Перейти на главную страницу
Результаты исследования могут быть использованы в научных разработках проблем социальной философии и религиоведения, при принятии органами государственной власти политических решений, касающихся предотвращения деструктивной деятельности религиозных сообществ и организаций, а также в борьбе правоохранительных органов с религиозным терроризмом и экстремизмом. Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании философии, истории и теории религии, культурологии, психологии, политологии, правоведения, они могут быть основанием для разработки специального курса для студентов высших учебных заведений.
Заметим, что первый и основной видовой признак фанатизма, во-первых, не раскрывает полностью сущность фанатизма, во-вторых, он сформулирован логически неточно. Здесь нет определения меры, с помощью которой можно установить степень религиозной веры: является ли она «исступленной» или же «нормальной»? Если нет такой меры, то любую прочную веру можно назвать «фанатизмом». В-третьих, в лингвистических определениях не проясняются природа этого исступления, его содержание, почва и формы проявления, границы между фанатизмом и психическим заболеванием (маниями, психопатиями и т. п.). Они не дают ответа на вопрос: фанатизм связан только с религиозной верой или также с другими формами и видами общественного и индивидуального сознания?
Попытки решения этих проблем приводят иных авторов к несколько расширенной трактовке фанатизма, когда речь ведется уже об «исступленной преданности» человека любой, не обязательно религиозной идее. Но и в таком определении не проводится грань между «исступленной» и «нормальной», «умеренной» преданностью идее.
В современной философской литературе фанатизм определяется как любой тип односторонней, предубежденной религиозной активности, выделяются особенности фанатического способа деятельности, характеризующие, с одной стороны, способ мышления или специфику психологии фанатика и, с другой стороны, специфику его поведения. В ней указываются такие особенности, характерные для фанатического сознания или психики: некритическая убежденность в том, что только присущие данному индивиду взгляды, идеи, убеждения о мире являются единственно истинными; убежденность в собственном призвании к преобразованию мира и других людей в соответствии с его (фанатика) истинными взглядами; установка на практическое и немедленное преобразование мира в соответствии со своей истинной верой или идеологией; ложность, искаженность сознания фанатика (фанатик живет не в мире реальности, а в мире своих идеологических иллюзий и фантазий, альтернативных реальности). Выделяются и характерные особенности поведения фанатика: а) стремление силой, принуждением навязать свои взгляды, идеи и образ жизни другим людям; б) «макиавеллистские» способы защиты своего «дела», т. е. готовность прибегать к любым, даже к самым жестоким и крайним способам воздействия ради достижения нужного результата.
Чаще всего в литературе фанатизм рассматривается как форма массового, коллективного психоза, выражающегося в маниакальной одержимости определенной идеей (идеологией). Иногда отмечается и то, что фанатизм – это явление не только массовой, но и индивидуальной психологии.
Выделяемые в литературе психологические особенности фанатического состояния психики характеризуют, на наш взгляд, лишь формальные, внешние признаки этого состояния и не дают ключа к раскрытию его истинной сущности, поскольку она не может быть открыта без анализа специфики тех идей, которые завладевают сознанием, психикой и поведением фанатика.
Обозначенные в философской литературе подходы к анализу фанатизма открывают путь к познанию его действительной природы как социально-исторического явления. Чтобы пройти этот путь до конца, нам необходимо: углубиться в анализ конкретно-исторических причин и обстоятельств, в которых культивируются определенные формы массового фанатизма; детально охарактеризовать сам процесс и законы формирования и развития фанатического сознания и фанатической организации, а также социальные функции фанатизма; проанализировать реальное содержание и разновидности фанатической идеологии и особенности фанатической психологии, как массовой, так и индивидуальной. Определение фанатизма не может быть полноценным и точным без содержательной характеристики существенных черт именно фанатической идеологии. В противном случае фанатизмом можно будет назвать любую форму прочной идейной приверженности любой идее или идеологии, что было бы явно некорректно. В поисках определения фанатизма недопустимо выхолащивание его социальной сущности, его очищение от реального конкретно-исторического содержания.
Итак, проблема определения сущности фанатизма как социально-исторического явления связана с двумя специфическими трудностями: во-первых, трудно очертить сам предмет исследования; во-вторых, сущность фанатизма маскируется или скрывается за абстрактными определениями, фокусирующимися на ярких внешних его чертах.
Чтобы понять сущность фанатизма как социального явления, необходимо рассмотреть во взаимосвязи друг с другом его характеристики как специфического состояния индивидуальной психики, как специфической формы индивидуального поведения, как специфической формы массового, коллективного сознания и поведения. При этом нужно обязательно сверять свои теоретические построения с реальным предметом – конкретными проявлениями фанатизма.
