Перейти на главную страницу
М.А.Лис, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;
М.А.Добродей, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;
Т.П.Пронько, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук
Кафедра терапии № 1 факультета повышения квалификации Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;
Л.В.Романьков, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:
Кафедрой пропедевтики внутренних болезней Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»
(протокол № 9 от 18 декабря 2009 г.);
Центральным научно-методическим советом Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»
(протокол № 3 от 28 января 2010 г.);
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С каждым годом расширяется перечень новых не только лабораторных, но и инструментальных методов исследования больных. Важно, чтобы будущие медицинские работники ориентировались в возможностях и методах обследования пациентов.
Целью преподавания дисциплины «Функциональная диагностика и мониторинг» по специальности 1-79 01 06 «Сестринское дело» является формирование знаний по организации и проведению диагностического поиска у больных с заболеваниями внутренних органов, в том числе и при неотложных состояниях.
Важнейшей задачей дисциплины «Функциональная диагностика и мониторинг» является формирование у студентов профессиональных навыков по основным инструментальным методам обследования больных.
Преподавание функциональной диагностики и мониторинга, в частности электрокардиографического, фонокардиографического, ультразвукового методов исследования, базируется на конкретных теоретических знаниях, полученных студентами при изучении медицинской информатики и медицинской техники, анатомии человека и нормальной физиологии. На кафедре пропедевтики внутренних болезней эти знания получают дальнейшее развитие и воплощаются в конкретные практические навыки по освоению основных методик функциональной диагностики и клинической интерпретации полученных результатов.
Преподавание дисциплины «Функциональная диагностика и мониторинг» проводится на базе отделения функциональной диагностики. Студенты реально должны видеть, как проводится спирография, ультразвуковое исследование сердца и других внутренних органов, холтеровское мониторирование электрокардиограммы и артериального давления, уметь самостоятельно записать электрокардиограмму, дать интерпретацию полученных результатов исследования (расшифровать электрокардиограмму и определить основные патологические изменения при заболеваниях сердца: нарушении функции автоматизма, возбудимости, проводимости; электрокардиографическую диагностику основных проявлений ишемической болезни сердца – стенокардии и инфаркта миокарда; дать оценку результатов суточного мониторирования электрокардиограммы и артериального давления, описания ультразвукового исследования внутренних органов).
С этой целью на кафедре у каждого преподавателя должен быть достаточный набор электрокардиограмм, фонокардиограмм по основным разделам патологии, карт-задач с описанием ультразвукового исследования сердца, почек, печени, поджелудочной железы, набор спирограмм.
Типовая программа по дисциплине «Функциональная диагностика и мониторинг» разработана в соответствии с:
образовательным стандартом по специальности 1-79 01 06 «Сестринское дело» (ОС РБ 1-79 01 06-2007), утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь 02.05.2008 № 40;
типовым учебным планом по специальности 1-79 01 06 «Сестринское дело», утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 12.02.2008 г. (регистрационный номер № L 79 - 003/тип.).
Цель и задачи учебной дисциплины
Цель: формирование навыков профессиональной деятельности, заключающейся в умении выполнить электрокардиографию, спирографию, суточное мониторирование артериального давления, суточное мониторирование электрокардиограммы, провести интерпретацию электрокардиограммы, фонокардиограммы, спирограммы, данных суточного электрокардиологического мониторирования, мониторирования артериального давления, данных ультразвукового исследования внутренних органов и сердца.
Задачи:
изучить методику и технику проведения электрокардиографического исследования;
изучить методику и технику проведения фонокардиографического исследования;
изучить методику и технику проведения суточного мониторирования электрокардиограммы и артериального давления;
освоить расшифровку электрокардиограммы и определить основные патологические изменения при заболеваниях сердца;
освоить клиническое толкование результатов суточного мониторирования электрокардиограммы и артериального давления;
освоить клиническое толкование данных спирографии и пневматахометрии;
освоить клиническое толкование данных ультразвукового исследования внутренних органов, сердца;
Студент должен знать:
методику и технику использования в клинике основных методов функциональной диагностики заболеваний внутренних органов;
методы интерпретации результатов функциональной диагностики;
клинически толковать данные основных методов функциональной диагностики при заболеваниях внутренних органов;
дать клиническую оценку результатам диагностики при патологии внутренних органов.
Структура содержания учебной дисциплины
1. Электрокардиографическая диагностика и мониторинг. Раздел включает изучение методики и техники записи электрокардиограммы, расшифровки нормальной электрокардиограммы, электрокардиологических признаков гипертрофии предсердий и желудочков, аритмий, острой коронарной недостаточности, проведение функциональных проб при электрокардиографических исследованиях и суточного мониторирования электрокардиограммы, артериального давления.
