Перейти на главную страницу
Я бы не говорил о более или менее значимых техниках/технологиях мышления. Мне очень важными вещами кажется сама постановка вопроса о техниках и технологиях мышления и работа, проделанная ММК в этом направлении.
Разные рамки актуализируют разные акценты заявленной темы. Наиболее близким мне ракурсом при рассмотрении темы предстоящих чтений оказалось размышление об индивидуальной мыслительной (или – шире – интеллектуальной) работе, проявление/осознание разных ее составляющих и процессов.
В этом плане техники/технологии мышления, представленные в предложенной теме могут быть увидены как составляющие единой цепочки: мы обращаемся к мышлению ("попадаем в мышление"), будучи вытолкнуты к нему некоей необходимостью (будучи проблематизированы)1, а попав, ищем/формируем базовую точку "опоры в мире" ("устойчивости мира") – онтологию/онтологему/онтику – и средства ее операциональной выраженности/представленности – схему.
Установка на технологизацию призывает к тому, чтобы понять/увидеть эту "естественную/спонтанную" последовательность более детально и, главное, более артифицированно. Как, собственно осуществляется/происходит переход от ситуации какого-то "жизненного неустроя" (ситуации проблемности) к другой ситуации, когда этот "неустрой" (или какие-то его составляющие либо контексты) становится предметом специальной работы, артифицируется?
Можно выделить следующие составляющие, складывающие этот переход:
Откуда берутся все эти утверждения?
Ответ на этот вопрос состоит из двух частей. 1) всякое разворачивание знания начинается с очевидности, в которой, по сути дела, оно уже заключено. Но 2) чтобы его оттуда вытащить мы используем большое количество разнообразных инструментов (органон).
Сказанное, в частности, означает, что работа со знанием всегда есть работа внутри мира ("круга"), задаваемого исходной очевидностью. Такая работа разворачивается не линейно, но углубляясь в себя самое, разворачивая и уточняя то, что изначальная очевидность уже содержит в себе.
Уточняя/углубляя этот ответ, можно двигаться в нескольких взаимосвязанных горизонтах (дискурсах): 1) вглядываясь в очевидность, отвечая на вопрос о том, что она такое, 2) проявляя/формируя инструменты, используемые для ее разворачивания, 3) проявляя/формируя понимание, откуда и как она появляется.
Первый дискурс философский, он, в первую очередь, содержателен, акцентируется на углубление в очевидность, удерживающее ее целостность, позволяющее ее понимать и обнаруживать таящиеся в ней и связанные с ней смыслы. Второй – (методо)логический, акцентированный средствами (органоном), содержание для него вторично, оно – точка отсчета, трамплин, его основное назначение состоит в том, чтобы подтолкнуть к разворачиванию органона, позволить/актуализировать это разворачивание. Третий дискурс укоренен в мистике (в языке современной культуры – эзотерике), он надстраивается над процессами порождения очевидностей, разрабатывая и используя специфические формы и форматы рефлексии.
В направлениях, задаваемых этими дискурсами, можно двигаться достаточно автономно, но самым интересным представляется удержание исходной связи между этими разными движениями, когда подвижка в одном направлении так или иначе поверяется тем, что в результате этого происходит "на других фронтах". Выдерживая такой характер работы можно рассчитывать на сохранение исходного единства-целостности тематического горизонта.
Сказанное побуждает отнестись внимательнее к очевидности, возникающей в ответ на "серьезное вопрошание" (проблематизацию) и задающей онтологию, которая затем разворачивается с помощью органона. Первичные полагания могут приходить из разных источников: нерефлектированных конструктов обыденного сознания, авторитетных источников, интуитивных догадок/прозрений, произвола полагающего6. Все эти вещи более или менее случайны. Собственно очевидность лежит за ними и проявляется, когда мы последовательно рефлектируем свои первичные полагания, вскрываем их основания и… чтобы начать двигаться, снова опираемся на очевидность.
