Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5

Во втором параграфе «Правовые основы противодействия и борьбы с религиозным фанатизмом» рассматривается практически-правовой аспект борьбы с религиозным фанатизмом. Осмысливая проблему того, кто конкретно должен бороться с религиозным фанатизмом, мы, прежде всего, отмечаем роль государства в лице его органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Органы государственной власти должны обеспечить юридическое основание или базу для борьбы с деструктивной фанатической религиозной идеологией, особенно с деструктивной практикой религиозного фанатизма, а также обеспечить исполнение всей юридической базы вместе с другими, предусмотренными в соответствующих законах, субъектами социальной системы.

Правовая база противодействия религиозному фанатизму включает в себя: международные соглашения о правах человека; Конституцию РФ; федеральные законы, Уголовный кодекс РФ, указы и распоряжения Президента, постановления Правительства, а также нормативно-правовые акты федеральных органов власти и субъектов федерации.

Реализуя принципы международных соглашений о правах человека, Конституция РФ устанавливает принцип политического и идеологического многообразия в государстве, но вводит ограничения этого плюрализма в соответствии с ограничениями, содержащимися в международных соглашениях. Конституция РФ устанавливает лишь общие нормы ограничения принципа идеологического и политического плюрализма и свободы совести. Конкретные механизмы реализации этих норм предусматриваются в целом ряде законов, регулирующих деятельность общественных и религиозных организаций, образовательных и воспитательных институтов общества, а также СМИ.

Третья часть юридической базы борьбы против религиозного фанатизма делится на два раздела. Первый раздел - федеральные законы, регулирующие деятельность религиозных организаций. Второй раздел - правовой основы для борьбы с религиозным фанатизмом, который определяет репрессивные меры за деструктивные действия. К последнему относится Уголовный кодекс РФ, в котором дан достаточно эффективный арсенал для борьбы с наиболее деструктивными действиями религиозных фанатиков.

В соответствии с описанной правовой основой органы государственной власти участвуют в контроле за деятельностью фанатических религиозных организаций, за реализацией гражданами своих прав и свобод с учетом установленных законами ограничений. Но главное – это проведение центральным правительством и местными органами власти социально ориентированной политики, устраняющей социальную почву религиозного фанатизма.

Борьба с фанатической религиозной идеологией может и должна осуществляться информационными институтами общества, которые должны, во-первых, вести критику и разоблачение религиозного фанатизма, во-вторых, формировать высокую духовную культуру как альтернативу и профилактику религиозного фанатизму. Образовательные учреждения должны формировать социально зрелую, духовно развитую личность, не восприимчивую к фанатической религиозной идеологии, используя для этого весь позитивный потенциал науки и культуры. Юридическую базу для их деятельности составляет система актов о политике государства в области образования, и прежде всего «Закон об образовании».

В борьбе с религиозным фанатизмом необходимы совместные и координированные усилия: гуманитарной науки, создающей плодотворную научную базу для борьбы с религиозным фанатизмом и его диагностики; государственных органов, обеспечивающих правовую основу для такой борьбы и осуществляющих необходимую систему политических мер; образовательных учреждений общества, воспитывающих высокоразвитую социально зрелую личность, невосприимчивую к религиозному фанатизму; информационных институтов общества (СМИ), осуществляющих критику религиозного фанатизма и пропаганду позитивных альтернатив религиозной фанатической идеологии.

Борьба с религиозным фанатизмом и его профилактика не должны отделяться друг от друга, они должны быть частями единой задачи преодоления религиозного фанатизма. Меры борьбы с религиозным фанатизмом – это меры его профилактики и наоборот. В зависимости от конкретной социально-исторической ситуации приоритетными становятся либо задачи борьбы с уже существующими проявлениями религиозного фанатизма, либо задачи предотвращения его появления.



В своем диссертационном исследовании мы описали лишь идеальную модель. Практически же с религиозным фанатизмом в конкретных исторических ситуациях борьба ведется, если она вообще кем-то ведется, не систематически, не по продуманному плану, чисто интуитивно. Особенностями этой борьбы является также то, что определить разницу между действительным религиозным фанатизмом и его позитивными идеологическими альтернативами в конкретно-исторической ситуации весьма трудно. Фанатическая религиозная идеология весьма заразительна для народных масс, выведенных из состояния психологического равновесия. К тому же социальные субъекты, которые могут и должны вести борьбу против фанатической идеологии, действуют бессистемно и разрозненно, не опираясь на продуктивное теоретическое обоснование этой борьбы. Да и само это теоретическое обоснование еще нуждается в развитии. Наше исследование мы рассматриваем как один из шагов в реализации этой задачи.
В «Заключении» подводятся итоги исследования, обобщаются его важнейшие результаты, намечаются перспективные направления дальнейшей разработки проблемы религиозного фанатизма.
Основные положения диссертационного исследования изложены автором в следующих публикациях:
а) монографии:

  1. Яхьяев М.Я. Истоки и смысл фанатизма. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005. – 13,25 п. л.

  2. Яхьяев М.Я. Феномен религиозного фанатизма. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2006. – 14,5 п. л.


б) статьи:

  1. Социально-историческая природа фанатизма // Вестник ДНЦ РАН. Гуманитарные науки. 2006. № 23 (1). – 1 п. л.

  2. Правовые основы профилактики и борьбы с фанатизмом // Вестник ДНЦ РАН. 2006. № 24 (2). – 1 п. л.

  3. Специфика религиозного фанатизма // Религиоведение. 2006. № 3. – 1 п. л.

  4. Фанатизм и терпимость // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2006. № 4. – 1 п. л.

