Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 5страница 6страница 7страница 8страница 9страница 10страница 11

Задача № 17

У девочки 9 лет в анализе крови обнаружено повышенное содержание гормонов щитовидной железы: тироксина (тетрайодтиронина) и трийодтиронина.



  1. Назовите клетки щитовидной железы, секретирующие данные гормоны.

  2. Считается ли нормой повышенное содержание этих гормонов у ребёнка?

  3. Как можно объяснить результат анализа?

Задача № 18

Околощитовидные железы состоят только из главных клеток. Не обнаруживаются ацидофильные клетки и в тонких соединительнотканных перегородках отсутствуют коллоид и липоциты.



  1. Укажите возраст ребёнка, при котором наблюдается данная гистологическая картина.

  2. В каком возрасте в железах появляются первые ацидофильные клетки?

  3. В каком возрасте количество ацидофильных клеток уже значительное?

  4. В каком возрасте в паренхиме околощитовидных желёз появляются липоциты?

Задача № 19

В гистологическом препарате околощитовидных желёз обнаруживаются мелкие тёмные клетки, цитоплазма которых окрашена базофильно.



  1. Дать название данным клеткам.

  2. Происхождение этих клеток.

  3. Являются ли данные клетки клетками-мишенями для гормонов гипофиза?

  4. Какой гормон секретируют эти клетки?

  5. Действие этого гормона.

Задача № 20

У больного наблюдается судорожное состояние, обусловленное резким снижением концентрации в крови ионов кальция.



  1. С функцией какого органа эндокринной системы связано данное состояние?

  2. Какой гормон секретируется клетками этого органа?

  3. Как называются клетки в органе, синтезирующие этот гормон?

  4. Действие гормона.

Задача № 21

В гистологическом препарате центральная часть надпочечника. В ней крупные клетки овальной формы, объединённые в гроздья или неправильной формы тяжи, располагающиеся вокруг кровеносных сосудов.



  1. Какая часть надпочечника в препарате?

  2. Происхождение данной части.

  3. Дать название клеткам надпочечника в препарате.

  4. Какие гормоны синтезируют эти клетки?

  5. Являются ли данные клетки клетками-мишенями для гормонов передней доли гипофиза?

Задача № 22

В гистологическом препарате корковое вещество надпочечника.



  1. Происхождение коркового вещества надпочечника.

  2. Перечислить зоны в корковом веществе надпочечника.

  3. В какой из зон синтезируется альдостерон?

  4. Секреция гормона зависит от гормонов гипофиза?

  5. Назвать орган-мишень для альдостерона.

Эталоны ответов

Задача № 1

  1. Холестерин.

  2. Надпочечники (корковое вещество) и гонады (половые железы).

  3. Гладкая эндоплазматическая сеть.

  4. Минералокортикоиды, глюкокортикоиды, андрогены, эстрогены, прогестерон, тестостерон.

Задача № 2

  1. Внутриклеточная локализация или на поверхности плазмолеммы (мембранная).

  2. Внутриклеточными рецепторами.

  3. Мембранные рецепторы.

Задача № 3

  1. В переднем отделе гипоталамуса.

  2. Вазопрессин или антидиуретический гормон (АДГ) и окситоцин (ОКС).

  3. В заднюю долю гипофиза.

  4. Для АДГ – почка, для ОКС – гладкая мускулатура органов малого таза, молочные железы.

Задача № 4

  1. В среднем отделе гипоталамуса.

  2. Аркуатное и вентромедиальное ядра.

  3. Либерины и статины.

  4. Либерины - стимулируют, статины - тормозят или угнетают выработку гормонов передней доли гипофиза.

Задача № 5

  1. Карман Ратке.

  2. Передняя и средняя (промежуточная) доли гипофиза.

  3. Гормонов передней доли гипофиза: соматотропного (СТГ), лактотропного (ЛТГ) или пролактина, тиреотропного (ТТГ), фолликулостимулирующего (ФСГ), лютеинизирующего (ЛГ), адренокортикотропного (АКТГ).

Гормонов средней доли гипофиза: меланоцитостимулирующего

(МСГ), липотропного.



Задача № 6

  1. Передняя доля гипофиза.

  2. Эпителиальное происхождение.

  3. Базофильные аденоциты.

  4. К хромофильной группе.

  5. Тиреотропный гормон (ТТГ), фолликулостимулирующий гормон (ФСГ), лютеинизирующий гормон (ЛГ).

Задача № 7

  1. Ацидофильные клетки.

  2. К хромофильной группе клеток.

  3. Соматотропный гормон (СТГ), лактотропный гормон (ЛТГ) или пролактин.