Во второй главе «Социально-историческая природа фанатизма» излагается и обосновывается авторская концепция фанатизма как социально-исторического феномена. Фанатизм исследуется последовательно на двух уровнях: на уровне индивидуальной психики и на уровне коллективной, массовой психики. Рассмотрение социально-исторической природы фанатизма осуществляется в двух аспектах: 1) фанатизм как особое состояние или способ функционирования психики (тип направленности и эмоционального переживания), 2) фанатизм как особый способ поведения. Социальная сущность фанатизма раскрывается также через анализ конкретной социально-исторической почвы, порождающей такую форму сознания и социальной деятельности, как фанатизм, а также через анализ логики и закономерностей развития фанатизма и его социальных функций.
В первом параграфе «Фанатизм как феномен психики» мы рассматриваем фанатизм как особое состояние индивидуальной психики. Первой важнейшей характеристикой фанатизма как психического склада личности является специфическая направленность личности. Специфическая фанатическая идеология – первичный элемент и ключевая предпосылка фанатизма, ядро фанатизма как особого психического склада личности. Анализ характерных особенностей фанатической идеологии позволяет утверждать, что фанатическая идеология – это извращенная фантастическая программа преодоления острого конфликта между интересами определенной социальной группы и ее социальных оппонентов, неадекватная форма разрешения нестерпимого исторического социального положения определенной социальной группы. Можно сказать, что любая идеология с элементами антигуманизма потенциально содержит в себе ростки фанатизма, но они не всегда достигают полного развития. Чтобы она превратилась в фанатическую идеологию, необходимо, чтобы специальные идеологи внедрили их в подготовленное к их восприятию массовое сознание людей. А важным условием такой подготовки является чрезвычайная историческая ситуация, угрожающая жизни человека, из которой он не видит конструктивного выхода.
Фанатическая направленность личности рассматривается в связи с порождаемыми ею и сопровождающими ее эмоциональными переживаниями, которые являются существенным элементом фанатизма как специфического психического склада личности. Рассматривая специфику фанатического эмоционального переживания, мы можем говорить о том, что оно порождается ситуацией фрустрации или конфликта. Основу критической ситуации, рождающей специфические эмоциональные переживания фанатика, составляет конфликт между фанатическим убеждениями и внешним миром, т. е. между утопическими и обычно извращенными идеальными представлениями фанатика о социальном устройстве и конкретной социальной действительностью. Любой человек, даже фанатик, нуждается и в положительных переживаниях, причем позитивных эмоций должно быть больше, чем негативных. Откуда же черпает фанатик позитивные эмоции? Как это ни парадоксально, он берет их в самих негативных эмоциях. Ненависть к миру приносит ему извращенную радость и наслаждение. Разрушительные негативные процессы в этом мире доставляют ему высшее наслаждение. Борьба с врагами и сами враги кроме ненависти вызывают еще и удовольствие, и если бы они исчезли, исчезло бы извращенное удовольствие фанатика. Радость он находит в борьбе с врагами и враждебной действительностью, в деструктивной, разрушительной деятельности. Это извращенная форма радости с перевернутой, в отличие от психической нормы, модальностью и извращенная амбивалентность эмоциональных состояний фанатика. Только причиняя ущерб враждебному миру, нанося страдания врагам или, наконец, испытывая страдания в борьбе за фанатическую идею, фанатик удовлетворяет свою потребность в положительных эмоциях.
Для понимания специфики фанатической направленности личности важно также провести грань между ней и различного рода психическими отклонениями, которые по своим внешним проявлениям сходны с ней. Можно ли отождествлять синдром сверхценной идеи реформаторства с фанатической направленностью личности? Нам кажется, что такое отождествление было бы некорректным, хотя связь между ними можно обнаружить.
Фанатическая направленность, выражающаяся в принятии личностью фанатической идеологии и перестройке всей мотивационно-поведенческой сферы в соответствии с этой идеологией, является основной характеристикой содержания фанатизма как психического склада личности. Важнейшую роль в структуре этой направленности играет фанатическая потребность изменения жизненной ситуации, непременной реализации сверхценной идеи социального реформаторства.
