Заключение
В проведённом автором исследовании, направленном на выявление некоторых приёмов повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка на средней ступени обучения в современных УМК, были рассмотрены следующие понятия: "мотивация", "мотив", "специфика урока иностранного языка", "цели обучения иностранному языку на средней ступени" и т.д.; а также исследована проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии и методике преподавания иностранных языков; возрастные индивидуальные особенности учащихся средней ступени обучения, приёмы развития мотивации к изучению иностранного языка на средней ступени обучения.
В ходе работы был проанализирован ряд примеров упражнений и некоторых приёмов повышения мотивации к изучению иностранного языка на средней ступени, предлагаемых авторами современных УМК, что позволило выявить специфику УМК с точки зрения приёмов повышения мотивации, представленных по четырём основным видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо), а также по аспектам языка (фонетика, лексика, грамматика). При проведении исследования развития мотивации к изучению иностранного языка на средней ступени обучения автором были употреблены следующие методы исследования: общенаучные методы, которые включают анализ, синтез, индукцию и дедукцию. В качестве основных критериев анализа и оценки УМК были выделены следующие критерии:
1) наличие в УМК тем устной речи, учитывающих интересы и потребности учащихся средней ступени обучения;
2) наличие наглядности, способствующей повышению мотивации учащихся к изучению английского языка на средней ступени обучения;
3) наличие проблемных заданий по основным видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо), способствующих развитию интереса учащихся к изучению английского языка;
4) соответствие упражнений, представленных по аспектам языка (фонетика, лексика, грамматика), мотивационным потребностям учащихся средней ступени;
5) наличие дидактических игр и других средств развития у учащихся мотивации к изучению английского языка на средней ступени обучения.
. Кроме того, психологический, антропологический, бихевиористский и социокультурный подходы позволили проанализировать возрастные индивидуальные особенности учащихся средней ступени. Всё это позволило осуществить полное и многогранное исследование развития мотивации к изучению иностранного языка на средней ступени обучения.
Список литературы
1. Бим И.Л., Биболетова М.З., Щепилова А.В., Копылова В.В. Иностранный язык в системе школьного филологического образования (концепция)./Иностранные Языки в Школе.-2009.-№1.-С.4
2. Божович Л.И. Проблема формирования личности: избранные психологические труды./под ред.Д.И.Фельдштейна.-М.:НПО "МОДЭК",1997.-349 с.
3. Божович Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание./Л.И.Божович,Л.С.Славина.-М.:Знамя,1979.-96 с.
4. Борисова З.С., Смолина Л.П. Некоторые пути развития интереса учащихся к изучению иностранного языка./Иностранные Языки в Школе.-1990.-№3.-С.40
5. Верисокин Ю.И. Видеофильм как средство повышения мотивации школьников при обучении иностранному языку./Иностранные Языки в Школе.-2003.-№5.-С.31
6. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения ИЯ.-М.:Аркти,2003.-192 с.
7. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика.-М.:Академия,2004.-336 с.
8. Гез Н.И., Ляховицкий М.В и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.-М.:Высшая школа,1982.-373 с.
9. Годунова Н.А. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам./Иностранные Языки в Школе.-2006.-№7.-С.46
10. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика.-М.:Харвест,2001.-976 с.
11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.-СПб.:Питер,2006.-512 с.
12. Ковалёв В.И. Мотивы поведения и деятельности.-М.:Наука,1988.-191 с.
13. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам./Иностранные Языки в Школе.-1989.-№4.-с.15
14. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучащих иностранный язык.-М.:Аркти,2002.-176 с.
15. Нефёдова М.А. Коллаж и коллажирование в учебном процессе./Иностранные Языки в Школе.-1993.-№2.-С.5
16. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе.-М.:Просвещение,1988.-223 с.
17. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка./Иностранные Языки в Школе.-2000.-№2.-С.3;№3.-С.3
18. Программа основного общего образования по английскому языку./Иностранные Языки в Школе.-2005.-№4,5.-С.8
19. Прокофьева В.Л. Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному общению./Иностранные Языки в Школе.-1990.-№5.-С.41
20. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности.-М.:Академия,2008.-368 с.
21. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.-М.:Просвещение,1991.-287 с.
22. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. В 2 т.Т.2.-М.:Педагогика,1989.-328 с.
23. Семёнова Т.В., Семёнова М.В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам./Иностранные Языки в Школе.-2005.-№1.-С.16
24. Скалкин В.Л., Яковенко О.И. К вопросу ситуативно-тематической организации материала устной речи как средства стимулирования изучения иностранного языка в школе./Иностранные Языки в Школе.-1990.-№6.-С.3
25. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций.-М.:Просвещение,2002.-239 с.
26. Сперанская Н.И. Новые подходы к обучению иностранным языкам в 5 классе./Иностранные Языки в Школе.-2001.-№2.-С.19
27. Фрэнкин Р. Мотивация поведения: биологические,когнитивные и социальные аспекты.-СПб.:Питер,2003.-651 с.
28. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения.-СПб.:Речь,2001.-238 с.
29. Черноголовая Н.Н. Дидактическая игра как средство развития у учащихся 5-6 классов интереса к изучению английского языка./Иностранные Языки в Школе.-2006.-№6.-С.28
30. Юрченкова Г.Д. Мотивы и "антимотивы" при изучении иностранного языка./Иностранные Языки в Школе.-2006.-№4.-С.42
УМК:
1. Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык. Учебник для 6 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей. 9-е издание.-М.:Просвещение,2008.-351 с.
2. Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык. Учебник для 7 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей. 9-е издание.-М.:Просвещение,2008.-367 с.
3. Клементьева Т.Б., Шэннон Д. Счастливый английский. Книга 2 для 7-9 классов общеобразовательной школы.-Обнинск:Титул,2005.-448 с.
4. Клементьева Т.Б., Шэннон Д. Книга для чтения к учебному изданию "Счастливый английский.Книга 2" для учащихся 7-9 классов общеобразовательной школы.-Обнинск:Титул,2005.-336 с.
5. Литтлджон Э., Хикс Д. Английский язык. Серия "Кембриджский курс английского языка для российских школ", уровень 2 для 7 классов общеобразовательных учреждений.-М.:Дрофа,2006.-124 с.
<предыдущая страница