Перейти на главную страницу
Резюме – это деловой документ. Оно должно удовлетворять определенным правилам, принятым в деловом мире.
При написании резюме следуйте принципу избирательности. Информацию для резюме следует отбирать, исходя из его целей. Ваша цель – добиться, чтобы читающий резюме захотел встретиться с вами лично. Удачное резюме может стать поводом для личной встречи с работодателем или его представителем, но еще не гарантирует получение работы.
Основные виды резюме
В зависимости от последовательности изложения информации выделяют несколько видов резюме:
Резюме, как правило, состоит из определенных разделов, освещающих различные аспекты трудовой биографии и квалификации. Наименование этих разделов в разных резюме могут несколько отличаться друг от друга, но их последовательность в основном неизменна: анкетные данные, цель, квалификация, опыт работы, образование, прочее.
Рассмотрим подробно эти разделы.
Анкетные данные
В этом разделе следует указать свою фамилию, имя и отчество, адрес, номер телефона, электронный адрес. Эти данные помещаются на самом верху страницы и, как правило, в центре (см. приложение).
Не указывайте номер рабочего телефона, даже если ваше нынешнее руководство знает, что вы ищете работу. Позаботьтесь о том, чтобы при звонке по указанным телефонам вас действительно можно было застать. Для этого имеет смысл отметить около телефонных номеров: сотовый или домашний, а также указать конкретное время для звонков и предпочтительный вид связи.
Цель
Предложение, в котором кратко излагается, какая именно должность или рабочее место вас интересует.
Этот раздел имеет смысл включать в резюме, когда вы уверены в том, что хотите получить именно это рабочее место и ни какие другие вакансии не хотите даже рассматривать. Когда же вы собираетесь рассылать его во многие компании, предлагающие различные вакансии, цель не стоит включать в резюме.
Квалификация
Два или три предложения, подытоживающие основные элементы вашей трудовой биографии, квалификации или каких-то особенностей, на которые вы хотели бы обратить внимание потенциального работодателя. Раздел может состоять из одного предложения, абзаца или маркированного списка.
Перечень видов деятельности, которыми вам приходилось заниматься, сфера ответственности и общие обязанности.
Этот раздел является важнейшей частью резюме, поэтому ему следует уделить особое внимание. Каждый пункт этого раздела должен содержать следующую информацию.
1. Название должности, если таковое было.
2. Название компании, а также города.
3. Календарный период пребывания в этой должности.
4. Ваша сфера ответственности и важнейшие обязанности и функции в указанной должности.
5. Ваши достижения.
В данном случае надо быть последовательным. Если указываются конкретные месяцы при описании какой-то одной работы, то месяцы следует указывать и во всех других случаях.
Другие же глаголы и словосочетания являются более статичными и неопределенными по отношению к результату деятельности (работал, отвечал, участвовал) дают представление скорее о функциях, чем о достигнутых результатах.
Если опыта нет совсем, то тогда подробно остановитесь на образовании.
Степень детализации, которую можно позволить в этом разделе, зависит от двух факторов:
Составляя это раздел резюме, следует руководствоваться следующими правилами.
Если защитили диссертацию – укажите приобретенную ученую степень, если прошли тренинг – сообщите о наличии соответствующего сертификата. Повсеместно рекомендуется вносить в резюме сведения только о том дополнительном образовании, которое является существенным для должности, на которую вы претендуете. Не стоит игнорировать это пожелание.
Если вы окончили учебное заведение совсем недавно и по этой причине не имеете достаточного опыта работы, раздел «Образование» следует поместить перед разделом «Опыт». Помимо вуза, периода обучения и специальности, укажите научные проекты, курсовые, дипломные работы, если темы соответствуют сфере будущей занятости. Включите в резюме информацию о ваших наградах и достижениях. Например: выигранные гранты, конкурсы («Лучший проект» и т. п.); назначения, выборные должности (например староста курса).
Если в вузе вы изучали специальный курс, соответствующий вакансии, укажите период изучения курса, опишите, что вам дало его изучение. Например: в ходе курса получил глубокое понимание… интенсивное изучение таких аспектов, как… позволило лучше понять взаимосвязь с… получил навык самостоятельной/командной работы, навык проведения научных исследований, проведения опытов, умение выделять приоритеты… самостоятельно (сверх программы) изучил…
В разделе «Дополнительное образование» укажите только те курсы и тренинги, которые отвечают намеченной цели.