2. Фонокардиография, спирография. Ультразвуковое исследование внутренних органов. Предусмотрено изучение методики проведения и расшифровки фонокардиограммы, методики записи спирограмм и их расшифровки, интерпретации ультразвукового исследования сердца, печени, желчного пузыря, поджелудочной железы и почек.
Методы обучения
Основными методами обучения, адекватно отвечающими целям изучения данной дисциплины, являются:
лекции;
практические занятия;
коммуникативные методы (собеседования, дискуссии, олимпиады);
дистанционные методы (компакт-диски лекций, Интернет);
учебно-исследовательская работа студентов;
научно-исследовательская работа студентов.
Самостоятельная работа студентов включает:
индивидуальную работу по проведению расшифровки нормальной электрокардиограммы;
оценку и анализ электрокардиограмм с различными нарушениями ритма и проводимости, с признаками гипертрофии предсердий и желудочков, острой коронарной недостаточности;
изучение материалов проведения функциональных проб при электрокардиографических исследованиях и суточного мониторирования электрокардиограммы, артериального давления, спирограмм, эхограмм и самостоятельную интерпретацию полученных данных;
подготовку рефератов в целях усвоения, закрепления и углубления знаний каждого раздела дисциплины;
участие в студенческой научно-исследовательской работе; целенаправленное изучение специальной литературы, достижений отечественной, зарубежной науки и техники;
выступление с докладами на студенческих научных конференциях, участие в олимпиадах студенческого мастерства.
Контроль подготовки студентов, качества обучения рекомендуется осуществлять путем устного опроса, выполнения письменных контрольных заданий, защиты рефератов в процессе практических занятий.
На изучение дисциплины «Функциональная диагностика и мониторинг» отведено 68 часов. Из них 38 часов - аудиторных, в том числе лекций - 8 часов, практических занятий - 30 часов.
Форма текущей аттестации: зачет – 5 семестр.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование раздела (темы) |
Количество аудиторных часов | |
лекций |
практических | |
1. Электрокардиографическая диагностика и мониторинг |
6 |
18 |
1.1. Методика и техника записи электрокардиограммы.°°Нормальная электрокардиограмма.°°Электрокардиологические признаки гипертрофии предсердий и желудочков |
2 |
6 |
1.2. Аритмии сердца |
2 |
6 |
1.3. Электрокардиограмма при острой коронарной недостаточности (стенокардия, инфаркт миокарда). Функциональные пробы при°°электрокардиографических исследованиях. Суточное°°мониторирование электрокардиограммы, артериального давления |
2 |
6 |
2. Фонокардиография, спирография. Ультразвуковое исследование внутренних органов |
2 |
12 |
2.1. Методика проведения и расшифровки фонокардиограммы. Методика записи спирограмм и их расшифровка |
2 |
6 |
2.2. Ультразвуковое исследование сердца, печени, желчного пузыря, поджелудочной железы и почек |
6 | |
Всего часов |
8 |
30 |
Элементы анатомии и физиологии сердца. Электрофизиологические основы сердечной деятельности. Современные теории возникновения биопотенциалов. Формирование электрокардиограммы при распространении волны возбуждения по сердцу.
Знакомство с устройством электрокардиографа. Практическое освоение методики и техники записи электрокардиограммы: порядок наложения электродов. Стандартные и усиленные отведения от конечностей, грудные отведения, отведения по Небу, прекордиальное картирование.
Изучение элементов нормальной электрокардиограммы: зубцы, интервалы, комплексы. Понятие об электрической оси сердца. Методы определения электрической оси сердца.
Последовательность и самостоятельная расшифровка электрокардиограммы.
Изменение векторных величин при гипертрофиях различных отделов сердца. Электрокардиографические признаки гипертрофии предсердий и желудочков.
Классификация аритмий. Механизмы возникновения аритмий.
Причины и классификация нарушений функции автоматизма. Электрокардиографическая диагностика нарушений функции автоматизма: синусовой тахикардии, брадикардии, синусовой аритмии, синдрома слабости синусового узла.
Причины и механизмы нарушения проводимости. Классификация блокад сердца. Электрокардиографическая диагностика блокад сердца разного уровня: синоатриарной, внутрипредсердной, атриовентрикулярной блокады разной степени тяжести, внутрижелудочковой блокады (блокады ножек пучка Гиса).
