Перейти на главную страницу
Автореферат
Санкт-Петербург
Работа выполнена на кафедре радио и телевидения факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета
доктор философских наук
Построение нового общества, определённое в документах Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества «глобальной задачей в новом тысячелетии»,1 предъявляет принципиально новые, не рассматривавшиеся прежде требования к структурно-функциональным характеристикам телевидения как признанного института массовой информации и нового института массовых коммуникаций. Вместе с тем, в существующих концепциях и проектах уделяется недостаточно внимания роли электронных СМИ в информационном обществе. В них лишь в общей форме подтверждается «приверженность принципам свободы печати и свободы информации, а также независимости, плюрализма и разнообразия средств массовой информации, которые являются основной составляющей информационного общества».2 Свобода выражения мнений, свобода прессы и, как следствие, свободный поток идей, представляющие базовые ценности демократического общества, связываются с сетевыми СМИ, Интернетом, инфокоммуникациями. Российские подходы к проблемам становления информационного общества в основном сохраняют технологические и технократические тенденции. «Программа развития информационного общества в России», предложенная Центром развития информационного общества («РИО-центр»), проект «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», разработанный группой при Совете Безопасности РФ, акцентируют внимание на «стимулировании использования информационно-коммуникационных технологий в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества».3 Телевидение в этих проектах не упоминается даже в связи с проблемой единого информационного пространства. Как отмечают отечественные исследователи, «с осознанием важности применения информационных технологий и неотделимости политики в области СМИ от процессов формирования информационного общества, появления новых средств массовой информации, технико-технологические и социальные объекты государственной информационной политики получили разработку в одном ряду».4 Подобные подходы следует квалифицировать как проявление своего рода «информационно-коммуникационного этатизма», вызванного стремлением контролировать формирование массового сознания, общественного мнения через самое массовое и влиятельное СМИ – телевидение. Всемирная встреча вещателей, проходившая параллельно саммиту по вопросам информационного общества, отметила жизненно важную роль электронных СМИ в этом обществе, связывая её с незаменимым уровнем присутствия традиционного телевидения и радио во многих странах фактически в каждом доме, наиболее эффективным способом получения высококачественной информации.5 Российские вещатели своей позиции по этому поводу до сего времени не сформулировали.
Тенденции развития мирового информационного пространства, с одной стороны, и отечественной медиасистемы, с другой, приводят теоретиков российского телевидения к поиску и определению новых категорий «электронных СМИ», которые отражали бы процесс конвергенции информации и коммуникации. Параллельно возникают варианты решения проблемы социальной ответственности телевидения.
В этой связи проектирование и выявление особенностей развития телевидения в информационном обществе приобретают особую актуальность. Существующие в этой сфере проекты – «Концепция развития телерадиовещания в России на период 2006-20015 годов», «Концепция Федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации(2007 – 2015 годы)»6 и др. содержат ряд принципиальных положений о месте и роли телевидения в новых условиях, о необходимости «нового взгляда» на его развитие, как единого комплекса электронных СМИ и массовых коммуникаций. Наряду с этим, в проектах также доминируют проблемы технических задач по внедрению цифрового стандарта вещания, отсутствуют предложения системной организации телевидения в цифровой среде, классификации и дифференциации каналов в условиях многопрограммных мультимедийных коммуникаций, взаимоотношений вещателей, операторов связи, телезрителей. На практике развитие телевидения сдерживается несостоятельностью законотворчества, механизмов правового регулирования информационных отношений внутри социально-политической системы и слабой информированностью общества по данным проблемам.
В конце прошлого века западными специалистами были разработаны концептуальные характеристики систем общественного телевещания (Д. А. Леонарди, Э. Мицкевич, Ч. Файрстоун и др.)15. Ряд вопросов, касающихся параметров и технологий общественного телевидения, был рассмотрен в соответствующих разделах работ отечественных исследователей А. Г. Качкаевой, К. Е. Коренчук, Е. Л. Вартановой16, в социально-правовом исследовании М. А. Федотова17, а также в коллективных монографиях18. Теме социальной ответственности бизнеса посвящено множество профильных социологических работ19, а ряд авторов – Т. И. Арсеньева, И. И. Бажин, О. В. Данова, И. М. Дзялошинский, Е. П. Прохоров и др. – затрагивают вопросы, связанные с социально ответственным функционированием системы СМИ в целом20. Перечисленные авторы внесли значительный вклад в формирование и развитие научных представлений о многообразных аспектах аудиовизуальных СМИ, их отношениях с властью и обществом. Однако комплексные исследования телевидения в информационном обществе, попытки его проектирования, осмысления особенностей развития в информационно-коммуникационной среде в отечественной науке еще не предпринимались.
