Министерство образования
Республики Беларусь
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
для общеобразовательных учреждений
с русским языком обучения
с 12-летним сроком обучения
Общая география
XI класс
Базовый, повышенный,
углубленный уровни
Утверждено
Министерством образования
Республики Беларусь
Минск «Народная асвета»
2007
БАЗОВЫЙ И ПОВЫШЕННЫЙ УРОВНИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая география — обобщающий и заключительный курс системы географического образования в средней школе.
Цель курса — ознакомление учащихся с теоретическими и практическими направлениями географической науки, географическими аспектами основных проблем человечества и путями их решения, новыми методами и направлениями развития современного географического знания, возможностями использования потенциала географической науки и научных знаний для организации мониторинга окружающей среды, создание целостного представления о географических объектах и явлениях, основанного на комплексном подходе к их изучению, формирование устойчивого понимания причин и следствий изучаемых явлений.
Преобладающим содержанием курса выступает объяснение географических явлений и процессов на основе изучения закономерностей, концепций, теорий развития географической оболочки, человеческого общества и взаимодействия между ними. В качестве исходного материала для обобщений служат знания, полученные в базовой школе.
Психолого-дидактической основой курса является концепция содержательного обобщения знаний. В отличие от курсов базовой школы географические знания у учащихся XI класса формируются не столько на уровне представлений, терминов, понятий, сколько на уровне теоретических систематизированных обобщений.
Данный курс состоит из следующих блоков знаний:
-
теоретические и методологические основы географии;
-
система общегеографических знаний (физико-географических и экономико-географических);
-
географическая оценка глобальных и региональных экологических, экономических, социальных и политических проблем.
В некоторых темах предусмотрены практические работы. В зависимости от содержания они могут выполняться в устной или письменной форме. Практические работы, за которые выставляются оценки всем учащимся, обозначены звездочкой (*), а остальные — оцениваются выборочно, по усмотрению учителя.
В учебной программе в каждой теме выделены:
-
основные требования к результатам обучения под рубрикой «Требования к уровню подготовки учащихся».
После каждого раздела представлены возможные межпредметные связи.
Материал, предназначенный для изучения на повышенном уровне (в объеме 102 часов в год) обозначен в темах, практических работах, рубриках «Основные понятия» и «Требования к уровню подготовки учащихся» жирным шрифтом. Количество часов, которое отводится на изучение курса, раздела, темы на повышенном уровне, обозначено в скобках.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
XI класс 68(102)ч
Введение
|
1(1)ч
|
Раздел 1. Развитие географической науки
|
5 (8)ч
|
Тема 1. Становление и основные этапы развития географии
|
2 (3)ч
|
Тема 2. Традиционные и новые общегеографические методы исследований
|
2 (4)ч
|
Обобщающее повторение по разделу
|
1 (1)ч
|
Раздел II. Физический мир Земли
|
6 (9)ч
|
Тема 3. Образование и эволюция Земли
|
3 (5)ч
|
Тема 4. Земля в Солнечной системе
|
2 (3)ч
|
Обобщающее повторение по разделу
|
1 (1)ч
|
Раздел III. Географическая оболочка Земли
|
18 (27)ч
|
Тема 5. Географическая оболочка как природный комплекс планетарного масштаба
|
8 (12)ч
|
Тема 6. Природные ресурсы Земли
|
3 (5)ч
|
Тема 7. Территориально-пространственное деление географической оболочки
|
2(3)ч
|
Тема 8. Географическая оболочка как объект антропогенного воздействия
|
4(6)ч
|
Обобщающее повторение по разделу
|
1(1)ч
|
Раздел IV. Территориальная организация общества
|
6(11)ч
|
Тема 9. Социально-географические проблемы
|
3(5)ч
|
Тема 10. Политическая карта мира
|
2(5)ч
|
Обобщающее повторение по разделу
|
1(1)ч
|
Раздел V. География мирового хозяйства
|
26(38)ч
|
Тема 11. Этапы развития мирового хозяйства. Международное разделение труда. Основные экономические макрорегионы мира
|
8(16)ч
|
Тема 12. Мировое хозяйство и научно-технический прогресс
|
2(3)ч
|
Тема 13. География отраслей мирового хозяйства
|
15(18)ч
|
Обобщающее повторение по разделу
|
1(1)ч
|
Раздел У1. Глобальные проблемы человечества и пути их решения
|
3(5)ч
|
Тема 14. Глобальные проблемы человечества и роль географии в их решении
|
2(4)ч
|
Обобщающее повторение по разделу
|
1(1)ч
|
Заключение
|
1(1)ч
|
Резерв времени — 2 (2) ч
Введение —
1(1) ч
Сущность, структура и принципы географической науки. Важнейшие задачи современности, решаемые с участием географической науки. География в современном обществе.
Раздел I. Развитие географической науки — 5(8) ч
Основная цель раздела — рассмотреть историю развития географической науки, исходя из ее основных этапов; охарактеризовать современные направления развития географической науки и методы исследования; раскрыть особенности развития естественного и общественного блоков географии.
Тема 1. Становление и основные этапы развития географии - 2(3) ч
Основные понятия темы: географическая наука, общая география, географические идеи, системный подход, дифференциация и интеграция в географии.
