Министерство Сельского хозяйства Российской Федерации
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЛЬЯНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ П.А. СТОЛЫПИНА»
Основная образовательная программа
высшего профессионального образования
Направление подготовки
110900 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
Квалификация выпускника
Бакалавр
Форма обучения очная
Нормативный срок освоения программы – 4 года
Димитровград 2011
1. Общие положения
1.1 Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 110900 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» является системой учебно-методических документов, сформированной на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО) по данному направлению подготовки, утвержденного 16 сентября 2011г. №2308, и рекомендуемой вузам для использования при разработке основных образовательных программ (ООП) первого уровня высшего профессионального образования (бакалавр).
ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
1.2.Нормативно-правовую базу разработки ООП ВПО по направлению 110900 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» составляют:
-
Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года №125-ФЗ);
-
Федеральные законы Российской Федерации: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ) и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» (от 24 декабря 2007 года № 232-ФЗ).
-
Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее – Типовое положение о вузе);
-
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 110900 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» (бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «11» сентября 2011 г. №2308, зарег. Минюст России от 28.10.2011 г. №22166;
-
Макет основной образовательной программы бакалавриата и рекомендаций по проектированию нормативно-методических документов, ее составляющих.
-
Устав ФГБОУ ВПО «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия».
-
Нормативно-методические документы Минобрнауки России.
1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования
1.3.1. Цель (миссия) ООП бакалавриата
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» имеет своей целью методическое обеспечение реализации ФГОС ВПО по данному направлению подготовки и на этой основе развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.
1.3.2. Срок освоения ООП бакалавриата
Основная образовательная программа по направлению подготовки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» является программой первого уровня высшего профессионального образования.
Нормативный срок освоения: 4 года в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению.
Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по заочной форме обучения увеличиваются на один год относительно нормативного срока.
1.3.3. Трудоёмкость ООП бакалавриата
Трудоемкость освоения ООП - 240 зачетных единиц за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП.
1.3.4. Требования к абитуриенту
Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
Разрабатывается на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки и включает в себя:
2.1.
Область профессиональной деятельности:
Область профессиональной деятельности бакалавров включает исследование и технологические разработки, направленные на решение комплексных задач по организации производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
2.2. Объекты профессиональной деятельности:
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются сельскохозяйственные культуры и животные, технологии производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, оборудование перерабатывающих производств, сооружения и оборудование для хранения сельскохозяйственной продукции.
-
Виды профессиональной деятельности:
- производственно-технологической;
- организационно-управленческой;
- научно-исследовательской.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым относится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединением работодателей.
2.4. Задачи профессиональной деятельности:
в области производственно-технологической деятельности:
- реализация технологий производства продукции растениеводства;
- реализация технологий производства продукции животноводства;
- обоснование методов, способов и режимов хранения сельскохозяйственной продукции;
- реализация технологий переработки продукции растениеводства;
- реализация технологий переработки продукции животноводства;
- реализация технологий переработки продукции плодоводства и овощеводства;
- эффективное использование материальных ресурсов при производстве, хранении и переработки сельскохозяйственной продукции;
- организация контроля за качеством сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки;
в области организационно-управленческой деятельности:
- разработка оперативных планов, графиков производства и переработки сельскохозяйственной продукции, составление смет и заявок на расходные материалы и оборудование;
- организация производства сельскохозяйственной продукции, принятия управленческих решений в различных условиях хозяйствования;
- организация хранения, переработки сельскохозяйственной продукции и принятия оптимальных технологических решений;
- определение энергетической и экономической эффективности производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
в области научно-исследовательской деятельности
- сбор информации и анализ состояния технологий производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
- проведение учетов и наблюдений, их анализ и обобщение по общепринятым методикам;
- статистическая обработка результатов экспериментов, формулирование выводов и предложений.
