Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Технологии мышления: проблематизация, онтологизация, схематизация


тезисы к XIII Чтениям памяти Г.П. Щедровицкого, оформленные вопросами организаторов

  1. Какие из разработанных в ММК техник/технологий Вы считаете наиболее значимыми (и в каких рамках)?

  2. Какие из этих техник/технологий Вы можете представить как последовательность шагов (или набор фокусов с вариантами трассирования)?

  3. Встречались ли Вы с различными версиями программирования, проектирования, проблематизации, распредмечивания и т.д.? В чем различие между этими версиями?

Я бы не говорил о более или менее значимых техниках/технологиях мышления. Мне очень важными вещами кажется сама постановка вопроса о техниках и технологиях мышления и работа, проделанная ММК в этом направлении.

Разные рамки актуализируют разные акценты заявленной темы. Наиболее близким мне ракурсом при рассмотрении темы предстоящих чтений оказалось размышление об индивидуальной мыслительной (или – шире – интеллектуальной) работе, проявление/осознание разных ее составляющих и процессов.

В этом плане техники/технологии мышления, представленные в предложенной теме могут быть увидены как составляющие единой цепочки: мы обращаемся к мышлению ("попадаем в мышление"), будучи вытолкнуты к нему некоей необходимостью (будучи проблематизированы)1, а попав, ищем/формируем базовую точку "опоры в мире" ("устойчивости мира") – онтологию/онтологему/онтику – и средства ее операциональной выраженности/представленности – схему.

Установка на технологизацию призывает к тому, чтобы понять/увидеть эту "естественную/спонтанную" последовательность более детально и, главное, более артифицированно. Как, собственно осуществляется/происходит переход от ситуации какого-то "жизненного неустроя" (ситуации проблемности) к другой ситуации, когда этот "неустрой" (или какие-то его составляющие либо контексты) становится предметом специальной работы, артифицируется?

Можно выделить следующие составляющие, складывающие этот переход:



  1. Попадание в "ситуацию разрыва" или, если внимательнее всмотреться в слово "проблема" – ограничения2.

  2. Волевое усилие, обеспечивающее концентрацию на этой ситуации3.

  3. Выщепление "составляющих ситуации" – анализ (всегда являющийся вместе со своим "вторым я" – синтезом): удержание-восстановление-пересоздание исходной целостности/гештальта, в противном случае начинают громоздиться составляющие, не имеющие отношения к исходной ситуации4.

Это удержание-восстановление-пересоздание целостности и есть формирование онтики-онтологемы-онтологии, в ходе которого "целостность" (т.е. смысловая оформленность) ситуации, которую нужно все время выстраивать и удерживать собственным усилием, сопрягается с целостностью мира, существующей изначально, вне зависимости от наших усилий. Онтологизация, таким образом, обеспечивает устойчивость человека в мире и дает ему возможность "разгрузиться", сосредоточив свои усилия лишь в тех точках, по отношению к которым может быть осуществлено действие, способное изменить исходную ситуацию, и оставив "за скобками" составляющие, несомасштабные его возможностям либо не требующие действия, существующие самостоятельно как составляющие "мира" ("мировые константы").

  1. Схема есть инструмент, организующий действие, а схематизация – построение/формирование/оформление этого инструмента.

Медитативный5 комментарий.

Откуда берутся все эти утверждения?

Ответ на этот вопрос состоит из двух частей. 1) всякое разворачивание знания начинается с очевидности, в которой, по сути дела, оно уже заключено. Но 2) чтобы его оттуда вытащить мы используем большое количество разнообразных инструментов (органон).

Сказанное, в частности, означает, что работа со знанием всегда есть работа внутри мира ("круга"), задаваемого исходной очевидностью. Такая работа разворачивается не линейно, но углубляясь в себя самое, разворачивая и уточняя то, что изначальная очевидность уже содержит в себе.

Уточняя/углубляя этот ответ, можно двигаться в нескольких взаимосвязанных горизонтах (дискурсах): 1) вглядываясь в очевидность, отвечая на вопрос о том, что она такое, 2) проявляя/формируя инструменты, используемые для ее разворачивания, 3) проявляя/формируя понимание, откуда и как она появляется.

