Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Из личного опыта работы педагога-психолога МБОУ СОШ № 25 станицы Ладожской Усть-Лабинского района Краснодарского края

Вяльцевой Ирины Михайловны

pict1119.jpg

__________________________________________________________

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ

«МЫ САМИ»

"Внутри каждого человека есть дремлющие силы; силы, способные удивить его самого, так как он зачастую и не предполагает, что обладает ими; силы, способные перевернуть жизнь, стоит их только поднять из глубин и привести в действие"

Оризон Свит Марден

В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и не защищенными.

Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Практически все психологи сходятся на том, что подростковый возраст является совершенно особым этапом развития личности.

В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.

В конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечение его свободного развития, гарантий личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения. Повышение социальной компетентности детей и подростков — задача чрезвычайно важная.

Потребность в консультации психолога у подростков нашей школы возникает в связи с самыми разнообразными проблемами: от принятия собственного изменившегося тела до самоопределения. Отвечая на вопросы подростка, психолог сам погружается в мир его переживаний. Для решения проблем подрастающего поколения и оказания психологической помощи необходимо иметь чёткое представление о психологических особенностях подростков нашего времени.

Цель работы педагогического коллектива школы № 25 станицы Ладожской Усть-Лабинского района Краснодарского края: повышение качества образования. Развитие нравственной и физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.

Одним из конкретных практических шагов в этом направлении, является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для детей и подростков путем внедрения научно-обоснованных, эффективных программ способствующих адаптации и созданию условий для саморазвития и самопознания детей.

Развитие самоопределения подростков в школе осуществляется через реализацию программы повышения социальной компетентности «Мы Сами», которая была разработана авторским коллективом Фонда «Женщины и дети прежде всего» под руководством доктора психологических наук, профессора Галины Васильевны Семья. Программа прошла успешную апробацию в 2007 году с учащимися из детского дома, которые обучались в нашей школе, и показала очень хорошие результаты. Выйдя из стен школы, они приезжают и рассказывают, как им в жизни пригодились знания, которые они получили через данную программу (это и поступление в колледжи, институты; и устройство на работу; и ведения хозяйства и многое другое).

С 2010 года в МБОУ СОШ №25 ст.Ладожской, по программе повышения социальной компетентности детей и подростков «Мы Сами», проводятся занятия с учащимися восьмого кадетского класса казачьей направленности, в рамках участия программы «Школа Нового Поколения».

pict1207.jpg

Целью программы является содействие повышению социальной компетентности подростков для их успешной адаптации в обществе.

Данная цель реализуется через:


  • Развитие способности понимать самого себя и других людей, их взаимоотношения, прогнозировать межличностные ситуации и своё поведение в них;

  • Формирование социальных навыков (устройство на работу, получение медицинской помощи, продолжение образования).

Школа, составляющая социальную среду, в которой дети находятся довольно продолжительную часть времени, нередко создает для них дополнительные психологические трудности. Экстремальность современного учебного процесса обусловлена, не только продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, но и количеством, темпами и способами подачи информации, характером эмоционального фона и другими факторами школьной среды.

Настоящая программа ставит перед собой цель помочь учащимся лучше узнать себя, свои сильные стороны, научить их преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях; способствует развитию чувства собственного достоинства, успешной и полной реализации себя в поведении и деятельности, утверждению своих прав и собственной ценности, при этом, не только не ущемляя прав и ценности других людей, но и способствуя их повышению.

Актуальность работы определяется в построении системы специально организованных условий на базе МБОУ СОШ № 25 ст.Ладожской по внедрению программы повышения социальной компетентности подростков «Мы Сами», способствующих развитию социальной компетентности личности и подготовки их к будущей самостоятельной жизни. В силу объективных (приёмные, неблагополучные, неполные семьи) и субъективных причин, они в большей степени нуждаются в научно-обоснованной системе их подготовки к жизни, социализации.

Большинство подростков имеют слабые представления о личностных ценностях, нет навыков эффективного общения. Преобладает агрессивное поведение. В конфликтных ситуациях они зачастую неспособны сколько-нибудь объективно оценить ситуацию, не могут владеть своим настроением и поведением. Затруднения в формировании самосознания приводят к постоянному подражанию другим, поверхностным чувствам, агрессивности. Пытаясь самоутвердиться, подросток демонстрирует свою самостоятельность отказом подчиняться правилам и моральным нормам.

Программа «Мы Сами» представляет собой коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие психосоциальной компетентности подростков (развитие ресурсов личности; формирование адаптивных стратегий поведения; формирование эффективного жизненного стиля и поведения; адаптация к требованиям социальной среды; формирование и развитие социальной и персональной компетенции), обучающих в МБОУ СОШ № 25 ст.Ладожской.

В программе первого года обучения рассматриваются мотивационный, личностный и коммуникативный блоки. Второй год обучения посвящен блоку «Мир, в котором я живу», включающий разделы: «Взросление», «Семья», «Досуг», «Мир, который я строю».

Потребовалось много усилий, чтобы сплотить группу, чтобы ответы и вопросы участников были откровенны. Только при сплоченной группе можно говорить об эффективности и «полезности» занятий.

Это интересные и, вместе с тем, достаточно непростые занятия с детьми, для того, чтобы выйдя из стен школы, они могли жить и общаться с окружающими их людьми, чтобы они знали, как устроено общество, в котором им предстоит жить, работать, создавать семью, растить детей.

По результатам внедрения этой программы мною была проведена исследовательская работа «Влияние программы «Мы Сами» на смысложизненные навыки подростков», где хорошо прослеживаются высокие показатели нужности, важности данной программы в школах.