3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые
в результате освоения данной ООП ВПО
Выпускник по направлению подготовки 110900 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:
-
общекультурными (ОК)
владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
способностью находить организационно - управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-4);
умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);
способностью ориентироваться в основах экономической теории, особенностях рыночной экономики, самостоятельно вести поиск работы на рынке труда (ОК- 9);
способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10);
способностью представлять современную картину мира на основе естественнонаучных, математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-11);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);
способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);
владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-15);
владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16);
-
профессиональными (ПК):
общепрофессиональными:
способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1);
готовностью к оценке физиологического состояния, адаптационного потенциала и определению факторов регулирования роста и развития сельскохозяйственных культур (ПК-2);
готовностью распознавать основные типы и виды животных согласно современной систематике, оценивать их роль в сельском хозяйстве и определять физиологическое состояние животных по морфологическим признакам (ПК-3);
способностью использовать микробиологические технологии в приготовлении органических удобрений, кормов и переработке сельскохозяйственной продукции (ПК-4);
готовностью оценивать качество сельскохозяйственной продукции с учетом биохимических показателей и определять способ её хранения и переработки (ПК-5);
способностью охарактеризовать сорта растений и породы животных на генетической основе и использовать их в сельскохозяйственной практике (ПК-6);
готовностью диагностировать наиболее распространенные заболевания сельскохозяйственных животных и оказывать ветеринарную помощь (ПК-7);
владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-8);
производственно-технологическая деятельность:
готовностью реализовать технологии производства продукции растениеводства и животноводства (ПК-9);
готовностью реализовать технологии хранения и переработки продукции растениеводства и животноводства (ПК-10);
готовностью реализовать технологии хранения и переработки плодов и овощей (ПК-11);
готовностью оценивать качество и безопасность сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки в соответствии с требованиями ГОСТов (ПК-12);
готовностью эксплуатировать технологическое оборудование для переработки сельскохозяйственного сырья с учетом различных процессов и аппаратов (ПК-13);
готовностью разрабатывать схемы севооборотов, технологии обработки почвы и защиты растений от вредных организмов и определять дозы удобрений под сельскохозяйственные культуры с учетом почвенного плодородия (ПК-14);
готовностью применять технологии производства и заготовки кормов на пашне и природных кормовых угодьях (ПК-15);
готовностью использовать механические и автоматические устройства при производстве и переработке продукции растениеводства и животноводства (ПК-16);
организационно-управленческая деятельность:
способностью к анализу и планированию технологических процессов в растениеводстве, животноводстве, переработке и хранении продукции как объектов управления (ПК-17);
способностью к принятию управленческих решений в различных производственных и погодных условиях (ПК-18);
способностью к разработке бизнес-планов производства и переработки сельскохозяйственной продукции, проведению маркетинга (ПК-19);
готовностью управлять персоналом структурного подразделения предприятия, качеством труда и продукции (ПК-20);
готовностью систематизировать и обобщать информацию по использованию и формированию ресурсов предприятия (ПК-21);
научно-исследовательская деятельность:
способностью применять современные методы научных исследований в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции согласно утвержденным программам (ПК-22);
готовностью к анализу и критическому осмыслению отечественной и зарубежной научно-технической информации в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции (ПК-23);
способностью к лабораторному анализу образцов почв, растений, проб животного происхождения и сельскохозяйственной продукции (ПК-24);
способностью к обобщению и статистической обработке результатов экспериментов, формулированию выводов и предложений (ПК-25).
4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»
В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется учебным планом бакалавра с учетом его профиля; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.
4.1. Календарный учебный график
4.2. Учебный план подготовки бакалавра
4.3. Аннотации программ учебных дисциплин, практик
Аннотации по направлению 110900 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»
Гуманитарный, социальный и экономический цикл
«История»
Цель дисциплины: сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.
Требования к усвоению содержания курса: В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1.
Место дисциплины в учебном плане: Цикл Б.1.Б.1, базовая часть, дисциплина осваивается в 1 семестре.
Содержание дисциплины: Россия и мир в XXI веке. Исследователь и исторический источник. Особенности становления государственности в России и мире. Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье. Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации. Россия и мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот. Россия и мир в ХХ веке. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки
«Философия»
Цели дисциплины: Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.
Требования к усвоению содержания курса: В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1; ОК-10.
Место дисциплины в учебном плане: Цикл Б.1.Б.2, базовая часть, дисциплина осваивается в 4 семестре.