Прочее
В этом разделе обычно значится следующая информация:
- владение иностранным языком (укажите уровень: базовый, рабочий, свободно);
- работа с компьютером (перечислите конкретные программы, с которыми вы умеете работать, в том числе – бухгалтерские программы, графические редакторы и т. п.);
- владение оргтехникой (факс, ксерокс);
- наличие водительского удостоверения, стаж вождения, наличие автомобиля, то есть обо всем, что может повысить вашу ценность как специалиста в глазах потенциального работодателя.
В конце резюме достаточно перечислить 2–3 своих увлечения. Лучше указывать активные увлечения (например спорт, туризм, танцы), чем бытовые (дача, рыбалка, охота).
Навыки
Обязательно укажите технические навыки и навыки работы с программами персонального компьютера (ПК). Если вы работали в группах или делали проект в одиночку (и эти проекты были успешны), укажите в качестве навыка «умение работать в команде», «навык самостоятельной (например, исследовательской) работы».
В этом разделе важно донести до работодателя именно ту информацию, которую вы бы хотели, чтобы он учел при рассмотрении вашей кандидатуры. Здесь можно указать также то, что может пригодиться для выполнения соответствующих должностных обязанностей: личные качества, деловые связи, водительские права, наличие автомобиля, готовность к командировкам и ненормированному рабочему дню.
- не рекомендуется указывать в резюме антропометрические данные (рост, вес и т. п.), знак зодиака, социальное происхождение, вероисповедание, политические взгляды, национальность, хобби и увлечения (исключением могут быть те, которые соответствуют главной цели);
- составляя резюме, постарайтесь поставить себя на место работодателя и спросите, зачем вам, как работодателю, знать те или иные сведения о кандидате и что вам было бы интересно спросить у него;
- самую важную информацию, которая должна привлечь внимание работодателя, поместите в начало резюме;
- для проверки попросите трех друзей прочитать резюме и рассказать вам, что они запомнили и какие выводы сделали;
- четко укажите цель поиска работы. Постарайтесь не писать неконкретных и излишне амбициозных заявлений;
- ошибки, опечатки, разнобой в форматировании текста, плохое качество бумаги или печати в резюме недопустимы. Они создают весьма негативное впечатление об авторе.
Приложение 1
Фамилия Имя Отчество |
Позиция (должность) |
Возраст: Семейное положение: Адрес: Телефон, e-mai: |
Образование: |
______________ годы |
Название учебного заведения Специальность: |
______________ год |
Курсы |
______________ год |
Стажировки |
Опыт работы: |
______________ год, месяц |
Название организации (сфера деятельности) Должность: Обязанности: |
______________ год, месяц |
Название организации (сфера деятельности) Должность: Обязанности: |
Профессиональный опыт: Участие в проектах Знание определенной специфики Профессиональные знания и опыт |
Профессиональные навыки: ПК – пользователь (программы, с которыми работали) Знание иностранного языка |
Дополнительная информация Водительское удостоверение Загранпаспорт Рекомендации |
Попытка применять нестандартные методы форматирования, чтобы выделить свое резюме на фоне всех остальных – пустая трата времени и сил.
Кроме того, использование оптического сканера для «просеивания» резюме, делает эту задачу невыполнимой. Замысловатый, вычурный шрифт машина просто не воспринимает. В результате ваше резюме вообще не будет рассмотрено (в некоторых программах просмотра возникают проблемы с чтением текста, набранного курсивом, а также с подчеркиванием).
Самой распространенной формой резюме является форма в два столбца, где левый намного уже, чем правый, и используется исключительно либо для названия разделов, либо дат окончания и начала работы. Преимуществом такой формы является то, что она позволяет получить резюме в более структурированном и элегантном виде, облегающим его чтение.
Стандартный диапазон кеглей шрифта в резюме от 10 до 14 пунктов. Пункт (типографский термин) соответствует 1,72 дюйма. Чем больше кегль, тем легче читать текст, но тем больше места он занимает на странице.
Величина интервала устанавливается по вашему усмотрению. Если резюме не слишком многословно, интервал можно увеличить, чтобы сделать текст читабельным.
Размещение и форматирование анкетных данных может быть по центру или в левом верхнем углу. Если вы хотите, чтобы анкетные данные вашего резюме выделялись еще больше, сделать это можно несколькими способами:
набрать их полужирным текстом,
набрать весь текст анкетных данных прописными буквами,
набрать прописными буквами только фамилию, имя и отчество.