Значение имеет весь этот путь в целом: не только то, на что мы опираемся как на точку отсчета, но и ее поиск, включающий в себя первичные полагания, их рефлексивно-проблематизирующую переработку, ведущую к основаниям и новое восхождение (синтез). В этом движении мы формируем и удерживаем не только предмет понимания/размышления/обсуждения, но и пространство (контекст), в котором оно строится. Поэтому очевидность содержит в себе как само полагание, так и его возможность/обоснование/оправдание, за счет этого она приобретает статус аподиктичности. Движение к этому состоянию и есть, собственно, процесс формирования онтологии, онтологизация.
Явившись, очевидность определяет собой мир, который может разворачиваться на ее основе, ложась в его "онтологический базис". Можно выпасть за пределы этого мира и начать строить другой, встретившись с иной очевидностью и оттолкнувшись от нее.
Поняв это, мы получаем возможность сформировать интенцию к "абсолютному знанию", лежащему за этими разными возможными очевидностями, стремление "проникнуть за очевидность", к особенностям/механизмам ее возникновения/ формирования.
Всматривание в явление очевидности и порождение ею мира проявляет и другие интересные направления размышления и анализа. Разные люди порождают разные очевидности (из которых, соответственно, разворачиваются разные онтологии). Частично этот процесс обусловливают используемые для этого инструменты (составляющие органона). Другим обусловливающим является сам полагающий: его глубинные ориентации, установки, интенции и т.п. И если работа с инструментом/органоном есть путь технологизации, то как мы должны называть работу в этом направлении? Традиционно, зона, в которую мы вступаем на этом пути – это разные формы работы с человеком: религия, воспитание-образование, психотехника и т.п. Здесь тоже можно говорить о технологизации7, но подходы, на которые приходится опираться в этом движении, существенно отличаются от чисто мыслительных (интеллектуальных). Движение в эту сторону делает актуальным обращение к инструментарию, сформированному в сфере гуманитарной культуры8.
Когда-то, отвечая на прямой вопрос "что такое развитие?", я придумал формулу "развитие есть освоение бытия средствами языка". В этом плане развитие методологических техник/технологий, произошедшее за последние 15 лет, состоит в том, что происходит наращивание возможности глубже, шире, разнообразнее, точнее видеть и обсуждать действительность мышления. За счет того, что люди, вовлеченные в орбиту Кружка (СМД-движения) думают о практиках, основаниях, методах, инструментах, техниках мышления, анализируют их, говорят о них друг с другом, пытаются воплотить возникающее понимание в различных практиках и проч.
Немалого стоит и, на первый взгляд, простой факт использования возможностей мультимедийной презентации для представления методологического содержания. Мой опыт говорит о том, что это средство из разряда тех, что, входя как усовершенствование, несут с собой достаточно серьезные изменения в существенные характеристики той работы, которую призваны усовершенствовать.
Какие из разработанных в ммк техник/технологий Вы считаете наиболее значимыми
01 10 2014
1 стр.
Разработка серии уроков по теме «Система образования в Германии» в рамках технологии критического мышления
10 10 2014
1 стр.
Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения
12 10 2014
3 стр.
Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал
08 10 2014
1 стр.
Цель урока: сформирование представлений о витаминах и их роли в организме человека
10 10 2014
1 стр.
Рекомендован для учителей, работающих с элементами технологии проблемного диалога. Используется технология «Шесть шляп мыщления». Метод позволяет отстранить своё эго от мышления. И
11 10 2014
1 стр.
Мы живём в эпоху четвёртой информационной революции, которая совершается благодаря развитию информационных телекоммуникационных технологий и обеспечивает человеку безграничные возм
15 12 2014
3 стр.
Обладать способностью отстаивать свою точку зрения логическими доводами, то есть иметь развитое критическое мышление. И, кроме того, владеть иностранными языками
08 10 2014
1 стр.