Экстрасистолия (определение понятия, условия и механизм возникновения). Классификация экстрасистолий. Электрокардиографические признаки экстрасистолий: суправентрикулярной, атриовентрикулярной и желудочковой. Пароксизмальная тахикардия (определение понятия, условия и механизм возникновения). Формы пароксизмальной тахикардии: суправентрикулярная, атриовентрикулярная и желудочковая.
Причины и механизмы возникновения трепетания и фибрилляции предсердий и желудочков. Электрокардиографические признаки трепетания и фибрилляции предсердий и желудочков. Понятие о дефибрилляции сердца.
Электрокардиографические признаки ишемии, повреждения и некроза миокарда. Электрокардиограмма в различных стадиях крупноочагового инфаркта миокарда (острейшей, острой, подострой и рубцовой). Электрокардиограмма при мелкоочаговом инфаркте миокарда. Топическая диагностика инфаркта миокарда. Практическая диагностика локализации инфаркта миокарда. Электрокардиограмма при приступе стенокардии.
Функциональные пробы при электрокардиографических исследованиях: с физической нагрузкой (велоэргометрическая проба, чреспищеводная кардиостимуляция, тредмил, фармакологические пробы (с калием, обзиданом, нитроглицерином).
Ознакомление с методикой холтеровского мониторирования электрокардиограммы и артериального давления. Показания для назначения. Анализ заключений по мониторингу электрокардиограммы с интерпретацией данных.
Практическое изучение элементов нормальной фонокардиограммы и фонокардиографических признаков приобретенных пороков сердца (недостаточности митрального клапана, митрального стеноза, недостаточности аортального клапана, аортального стеноза).
Демонстрация спирографа, освоение методики записи и расшифровки спирограммы. Легочные объемы и емкости. Легочная вентиляция. Методика и техника спирографии. Техника расшифровки спирограмм. Показатели спирографии при некоторых легочных заболеваниях. Клиническое толкование показателей спирограмм. Интерпретация спирограмм с признаками дыхательной недостаточности по обструктивному и рестриктивному типу.
2.2. Ультразвуковое исследование сердца, печени, желчного пузыря, поджелудочной железы и почек
Подготовка больных для ультразвукового исследования внутренних органов (сердца, печени, желчного пузыря, поджелудочной железы и почек). Физические основы и методы ультразвуковой диагностики.
Показания и противопоказания для ультразвукового исследования сердца, печени, желчного пузыря, поджелудочной железы и почек.
Знакомство с методикой ультразвукового исследования сердца, печени, желчного пузыря, поджелудочной железы и почек в кабинете ультразвуковой диагностики. Интерпретация результатов ультразвукового исследования при различной органной патологии: приобретенных пороках сердца, гепатитах, циррозах печени, холецисцитах, желчнокаменной болезни, панкреатитах, мочекаменной болезни, нефритах, поликистозе почек.
1. Дабровски, А.И. Суточное мониторирование ЭКГ / А.И.Дабровски – М.: Медицина, 2000. – 126с.
2. Дашицин, В.И. Клинический анализ электрокардиограмм / В.И.Дашицин. – М.: Медицина, 1987. – 234с.
3. Зудбинов, Ю.И. Азбука ЭКГ / Ю.И.Зудбинов – Ростов-на-Дону, 1999. – 122 с.
4. Клиническая электрокардиография (перевод с английского) / под ред. В.П.Медведева. – С-Пб., 2001. – 150 с.
5. Мурашко, В.В. Электрокардиография / В.В.Мурашко, А.В.Струтынский – М.: Медицина, 2000. – 296с.
6. Орлов, В.Н. Руководство по электрокардиографии / В.Н.Орлов – М.: Медицина, 2001. – 592с.
7. Руководство по ультразвуковой диагностике / под ред. П.Е.С.Пальмера. – ВОЗ, 2000. – 120 с.
8. Виноградов, Т.С. Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы / Т.С.Виноградов – М.: Медицина, 1998. – 322с.
Составители: Иванова Н. В., Георгиева Н. Г., Николаева Е. Г., Кузьмина А. М., Тимофеева Л. Г., Ефимова Е. А., Николаева М. М., Кузьмина Ю. Н
12 09 2014
3 стр.
Программа по башкирскому языку и литературе, Ижевск, 2008 год. Составители: Д. С. Тикеев и др
08 10 2014
1 стр.
27 09 2014
1 стр.
11 10 2014
1 стр.
10 09 2014
1 стр.
15 09 2014
7 стр.
09 10 2014
1 стр.
27 09 2014
1 стр.