учебно-методический комплекс дисциплины
Философия
Для студентов,
обучающихся по направлению подготовки бакалавров
Москва
Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова
2009
УТВЕРЖДЕНО
кафедрой общественных наук
С о с т а в и т е л и – канд. филос. наук, доц. О.А. Ефремов;
д-р филос. наук, проф. В.В. Миронов;
канд. филос. наук, доц. Т.П. Покровская
Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия» / сост. О.А. Ефремов, В.В. Миронов, Т.П. Покровская. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2009. – 16 с.
Подготовлен на кафедре общественных наук.
Программа соответствует требованиям
Государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования
© Ефремов О.А., Миронов В.В., Покровская Т.П., 2009
Цели и задачи дисциплины
В рамках данного курса рассматриваются наиболее фундаментальные философские проблемы, способы их постановки и решения в истории философии.
Философия – знание особое. Она, безусловно, обладает своим предметом, проблемным полем. В решении этих проблем наблюдается определенная преемственность, определенный «прогресс». Однако этот прогресс принципиально отличен от прогресса в частных науках, когда современность делает историю не актуальной и учитывается исключительно деперсонализированный результат. Проблемы философии существуют только через их историю, а настоящее не умаляет значения прошлого. Каждая философская система важна не только как ступенька к будущему, но и обладает собственной непреходящей ценностью. Взаимодополнительность «проблемной» философии и истории философии определяет структуру курса.
Цели и задачи курса – создать у студентов основы философских знаний, способствовать выработке навыков самостоятельного философского мышления, формированию целостного, системного мировоззрения.
Лекционная часть построена по проблемному принципу. Освещаются различные концепции, основные подходы, сложившиеся в истории философии при решении данных проблем. На семинарских занятиях, построенных по историко-философскому принципу, студенты изучают «философию в лицах», знакомятся с наиболее выдающимися философскими системами прошлого, с взглядами отдельных мыслителей, изучают философские тексты.
Студенты заочной и заочной с СПО форм обучения изучают философию главным образом самостоятельно, руководствуясь данной программой и используя указанную в списке литературу. Существенную помощь при изучении оказывают читаемые им установочные и обобщающие лекции, а также проводимые в период учебно-экзаменационной сессии семинары и консультации.
При изучении курса философии студентам всех отделений необходимо пользоваться литературой, список которой приведен в конце учебно-методического комплекса. В раздел «Основная литература» списка включены учебники и учебные пособия, которые могут быть полезны при изучении всех или хотя бы большинства тем курса.
В целях углубленного изучения отдельных разделов курса и при подготовке к семинарским занятиям рекомендуется пользоваться дополнительной литературой. Существенную помощь может оказать справочная литература – философские словари и Философская энциклопедия.
Изучение философии немыслимо без чтения первоисточников, но ограниченность времени может не позволить студентам прочитать объемные и весьма не простые по содержанию произведения мировой философской классики. В списке литературы имеется раздел «Антологии и хрестоматии», в котором указаны издания, где приведены отрывки из оригинальных философских трудов, наиболее концентрированно выражающие мысли авторов. Эти издания способны оказать существенную помощь при изучении философии.
Студенты могут пользоваться учебниками и учебными пособиями, не вошедшими в список литературы. Но в этом случае необходима предварительная консультация с преподавателем.
Программа
Тема 1. Возникновение и развитие философии
Понятие философии как любви к мудрости и его интерпретация в человеческой культуре. Миф как важнейший источник возникновения философии. Временные, культурные и геополитические факторы возникновения философии. Социокультурные предпосылки возникновения философии и особенности ее становления в Древней Греции.
Исторические пути развития мировой философии: основные этапы и направления (философия Древнего Востока, античная философия, философия средних веков, философия эпохи Возрождения и Нового времени, классическая немецкая философия). Особенности развития русской философской мысли.
