В открытии и работе конференции приняли участие заместитель генерального директора по работе с филиалами Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина С.М. Макеев, первый заместитель председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга Б.А. Илларионов, заместитель председателя Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга А.А. Матвеев, председатель Комитета по туризму Нижегородской области С.Н.Флюгов, первый вице-президент Российского культурологического общества, первый проректор РГПУ им. А.И.Герцена С.А. Гончаров, директор Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга Л.С. Георгиевская, советник художественного руководителя Александринского театра, исполняющий обязанности ректора Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства А.А. Чепуров, проректор по инновационной работе НИУ ИТМО Н.Р. Тойвонен, заведующий отделом русского фольклора Института русской литературы РАН А.Н. Власов, советник президента – руководитель информационно-аналитического центра Национальной ассоциации телерадиовещателей В.Г. Лившиц, начальник научно-методологического отдела современных технологий Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина С.А. Узянов, руководитель МОО «Информация для всех» А.А.Демидов, руководитель Проекта «Библиотека/медиатека гимназии XXI века» Фонда поддержки образования О.Р.Старовойтова, управляющий партнер в Санкт-Петербурге, глава российской практики по интеллектуальной собственности, ИТ и телекоммуникациям юридической фирмы Salans В.Б.Наумов, директор ЗАО «Альт-Софт» П.А.Гринфельд, директор Мультимедиа-студии «Март» И.И.Кондратьева, директор Инновационного центра «Технологии современного образования» Д.Д.Рубашкин, руководители ООО «Центр речевых технологий» и НП ПРИОР «Северо-Запад», другие эксперты и руководители.
В обращении к участникам конференции ректор НИУ ИТМО, председатель Совета ректоров Санкт-Петербурга В.Н. Васильев отметил, что старт системному обсуждению новой тематики по сохранению культурного наследия в условиях информационного общества был дан в ноябре прошлого года на проведенной при поддержке РФФИ конференции молодых ученых «Интернет: инновационные технологии и инженерные разработки». Её девизом стало высказывание С. Ю. Витте по поводу открытия Политехнического Университета «воспитывать современного инженера без хорошей гуманитарной подготовки не только безнравственно, но и губительно для страны».
Подобный подход, в комплексе с новой программой «Сохраненная культура в информационном обществе», становится особым приоритетом развития современного образования, который можно обозначить как обеспечение будущих инженеров актуальными знаниями в области права, этики и иных гуманитарных областей знаний, формирование у них информационно-правовой культуры, духовности и нравственности.
С принятием Государственной программы «Информационное общество» (2011-2020 гг.) и ФЦП «Культура России 2012-2018 гг.» у ряда партнерских вузов Санкт-Петербурга возникло понимание необходимости координации усилий с учреждениями культуры, не только такими, как Государственный Эрмитаж, Александринский театр, Музей религии, Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, но также и с региональными и муниципальными архивами, библиотеками, клубами, музеями, концертно-театральными учреждениями, представителями туристического и развлекательно-просветительского бизнеса.
Первым результатом такого сотрудничества стало заключение НИУ ИТМО государственного контракта с Минкультуры России на проведение научно-исследовательских работ «Создание культурной среды региона на основе модернизации учреждений культуры и внедрения информационно-коммуникационных технологий». Ранее НИУ ИТМО было заключено соглашение о сотрудничестве с Государственным Эрмитажем, в стадии подписания находится соглашения с Александринским театром.
Конференцию «Культура: бизнес, государство и общество» можно назвать первым мероприятием партнеров сфер образования, науки, культуры, коммуникации, профильного бизнеса и «третьего сектора», заявивших о начале системного сотрудничества в решении проблем сохранения культурного наследия в условиях информационного общества.
В рамках конференции прошло два пленарных заседания и секционные заседания «Информационно-телекоммуникационные технологии в культуре», «Оптические технологии в культуре» и «Звуковые технологии в культуре».