  5. Фанатизм как психический склад личности // Вестник МГУКИ. 2006. № 4. – 0,8 п. л.

  6. Религия и фанатизм // Мысль. 2006. № 1. – 0,5 п. л.

  7. Социальная сущность фанатизма // Философия в ХХI веке: Международный сборник научных трудов / Под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Вып. 8. – Воронеж: Воронежский госпедуниверситет, 2006. – 1 п. л.

  8. Проблема профилактики и борьбы с религиозным фанатизмом // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: Международный сборник научных трудов / Под общей ред. проф. О.И. Кирикова. Вып. ХХХII. – Воронеж: Воронежский госпедуниверситет, 2006. – 0,8 п. л.

  9. Религия и фанатизм: методологический аспект // Гуманитарные исследования в ДГАУ (Научный ежегодник). Вып. 3. – Персиановский, 2006. – 1 п. л.

  10. Проблема классификации форм религиозного фанатизма // Голос разума. Республиканский философский журнал. – Махачкала. 2006. № 1. – 0,8 п. л.

  11. Истоки исламского фанатизма // Голос разума. Республиканский философский журнал. – Махачкала. 2006. № 1. – 1 п. л.

  12. Фанатизм: проблема понятийного определения // Голос разума. Республиканский философский журнал. – Махачкала. 2005. № 2. – 1,5 п. л.

  13. Противодействие религиозному фанатизму: правовой аспект // Сб. статей и тезисов ежегодной научной конференции. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005. – 0,7 п. л.

  14. Почему я атеист // Голос разума. Республиканский философский журнал. 2004. № 2. – 1 п. л.

  15. Место и роль атеизма в культуре России // Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: Монография / Под общей ред. проф. О.И. Кирикова. Книга 2. – Воронеж. 2004. – 1 п. л.

  16. Фанатизм и толерантность: проблема ценностной интерпретации // Философия в ХХI веке: Международный сборник научных трудов / Под общей ред. проф. О.И. Кирикова. Вып. 2. – Воронеж: Воронежский госпедуниверситет. 2004. – 0,8 п. л.

  17. О природе социального фанатизма // Вестник ДГУ. Экономика. Философия. – Махачкала, 2004. Вып. 2. – 0,5 п. л.

  18. Фанатизм как основа терроризма // Взаимодействие государства и религиозных объединений: современное состояние и перспективы; Материалы Северокавказской научно-практической конференции. – Махачкала, 2003. – 0,5 п. л.


в) тезисы докладов и выступлений:

  1. К проблеме оценки нетрадиционных религиозных движений в современной России // Проблемы гуманитарного образования и воспитания: Материалы региональной межвузовской научно-практической конференции. 23 мая 2006. – Персиановский: ДонГАУ, 2006. – 0,3 п. л.

  2. Природа религиозного фанатизма // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса; В 5 т. Т. 2. – М., 2005. – 0,1 п. л.

  3. Природа этнического фанатизма // Проблемы гуманитарного образования и воспитания: Материалы второй региональной межвузовской научно-практи­ческой конференции 12 мая 2005 г. – Персиановский: ДонГАУ, 2005. – 0,5 п. л.

  4. Идея ненасилия в исламе // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского философского конгресса (16 – 20 сентября 2002 г.); В 3 т. Т. 3. – Ростов н/Д, 2002. – 0,1 п. л.

  5. Философский аспект толерантного поведения // Этнопедагогические и этнопсихологические проблемы воспитания толерантного поведения в полиэтническом обществе: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 14 – 15 декабря 2002 г. – Махачкала, 2002. – 0,3 п. л.

  6. Ненасильственная составляющая ислама // Этноконфессиональные отношения как фактор общественной жизни народов Северного Кавказа: Тезисы докладов региональной научно-практической конференции 14 – 15 мая 2002 г. – Махачкала, 2002. – 0,3 п. л.

  7. Терпимость как этический принцип // Толерантность как социокультурный феномен. – Махачкала, 2002. – 0,3 п. л.



<предыдущая страница


Религиозный фанатизм как социально-исторический феномен 09. 00. 13 Религиоведение, философская антропология, философия культуры

Работа выполнена на кафедре философии Дагестанского государственного университета

753.26kb.

14 12 2014
5 стр.


-

Специальность 09. 00. 13 – религиоведение, философская антропология, философия культуры

686kb.

14 12 2014
3 стр.


Трагедия как модус бытия человека (философско-антропологический аспект) 09. 00. 13 Религиоведение, философская антропология, философия культуры
547.32kb.

12 10 2014
4 стр.


Роль экуменизма в процессах глобализации (на примере современной России) 09. 00. 13 религиоведение, философская антропология, философия культуры
295.8kb.

18 12 2014
1 стр.


Пантюркизм на Кавказе в условиях геополитической трансформации: философско-культурологический анализ 09. 00. 13 религиоведение, философская антропология, философия культуры

Работа выполнена в Федеральном государственном научном учреждении Северо-Кавказском научном центре высшей школы

296.27kb.

24 09 2014
1 стр.


Конфликты идентичностей в посттрадиционной россии 09. 00. 13 Философская антропология, философия культуры
678.21kb.

16 12 2014
4 стр.


Философская антропология, философия культуры

Исследование проблем будет проводиться с учетом достижений философской и научной мысли в России и за рубежом

29.29kb.

18 12 2014
1 стр.


Конспект по теме «Современные теории сознания»

Философская антропология (учение о человеке), социальная философия истории, Философия науки // математики

222.66kb.

15 10 2014
1 стр.