Перейти на главную страницу
Н.А. Бизунок, заведующий кафедрой фармакологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;
Б.В. Дубовик, профессор кафедры фармакологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;
Б.А. Волынец, доцент кафедры фармакологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент
Кафедра общей и клинической фармакологии Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;
М.И. Бушма, заведующий кафедрой фармакологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:
Кафедрой фармакологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»
(протокол № 1 от 1.09. 2008 г.);
Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»
(протокол № 7 от 25.03. 2009 г.);
Секцией по специальности 1-79 01 01 Лечебное дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию
(протокол № 5 от 03.04. 2009 г.);
Секцией по специальности 1-79 01 02 Педиатрия Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию
(протокол № 7 от 01.04. 2009 г.);
Секцией по специальности 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 7 от 07.04. 2009 г. )
Фармакология – наука и учебная дисциплина о лекарственных средствах, их свойствах и применении. Фармакология формирует у студентов представления об основных подходах к управлению процессами жизнедеятельности организма человека с использованием лекарственных средств, принципах и механизмах действия лекарственных средств, областях их клинического применения, побочных эффектах и отрицательных последствиях использования лекарственных средств. На более поздних ступенях медицинского образования, фармакология изучается в тесной связи с клинической медициной, когда будущего врача обучают умению рационально применять лекарственные средства с учетом индивидуальных проявлений болезней на основе анализа всей совокупности клинических данных.
Образовательные стандарты по специальностям высшего медицинского образования первой ступени, утвержденные и введенные в действие Постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 40 от 02 мая 2008 г:
1-79 01 01 Лечебное дело (ОС РБ 1-79 01 01-2008);
1-79 01 02 Педиатрия (ОС РБ 1-79 01 02-2008);
1-79 01 03 Медико-профилактическое дело (ОС РБ 1-79 01 03-2008).
Типовые учебные планы по специальностям (специализациям) высшего медицинского образования первой ступени, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь 16 апреля 2008 г.:
1-79 01 01 Лечебное дело (регистрационный № L 79-005/тип);
1-79 01 01 01 Военно-медицинское дело (регистрационный № L 79-006/тип);
1-79 01 02 Педиатрия (регистрационный № L 79-007/тип);
1-79 01 03 Медико-профилактическое дело (регистрационный № L 79-008/тип).
Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции.
Цель преподавания и изучения дисциплины «Фармакология» состоит в формировании у студентов и приобретении ими специальных знаний о современных лекарственных средствах, предназначенных для лечения различных заболеваний и коррекции патологических состояний организма человека.
Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет знание:
Объем сведений, преподаваемых в разделах частной фармакологии, включает:
Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины
Студент должен знать:
Содержание программы учитывает специфику работы будущих врачей, так при обучении по специальности 1-79 01 02 Педиатрия особое внимание следует уделять особенностям фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств у детей разного возраста. Необходимо выделять особенности применения лекарств у новорожденных, акцентировать внимание на нежелательных эффектах фармакотерапии у детей, включая опасность отрицательного влияния лекарственных средств на рост и развитие детского организма. Следует специально рассматривать влияние лекарственных средств на внутриутробное развитие плода, вопросы тератогенности и эмбриотоксичности; влияние лекарственных средств, применяемых в акушерской практике, на плод и новорожденного; риски, связанные с поступлением лекарственных веществ в организм ребенка с молоком матери. Будущим педиатрам исключительно важно знать принципы дозирования лекарственных средств детям разного возраста, особые лекарственные формы для детей.
Для специальности 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело предусмотрено углубленное изучение вопросов токсикологии, включая токсикокинетику и токсикодинамику, следует специально рассмотреть возможности профилактического использования лекарственных средств, изучить проблемы фармакотерапии и фармакопрофилактики инфекционных заболеваний, принципы действия и применения иммунологических препаратов, включая вакцины, сыворотки, иммуноглобулины, современных антисептических и дезинфицирующих средств, возможности витаминотерапии и витаминопрофилактики.
Характеристика рекомендуемых методов обучения
Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (лекций и лабораторных занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet
Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путём устного опроса и выполнения контрольных заданий, включая тестовые, на лабораторных и итоговых занятиях (коллоквиумах). Текущая аттестация проводится в форме зачета и экзамена.
