Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 12страница 13страница 14страница 15страница 16 ... страница 28страница 29
§ 63. Границы наречия как части речи

Вопрос о частеречных границах наречия мотивирован двумя взаи-


мосвязанными причинами: во-первых, спецификой наречного словооб-
разования, во-вторых, тем, что субстантивные падежи и глагольные
деепричастные формы имеют адвербиальную функцию.

Среди наречий есть непроизводные слова, в том числе местоимен-


ной семантики: здесь, там, куда, всюду, так, как, потом, возле, подле, ед-
ва, лиш
ь, прежде и др. В целом таких наречий немного. Большинство
наречий лексически соотносительно со словами других частей речи:

вдвоем <— двое, впервые <— первый, навстречу <— встреча, вкривь <— кривой,
дважд
ы <— два, по-моему <— мой, тягуче <— тягучий, внезапно <— внезап-
н
ый и т. д.

118


Наречие имеет собственные модели морфологического словообра-
зования: хороший —> хорошо, красивый —> красиво, певучий —> певуче, лет-
ний
—> по-летнему, свой —> по-своему, дружеский —> по-дружески, товари-
щеский
—> по-товарищески, иронический —> иронически, трагический —>
т
рагически.

Но очень многие наречия образованы не морфологическим (не аф-


фиксальным) путем, сращением предлогов с падежными словоформами,
сращением двух словоформ, переходом отдельных словоформ в наре-
чия: внизу, слева, направо, вчерне, вкось, вдаль, пешком, молчком, рядком,
снача
ла, издалека, наедине, накануне, сегодня, тотчас, сгоряча и т. п.

Пополнение наречий в результате словоупотребления продолжает-


ся и в современном языке, в основном за счет падежных и предложно-
падежных форм. Исследователи отмечают, что «онаречивание» нена-
речных словоформ проходит разные фазы в своем развитии. По наблю-
дению О. П. Ермаковой, адвербиализация, «имея начало, вовсе не все-
гда имеет завершение. Некоторым полунаречным формам, возможно,
суждено остаться таковьми: на бегу, в обмен, с размаху» 63. По этой при-
чине не всегда можно провести четкую границу между наречием и паде-
жом существительных в наречной функции. Пока у падежной слово-
формы в наречном употреблении существует семантическая связь с име-
нительным падежом (исходной формой существительного) невозможно
говорить о полной ее адвербиализации. Отнесение к наречиям таких
словоформ, как летом, зимой, весной, осенью, утром, вечером вряд ли
бесспорно, хотя и широко принято. Временное значение в Т. п., с одной
стороны, мотивировано лексическим значением соответствующих суще-
ствительных, с другой стороны, этот творительный обладает свойством
употребляться в сочетании с определением (ранней весной, студеной зи-
мой, поздн
им вечером), наконец, Т. времени представлен не только в дан-
ной группе слов, его могут иметь личные существительные, определяю-
щие человека по возрасту или какому-нибудь другому признаку, наде-
ленному временным параметром: Мальчиком он много болел. Еще учи-
тельницей начальных классов она познакомилась с нынешним директором
фабрики
. Студентом первого курса он уже увлекся немецкой философией.
Значение времени в творительном падеже само по себе не приводит
к отрыву словоформы от части речи. Этот отрыв обычно сопровожда-
ется или семантической изоляцией, или утратой существительного.

Сказанное в целом справедливо и для деепричастий, у которых на-


речная функция регулярна и которые при этом, как правило, не поры-
вают с глаголом.



63

О. П. Ермакова. О некоторых общих вопросах словообразования наречий // Развитие
словообразования современного русского языка. М., 1966 С. 46-47.

119


§ 64. Лексико-грамматичсские разряды наречий

В наречиях, не считая их разбиения на собственно наречия и наре-


чия-местоимения (повторим, что такое деление лексики есть во всех са-
мостоятельных частях речи, кроме глагола), выделяют два основных ле-
ксико-грамматических разряда, определительные или собственно-ха-
рактеризующие наречия и обстоятельственные наречия.

Определительные наречия обозначают качества и свойства, прису-


щие признакам, степень признака и способ его проявления: модно оде-
ваться, оче
нь устать, относиться по-дружески, жить вдвоем, пере-
брат
ься вброд.

Обстоятельственные наречия называют признаки, внешние по от-


ношению к их носителям, определяют признак, обозначая место, время,
цель, причину: стоять слева, приходить вовремя, сделать назло, напи-
са
ть сглупу.

Определительные и обстоятельственные наречия могут различаться


занимаемыми синтаксическими местами: определительные наречия
употребляются при глаголах и прилагательных, обстоятельственные,
кроме этого, примыкают к предложению (Слева пруд. Справа сосновый
лес
. Сегодня дождь. Завтра отъезд. Поневоле нам пришлось остаться до-
ма).

Определительные наречия делятся на качественные, степени или ко-


личества и способа действия.

Качественные наречия определяют признак со стороны его качест-


ва (отвечают на смысловой вопрос как?). В своей морфемно-словообра-
зовательной структуре они соотнесены с качественными прилагатель-
ными, от которых образуются суффиксами -о (-е),-: дорогой — дорого.
по
трясающий — потрясающе, комический — комически. Суффикс -о (-е)
образует словоформы, омонимичные с формой ср. рода краткого при-
лагательного, которые различаются в предложении синтаксическими
функциями (Лицо красиво — краткое прилагательное в роли сказуемого,
Она одевается красиво — наречие в роли обстоятельства).

§ 65. Степени сравнения качественных наречий

Качественные наречия на -о имеют степени сравнения, сравнитель-


ную и превосходную. Простая сравнительная степень совпадает с срав-
нительной степенью прилагательных, отличаясь от нее занимаемым
синтаксическим местом (Ученик стал писать лучше— сравнительная
степень к наречию хорошо, но Продукты стали лучше — сравнительная
степень к прилагательному хороший).