  4. Соматотропный гормон (СТГ) – гормон роста. Оказывает влияние на рост всего организма, стимулируя синтез белка в клетках и их деление.

Лактотропный гормон (ЛТГ) или пролактин влияет на образование

молока в молочных железах, повышает общую сопротивляемость организма.



Задача № 8

  1. Средняя или промежуточная доля гипофиза.

  2. Эпителиальное происхождение.

  3. Меланоцитостимулирующий гормон (МСГ) и липотропный гормон.

  4. Меланоцитостимулирующий гормон усиливает синтез пигмента меланина в меланоцитах (пигментоцитах).

Липотропный гормон активирует липазу жировой ткани, которая

расщепляет жир с освобождением жирных кислот.



Задача № 9

  1. Нейрогипофиз.

  2. Нейральное происхождение.

  3. Питуициты.

  4. Никаких гормонов не вырабатывают.

Задача № 10

  1. Нервными окончаниями (терминалями) аксонов клеток нейросекреторных ядер переднего отдела гипоталамуса и стенкой висцерального типа капилляров задней доли гипофиза.

  2. Накопительное тельце Херринга.

  3. Вазопрессин или антидиуретический гормон (АДГ) и окситоцин (ОКС).

  4. АДГ оказывает влияние на почки, ОКС – на гладкую мускулатуру органов малого таза, молочные железы.

Задача № 11

  1. Соматотропный гормон (СТГ).

  2. Стимулирует синтез белка в клетках и их деление.

  3. В гипофизе.

Задача № 12

  1. Антидиуретический гормон (АДГ).

  2. Супраоптические ядра переднего отдела гипоталамуса.

  3. В задней доле гипофиза (нейрогипофизе) в виде накопительных телец Херринга.

Задача № 13

  1. Передней доли гипофиза.

  2. Хромофильные ацидофильные клетки.

  3. Соматотропный гормон (СТГ).

Задача № 14

  1. Мелатонина, антигонадотропина, калитропина.

  2. Пинеалоциты.

  3. Ускорится.

Задача № 15

  1. О функциональной активности щитовидной железы в норме.

  2. Тироциты.

  3. Эпителий стенки глотки зародыша.

  4. Для тиреотропного гормона (ТТГ).

  5. Тироксин (тетрайодтиронин) и трийодтиронин.

Задача № 16

  1. Нейроэктодерма.

  2. Нет.

  3. Кальцитонин.

  4. Гипокальциемическое действие.

Задача № 17

  1. Тироциты.

  2. Да.

  3. Функциональная активность щитовидной железы обусловлена высокой потребностью растущего организма в гормонах, стимулирующих обмен веществ.

Задача № 18

  1. До 3-5 лет.

  2. У детей 6-7-летнего возраста.

  3. У 10-летнего ребёнка.

  4. В 11-13 лет.

Задача № 19

  1. Паратироциты.

  2. Эпителий 3-й и 4-й пар жаберных карманов глоточной кишки.

  3. Нет.

  4. Паратгормон или паратирин.

  5. Гиперкальциемическое действие.

Задача № 20

  1. С функцией околощитовидных желёз.

  2. Паратгормон или паратирин.

  3. Паратироциты.

  4. Гиперкальциемическое действие.

Задача № 21

  1. Мозговое вещество надпочечника.

  2. Нейральный гребень (ганглиозная пластинка).

  3. Хромаффинные клетки.

  4. Адреналин (А) и норадреналин (НА).

  5. Нет.

Задача № 22

  1. Целомический эпителий.

  2. Клубочковая, пучковая и сетчатая зоны.

  3. В клубочковой зоне.

  4. Нет.

  5. Почка.

Дыхательная система

Задача № 1

Профессиональным заболеванием гобоистов является изменение состояния эластического каркаса легких.



  1. К каким последствиям это приведет?

  2. Чем это объясняется?

  3. В каких структурах легкого располагается эластический каркас?

Задача № 2

Приступы удушья при бронхиальной астме связаны с нарушением нормального функционирования (спазм) ряда элементов воздухоносных путей.



  1. С нарушением функционирования каких элементов это связано?

  2. В каких воздухоносных путях находятся эти элементы?

  3. Действием каких факторов обусловлено это нарушение?

Задача № 3

При длительном курении резко изменяется структура альвеолярного эпителия вплоть до его гибели, повреждается сурфактант, резко нарушается дыхание.



  1. С чем это связано?

  2. Какие клетки участвуют в процессе газообмена?

  3. Какие клетки участвуют в образовании сурфактанта?

  4. В состав какого барьера входят сурфактант и клетки, участвующие в процессе газообмена?