Основные направления современной философии. Сциентистские варианты понимания философии (неокантианство, феноменология, позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, прагматизм, критический рационализм и др.). Антисциентистские интерпретации предмета философии (экзистенциализм, персонализм и др.). Коммунологические тенденции современной философии.
Тема 2. Смысл и предназначение философии,
ее место в человеческой культуре
Соотношение Человека и Мира как центральная проблема философии: онтологические, гносеологические, праксеологические, аксиологические компоненты философского отношения к миру. Предметные уровни философского знания и философские дисциплины. Философия как форма познавательного отношения человека к миру. Философия как форма ценностно-эмоционального сознания. Философия как самосознание культуры.
Тема 3. Сущность бытия и его фундаментальные свойства
(онтология)
Философские размышления над предельными основаниями бытия. Соотношение понятий «метафизика» и «онтология». Место онтологии в структуре философского знания и ее исторические судьбы. Онтологические модели мира.
Мир как универсум. Представления о мире как универсальной системе и модели единства мира. Понятие «субстанция». Поиски субстанциональной основы мира: материя или дух. Монистические и плюралистические концепции бытия. Значение категорий «абсолютное», «относительное», «всеобщее», «единичное», «сущность» и «явление» для решения вопроса о соотношении субстанции и форм ее проявления. Проблема соотношения части и целого в истории философии. Форма и содержание.
Системность бытия. Структурные уровни бытия. Системно-структурный подход, его возможности и ограниченности в понимании мира.
Основные формы существования и диалектика бытия. Проблема движения и развития. Формы движения. Диалектика и развитие. Модели развития и законы диалектики. Детерминизм. Причина и следствие, причинность и закономерность, свобода и необходимость, необходимость и случайность, возможность и действительность. Концепция развития в синергетике. Самоорганизация – «порядок из хаоса»?
Пространство и время. Развитие философских и научных представлений о пространстве и времени. Объективистская и субъективистская трактовки пространства и времени. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Проблема направленности временных потоков. Время и вечность. Пространственно-временные уровни бытия.
Тема 4. Познавательное отношение человека к миру
(гносеология)
Структура психики. Сознательное и бессознательное. Сознание и мышление. Сознание и язык. Предпосылки становления сознания. Человеческое сознание как планетарное явление. Сознание и самосознание. Структура сознания и его основные компоненты.
Идеальное и сознание. Мир идей как мир состояний сознания. Проблема природы мира идей.
Информация. «Сознателен» ли компьютер?
Познаваемость мира как философская проблема. Агностицизм, скептицизм и гносеологический оптимизм. Сущность познавательной деятельности. «Объективный мир» и «субъективный образ». Категории «субъекта» и «объекта» познания. Современные модели субъектно-объектных отношений. Бессубъектная модель познания. Сущность знания. Вера и знание. Религиозная и философская вера. Понятие истины как главной ценности познавательной деятельности. Историко-философские концепции истины. Соотношение истины и мнения, истины и заблуждения. Критерии истины. Понятие объективной истины, абсолютная и относительная истины. Догматизм и релятивизм. Методологический анархизм как крайнее проявление релятивизма. Практика и познание. Диалектика чувственного и рационального в познании. Эмпиризм и рационализм – их ограниченность и возможность синтетической модели познания. Интуитивное знание и его особенности.
Специфика научного познания – его структура и уровни. Научный метод. Научный факт и закон науки.
Особенности социального познания: натурализм и антинатурализм.
Тема 5. Общество и история
Социум как особая сфера реальности. Общество и природа. Критика редукционизма. Понятие ноосферы. Деятельность как субстанция социального и общество как система отношений. Элементы и структурные компоненты общества. Типы деятельности и подсистемы общества, проблема их взаимосвязи. Специфика социального детерминизма. Материальное и идеальное в обществе. Сознание как проблема социальной философии. Индивидуальное и общественное сознание. Общественное бытие и общественное сознание. Формы и уровни общественного сознания. Общественная психология и идеология. Идеология и утопия. Общественный идеал. Религия и ее роль в обществе. Мораль и право как социальные феномены. Эстетическое сознание. Искусство как сфера максимальной реализации эстетического.
