Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 10страница 11страница 12страница 13страница 14 ... страница 28страница 29
§ 52. Семантические, морфологические
и синтаксические особенности числительных

Числительные как часть речи объединяют слова с количественно-


числовым значением. Они являются именами чисел (два, десять, сто
пять, т
ысяча, миллион и др.), выражают счет (один. два, три, четыре,
пя
ть, шесть карандашей) и обозначают количество считаемых предме-
тов (один апельсин, две груши, три яблока). Способность числительных
быть именем такой абстрактной сущности, как число, является доста-
точным семантическим основанием для выделения их в особый класс ле-
ксем. В этом классе единицы (называющие целые числа) образуют ассо-
циативный ряд и занимают в нем строго определенное место, так как
каждая из них отличается на одну и ту же сему (на единицу) от преды-
дущей и последующей: пять на единицу больше четырех и меньше шес-
ти, шесть на единицу больше пяти и меньше семи и т. д.61. Однако не-
верно думать, что только в этом и состоит своеобразие значения числи-
тельных. Числительное нельзя адекватно охарактеризовать, не учиты-
вая его роли в выражении количественных отношений.

Совмещение двух семантических компонентов, количественного


и числового, является специфической чертой семантики числительных
как части речи. Именно этот синкретизм отделяет числительные от су-
ществительных, которые тоже могут иметь количественное значение
(пара перчаток, тройка лошадей, дюжина салфеток, сотня казаков, пя-
ток яиц, десяток луковиц, медный пятак, новенькая десятка), но при
этом не обозначают чисел. Количественно-числовое значение числи-
тельных как части речи опирается на их морфологическое оформление.

Морфологически числительные последовательно характеризуются


падежом.



61

См. М. Ф. Лукин. К вопросу о лексико-грамматическом статусе числительных в совре- менном русском языке // Вопросы языкознания, 1987, № 6. С. 43-51. 105

При выражении количественных отношений падеж числительного
отличается от падежа существительного своей асемантичностью: он не
выражает ни субъекта, ни объекта. Числительные сами по себе, вне со-
четания с существительными не бывают ни подлежащим, ни дополнени-
ем: Под окном росли две берёзы (подлежащее — две берёзы).

Примечание. В случаях типа Двое ушли в лес числительное субстантиви- руется: оно выражает представление не только о количестве, но и о предмете (двое здесь — это 'два человека').

При обозначении чисел числительное является именем определен-


ного цифрового знака и не сочетается с существительными, падеж чис-
лительного при этом функционально не противопоставляется падежу
существительных: в структуре предложения он оказывается таким же
компонентом, каким бывает падеж существительного. См., например,
Четыре больше трех, где четыре — подлежащее, а трех — дополнение.

Как видим, там, где числительное семантически отделено от суще-


ствительного (обозначение числа), грамматически оно ему не противо-
поставлено. Оно разграничено с существительными именно при выра-
жении количественных отношений.

Морфологического числа (кроме слова один, а также существитель-


ных в нумеративном употреблении), числительные не имеют. Род в чис-
лительных представлен непоследовательно, и также непоследовательно
отражается в числительных одушевленность/неодушевленность сущест-
вительных, с которьми они сочетаются: вижу две сосны 1 двух девушек,
но вижу пять сосен 1 пять девушек.

В синтаксическом отношении числительные похожи на местоиме-


ния тем, что у них нет собственной функции члена предложения, что де-
лает уязвимой их грамматическую синтаксическую оформленность
(числительные как часть речи выделяются не всеми лингвистами. Но
нормативные грамматики их признают).

Синтаксическая оформленность числительных проявляется в спосо-


бе их грамматической связи с существительными в количественно-суб-
стантивных словосочетаниях. Особенностью этих словосочетаний (иск-
лючение — конструкции со словом один) является то, что в них сущест-
вительные не могут иметь формы И. и В. падежей. В синтаксических по-
зициях этих падежей числительное предопределяет форму существи-
тельного (Р. п.) или, как принято говорить, управляет существитель-
ным: вот три яблока (а не яблоко или яблоки), вижу пять карандашей
(а не карандаши). В остальных падежах числительное согласуется с су-
ществительным: рассказал о двух встречах.