В ходе подготовки, проведения конференции, а также сбора отзывов по её итогам подготовлены Рекомендации (Рекомендации СКИО), предлагаемые вниманию экспертного сообщества, органам власти, профильному бизнесу и институтам гражданского общества.
В частности, при подготовке Рекомендаций было особо отмечено, что в числе задач Государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» задачей №1 значится «Развитие телерадиовещания; развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия, в том числе: оцифровка объектов культурного наследия, включая архивные фонды; развитие средств обработки и предоставление удаленного доступа к цифровому контенту» и именно по этому направлению возможно и необходимо сотрудничество профильных вузов и научных школ и Санкт-Петербурга, и России в целом с Национальной ассоциацией телерадиовещателей, Ассоциацией кинообразования и медиапедагогики России и другими партнерами – бюджетными, некоммерческими и коммерческими.
Помимо прочего, при разработке рекомендаций было учтено решение Ассоциации «Центрально – Чернозёмная», принятое на расширенном заседании Координационного Совета Ассоциации по информатизации в рамках V ежегодной межрегиональной научно-практической конференции «Информационно-коммуникационные технологии в региональном развитии» (Смоленск, 9 февраля 2012 г.) в части: а) обращения в адрес Минкультуры России, Минкомсвязи России, Общественной палаты России по организации изучения, обобщения, анализа и распространения опыта Смоленской (проект «Красная книга культуры Смоленщины»), Архангельской, Воронежской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Псковской, Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов России по реализации проектов и программ в области сохранения культурного наследия с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе в целях ребрендинга регионов, повышения их инновационной, информационной и туристической привлекательности в рамках Государственной программы «Информационное общество (2011-2020)», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, Федеральной целевой программы «Культура России» (2012-2018 годы)», а также; б) разработки проекта по созданию сетевых информационных ресурсов по тематике сохранения и развития культурного, исторического, природного и духовного наследия Смоленщины с использованием комплексной технологии визуализации памятников, памятных мест, а также технологий ГЛОНАСС с оформлением статуса федерального пилотного проекта.
2.2.2. расширить права граждан в отношении доступа к цифровым объектам сферы культуры, коммуникации, образования и науки путём уточнения объемов свободного использования произведений в гражданском законодательстве;
2.2.3. разработать предложения о внесении изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, определяющие методику дифференциации и выявления контента для долгосрочного и краткосрочного хранения, регламентирующие порядок отбора, хранения и использования архивных материалов, в том числе в рамках реализации законодательства об обязательном экземпляре документов;
2.2.4. разработать предложения о внесении дополнений и изменений в федеральное и региональное законодательство о государственно-частном партнерстве в части определения организационно-правовых механизмов формирования культурной среды региона.
2.2.7. обратиться в Администрацию Президента Российской Федерации, к полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах, в Правительство Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и региональные общественные палаты с предложением разработать и реализовать долгосрочные региональные программы в формате программной деятельности по направлению «Красная книга культуры России» во всех федеральных округах и субъектах Российской Федерации. В качестве опорной методической площадки предложить создание модельного информационно-культурного кластера «Сохраненная культура в информационном обществе» в Санкт-Петербурге, рассмотреть вопрос о создании подобных кластеров во всех федеральных округах Российской Федерации;