Говоря о специфике эмоциональных переживаний фанатика, мы должны отметить две их парадоксальные особенности. Во-первых, по сути чувства фанатика являются безличными, ибо они в действительности направлены не на конкретных людей как личностей, а на лиц вообще как носителей определенных социальных функций. Даже любовь к себе у фанатика есть любовь не к своей личности, а любовь к себе как функционеру, исполнителю фанатической идеи. Отсюда крайняя жесткость фанатика, которому совершенно безразличны переживания других людей, и даже моменты своих собственных сугубо личностных переживаний он старается подавить в себе. Во-вторых, чувства фанатика внутренне лицемерны и поэтому нарочито экзальтированны и демонстративны. Фанатики как бы сами себя подогревают или заводят именно потому, что за демонстрацией сильных эмоций скрываются их внутренняя деструктивность и пустота как результат их безличности.
Во втором параграфе «Фанатизм как особый способ поведения» устанавливается, что фанатическая направленность личности в структуре психологического склада личности необходимо сочетается со специфическими эмоциональными переживаниями и находит внешнее проявление в специфическом поведении фанатика. Таким образом, поведение фанатика рассматривается в качестве третьего необходимого элемента фанатизма как особого психического склада личности. Мы рассматриваем специфику фанатического поведения как целостный психологический феномен, включающий в себя мотивы, действия, цели, результаты и оценку результатов, коррекцию поведения. Другими словами – мы связываем фанатические мотивы и с целями, и с фанатическими действиями, и с их последствиями, и с оценкой этих последствий.
Мотивы фанатического поведения, во-первых, идеологичны, во-вторых, крайне интенсивны, благодаря чему они придают всем действиям фанатика особую «ярость», ожесточенность, деструктивную одержимость, интенсивность. Доминирующим мотивом поведения фанатика являются социальная агрессивность, активное стремление к разрушению существующего общества, к нанесению ему наибольшего ущерба. Этот мотив подсознательно или сознательно маскируется фанатиком конструктивным мотивом созидания «правильного общества». Сдвиг фрустрационного мотива на идеологическую цель, а затем конструктивной цели на деструктивную ведет к тому, что сама цель разрушения становится ведущим мотивом, а разрушительные действия становятся самоценными. Это уже не разрушение ради создания нового, а разрушение ради него самого же. Фанатик, начиная как разрушитель неправильного общества ради создания правильного общества, самой логикой фанатического действия превращается в одержимого, ослепленного идеей разрушения агрессора.
Главным объектом фанатической агрессии является неприемлемая социальная среда, существующая социальная система. Но поскольку эта неприемлемая для фанатика социальная среда воплощена прежде всего в людях и социальных институтах (властных институтах) как носителях определенных социальных отношений (не соответствующих фанатическим идеалам) и определенной идеологии (не фанатической), то и акцент фанатической агрессии направляется на социальные институты и людей, не разделяющих фанатической идеологии. Даже когда фанатик истязает сам себя или отдается на истязание «врагам», он тем самым проявляет извращенную агрессивность по отношению к существующему неправильному, по его мнению, обществу и к «врагам», олицетворяющим и защищающим это неправильное общество. Причем «врагами» для него являются не только активные борцы с фанатизмом, но и простые конформистские массы, смиряющиеся и некритически принимающие существующие социальные порядки. Последние для фанатика даже более опасные враги.
Доминируют в поведении фанатика социальная агрессивность, активное стремление к разрушению существующего общества, к нанесению ему наибольшего ущерба. Эти мотивы подсознательно или сознательно маскируются фанатиком конструктивным мотивом созидания «правильного общества». Но, прежде чем строить «правильное общество», нужно разрушить существующее, поэтому конструктивная мотивация не играет никакой роли в реальном поведении фанатика. В поведении фанатика происходит или, по крайней мере, наблюдается четкая тенденция замены конструктивной цели созидания правильного, идеального мира на деструктивную цель разрушения неправильного, но реально существующего социального порядка. Деструктивная цель постепенно превращается в главную, доминирующую и единственную цель фанатика.
Общие характеристики фанатических действий: одержимость, жесткость и деструктивность. Одержимость проявляется в том, что фанатик не останавливается ни перед какими внешними и внутренними преградами, упорно и неуклонно устремляясь к своей цели. Жесткость – в том, что в этих действиях обязательно присутствуют насилие и страдания, причиняемые людям, но для фанатика эти страдания не имеют никакого значения, причем ни свои, ни чужие. Деструктивность – в том, что эти действия всегда преследуют одну цель – разрушить существующий социальный порядок.
Действия фанатика можно разделить на две большие группы в зависимости от способа борьбы с существующим социальным порядком или способа его разрушения: активная деструктивная агрессия и пассивная деструктивная агрессия. К первой группе относится фанатический террор, начиная от морально-психологического и вербального запугивания и зомбирования до физической деструкции. В этих формах агрессии деструктивная цель явно доминирует, а конструктивная цель практически сведена на нет. Крайней формой фанатической активной агрессии оказывается массовый геноцид. К формам пассивной деструктивной агрессии относятся различные способы социальной самоизоляции фанатиков (от индивидуального и коллективного отшельничества до самоистязания).