Использование полужирного шрифта и других графических ухищрений следует применять к отдельным словам или фразам, – как правило, к названиям разделов или названию очередного места вашей работы, название должности, компании, даты поступления или увольнения с работы.
Что еще следует сделать, перед тем, как приступить к печати?
Допустим, вы удовлетворены не только содержанием своего резюме, но и его внешним видом. У вас возникает желание побыстрее распечатать его и разослать. Не торопитесь. Вы не сделали еще две вещи.
Прежде всего, следует дважды, а то и трижды прочитать, проверив ошибки, даже попросив кого-то из своих друзей посмотреть резюме.
И, во-вторых, не мешает отдать его на просмотр кому-то из авторитетных для вас людей и выяснить, в достаточной ли степени оно отражает вашу квалификацию и профессиональный опыт.
Вместо фразы: Три года занимался заключением торговых сделок, выполняя самые ответственные поручения как на начальном этапе, так и конечном, демонстрируя свой высокий профессионализм в организации и управлении деятельностью компании… Лучше написать: Три года занимался заключением торговых сделок. Выполняя самые ответственные поручения, как на начальном этапе, так и конечном. Демонстрируя свой высокий профессионализм в организации и управлении деятельностью компании…
Вместо фразы: был задействован в работе… напишите: работал над…
1. Из раздела «Цель» и самого текста резюме не вполне ясно, насколько ваша кандидатура подходит к должности, на которую вы претендуете.
2. Неудовлетворительный вид резюме, плохо читаемый текст. Используйте шрифты Times New Roman и Arial, наиболее важные места в тексте выделяйте жирным шрифтом.
3. Ошибки в тексте. Много раз проверьте резюме на наличие ошибок. Неграмотно составленное резюме обесценивает любые профессиональные заслуги!
4. Сомнительная информация в резюме. Не стоит искажать факты своей биографии и включать в резюме недостоверную информацию.
5. Неделовой стиль подачи информации. Резюме должно быть написано простым и лаконичным деловым языком, без художественных оборотов и развернутых повествований. Избегайте малоизвестных аббревиатур, которые могут быть незнакомы работодателю, лучше расшифруйте их.
6. В тексте указан не тот электронный адрес, с которого посылают электронное письмо с резюме. Это характеризует вас как неорганизованного человека – следите за тем, чтобы таких ошибок не было.
Сопроводительное письмо
К резюме, которое вы отправляете к работодателю, должно прилагаться сопроводительное письмо. Во многих ситуациях сопроводительное письмо не менее важно, чем само резюме, а иногда и важнее его.
Сопроводительное письмо должно быть напечатано на такой же бумаге, что и резюме и должно соответствовать стандартному формату.
Продемонстрируйте свое знание компании.
Хорошие вакансии, как правило, долго не пустуют. Чем быстрее вы начнете обзвон и рассылку резюме, тем лучше. Наберитесь терпения, конкурентов у вас чаще всего немало.
Дозвонившись, обязательно поинтересуйтесь, как прошла ваша информация, а также фамилией менеджера, который занимается подбором персонала на интересующую вас вакансию (неважно – в кадровом агентстве или у прямого работодателя). Совсем не факт, что вам на этот вопрос ответят, но такая вероятность есть; кроме того, возможно, вас выделят из общего потока как наиболее настойчивого. Только не переусердствуйте, во всем нужна мера. Помните, что если неправильно составить резюме, то собеседование может вообще не состояться. Успехов на собеседовании!
Учебно-методический комплекс дисциплины «Технология трудоустройства» / сост. О. Н. Сычева. – М. Импэ им. А. И. Грибоедова, 2009. – 28 с
12 10 2014
5 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Арбитражный процесс» / сост. П. В. Полосков.– М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 20 с
25 12 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Сравнительная теория закона» / авт сост. В. В. Оксамытный. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 15 с
01 10 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы информационного права» / сост. В. И. Ступаков. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. 27 с
10 10 2014
4 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Сравнительный менеджмент». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. – 32 с
17 12 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Международное морское право» / авт сост. А. М. Осавелюк, Е. А. Осавелюк. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 23 с
23 09 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» / сост. Р. Г. Тимофеева. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 31 с
01 10 2014
9 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Гражданское процессуальное право зарубежных стран» / сост. П. В. Полосков. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 10 с
14 12 2014
1 стр.