Содержание дисциплины: Философия, ее предмет и место в культуре. Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии. Философская онтология. Теория познания. Философия и методология науки. Социальная философия и философия истории. Философская антропология. Философские проблемы в области профессиональной деятельности.
«Иностранный язык»
Цели дисциплины: повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, и овладение студентами необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной и научной деятельности при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования.
Требования к усвоению содержания курса: В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-15.
Место дисциплины в учебном плане: Цикл Б.1.Б.3, базовая часть, дисциплина осваивается в 1-2 семестрах.
Содержание дисциплины: Формирование и совершенствование слухо-произносительных навыков применительно к новому языковому и речевому материалу. Лексика в рамках обозначенной тематики и проблематики общения в объеме 1200 лексических единиц. Коррекция и развитие навыков продуктивного использования основных грамматических форм и конструкций: система времен глагола, типы простого и сложного предложения, наклонение, модальность, залог, знаменательные и служебные части речи. Формирование и совершенствование орфографических навыков применительно к новому языковому и речевому материалу.
Экономическая теория
Цели дисциплины: формировать экономическое мышление, знание и понимание теоретических основ функционирования рыночной экономики, общекультурные личностные качества, способность применять их в сфере будущей профессиональной деятельности.
Требования к усвоению содержания курса: В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-9.
Место дисциплины в учебном плане: Цикл Б.1.Б.4, базовая часть, дисциплина осваивается в 4 семестре.
Содержание дисциплины: Общие основы экономической теории. Рыночный механизм: спрос, предложение, цена, эластичность. Потребительский рынок и потребительское поведение. Теория производства и предельной производительности ресурсов. Издержки производства и прибыль фирмы
Конкуренция. Максимизация прибыли и оптимальный выпуск. Рынки труда и капитала. Рынок земельных ресурсов и рента. Макроэкономические показатели. Совокупный спрос и совокупное предложение. Потребление, сбережения и инвестиции. Макроэкономическая нестабильность: циклы, безработица, инфляция. Экономические циклы и экономическая конъюнктура в сельском хозяйстве. Аграрная политика. Деньги и банки. Денежно-кредитная политика. Государственные финансы. Налогово-бюджетная политика. Роль государства в рыночной экономике. Социальная политика. Международные экономические отношения.
Менеджмент
Цели дисциплины: формирование теоретических и практических основ по управлению трудовыми коллективами и небольшими организациями, действующими на сельских территориях.
Требования к усвоению содержания курса: В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1; ОК-3; ОК-4; ПК-18; ПК-20.
Место дисциплины в учебном плане: Цикл Б.1.Б.5, базовая часть, дисциплина осваивается в 7 семестре.
Содержание дисциплины: Организация и сущность управления её деятельностью. Функции и методы управления. Планирование и организация деятельности трудовых коллективов. Мотивация труда и контроль. Стратегия управления сельскохозяйственным производством. Инновационное развитие аграрного бизнеса.
Маркетинг
Цели дисциплины: формирование знаний и понимания функционирования маркетинга в рыночных условиях, умений творчески применять полученные знания в сфере будущей профессиональной деятельности.
Требования к усвоению содержания курса: В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-10; ПК-9.
Место дисциплины в учебном плане: Цикл Б.1.Б.6, базовая часть, дисциплина осваивается в 8 семестре.
Содержание дисциплины: Теоретические основы маркетинга и маркетинга услуг, его особенности в АПК. Маркетинговые исследования и маркетинговые информационные системы. Маркетинговые стратегии. Комплекс инструментального маркетинга. Система управления маркетингом на предприятиях АПК.
«Правоведение»
Цели дисциплины: изучение студентами основ правовых знаний, прежде всего, основ российского права, законодательства нашей Родины.
Требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-5.
Место дисциплины в учебном плане: цикл Б1.В.ОД.1, вариативная часть, дисциплина осваивается в 2 семестре
Содержание дисциплины: Основные положения государства и права. Основы конституционного права Российской Федерации. Органы государственной власти в Российской Федерации. Основы гражданского права и гражданских правоотношений. Право собственности. Основы трудового права Российской Федерации. Основы земельного и экологического права. Ветеринарное законодательство. Семейное право Российской Федерации. Уголовное право Российской Федерации.