В результате, когда подлежащее или дополнение выражается коли-


чественно-субстантивным словосочетанием, падеж числительного вво-
дит (не выражает!) в предложение семантический субъект или семанти-

106


ческий объект. Такой синтаксической роли нет ни у падежа существи-
тельных, ни у падежа прилагательных.

Числительное как часть речи представляет собой непополняемый


класс слов, — хотя при этом может быть обозначено любое число, —
что связано с особенностями их словообразовательной структуры,
с агглютинативным способом их образования. Исходных лексем, по-
средством которых выражаются числовые значения, немного, и они
строго ограничены. Это слова: один (одна, одно), два (две), три, четы-
ре, пять, шест
ь, семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать,
тринадца
ть, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, во-
семнадцат
ь девятнадцать, двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят, ше-
ст
ьдесят, семьдесят, восемьдесят, девяносто, сто, двести, триста, че-
т
ыреста, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот, тысяча,
миллион, миллиард.
При этом последние три слова (их на самом деле
больше — триллион и т. д.) могут быть и существительными, а слово
один имеет и местоименно-адъективное употребление.

Числительному как части речи не свойственно сочетаться с прила-


гательными. Постановка согласуемого определения при количествен-
ном слове может быть знаком его субстантивной функции, например,
учиться на круглое пять; в дневнике с трудом можно было различить
стертое два. В сочетании одна тысяча рублей слово тысяча является су-
ществительным (ненормативно сказать *одной тысячью рублями).

§ 53. Лексико-грамматические разряды числительных

В числительных прежде всего описываются два лексико-граммати-


ческих разряда: количественные и собирательные числительные.

В школьной практике (и во многих учебниках) выделяются еще по-


рядковые числительные, которые образуются от количественных суф-
фиксальным способом, включая и нулевой суффикс: третий, четвер-
т
ый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый, одиннадца-
тый, двенадцатый, тринадцатый, четырнадцатый, пятнадцатый, шест-
надца
тый, семнадцатый, восемнадцатый, девятнадцатый, двадцатый,
тридцатый, сороковой, пятидесятый, шестидесятый, семидесятый, вось-
мидесят
ый, девяностый, сотый, двухсотый, трехсотый, четырехсотый,
пятисот
ый, шестисотый, семисотый, восьмисотый, девятисотый, ты-
сячн
ый, миллионный, миллиардный. К слову один порядковое числитель-
ное — первый, к слову два — второй. При образовании порядкового
числительного от составного количественного числительного происхо-
дит мена последних компонентов: сто двадцать один -> сто двадцать
первый, семьсот девяносто шесть —> семьсот девяносто шестой.

Порядковые числительные называют порядковый номер предмета


при счете. Они являются синтаксическими дериватами количественных

107


числительных. По природе своего транспозиционного значения и по
морфологическим категориям, как уже отмечалось, порядковые числи-
тельные совпадают с относительными прилагательными.

Кроме порядковых, выделяют также особый разряд количествен-


ных числительных — дробные числительные: два с половиной (процен-
та), две пят
ых, три шестых, одна десятая. Их выделение мотивирова-
но тем, что они называют дроби, т. е. особые числа. Однако с точки
зрения морфологии это выделение не оправдано. Дробные числитель-
ные — это скорее особый тип количественных словосочетаний. Поряд-
ковые числительные в них субстантивированы (две третьих участка =
две третьих части участка). М. Ф. Лукин (см. упомянутую статью), опи-
раясь на знаковую функцию дробных сочетаний, предложил называть
их особыми словами. С этим очень трудно согласиться, так как слово
и словосочетание в принципе не могут быть разведены на основе знако-
вой роли.

