Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 6страница 7




СОСТАВИТЕЛИ:

Н.А. Бизунок, заведующий кафедрой фармакологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

Б.В. Дубовик, профессор кафедры фармакологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;

Б.А. Волынец, доцент кафедры фармакологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент



РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра общей и клинической фармакологии Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;

М.И. Бушма, заведующий кафедрой фармакологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой фармакологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 1 от 1.09. 2008 г.);

Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 7 от 25.03. 2009 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 01 Лечебное дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию

(протокол № 5 от 03.04. 2009 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 02 Педиатрия Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию

(протокол № 7 от 01.04. 2009 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 7 от 07.04. 2009 г. )


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Фармакология – наука и учебная дисциплина о лекарственных средствах, их свойствах и применении. Фармакология формирует у студентов представления об основных подходах к управлению процессами жизнедеятельности организма человека с использованием лекарственных средств, принципах и механизмах действия лекарственных средств, областях их клинического применения, побочных эффектах и отрицательных последствиях использования лекарственных средств. На более поздних ступенях медицинского образования, фармакология изучается в тесной связи с клинической медициной, когда будущего врача обучают умению рационально применять лекарственные средства с учетом индивидуальных проявлений болезней на основе анализа всей совокупности клинических данных.



В основу типовой учебной программы положены следующие нормативные документы:

Образовательные стандарты по специальностям высшего медицинского образования первой ступени, утвержденные и введенные в действие Постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 40 от 02 мая 2008 г:

1-79 01 01 Лечебное дело (ОС РБ 1-79 01 01-2008);

1-79 01 02 Педиатрия (ОС РБ 1-79 01 02-2008);

1-79 01 03 Медико-профилактическое дело (ОС РБ 1-79 01 03-2008).

Типовые учебные планы по специальностям (специализациям) высшего медицинского образования первой ступени, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь 16 апреля 2008 г.:

1-79 01 01 Лечебное дело (регистрационный № L 79-005/тип);

1-79 01 01 01 Военно-медицинское дело (регистрационный № L 79-006/тип);

1-79 01 02 Педиатрия (регистрационный № L 79-007/тип);

1-79 01 03 Медико-профилактическое дело (регистрационный № L 79-008/тип).

Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции.

Цель преподавания и изучения дисциплины «Фармакология» состоит в формировании у студентов и приобретении ими специальных знаний о современных лекарственных средствах, предназначенных для лечения различных заболеваний и коррекции патологических состояний организма человека.

Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет знание:


  • принципов, количественных закономерностей и механизмов действия лекарственных средств на различных уровнях биологической организации: молекулярном, клеточном, органном, системном;

  • важнейших закономерностей фармакокинетики лекарственных средств: процессов всасывания, распределения, биотрансформации, выведения; принципов рационального дозирования лекарственных средств, включая выбор лекарственной формы, путей введения и режима дозирования;

  • основных фармакологических эффектов, обеспечивающих терапевтическое действие лекарственных средств, показаний и противопоказаний к применению, вопросов взаимодействия лекарственных средств, их комбинированного применения;

  • природы и проявлений побочного и токсического действия лекарственных средств, а также способов минимизации отрицательных последствий их применения;

  • правил составления рецепта и выписывания лекарственных средств в различных лекарственных формах.

Дисциплина «Фармакология» включает три раздела:

  1. Общая фармакология (фармакокинетика и фармакодинамика).

  2. Частная фармакология различных групп лекарственных средств.

  3. Общая рецептура.

Следуя академической традиции преподавание частной фармакологии, построено по системному принципу. Лекарственные средства объединены в группы по действию на различные функциональные системы организма (центральную и периферическую нервную систему, органы дыхания, сердечно-сосудистую систему, пищеварительный тракт и т.п.), по этиологическому принципу (химиотерапевтические средства) или по принадлежности к определенным фармакологическим классам веществ (гормональные средства, витамины и т.д.). Такая структура преподавания обеспечивает тесную преемственность в изучении фармакологии и клинических дисциплин. Перечень лекарственных средств, указанных в программе, насчитывает около 500 наименований, большинство из них входит в национальный перечень основных лекарственных средств или аналогичный перечень, рекомендованный Всемирной организацией здравоохранения.

Объем сведений, преподаваемых в разделах частной фармакологии, включает:



  1. Для групп лекарственных средств:

  • классификацию и номенклатуру лекарственных средств;

  • физиологические и биологические основы действия;

  • особенности фармакокинетики;

  • фармакологическое действие, определяющее терапевтический потенциал средств данной группы (показания);

  • основное применение в медицине.