«Психология делового общения»
Цели дисциплины: формирование системы знаний будущих специалистов об особенностях делового общения, развитие у них коммуникативных и социанально – перцептивных способностей, приобретение навыков эффективного делового общения, умения использовать психологические знания в общении и взаимодействии.
Требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-2; ОК-3.
Место дисциплины в учебном плане: цикл Б1.В.ОД.2, вариативная часть, дисциплина осваивается в 4 семестре
Содержание дисциплины: Общение как социально-психологическая проблема (понятие общения, структура и средства общения, механизмы воздействия в процессе общения). Перцептивная сторона общения. Коммуникативная сторона общения. Вербальные и невербальные средства общения. Интерактивная сторона общения. Деловое общение его виды и формы. Деловая беседа как форма деловой коммуникации. Психологические аспекты переговорного процесса. Психологические особенности публичного выступления. Конфликты и пути их разрешения в деловом общении. Стрессы и стрессоустойчивость в деловом общении.
«Экономика организации»
Цели дисциплины: сформировать у студентов целостное системное представление о базовых принципах, закономерностях, экономическом механизме функционирования торгового предприятия, как самостоятельного хозяйствующего субъекта экономики.
Требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ПК-9; ПК-20; ПК-21.
Место дисциплины в учебном плане: цикл Б1.В.ОД.3, вариативная часть, дисциплина осваивается в 7 семестре
Содержание дисциплины: Торговые организации и предприятия как субъекты внутреннего рынка товаров и услуг: Торговое предприятие как субъект рыночной экономики. Экономические элементы хозяйственного механизма торговых организаций и предприятий: Товарооборот торговых предприятий. Ресурсное обеспечение товарооборота торговых предприятий. Материально-техническая база торговых предприятий. Трудовые ресурсы торговых организаций и предприятий и эффективность их использования. Стимулирование труда в торговых организациях и предприятиях. Результаты хозяйственной деятельности торговых организаций и предприятий: Расходы торговых предприятий. Доходы и прибыль торгового предприятия. Финансы и финансовые ресурсы торговых предприятий. Регулирование в целях повышения экономической эффективности функционирования торговых организаций и предприятий: Государственное регулирование сферы обращения. Планирование как один из способов экономического регулирования деятельности торговых предприятий.
«Антропология»
Цели дисциплины:
показать основания для формирования социокультурных представлений и учений о человеке в разные исторические эпохи.
Требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-10.
Место дисциплины в учебном плане: цикл Б1.В.ОД.4, вариативная часть, дисциплина осваивается в 2 семестре
Содержание дисциплины:
«Социология»
Цель дисциплины: обеспечить системное представление о современной социальной и политической организации общества, о социальных и политических взаимоотношениях, о методах социологического исследования; умение прогнозировать социальные и политические последствия своей профессиональной деятельности.
Требования к уровню освоения содержания курса:
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1, ОК-10.
Место дисциплины в учебном плане: цикл Б.1.В.ДВ.1.2, вариативная часть, дисциплина осваивается в 3 семестре.
Содержание дисциплины: Классические и современные социологические теории. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Общество и личность. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.
«Политология»
Цель дисциплины: формирование у выпускника политологических знаний, навыков исследовательской работы и компетенций, обеспечивающих его готовность применять полученные знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности.
Требования к уровню освоения содержания курса: в результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-6, ОК-7.
Место дисциплины в учебном плане: цикл Б.1.В.ДВ.1.1, вариативная часть, дисциплина осваивается в 3 семестре.
Содержание дисциплины: Политология как наука. Политика как социальный институт. История политических учений. Политические идеологии и идейно-политические течения. Политическая власть, ее легитимность. Политическая система общества: сущность, структура, типология. Государство: происхождение, сущность, типология форм. Правовое государство и гражданское общество. Политические режимы, их типология. Политические партии и организации. Политические отношения и процессы. Выборы и избирательные системы. Политические элиты и политическое лидерство. Политическая культура и политическая социализация. Политические конфликты. Международные отношения и внешняя политика. Прикладная политология.
«Конфликтология»
Цель дисциплины: сформировать у студентов конфликтологическую компетентность на основе систематизированных знаний в области теории и практики конфликтов, о путях и средствах их урегулирования, переговорном процессе.
