Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1




СОСТАВИТЕЛИ:

М.А.Лис, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;

М.А.Добродей, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

Т.П.Пронько, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук


РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра терапии № 1 факультета повышения квалификации Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;

Л.В.Романьков, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой пропедевтики внутренних болезней Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»

(протокол № 9 от 18 декабря 2009 г.);
Центральным научно-методическим советом Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»

(протокол № 3 от 28 января 2010 г.);


Секцией по специальности 1-79 01 06 Сестринское дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 2 от 9 февраля 2010 г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С каждым годом расширяется перечень новых не только лабораторных, но и инструментальных методов исследования больных. Важно, чтобы будущие медицинские работники ориентировались в возможностях и методах обследования пациентов.

Целью преподавания дисциплины «Функциональная диагностика и мониторинг» по специальности 1-79 01 06 «Сестринское дело» является формирование знаний по организации и проведению диагностического поиска у больных с заболеваниями внутренних органов, в том числе и при неотложных состояниях.

Важнейшей задачей дисциплины «Функциональная диагностика и мониторинг» является формирование у студентов профессиональных навыков по основным инструментальным методам обследования больных.

Преподавание функциональной диагностики и мониторинга, в частности электрокардиографического, фонокардиографического, ультразвукового методов исследования, базируется на конкретных теоретических знаниях, полученных студентами при изучении медицинской информатики и медицинской техники, анатомии человека и нормальной физиологии. На кафедре пропедевтики внутренних болезней эти знания получают дальнейшее развитие и воплощаются в конкретные практические навыки по освоению основных методик функциональной диагностики и клинической интерпретации полученных результатов.

Преподавание дисциплины «Функциональная диагностика и мониторинг» проводится на базе отделения функциональной диагностики. Студенты реально должны видеть, как проводится спирография, ультразвуковое исследование сердца и других внутренних органов, холтеровское мониторирование электрокардиограммы и артериального давления, уметь самостоятельно записать электрокардиограмму, дать интерпретацию полученных результатов исследования (расшифровать электрокардиограмму и определить основные патологические изменения при заболеваниях сердца: нарушении функции автоматизма, возбудимости, проводимости; электрокардиографическую диагностику основных проявлений ишемической болезни сердца – стенокардии и инфаркта миокарда; дать оценку результатов суточного мониторирования электрокардиограммы и артериального давления, описания ультразвукового исследования внутренних органов).

С этой целью на кафедре у каждого преподавателя должен быть достаточный набор электрокардиограмм, фонокардиограмм по основным разделам патологии, карт-задач с описанием ультразвукового исследования сердца, почек, печени, поджелудочной железы, набор спирограмм.

Типовая программа по дисциплине «Функциональная диагностика и мониторинг» разработана в соответствии с:

образовательным стандартом по специальности 1-79 01 06 «Сестринское дело» (ОС РБ 1-79 01 06-2007), утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь 02.05.2008 № 40;

типовым учебным планом по специальности 1-79 01 06 «Сестринское дело», утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 12.02.2008 г. (регистрационный номер № L 79 - 003/тип.).

Цель и задачи учебной дисциплины

Цель: формирование навыков профессиональной деятельности, заключающейся в умении выполнить электрокардиографию, спирографию, суточное мониторирование артериального давления, суточное мониторирование электрокардиограммы, провести интерпретацию электрокардиограммы, фонокардиограммы, спирограммы, данных суточного электрокардиологического мониторирования, мониторирования артериального давления, данных ультразвукового исследования внутренних органов и сердца.

Задачи:

изучить методику и технику проведения электрокардиографического исследования;

изучить методику и технику проведения фонокардиографического исследования;

изучить методику и технику проведения суточного мониторирования электрокардиограммы и артериального давления;

освоить расшифровку электрокардиограммы и определить основные патологические изменения при заболеваниях сердца;

освоить клиническое толкование результатов суточного мониторирования электрокардиограммы и артериального давления;

освоить клиническое толкование данных спирографии и пневматахометрии;

освоить клиническое толкование данных ультразвукового исследования внутренних органов, сердца;



Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:

методику и технику использования в клинике основных методов функциональной диагностики заболеваний внутренних органов;

методы интерпретации результатов функциональной диагностики;



уметь:

клинически толковать данные основных методов функциональной диагностики при заболеваниях внутренних органов;

дать клиническую оценку результатам диагностики при патологии внутренних органов.

Структура содержания учебной дисциплины

1. Электрокардиографическая диагностика и мониторинг. Раздел включает изучение методики и техники записи электрокардиограммы, расшифровки нормальной электрокардиограммы, электрокардиологических признаков гипертрофии предсердий и желудочков, аритмий, острой коронарной недостаточности, проведение функциональных проб при электрокардиографических исследованиях и суточного мониторирования электрокардиограммы, артериального давления.

2. Фонокардиография, спирография. Ультразвуковое исследование внутренних органов. Предусмотрено изучение методики проведения и расшифровки фонокардиограммы, методики записи спирограмм и их расшифровки, интерпретации ультразвукового исследования сердца, печени, желчного пузыря, поджелудочной железы и почек.