- полно показаны концептуальные возможности, проблемы и перспективы телевещания в России в условиях информационного общества, осуществлён целостный подход к рассмотрению социально-политических характеристик социально ответственного телевидения;
- представлены возможные механизмы регулирования, контроля и прогнозирования социально ответственного телевещания, сущностные различия социально ответственного и общественного телевещания,
- сформулирован вариант реализации принципов социальной ответственности телевидения в русле демократического гражданского регулирования;
- показаны основные проблемные направления институционального регулирования и саморегулирования телевещания в новых технологических условиях.
Все вышесказанное прямо определяет цель исследования, которая заключается в определении направлений развития, возможных трансформаций и положения телевидения в информационном обществе, на основании чего складывается прогностическая концепция социально ответственного телевидения. Для этого представляется необходимым решение следующих исследовательских задач:
- определить основные тенденции развития информационного общества и роль телевидения в системе новых социальных отношений, представить информационную политику телевизионных СМИ применительно к новым условиям;
- сформировать модель опирающегося на интересы общества телевидения, которая позволяет спрогнозировать изменения отношений между телевидением и политическими институтами;
- обосновать принципы взаимодействия общественного телевидения и социально ответственного телевидения как важнейших политических институтов информационного общества;
- провести анализ институциональных основ социально-политического регулирования телевидения в информационном обществе;
1. Необходимость институциональных перемен в отечественном телевидении, которые позволят ему реализовать возможности и задачи универсального института общественной жизни в информационном обществе, выполнять разнообразные социокультурные функции, превратить аудиторию в основного участника социально-политических дискурсов.
2. Институциональные реформы, направленные на создание и поддержание системы социально ответственного телевидения, должны касаться информационного законодательства, парадигм информационной политики властных органов на всех уровнях общества, социально-политических амплуа социальных институтов, организаций, групп и отдельных граждан, включенных в пространство массовых коммуникаций.
3. Задача модернизации телевизионной системы России предполагает переход от коммерческой модели к концепции социально ориентированного телевидения, от малоканального, «уномедийного» – к многопрограммному мультимедийному, от «вещательного» к коммуникативному, диалоговому ТВ, в основе которого будут интерактивное общение, совместное производство смыслов, индивидуальное программирование, мобильные коммуникации.
4. Реализация концепции социально ответственного телевидения предполагает выстраивание равных социально-политических отношений между вещателями и аудиторными группами, транспарентную медиаэкономику и многостороннюю медиааналитику, следование работников телевидения профессиональным принципам и правилам.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Во Введении дается общая характеристика исследования, определяются его объект, предмет и задача, анализируется степень разработанности темы, описывается ее актуальность, определяется новизна и практическая значимость, отражаются характеристики апробации работы.
Глава 1. «Влияние информационных и коммуникационных технологий на становление нового типа телевидения» состоит из трех параграфов.
В параграфе 1.1. «Информационное общество как новый тип социально-экономической формации» представлены современные интерпретации концепции информационного общества, а также сформулированы основные конституированные различными политическими институтами направления его развития. В частности, подчеркивается, что Россия входит в новый этап развития своего общественного устройства, обозримой целью которого является построение гражданского общества. Эта категория базируется на исторически сложившейся модели практик самоуправления. Она разрабатывалась в трудах крупнейших европейских ученых и философов (Дж. Локк, А. Фергюсон, А. Смит, Т. Пейн, Ш. Монтескье, Г.Гегель). Согласно ей, ведущими парадигмальными институтами гражданского общества являются свободные ассоциации граждан, рыночная экономика и публичная сфера широкого спектра отношений. В совокупности упомянутые институты призваны обеспечивать функции взаимного контроля общества (отдельного гражданина) и государства.