Задача № 4

В условном эксперименте блокирована двигательная активность реснитчатого эпителия, в полости лёгочных альвеол резко увеличивается количество макрофагов.



  1. Чем объясняется это явление?

  2. При какой температуре наиболее активны колебания ресничек?

  3. К каким структурным компонентам клетки относятся реснички?

  4. В составе какого эпителия находятся реснитчатые клетки?

Задача № 5

В респираторном отделе лёгкого в состав межальвеолярных перегородок входят макрофаги, подвижность которых блокирована в условном эксперименте. Животное, подверженное этому воздействию, находится в условиях запыления.



  1. К каким последствиям это приведет?

  2. Каков путь миграции макрофагов?

  3. Какие клеточные структуры обеспечивают процесс миграции макрофагов?

  4. Что является источником развития макрофагов?

Задача № 6

В двух гистологических препаратах даны разные структуры дыхательной системы. В первом препарате - в эпителиальном пласте отсутствуют бокаловидные клетки, слабо развиты железы, хорошо выражена мышечная стенка; во втором - эпителий кубический, лишенный ресничек, местами сменяется дыхательными альвеолоцитами, тонкая пластинка соединительной ткани собственного слоя с единичными клетками гладкой мускулатуры.



  1. Какая структура представлена в первом препарате?

  2. Какая структура представлена во втором препарате?

  3. К какому отделу дыхательной системы относятся структуры в первом и во втором препаратах?

Задача № 7

Даны два гистологических препарата. В первом препарате: слизистая имеет многорядный мерцательный эпителий, хорошо выражены железы и крупные пластинки гиалинового хряща; во втором препарате – эпителий слизистой двухрядный мерцательный, желез и хрящевых пластин нет.



  1. Какая структура дыхательной системы представлена в первом препарате?

  2. Какая структура дыхательной системы представлена во втором препарате?

  3. К какому отделу дыхательной системы относятся структуры в первом и во втором препаратах?

Задача № 8

Представлен гистологический препарат слоисто - оболочечного органа: эпителий многорядный мерцательный, собственная пластинка слизистой содержит поперечно срезанные эластические волокна, имеется хрящевой остов.



  1. Какая структура дыхательной системы представлена в гистологическом препарате?

  2. Какие оболочки различают в стенке данного органа?

  3. Как располагается в стенке органа хрящевой остов?

Задача № 9

На V месяце эмбриогенеза из бронхолёгочных почек развивается бронхиальное дерево плода. В условном эксперименте у зародыша введением цитостатиков блокирована митотическая активность мезенхимных клеток.



  1. К каким последствиям это приведет?

  2. Какие ткани стенки бронхов не сформируются?

  3. Образование каких оболочек стенки бронхов нарушится?

Задача № 10

При длительном курении или дыхании запылённым воздухом в ткани лёгкого и регионарных лимфатических узлов накапливаются частицы дыма и пыли, вследствие чего цвет этих органов меняется (с розового на серый).



  1. Что происходит с частицами пыли и дыма при попадании в просвет альвеол?

  2. Как частицы пыли проникают в регионарные лимфатические узлы?

  3. Что является источником развития клеток?

Задача № 11

При вдыхании едких газов происходит смыкание голосовой щели, а при дыхании горным, морским воздухом – расширение.



  1. Какие структуры принимают участие в происходящих явлениях?

  2. Чем образованы голосовые связки?

  3. Какие типы голосовых связок существуют?

Задача № 12

У ребёнка до 8 лет в период интенсивного формирования тканей лёгкого под действием частых заболеваний нарушены процессы дифференцировки альвеолярного эпителия.



  1. Нарушение процессов дифференцировки каких альвеолоцитов произойдет?

  2. К каким последствиям это приведет?

  3. Какие функциональные изменения будут наблюдаться в легких?

Задача № 13

При остром рините нарушена первичная обработка вдыхаемого воздуха.



  1. Функции каких структур дыхательной области носовой полости будут нарушены?

  2. Чем выстлана дыхательная область носовой полости?

  3. Какой эпителий выстилает дыхательную область носовой полости?

Задача № 14

На электронограмме представлены клетки 2-х видов:

-клетки I типа покрывают 95% альвеолярной поверхности, плоские, имеют уплощенные выросты, по периферии цитоплазмы много пиноцитозных пузырьков;

-клетки II типа имеют кубическую форму, встроены между клетками I типа, на апикальной поверхности имеют микроворсинки, в цитоплазме пластинчатые тельца.

1. К какой разновидности принадлежат клетки I типа?

2. Какую функцию выполняют клетки I типа?

3. К какой разновидности принадлежат клетки II типа?

