Самостоятельная работа по дисциплине «Психология»
Раздел «Личность»
Тема «Развитие воли у дошкольников»
Цель: изучение мотивов поведения в ситуации выбора»
Подготовка исследования. Для
первой серии подобрать несколько игрушек, интересных для старшего дошкольника. Продумать малоинтересную для ребенка, но нужную для других людей деятельность (например, разложить по коробочкам полоски бумаги разной ширины).
Для второй серии приготовить мел, нарисовать на бумаге 2 круга диаметром не менее 50 см, расстояние между кругами 20 см, над первым кругом изображен 1 человек, над вторым — 3.
Проведение исследования. Эксперимент проводится с детьми от 3 до 7 лет.
Первая серия. Эксперимент проводится индивидуально. Испытуемого ставят в сложную ситуацию, он должен сделать выбор: заняться малопривлекательным делом или поиграть интересными игрушками.
Вторая серия. Участвуют те же дети, объединенные в 2 группы (группы формируют с учетом желаний детей). Проводится игра-соревнование на точность попадания мяча в цель. Детям предлагают: «Давайте поиграем в мяч. У вас две команды. Каждый член команды может бросить мяч пять раз. Если он бросит мяч в левый круг, то очки идут в его пользу, если в правый — в пользу команды, если мяч не попадает в цель, то можно по желанию вычитать очки или из личных или из командных». Перед каждым броском экспериментатор спрашивает ребенка, в какой круг он бросит мяч.
Обработка данных. Подсчитывают, сколько детей в первой и второй сериях проявляли личную мотивацию, сколько общественную. Результаты оформляют в таблицу. Определяют, насколько эти виды мотивации устойчивы.
Отмечают, в какой степени общественная мотивация зависит от характера экспериментальной ситуации. При этом учитывают, что в первой серии ребенок делает выбор индивидуально, а во второй — в присутствии сверстников.
Таблица 1
Мотивация поведения дошкольников
Возраст
|
Виды мотивации в 1 серии
Индивидуальный выбор
|
Виды мотивации во второй серии
Выбор в присутствии сверстника
|
Личная мотивация
|
Общественная мотивация
|
Личная мотивация
|
Общественная мотивация
|
3-4 года
|
|
|
|
|
4-5 лет
|
|
|
|
|
5-6 лет
|
|
|
|
|
6-7 лет
|
|
|
|
|
Образец протокола исследования
Протокол № …..
Цель исследования: ………………………………………………………
С кем ………………………………………………………………………
Возраст ……………………………………………………………………
Когда………………………………………………………………………
Где …………………………………………………………………………
№
|
Ф.И.
возраст
|
Инструкция
|
Выбор детей
|
Эмоциональная реакция
|
Вывод
|
В первой серии
|
Во второй серии
|
|
|
Инструкция 1(1 серия)
«Подумай и скажи, чем ты хочешь заняться: помочь мне подготовиться к занятию: разложить по коробочкам полоски бумаги разной ширины; или поиграть вот в эти интересные игрушки?»
Инструкция 2 (2 серия).
«Давайте поиграем в мяч. У вас две команды. Каждый член команды может бросить мяч пять раз. Если он бросит мяч в левый круг, то очки идут в его пользу, если в правый — в пользу команды, если мяч не попадает в цель, то можно по желанию вычитать очки или из личных или из командных».
|
Личная мотивация
|
Общественная мотивация
|
Личная мотивация
|
Общественная мотивация
|
|
|
1.
|
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
|
|
5.
|
|
|
|
|
|
6.
|
|
|
|
|
|
7.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература
-
Психология личности и деятельности дошкольника. / Под ред. А.В. Запорожца, Д,Б, Эльконина - М., 1965.
-
Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. – М.,1990.
-
Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – Киев. 1971.
-
Кравцов Г., Кожарина Л., Плашиева Л. Царевна Несмеяна и другие, или Воспитание произвольности // Дошкольное воспитание. -1971. - №11.
-
Непомнящая Н. Формирование воли //Дошкольное воспитание. - !963. - №9.
-
Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе
// Вопросы психологии. – 1990. - №3.
-
Цыркун Н.А. Развитие воли у дошкольников. – Минск, 1991.