Методы обучения

Основными методами обучения, адекватно отвечающими целям изучения данной дисциплины, являются:

лекции;

практические занятия;

коммуникативные методы (собеседования, дискуссии, олимпиады);

дистанционные методы (компакт-диски лекций, Интернет);

учебно-исследовательская работа студентов;

научно-исследовательская работа студентов.



Организация самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов включает:

индивидуальную работу по проведению расшифровки нормальной электрокардиограммы;

оценку и анализ электрокардиограмм с различными нарушениями ритма и проводимости, с признаками гипертрофии предсердий и желудочков, острой коронарной недостаточности;

изучение материалов проведения функциональных проб при электрокардиографических исследованиях и суточного мониторирования электрокардиограммы, артериального давления, спирограмм, эхограмм и самостоятельную интерпретацию полученных данных;

подготовку рефератов в целях усвоения, закрепления и углубления знаний каждого раздела дисциплины;

участие в студенческой научно-исследовательской работе; целенаправленное изучение специальной литературы, достижений отечественной, зарубежной науки и техники;

выступление с докладами на студенческих научных конференциях, участие в олимпиадах студенческого мастерства.

Контроль подготовки студентов, качества обучения рекомендуется осуществлять путем устного опроса, выполнения письменных контрольных заданий, защиты рефератов в процессе практических занятий.

На изучение дисциплины «Функциональная диагностика и мониторинг» отведено 68 часов. Из них 38 часов - аудиторных, в том числе лекций - 8 часов, практических занятий - 30 часов.

Форма текущей аттестации: зачет – 5 семестр.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела (темы)



Количество

аудиторных часов



лекций

практических

1. Электрокардиографическая диагностика и мониторинг

6

18

1.1. Методика и техника записи электрокардиограммы.°°Нормальная электрокардиограмма.°°Электрокардиологические признаки гипертрофии предсердий и желудочков


2

6

1.2. Аритмии сердца


2

6

1.3. Электрокардиограмма при острой коронарной недостаточности (стенокардия, инфаркт миокарда). Функциональные пробы при°°электрокардиографических исследованиях. Суточное°°мониторирование электрокардиограммы, артериального давления


2

6

2. Фонокардиография, спирография. Ультразвуковое исследование внутренних органов

2

12

2.1. Методика проведения и расшифровки фонокардиограммы. Методика записи спирограмм и их расшифровка


2

6

2.2. Ультразвуковое исследование сердца, печени, желчного пузыря, поджелудочной железы и почек


6

Всего часов


8

30


Содержание учебного материала

1. Электрокардиографическая диагностика и мониторинг

1.1. Методика и техника записи электрокардиограммы. Нормальная электрокардиограмма. Электрокардиографические признаки гипертрофии предсердий и желудочков

Элементы анатомии и физиологии сердца. Электрофизиологические основы сердечной деятельности. Современные теории возникновения биопотенциалов. Формирование электрокардиограммы при распространении волны возбуждения по сердцу.

Знакомство с устройством электрокардиографа. Практическое освоение методики и техники записи электрокардиограммы: порядок наложения электродов. Стандартные и усиленные отведения от конечностей, грудные отведения, отведения по Небу, прекордиальное картирование.

Изучение элементов нормальной электрокардиограммы: зубцы, интервалы, комплексы. Понятие об электрической оси сердца. Методы определения электрической оси сердца.

Последовательность и самостоятельная расшифровка электрокардиограммы.

Изменение векторных величин при гипертрофиях различных отделов сердца. Электрокардиографические признаки гипертрофии предсердий и желудочков.



1.2. Аритмии сердца

Классификация аритмий. Механизмы возникновения аритмий.

Причины и классификация нарушений функции автоматизма. Электрокардиографическая диагностика нарушений функции автоматизма: синусовой тахикардии, брадикардии, синусовой аритмии, синдрома слабости синусового узла.

Причины и механизмы нарушения проводимости. Классификация блокад сердца. Электрокардиографическая диагностика блокад сердца разного уровня: синоатриарной, внутрипредсердной, атриовентрикулярной блокады разной степени тяжести, внутрижелудочковой блокады (блокады ножек пучка Гиса).

Экстрасистолия (определение понятия, условия и механизм возникновения). Классификация экстрасистолий. Электрокардиографические признаки экстрасистолий: суправентрикулярной, атриовентрикулярной и желудочковой. Пароксизмальная тахикардия (определение понятия, условия и механизм возникновения). Формы пароксизмальной тахикардии: суправентрикулярная, атриовентрикулярная и желудочковая.

Причины и механизмы возникновения трепетания и фибрилляции предсердий и желудочков. Электрокардиографические признаки трепетания и фибрилляции предсердий и желудочков. Понятие о дефибрилляции сердца.