Проблема общественного развития. Философия истории. Существуют ли законы истории? Вариативность исторического процесса: признает ли история сослагательное наклонение? Проблема смысла истории. Начало и конец истории. Типология и периодизация истории: линейно-стадиальные и локально-циклические концепции. Проблема единства истории. Субъекты истории. Роль этнического и социально-классового факторов в историческом процессе. Движущие силы истории: надындивидуальный дух, народные массы, великие личности. Диалектика революционного и эволюционного в развитии общества. Направленность общественного развития: прогресс или регресс? Общественный прогресс и современность. Критика идеи прогресса в современной философии. Научно-техническая революция и глобальные проблемы современности.
Историософия России. Особенности исторического бытия России и их осмысление в отечественной философии. Славянофильство и западничество. «Русская идея» и проблема предназначения России. «Третий путь» и будущее России.
Тема 6. Философские проблемы культуры
Понятие «культура» в истории развития общественной мысли. Культура и ценности. Культура как специфический способ деятельности людей. Культура и творчество. Общество и культура: философские, социологические и культурологические аспекты. Философский анализ проблемы общества и культуры: интегрирующая и дезинтегрирующая роль культуры в обществе. Культура и адаптация человека в ней. Феномен массовой культуры. Массовая и элитарная культуры в обществе. Развитие культуры. Традиция и новация. Культура и цивилизация. Проблемы сближения и интеграции культур. Локализм или универсализм? Запад–Восток: особенности культурного развития и взаимодействия. Общечеловеческие ценности: иллюзия или реальная возможность?
Тема 7. Философия – о человеке
Философская антропология, ее предмет и место в системе гуманитарного знания. Восточная и европейская модели изучения человека.
Методологическое значение решения проблемы природы и сущности человека в исследовании общественной жизни. Проблема соотношения социального и биологического в человеке. Ограниченность социологизаторского и биологизаторского подходов к пониманию человека. Человек как биосоциальное существо. Проблема субстанциальной самодостаточности человека. Социологические и философские подходы к анализу человека «самого по себе». Соотношение понятий «индивид», «человек», «индивидуальность», «личность» в решении проблемы общего и особенного у людей.
Экзистенциальные проблемы человеческого бытия. Вопросы жизни и смерти человека. Жизнь человека и ее назначение. Потребность жизни. Жизнь человека как «растительное существование» и жизнь как активная реализация социально значимой цели. Смысл жизни. Жизнь и смерть. Смерть и бессмертие. Самопожертвование жизнью у людей. Самоубийство как философская проблема: позитивистско-научный и религиозно-философский подходы к анализу самоубийства. Проблема эвтаназии.
Философия о свободе действия и свободе воли. Свобода общества и свобода человеческой личности. Свобода и ответственность. Экзистенциалистское понимание свободы личности. Совершенствование человеческой личности и свобода.
Литература к темам 1–71: 1
–8, 20, 32, 39.
Философы, школы и направления, суть учений которых надо знать:
Веды (Упанишады); джайнизм; буддизм; локаята; веданта; йога; даосизм; конфуцианство; легизм; моизм; Милетская школа; Гераклит; Пифагор и пифагорейцы; элеаты (Парменид, Зенон); Демокрит; Сократ; софисты; Платон; Аристотель; Эпикур; неоплатонизм; стоицизм; Августин Блаженный; Фома Аквинский; Николай Кузанский; Джордано Бруно; Мишель Монтень; Эразм Роттердамский; Никколо Макиавелли; Фрэнсис Бэкон; Рене Декарт; Б. Спиноза; Г. Лейбниц; Дж. Локк; Томас Гоббс; Дж. Беркли; Д. Юм; Вольтер; Ж-Ж. Руссо; французский материализм XVIII в. (Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах); И. Кант; И.Г. Фихте; Ф.В.Й. Шеллинг; Г.В.Ф. Гегель; Л. Фейербах; марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов); позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Мах, Р. Авенариус, Л. Витгенштейн); К. Поппер; философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон); экзистенциализм (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Камю, Ж.-П. Сартр, Х. Ортега-и-Гассет); философия психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм); Э. Гуссерль; П.Я. Чаадаев; славянофилы; западники; В.С. Соловьев; Н.А. Бердяев; русский космизм (Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский); Н.К. Михайловский; Н.Г. Чернышевский; Д.И. Писарев.