Кроме специализированных сочетаний, дробные числительные


представлены словами полтораста и полтора. Эти два слова и должны
рассматриваться в морфологии. Но в связи с тем, что их только два, по-
нятие лексико-грамматического разряда к дробным числительным при-
ложимо условно.

§ 54. Количественные числительные

Грамматическим ядром части речи являются количественные чис-


лительные. Все сказанное об особенностях числительного как отдельно-
го класса слов прежде всего касается количественных числительных.

Количественные числительные делятся на определенно-количест-


венные и неопределенно-количественные. Первые соответствуют циф-
ровым обозначениям количества (два, сто, тысяча). Вторые выражают
представление о неопределенном количестве и относятся к числитель-
ным не столько по семантике, сколько по грамматическим признакам:

как собственно числительные, они обладают свойством управлять ро-


дительным падежом существительного и вводить в предложение семан-
тические субъект и объект. Неопределенно -количественными числи-
тельными являются лексемы: много, немного, мало, немало, столько,
стол
ько-то, сколько, несколько, сколько-нибудь, сколько-то.

Указанные слова обозначают неопределенное количество предме-


тов только при сочетании с существительными колько птиц! много
дней
: мало друзей). В отличие от определенно-количественных слов они
могут сочетаться с существительными, не называющими дискретных
предметов (много горя, мало радости).

В Р., Д., Т. и П. падежах, т. е. там, где числительное согласуется


с существительным, склоняемые неопределенно-количественные числи-

108


тельные не отграничены от прилагательных. Но в именительном и ви-
нительном падежах сочетания с неопределенно-количественными чис-
лительными и прилагательными не совпадают: можно сказать Сколько
вороб
ьев! много кошек, но нет сочетаний *сколький воробей или *сколъкие
вороб
ьи; *многая кошка. Есть сочетание многие кошки, но оно по смыслу
не совпадает с много кошек.

В сочетаниях с глаголами неопределенно-количественные числи-


тельные переходят в разряд наречий и утрачивают (если являются изме-
няемыми, т. е. все, кроме неизменяемых мало и немало) склонение
(сколько спит, много работает, столько ест).

Примечание. Некоторые лингвисты настаивают на том, что неопреде-
ленно-количественные слова нужно относить не к числительным,
а к наречиям, так как они лишены числового значения 62. Бесспорно,
собственно числительные и неопределенно-количественные слова се-
мантически существенно различаются. Но дело в том, что эти слова,
когда они выражают представление о неопределенном количестве,
т. е. когда сочетаются с существительными, грамматически, а также
семантически не совпадают и с наречиями. Отнесение неопределенно-
количественных слов к числительным как части речи (точно так же
и к наречиям) в известной степени оказывается условным.

§ 55. Простые, сложные, составные
определенно-количественные числительные

К простым относятся непроизводные слова (один, два, десять, сто)


и производные на -надцатъ1-дцатъ (одиннадцать, двадцать). Сложные
числительные имеют сложную основу (пятьдесят, триста, семьсот).
Составные числительные состоят из двух или более компонентов, каж-
дый из которых сам является простым или сложным числительным
(восемьдесят шесть, девятьсот пятьдесят четыре).

§ 56. Собирательные числительные

Собирательные числительные представляют собой замкнутую


группу слов, образованных от количественных числительных, обычно
в пределах первого десятка, начиная с двух: двое, трое, четверо, пятеро,
шестеро, семеро, вос
ьмеро, девятеро, десятеро (окказионально могут
быть образованы формы и от других числительных — девятнадцатеро).
К собирательным числительным обычно относят слово оба (обе), имею-
щее, кроме собирательного, и местоименное значение 'и тот и этот'.
Слово оба (обе) в отличие от собирательных числительных не является
производным и морфемно не связано с количественными числительны-



62

См. Н. М. Шанский. А. Н. Тихонов. Современный русский язык. Ч. 2. С. 148-149.

