Шкала социально-психологической приспособленности
Методика разработана К.Роджерсом и Р.Даймонд с целью диагностики неприспособленности. Для применения в СССР адаптирована Т.В.Снегиревой в 1978 году. Предназначена для школьников 12- 17 лет.
В настоящий вариант [Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. – М. – СПб.: Питер, 2005., с.345] (А.М.Прихожан, 2000) внесены следующие изменения:
-
разработаны две версии – для юношей (версия А) и для девушек (версия Б);
-
незначительно изменены лексика и формы высказываний для использования в работе с современными подростками и юношами.
Последняя стандартная психометрическая проверка настоящего варианта шкалы осуществлена в 2004 году.
Стимульный материал.
Испытуемым на листах формата А4 предъявляется ряд высказываний (всего - 101). Под каждым высказыванием проставлены баллы от 0 до 6, и, в зависимости от того насколько каждое высказывание отнесено к испытуемому, присваивается определенное количество баллов (прил.1).
Инструкция к применению.
Каждый испытуемый инструктируется: «На следующих страницах представлены высказывания о поведении человека, его мыслях, переживаниях.
При чтении каждого высказывания подумайте, насколько оно может быть отнесено к вам, и обведите кружком одну из цифр, напечатанных под высказыванием, - 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6 – в зависимости от того, насколько оно характерно для вас.
Если содержание высказывания совершенно к вам не относится – обведите кружком цифру 0. Если то, о чем в нем говорится, не похоже на вас – обведите цифру 1. Если вам кажется, что вы не можете отнести высказывание к себе, но сомневаетесь в этом, - обведите цифру 2. В тех случаях, когда вы не можете решить, относится ли к вам то, о чем говорится в высказывании, или нет – обведите цифру 3. Если вы считаете, что это похоже на вас, но вы не уверены – обведите цифру 4. Если то, о чем говорится в высказывании, похоже на вас – обведите цифру 5. И, наконец, в тех случаях, когда, прочитав высказывание, вы можете сказать, что это точно про вас – обведите цифру 6.
Что означает каждая цифра, напечатано вверху и внизу на следующих страницах. Можете начинать работать».
Обработка результатов.
Методика состоит из 101 утверждения, которые испытуемый оценивает по 7-балльной шкале (от 0 до 6 баллов) как свойственные и не свойственные ему (прил. 1)
Тридцать семь утверждений при указании на них как присущих личности (баллы 4 – 6) характеризуют ее как приспособленную: «Я ответственный человек, на меня можно положиться», «Обычно я могу принять решение и твердо следовать ему».
Тридцать семь утверждений при указании на них как присущих личности (баллы 4 – 6) характеризуют ее как неприспособленную: «Я чувствую беспомощность. Мне нужно, чтобы кто-нибудь был рядом», «Я неудачник. Мне просто не везет».
Девять утверждений составляют субшкалу социальной желательности (субшкалу «лжи»). Критический показатель для шкалы – 7 баллов, что свидетельствует о возможности существенного искажения ответов под влиянием фактора социальной желательности.
Двадцать суждений носят нейтральный характер.
С помощью обработки данных проведенной методики выявляются следующие характеристики:
-
коэффициент социально-психологической адаптированности;
-
коэффициент социально-психологической дезадаптированности;
-
факторы, определяющие адаптированность - дезадаптированность.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Шкала социально-психологической приспособленности
Вариант А (для юношей)
Фамилия, имя ______________________________________________________
Школа, город ______________________________________________________
Класс _____________________________________________________________
Возраст ___________________________________________________________
На следующих страницах представлены высказывания о поведении человека, его мыслях, переживаниях.
При чтении каждого высказывания подумайте, насколько оно может быть отнесено к вам, и обведите кружком одну из цифр, напечатанных под высказыванием, - 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6 – в зависимости от того, насколько оно характерно для вас.
Если содержание высказывания совершенно к вам не относится – обведите кружком цифру 0. Если то, о чем в нем говорится, не похоже на вас – обведите цифру 1. Если вам кажется, что вы не можете отнести к себе высказывание к себе, но сомневаетесь в этом, - обведите цифру 2. В тех случаях, когда вы не можете решить, относится ли к вам то, о чем говорится в высказывании, или нет – обведите цифру 3. Если вы считаете, что это похоже на вас, но не уверены – обведите цифру 4. Если то, о чем говорится в высказывании, похоже на вас – обведите цифру 5. И, наконец, в тех случаях, когда, прочитав высказывание, Вы можете сказать: «Это точно про меня» - обведите цифру 6.
Что означает каждая цифра, напечатано вверху и внизу на следующих страницах.
-
|
Совер-
шенно
ко мне не
относится
|
Не
похоже
на меня
|
Пожалуй,
не
похоже
на меня
|
Не знаю
|
Пожалуй,
похоже на меня
|
Похоже
на меня
|
Точно
про меня
|
|
Пример: Я люблю спорт
|
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1.
|
Я испытываю внутреннюю неловкость, когда с кем-нибудь
разговариваю
|
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
2.
|
Мне не хочется, чтобы окружающие догадывались, какой я, что у меня на душе,
и я играю роль, прячу свое лицо под маской
|
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
3.
|
Я во всем люблю состязание, соревнование, борьбу
|
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
4.
|
Я предъявляю к себе большие требования
|
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
Совер-
шенно
ко мне не
относится
|
Не
похоже
на меня
|
Пожалуй,
не
похоже
на меня
|
Не знаю
|
Пожалуй,
похоже на меня
|
Похоже
на меня
|
Точно
про меня
|
следующая страница>