Формирование гражданского общества в ХХI-м веке сопровождается вхождением человечества в информационное общество. Данный вектор обуславливается не столько политическими, сколько экономическими и научно-технологическими механизмами, однако информационное общество парадигмально отражается на всех сферах общества. В информационном обществе изменяется сущность политических коммуникаций, что напрямую отражается на облике и статусе аудиовизуальных СМИ.
Предлагаемый в данном параграфе категориальный анализ интерпретаций понятия «информационное общества», содержащихся в трудах таких его адептов, как Д. Белл, Ж. Бодрийяр, М. Постер, М.Пайор, Ч. Сейбл, Л. Хиршхорн, М. Кастельс и их последователей, а также Ю. Хабермаса, Н. Гарнэма, Ф. Уэбстера и др., заключается тезисом, согласно которому венцом развития информационного общества является общество знаний. Такой социум обязан выполнять четыре принципа: соблюдать права и основные свободы человека, включая свободу выражения своего мнения; осуществлять реализацию права на образование и всех смежных прав в сфере культуры; обеспечивать максимально широкий доступ к общественному знанию, защищая качество информации; сохранять и поддерживать разнообразие культурных парадигм, языковых общностей.
Российское общество начинает осуществлять переход к обществу знаний через усиление и расширение гуманитарной направленности электронных взаимодействий, реализацию модели публичной медиасферы, служащей эффективным механизмом гражданских процессов. Традиционное телевидение пока остаётся в стороне от этих процессов, что приводит ряд сторонников концепции информационного общества к заключениям о вытеснении «вещательного» телевидения «посттелевизионными» СМИ в Интернете, информационно-коммуникационными технологиями. Одним из предложений сохранения и приумножения преимуществ телевидения в новых условиях является проект «Социально ответственное телевидение», подготовленный при участии диссертанта.
В обществе знаний потоки информации превращаются в осознанные и усвоенные значимые смыслы. Их производством является медиасфера – пространство, в котором происходит унификация контента и информационных технологий, способствующих усвоению смыслов. В параграфе раскрываются процессные характеристики медиасферы. Выделяются первоочередные направления развития медиасферы общества знаний: экспертно-исследовательское (конструирование знаний в области феноменологии и системологии медиасферы общественных интересов); экспериментально-производственное (исследование, оценка и разработка новых форматов СМИ); образовательное (формирование комплексной системы профессионального обучения и медиаобразования); общественное (создание системы равносторонней связи участников массово-коммуникационных процессов).
Отечественная специфика построения информационного общества полагает необходимым решение ряда проблем, которые могут быть подразделены на три группы: государственные (создание правовой базы, единой стратегии развития инфраструктуры, подготовка и реализация национальных программ), социально-экономические (развитие экономичных технологий, совершенствование производства средств производства, стимулирование изготовителей средств коммуникации), организационно-технические (развитие информационных сетей, услуг и их обеспечения).
Прогнозы будущего электронных медиа, предпринятые Европейским вещательным союзом (EBU), связывают развитие ситуации с переменами в четырёх взаимосвязанных областях: технологии (новые способы производства и доставки контента), промышленности (всё больше медиаорганизаций будет распространять всё больше продукции для многих средств распространения), в поведении потребителей (уменьшение коллективной и увеличение индивидуальной практики просмотра) и в регулировании (появление больших возможностей для вещания и распространения диктует необходимость в новых регулирующих структурах).21
На уровне общенациональных программных документов наблюдается отсутствие представлений о концептуальных проблемах электронных СМИ и массовых коммуникаций в информационном обществе. Проектирование как прогностическая технология анализа обеспечивает нас взглядом на будущее того или иного социального института. Анализ вероятных перемен и прогнозов развития российской медиаиндустрии призван учитывать направления государственного строительства, модификации социальных отношений в обществе, институциональные преобразования отрасли в сочетании с опережающим развитием коммуникационных технологий.
Современное телевидение России, являясь основным институтом влияния на социально-политическую систему, начинает испытывать воздействие информационно-коммуникационных технологий, конкурентных средств коммуникаций, что детерминирует оптимизацию структуры ТВ и управления ею.