Требования к уровню освоения содержания курса: в результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-3, ОК-7.
Место дисциплины в учебном плане: цикл Б.1.В.ДВ.2.1, вариативная часть, дисциплина осваивается в 5 семестре.
Содержание дисциплины: Конфликтология: предмет и задачи, история возникновения. Социальный конфликт: сущность, основные виды и причины возникновения. Структура конфликта, функции, модели поведения личности в конфликте. Внутриличностные конфликты: понятие, формы проявления и способы разрешения. Межличностные конфликты: особенности, классификация и меры предупреждения. Понятие семейных конфликтов и их особенности. Конфликты в организации: понятие и управление ими. Групповые конфликты: понятие и классификация. Конфликты в деятельности юриста: их значение, способы решения. Технологии управления конфликтами: прогнозирование, урегулирование и профилактика. Переговоры в разрешении конфликтов
Математический и естественнонаучный цикл
«Математика»
Цель дисциплины: формирование понятий об элементах математического аппарата, необходимого для решения теоретических и практических задач аграрной науки и сельскохозяйственного производства, методах математического исследования прикладных вопросов, о разработке математических моделей для решения агрономических и агрохимических задач сельскохозяйственного производства; навыков математического исследования явлений и процессов, связанных с сельскохозяйственным производством.
Требования к уровню освоения содержания курса: в результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1, ОК-13; ОК-14.
Место дисциплины в учебном плане: цикл Б.2.Б1., базовая часть, дисциплина осваивается в 1 семестре.
Содержание дисциплины: Элементы линейной алгебры и аналитической геометрии. Элементы математического анализа. Теория вероятностей.
«Информатика»
Цель дисциплины: является освоение теоретических основ информатики и приобретение практических навыков переработки информации при решении задач по профилю будущей специальности.
Требования к уровню освоения содержания курса: в результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1, ОК-12; ОК-13; ОК-14.
Место дисциплины в учебном плане: цикл Б.2.Б2., базовая часть, дисциплина осваивается во 2 семестре.
Содержание дисциплины: Основы информатики. Технические средства информатики. Этапы разработки и реализации задачи. Основы алгоритмизации. Программное обеспечение. Основы программирования. Базы данных. Основы сетевых информационных систем. Основы защиты информации. Перспективы развития информатики.
«Физика»
Цель дисциплины: формирование представлений, понятий, знаний о фундаментальных законах классической и современной физики и навыков применения в профессиональной деятельности физических методов измерений и исследований
Требования к уровню освоения содержания курса: в результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1, ОК-3; ОК-13; ОК-14; ПК-1.
Место дисциплины в учебном плане: цикл Б.2.Б3., базовая часть, дисциплина осваивается во 2 семестре.
Содержание дисциплины: Механика. Молекулярная физика и термодинамика. Электричество и магнетизм. Оптика. Атомная физика
«Неорганическая и аналитическая химия»
Цель дисциплины: сформировать знания по теоретическим основам химии и свойствам важнейших биогенных и токсичных химических элементов и образуемых ими простых и сложных неорганических веществ, научить студентов предсказывать возможность и направление протекания химических реакций, устанавливать взаимосвязи между строением вещества и его химическими свойствами, пользоваться современной химической терминологией, выработать умения пользоваться простейшим лабораторным оборудованием, химической посудой и измерительными приборами, привить навыки расчетов с использованием основных понятий и законов стехиометрии, закона действующих масс, понятий водородный и гидроксильный показатели и расчетов, необходимых для приготовления растворов заданного состава, ознакомить студентов с особенностями химических свойств важнейших биогенных макро- и микроэлементов, а также элементов, соединения которых представляют собой опасность для окружающей среды, выработать у студентов ответственное отношение к применению средств химизации в их будущей практической деятельности, борьба с необоснованной хемофобией.
Требования к уровню освоения содержания курса: в результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-2, ОК-14 ПК-22; ПК-24.
Место дисциплины в учебном плане: цикл Б.2.Б4., базовая часть, дисциплина осваивается в 1 семестре.
