Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
“Санкт-Петербургский государственный политехнический университет”
Требования к уровню подготовки
магистров техники и технологии
по направлению подготовки 210300.68. – Радиотехника
Магистерская программа
210300.68.01– Системы и устройства передачи, приема и обработки сигналов
Санкт-Петербург
2006
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ "РАДИОТЕХНИКА"
1.1. Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации N 686 от 02.03.2000 г.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр техники и технологии. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению "Радиотехника" при очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника
Магистр по направлению подготовки "Радиотехника" в соответствии с требованиями "Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих", утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.98, №37, может занимать следующие должности: инженер-электроник, младший научный сотрудник, ассистент, инженер-лаборант и прочие.
1.3.1 Место направления в области науки и техники
Радиотехника является частью области науки и техники, включающей в себя совокупность физических принципов, методов и средств, направленных на исследование, создание и эксплуатацию систем, комплексов и устройств, предназначенных для передачи, приема и обработки информации об окружающей среде, природных и технических объектах, а также для воздействия на них с целью изменения их свойств с использованием электромагнитных колебаний и волн.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности магистра по направлению "Радиотехника" являются радиотехнические системы, комплексы и устройства, методы и средства их исследования и проектирования, а также иные объекты, при исследовании которых используются радиотехнические методы.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности выпускника.
Магистр по направлению "Радиотехника" может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- научно - исследовательская;
- проектная;
- организационно-управленческая.
1.3.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Магистр по направлению "Радиотехника" в зависимости от содержания конкретной образовательной программы (специальности) может быть подготовлен к решению следующих типов задач:
а) научно-исследовательская деятельность:
- постановка задачи исследования, формирование плана его реализации;
- выбор из ряда существующих или разработка новых методов исследования;
- построение математических моделей объектов и процессов; выбор метода их исследования и разработка алгоритма его реализации;
- моделирование объектов и процессов с целью анализа и оптимизации их параметров с использованием имеющихся средств исследований, включая стандартные пакеты прикладных программ;
- разработка программы экспериментальных исследований, ее реализация, включая выбор технических средств и обработку результатов;
- составление обзоров и отчетов по результатам проводимых исследований;
- разработка рекомендаций по практическому использованию полученных результатов;
б) проектная деятельность:
- анализ состояния научно-технической проблемы на основе подбора и изучения литературных и патентных источников; определение цели и постановка задач проектирования;
- разработка структурных и функциональных схем радиотехнических систем и комплексов и принципиальных схем устройств с использованием средств компьютерного проектирования, проведением проектных расчетов и технико-экономическим обоснованием принимаемых решений;
- участие в испытаниях опытных образцов радиотехнических устройств и систем, обработка результатов;
г) организационно - управленческая деятельность:
- организация работы коллектива исполнителей, придание ей творческого характера, принятие исполнительских решений в условиях различных мнений;
- разработка перспективных и текущих планов научно-исследовательских и экспериментальных работ;
- организация делового сотрудничества с соисполнителями с учетом складывающейся конъюнктуры в конкретной проблемной области;
Магистр по направлению "Радиотехника", имея углубленную фундаментальную профессиональную подготовку и практику научно-исследовательской работы, может занимать должности, принятые в научно-исследовательских и проектных организациях.
При условии освоения магистром соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля он может заниматься педагогической деятельностью.
552502 СИСТЕМЫ И УСТРОЙСТВА ПЕРЕДАЧИ,
ПРИЕМА И ОБРАБОТКИ СИГНАЛОВ
Случайные процессы и методы их анализа. Корреляционный и спектральный анализ случайных процессов. Оптимальные алгоритмы обнаружения и различения детерминированных и случайных сигналов. Основы нелинейной теории генерирования высокочастотных колебаний. Основные ограничения на широкополосные свойства генераторов. Сложение мощностей генераторов. Основы теории автогенераторов и стабилизации частоты. Теория модуляции и методы формирования модулированных сигналов. Основы теории усиления, преобразования и демодуляции радиосигналов. Кодирование и декодирование сигналов. Автоматизация проектирования радиотехнических устройств и систем. Модели радиоэлектронных элементов, устройств и систем.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА
ПО НАПРАВЛЕНИЮ "РАДИОТЕХНИКА"
2.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра
2.1.1.Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п.7 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению "Радиотехника".
2.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра, включают:
ВЛАДЕНИЕ: - навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно- педагогической деятельности;
- методами исследования и проектирования объектов радиотехники;
- методами и средствами компьютерного моделирования процессов и явлений в устройствах и системах радиотехники;
- информационными и телекоммуникационными технологиями в науке и образовании;
УМЕНИЕ: - формулировать и решать задачи; грамотно использовать математический аппарат и численные методы, физические и математические модели процессов и явлений, лежащих в основе принципов действия радиотехнических устройств и систем;
- использовать всё многообразие современной элементной базы для построения радиотехнических систем и устройств различного функционального назначения;
- эффективно применять стандартные пакеты прикладных программ, ориентированные на решение научно-исследовательских и проектных задач радиотехники.
2.1.3 Специальные требования к подготовке магистра по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом.
2.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра
2.2.1. Общие требования к итоговой государственной аттестации
Итоговая государственная аттестация магистра включает в себя защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности магистра к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.
2.2.2. Требования к магистерской диссертации
Магистерская диссертация представляет собой законченную теоретическую или экспериментальную научно-исследовательскую работу, связанную с решением актуальных задач, определяемых особенностями подготовки по конкретной магистерской программе направления "Радиотехника"
Магистерская диссертация должна быть оформлена в виде рукописи.
Требования к структуре, содержанию и объему магистерской диссертации определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по направлению "Радиотехника" и методических рекомендаций УМО по образованию в области автоматики, электроники, микроэлектроники и радиотехники.
Время, отводимое на подготовку магистерской диссертации, должно составлять не менее 20 недель.
2.2.3. Требования к государственному экзамену магистра
Программа государственного экзамена и порядок его проведения по специализациям, относящимся к направлению подготовки магистров "Радиотехника", определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующих примерных программ, разработанных УМО по образованию в области автоматики, электроники, микроэлектроники и радиотехники, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и настоящего государственного образовательного стандарта.
Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах в магистратуре, должен соответствовать уровню требований на вступительных экзаменах в аспирантуру или кандидатских экзаменах по непрофилирующим дисциплинам.
Декан радиофизического факультета __________ А.Э. Фотиади
Заведующий кафедрой РТ и ТК ___________ И.А. Цикин