Перейти на главную страницу
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Институт естественных наук
Кафедра химии
Учебно-методический комплекс дисциплины
Аналитическая химия
Направление
020100.62 Химия
Квалификация (степень) выпускника
Сыктывкар 2012
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Институт естественных наук
Кафедра химии
На заседании учебно-методической
комиссии ИЕН
«_3_» сентября 2012 г.
Протокол № 1
Председатель УМК ___________
Л.А.Тулаева
Промежуточный контроль – экзамен
Контроль самостоятельной работы – 21 час.
Форма текущего контроля – 1 контрольная работа
Промежуточный контроль – экзамен
2 часть «Физико-химические методы анализа»
Рецензенты:
На заседании кафедры химии
к.х.н. _________ О.А. Залевская
Аналитическая химия – это наука об определении химического состава веществ и отчасти их химического строения. В задачу курса аналитической химии входит освоение студентами теоретических основ методов анализа, установление границ их применимости, оценка метрологических и других характеристик, знакомство с методиками анализа различных объектов.
Рассматривая внутреннюю структуру этой науки, и исходя из целей анализа, студенты, прежде всего, изучают основы качественного и количественного анализа. Кроме этого существуют и другие виды анализа, основанные на природе обнаруживаемых частиц: Элементный, изотопный, молекулярный, вещественный, фазовый, функциональный (структурно-групповой) и другие. По массе или объему аналитической пробы можно выделить: макро-, полумикро-, микро-, ультрамикро- и субмикрометоды анализа.
Все существующие методы аналитической химии можно разделить на методы пробоотбора, разложения проб, разделения определяемых компонентов, их идентификацию и методы количественного определения. Методы определения по происхождению аналитического сигнала делятся на химические, физические, биологические, биохимические и другие.
Содержание курса аналитической химии, включающее теоретические основы методов, практическое освоение методик выполнения анализа различных объектов с последующей компьютерной обработкой результатов анализа, способствует формированию высококвалифицированного компетентного специалиста-аналитика.
Студент должен знать: теоретических основы методов анализа, установление границ их применимости, оценка метрологических характеристик результатов анализа.
Студент должен уметь: планировать и осуществлять все стадии химического анализа сложных объектов.
Студент должен владеть: теоретическими основами методов анализа
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Аналитическая химия» входит в базовую часть профессионального (специального) цикла дисциплин Б.3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Аналитическая химия» составлен в соответствии с разделом ЕН.Ф.04 Государственного Образовательного Стандарта высшего профессионального образования для подготовки бакалавров и дипломированных специалистов по направлению: 020100 Химия.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Аналитическая химия.
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
владеет основами теории фундаментальных разделов химии (прежде всего неорганической, аналитической, органической, физической, химии высокомолекулярных соединений, химии биологических объектов, химической технологии) (ПК-2);
владеет навыками химического эксперимента, основными синтетическими и аналитическими методами получения и исследования химических веществ и реакций (ПК-4);
владеет навыками работы на современной учебно-научной аппаратуре при проведении химических экспериментов (ПК-6);
владеет методами отбора материала для теоретических занятий и лабораторных работ (ПК-11);
№ п/п |
Раздел дисциплины |
Семестр |
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации | |||
1 |
Аналитическая химия
|
3 |
18 |
Л-36 |
ПЗ-36 |
ЛАБ-72 |
С-88 |
экзамен |
2 |
Аналитическая химия |
4 |
19 |
Л-38 |
ПЗ-38 |
ЛАБ-76 |
С-88 |
экзамен |
- презентации
- специализированные научные фильмы по профилю подготовки
- обучающие компьютерные программы по профилю подготовки
- тематические учебные конференции (самостоятельная работа студентов)
- учебные дискуссии на заданную тему
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 10 % аудиторных занятий.
Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов составляет 5 % аудиторных занятий.
Для расширения знаний по дисциплине рекомендуется использовать Интернет-ресурсы: проводить поиск в различных системах, таких как www.rambler.ru, www.yandex.ru, www.google.ru, www.yahoo.com.
№ |
Наименование разделов, тем |
232 часов | |||||
Максимальная нагрузка студентов (часов) |
Аудиторная нагрузка |
Самостоятельная работа | |||||
Всего |
Лекции |
Практ. работа |
Лаб. работа
|
| |||
1 |
Введение |
|
|
|
|
|
|
1.1. |
Аналитическая химия, ее задачи и методы. Виды и этапы анализа. |
6 |
2 |
2 |
|
|
4 |
1.2. |
Методы обнаружения и идентификации неорганических веществ |
19 |
14 |
2 |
2 |
10 |
5 |
1.3. |
Пробоотбор и пробоподготовка |
2 |
|
|
|
|
2 |
2. |
Типы химических реакций и процессов |
|
|
|
|
|
|
2.1. |
Общая характеристика химического равновесия. Скорость реакций в химическом анализе |
6 |
4 |
2 |
2 |
|
2 |
2.2. |
Кислотно-основное равновесие |
7 |
4 |
2 |
2 |
|
3 |
2.3. |
Кислотно-основное титрование |
21 |
11 |
2 |
4 |
5 |
5 |
2.4. |
Окислительно-восстановительное равновесие |
9 |
4 |
2 |
2 |
|
5 |
2.5. |
Окислительно-восстановительное титрование |
19 |
14 |
2 |
2 |
10 |
5 |
2.6. |
Равновесие реакций комплексообразования |
9 |
4 |
2 |
2 |
|
5 |
2.7. |
Органические реагенты |
8 |
4 |
2 |
2 |
|
4 |
2.8. |
Комплексонометрия. Комплексонометрическое титрование |
14 |
9 |
2 |
2 |
5 |
5 |
2.9. |
Равновесие в системе «раствор-осадок» |
8 |
4 |
2 |
2 |
|
4 |
2.10. |
Весовой анализ (гравиметрия) |
19 |
19 |
2 |
2 |
5 |
5 |
2.11. |
Осадительное титрование |
14 |
9 |
2 |
2 |
5 |
5 |
3. |
Методы выделения, разделения и концентрирования |
7 |
2 |
2 |
|
|
5 |
3.1. |
Методы осаждения и соосаждения |
18 |
9 |
2 |
2 |
5 |
4 |
3.2. |
Методы экстракции |
14 |
9 |
2 |
2 |
10 |
5 |
3.3. |
Хроматографические методы |
21 |
13 |
2 |
4 |
7 |
5 |
4. |
Метрологические основы химического анализа |
9 |
4 |
2 |
2 |
|
5 |
5. |
Анализ промышленных объектов и объектов окружающей среды (стали, цемента, природной и технической воды)) |
20 |
15 |
|
|
15 |
5 |
|
ИТОГО: |
232 |
144 |
36 |
36 |
72 |
88 |
Аналитическая химия является междисциплинарной наукой и тесно связана с физикой, математикой, метрологией и другими техническими науками. Связь ее с другими науками весьма многообразна. С одной стороны, аналитическая химия получает от различных научных дисциплин принципы, закономерности, на основе которых создаются методы анализа, а также технические приемы, способы регистрации аналитического сигнала, методы обработки результатов. С другой стороны, аналитическая химия обеспечивает многие науки методами и приборами, в значительной части определяя успехи этих наук.