  1. Для отдельных лекарственных средств:

  • основные фармакологические, побочные, токсические эффекты;

  • основное клиническое применение, показания, пути введения и принципы дозирования;

  • сравнительную характеристику в ряду других средств данной группы.

Обучение фармакологии интегрирует ранее полученные знания в области химико-биологических, структурных и физиологических основ жизнедеятельности живых организмов, а также механизмов развития различных патологических процессов и заболеваний человека, решая при этом новую задачу – овладение фармакологическими принципами и средствами управления физиологическими и патологическими процессами. Для изучения фармакологии студент должен предварительно усвоить материал дисциплин: общая химия; биоорганическая химия; биологическая химия; медицинская биология и общая генетика; медицинская и биологическая физика; нормальная физиология; анатомия человека; гистология, эмбриология, цитология; микробиология, вирусология, иммунология; латинский язык; желательно предварительное изучение патологической физиологии и патологической анатомии.

Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:


  • номенклатуру лекарственных средств;

  • юридические, экономические, организационные и деонтологические аспекты применения лекарственных средств;

  • основы фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств, а также особенности применения лекарственных средств в зависимости от возраста пациента;

  • фармакологические свойства и основы клинического применения лекарственных средств;

  • условия и ограничения использования лекарственных средств, вызывающих зависимость (анальгезирующих и других), методы борьбы с наркоманией;

  • правила клинического изучения и регистрации новых лекарственных средств.

уметь:

  • выполнить расчет индивидуального режима дозирования на основе фармакокинетических данных лекарственного средства и клинических особенностей пациента;

  • осуществлять коррекцию режима дозирования при заболеваниях, изменяющих клиренс и распределение лекарств в организме;

  • оформлять рецепты при назначении лекарственных средств в различных лекарственных формах.

Объем и содержание дисциплины «Фармакология» для специальностей лечебное дело, педиатрия и медико-профилактическое дело в целом аналогичен. Вместе с тем преподавание дисциплины должно учитывать специфику работы будущих врачей.

Содержание программы учитывает специфику работы будущих врачей, так при обучении по специальности 1-79 01 02 Педиатрия особое внимание следует уделять особенностям фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств у детей разного возраста. Необходимо выделять особенности применения лекарств у новорожденных, акцентировать внимание на нежелательных эффектах фармакотерапии у детей, включая опасность отрицательного влияния лекарственных средств на рост и развитие детского организма. Следует специально рассматривать влияние лекарственных средств на внутриутробное развитие плода, вопросы тератогенности и эмбриотоксичности; влияние лекарственных средств, применяемых в акушерской практике, на плод и новорожденного; риски, связанные с поступлением лекарственных веществ в организм ребенка с молоком матери. Будущим педиатрам исключительно важно знать принципы дозирования лекарственных средств детям разного возраста, особые лекарственные формы для детей.

Для специальности 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело предусмотрено углубленное изучение вопросов токсикологии, включая токсикокинетику и токсикодинамику, следует специально рассмотреть возможности профилактического использования лекарственных средств, изучить проблемы фармакотерапии и фармакопрофилактики инфекционных заболеваний, принципы действия и применения иммунологических препаратов, включая вакцины, сыворотки, иммуноглобулины, современных антисептических и дезинфицирующих средств, возможности витаминотерапии и витаминопрофилактики.

Характеристика рекомендуемых методов обучения

Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (лекций и лабораторных занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet

Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путём устного опроса и выполнения контрольных заданий, включая тестовые, на лабораторных и итоговых занятиях (коллоквиумах). Текущая аттестация проводится в форме зачета и экзамена.

Распределение бюджета учебного времени по семестрам



Шифр, название

специальности

Семестр

Количество часов учебных занятий

Форма

аттестации

Всего

в т. ч. аудиторных

из них

лекций

лабораторных

практических

семинаров

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1-79 01 01 Лечебное дело

5

135

78

24

54

-

-

зачет

6

141

81

24

57

-

-

экзамен

Всего часов




276

159

48

111

-

-




1-79 01 02 Педиатрия

5

156

90

36

54

-

-

зачет

6

120

69

12

57

-

-

экзамен

Всего часов




276

159

48

111

-

-




1-79 01 03 Медико-профилактическое дело

5

124

70

22

48

-

-

зачет

6

124

70

22

48

-

-

экзамен

Всего часов




248

140

44

96

-

-




Примерный тематический план

Наименование раздела (темы)