Основные этапы развития географической науки. Процессы дифференциации и интеграции в географии. Вклад в развитие географии Б. Варениуса, А. Гумбольдта, К. Риттера, Э. Реклю, П. П. Семенова-Тян-Шанского, В. В. Докучаева, Л. С. Берга, А. И. Воейкова, В. И. Вернадского, А. А. Григорьева, Н. Н. Баранского, А. Г. Исаченко, В. П. Максаковского и др.
Проблемы формирования современной географии. Основные направления развития. Научные основы и этапы развития общей географии.
Экологизация, гуманизация и глобализация науки как фактор усиления исследований взаимодействия человека и природы.
Практические работы:
1. Составить обобщающую таблицу, отражающую структуру географической науки.
2. Подготовить реферативное сообщение о жизни
и
творчестве одного из ученых, обозначенных в теме (по выбору учащихся).
Требования к уровню подготовки учащихся:
учащимся необходимо:
-
называть основные этапы развития географии и их характерные черты; фамилии ученых, которые внесли значительный вклад в развитие географии;
-
описывать особенности развития общей географии на каждом из исторических этапов;
-
характеризовать важнейшие задачи современности, которые решаются с участием географических наук; вклад различных ученых в развитие географии; основные направления и задачи развития современной географии.
Тема 2. Традиционные и новые общегеографические методы исследований — 2(4) ч
Основные понятия темы: методы исследования, моделирование, районирование, географический прогноз, географический мониторинг, геоинформационная система.
Сущность общенаучных и общегеографических методов, применяемых в географических исследованиях. Классификация методов. Традиционные методы: описательные, экспедиционные, лабораторные, сравнительно-географические, картографические и математические. Новые методы: моделирование, дистанционные, системные методы исследования, географический мониторинг. Географический прогноз. Геоинформационные системы (ГИС).
Практическая работа:
3. Подготовить реферат на тему: «Современные методы географических исследований (мониторинг окружающей среды, географическое прогнозирование и т. д.)».
Требования к уровню подготовки учащихся:
учащимся необходимо:
-
называть методы географических исследований;
-
описывать методы проведения географического прогнозирования;
-
высказывать суждения о значении моделирования в географических исследованиях;
-
приводить примеры создания географических прогнозов;
-
объяснять сущность понятия «геоинформационные системы»; строить простейшие географические прогнозы;
-
проводить наблюдения за состоянием окружающей среды визуально и с помощью приборов;
-
характеризовать современные методы географических исследований; приводить их классификацию.
Межпредметные связи по разделу:
«Математика» — моделирование; математические методы исследования; баланс.
«Человек, общество, государство» — производительные силы.
Обобщающее повторение по разделу — 1(1) ч.
Раздел II. Физический мир Земли — 6(9) ч
Основная цель раздела — изучить пути и этапы образования Земли как планеты Солнечной системы, связь Земли с Солнцем и другими планетами; узнать, как влияют процессы, происходящие в Космосе и на Солнце, на состояние географической оболочки Земли; изучить зависимость природных условий и ресурсов Земли от внутренних и внешних процессов.
Тема 3. Образование и развитие Земли — 3(5) ч
Основные понятия темы: теории и гипотезы образования Земли, форма и параметры Земли, стратиграфия, геохронологическая шкала, геологическая история, архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой, четвертичный период, геосинклинали, теория тектоники плит.
Зарождение планеты Земля.
Возраст горных пород Земли (абсолютный и относительный). Стратиграфия, геохронологическая шкала времени.
История развития Земли. Система летоисчисления. Доархейская и геологическая история Земли. Характеристика геологических эр (архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой) и периодов.
Форма Земли (шарообразность, эллипс или сфероид, геоид). Размеры Земли. Длина радиусов, экватора, площадь поверхности Земли, масса, объем, средняя плотность, полярное сжатие Земли. Географические следствия параметров Земли.
Внутреннее строение Земли. Земная кора: платформы и складчатые области. Мантия (верхняя и нижняя). Ядро (внешнее и внутреннее).
Теория континентального дрейфа. Литосферные плиты и их движение. Геосинклинальная теория. Теория тектоники плит. Пояса сейсмической активности на Земле.
Требования к уровню подготовки учащихся:
учащимся необходимо:
-
называть составные части строения Земли;
-
называть и показывать тектонические плиты: Северо-Американская, Южно-Американская, Евразиатская, Африканская, Индо-Австралийская, Филиппинская, Тихоокеанская; древние платформы: Северо-Американская, Южно-Американская, Восточно-Европейская, Сибирская, Китайско-Корейская, Южно-Китайская, Индийская, Африкано-Аравийская, Австралийская, Антарктическая;
-
высказывать суждение о местах возможного появления землетрясений и извержений вулканов;
-
анализировать географические карты на предмет выделения элементов строения земной коры (платформы, пояса и др.);
-
объяснять пути образования Земли, используя известные теории и гипотезы; особенности воздействия на природу человека на разных этапах его развития; принципы выделения эр, периодов и эпох; причины землетрясений и других тектонических явлений;
-
приводить доказательства возраста горных пород Земли; доказательства и следствия столкновения тектонических плит;
-
описывать геологическую историю Земли;
-
пользоваться геохронологической шкалой;
-
характеризовать критерий разделения истории Земли на планетарный и геологический периоды.
следующая страница>