В параграфе 1.2. «Отечественное телевидение: от эпохи универсальных программ к тематическим (нишевым)» изложены основные характеристики современной российской системы электронных СМИ в социально-политической парадигматике. Широкое понимание стратегии развития национального телевидения предполагает выравнивание дисбаланса между общероссийскими и региональными, государственными и коммерческими компаниями, универсальными и тематическими («нишевыми») каналами, сетевыми и самостоятельными СМИ. Развитие регионального телевещания приведёт к созданию «горизонтальных» систем распространения информации и доступа к ней. В узком смысле стратегия социального развития предполагает осуществления ряда мер, направленных на повышение качественных социально-политических характеристик телевещания. Здесь имеются в виду обеспечение принципов гласности, свободы слова и выражения мнений, интересов и потребностей социально-политической системы с помощью совокупности независимых аудиовизуальных СМИ, обслуживающих различные категории общества.
Генеральные направления развития отечественного телерадиовещания, дифференцируются на открытые, подлежащие описанию и оценке, и внутренние, не декларируемые ни создателями, ни менеджментом СМИ. В параграфе описаны оба типа. Общество узнает о постоянно растущем числе вещателей, количестве выданных лицензий, распространении по стране программ центральных каналов. Менее известны другие мотивы создания и организации работы телерадиокомпаний: цель деятельности и отношение к аудитории, реальные источники финансирования, причины повсеместной унификации программ. Полностью закрытыми остаются сведения об учредителях и владельцах каналов, их целеполагании при создании СМИ, бизнес-планах и т.п. Независимые по самоназванию и негосударственные по организационно-правовой форме медиапредприятия (например, «Первый канал» - до недавнего времени «Общественное российское телевидение»-, НТВ, «ТВ-Центр» являются акционерными обществами) существуют на средства государственных компаний, кредитов госбанков, бюджетов субъектов федерации. Программная политика государственных телеканалов («Россия») выстраивается по принципам коммерческих структур, финансовое состояние и тех, и других отличается абсолютной закрытостью.
Подавляющее число вещателей оформляют свою принадлежность к тому или иному типу СМИ в порядке «автономинации», зачастую игнорируя типологические характеристики («первый образовательный», «первый развлекательный» и т.п.). В данном разделе работы представлены основные общепринятые варианты классификаций электронных СМИ, «дуальная» (двухкомпонентная) система, учитывающая наличие коммерческого и общественного, или публично-правового секторов, триадная (государственные, коммерческие и общественные каналы). В основе подобной дифференциации находятся представления о доминировании различных форм собственности вещателей, что в постиндустриальном обществе представляется явно недостаточным. Парадигмальные отношения СМИ, власти и общества формируют иные модели: авторитарная, либертарианская, советская и модель социальной ответственности.22 Использование таких содержательных характеристик, как допустимость/ невозможность критики власти и выполнение/невыполнение функций общественного вещателя позволяет выделить и разделить авторитарную и либертарианскую модели. Пересечение указанных содержательных оппозиций приводит к нескольким нормативным полям, в которых формируются и трансформируются СМИ. Одно из них, в котором преобладает функция общественного вещателя и допускается критика власти, относится к социально ориентированной либертарианской модели, модели социальной ответственности.23
В России произошла трансформация от социально ориентированной авторитарной (советской) модели к коммерчески ориентированной авторитарной модели, где преобладают частные интересы и не существует критики власти. Важнейшей характеристикой ее контента остаётся смысловая эклектика, производство и трансляция взаимопротивостоящих смыслов в программах почти каждого или типологически однородных каналов, что представляется следствием явления медиакратии, когда программная политика большинства федеральных компаний идентифицируется не с менталитетом телезрителей, а с представлениями медиаменеджеров, их учредителей, владельцев и заказчиков. Основным средством борьбы за аудиторию стало обратное программирование, явление, основанное на полном или частичном копировании идейно-художественного, предметно-тематического, информационного содержания телепрограмм и игнорирующее многообразие интересов телезрителей.
Информационное общество предполагает существование значительно более гибкой по отношению к зрителю системы телеканалов, чем та, что действует ныне в России. Речь идет о создании множества тематических (нишевых) каналов, ориентированных по принципам предметно-тематической или жанровой специализации на узкие сегменты массовой аудитории.