109


ми. Отличается оно от собирательных числительных и тем, как соединя-
ется с существительными (семеро козлят, но оба козленка), и тем, с каки-
ми существительными употребляется (*двое выступлений и оба выступ-
ления,
*двое студенток и обе студентки только вторые словосочета-
ния в приведенных парах являются нормативными). А. Н. Тихонов счи-
тает, что оба (обе) следует квалифицировать как особое местоименно-
количественное слово и помещает его в местоимения.

Собирательные числительные обозначают количество как совокуп-


ность. В отличие от количественных числительных они не могут быть
наименованием чисел и не используются при счете.

В грамматической оформленное™ собирательные числительные


объединяются с количественными числительными. У них нет морфоло-
гического числа и рода — по роду изменяется только слово оба (оба —
м. р., обе — ж. р.). Так же И. и В. падежи противопоставляются другим
падежам по синтаксической связи с существительными. Однако по ле-
ксической сочетаемости количественные и собирательные числительные
не совпадают.

Количественное числительное может присоединять к себе любое су-


ществительное, называющее дискретно существующие предметы, кроме
слов pluralia tantum (*mpu брюк). Собирательное числительное, напро-
тив, сочетается далеко не со всеми конкретными словами.

Собирательные числительные употребляются со следующими суще-


ствительными: 1) с личными существительными мужского и общего ро-
да (трое студентов, пятеро сирот, двое мужчин). Употреблять собира-
тельные числительные с личными сущ. женского рода не рекомендуется
(*двое женщин, рое девушек); 2) с названиями детенышей и словами
со значением «невзрослости» (семеро козлят, четверо негритят);

3) с личными субстантиватами (пятеро учащихся, двое больных); 4) со


словами люди, дети, ребята, людишки, детишки, ребятишки (четверо де-
тей, пя
теро ребят, трое ребятишек); 5) с личными местоимениями (двое
нас, семеро их); 6) с неодушевленными pluralia tantum (двое суток, трое
брюк)
; 7) с неодушевленными существительными, называющими парные
предметы вое носок = две пары носок, двое рук = две руки). При этом
(имеется в виду пункт 6-й и 7-й) собирательные числительные выступа-
ют только в И. и В. падежах. В остальных падежах они заменяются на
формы количественных числительных (И., В. — двое суток, Р. — двух
суток, Д. — двум суткам, Т. — двумя сутками, П. — о двух сутках).

§ 57. Морфологические категории числительных

Все количественные числительные, кроме слов мало, немало, изме-


няются по падежам. В числительных, как в прилагательных и местоиме-
ниях, можно выделить только основные 6 падежей.

110


Падеж числительных, кроме употребления для обозначения цифро-
вых знаков, имеет синтаксическое (синтагматическое) содержание: ука-
зывает на синтаксическую связь числительного с существительным.

Изменение числительных по падежам имеет две особенности, отли-


чающие числительное и от существительного, и от прилагательного.
Во-первых, при образовании падежных форм у сложных и составных
числительных изменяются все основы, образующие числительное: И. —
пятьдесят, шестьсот, четыреста семьдесят три, Р. — пятидесяти, шес-
тисот, четырехсот семидесяти трех, Д. — пятидесяти, шестистам, че-
тыремстам семидесяти трем и т. д. Во-вторых, в склонении некоторых
числительных (сорок, девяносто, сто) формы И. и В. падежей имеют од-
ну флексию, а формы остальных падежей другую (И., В. — сто. Р., Д.,
Т., П. — ста), что соответствует противопоставлению этих падежей
в синтаксисе.

Продуктивной тенденцией в склонении числительных является уп-


рощение словоизменения. С этой тенденцией В. В. Виноградов связывал
встречающиеся формы творительного падежа типа пятидесятые, шес-
тидесятъю
вместо рекомендуемых нормативными грамматиками
пятьюдесятью, шестьюдесятью: Бошняк остался с шестидесятью чело-
век
ами офицеров и солдат (Пушкин, пример В. В. Виноградова). В уст-
ной речи нередко не склоняются компоненты составных числительных.
Такое употребление ненормативно и не рекомендуется в письменном
языке.