Лечебное дело

Педиатрия



Медико-профилактичес-кое дело

Количество часов

аудиторных занятий



лекций

лабораторных

лекций

лабораторных

1

2

3

4

5

1. Предмет фармакологии. Терминология. Источники и этапы создания лекарственных средств. Законодательство в области лекарственных средств

2

-

2

-

2. Фармакокинетика лекарств

4

9

4

9

2.1. Основы фармакокинетики. Принципы дозирования лекарств

2

3

2

3

2.2. Биотрансформация и выведение лекарств. Коррекция режима дозирования лекарств при изменении клиренса и объема распределения

2

6

2

6

3. Фармакодинамика лекарств

2

6

2

6

4. Средства, влияющие на периферическую нервную систему

4

12

4

9

4.1. Холинергические лекарственные средства

2

6

2

3

4.2. Адренергические лекарственные средства

2

3

2

3

4.3. Средства, влияющие на афферентную передачу нервных импульсов

-

3

-

3

5. Средства, влияющие на центральную нервную систему

8

15

8

12

5.1. Средства для общей анестезии. Спирт этиловый. Противосудорожные средства. Средства для лечения паркинсонизма

2

6

2

3

5.2. Анальгезирующие средства

2

3

2

3

5.3. Анксиолитические и седативно-гипногенные средства. Антипсихотические средства

2

3

2

3

5.4. Антидепрессанты, нормотимические, ноотропные, психостимулирующие, аналептические средства

2

3

2

3

6. Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему и функцию почек

10

18

8

15



1

2

3

4

5

6.1. Диуретические средства

2

3

2

3

6.2. Антигипертензивные средства

2

6

2

3

6.3. Антиангинальные и гиполипидемические средства

2

3

2

3

6.4. Средства, применяемые при сердечной недостаточности. Кардиотонические средства

2

3

2

3

6.5. Противоаритмические средства

2

3

-

3

7. Средства, влияющие на систему крови

2

3

-

3

8. Средства, влияющие на функции органов дыхания

-

3

-

3

9. Средства, влияющие на функции органов пищеварения

2

6

2

3

10. Средства, регулирующие тканевой обмен

6

12

6

9

10.1. Гормональные и антигормональные средства. Средства, влияющие на тонус и сократительную активность миометрия

2

6

2

3

10.2. Противовоспалительные и противоподагрические средства

2

3

2

3

10.3. Противоаллергические средства. Иммуномодуляторы. Витамины и витаминоподобные средства. Соли щелочных и щелочноземельных металлов

2

3

2

3

11. Химиотерапевтические средства

8

18

8

18

11.1. Понятие о химиотерапии. Принципы действия антибактериальных средств

2

3

2

3

11.2. Антибиотики

2

3

2

3

11.3. Синтетические противомикробные средства

-

3

-

3

11.4. Антимикобактериальные, противовирусные, противомикозные средства

2

6

2

6

11.5. Противопротозойные и противопаразитарные средства. Антисептические и дезинфицирующие средства

-

3

-

3

11.6. Противобластомные средства

2

-

2

-

12. Взаимодействие лекарственных средств. Принципы лечения острых лекарственных отравлений

-

3

-

3

13. Правила оформления рецептов при назначении лекарственных средств в различных лекарственных формах

-

6

-

6

Всего

48

111

44

96

следующая страница>


Предметные недели в школе: начальные классы, английский язык, биология, химия, география, математика. Составители

Составители: Иванова Н. В., Георгиева Н. Г., Николаева Е. Г., Кузьмина А. М., Тимофеева Л. Г., Ефимова Е. А., Николаева М. М., Кузьмина Ю. Н

679.83kb.

12 09 2014
3 стр.


Программа по башкирскому языку и литературе, Ижевск, 2008 год. Составители: Д. С. Тикеев и др. Цели и задачи дидактического материала

Программа по башкирскому языку и литературе, Ижевск, 2008 год. Составители: Д. С. Тикеев и др

62.53kb.

08 10 2014
1 стр.


Составители
171.21kb.

27 09 2014
1 стр.


Составители
111.95kb.

11 10 2014
1 стр.


СоставителИ
302.57kb.

10 09 2014
1 стр.


Составители
534.66kb.

15 09 2014
7 стр.


Составители
266.94kb.

09 10 2014
1 стр.


Составители: Ю. М. Киселевский
155.83kb.

27 09 2014
1 стр.