Если рассматривать действия фанатика со стороны результатов, то бросается в глаза их иллюзорность. Они никогда не ведут к желаемому успеху, если под объективными результатами иметь в виду реальное изменение общества, но они ведут к «субъективному» успеху. В извращенном представлении фанатика они субъективно успешны, а объективный успех не входит в систему оценок фанатика. Для фанатика важен не столько реальный результат, сколько сам факт действия, выражающий его сопротивление, его непримиримую борьбу с существующим социальным порядком. Отсюда некритичность в оценке результатов действия и отсутствие объективной коррекции поведения, обусловленной этими результатами. В этом-то и проявляется иллюзорность действий фанатика.
Рассматривая фанатическое поведение, нельзя не обратить внимания на его волевую регуляцию. Для него характерна болезненная гипербулия в силу интенсивности фанатических эмоциональных переживаний и фанатических убеждений. Гипербулия выражается в чрезвычайной, чрезмерной напряженности волевых усилий, направленных на преодоление внутренних и внешних препятствий в реализации фанатических целей. Такая напряженность доходит и до того, что исчезает способность трезво воспринимать и оценивать эти препятствия и действовать. Фанатик просто игнорирует их. Гипербулия существенно искажает личность фанатика, его способности трезво анализировать действительность и рационально планировать свое поведение. Она сужает психическую жизнь личности и деформирует ее, концентрируя все усилия личности на выполнении реально неосуществимых целей. Именно гипербулия лежит в основе одержимости фанатического поведения. Компенсацией этой извращенной гипербулии является безличностность фанатического действия, сознательный отказ фанатика от личностных черт, особенностей и мотивов. Он сам себя воспринимает как слепое и послушное орудие фанатического долга и идеи. Личная жизнь фанатика сознательно целиком подчиняется фанатической идее, и себя он рассматривает не как личность, а как орудие, средство идеи.
Подводя итог анализу фанатического поведения, можно сделать вывод: в мотивах фанатика присутствуют социально-идеологическая иллюзорность и агрессивность; в целях фанатика – иллюзорность и деструктивность; в действиях фанатика – иллюзорность и деструктивность, соединенные с извращенной иллюзорной расчетливостью; в результатах – иллюзорность и деструктивность (как для мира и окружающих людей, так и для самого фанатика, его личности); в самооценке результатов действий фанатика – некритичность и иллюзорность. Итак, во всех элементах фанатического поведения проявляются две главные общие черты: иллюзорность и деструктивность. Они позволяют нам определить фанатическое поведение как деструктивную форму иллюзорной социально-преобразовательной деятельности, разрушительной для личности фанатика и для общества. Другими словами, ключом к пониманию сущности фанатического поведения является иллюзорная форма реализации иллюзорных убеждений фанатической направленности. Цель иллюзорна, ибо фанатическая идеология дает иллюзорную модель преобразования мира и программу действий. Установка ложна: цель оправдывает средства и неразборчивость в выборе средств, некритичность в оценке последствий. Действие самоценно, а его результаты вторичны. Неважно, чего достиг, важно, что что-то делал.
Рассматривая фанатизм как особый психический склад личности, мы создали абстрактный портрет фанатика вообще, которого в чистом виде в реальности не существует. На самом деле реальные люди, которых можно назвать фанатиками, делятся на отдельные социально-психологические типы, занимающие свое специфическое место в социальной группе, фанатическом сообществе. Ее рассмотрению посвящен третий параграф «Особенности фанатических сообществ и организаций».
Фанатический склад личности формируется в определенной социально-культурной среде, которая предполагает как минимум три условия: наличие фанатической идеологии или хотя бы идеологии, содержащей в себе возможности преобразования ее в фанатическую; фанатоблагоприятная ситуация (к появлению фанатизма такая ситуация приводит не сама по себе, он порождается фанатовосприимчивой толпой, т. е. собравшейся (стихийно или организованно) в определенном месте группой людей, чрезвычайно удрученных и озабоченных своим «невыносимым» жизненным положением и крайне возбужденных от этого). Возбудителем-индуктором фанатизма является человек, который преобразует фанатическую идеологию в форму, доступную для восприятия толпы, и, будучи одержим ею сам, способен «заразить» этой идеологией «толпу». Как видим, в рождении фанатизма участвует целый ряд людей, выполняющих в этом процессе свои специфические функции. Отдельная фанатическая личность никогда не может появиться и сохраниться вне особого объединения или группы людей, вне фанатического сообщества.