Содержание дисциплины: Скорость и энергетика химической реакции. Растворы. Строение атома, периодический закон. Д.И. Менделеева и химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции. Комплексные соединения. Химия
s-элементов. Химия
p-элементов. Химия
d-элементов. Аналитическая химия.
«Органическая химия»
Цель дисциплины: формирование основных понятий, знаний и умений по органической химии, аналитическим приемам при работе с органическими веществами, а также ознакомление с основами биоорганической химии и использованием биологически активных веществ в сельском хозяйстве. Дисциплина призвана обучить будущего специалиста методике и приемам работы, используемым в органической химии (перегонка, кристаллизация, различные виды хроматографии, определение физико-химических констант), основам идентификации органических веществ (качественные реакции на важнейшие элементы, входящие в состав химических веществ, и на основные функциональные группы). Овладеть знаниями и навыками по синтезу органических соединений, относящихся к четырем важнейшим для биологии разделам органической химии: липидам, углеводам, аминокислотам и белкам, гетероциклам и нуклеиновым кислотам. Кроме того, студент должен научиться анализировать УФ, ИК и ЯМР спектры, рассчитывать количество исходных веществ и растворителей.
Требования к уровню освоения содержания курса: в результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-2, ОК-14; ПК-5; ПК-22; ПК-25.
Место дисциплины в учебном плане: цикл Б.2.Б5., базовая часть, дисциплина осваивается во 2 семестре.
Содержание дисциплины: Теоретические основы. Углеводороды. Производные углеводородов с одной функциональной группой. Природные соединения. Гетероциклические соединения. Биологически активные вещества в сельском хозяйстве
«Ботаника»
Цели дисциплины:
познакомить студентов с основными закономерностями роста, развития и строения растений с учетом современных знаний и достижений ботаники, сформировать четкую систему знаний о растительном организме, его макро- и микроструктуре, приспособительных особенностях, изменениях в ходе онтогенеза, способах размножения, классификации, родственных отношениях, возможных путях эволюции, распространении основных групп растений и их значении в природе и жизни человека,заложение основ знаний об экологии растений для обеспечения возможности их использования в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.
Требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1; ОК-11; ОК-13; ПК-2; ПК-6.
Место дисциплины в учебном плане: цикл Б2.В.ОД.1, вариативная часть, дисциплина осваивается в 1 семестре
Содержание дисциплины:
Ботаника- наука о растительных организмах. Растительная клетка Ткани
высших растений. Морфология вегетативных органов. Общие закономерности строения. Введение в систематику. Задачи и методы систематики. Классификация, номенклатура, филогенетика. Краткая история систематики. Царство растения. Водоросли. Высшие споровые растения Семенные растения.
Отдел Голосеменные Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика. Происхождение покрытосеменных. Понятие флоры. Географическое распространение растительных организмов.Экологические факторы и их влияние на растительные организмы. Флора и растительность. Растение и среда. Технические и пищевые группы растений.
«Химия физическая и коллоидная»
Цели дисциплины:
химическую основу для освоения профилирующих учебных дисциплин и для
выполнения в будущем основных профессиональных задач в соответствии с квалификацией:
проведение научных исследований; обработка результатов экспериментальных исследований, научно-производственная, педагогическая деятельность, осуществление мероприятий по контролю состояния и охране окружающей среды.
Требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1; ОК-2; ОК-11; ОК-14; ПК-1; ПК-22; ПК-23; ПК-24; ПК-25.
Место дисциплины в учебном плане: цикл Б2.В.ОД.2, вариативная часть, дисциплина осваивается в 3 семестре
Содержание дисциплины:
Теоретические основы физической и коллоидной химии.
Физико-химические аспекты основных принципов термодинамики.
Свойства дисперсных систем и растворов биополимеров.
«Экология»
Цели дисциплины: получение студентами теоретических знаний в области общей экологии, контроля, организации и управления природоохранной деятельностью.
Требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1; ОК-2; ОК-5; ОК-6; ОК-12; ОК-13; ПК-1; ПК-8; ПК-23; ПК-24.