Литература: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 10, 19, 21–31, 33–38, 40–56.
Учебные задания к семинарским занятиям
Для студентов очной и очно-заочной форм обучения
Тема 1. Философия и ее роль в жизни общества
Вопросы для обсуждения
-
Мировоззрение. Типы мировоззрения. Философия и мировоззрение. Предмет философии.
-
Специфика философского знания: сциентистское и антисциентистское понимание природы философии.
-
Место философии в системе человеческой культуры. Функции философии.
-
Структура философского знания.
Литература: 1–8, 10, 21, 33.
Тема 2. Философия Древнего Востока
Вопросы для обсуждения
-
Философия Древней Индии. Веды (Упанишады), джайнизм, буддизм, материалистические школы, веданта, йога.
-
Философия Древнего Китая. Даосизм, конфуцианство, моизм, легизм.
-
Отличительные особенности Восточной философии.
Литература: 7, 24, 35, 42, 46, 51, 53.
Тема 3. Античная философия
Вопросы для обсуждения
-
Возникновение и основные этапы развития античной философии.
-
Проблемы бытия и познания в досократической философии (Милетская школа, Гераклит, элеаты, Пифагор и пифагорейцы, Демокрит).
-
Человек и познание в философии софистов и Сократа. Сократические школы.
-
Основные идеи философии Платона.
-
Социальная философия Платона. Модель идеального государства.
-
Онтология и гносеология Аристотеля.
-
Этика и политика Аристотеля.
-
Этика Эпикура.
-
Стоицизм и его развитие.
-
Философия неоплатоников и влияние их идей на дальнейшее развитие философии.
Литература: 1, 3, 4–9, 11, 15, 19, 24, 29, 31, 35, 42, 43, 46, 51, 53, 55, 56, 57.
Тема 4. Средневековая философия
Вопросы для обсуждения
-
Причины и социокультурный смысл переоценки ценностей, совершенной христианством.
-
Патристика, основные представители, направления. Особенность постановки и решения философских проблем. Учение Августина Блаженного.
-
Схоластика как феномен средневековой культуры и философии. Фома Аквинский. Мистические учения средневековья.
-
Гносеологические и натуралистические идеи в поздней схоластике: Роджер Бэкон и Уильям Оккам.
Литература: 1, 3, 5–7, 12, 16, 32, 35, 39, 42, 44, 47, 51, 53–57.
Тема 5. Философия эпохи Возрождения и Нового времени
Вопросы для обсуждения
-
Социокультурный смысл понятий «возрождение» и «гуманизм». Антропоцентризм – основной принцип эпохи. Развитие искусства и естествознания.
-
Философские учения Николая Кузанского и Дж. Бруно.
-
Этика и социальная философия эпохи Возрождения (Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Никколо Макиавелли, Лютер, Эразм Роттердамский, Мишель Монтень).
-
Влияние исторической ситуации и естественнонаучных открытий XVI–XVII вв. на развитие философии.
-
Проблема познания и становление методов научного исследования в философии XVII в. Эмпиризм (Ф. Бэкон, Дж. Локк) и рационализм (Р. Декарт).
-
Учение о бытии и субстанции (Р. Декарт, Б. Спиноза, Лейбниц).
-
Социально-философские и этические идеи в философии XVII в. (Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк).