Фанатическое сообщество – это группа людей, объединенных общей фанатической идеологией, вступающих в определенные отношения между собой по поводу этой идеологии. В структуре фанатического сообщества можно выделить три основных социальных типа: 1) теоретик – создатель фанатической идеологии; 2) пропагандист-организатор, который занимается распространением фанатической идеологии и объединением вокруг нее единомышленников; 3) рядовой фанатик, потребитель фанатической идеологии и исполнитель руководящих и направляющих указаний фанатического вождя. У каждого из этих трех основных типов членов фанатического сообщества не только свои особенные функции внутри этого сообщества, но и свой фанатический психологический склад личности.
Деятельность фанатического вождя обычно направлена на преобразование стихийного и спорадически объединяющегося фанатического сообщества в устойчивую фанатическую организацию. Фанатическая организация возникает как неформальная группа ближайших помощников и соратников вождя, которые постепенно вовлекают в эту группу массу рядовых участников. В этой неформальной малой группе происходят обычные процессы социальной, внутригрупповой дифференциации и интеграции. Превращение неформальной группы фанатиков в формальную фанатическую организацию диктуется не только ее количественным ростом, но и самой логикой ее деятельности и внутреннего развития. Этот процесс является естественным этапом ее развития, демонстрирующим ее зрелость и готовность к практической реализации фанатической идеологии, к социально-политическому действию. Фанатическая деятельность из добровольной самодеятельности энтузиастов-фанатиков превращается в должностные обязанности членов фанатической организации, регламентированные должностные функции.
Фанатическая организация в зависимости от характера базовой фанатической идеологии может иметь две основные формы: религиозную и политическую. Фанатическая организация возникает как оппозиционная, альтернативная существующим социальным институтам, замкнутая община (религиозная секта или политическая группировка). В развитии обеих форм фанатической организации прослеживается общая логика экстенсивного роста (поскольку интенсивный рост блокирован изначальной неизменностью фанатической идеологии), выражающегося в количественном расширении рядов организации, укреплении ее материальной базы, расширении масштабов ее деятельности. Главное же содержание данной логики, или интенция развития, – это стремление к получению реальной политической власти. Достижение фанатической организацией высшей возможной стадии развития довольно скоро демонстрирует утопичность фанатической идеологии, принципиальную невозможность ее практической реализации, а также социальную и историческую деструктивность социально-политической программы фанатической организации.
Обобщая во второй главе анализ социальной сущности фанатизма, мы определяем его как иллюзорно-деструктивную форму социальной практики. Фанатизм – это иллюзорно-деструктивный способ социального действия, осуществляемого людьми фанатического склада психики, объединяющимися в фанатическое сообщество или организацию. Он характеризуется антигуманными целями, средствами и действиями, направлен на насильственное преобразование социальной действительности в соответствии с антигуманными и абсолютно утопическими идеалами, не считаясь ни с какими жертвами, ориентирован на истребление, порабощение или обращение в свою веру неприемлемых для фанатиков социальных групп и уничтожение социальной реальности, неприемлемой для фанатиков.
Фанатизм деструктивен, ибо разрушает личность, уничтожает отдельных людей и отдельные элементы социальной реальности, но не меняет в принципе социальную систему и саму экстремальную социальную ситуацию, а лишь ухудшает, драматизирует эту ситуацию, обостряет ее, доводя до абсурда, и тем самым исчерпывает себя. Фанатизм – это жгучее желание и страстная попытка переделать невыносимый мир, направляя усилия не на корни негативной ситуации, не на суть неприемлемой социальной системы, а на определенных ее носителей или представителей (чаще всего без вины виноватых) и на второстепенные, внешние, формальные признаки социальной системы. Фанатизм одержим иллюзорной идеей преобразования мира по своему иллюзорному идеалу, и поэтому он есть форма массовой психопатологии.
Работа выполнена на кафедре философии Дагестанского государственного университета
14 12 2014
5 стр.
Специальность 09. 00. 13 – религиоведение, философская антропология, философия культуры
14 12 2014
3 стр.
12 10 2014
4 стр.
18 12 2014
1 стр.
Работа выполнена в Федеральном государственном научном учреждении Северо-Кавказском научном центре высшей школы
24 09 2014
1 стр.
16 12 2014
4 стр.
Исследование проблем будет проводиться с учетом достижений философской и научной мысли в России и за рубежом
18 12 2014
1 стр.
Философская антропология (учение о человеке), социальная философия истории, Философия науки // математики
15 10 2014
1 стр.