В современном языке продуктивно употребление количественных


числительных в определительной функции в субстантивном словосоче-
тании: квартира тридцать два. дом номер семь, самолет ТУ-104то че-
тыре) и т. п. В этой синтаксической позиции количественные числи-
тельные не изменяются по падежам.

Числительные два (две), три, четыре и составные с этими словами


в качестве последнего компонента в И. п. (и В., если он совпадает с И.)
сочетаются с Р. п. существительных ед. числа: два карандаша (не каран-
даши и не карандашей). В остальных падежах существительное при та-
ких числительных должно быть во мн. ч.: нет двух карандашей, двум ка-
ранда
шам, двумя карандашами, о двух карандашах.

Примечания. 1. Это правило распространяется и на слово человек, кото-
рое вне сочетания с числительными во мн. числе не употребляется:

И. — два человека, Р. — двух человек, Д. — двум человекам, Т. — дву-


мя человеками, П. — о двух человеках. Если слово человек употребля-
ется с определением, то в косвенных падежах оно заменяется на люди
(например, с тремя незнакомыми людьми).

2. Существительное год в сочетаниях с числительными образует


форму Р. п. мн. ч. от основы лет: два года — не прошло двух лет; пять

111


лет — не прошло пяти лет, но двум годим, пяти годам, двумя годами,
пятью годами, о двух годах, пяти годах

Числительное один (одно, одна, одни) само по себе и в структуре со-


ставных лексем по падежу, а также по роду и числу всегда согласуется
с существительным, к которому относится: сто сорок один карандаш,
нет с
та сорока одного карандаша, ста сорока одному карандашу, ста со-
рока одн
им карандашом, о ста сорока одном карандаше.


<предыдущая страница | следующая страница>


Учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов Издательство Московского университета 1999

Охватывают все лексемы без соотносительных форм

5756.13kb.

03 09 2014
29 стр.


Учебное пособие Москва Издательство Российского университета дружбы народов 1999 Утвержден о рис ученого совета

К 46 Гигиена труда и профилактика профессиональных заболеваний в отдельных отраслях промышленности: Учеб пособие. М.: Изд-во рудн, 1999. 95 с

1763.61kb.

11 09 2014
7 стр.


Учебное пособие разработал

Учебное пособие предназначено для студентов вузов, слушателей бизнес-школ. Будет полезно преподавателям экономических факультетов и руководителям организаций

3083.57kb.

17 12 2014
32 стр.


Учебное пособие владивосток издательство дальневосточного университета

Пособие содержит большое количество практических примеров и завершается специально подобранными тестовыми заданиями для самопроверки. Предназначено для студентов востоковедных вузо

1222.11kb.

08 10 2014
10 стр.


Учебное пособие для студентов экономистов: учеб пособие по англ яз. / сост. О. А. Михайлина, С. В. Борисова. Краснодар: Краснодар ун-т мвд россии, 2011. 200 с

В. В. Катермина, доктор филологических наук, профессор кафедры английской филологии факультета ргф кубанского государственного университета

1894.18kb.

17 12 2014
18 стр.


Учебное пособие Архангельск

Зыкина Т. А. Черноудова М. Г. Трудовое право: Учебное пособие для студентов юридического института. – Архангельск: Изд-во Северного (Арктического) федерального университета 2011. –

1192.26kb.

14 10 2014
11 стр.


Учебное пособие для студентов всех факультетов

Фгоу впо московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии

573.91kb.

16 12 2014
3 стр.


Биология пособие для поступающих в вузы под редакцией М. В. Гусева и Л. А. Каменского Издательство Московского университета 2002 Москва мир 2002
8254.97kb.

01 09 2014
52 стр.