В химических методах анализа используют достижения таких разделов химии, как учение о химическом равновесии, электрохимия, химическая кинетика, неорганическая, органическая, коллоидная химия.
В настоящее время возрос интерес к методологическим проблемам аналитической химии: как четко определить предмет этой науки, фундаментальная эта наука или прикладная, что стимулирует ее развитие. Но несомненно одно, что аналитическая химия играет большую роль в научном и техническом прогрессе, способствует развитию естественных наук и в первую очередь самой химии.
Студент должен уметь: выбирать методы выделения и обнаружения элементов в зависимости от состава объекта и задачи анализа, составлять схемы качественного анализа катионов и анионов.
1.1. Введение. Предмет аналитической химии, её структура. Индивидуальность аналитической химии, её место в системе наук, связь с практикой. Значение аналитической химии в науке, экономике и других сферах. Основные аналитические проблемы: снижение предела обнаружения; повышение точности и избирательности, обеспечение эrспрессности, анализ без разрушения, локальный анализ, дистанционный анализ. Виды анализа: изотопный, элементный, структурно-групповой (функциональный), молекулярный, вещественный, фазовый. Химические, физические, биохимические и биологические методы анализа. Макро- микро- и ультрамикроанализ.
Основные этапы развития аналитической химии. Современное состояние и тенденции развития аналитической химии: инструментализация, автоматизация, математизация, миниатюризация, увеличение доли физических методов, переход к многокомпонентному анализу, создание сенсоров и тест-методов. Научная химико-аналитическая литература.
1.2. Методы обнаружения и идентификации. Задачи и выбор метода обнаружения и идентификации химических соединений. Идентификация атомов, ионов и веществ. Дробный и систематический анализ. Физические методы обнаружения и идентификации неорганических и органических веществ. Микрокристаллоскопический анализ, пирохимический анализ (окрашивание пламени, возгонка, образование перлов). Капельный анализ. Анализ растиранием порошков. Хроматографические методы качественного анализа. Экспрессный качественный анализ в заводских и полевых условиях. Тест-методы обнаружения веществ. Примеры практического применения методов обнаружения.
а) аудиторная: освоение теоретических основ методов разделения и идентификации веществ, схем качественного анализа катионов и анионов.
б) внеаудиторная: краткий исторический очерк развития аналитической химии (подготовка доклада).
Основная литература:
1 Основы аналитической химии. Общие вопросы. Методы разделения. /Под ред. Ю.А.Золотова М.: Высш.шк, 2002. с.1-21.
2. Васильев В.П. Аналитическая химия. М.: Высш.шк. ч.1. 2003. 384 с.
Дополнительная литература:
1 Золотов Ю.А. Аналитическая химия: проблемы и достижения. М.: Наука. 1992. 288 с.
2 Кунце У., Шведт Г., Основы качественного и количественного анализа. М.: Мир,1997.424с.
3 Методы обнаружения и разделения элементов. Методические указания /Составитель Н.П.Куликова. Сыктывкар. 2002.
4 Методы обнаружения и разделения элементов /Под ред.И.П.Алимарина. М:МГУ.1984.163с.
Рабочая программа составлена на основании фгос впо, в соответствии с целями (миссией) и задачами ооп впо и учебного плана направления Химия, 020100. 62
14 12 2014
3 стр.
Химия. Обучение проводится по очной (дневной) и очно-заочной (вечерней) формам обучения
11 10 2014
1 стр.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины общепрофессиональной части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки
18 12 2014
7 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая информатика» разработан в соответствии с требованиями фгос впо к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дип
16 12 2014
6 стр.
10 09 2014
18 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия» / сост. О. А. Ефремов, В. В. Миронов, Т. П. Покровская. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 16 с
13 10 2014
1 стр.
Охватывает занятия: “сэд directum. Общие сведения”, “Начало работы с системой” “Работа с папками и ссылками”, “Работа с документами”
10 10 2014
1 стр.
История языкознания: Учебно-методический комплекс / Авт сост. П. А. Семенов спб.: Ивэсэп, 2010. – 38 с
25 12 2014
4 стр.