Таким образом, подростки, занимающиеся по программе повышения социальной компетентности, в значительно большей степени ориентированы на будущее. У них существуют достаточно конкретные цели, которые наполняют их реальность осмысленностью и направленностью действий.

Наряду с традиционными методами психологической работы, использовался совместный просмотр и обсуждение кинофильмов.

Современные дети в большинстве своем читают все меньше и меньше, печатное слово все чаще заменяется образной информацией, при этом мы отнюдь не всегда знаем, что и как смотрят с экранов наши дети. Совместный просмотр и обсуждение фильмов — замечательное занятие, дающее возможность лучше понять детей, установить с ними контакт и помочь им найти пути решения проблем.

Анализ кинопроизведений, стремление понять содержание фильмов позволяет подростку переосмысливать свое отношение к действительности, по новому осознавать собственный внутренний мир, дает возможность формировать позитивную систему ценностей.

При проведении занятий по программе «Познай себя», социальная компетентность повысит знания и умения, необходимых для социальной деятельности, и личностных качеств подростков, связанных со способностью брать на себя любовь, признание, веру, обеспечит адаптацию личности в обществе и будет способствовать ее самореализации, самоактуализации и самоопределению подростка.

Работа по программе ведётся совместно с педагогическим коллективом. Для успешной совместной деятельности проводятся семинары, тренинги и консультации для учителей.

Подростки, которым было бы полезно оказаться в пространстве подобной программы, чтобы получить навыки и опыт конструктивного взаимодействия с другими людьми, живут в каждом доме. Наличие такой программы, позволяет в течение учебного года осуществлять четко организованную работу с конкретной группой подростков по снижению социальной дезадаптации и приобретению жизненных навыков. Вопреки существующему мнению о большой самостоятельности подростков, наблюдается  неспособность к саморегуляции поведения, которая выражается в неумении самостоятельно планировать и контролировать свои действия.

Разработанная модель программы «Мы Сами», способствует осмыслению (обдумыванию) подростками собственной жизни, формирует хотя первичные, но собственные жизненные цели, установки, изменяются ценностные ориентации учащихся в сторону общественно-значимых, способствует определению конкретного плана ребенка на ближайшее будущее, дает эмоциональное обогащение от совместной деятельности, выработке собственных моделей поведения, стремлению к саморегуляции для соответствия нормам социального поведения.

В Конвенции о правах ребенка есть слова: «Дети, в силу своей уязвимости, нуждаются в особой заботе и охране». Мы зачастую забываем об этом и предъявляем к детям требования такие же, как взрослым. Пытаемся спросить с них так же, как с взрослых. А порой просто не слышим или не хотим слышать их не детские проблемы. Молчание - не золото, когда речь идет о ребенке и нашем участии в его развитии и взрослении. 



ЛИТЕРАТУРА.


  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

  2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М., 1990.

  3. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000.

  4. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.

  5. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. М., 2001.

  6. Бёрнс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

  7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

  8. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984.

  9. Демина И.А. Изучение жизненных перспектив старшеклассников в контексте субъективной картины жизненного пути. Дис. …канд.психол.наук. М.,1997.

  10. Коблик Е. Повышение социальной компетентности детей и подростков. Фильмотека. – М.Генезис, 2006.

  11. Максимова Е.А. Смысл жизни как фактор педагогического творчества (психологический аспект): Дис. ... канд. психол. наук. М., 2001.

  12. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Под. ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 1998. С. 637.

  13. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.

  14. Семья Г.В. «Программа повышения социальной компетентности воспитанников интернатов и детских домов»

  15. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М., 1997.

  16. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. М., 1996.




Развитие социальной компетенции подростков

Из личного опыта работы педагога-психолога мбоу сош №25 станицы Ладожской Усть-Лабинского района Краснодарского края

84.72kb.

15 09 2014
1 стр.


Развитие советского законодательства в области социального обеспечения в 70 – 80-х годах

Яли конституционные основы социальной политики Советском государства. Однако развитие социальной сферы того периода тормозили наряду с чрезмерной централизацией и бюрократизацией т

185.81kb.

26 09 2014
1 стр.


«Внутренний мир человека и система представлений о себе»

Цели: развитие самопознания подростков; развитие коммуникативных навыков; обучение новым формам сотрудничества друг с другом

91.32kb.

14 12 2014
1 стр.


Учетная карточка учреждений социального обслуживания Республики Татарстан Социальный приют для детей и подростков

Государственное бюджетное учреждение Социальный приют для детей и подростков Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Муслюмовскоммуниципальном райо

24.64kb.

11 10 2014
1 стр.


Занятие с элементами проблемного обучения. Цель: Обучающая: изучить психосексуальное развитие человека и его нарушения

Изучение темы «Психосексуальное развитие. Проблемы сексуального здоровья детей и подростков»

1259.75kb.

26 09 2014
8 стр.


Ага нютагаар аяншалга

Цель: Создание условии для формирования представления об або, расширение кругозора, развитие коммуникативных компетенции

18.17kb.

15 10 2014
1 стр.


«Становление и развитие американской литературы до начала ХХ века»

Программа является пособием по литературоведению в аспекте межкультурной компетенции для учащихся 10-11 классов. Курс рассчитан на 37 часов

103.19kb.

11 10 2014
1 стр.


Тема: Психофизическое развитие подростков (переходный возраст) Форма проведения

Выступление психолога и классного руководителя по указанным вопросам перед родителями

40.37kb.

07 10 2014
1 стр.