-
Субъективный идеализм Дж. Беркли и скептицизм Д. Юма.
-
Французское Просвещение. Критика религии и социальной несправедливости в деистической философии Вольтера и Ж.-Ж. Руссо.
-
Французский материализм XVIII в.: Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах.
Литература: 1, 3, 5–7, 13, 16, 17, 24, 27, 34, 35, 38, 48, 49, 51, 53, 55, 56.
Тема 6. Немецкая классическая философия
Вопросы для обсуждения
-
«Докритический» и «критический» периоды в философии И. Канта.
-
Этика и эстетика И. Канта.
-
«Наукоучение» и социальная философия И.Г. Фихте.
-
Трансцендентальная философия Ф.В.Й. Шеллинга.
-
Система и метод философии Г.В.Ф. Гегеля.
-
Философия истории Г.В.Ф. Гегеля.
-
Критика Л. Фейербахом философии Гегеля. Антропология Л. Фейербаха.
Литература: 1, 3, 5–7, 14, 17, 18, 24–26, 35, 51, 53, 55, 56.
Тема 7. Философия конца XIX – начала XX веков
Вопросы для обсуждения
-
Философия марксизма. Диалектический и исторический материализм.
-
Философия позитивизма и неопозитивизма. О. Конт, Г. Спенсер, Р. Авенариус, Э. Мах, Л. Витгенштейн, Б. Рассел. Критический рационализм К. Поппера.
-
Философия жизни: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон.
-
Философия неокантианства: Марбургская и Баденская школы (Г. Коген, Э. Кассирер, В. Виндельбанд, Г. Риккерт).
-
Феноменология Э. Гуссерля.
-
Философия экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Камю,
Ж.-П. Сартр, Х. Ортега-и-Гассет).
-
Фрейдизм и неофрейдизм (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм).
-
Современная религиозная философия (неотомизм, персонализм, тейярдизм).
-
Философия в условиях постмодерна.
Литература: 1, 3, 5–7, 18, 22, 23, 35, 50, 52, 54–56.
Тема 8. Русская философия
Вопросы для обсуждения
-
Особенности развития любомудрия на Руси в XI–XVII вв.
-
Философия России XVIII в.: философские взгляды А.Н. Радищева и М.В. Ломоносова.
-
Историософия России. П.Я. Чаадаев, славянофилы, западники.
-
Русская религиозная философия: В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев.
-
Философские идеи русских революционных демократов. Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, Н.К. Михайловский.
-
Русский космизм: Н.Ф. Федоров и В.И. Вернадский.
-
Марксизм в России: Г.В. Плеханов, В.И. Ленин.
-
Основные черты развития русской философии в XX в.
Литература: 1, 3, 5, 7, 20, 30, 35, 36, 41.
Для студентов заочной и заочной с СПО форм обучения
Вопросы для обсуждения
-
Сущность философского знания. Мировоззрение и философия. Предмет философии. Специфика философских проблем. Функции философии и отрасли философского знания.
-
Особенности исторических типов философии: древневосточная философия; античная философия; средневековая европейская философия; философия эпохи Возрождения; философия Нового времени; классическая немецкая философия; современная философия.
-
Онтология как учение о бытии. Материя, движение, развитие, пространство, время.
-
Гносеология как учение о познании. Сознание и познание.
-
Социальная философия и философия истории.
-
Философия культуры и философская антропология.
Литература: 1–8.
Вопросы для подготовки к экзамену
-
Возникновение философии и источники ее развития.
-
Предмет философии. Понятие философской проблемы и проблемное поле философии.
-
Природа философского знания: сциентизм и антисциентизм.
-
Понятие бытия в истории философии. Онтология и метафизика.
-
Поиски субстанциональной основы мира: материя или дух.
-
Проблема движения в истории философии. Движение и развитие. Концепция развития в синергетике.
-
Диалектика и развитие. Законы и принципы диалектического подхода к миру.
