девятнадцатом веке жёны купцов нередко обращались к мужьям на «вы», слыша ответное «ты». На «вы» обращались к высшему чину и по имени и отчеству. На «ты» обращались либо к низшему чину, либо в семье.



Ученик. В наше время обращение на "ты " принято между близкими людьми. На "ты" взрослые обращаются к детям. Между незнакомыми, не очень близкими друг другу взрослыми и в официальной обстановке принято говорить "вы». Иногда встречается "ты" ("Эй, мужик, где тут вокзал"), но только у людей недостаточно культурных.

Учитель. Слово «этикет», от французского «etiaquette», что означает «церемониал», в наше время обрело новый смысл – правила хорошего тона, нормы порядочности, правила приличия.

Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил взаимоотношений. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается тактом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать в тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого человека, не оскорбит его достоинства.

Давайте запишем основные понятия, с которыми мы встречались в ходе нашей беседы. Ученики записывают понятия в свои тетради.

Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.

Речевой этикет – правила речевого поведения (голос, позы, жесты, мимика), обязательные для членов общества.

Общественное мнение – суждение общества о ком-нибудь или о чем-нибудь.

Светский этикет – правила и нормы поведения в кругу знатных, знаменитых, влиятельных и/или богатых людей.

Также различают несколько видов этикета:



  • Придворный этикет -строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов.

  • Дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приёмах, визитах, переговорах.

  • Воинский этикет- свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.

  • Общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Итак, ребята, этикет - это правила общения и поведения в обществе. Но иногда, наше поведение, даже вежливое противоречит этикету.

Вежливое поведение.(2 учащихся)



Ситуация:

Нарядная, оживлённая женщина входит в автобус; увидев ее рядом, поднимается мальчик.

-Садитесь, пожалуйста!

-Ну, что ты…Спасибо…Не надо…

-Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым людям место уступаю.

В чём не прав мальчик? (ответы учащихся).

Вывод: будучи вежливым, не забывай о такте.

Знакомство.(2 учащихся)



Ситуация: Дима пришёл в гости к Пете. Дверь открыл Петин дедушка, которого Дима видит в первый раз.

Вопрос: Что должен сделать Дима?

Ответ: Поздороваться.




Будь вежливым!

Конечно, ты знаешь, что при встрече люди говорят друг другу здравствуй(те), доброе утро, добрый день, добрый вечер и что приятелю можно сказать привет.


Дети обязательно должны здороваться со старшими первыми.
Слово здравствуй не всегда говорят только знакомым. Например, если ты пришёл к другу и тебе открыл дверь незнакомый человек, обязательно нужно поздороваться.




 

Вопрос: Должен ли Дима представиться Петиному дедушке?

Ответ: По правилам хорошего тона первым здоровается и представляется тот, кто младше. Но в этой ситуации Дима должен сделать это первым не потому, что он младше, а потому, что он пришел в незнакомый дом.




Будь вежливым!

С ровесниками знакомиться просто. Нужно сказать: Давай познакомимся! Меня зовут Катя. А как тебя зовут?


Но может возникнуть ситуация, когда тебе нужно будет познакомиться со взрослым человеком. Например, ты пришёл к другу. Тебе открыл дверь кто-то из старших. Не предлагай ему познакомиться и не спрашивай, как его зовут. По правилам этикета ты должен сам представиться: Здравствуйте, я Петин одноклассник. Меня зовут Дима.




По правилам хорошего тона знакомиться самостоятельно не следует. Но если уж так случилось, что рядом не оказалось никого, кто мог бы тебя представить, то можно представиться самому.

Обычно взрослые знакомятся с детьми, а не наоборот. Ребёнок называет себя первым, только в тех случаях, когда это необходимо ( вспомните Диму и Петиного дедушку).

А со своими сверстниками ты можешь знакомиться очень просто(2 ученика показывают как это сделать).

Если к тебе пришел в гости приятель, то обязательно познакомь его со старшими, которые в этот момент дома. Не забудь, по правилам хорошего тона, нужно представлять младшего старшему, а не наоборот. Так что скажи маме « Мама, это мой друг. Его зовут Коля».

Извинение.

Есть люди, которые вообще не умеют извиняться. И это очень вредит им в жизни. Чтобы тебя считали воспитанным человеком, ты должен научиться извиняться и подбирать для этого правильные слова. От этого, между прочим, зависит, насколько быстро тебя простят.



Как извиниться? (ученик)

Если ты случайно толкнул кого-то в транспорте или в коридоре, то извиниться можно очень коротко. Даже слово «пожалуйста» можно не произносить. Хотя очень хорошо воспитанные люди про него никогда не забывают:



Извините (пожалуйста)! Извини (пожалуйста)!

Простите (пожалуйста)! Прости (пожалуйста)!

Простите меня (пожалуйста)!

В более сложных случаях можно уточнить, за что именно ты просишь прощения:



Извините за опоздание!

Простите меня, пожалуйста, за опоздание!

Извини меня, пожалуйста, за то, что я забыл книгу.

Прости, что забыл принести тебе учебник.



Ситуация: Сломался автобус, на котором Дима ехал в школу. Мальчик опоздал на урок.

Вопрос: Должен ли Дима извиниться, входя в класс?

Ответ: Правила хорошего тона требуют, чтобы мы всегда извинялись за опоздание.

Вопрос: Что следует сказать, если опоздал на урок?

