Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4

Шкала социально-психологической приспособленности


Методика разработана К.Роджерсом и Р.Даймонд с целью диагностики неприспособленности. Для применения в СССР адаптирована Т.В.Снегиревой в 1978 году. Предназначена для школьников 12- 17 лет.

В настоящий вариант [Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. – М. – СПб.: Питер, 2005., с.345] (А.М.Прихожан, 2000) внесены следующие изменения:



  • разработаны две версии – для юношей (версия А) и для девушек (версия Б);

  • незначительно изменены лексика и формы высказываний для использования в работе с современными подростками и юношами.

Последняя стандартная психометрическая проверка настоящего варианта шкалы осуществлена в 2004 году.

Стимульный материал.

Испытуемым на листах формата А4 предъявляется ряд высказываний (всего - 101). Под каждым высказыванием проставлены баллы от 0 до 6, и, в зависимости от того насколько каждое высказывание отнесено к испытуемому, присваивается определенное количество баллов (прил.1).



Инструкция к применению.

Каждый испытуемый инструктируется: «На следующих страницах представлены высказывания о поведении человека, его мыслях, переживаниях.

При чтении каждого высказывания подумайте, насколько оно может быть отнесено к вам, и обведите кружком одну из цифр, напечатанных под высказыванием, - 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6 – в зависимости от того, насколько оно характерно для вас.

Если содержание высказывания совершенно к вам не относится – обведите кружком цифру 0. Если то, о чем в нем говорится, не похоже на вас – обведите цифру 1. Если вам кажется, что вы не можете отнести высказывание к себе, но сомневаетесь в этом, - обведите цифру 2. В тех случаях, когда вы не можете решить, относится ли к вам то, о чем говорится в высказывании, или нет – обведите цифру 3. Если вы считаете, что это похоже на вас, но вы не уверены – обведите цифру 4. Если то, о чем говорится в высказывании, похоже на вас – обведите цифру 5. И, наконец, в тех случаях, когда, прочитав высказывание, вы можете сказать, что это точно про вас – обведите цифру 6.

Что означает каждая цифра, напечатано вверху и внизу на следующих страницах. Можете начинать работать».

Обработка результатов.

Методика состоит из 101 утверждения, которые испытуемый оценивает по 7-балльной шкале (от 0 до 6 баллов) как свойственные и не свойственные ему (прил. 1)

Тридцать семь утверждений при указании на них как присущих личности (баллы 4 – 6) характеризуют ее как приспособленную: «Я ответственный человек, на меня можно положиться», «Обычно я могу принять решение и твердо следовать ему».

Тридцать семь утверждений при указании на них как присущих личности (баллы 4 – 6) характеризуют ее как неприспособленную: «Я чувствую беспомощность. Мне нужно, чтобы кто-нибудь был рядом», «Я неудачник. Мне просто не везет».

Девять утверждений составляют субшкалу социальной желательности (субшкалу «лжи»). Критический показатель для шкалы – 7 баллов, что свидетельствует о возможности существенного искажения ответов под влиянием фактора социальной желательности.

Двадцать суждений носят нейтральный характер.

С помощью обработки данных проведенной методики выявляются следующие характеристики:


  • коэффициент социально-психологической адаптированности;

  • коэффициент социально-психологической дезадаптированности;

  • факторы, определяющие адаптированность - дезадаптированность.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Шкала социально-психологической приспособленности

Вариант А (для юношей)

Фамилия, имя ______________________________________________________

Школа, город ______________________________________________________

Класс _____________________________________________________________

Возраст ___________________________________________________________

На следующих страницах представлены высказывания о поведении человека, его мыслях, переживаниях.

При чтении каждого высказывания подумайте, насколько оно может быть отнесено к вам, и обведите кружком одну из цифр, напечатанных под высказыванием, - 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6 – в зависимости от того, насколько оно характерно для вас.

Если содержание высказывания совершенно к вам не относится – обведите кружком цифру 0. Если то, о чем в нем говорится, не похоже на вас – обведите цифру 1. Если вам кажется, что вы не можете отнести к себе высказывание к себе, но сомневаетесь в этом, - обведите цифру 2. В тех случаях, когда вы не можете решить, относится ли к вам то, о чем говорится в высказывании, или нет – обведите цифру 3. Если вы считаете, что это похоже на вас, но не уверены – обведите цифру 4. Если то, о чем говорится в высказывании, похоже на вас – обведите цифру 5. И, наконец, в тех случаях, когда, прочитав высказывание, Вы можете сказать: «Это точно про меня» - обведите цифру 6.

Что означает каждая цифра, напечатано вверху и внизу на следующих страницах.





Совер-

шенно


ко мне не

относится



Не

похоже


на меня

Пожалуй,

не

похоже



на меня

Не знаю

Пожалуй,

похоже на меня



Похоже

на меня


Точно

про меня





Пример: Я люблю спорт




0

1

2

3

4

5

6

1.

Я испытываю внутреннюю неловкость, когда с кем-нибудь

разговариваю






0

1

2

3

4

5

6

2.

Мне не хочется, чтобы окружающие догадывались, какой я, что у меня на душе,

и я играю роль, прячу свое лицо под маской






0

1

2

3

4

5

6

3.

Я во всем люблю состязание, соревнование, борьбу




0

1

2

3

4

5

6

4.

Я предъявляю к себе большие требования




0

1

2

3

4

5

6




Совер-

шенно


ко мне не

относится



Не

похоже


на меня

Пожалуй,

не

похоже



на меня

Не знаю

Пожалуй,

похоже на меня



Похоже

на меня


Точно

про меня


следующая страница>


Шкала социально-психологической приспособленности

Методика разработана К. Роджерсом и Р. Даймонд с целью диагностики неприспособленности. Для применения в СССР адаптирована Т. В. Снегиревой в 1978 году. Предназначена для школьнико

266.16kb.

17 12 2014
4 стр.


Презентация слайд№23,24,25 -дополнительный материал

Дети отмечают на шкалах самооценки свою работу сначала в группах( Шкала г),потом в парах (шкала п)и самостоятельную работу(шкала с). По шкалам подводят итог

11.24kb.

10 10 2014
1 стр.


Программа социально-психологического тренинга: «Гармонизация доверительных отношений к себе и другим у младших школьников»

И потому социализация этих видов социальных отношений на этапе младшего школьного возраста является практически ориентированной самостоятельной социально-психологической задачей

198.47kb.

25 12 2014
1 стр.


О роли психологической службы в первичной профилактике социально обусловленных заболеваний

Перми специализированными структурами в системе образования и здравоохранения, в том числе отделами профилактики социально обусловленных заболеваний при центрах психолого-педагогич

167.1kb.

10 10 2014
1 стр.


Г. А. Глотова, И. В. Неуймина, О. С. Андрущенко

Дифференциальная психосемантика представлений студентов о социально-психологической адаптации

104.06kb.

01 10 2014
1 стр.


Примерные темы курсовых и практических работ

Сравнительное изучение социально-психологической адаптированности старшеклассников (студентов) мужского и женского пола

245.38kb.

15 12 2014
1 стр.


Шкала Сильвермана—Андерсена Клинический признак

Для диагностики и оценки тяжести синдрома дыхательных расстройств у недоношенных новорожденных предложена шкала Сильвермана— Андерсена [Silverman W., Andersen D

25.71kb.

17 12 2014
1 стр.


Шкала социального интереса, шкала личностной значимости черт

Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможны групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом

27.03kb.

17 12 2014
1 стр.