1.3. Электрокардиограммы при острой коронарной недостаточности (стенокардия, инфаркт миокарда). Функциональные пробы при электрокардиографических исследованиях. Суточное мониторирование электрокардиограммы, артериального давления

Электрокардиографические признаки ишемии, повреждения и некроза миокарда. Электрокардиограмма в различных стадиях крупноочагового инфаркта миокарда (острейшей, острой, подострой и рубцовой). Электрокардиограмма при мелкоочаговом инфаркте миокарда. Топическая диагностика инфаркта миокарда. Практическая диагностика локализации инфаркта миокарда. Электрокардиограмма при приступе стенокардии.

Функциональные пробы при электрокардиографических исследованиях: с физической нагрузкой (велоэргометрическая проба, чреспищеводная кардиостимуляция, тредмил, фармакологические пробы (с калием, обзиданом, нитроглицерином).

Ознакомление с методикой холтеровского мониторирования электрокардиограммы и артериального давления. Показания для назначения. Анализ заключений по мониторингу электрокардиограммы с интерпретацией данных.



2. Фонокардиография, спирография. Ультразвуковое исследование внутренних органов

2.1. Методика проведения и расшифровки фонокардиограммы. Методика записи спирограмм и их расшифровка

Практическое изучение элементов нормальной фонокардиограммы и фонокардиографических признаков приобретенных пороков сердца (недостаточности митрального клапана, митрального стеноза, недостаточности аортального клапана, аортального стеноза).

Демонстрация спирографа, освоение методики записи и расшифровки спирограммы. Легочные объемы и емкости. Легочная вентиляция. Методика и техника спирографии. Техника расшифровки спирограмм. Показатели спирографии при некоторых легочных заболеваниях. Клиническое толкование показателей спирограмм. Интерпретация спирограмм с признаками дыхательной недостаточности по обструктивному и рестриктивному типу.

2.2. Ультразвуковое исследование сердца, печени, желчного пузыря, поджелудочной железы и почек

Подготовка больных для ультразвукового исследования внутренних органов (сердца, печени, желчного пузыря, поджелудочной железы и почек). Физические основы и методы ультразвуковой диагностики.

Показания и противопоказания для ультразвукового исследования сердца, печени, желчного пузыря, поджелудочной железы и почек.

Знакомство с методикой ультразвукового исследования сердца, печени, желчного пузыря, поджелудочной железы и почек в кабинете ультразвуковой диагностики. Интерпретация результатов ультразвукового исследования при различной органной патологии: приобретенных пороках сердца, гепатитах, циррозах печени, холецисцитах, желчнокаменной болезни, панкреатитах, мочекаменной болезни, нефритах, поликистозе почек.



ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Литература

Основная:

1. Дабровски, А.И. Суточное мониторирование ЭКГ / А.И.Дабровски – М.: Медицина, 2000. – 126с.

2. Дашицин, В.И. Клинический анализ электрокардиограмм / В.И.Дашицин. – М.: Медицина, 1987. – 234с.

3. Зудбинов, Ю.И. Азбука ЭКГ / Ю.И.Зудбинов – Ростов-на-Дону, 1999. – 122 с.

4. Клиническая электрокардиография (перевод с английского) / под ред. В.П.Медведева. – С-Пб., 2001. – 150 с.

5. Мурашко, В.В. Электрокардиография / В.В.Мурашко, А.В.Струтынский – М.: Медицина, 2000. – 296с.

6. Орлов, В.Н. Руководство по электрокардиографии / В.Н.Орлов – М.: Медицина, 2001. – 592с.

7. Руководство по ультразвуковой диагностике / под ред. П.Е.С.Пальмера. – ВОЗ, 2000. – 120 с.



Дополнительная:

8. Виноградов, Т.С. Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы / Т.С.Виноградов – М.: Медицина, 1998. – 322с.



9. Зубовский, Г.А. Ультразвуковая диагностика и электрическая акупунктура / Г.А.Зубовский – М.: Медицина, 1992. – 588с.




Предметные недели в школе: начальные классы, английский язык, биология, химия, география, математика. Составители

Составители: Иванова Н. В., Георгиева Н. Г., Николаева Е. Г., Кузьмина А. М., Тимофеева Л. Г., Ефимова Е. А., Николаева М. М., Кузьмина Ю. Н

679.83kb.

12 09 2014
3 стр.


Программа по башкирскому языку и литературе, Ижевск, 2008 год. Составители: Д. С. Тикеев и др. Цели и задачи дидактического материала

Программа по башкирскому языку и литературе, Ижевск, 2008 год. Составители: Д. С. Тикеев и др

62.53kb.

08 10 2014
1 стр.


Составители
171.21kb.

27 09 2014
1 стр.


Составители
111.95kb.

11 10 2014
1 стр.


СоставителИ
302.57kb.

10 09 2014
1 стр.


Составители
534.66kb.

15 09 2014
7 стр.


Составители
266.94kb.

09 10 2014
1 стр.


Составители: Ю. М. Киселевский
155.83kb.

27 09 2014
1 стр.