Первый дискурс философский, он, в первую очередь, содержателен, акцентируется на углубление в очевидность, удерживающее ее целостность, позволяющее ее понимать и обнаруживать таящиеся в ней и связанные с ней смыслы. Второй – (методо)логический, акцентированный средствами (органоном), содержание для него вторично, оно – точка отсчета, трамплин, его основное назначение состоит в том, чтобы подтолкнуть к разворачиванию органона, позволить/актуализировать это разворачивание. Третий дискурс укоренен в мистике (в языке современной культуры – эзотерике), он надстраивается над процессами порождения очевидностей, разрабатывая и используя специфические формы и форматы рефлексии.

В направлениях, задаваемых этими дискурсами, можно двигаться достаточно автономно, но самым интересным представляется удержание исходной связи между этими разными движениями, когда подвижка в одном направлении так или иначе поверяется тем, что в результате этого происходит "на других фронтах". Выдерживая такой характер работы можно рассчитывать на сохранение исходного единства-целостности тематического горизонта.

Сказанное побуждает отнестись внимательнее к очевидности, возникающей в ответ на "серьезное вопрошание" (проблематизацию) и задающей онтологию, которая затем разворачивается с помощью органона. Первичные полагания могут приходить из разных источников: нерефлектированных конструктов обыденного сознания, авторитетных источников, интуитивных догадок/прозрений, произвола полагающего6. Все эти вещи более или менее случайны. Собственно очевидность лежит за ними и проявляется, когда мы последовательно рефлектируем свои первичные полагания, вскрываем их основания и… чтобы начать двигаться, снова опираемся на очевидность.

Значение имеет весь этот путь в целом: не только то, на что мы опираемся как на точку отсчета, но и ее поиск, включающий в себя первичные полагания, их рефлексивно-проблематизирующую переработку, ведущую к основаниям и новое восхождение (синтез). В этом движении мы формируем и удерживаем не только предмет понимания/размышления/обсуждения, но и пространство (контекст), в котором оно строится. Поэтому очевидность содержит в себе как само полагание, так и его возможность/обоснование/оправдание, за счет этого она приобретает статус аподиктичности. Движение к этому состоянию и есть, собственно, процесс формирования онтологии, онтологизация.

Явившись, очевидность определяет собой мир, который может разворачиваться на ее основе, ложась в его "онтологический базис". Можно выпасть за пределы этого мира и начать строить другой, встретившись с иной очевидностью и оттолкнувшись от нее.

Поняв это, мы получаем возможность сформировать интенцию к "абсолютному знанию", лежащему за этими разными возможными очевидностями, стремление "проникнуть за очевидность", к особенностям/механизмам ее возникновения/ формирования.

Всматривание в явление очевидности и порождение ею мира проявляет и другие интересные направления размышления и анализа. Разные люди порождают разные очевидности (из которых, соответственно, разворачиваются разные онтологии). Частично этот процесс обусловливают используемые для этого инструменты (составляющие органона). Другим обусловливающим является сам полагающий: его глубинные ориентации, установки, интенции и т.п. И если работа с инструментом/органоном есть путь технологизации, то как мы должны называть работу в этом направлении? Традиционно, зона, в которую мы вступаем на этом пути – это разные формы работы с человеком: религия, воспитание-образование, психотехника и т.п. Здесь тоже можно говорить о технологизации7, но подходы, на которые приходится опираться в этом движении, существенно отличаются от чисто мыслительных (интеллектуальных). Движение в эту сторону делает актуальным обращение к инструментарию, сформированному в сфере гуманитарной культуры8.



  1. Произошло ли за последние 15 лет развитие методологических техник/технологий? Какое новое содержание здесь, на Ваш взгляд, появилось?

Когда-то, отвечая на прямой вопрос "что такое развитие?", я придумал формулу "развитие есть освоение бытия средствами языка". В этом плане развитие методологических техник/технологий, произошедшее за последние 15 лет, состоит в том, что происходит наращивание возможности глубже, шире, разнообразнее, точнее видеть и обсуждать действительность мышления. За счет того, что люди, вовлеченные в орбиту Кружка (СМД-движения) думают о практиках, основаниях, методах, инструментах, техниках мышления, анализируют их, говорят о них друг с другом, пытаются воплотить возникающее понимание в различных практиках и проч.



