Перейти на главную страницу
9 урок курса «Синтаксис и пунктуация»
Ответы ко всем заданиям прилагаются ниже.
(урок «выхвачен» из системы, поэтому последовательность
выполнения словарной работы нарушена)
Конъюктивит, нюанс, герцогиня, пластилин, компрометировать, пескарь. |
Орфоэпический словарь. Новые слова:
ДиспансЕр, фенОмен, облегчИть, кУхонный, упрОчение, ободрИть. |
1) сорит
3) торты
1) адресат
2) адресант
3) интернет
4) курьер
5. Выполните задание теста ЕГЭ.
А2.Укажите предложение, в котором произошло смещение паронимов ЭФФЕКТНОСТЬ - ЭФФЕКТИВНОСТЬ.
1) Эффективность методов подготовки учащихся к экзаменам зависит от условий обучения.
2) Каждое его изобретение удивляло специалистов надежностью, простотой, эффектностью его применения.
3) Внешняя эффектность изделия далеко не всегда свидетельствует о его качестве.
4) Эффективность капитальных вложений измеряется объемом прибыли.
6. Выполните задание теста ЕГЭ.
А-5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
Нарушение синтаксической нормы - это не ошибка в знаках препинания. Все знаки расставлены правильно. Ищите слово, которое употреблено не в той форме, в которой нужно (падеж, род, число). Чаще всего это неверное окончание в слове.
2) Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывали ни с чем не сравнимое блаженство.
3) Приезжий, видимо турист, спросил у прохожего, есть ли поблизости почта.
4) Моя сестра любит играть на фортепиано и петь в хоре.
Односоставное предложение.
Сегодня мы рассмотрим одну из наиболее сложных тем «Односоставное предложение». Не зная теории по этой теме, ученики испытывают трудности при выполнении задания В4.
Так как урок практически «выхвачен» из системы уроков, давайте вспомним, что:
В зависимости от строения грамматической основы предложения делятся на двусоставные (в которых есть оба главных члена) и односоставные (есть только один главный член: либо подлежащее, либо сказуемое).
Типы односоставных предложений:
Определенно-личное – сказуемое обозначает действие, совершенное определенным лицом.
Приветствую тебя, пустынный уголок.
Вместо подлежащего мысленно подставляем местоимения Я, МЫ, ТЫ, ВЫ.
(Я) приветствую тебя, пустынный уголок.
Неопределенно-личное - сказуемое обозначает действие, совершенное неопределенным лицом.
Очень уж шумят у нас в классе.
Вместо подлежащего мысленно подставляем местоимение ОНИ
(Они) шумят у нас в классе.
Обобщенно-личное – сказуемое обозначает действие, которое свойственно всем и каждому в отдельности.
Безличные – сказуемое не указывает на производителя действия. Подлежащее невозможно.
Назывные – есть только подлежащее.
Практика:
Смотрим на форму сказуемого и подбираем к нему местоимение.
(ТЫ) станешь. Следовательно, предложение определенно-личное.
Теперь в лесах везде косят.
(ОНИ) косят. Неопределенно-личное.
(ТЫ) жди. Определённо-личное.
Чудная ночь!
В предложении есть только подлежащее. Значит, это назывное предложение.
Сказуемое – ТРУДНО БЫЛО РАЗОБРАТЬ. Нет лица, которое могло бы стать подлежащим. (Обозначает состояние человека). Предложение безличное.
Недавно дом отремонтировали.
О происшедшем будут долго вспоминать.
Под музыку осеннего дождя иду во тьме.
Колокольчика не слышно было.
Лес голый, сумрачный.
К шести часам утра совсем рассвело.
В лесу стало тихо.
Ясное и морозное утро.
Пришлось подойти к обрыву.
Мне как-то довелось в унылой куче хлама найти старинные песочные часы.
Звёздное небо.
Уж на часах двенадцать прозвенело.
Газеты сообщают о наводнении в Приморье.
Теперь посмотрим, как это выглядит в ЕГЭ.
8. Выполните задание теста ЕГЭ
В4. Среди предложений 9—11 найдите сложное предложение, в которое входит односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.
Предложения даны сложные. Не торопясь ищите грамматическую основу в каждом предложении. Опираясь на задание, ищем односоставное предложение, в котором к сказуемому мысленно можно подставить местоимение ОНИ.
...(9)А в-третьих, такая символика становится понятной не только любому человеку, но и компьютерам. (10)«Информационный взрыв» — так называют невероятно большое количество информации, которое лавинообразно возрастает с каждым годом. (11)Со времени Гуттенберга до наших дней вышло более 35 миллионов книг, и цифра эта явно заниженная, так как огромное количество специальных изданий не поступает на книжный рынок....
В4. Среди предложений 6—15 найдите сложное предложение, все части которого — односоставные определённо-личные предложения. Напишите номер этого сложного предложения.
...(6)Мы все сидели и думали: что делать? (7)Сидел с нами и наш корректор, старик Благов, бывший директор самой распространённой в России газеты «Русское слово».