-
Детерминизм. Причина и следствие, возможность и действительность, необходимость и случайность.
-
Развитие философских представлений о пространстве и времени в науке и философии. Свойства пространства и времени.
-
Мир как система и модели единства мира.
-
Проблема соотношения части и целого в истории философии. Меризм и холизм.
-
Понятия «система», «элемент», «структура». Содержание и форма. Системность бытия и его структурные уровни.
-
Проблема познаваемости мира в философии. Виды познания и познавательные способности человека. Практика и познание.
-
Понятие субъекта и объекта познавательной деятельности.
-
Понятие истины. Виды и критерии истины.
-
Объективная истина и законы науки. Сущность и явление, проблемы их познания.
-
Специфика научного познания: структура, уровни, методы.
-
Природа и происхождение сознания. Соотношение сознания, психики и мышления. Сознание и язык.
-
Структура сознания. Сознание и бессознательное. Сознание и самосознание.
-
Понятие идеального.
-
Понятие общества как системы. Типы деятельности и подсистемы общества.
-
Общественное бытие и общественное сознание: проблемы их взаимосвязи.
-
Социальный детерминизм. Проблема существования объективных социальных законов.
-
История как предмет философского знания. Философия истории.
-
Типология и периодизация истории: формационный и цивилизационный подходы.
-
Субъекты и движущие силы исторического процесса.
-
Проблема смысла истории.
-
Проблема своеобразия истории России в отечественной философии. П.Я. Чаадаев, славянофилы и западники.
-
Научно-технический прогресс и глобальные проблемы современности.
-
Понятие культуры в истории общественной мысли. Элитарная и массовая культура. Культура и общество.
-
Культура и цивилизация. Диалог культур и проблема общечеловеческих ценностей.
-
Философская антропология, ее предмет и место в системе гуманитарного знания. Западная и восточная модели изучения человека.
-
Проблема понимания природы человека в истории философии. Ограниченность биологизаторского и социологизаторского подходов.
-
Экзистенциальные проблемы человеческого бытия, варианты их решения.
-
Проблема свободы воли человека: pro et contra.
-
Особенности древневосточной философии.
-
Зарождение и основные этапы развития античной философии.
-
Поиск начала всех вещей в античной философии. Милетская школа, Гераклит, Пифагор.
-
Проблемы бытия и познания в философии элеатов. Апории Зенона.
-
Проблемы человека и знания у софистов и Сократа.
-
Основные идеи философии Платона.
-
Этическое и политическое учение Платона. Модель идеального государства.
-
Философское учение Аристотеля.
-
Этическое учение стоиков.
-
Этика Эпикура.
-
Античный атомизм и его основные представители.
-
Онтология и учение о познании в философии неоплатонизма.
-
Патристика. Учение Августина Блаженного.
-
Схоластика. Философия и теология Фомы Аквинского.
-
Основные черты философии эпохи Возрождения. Учения Николая Кузанского и Джордано Бруно.
-
Социальная философия эпохи Возрождения.
-
Эмпиризм теории познания Фрэнсиса Бэкона.
-
Рационалистическая философия Рене Декарта.
-
Учение о субстанции в философии Б. Спинозы.
-
Деистическая философия Вольтера и Ж.-Ж. Руссо.
-
Основные идеи французских материалистов XVIII в.
-
Субъективный идеализм Дж. Беркли и агностицизм Д. Юма.
-
Эмпиризм Дж. Локка. Учение о «первичных» и «вторичных» качествах.
-
Монадология Г. Лейбница.
-
Критическая философия И. Канта.
-
Диалектика и социальная философия И.Г. Фихте.
-
Эволюция философских взглядов Ф.В.Й. Шеллинга.
-
Основные идеи философии Г.В.Ф. Гегеля.
-
Антропологический материализм Л. Фейербаха.
-
Основные направления европейской философии второй половины XIX–XX вв.
-
Диалектический материализм и материалистическое учение об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса. Марксизм в России.
