
« Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің №22 орта мектебі » ММ-сі
ГУ « Средняя школа №22 отдела образования акимата города Костаная»
Оқу бағдарламасы
Алгебра
орыс тілінде оқитын 7-ші сынып
(КДО балаларына)
Учебная программа
Алгебра
7 класс школы с русским языком обучения
(для детей класса КРО)
Құрастырушы: Жүсіпова И. Т.
,математика мұғалімі
Составитель: Жусупова И.Т.
учитель математики
Қостанай қ., 2011 ж.
г. Костанай 2011 г.
АЛГЕБРА
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В связи с тем, что в общеобразовательных школах есть учащиеся с диагнозом дисграфия смешанного типа, назрела необходимость создания программы для учащихся с КРО.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 классов с КРО и реализуется на основе следующих документов:
Рабочая программа по математике составлена на основе государственного стандарта основного общего образования. ГОСО РК 2.3.4.01-2010№ 367 от 09.07. 2010 г.
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. 5-11 кл.
Инструктивно-методическое письмо. Об особенностях преподавания основ наук в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан на 2010-2011 учебный год. – Астана.
Предлагаемая программа ориенирована на учебник Абылкасымова А.Е. «Алгебра 7 класс»: М., «Мектеп », 2008г.
Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в коррекционных классах. Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на так называемого «среднего» ученика. Однако уже с первых классов начинается расслоение коллектива учащихся на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по математике; на тех, кто добивается при изучении материала лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение математики дается с большим трудом.
При изучении математики в 5-9 классах, у многих учащихся с диагнозом КРО проявляются те же проблемы, которые были и в начальной школе. При выполнении счетных операций у учащихся встречаются ошибки, обусловленные незнанием таблицы и (или) приемов, алгоритма сложения – вычитания, умножения – деления чисел, непрочным усвоением числового ряда, состава числа и состава десятка. Часто допускаются ошибки персеверации (вычитание заменяют сложением, деление умножением). Причина этого явления связана не только с особенностями мыслительной деятельности учащихся, с трудностями переключения с выполнения одной умственной операции на другую, качественно иную, с тугоподвижностью мышления, общей инертностью нервных процессов, но и со сложностями самого предмета математика, увеличивающуюся от класса к классу. Возникает необходимость помочь ребенку справиться с появляющимися трудностями.
Программа содержит материал разных уровней сложности и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Она является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.
Объект учебного курса «Алгебра». Учебный курс «Алгебра» по своему содержанию носит преимущественно прикладной и практический характер. Содержание программы по алгебре направлено на достижение заявленных Государственным общеобязательным стандартом среднего образования целям математического образования.
Предмет учебного курса «Алгебра». При изучении курса алгебры учащиеся овладевают умениями и навыками, составляющими существеннное звено математического аппарата, который активно прменяется при решении как разнообразных математических, так и нематематических задач.
Курс алгебры строится вокруг четырех содержательных линий: числа и выражения, тождественные преобразования уравнения и неравенств, функций. Все эти линии развиваются в курсе не изолированно, а тесно переплетаются и взаимодействуют. Обучение алгебре в 7 классе представляет собой не завершающий, а промежуточный этап в системе математического образования каждого школьника. На базе полученной учеником математической подготовки строится его дальнейшее обучение.
Цель: развитие математического мышления и устойчивых вычислительных умений в процессе изучения алгебры, подготовить учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни.
Основные задачи обучения алгебре:
-
развитие умений выполнять арифметические действия над различными числами; развить вычислительную культуру;
-
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
-
развить логическое мышление и речь – умениия логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации,
-
приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-
развитие зрительного восприятия и узнавания;
-
развитие пространственных представлений и ориентации;
-
развитие основных мыслительных операций;
-
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
-
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
II. БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 класс
Алгебра
(3 ч. в неделю, всего 102 часов)
Степень с натуральным и целым показателем (18 ч.)
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Функции
y=x2, y=x3 и их графики. Степень с целым показателем и ее свойства. Вычисления на калькуляторе степени числа и числа, обратного данному.
Одночлены и многочлены (15 ч.)
Одночлен. Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочлена на множители: вынесение общего множителя за скобки, способ группировки.
Формулы сокращенного умножения (24 ч.)