Ответы:

  1. Извините.

  2. Извините меня за опоздание.




Будь вежливым! (ученик)

Слова простите, извините воспитанные люди говорят очень часто. Извиняются не только за проступок, но и за причиняемое беспокойство. Например, если ты остановил человека на улице, чтобы спросить время. Или если ты хочешь пройти к выходу в троллейбусе, а там стоят люди. Перед вопросом или просьбой скажи слово простите – ведь ты хочешь побеспокоить людей. А уж если ты провинился, извиняться нужно обязательно. Помни, что на человека, который не умеет произнести простые слова извинения, сердятся сильнее и дольше.






Телефонный разговор.

Телефон всегда присутствовал в вашей жизни. Вы пользуетесь им с раннего детства, но хорошо ли вы знаете правила телефонного этикета? Давайте проверим.

-Когда можно звонить?

-Как ответить на звонок?

-Ты позвонил, тебе ответили. Что нужно сказать?

-Как закончить разговор?



Ситуация: Дима позвонил Пете. К телефону подошла мама Пети.( 2 учащихся)

Дима: Алло!

Мама Пети: Я вас слушаю.

Дима: Здравствуйте! Мне Петю.

Мама Пети: Его нет. А кто ему звонит?

Дима: Я позже перезвоню. Хорошо?

Мама Пети: Пожалуйста.

Дима: До свидания!

Мама Пети: До свидания!

Вопрос: Какие реплики вы посчитали неудачными и почему?

Ответы учащихся:

  1. Алло говорит не тот, кто звонит, а тот, кто поднимает трубку.

  2. Невежливо звать к телефону: Мне Петю, нужно сказать: Позовите, пожалуйста, Петю.

  3. Если спрашивают, кто звонит, нужно представиться.

Ситуация: Правильный телефонный разговор.(2 учащихся)

Мама: Я слушаю!

Дима: Здравствуйте. Это Петин друг Дима. Я уже звонил. Петя пришел?

Мама: Здравствуй, Дима. Да, Петя дома.

Дима: Позовите его, пожалуйста.

Мама: Одну минутку. Петя! Тебя к телефону!

Петя: Алло?

Дима: Привет, Петь! Это Дима!

Петя: Привет!

Дима: У нас завтра футбол. Ты помнишь?

Петя: Конечно. А ты будешь?

Дима: А как же! Ну что, тогда до завтра?

Петя: Да, давай до завтра. Пока.




Будь вежливым! (ученик)

Запомни главные правила:



  • алло говорит не тот, кто звонит, а тот, кто берёт трубку, а произносится это слово не так, как пишется: алё;

  • к телефону просят позвать так: Позовите, пожалуйста, Петю!;

  • если спрашивают, кто звонит, нужно ответить (конечно, если ты попал туда, куда хотел);

  • если попал не туда, не спрашивай, какой это номер телефона, просто извинись, повесь трубку и перезвони;

  • не забудь в начале разговора поздороваться, а в конце попрощаться;

  • если позвонили тебе, не торопись сказать до свидания, это невежливо; подожди, пока попрощается тот, кто позвонил.




Итоги урока. Домашнее задание( выучить песню).

Наш сегодняшний урок мне бы хотелось закончить словами песни.



Песня

Настанет, друзья, счастливое время,

Настанут чудесные дни:

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

 

Не будет детей нехороших,



Придут золотые года,

И в комнату люди в калошах

Не будут входить никогда.

 

Подует ветер свежий,



Фиалки расцветут,

Исчезнут все невежи,

Навеки пропадут.

 

Распустятся фиалки,



Зимой придёт весна,

И в школьной раздевалке

Настанет тишина.

 

Пусть грубость исчезнет навеки.



Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой аптеке

Лекарство для грубых детей.

СПАСИБО ЗА УРОК!

Разработка урока риторики по теме:

Познакомить учащихся с историей светского этикета и сравнить его со светским этикетом сегодняшних дней

125.65kb.

25 12 2014
1 стр.


Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная драматургия» «Увертюра

Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока, презентацию урока. Может быть использована для пров

81.23kb.

15 10 2014
1 стр.


Разработка урока по теме «Натюрморт» педагога дополнительного образования моу «Гимназия №17» г. Королёва Московской области

Методическая разработка урока по теме «Натюрморт» педагога дополнительного образования

97.44kb.

09 09 2014
1 стр.


Методическая разработка урока в 11 классе по информатике и икт по теме «Создание базы данных». Цель урока: познакомить со средой субд access
77.25kb.

23 09 2014
1 стр.


План-конспект открытого урока немецкого языка в 3 классе по теме Учитель: Ендовицкая Л. А. 2012-2013 учебный год

Задачи урока: Обучение диалогической речи по теме урока Тренировка навыков чтения и инсценирования полилога. Закрепление лексики по теме «Дни недели. Занятия в выходные»

27.97kb.

28 09 2014
1 стр.


Методическая разработка открытого урока по немецкому языку преподавателя Шевелевой Т. М. Тема уроках «Персонал гостиницы» Дидактическая цель

Научить учащихся (выработать первичные умения) делать устное высказывание по теме урока

82.57kb.

08 10 2014
1 стр.


Разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Фразеологизм»

Цель урока: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи

78.8kb.

14 12 2014
1 стр.


Разработка урока По теме: Раскрытие образа Дома по рассказу
47.42kb.

16 12 2014
1 стр.