4. Какую функцию выполняют клетки II типа?



Задача № 15

При обследовании пациента по поводу затрудненного дыхания, возникающего при приеме пищи, выявлен трахеопищеводный свищ.



  1. Чем объяснить возникновение данной аномалии развития?

  2. Какие оболочки различают в стенке трахеи?

  3. Какие оболочки различают в стенке пищевода?

Задача № 16

Определить по гистологическому строению отдел дыхательных путей: стенка имеет слоистое строение, присутствует фиброзно-хрящевой остов, эпителий многорядный призматический реснитчатый. Среди клеток эпителия выявлены обонятельные клетки, имеющие дендриты булавовидной формы.



  1. Какая область дыхательных путей представлена в препарате?

  2. Где находится данный отдел?

  3. Какие отделы еще различают в данном воздухоносном пути?

Задача № 17

Определить по гистологическим препаратам принадлежность отделов дыхательных путей:

в первом препарате орган имеет слоистое строение – адвентиция, фиброзно-хрящевой остов (хрящевые кольца не замкнуты на задней стенке, дефект заполнен гладкой мышечной тканью), подслизистая, слизистая (собственная пластинка и многорядный призматический реснитчатый эпителий);

во втором препарате имеются отличия: хрящевые кольца полные, появляется мышечная пластинка слизистой.



  1. Какой отдел воздухоносных путей представлен в первом препарате?

  2. Какой отдел воздухоносных путей представлен во втором препарате?

  3. Какая хрящевая ткань лежит в основе фибрознохрящевого остова этих отделов?

Задача № 18

При изучении гистологических препаратов различных отделов дыхательных путей, в собственной пластинке слизистой одного из них обнаружены крупные лимфоидные образования, осуществляющие бактерицидное очищение вдыхаемого воздуха.



  1. Какой отдел дыхательных путей представлен в препарате?

  2. Какие отделы еще имеются в этом органе?

  3. Какие оболочки различают в стенке данного органа?

Задача № 19

В альвеолоцитах II типа нарушен синтез сурфактанта.



  1. К каким последствием это приведет?

  2. Какой компонент сурфактанта образуют альвеолоциты II порядка?

  3. Какие структуры цитоплазмы альвеоцитов II порядка свидетельствуют об образовании данного компонента сурфактанта?


Эталоны ответов

Задача № 1

  1. Резкому нарушению газообмена.

  2. Изменением характера и глубины дыхания.

  3. В межальвеолярных перегородках.

Задача № 2

  1. С нарушением функции гладких миоцитов.

  2. В малом бронхе и терминальной бронхиоле.

  3. Действием эндо-и экзогенных факторов.

Задача № 3

  1. С повреждением белоксинтезирующей системы, гибелью митохондрий, ядра клеток, нарушением процесса газообмена.

  2. Альвеолоциты I порядка.

  3. Альвеолоциты II порядка и клетки Клара.

  4. В состав аэрогематического барьера.

Задача № 4

  1. Реснички не задерживали пылевые частички, осевшие на слизи, бактерии и отмершие клетки.

  2. При температуре 18-33 0 С.

  3. К органоидам специального назначения.

  4. В составе однослойного многорядного призматического мерцательного эпителия.

Задача № 5

  1. При нарушении функции легочных макрофагов пылевые частички, осевшие на слизи, бактерии и отмершие клетки заполняют альвеолы и затрудняют газообмен.

  2. Из межальвеолярных перегородок через межальвеолярные поры в альвеолы, а далее в бронхиолы.

  3. Цитоплазматические отростки.

  4. Моноциты.

Задача № 6

  1. В первом препарате - малый бронх.

  2. Во втором препарате - респираторная бранхиола.

  3. Малый бронх относится к воздухоносным путям, респираторная бронхиола входит в состав ацинуса (респираторного отдела).

Задача № 7

  1. В первом препарате крупный бронх.

  2. Во втором препарате терминальная бронхиола.

  3. Структуры относятся к воздухоносным путям.

Задача № 8

  1. В препарате – трахея.

  2. В стенке трахеи различают: слизистую, подслизистую, фиброзно-хрящевую, адвентициальную оболочки.

  3. Хрящевой остов, образованный гиалиновым хрящем, располагается в виде незамкнутых на задней стенке колец.

Задача № 9

  1. К нарушению развития легкого.

  2. Нарушается образование производных мезенхимы (собственно-соединительной, хрящевой, гладкой мышечной тканей).

  3. Нарушится образование всех оболочек стенки бронхов.

Задача № 10

  1. Частицы пыли и дыма фагоцитируются альвеолярными макрофагами.