Событийный комментарий.

Этот текст начал складываться после чтений памяти ГП 2006 г. Перед этим я пропустил, по моему, два года чтений, достаточно осознанно выключившись (или почти выключившись) из событийного ряда, складывающего текущую практику, выросшую на наследии ММК. Накопился и, отчасти, отстоялся определенный опыт других форм организации жизни, связанный с освоением/наблюдением разных социальных пространств и сохранением себя в них, а также опыт отстраненности, позволяющий ко многим "серьезным" вещам относиться свободнее: исследовательски, пробуя, осваивая, наблюдая…

Такое отношение сложилось и к вещам, связанным с текущими событиями мира "ММК- методологии": в целом ряде отношений она стала восприниматься, скорее, как то, что "было" (пусть, очень важным), чем то, что "есть". Иногда что-то прочитывалось (слава интернету!), временами пересекался с кем-то из людей, но жил в другом.

Но возникло неожиданное предложение М. Хромченко написать небольшой текст о себе для книги "ММК в лицах". Отказаться невозможно – ведь "было"; а написав, невозможно не взять в руки книгу, и поскольку она готовилась к чтениям – поехал на чтения…

На происходящее смотрел с любопытством, по сложившейся традиции пытаясь понять и увидеть как целое… Оказалось, что за время моего неприсутствия чтения приобрели нечто новое (оно же – "забытое старое") – возникло прежнее ощущение живого движения мысли. Исчезло впечатление остановки в прошлом, которое навевали бесконечные выступления "классиков", резко – хотя и не до нуля – снизилось впечатление омертвления, возникавшее из-за установки на внешнюю работу с "наследием ММК, вписываемым в мировые культурные контексты", вернулось то, чем всегда грел ММК. И вернулось, с добавками и расширениями9.

В конце П. Щедровицкий опубликовал тематику чтений аж до 2014 г. … и никакой мемориальности и "вписывания в контекст". Все как "в доброе старое время".

И что-то включилось. Возникла интенция подготовки к чтениям, стали восстанавливаться и собираться вместе сюжеты, накопившиеся в разное время и в разных областях, начал оформляться текст…

Не очень понимая зачем – по некой ли "экзистенциальной инерции" или потому что "пребывание в тексте" ("логос" по древнегречески) есть бытие, обладающее вечно взыскуемой цельностью, – я начал его собирать и оформлять .Запала, правда хватило ненадолго: как всегда, текущие дела оказались сильнее. Я, как и раньше, сбросил файл в папку с другими подобными "началами". Но вопросы организаторов чтений-2007 побудили его оттуда вытащить.

Мне кажется, я пытаюсь в нем не столько сказать что-то, чего не говорили другие, сколько просто разобраться, стремясь прояснить не вполне ясное…
А. Балобанов

1 Другой вариант – свободное движение (серфинг) в неких "энергетических (бытийных) трендах". Эту возможность открывает включенность в процессы и состояния, связанные с "открытостью миру", такие как игра, любовь, творчество.

2 В греческом слово "πρόβλημα" толкуется как "все, брошенное вперед, поставленное впереди: a) защита, оплот, охрана; b) помеха, препятствие; c) предлог; d) предложенная задача, проблема, поручение; e) выдающаяся часть, выступ, мыс" (А.А. Вейсман. Греческо-русский словарь, 1899 – реп. 1991). Эти значения побуждают видеть в проблеме, прежде всего, то, что оформляет/определяет пространство нашего пребывания и действия и, соответственно, возможности и ограничения, которые оно нам предоставляет и предъявляет.

3 Параллелью из другой традиции может быть шестая ступень восьмиступенчатой системы йоги Патанджали – дхарана: концентрация, удержание внимания на каком-либо определенном предмете (санскр. дхри – прочно удерживать) – техника организации сознания, представляющая собой "точечное" сосредоточение, "привязку" сознания к одному месту, формирование непрерывности направленности сознания на определенный объект (физический либо ментальный, внутренний или внешний).

