УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕХНОЛОГИЯ
ТРУДОУСТРОЙСТВА
Для студентов экономического
и юридического факультетов,
обучающихся по направлению подготовки бакалавров
Москва
Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова
2009
УТВЕРЖДЕНО
кафедрой менеджмента
С о с т а в и т е л ь – доц. О.Н. Сычева
Учебно-методический комплекс дисциплины «Технология трудоустройства» / сост. О.Н. Сычева. – М. : ИМПЭ им. А. И. Грибоедова, 2009. – 28 с.
Подготовлен на экономическом факультете
© Сычева О.Н., 2009
Цели и ЗАДАЧИ дисциплины
Дисциплина «Технология трудоустройства» является дополнительной образовательной программой, нацеленной на приобретение студентами практических навыков и умений для продвижения себя на рынке труда.
Делая карьеру в рыночных условиях, молодой человек выступает как создатель и продавец своей рабочей силы, поэтому ему необходимы знания конъюнктуры, законов и методов работы. Эффективное поведение на рынке труда это способность оперативно решать актуальные социально-профессиональные задачи: поиск работы (или другой формы трудовой занятости), трудоустройство (создание собственного дела), обоснование своих возможностей при собеседовании с работодателем, успешная адаптация на рабочем месте, построение карьеры.
В результате изучения дисциплины студенты должны
знать:
-
особенности рынка труда в Москве;
-
понимать основные закономерности поведения молодого специалиста в организации;
-
основы профессиональной этики;
-
современную модель компетенций специалиста (менеджера, юриста, экономиста, лингвиста);
уметь:
-
выбирать компанию в соответствии с образованием, желанием и компетенциями;
-
составлять резюме, сопроводительное письмо;
-
разрешать конфликтные ситуации при трудоустройстве;
иметь навыки:
-
планирования будущей карьеры;
-
прохождения собеседования;
-
ведения телефонных переговоров;
-
поиска работы и самопрезентации при трудоустройстве.
В теоретическом плане учебная дисциплина предполагает изложение разделов, касающихся проблем поиска, подбора и вступления в должность молодого специалиста. Вместе с тем, курс предлагает практический материал, касающийся проблем трудоустройства. Внимание студентов обращается на то, что изучаемая дисциплина является интегративной, требует наличия определенного объема знаний по общему менеджменту, управлению персоналом, психологии. Необходимо ориентировать студентов на самостоятельное изучение отдельных вопросов, чтение специальных периодических изданий в рамках дополнительного профессионального самообразования.
Основными методами изучения дисциплины являются лекции и практические занятия. Курс предполагает использование современных интерактивных методов обучения: тренинги, кейсы, деловые игры. Методы активного обучения позволяют студентам анализировать выявленные в теоретическом курсе закономерности на языке конкретных проблемных ситуаций, встречающихся в практике работы фирм. Предполагается, что студент во время изучения дисциплины должен будет составить несколько видов своего резюме, сможет проиграть роль соискателя, занимающегося поиском работы, отработать различные виды самопрезентации, проанализировать возможные конфликтные ситуации при поиске и подборе работы. Самоконтроль за ходом овладения содержанием курса обеспечивается системой контрольных вопросов и практических заданий, обязательных для выполнения.
Программа предусматривает изучение дисциплины на 1–4 курсах:
- на 1 курсе – 8 часов,
- на 2 курсе – 8 часов,
- на 3 курсе – 8 часов,
- на 4 курсе – 24 часа.
Итого 48 часов аудиторных занятий, из них 22 часа – лекции; 26 часов – практические занятия. Оценка знаний по дисциплине – зачет.
Программа
Курс 1
Тема 1. Рынок труда и его категории
Понятие рынка труда. Виды рынков. Особенности рынка труда в России, в Москве.
Тема 2. Основные понятия профессиональной деятельности
Профессия и специальность, их определение. Понятие должности и карьеры. Психотехника профессионального успеха. Современная модель компетенций специалиста (юриста, экономиста, менеджера, лингвиста). Профессионально-нравственные требования к должности.
Курс 2
Тема 3. Технологии поиска работы
Логика выбора организации: основные шаги поиска работы. Этапы трудоустройства. Современные подходы к подбору и отбору персонала в государственных и коммерческих организациях.
Тема 4. Основные источники информации о работе
Традиционные и нетрадиционные источники информации. Определение круга вакансий. Правила использования Интернета в поиске работы. Особенности работы с кадровыми агентствами и кадровыми службами организации.
Создание «Товарного образа».
Курс 3
Тема 5. Современные подходы к составлению резюме
Основные виды резюме. Структура и правила составления резюме, основные ошибки.
Значение сопроводительного письма. Подготовка автобиографии.
Курс 4
Тема 6. Этикет телефонного общения при трудоустройстве
Сущность этики деловых отношений. Основные правила общения по телефону. Телефонный звонок по рекламируемым вакансиям. Поисковые телефонные звонки.
Тема 7. Как успешно пройти собеседование
Интервью при приеме на работу: типы интервью, правила, особенности. Подготовка к интервью. Роль рекомендаций при трудоустройстве и правила их оформления и использования.
Модели поведения кандидатов на интервью при приеме на работу. Основные ошибки кандидатов при собеседовании. Вербальные и невербальные средства общения. Язык тела.
Технологии самопрезентации. Правила эффективной презентации. Имидж кандидата.
следующая страница>