2.2.8. учитывая задачи, определенные Государственной программой «Информационное общество (2011-2020 годы)» внести предложение в Правительство Российской Федерации: а) о необходимости разработки и принятия глоссария основных понятий, используемых при реализации вышеуказанной Государственной программы, других профильных программ и иных нормативно-правовых актов, таких как культурное наследие, национальное достояние, цифровое наследие, цифровой контент, электронный контент и др. в применении к аудиовизуальным произведениям; б) о необходимости разработки критериев для определения аудиовизуального контента, соответствующего статусу культурного наследия и национального достояния; в) о необходимости разработки предложений по созданию механизмов разделения произведений на оригинальные, защищенные авторскими правами, лицензионные и общедоступные; г) о необходимости определения субъектов деятельности по производству, распространению, оцифровке и сохранению аудиовизуального наследия и доступа к нему, их полномочий, обязанностей и принципов взаимоотношения; д) о разработке предложений о создании новых институций, выполняющих функции института аудиовизуального наследия, объединенного банка видеоконтента и др.;
2.2.9. обратиться в Правительство Российской Федерации, Минкультуры России, Минобразования России, Минкомсвязи России, МИД России с предложением активизировать сотрудничество профильных институтов высшей школы, образования, культуры, коммуникации и некоммерческих организаций по созданию унифицированных технологических платформ, на которых можно будет размещать и продвигать качественный профильный контент в формате общественного достояния на русском языке для целей образования, культуры и коммуникации, как для России, так и для соотечественников, проживающих за пределами страны, а также всех, интересующихся русским языком и культурой;
2.2.10. обратиться в Правительства Российской Федерации с предложением о необходимости обсуждения вопросов взаимодействия государственных, коммерческих, общественных, конфессиональных и политических структур по Web-мониторингу объектов культурного наследия. Считать разработку и внедрение независимого Web-мониторинга уникальной возможностью не только для компромиссного решения историко-культурологических проблем и задач, но также и основой для реализации различных профильных историко-культурных проектов и других образовательных, патриотических, просвещенческих, туристских программ, которая может использоваться, в том числе, при проведении научно-исследовательской разработки «Создание культурной среды региона на основе модернизации учреждений культуры и внедрения информационно-коммуникационных технологий», осуществляемой по заказу Минкультуры России. Считать целесообразным привлечение в данному процессу ТПП России и Общественной палаты Российской Федерации, а также квалифицированных специалистов от традиционных конфессий и политических партий;
2.2.11. обратиться в Минобрнауки России, а также к региональным органам управления сферы высшего, послевузовского образования и науки:
2.2.11.1. с предложением приступить к формированию федерального и региональных перечней технологических решений применимых для использования в сфере культуры, туризма и массовых коммуникаций;
2.2.11.2 с предложением разработать при участии Минкультуры России и Минкомсвязи России и внести в Федеральный компонент государственного стандарта общего образования всех основных образовательных программ общего образования обязательный учебный предмет «Медиаграмотность/Медиакультура/Информационная культура», основными целями преподавания которого должны стать: а) социокультурная адаптация подрастающего поколения к жизни и деятельности в условиях информационного общества; б) обучение рациональному и гармоничному сочетанию традиционных и информационных методов осваивания культурного пространства, при котором информационно-коммуникационные технологии должны дополнять и расширять возможности традиционной аккультурации; б) изучение информационно-коммуникационных технологий в качестве культурного феномена, расширяющего и дополняющего возможности человека по освоению пространства культуры; в) развития культуры информационной безопасности обучаемых, в т.ч. через преподавание основ безопасности жизнедеятельности в Интернете, а также формирование информационно-правовой культуры, духовности и нравственности; г) максимально широкое использование средств медиаобразования и дистанционного образования;
2.2.11.3 с предложением инициировать всероссийский эксперимент по внедрению медиаобразования в средних школах (как это сделано в Украине и обсуждается в Казахстане), как логически связанных предметных областей медиаграмотности, кинообразования и культуры информационной безопасности (последнее – новый тренд, предлагаемый Советом Безопасности Российской Федерации), отметить важность медиаобразования не только в развитии медиакомпетентности населения, но и в сохранении культурного наследия в сознании аудитории;