Ядром новейшего телевидения России, вокруг которого будет строиться медийное пространство, может стать региональный вещатель, обладающий особым функциональным статусом. В концептуальном аспекте будущее регионального телевидения лежит в области его самоидентификации, верной и последовательной «отстройки» от федерального вещания, «горизонтальной» локализации эфира. Параграф содержит исторический анализ стадий формирования региональных телерадиокомпаний, могущих стать важнейшим структурным элементом развитых социальных коммуникаций.
В параграфе 1.3. «Становление интерактивного диалогового телевидения как прообраза нового телевизионного вещания» рассматриваются новейшие принципы оптимизации коммуникативной сущности электронных СМИ.
Интерактивность является реальным и эффективным ресурсом обновления и способна стать созидательным конструктом нового российского телевидения, служащего интересам общества в целом. Элементы «живого» общения участников телепрограмм и телезрителей, столь характерные для эпохи телевидения, не знавшего видеозаписи, можно считать прототипом коммуникативной интерактивности.24 Интерактивное вещание позволяет осуществить креативные, коммуникативные, управленческие потенции телезрителей («Окна» и «Дом-2»(ТНТ), «Кто хочет стать миллионером» и «Гордон.2030»(Первый канал), «К барьеру!» (НТВ), «Самый модный» (ТНТ – Петербург). В системах телекоммуникаций интерактивность приобретает доминирующее значение, во многом формируя образ жизни. Интерактивные ТВ системы обеспечивают, например, такие услуги, как подача телепрограмм по запросу, видео- и аудиоконференции, образование, обучение, профессиональная подготовка, участие в опросах и голосовании, управление дополнительной информацией или данными, относящимися к передаваемой программе, передача сообщений по обратным каналам, выбор источника программы при многоканальной передаче(например, положений передающей ТВ камеры при наблюдении спортивных соревнований), введение(по заказу) субтитров в ТВ изображение и многие другие.25 Конструирование собственных медиа включает действия разного уровня – от мотивированного выбора каналов, «пакетов» программ до непосредственного участия в производстве контента.
Интерактивность открывает новые перспективы для осуществления собственно обратной связи, без которой нет качественного телепрограммирования, соответствующего гражданским запросам и потребностям социально-политических институтов и отдельных граждан. Интерактивность телевидения реализуется только в том случае, когда будет осуществлен массовый переход к цифровому вещанию, созданию конвергентных коммуникационных форм.
Аудитория становится активным социально-политическим началом многосторонней телевизионной коммуникации, не только включается в программирование, но и – через различные специфические формы телевидения – приобретает черты одного из функциональных элементов политического управления. Появляется возможность перехода от «освещательного» представления мира средствами массовой информации к диалоговому, от «вертикальной» системы распространения информации к «горизонтальной», а, следовательно, к изменению структуры и характера информации. В конечном счёте это означает возвращение на новой технологической основе к демократическим институтам прямого народного управления, которые могли бы существенно изменить принципы деятельности институтов власти, наполнить социально-политическим содержанием и смыслом технологические программы «Электронное правительство» и «Электронная Россия». Кроме того, расширение возможностей управления контентом само по себе ведет к упрочению гражданской самодостаточности, политического сознания, уверенного в том, что оно способно конструировать, модифицировать, корректировать, т. е. влиять на окружающую среду.
Далее будет последовательно углубляться конвергенция традиционных электронных СМИ и интернет-СМИ, одной из форм которой станет создание персональных мобильных коммуникационных центров, объединяющих телевизионные коммуникации, компьютерные сети, радио- и мобильную связь. Реципиент в такой системе становится пользователем услуг, включается в цепочку «производитель – вещатель – оператор связи - пользователь», коренным образом отличающуюся от существующей «вещатель – телезритель». Переход пассивного зрителя в положение активного участника коммуникационного процесса ставит государство и общество перед необходимостью разработки новых форм организации и управления вещательными системами, т. е. должно сопровождаться институциональными изменениями, поскольку перспективы цифрового вещания открывают новые проблемы создания, функционирования социально ориентированных телевещателей, а равно регулирования и контроля их деятельности, которые рассматриваются в следующей главе работы.