Место дисциплины в учебном плане: цикл Б2.В.ОД.3, вариативная часть, дисциплина осваивается во 2 семестре
Содержание дисциплины: Предмет и задачи экологии, методы экологических исследований, взаимосвязь с другими науками. Биосфера как область взаимодействия общества и природы. Биосфера и человек. Взаимоотношения организма и среды. Среда и условия существования живых организмов. Популяции. Биотические сообщества. Экологические системы. Глобальные проблемы окружающей среды. Экология и здоровье человека.Экологические принципы рационального природопользования и охраны природных ресурсов. Экозащитная техника и технологии. Экология и экономика. Основы экономики природопользования.Основы экологического права. Профессиональная ответственность.Международное сотрудничество в области окружающей среды.
«Зоология»
Цели дисциплины:
ознакомить студентов с биологическим многообразием животных – курсом зоологии, где изучаются животные, их морфология, основы физиологии, образ жизни, географическое распространение; происхождение, классификация, роль в биосфере и в жизни человека; методы прижизненного наблюдения, описания, культивирования,таксономических исследований, влияние животных различных таксонов на жизнь человека.
Требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1; ОК-11; ОК-13; ПК-3; ПК-7.
Место дисциплины в учебном плане: цикл Б2.В.ДВ.1.1, вариативная часть, дисциплина осваивается в 1 семестре
Содержание дисциплины:
История и становление зоологии как науки, основные открытия, основы
систематики животного мира. Основы охраны животного мира. Подцарство
одноклеточные. Происхождение многоклеточных. Тип Губки. Тип Кишечнополостные. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Тип Членистоногие. Тип Членистоногие. Подтип Жабернодышащие,подтип Хелицероносные. Подтип трахейнодышащие. Надкласс Многоножки.Надкласс Шестиногие. Систематика насекомых. Тип Моллюски. Тип
Иглокожие. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Подтип Личиночнохордовые. Подтип Позвоночные. Класс Круглоротые. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Систематика надкласса Рыбы. Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы. Класс Млекопитающие (морфология). Класс Млекопитающие (систематика).
«Экологические основы природопользования»
Цели дисциплины:
направлена на формирование у студентов экологического мировоззрения и способностей оценки профессиональной деятельности с позиции охраны окружающей среды. Она базируется на биолого-экологических знаниях студентов, полученных в период обучения
Требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-6; ОК-8; ОК-9; ОК-10; ОК-11; ОК-12; ПК-2; ПК-6; ПК-7; ПК-10; ПК-12; ПК-17; ПК-20.
Место дисциплины в учебном плане: цикл Б2.В.ДВ.1.2, вариативная часть, дисциплина осваивается в 1 семестре
Содержание дисциплины:
«Биохимия растений»
Цели дисциплины:
формирование современных знаний и умений о превращениях веществ и энергии в живых организмах, химическом составе сельскохозяйственной продукции растительного происхождения, биохимических процессах, происходящих в ней при хранении и переработке.
Требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1; ОК-2; ОК-11; ОК-13; ПК-2; ПК-4; ПК-5.
Место дисциплины в учебном плане: цикл Б2.В.ДВ.2.1, вариативная часть, дисциплина осваивается в 1 семестре
Содержание дисциплины:
объекты, задачи и методы биохимии,
открытия и достижения в 19 и 20 веке; открытия, связанные с изучением молекулярных механизмов генетических процессов, фотосинтеза, дыхния,биоэнергетических процессов; применение достижений биохимии в
промышленности, медицине, сельском хозяйстве; состав, строение и биологические функции основных органических веществ; ферменты,углеводы, липиды и основные азотистые вещества в организмах;органические кислоты; биохимия растительных продуктов (зерна злаковых культур, семян масличных растений, картофеля, корнеплодов, кормовых трав, овощей, плодов и ягод).
«Биофизика»
Цели дисциплины:
. Сформировать у студентов современные представления о физике биологических структур молекулярного, клеточного и организменного уровней организации, рассмотреть область применения физических методов при исследовании биологических систем, изучить основные проблемы, стоящих перед различными разделами биофизики
Требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1; ОК-3; ОК-13; ОК-14; ПК-1.
Место дисциплины в учебном плане: цикл Б2.В.ДВ.2.2, вариативная часть, дисциплина осваивается в 1 семестре
Содержание дисциплины:
следующая страница>