2.2.11.4 с предложением о необходимости усиления межведомственной, межсекторной и межуровневой координации в сфере образования, науки, культуры и коммуникаций в части создания и поддержки унифицированной технологической платформы для целей реализации первого принципа обществ знаний «Образование для всех на протяжении всей жизни» в формате сотрудничества Некоммерческого партнерства «Школьный сайт» в рамках проектов «Виртуальный детский сад» и «Школьный сайт», других профильных бюджетных и внебюджетных проектов с работой НИУ ИТМО по тематикам дистанционного обучения, информационной грамотности, кино – и медиаобразвоания, высшего профессионального образования и Университета Третьего возраста, а также поддержать инициативу Университета третьего возраста (УТВ) НИУ ИТМО о сотрудничестве с учреждениями культуры и региональными культурными центрами (театрами, музеями, библиотеками), которым предлагается размещать материалы по профильной тематике на открытом специализированном портале УТВ в формате дистанционного обучения и просвещения пожилых граждан;
2.2.11.5. с предложением об активизации работы по организации и обеспечению преемственности дошкольных учреждений, общей школы, средней и высшей профессиональной школы, дополнительного и послевузовского образования, при «передаче» обучаемых с использованием информационных технологий, возможно с использованием портфолио обучаемого;
2.2.12. обратиться в Минкультуры России, а также к региональным органам управления сферы культуры и туризма:
2.2.12.1. с предложением приступить к формированию федерального и региональных перечней задач и перспективных направлений, требующих высокотехнологического решения;
2.2.12.1. с предложением о разработке на конкурсной основе межведомственной и межсекторной программы отбора, хранения и использования аудиовизуального контента в формате частно-государственного партнерства для целей культуры, туризма, науки, образования, коммуникаций, молодежной политики с условным наименованием «Национальное достояние» или «Сохраненная культура» с участием Минобранауки России, Минкомсвязи России, Роспечать, а также профильных бизнес-структур и институтов гражданского общества;
2.2.12.2. с предложениями: а) организовать доступный Web-мониторинг памятников историко-культурного наследия из списка первоочередных объектов, территории которых подвержены несанкционированным работам, разрушениям культурного слоя и пр. (например, Бородинское поле, Пирейский некрополь (Греция), зона охраны Радонежа, Увекское городище, места боёв Великой Отечественной Войны и пр.) с участием Института археологии РАН и профильных институтов гражданского общества, а также профильных институтов системы внешней политики; б) рекомендовать археологическим экспедициям, производящим охранно-спасательные работы, устанавливать интерактивные Web-мониторинговые системы для контроля и освещения исследований, возможно с использованием системы ГЛОНАСС; в) обозначить в качестве отдельной тематики научно-исследовательской разработки «Создание культурной среды региона на основе модернизации учреждений культуры и внедрения информационно-коммуникационных технологий», осуществляемой по заказу Минкультуры России решение задач Web-мониторинга памятников историко-культурного наследия, территории которых подвержены несанкционированным работам, разрушениям культурного слоя и пр.;
2.2.12.3. с предложениями: а) организовать взаимодействие субъектов СЗФО с целью совместного создания и информационного продвижения туристских маршрутов культурно-познавательного и образовательного характера под патронатом Полномочного представителя Президента РФ в СЗФО и Ростуризма; б) учесть при разработке НИР «Создание культурной среды региона на основе модернизации учреждений культуры и внедрения информационно-коммуникационных технологий» реализуемую при поддержке Администрации Новгородской области модель «Поклонный туризм» с максимальным внедрением информационных, телекоммуникационных и иных новых технологий; в) разработать унифицированную технологическую платформу и программное обеспечение для гаджетов, позволяющую туристу осуществлять позиционирование к месту нахождения культурных, природных и иных значимых объектов наследия с аудио-визуальным отражением применимого контента в режиме реального времени; г) организовать совместно с Россотрудничеством при поддержке МИД России рабочую группу по решению комплекса проблем по сохранению Пирейского некрополя (Греция) с использованием новых технологий;
2.2.13. обратиться к Правительству Санкт-Петербурга и Совету ректоров вузов города Санкт-Петербурга с предложением проанализировать возможности и инициировать разработку и внедрение модельной совместной образовательно-просветительской программы по тематике сохранения культуры в условиях информационного общества с участием технических и гуманитарных вузов, архивов, библиотек, музеев, театров и других учреждений культуры, а также СМИ;