— (8)Вот что, — сказал он. — (9)Талантливая вещь. (10)Нель-
— (И)Ничего тут не поделаешь! — с сожалением ответил я.
— (12)Дайте мне рукопись. (13)Клянусь честью, я не изменю в
ней ни слова. (14)Я останусь здесь и при вас пройдусь по рукописи. (15)Обещаю, что не выброшу и не впишу ни одного слова....
Иногда для анализа выбираются очень большие отрывки текста, поэтому для выполнения этого задания нужно быть предельно внимательным.
10. Выполните задания теста ЕГЭ.
В4. Среди предложений 4—20 найдите сложные, в которые входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений.
— (10)О как это ужасно! (11)Как бестактно! (12)Как глупо, дико! (13)Мерзко!
(14) Машенька вошла в свою комнату, и тут ей в первый раз в жизни пришлось испытать во всей остроте чувство, которое так знакомо людям зависимым и безответным. (15)В её комнате делали обыск. (16)Хозяйка Федосья Васильевна, полная плечистая дама с густыми чёрными бровями, простоволосая и угловатая, с едва заметными усиками и с красными руками, стояла у её стола и вкладывала обратно в рабочую сумку клубки шерсти, лоскутки, бумажки... (17)Очевидно, появление гувернантки было для неё неожиданно, так как, оглянувшись и увидев её бледное, удивлённое лицо, она смутилась и пробормотала:
— (18)Пардон, я... я нечаянно рассыпала... зацепила рукавом...
(19)И, сказав ещё что-то, мадам Кушкина вышла. (20)Машенька обвела удивлёнными глазами свою комнату и, ничего не понимая, не зная, что думать, пожала плечами, похолодела от страха...
Задание В4 требует максимальной концентрации внимания и отличного знания достаточно простой теории. В основном курсе такие задания выполняются часто, и положительный результат достигается за счет многократных тренировок.
11. Определить тип подчинительной связи в словосочетании.
(Смотрите материал урока 6).
очаровательный малыш
1) кол..щая льдинка, они вытерп..т
2) стел..щийся кустарник, пчелы жал..т
3) дремл..щая собака, зерна перемел..тся
4) завис..щие от образования, дети пол..т грядки
14. Повторим чередование гласных в корнях слов.
ПИР – ПЕР Если после корня стоит суффикс А, пишем ПИР, в остальных случаях ПЕР
|
Перед нами открылось широкое ровное пространство, по которому всюду вып…рали огромные каменные глыбы.
В сенях на полу лежал коврик, и все двери зап…рались на замок.
Вася объявил, что идет учить английский и зап..рся в комнате.
Маша могла часами болтать, оп…раясь на его руку.
У опушки дремлют кони, подп…рая боком ель.
Инцидент, впечатление, галерея, привилегия эксперимент.
1) сорит
3) торты
1) адресат
2) адресант
3) Интернет
4) курьер
Задание 5.
Укажите предложение, в котором произошло смещение паронимов ЭФФЕКТНОСТЬ - ЭФФЕКТИВНОСТЬ.
1) Эффективность методов подготовки учащихся к экзаменам зависит от условий обучения.
2) Каждое его изобретение удивляло специалистов надежностью, простотой, эффектностью его применения.
3) Внешняя эффектность изделия далеко не всегда свидетельствует о его качестве.
4) Эффективность капитальных вложений измеряется объемом прибыли.
Задание 6.
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) График проведения ремонтных работ в цехах завода был нарушен вопреки указания (указанию) директора.
2) Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывали ни с чем не сравнимое блаженство.
3) Приезжий, видимо турист, спросил у прохожего, есть ли поблизости почта.
4) Моя сестра любит играть на фортепиано и петь в хоре.
Задание 7.
Недавно дом отремонтировали. (Они) отремонтировали. Неопределенно-личное.
О происшедшем будут долго вспоминать. (Они) будут вспоминать. Неопределенно-личное.
Под музыку осеннего дождя иду во тьме. (Я) иду. Определенно-личное.
Колокольчика не слышно было. Не может быть лица (подлежащего). Безличное.
Лес голый, сумрачный. Назывное.
К шести часам утра совсем рассвело. У сказуемого РАССВЕЛО не может быть лица (подлежащего). Безличное.
В лесу стало тихо. У сказуемого СТАЛО ТИХО не может быть лица (подлежащего). Безличное.
Ясное и морозное утро. Назывное.
Пришлось подойти к обрыву. У сказуемого ПРИШЛОСЬ не может быть лица (подлежащего). Безличное.
Мне как-то довелось в унылой куче хлама найти старинные песочные часы.
У сказуемого ДОВЕЛОСЬ НАЙТИ не может быть лица (подлежащего). Безличное.
Звёздное небо. Назывное.
Уж на часах двенадцать прозвенело. У сказуемого ПРОЗВЕНЕЛО не может быть лица (подлежащего). Безличное.
Газеты сообщают о наводнении в Приморье. Предложение двусоставное.
Задание 8.
В4. Среди предложений 9—11 найдите сложное предложение, в которое входит односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.