Глава 2. «Социально ответственное ТВ: основные признаки и характеристики» состоит из трех параграфов.
В параграфе 2.1. «Телевизионный эфир как общественное достояние» рассматриваются ключевые особенности общественного телевидения как системообразующего звена социально ответственного телевидения. В частности, подчеркивается, что коммерческая парадигма телевизионного вещания на каналах, целью деятельности которых является извлечение прибыли, не может распространяться на каналы иного типа, которые являются достоянием всего общества, принадлежат к комплексу социально-политических, экономических, культурных институтов. Именно на этом основании почти в 50 странах мира создано общественное, или публично-правовое телевидение.26
Общественная значимость телевидения, необходимость его регулирования гражданскими общественно-правовыми институтами подтверждается его высоким воздействующим статусом. В этом смысле принципиально важно, чтобы общественный интерес был действительно представлен в концепциях, моделях программирования и регулирования телевещания. Такие требования в постиндустриальном обществе реализуются в системе общественного телевещания. Общественное вещание в соответствии с первичными значениями номинации предназначено для общества, им финансируется и контролируется. Стержневой характеристикой его контента признается социальная журналистская информация.
В целях развития общественного телевидения в России необходимо последовательное выполнение следующих этапов: разработка концепции общественного телевидения (статусные, социально-политические, экономические, профессиональные, культурологические, функциональные, технологические характеристики); создание институтов регулирования (совокупность норм права, политические субъекты контроля) и саморегулирования (этические кодексы, хартии, институциональные субъекты).
Основные организационные и содержательные требования, предъявляемые к программной политике общественного телевидения, таковы: доступ аудитории к её формированию, приоритет просветительских, познавательных, культурологических программ. Именно такое общественное телевидение становится своего рода социально-политическим институтом производства и публичного обсуждения смыслов.
Общественное телевидение, как свидетельствует мировая практика, предполагает особые формы финансирования и управления. Его социально-политическую конфигурацию обуславливают такие параметры, как: 1) форма собственности и группы влияния; 2) источники финансирования (виды доходов, регулирование рекламной деятельности и спонсорства); 3) программная политика (система программирования); 3) социальная ориентация; 4) правовое и этическое регулирование деятельности вещателей.
Управленческий статус общественного телевидения определяется его независимостью от любых властных структур, коллективностью руководства путем создания общественных (наблюдательных) советов.
Перспективы общественного управления вещанием связаны с проблемами финансовой состоятельности вещателей. Отрасли недостает инструментов власти потребителя. Для того чтобы телевизионные программы и услуги стали товаром, необходимо введение механизма торговых отношений между производителем, вещателем, оператором связи (телевизионных услуг) и потребителем (аудиторией). Основу финансирования, как правило, составляет абонентская плата, дополняемая спонсорскими поступлениями, ограниченными доходами от рекламы, возможно, бюджетными субсидиями, контролируемыми органами общественного управления и другие источники.
Организаторам публично-правового вещания предстоит, в первую очередь, изменить существующие отношения с аудиторией, поставить потребителей в известность относительно преимуществ общественного ТВ, развернуть информационные компании, справочные службы, интернет-сайты и другие способы распространения информации, публичные дискуссии по проблеме введения абонентской платы за просмотр телеканалов, благодаря чему возможно изменить отношение широких групп общественности к этой теме.
В разделе 2.2. «Формирование общественной политики
социально ответственного телевидения» обосновывается концепция социальной ответственности телевидения, которая в системном плане позиционируется шире понятийных основ общественного вещания. Она применима ко всей совокупности вещателей, в том числе и к коммерческим телеканалам. Данная категория введена в научный обиход и практику функционирования электронных СМИ в 2005 г. на Международном конгрессе VII Евразийского телефорума, где в соавторстве с другими специалистами-практиками диссертантом был представлен концептуальный проект «Социально ответственное телевидение»27, предлагаемый в качестве ориентира для современного российского телевидения. В нем утверждается, что медиасфера есть место и генератор порождения демократического общества, ответственной политики, социально ответственного бизнеса. Кроме того, в данном проекте акцентировано внимание на эфире как на ресурсе общественного достояния; утверждается приоритет институциональной общественной телевизионной политики как общенациональной парадигмы; конституируется защита общества (аудитории) от пропаганды интересов бизнеса в телевидении, корпоративного конформизма; показаны механизмы соблюдения ответственности работников телевидения за выполнение профессиональных правил и норм; сформулированы основные критерии социально ответственного телевизионного бизнеса.
