Самостоятельная работа по дисциплине «Психология»
Раздел «Познание»
Тема «Развитие памяти у дошкольников»
Цель: изучение соотношения непроизвольной и произвольной памяти
Подготовка исследования. Подобрать 3 набора предметных картинок размером 5х7 см (по 16—25 в каждом) так, чтобы каждый можно было по тематике разбить на 4 группы, например: животные, фрукты, овощи, одежда.
Проведение исследования. Проводятся 3 серии эксперимента через день индивидуально с детьми 3 — 7 лет. В каждой серии используется новый набор картинок, участвуют одни и те же дети.
Первая серия. Изучение пассивной непроизвольной памяти. Ребенку показывают картинки с изображением различных предметов, которые он должен рассмотреть. При этом взрослый не ставит перед малышом задачу на запоминание. Он говорит: «Я сейчас покажу картинки, а ты внимательно посмотри на них». Картинки экспонируются последовательно одна за другой. После демонстрации одного из наборов ребенка просят: «Назови картинки, которые ты запомнил».
Вторая серия. Изучение активной непроизвольной памяти, когда при запоминании используется прием классификации материала. Ребенку предлагают разложить второй набор картинок в 4 ряда, т.е. на 4 группы: «Что к чему подходит?» После выполнения задания картинки убирают и просят ребенка вспомнить и перечислить все картинки по рядам.
Третья серия. Изучение произвольной памяти. Детям, участвовавшим в первых двух сериях, показывают третий набор картинок и предлагают запомнить как можно больше картинок для того, чтобы затем их припомнить. Средства и приемы запоминания не указывают. Каждая картинка экспонируется в течение 3 с. После показа всех картинок дети воспроизводят по памяти предметы, изображенные на них.
Обработка данных. Подсчитывают среднее арифметическое количество воспроизведенных названий предметов в каждой возрастной группе. Полученные данные оформляют в таблицу (табл. 1).
Сопоставляют средние показатели объема памяти (по результатам, полученным в каждой серии эксперимента) и возраста детей. Устанавливают продуктивность разных видов запоминания на протяжении дошкольного возраста, а также соотношение показателей, полученных у одних и тех же детей при разных видах запоминания. Выявляют, как дети разных возрастов справляются с задачей припомнить материал, с какого возраста начинают использовать способы запоминания и какие.
Таблица 1
Продуктивность запоминания
Возраст
детей
|
Количество
детей
|
I серия —
|
II серия —
|
III серия —
|
непроизвольное
пассивное
запоминание
|
непроизвольное
активное
запоминание
|
произвольное
запоминание
|
3—4 года
|
|
|
|
|
4— 5 лет
|
|
|
|
|
5— 6 лет
|
|
|
|
|
6— лет
|
|
|
|
|
Протокол № …..
Цель исследования: ……………………………………………………
С кем ……………………………………………………………………
Возраст …………………………………………………………………
Когда……………………………………………………………………
Где ……………………………………………………………
№
|
Ф.И.
|
Инструкция
|
Нумерация серий экспериментов.
|
Вывод
|
1 серия
|
2 серия
|
3серия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература
1.Житникова Л.М. Учим детей запоминать. – Изд. 3-е, доп. – М., 1985.
2.Истомина З.М. К вопросу о развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста
3.Возрастные и индивидуальные различия памяти /Под ред. А.А. Смирнова. – М., 1967.
4. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академ , 1997
5.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: 3-е изд.., стереотип. – М.:Издательский центр «Академия», 1998.