(9)А в-третьих, такая символика становится понятной не только любому человеку, но и компьютерам. (10)«Информационный взрыв» — так называют (они) невероятно большое количество информации, которое лавинообразно возрастает с каждым годом. (11)Со времени Гуттенберга до наших дней вышло более 35 миллионов книг, и цифра эта явно заниженная, так как огромное количество специальных изданий не поступает на книжный рынок.
Задание 9.
В4. Среди предложений 6—15 найдите сложное предложение, все части которого — односоставные определённо-личные предложения. Напишите номер этого сложного предложения. 15
(6)Мы все сидели и думали: что делать? (7)Сидел с нами и наш корректор, старик Благов, бывший директор самой распространённой в России газеты «Русское слово».
— (8)Вот что, — сказал он. — (9)Талантливая вещь. (10)Нель-
— (И)Ничего тут не поделаешь! — с сожалением ответил я.
— (12)Дайте мне рукопись. (13)Клянусь честью, я не изменю в
ней ни слова. (14)Я останусь здесь и при вас пройдусь по рукописи. (15)Обещаю, что не выброшу и не впишу ни одного слова.
(Я обещаю, Я не выброшу, Я не впишу).
Задание 10.
В4. Среди предложений 4—20 найдите сложные, в которые входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений.
(4) В передней или в коридоре встретила она горничных. (5)Одна горничная плакала. (6)Затем Машенька видела, как из дверей её комнаты выбежал сам хозяин Николай Сергеич, маленький, ещё не старый человек с обрюзгшим лицом и большой плешью. (7)Он был красен. (8)Его передёргивало... (9)Не замечая гувернантки, он прошёл мимо неё и воскликнул:
— (10)О как это ужасно! (11)Как бестактно! (12)Как глупо, дико! (13)Мерзко!
(14) Машенька вошла в свою комнату, и тут ей в первый раз в жизни пришлось испытать во всей остроте чувство, которое так знакомо людям зависимым и безответным. (15)В её комнате делали обыск. (16)Хозяйка Федосья Васильевна, полная плечистая дама с густыми чёрными бровями, простоволосая и угловатая, с едва заметными усиками и с красными руками, стояла у её стола и вкладывала обратно в рабочую сумку клубки шерсти, лоскутки, бумажки... (17)Очевидно, появление гувернантки было для неё неожиданно, так как, оглянувшись и увидев её бледное, удивлённое лицо, она смутилась и пробормотала:
— (18)Пардон, я... я нечаянно рассыпала... зацепила рукавом...
(19)И, сказав ещё что-то, мадам Кушкина вышла. (20)Машенька обвела удивлёнными глазами свою комнату и, ничего не понимая, не зная, что думать, пожала плечами, похолодела от страха...
Задание 11.
очаровательный малыш – малыш (какой?) очаровательный; нет очаровательного малыша – изменяются оба слова, это согласование;
Не забудьте, что важно найти главное слово, от которого задается вопрос к зависимому. И только потом смотреть на части речи. В данном случае зависимое слово – наречие. Это примыкание.
1) отдать, подбросить, надбровный
2) бесправный, исчезнуть, низвергать
3) преграда, президент, привилегия
4) съезд, безъядерный, гидроподъёмник
Задание 13.
В каком ряду в двух словах пишется буква Ю?
1) колющая льдинка, они вытерпят
2) стелющийся кустарник, пчелы жалят
3) дремлющая собака, зерна перемелются
4) зависящие от образования, дети полют грядки
Задание 14.
Перед нами открылось широкое ровное пространство, по которому всюду выпирали огромные каменные глыбы.
В сенях на полу лежал коврик, и все двери запирались на замок.
Вася объявил, что идет учить английский и заперся в комнате.
Маша могла часами болтать, опираясь на его руку.
У опушки дремлют кони, подпирая боком ель.
Сегодня мы начинаем изучение важного раздела, который называется “Синтаксис и пунктуация”
01 10 2014
1 стр.
Какое из перечисленных слов имеет значение «лицо или организация, кому предназначено почтовое отправление»?
11 10 2014
1 стр.
Этот урок мы поработаем вместе. Меня зовут Ирина Викторовна Манаева
01 10 2014
1 стр.
В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация. Ч. III. М.: Просвещение, 1987, с. 34-55
14 12 2014
1 стр.
Оживить опрос и активизировать работу учащихся на уроках русского языка помогают творческие формы проверки усвоения фактического материала это кроссворды
01 10 2014
1 стр.
Чтобы не скучно было, давайте вспомним правила, которые мы изучали. Они нам нужны для того, чтобы быстро и правильно выполнять все задания на планете
01 10 2014
1 стр.
Самая главная наша задача –получить в школе знания. В школу мы сможем поехать только в том случае, если выполним задание, написанное на доске. Ваша задача: вставить пропущенные бук
01 10 2014
1 стр.
Синтаксис – строй, становление. Синтаксис изучает строй связной речи белошапкова дала определение: Синтаксис изучает правила связывания слов и форм слов и те единства, в составе ко
10 10 2014
1 стр.