Как социальный институт социально ответственное телевидение выступает в роли субъекта одновременно беспристрастного и многократно ангажированного всеми социально-политическими субъектами информатора, выполняет функцию медиатора, обеспечивая площадку для перманентного публичного диалога. Как совокупность профессионалов данной сферы деятельности социально ответственное телевидение требует выполнения традиционных профессиональных норм телевизионной журналистики. Де факто социально ответственное телевидение тождественно общественному, но им не ограничивается. Оно реализует систему постоянно функционирующих социально-политических дискурсов, действующих в условиях широкого выбора вещателей и телепрограмм. В условиях многопрограммного телевидения это тем более актуально в связи с возникающими возможностями индивидуального выбора пользователями контента и средств его доставки.
В существующей практике «вещательного» телевидения зрители могут объединяться в ассоциации в целях воздействия на программную политику каналов. Широкое распространение общественных организаций зрителей – один из важнейших механизмов регулирования программной политики. В информационном обществе многосторонние отношения между производителями контента и пользователями станут основой многоканальных интерактивных коммуникаций.
В параграфе рассматриваются основы социальной ответственности как категории социально-экономической деятельности. Транспарентность бизнеса давно признана важнейшей компонентой информационной политики для социально ответственного поведения. Открытое и прозрачное целеполагание – одно из ключевых оснований построения системы социально ответственного телевидения, строящееся путем публикации в СМИ и иных доступных обществу публичных источниках всех документов, определяющих функционирование каналов, формулировки и следования принципам, обозначенным в миссии и кредо компаний, регулярных публичных обсуждений принципов вещания с привлечением представителей общества, экспертных групп, зрителей, интервью и опросов топ-менеджмента вещателей, в которых раскрывались бы основные интенции и потенции каналов.
В параграфе 2.3. «Социально-политические аспекты развития социально ответственного телевидения» исследуются условия реализации социально-политических, экономических и культурологических возможностей социально ответственного телевидения, важнейшим из которых является соответствующая институциональная база: прочный законодательный фундамент, демократические политические институты регулирования, организации саморегулирования и контроля, субъекты измерений и анализа.
В числе первоочередных шагов мы видим широкую дискуссию и общественные слушания, посвящённые состоянию и перспективам телевидения, включающие существующие концепции, проекты и сценарии его развития, переход на международные стандарты и регламенты, сертификацию продукции, аттестацию персонала телекомпаний, внедрение системы менеджмента качества. Необходима «инвентаризация» индустрии, т. е. рыночная оценка материальных и нематериальных активов предприятий, оценка и капитализация интеллектуальных активов. Для решения этих отчасти новых для России проблем предлагается создать международное агентство прикладных исследований мультимедиа и консалтинга, национальный институт комплексной профессиональной экспертизы электронных СМИ, как кооперацию профессиональных участников медиарынка и представителей общественных организаций и политических партий.
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. https://www.scrf.gov.ru
Концепция Федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации(2007-2015 годы)». Проект.
Работа выполнена на кафедре радио и телевидения факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета
13 10 2014
1 стр.
13 09 2014
1 стр.
И 88 Испанский язык в информационном обществе: актуальные процессы и перспективы / El
06 10 2014
22 стр.
Итоговый документ конференции Культура: государство, бизнес и общество
10 10 2014
1 стр.
Работа выполнена на кафедре cсоциологии коммуникативных систем мгу им. М. В. Ломоносова
10 10 2014
1 стр.
Межрегиональной конференции по теме «Проектирование развития транспортно-логистического комплекса Приволжского федерального округа»
06 10 2014
1 стр.
25 09 2014
1 стр.
Подобную функцию может выполнить сквозной общешкольный проект "Школьное ip-телевидение"
13 10 2014
1 стр.