2.2.14. обратиться в комитеты по науке и высшей школе, по образованию и по культуре Санкт-Петербурга, а также в Совет ректоров Санкт-Петербурга с предложением: а) организовать разработку модельной программы учебного курса для образовательных систем различного уровня «Информационная культура современного общества», которая будет представлена в доступном инновационном интерактивном формате, что позволит: осуществлять её постоянные обновления; оперативно отслеживать появление новых ИКТ; проводить компетентное экспертное оценивание контента социального пространства в контексте сохранения и развития культуры; б) разработать принципы экологии информационного пространства, основанные на общечеловеческих и нравственных ценностях с учётом этических и правовых регуляторов в информационном обществе;
2.2.15. с целью повышения уровня информационной обеспеченности научной, интеллектуальной и иной деятельности организаций Санкт-Петербурга, провести под эгидой Комитета по науке и высшей школе исследование, направленное на: а) выявление организаций, имеющих в своей структуре информационные службы (ОНТИ, НТБ или др.); б) анализ деятельности информационных служб организаций (структура, функции, кадровый состав, номенклатуры предоставляемых информационных услуг и пр.); в) разработку моделей информационного обеспечения инновационной и интеллектуальной деятельности;
2.2.16. обратиться в Администрацию Смоленской области с предложением результаты реализации настоящих Рекомендаций вынести на обсуждение VI ежегодной межрегиональной научно-практической конференции «Информационно-коммуникационные технологии в региональном развитии» (февраль, 2013 года, Смоленск);
2.9.2. создания Лаборатории оптических 3D/4D и иных высоких технологий в искусстве с использованием голографии, технологии vario-stereo, профилирования живописных рельефов и т.д.;
2.9.3. разработки многофункциональной технологической платформы для сферы культуры (архивное, библиотечное и музейное дело, театральное искусство, киноиндустрия, радио, телевидение, Интернет и др.) на базе систем интерактивного погружения, в том числе совместного создания и информационного продвижения систем интерактивного погружения для решения историко-культурологических задач и реализации профильных проектов в образовательных учреждениях.
3.1.2. создание систем шумоподавления при проведении мероприятий в учреждениях культуры: массовых культурно-просветительных мероприятий, спектаклей и концертов, Интернет-трансляций.
3.2.Создание программно-аппаратной платформы по формированию, хранению и поиску материалов в централизованных хранилищах медиа-данных учреждений культуры, кино – и телерадиофондах:
3.2.1. создание автоматизированной системы формирования аудио- и видеоконтента, а также наполнения хранилища;
3.2.2. интеграция инновационных технологий распознавания речи и медиа поиска;
3.2.3. создание гибкой системы доступа к аудио- и видеоматериалам;
3.3.2. создание систем голосового управления сайтами и Интернет порталами, в том числе для инвалидов по зрению;
3.3.3. создание информационных киосков и систем интерактивного игрового привлечения граждан на объектах культуры, туризма и отдыха с использованием технологий синтеза и распознавания речи;
3.3.4. разработка систем массового информирования посетителей и работников учреждений культуры по средствам телефонных звонков с использованием технологий синтеза и распознавания речи, SMS-сообщений или электронных писем
разработка систем оценки качества обслуживания и выявления эмоционального состояния посетителей учреждений культуры для поддержания атмосферы взаимного уважения, контроля работы персонала и анализа удовлетворенности посетителей.
3.4. Разработку биометрических технологий защиты культурного наследия и обеспечения безопасности в сфере культуры, включая системы:
3.4.1. установления точного местоположения и отслеживания маршрута перемещения на подконтрольной территории любого объекта из числа занесенных в базу данных;
3.4.2. картотечного учета объектов на основе их биометрических (лицо, голос) и небиометрических (RFID) признаков;
3.4.3. предупреждения несанкционированного проникновения на территорию учреждения культуры;
3.4.4. разграничения доступа персонала в служебные или другие специальные помещения;
3.4.5. контроля прихода/ухода сотрудников учреждения культуры;
3.4.6. интеграции со сторонними автоматизированными системами обеспечения безопасности.
10 10 2014
1 стр.
13 09 2014
1 стр.
06 10 2014
22 стр.
10 10 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.
06 10 2014
8 стр.