  2. Альвеолярные макрофаги с током лимфы попадают в лимфатические узлы.

  3. Моноциты.

Задача № 11

  1. Рецепторы слизистой гортани, мышечные злементы в стенке гортани, дыхательный центр.

  2. Голосовые связки образованы голосовой мышцей, покрытой слизистой оболочкой гортани.

  3. Истинные и ложные.

Задача № 12

  1. Нарушится процесс дифферонцировки альвеолоцитов II порядка.

  2. Нарушению продукции сурфактанта.

  3. Повышение поверхностного натяжения альвеол, уменьшение их размеров, нарушение очищения воздуха.

Задача № 13

  1. Нарушены функции реснитчатого эпителия и слизистых желез.

  2. Слизистой оболочкой.

  3. Однослойный многорядный мерцательный.

Задача № 14

  1. Альвеолоциты I порядка (респираторные).

  2. Участвуют в газообмене, входят состав аэрогематического барьера.

  3. Альвеолоциты II порядка (секреторные).

  4. Вырабатывают, накапливают и секретируют апофазу сурфактанта.

Задача № 15

  1. Общий источник развития – кишечная энтодерма.

  2. Слизистую, подслизистую, фиброзно-хрящевую, адвентициальную.

  3. Слизистую, подслизистую, мышечную, адвентициальную или серозную.

Задача №16

  1. Обонятельная область.

  2. В носовой полости.

  3. Предверие и дыхательная область.

Задача № 17

  1. Трахея.

  2. Главный бронх.

  3. Гиалиновый хрящ.

Задача № 18

  1. Носоглотка.

  2. Ротоглотка, гортано-глоточный отдел.

  3. Слизистую, подслизистую, мышечную, адвентициальную.

Задача № 19

  1. Спадению альвеол, нарушению процессов газообмена.

  2. Апофазу (мембранную).

  3. Наличие пластинчатых телец, окрашиваемых осмиевой кислотой и содержащих липиды и белки.

Кожа

Задача № 1

В базальном и шиповатом слоях эпидермиса кожи повышено число митотически делящихся клеток.

1. При каких условиях можно наблюдать подобный процесс?

2. Как называются клетки, обеспечивающие данный процесс?

3. Назовите источник развития этих клеток.

Задача № 2

Участок кожи облучают ультрафиолетовыми лучами.



  1. Как это отразится на клеточном составе эпидермиса кожи?

  2. Какое вещество в клетках образуется под действием УФ- лучей?

  3. К каким структурным компонентам клетки относится это вещество?

Задача № 3

Повреждена кожа.



  1. За счёт каких клеточных слоёв будет восстанавливаться эпидермис?

  2. Как называются клетки, обеспечивающий процесс восстановления эпидермиса?

  3. К какому типу по способу распределения относятся эти клетки?

Задача № 4

На электронограмме видна клетка эпидермиса кожи, в которой отсутствуют ядро, митохондрии, эндоплазматический ретикулум.



  1. К какому слою эпидермиса относится эта клетка?

  2. Какой процесс наблюдается в этой клетке?

  3. Какую функцию выполняют клетки этого слоя?

  4. В какой коже присутствует этот слой?

<предыдущая страница | следующая страница>


Сборник ситуационных задач с эталонами ответов для студентов 1-2 курсов, обучающихся по специальностям
2213.33kb.

10 10 2014
11 стр.


Сборник задач по логическому программированию для студентов специальности «030100 информатика»

Сборник задач по логическому программированию/Сост. А. М. Акбашева, Р. Р. Камалов. – Глазов, ггпи, 2006 – 68 с

747.53kb.

01 10 2014
8 стр.


Сборник практических ситуаций по темам курса Екатеринбург 2009

Сборник задач предназначен для бакалавров и магистрантов, обучающихся по направлению «Менеджмент». Он также представляет интерес для слушателей профессиональной переподготовки и по

893.13kb.

11 09 2014
6 стр.


Для студентов и аспирантов, бакалавров и магистров, обучающихся по экономическим и финансовым специальностям
85.65kb.

11 10 2014
1 стр.


Для студентов и аспирантов, бакалавров и магистров, обучающихся по экономическим и финансовым специальностям
94.87kb.

11 10 2014
1 стр.


Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим и педагогическим специальностям
276.1kb.

11 10 2014
1 стр.


Методические рекомендации по теме мотивированность и производность слов в современном русском языке для студентов, обучающихся по специальностям
259.82kb.

16 12 2014
1 стр.


Предназначен для студентов-бакалавров, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», а также для всех, кто стремится приобрести знания в области экономической теории
195.6kb.

14 10 2014
1 стр.