-
Исторические формы позитивизма. Критический рационализм К. Поппера.
-
Экзистенциализм.
-
Философия жизни: основные представители и их идеи.
-
Феноменология Э. Гуссерля.
-
Религиозно-идеалистическая философия В.С. Соловьева и Н.А. Бердяева.
-
Философские идеи русских революционных демократов.
литература
Основная12
-
Алексеев П.В. История философии. М.: Проспект, 2009.
-
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учеб. – М., 2003.
-
Миронов В.В. Философия: Учеб. – М., 1998.
-
Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. – М.: Инфра-М, 2003.
-
Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 2004.
-
Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 2003.
-
Философия: Ч. 1: История философии: Учеб. пособие для вузов. – М.: Юристъ, 2003.
-
Философия: Ч. 2: Основные проблемы философии. – М.: Юристъ, 2003.
Дополнительная и справочная
-
Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976.
-
Барулин В.С. Социальная философия: В 2 ч. – М., 1993.
-
Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1982.
-
Боргош Ю. Фома Аквинский. – М., 1975.
-
Горфункель О.М. Философия эпохи Возрождения. – М., 1986.
-
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.
-
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1: Античность. – СПб., 1997.
-
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней Т. 2: Средневековье. – СПб., 1997.
-
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3: Новое время. – СПб., 1996.
-
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4: От романтизма до наших дней. – СПб., 1997.
-
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречения знаменитых философов. – М., 1986.
-
Зеньковский В.В. История русской философии. – Л., 1991.
-
Зотов А.Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений // Вопросы философии. – 1991. – № 12.
-
Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века. – М., 1988.
-
Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. – М., 1998.
-
История философии в кратком изложении. – М., 1995.
-
Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.
-
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М., 1989.
-
Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов Б.С. Западноевропейская философия XVIII века. – М., 1986.
-
Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. – М., 1996.
-
Лосев А.Ф. История античной философии. – М., 1989.
-
Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.
-
Льюис Дж.Г. Античная философия от Фалеса до Сократа. – Мн., 1997.
-
Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.
-
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию? – М., 1992.
-
Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. – М., 1974.
-
Немировская Л.З. Философия. – М., 1995.
-
Сербиненко В.В. История русской философии XI–XIX веков. – М., 1996.
-
Современный философский словарь. – Екатеринбург, 1996.
-
Соколов В.В. Европейская философия XV–XVII веков. – М., 1984.
-
Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.
-
Социальная философия / Под ред. В.И. Лавриненко – М., 1995.
-
Флоровский Г. Пути русского богословия. – Вильнюс, 1991.
-
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.
-
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.
-
Честертон Г.К. Вечный человек. – М., 1991.
Антологии и хрестоматии
-
Аналитическая философия: Избранные тексты / Сост. А.Ф. Грязнов. – М., 1993.
-
Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. – М., 1968.
-
Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. – М., 1968.
-
Антология мировой философии. Т. 2. – М., 1970.
-
Антология мировой философии. Т. 3. – М., 1971.
-
От логического позитивизма к постпозитивизму: Хрестоматия / Под ред. Л.А. Бобровой. – М., 1993.
-
Хрестоматия по истории философии: В 3 ч. – М., 1997. – Ч. 1.
-
Хрестоматия по истории философии: В 3 ч. – М., 1997. – Ч. 2.
-
Хрестоматия по истории философии. – М., 1994. – Ч. 1.
-
Хрестоматия по истории философии. – М., 1994. – Ч. 2.
-
Хрестоматия по философии / Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 2003.
-
Хрестоматия по философии / Сост. А.А. Радугин. – М., 2001.
-
Человек как объект философского исследования (Античность, Средние века): Хрестоматия. – М., 1993.
Содержание
Цели и задачи дисциплины 5
Программа 6
Для студентов очной и очно-заочной форм обучения 13
Для студентов заочной и заочной с СПО форм обучения 17
Вопросы для подготовки к экзамену 18
Содержание 27