Формулы (a-b)(a+b)=a2–b2; (a±b)2=a2±2ab+b2
[(a±b) (a
2
ab+b
2) = a
3 ± b
3]. Применение формул сокращенного умножения к разложению многочленов на множители.
Алгебраические дроби (21 ч.)
Алгебраическая дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Сложение, вычитание, умножение и деление алгебраических дробей. Преобразования рациональных алгебраических выражений. Функция y=k/x и и ее график.
Приближенные значения (6 ч.)
Измерение величин. Абсолютная и относительная погрешности приближенного значения. Стандартный вид числа. Запись приближенных значений.
Частота и вероятность события (4ч. )
Случайное испытание. Случайные события. Виды случайных событий. Частота, вероятность случайного события.
Повторение. Решение задач (13 ч.).
ІІІ. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
к концу 7 класса:
-
записывает произведение одинаковых множителей в виде степени;
-
упрощает числовые и буквенные выражения со степенями с натуральными показателями на основе свойств степени;
-
упрощает числовые выражения со степенями с нулевым и целым отрицательным показателями на основе свойств степени;
-
находит степень числа с помощью калькулятора;
-
различает многочлены среди других буквенных выражений;
-
находит степень данного многочлена;
-
записывает многочлен с одной переменной по убывающим степеням переменной;
-
находит сумму и разность двух многочленов;
-
находить произведение двух многочленов;
-
раскладывать многочлен на множители путем вынесения общего множителя за скобки;
-
использовать формулы сокращенного умножения для умножения многочленов, разложения многочлена на множители;
-
различать алгебраические дроби среди других буквенных выражений;
-
применять основное свойство алгебраической дроби для сокращения дробей;
-
находить сумму, разность, произведение и частное двух алгебраических дробей;
-
выполнять тождественные преобразования несложных алгебраических выражений, содержащих многочлены и алгебраические дроби;
-
понимать смысл основных форм записи приближенных значений (а=6,3±0,1; а
6,45), производить прикидку и оценку результата вычислений;
-
различать достоверные и невозможные события, приводить примеры;
-
иллюстрировать понятие случайного события на конкретных примерах;
-
находить в несложных случаях вероятность события.
IY.Критерии оценивания
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью; в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенный учащемуся дополнительно.
К г р у б ы м ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской; - несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
К н е г р у б ы м ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;
Недочеты: ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок; отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа; небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков; орфографические и пунктуационные ошибки; нерациональное решение, описки, недостаточность.
Оценка устного ответа по математике
Оценка «5» ставится, если ученик:
-
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы.
-
Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.
О ценка «4» ставится, если ученик:
-
Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал;
-
подтверждает ответ конкретными примерами;
-
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
-
Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).
Оценка «3» ставится, если ученик:
-
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает фрагментарно, не всегда последовательно.
-
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
-
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
-
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теории, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории.
-
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
Список литературы
-
Государственного стандарта основного общего образования. ГОСО РК 2.3.4.01-2010№ 367 от 09.07. 2010 г.
-
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл.”
-
Инструктивно-методическое письмо. Об особенностях преподавания основ наук в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан на 2010-2011 учебный год. – Астана, 2010.
-
Абылкасымов А.Е. «Алгебра 7 класс»: М., «Мектеп », 2008г.
-
Волкова С.И. Демонстрационный материал по математике. – М.: Просвещение, 1990.
-
Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. – М.: Просвещение, 2007.
-
Математика. 7-8 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия /автор-составитель С.Е.Степурина. – Волгоград: Учитель, 2008.
-
Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976.
-
Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе VIII вида.: Учебник для ВУЗов. 4-е изд., перераб.- М.: ВЛАДОС, 1999.
-
Дети с задержкой психического развития. Под ред. Т.А.Власовой, В.И. Лубовского, Н.А.Цыпиной. М.Просвещение.1984 г. Глава 12. Математические знания.
-
Лавриненко Г.А. Задания развивающего характера по математике. Саратов, «Лицей». 2002 г.
-
Абылкасымова А. Е. Алгебра-7. Методическое руководство. - Алматы, «Мектеп» - 2007
-
Абылкасымова А. Е. Алгебра-7. Дидактические материалы. - Алматы, «Мектеп» - 2007
-
Абылкасымова А. , Абдиев А., Тулеубаева С. Алгебра-7. Сборник задач. - Алматы, «Мектеп» - 2007