4 Здесь – психологическая/психотерапевтическая параллель – "концептуализация", преодоление которой является условием формирования адекватного отношения к событиям, ситуациям, людям и др.

5 На "методологическом" – рефлексивный, на "психологическом" – интроспективный..

6 Все это можно иллюстрировать ссылками на разные высказывания ГП, начиная от "пусть пока полежит" и "возвращаясь с игры, мы в вагоне обсудили этот вопрос, пришли к решению и, с тех пор, это стало так". Однажды, в ходе обсуждения точки, на которую можно было бы опереться, начиная размышление о теме, ГП сказал мне: "Вы же это у меня взяли – сошлитесь: нормальная научная процедура." "Сошлюсь: правда, взял у Вас, – ответил я. – Но остается вопрос, откуда это взяли Вы?" "Ну, об этом давайте не будем," – улыбнулся ГП.

7 Так возникают "образовательные технологии", "гуманитарные технологии " и т.п.

8 Одним из ключевых вопросов в таких "технологических решениях" является формирование/удержание/преобразование ясности и цельности/целостности: индивидуальной, групповой, социальной, культурной, профессиональной и др. (схематизация весьма этому способствует).

9 Символами такого расширения для меня оказались феноменологически прозрачное выступление А. Пятигорского и изображение Будды, которым П. Малиновский маркировал слой мыследействия в схеме мыследеятельности (вещь, по-моему, совершенно невозможная в "классический период", и, по-своему очень интересная, глубокая, провоцирующая, зовущая).

Немалого стоит и, на первый взгляд, простой факт использования возможностей мультимедийной презентации для представления методологического содержания. Мой опыт говорит о том, что это средство из разряда тех, что, входя как усовершенствование, несут с собой достаточно серьезные изменения в существенные характеристики той работы, которую призваны усовершенствовать.



Впечатление мемориальности возникало из-за перебирания того, как нечто было/есть в корпусе работ ГП и Кружка. Наверное, на чтениях иначе и невозможно, но все же самое интересное и, как представляется, важное, связано не с упорядочиванием того, что было, а с поисками ответа на вопрос, как это может жить сегодня. Хотя, разумеется, не упорядочивая сделанное, ответа на этот вопрос не получишь.


Технологии мышления: проблематизация, онтологизация, схематизация

Какие из разработанных в ммк техник/технологий Вы считаете наиболее значимыми

97.58kb.

01 10 2014
1 стр.


Разработка серии уроков по теме «Система образования в Германии» в рамках технологии критического мышления Жукова А. Д. учитель немецкого языка

Разработка серии уроков по теме «Система образования в Германии» в рамках технологии критического мышления

210.36kb.

10 10 2014
1 стр.


Конспект урока по информатике «Текстовый редактор» с элементами стратегии развития критического мышления». «Здоровьесберегающие технологии»

Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения

395.67kb.

12 10 2014
3 стр.


Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления Ромашка Блума

Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал

29.88kb.

08 10 2014
1 стр.


Разработка урока по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Стратегия «Чтение текста с пометками»

Цель урока: сформирование представлений о витаминах и их роли в организме человека

63.09kb.

10 10 2014
1 стр.


Публицистический стиль речи

Рекомендован для учителей, работающих с элементами технологии проблемного диалога. Используется технология «Шесть шляп мыщления». Метод позволяет отстранить своё эго от мышления. И

68.15kb.

11 10 2014
1 стр.


Использование технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе

Мы живём в эпоху четвёртой информационной революции, которая совершается благодаря развитию информационных телекоммуникационных технологий и обеспечивает человеку безграничные возм

534.23kb.

15 12 2014
3 стр.


Руководством Г. Л. Лазаревой по теме «Использование методов и технологии критического мышления на уроках английского языка»

Обладать способностью отстаивать свою точку зрения логическими доводами, то есть иметь развитое критическое мышление. И, кроме того, владеть иностранными языками

159.7kb.

08 10 2014
1 стр.