Распределение бюджета учебного времени по семестрам
Шифр, название специальности |
Семестр |
Количество часов учебных занятий |
Форма аттестации | |||||
Всего |
в т. ч. аудиторных |
из них | ||||||
лекций |
лабораторных |
практических |
семинаров | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1-79 01 01 Лечебное дело |
5 |
135 |
78 |
24 |
54 |
- |
- |
зачет |
6 |
141 |
81 |
24 |
57 |
- |
- |
экзамен | |
Всего часов |
|
276 |
159 |
48 |
111 |
- |
- |
|
1-79 01 02 Педиатрия |
5 |
156 |
90 |
36 |
54 |
- |
- |
зачет |
6 |
120 |
69 |
12 |
57 |
- |
- |
экзамен | |
Всего часов |
|
276 |
159 |
48 |
111 |
- |
- |
|
1-79 01 03 Медико-профилактическое дело |
5 |
124 |
70 |
22 |
48 |
- |
- |
зачет |
6 |
124 |
70 |
22 |
48 |
- |
- |
экзамен | |
Всего часов |
|
248 |
140 |
44 |
96 |
- |
- |
|
Наименование раздела (темы) |
Лечебное дело Педиатрия |
Медико-профилактичес-кое дело | ||
Количество часов аудиторных занятий | ||||
лекций |
лабораторных |
лекций |
лабораторных | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Предмет фармакологии. Терминология. Источники и этапы создания лекарственных средств. Законодательство в области лекарственных средств |
2 |
- |
2 |
- |
2. Фармакокинетика лекарств |
4 |
9 |
4 |
9 |
2.1. Основы фармакокинетики. Принципы дозирования лекарств |
2 |
3 |
2 |
3 |
2.2. Биотрансформация и выведение лекарств. Коррекция режима дозирования лекарств при изменении клиренса и объема распределения |
2 |
6 |
2 |
6 |
3. Фармакодинамика лекарств |
2 |
6 |
2 |
6 |
4. Средства, влияющие на периферическую нервную систему |
4 |
12 |
4 |
9 |
4.1. Холинергические лекарственные средства |
2 |
6 |
2 |
3 |
4.2. Адренергические лекарственные средства |
2 |
3 |
2 |
3 |
4.3. Средства, влияющие на афферентную передачу нервных импульсов |
- |
3 |
- |
3 |
5. Средства, влияющие на центральную нервную систему |
8 |
15 |
8 |
12 |
5.1. Средства для общей анестезии. Спирт этиловый. Противосудорожные средства. Средства для лечения паркинсонизма |
2 |
6 |
2 |
3 |
5.2. Анальгезирующие средства |
2 |
3 |
2 |
3 |
5.3. Анксиолитические и седативно-гипногенные средства. Антипсихотические средства |
2 |
3 |
2 |
3 |
5.4. Антидепрессанты, нормотимические, ноотропные, психостимулирующие, аналептические средства |
2 |
3 |
2 |
3 |
6. Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему и функцию почек |
10 |
18 |
8 |
15 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6.1. Диуретические средства |
2 |
3 |
2 |
3 |
6.2. Антигипертензивные средства |
2 |
6 |
2 |
3 |
6.3. Антиангинальные и гиполипидемические средства |
2 |
3 |
2 |
3 |
6.4. Средства, применяемые при сердечной недостаточности. Кардиотонические средства |
2 |
3 |
2 |
3 |
6.5. Противоаритмические средства |
2 |
3 |
- |
3 |
7. Средства, влияющие на систему крови |
2 |
3 |
- |
3 |
8. Средства, влияющие на функции органов дыхания |
- |
3 |
- |
3 |
9. Средства, влияющие на функции органов пищеварения |
2 |
6 |
2 |
3 |
10. Средства, регулирующие тканевой обмен |
6 |
12 |
6 |
9 |
10.1. Гормональные и антигормональные средства. Средства, влияющие на тонус и сократительную активность миометрия |
2 |
6 |
2 |
3 |
10.2. Противовоспалительные и противоподагрические средства |
2 |
3 |
2 |
3 |
10.3. Противоаллергические средства. Иммуномодуляторы. Витамины и витаминоподобные средства. Соли щелочных и щелочноземельных металлов |
2 |
3 |
2 |
3 |
11. Химиотерапевтические средства |
8 |
18 |
8 |
18 |
11.1. Понятие о химиотерапии. Принципы действия антибактериальных средств |
2 |
3 |
2 |
3 |
11.2. Антибиотики |
2 |
3 |
2 |
3 |
11.3. Синтетические противомикробные средства |
- |
3 |
- |
3 |
11.4. Антимикобактериальные, противовирусные, противомикозные средства |
2 |
6 |
2 |
6 |
11.5. Противопротозойные и противопаразитарные средства. Антисептические и дезинфицирующие средства |
- |
3 |
- |
3 |
11.6. Противобластомные средства |
2 |
- |
2 |
- |
12. Взаимодействие лекарственных средств. Принципы лечения острых лекарственных отравлений |
- |
3 |
- |
3 |
13. Правила оформления рецептов при назначении лекарственных средств в различных лекарственных формах |
- |
6 |
- |
6 |
Всего |
48 |
111 |
44 |
96 |
Составители: Иванова Н. В., Георгиева Н. Г., Николаева Е. Г., Кузьмина А. М., Тимофеева Л. Г., Ефимова Е. А., Николаева М. М., Кузьмина Ю. Н
12 09 2014
3 стр.
Программа по башкирскому языку и литературе, Ижевск, 2008 год. Составители: Д. С. Тикеев и др
08 10 2014
1 стр.
27 09 2014
1 стр.
11 10 2014
1 стр.
10 09 2014
1 стр.
15 09 2014
7 стр.
09 10 2014
1 стр.
27 09 2014
1 стр.