120


Значение сравнительной степени, как и в прилагательном, может
быть выражено аналитически, сочетанием слова более с наречием на -о:

Этот учитель объясняет материал более доходчиво. Наречия на обра-
зуют сочетания и со словом менее (менее доходчиво), такое сочетание
выражает градуальное значение, которое по определению не соответст-
вует сравнительной степени (простая степень не имеет значения меньше,
чем).

Превосходная степень в наречиях образуется только аналитиче-


ским способом, сочетанием простой сравнительной степени с словофор-
мами всего и всех: Больше всего люблю прогулки по лесу. Больше всех уче-
никам нрав
ился Петр Афанасьевич. Превосходная степень в наречиях не
имеет элативного значения. Аналитическое выражение степеней сравне-
ния в наречиях относится к синтаксическому уровню. Лексическая от-
дельность слова больше поддерживается его противопоставлением сло-
ву меньше.

Простую сравнительную степень наречий, как и сравнительную


степень прилагательных, можно было бы относить к внутричастеречно-
му модифицирующему словообразованию.

От качественных наречий на -о образуются наречия с модифици-


рующими значениями: дорого —> дороговато, плохо —> плоховато, скучно
-> скучновато, рано -> рановато, ранехонько иранешенько, трудно ->
трудновато, трудненько, тяжело -> тяжеловато, тяжеленько.

§ 66. Наречия способа и степени действия

Наречия способа (или образа) действия отвечают на смысловой во-


прос Каким образом?. В отличие от качественных они не имеют степе-
ней сравнения и соотносятся в первую очередь не с прилагательными,
а существительными или глаголами: вплавь, наперебой, шепотом, вброд,
наискосок, ощупью, ползком
и др.

Среди наречий способа действия особо выделяются 1) слова, обра-


зованные от прилагательных и имеющие сравнительно-уподобительное
значение (по-собачьи, по-гусиному, по-дачному, по-хозяйски, по-моему, по-
де
тски), 2) слова со значением совместности (вместе, вдвоем, втроем,
сообща
, совместно).

Четкой семантической границы между качественными наречиями


и наречиями способа действия нет. Некоторые лексемы совмещают
в своем значении оба признака (к ним можно поставить и вопрос как?,
и вопрос каким образом?), например: верхом, вручную, ощупью, пешком,
наизу
сть, шагом.

Наречия степени или количества выражают степень признака, его


интенсивность. В отличие от степеней сравнения они не включают

121


в свою семантику сопоставительное значение: очень, совсем, едва, едва-
едва, еле-еле, чуть-чуть,
крайне, весьма, много, мало, чересчур, совершен-
но.
В значении наречий степени могут употребляться и некоторые каче-
ственные наречия: совершенно, абсолютно, ослепительно, безмерно, смер-
тел
ьно, несказанно, неслыханною^.

Наречия степени могут употребляться при глаголах, обозначаю-


щих действие, изменяемое в количественном отношении: чрезмерно ус-
тал, несказанно обрадовался, очен
ь вырос, чересчур усердствует, едва ды-
шит, совсем не спит. Но в первую очередь они сочетаются с прилага-
тельными: смертельно бледный, чрезвычайно важный, чересчур занятый,
крайне необход
имый, весьма полезный, удивительно красивый и т. п.

Наречия степени употребляются также при наречии: очень много,


чрезвычайно полезно, совсем непонятно, фантастически трудно, отно-
сительно просто.

§ 67. Обстоятельственные наречия

Обстоятельственные наречия по значению делятся на



наречия места: рядом, вблизи, вдали, вдаль, внизу, вверху, слева, кру-
гом, здес
ь, там, где, повсюду, туда, оттуда и т. д.;

Наречия времени: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, сейчас, те-
перь, тогда, когда, всегда, встарь, издавна, исс
тари, поутру, намедни, по-
полудни, пополуночи, спозаранку
;

наречия причины: потому, поэтому, поневоле, невзначай, нечаянно,


понасл
ышке, сдуру, сглупу, спросонок, сгоряча, спроста, спросонья, со-
слепу
;

наречия цели: назло, взаем, взаймы, зачем, зазря, навстречу, в добав-


ление, в за
ключение, в отместку.

§ 68. Предикативные наречия (категория состояния)

В особый разряд выделяются предикативные наречия, т. е. наречия,


употребленные как сказуемое. Эта функция для наречий является вто-
ричной. Предикативные наречия называются также предикативами
и категорией состояния.

Существует мнение, что предикативное употребление несовместимо


с наречием как таковьм. Именно это и побуждает исследователей свя-
зывать предикативное употребление наречий с особой частью речи «ка-
тегорией состояния».

122


Основное возражение против такой оценки соответствующих фак-
тов связано с тем, что употребление при связке не изменяет частеречно-
го статуса словоформ. Возможность же употребления наречия при связ-
ке очевидна: ср. ехать вдвоем и быть вдвоем, разделить пополам и У нас
всё пополам
: сделать по-твоему и Все — по-твоему. Наречия места
и времени свободно соединяются с глаголом быть, образуя такие ком-
поненты предложения, которые в последнее время многими синтакси-
стами подводятся под именное составное сказуемое (в «Русской грамма-
тике-80» к предложениям с некоординированными главными членами
отнесены такие, в которых в сказуемом представлена падежная форма
имени с предлогом, выражающая характеристику по месту, простран-
ственной соотнесенности, временной протяженности, временному при-
знаку. Среди примеров приводятся Днепр — за спиной, Клуб — через до-
рогу.
Поворот — в двадцати шагах. Друзья были рядом. Его раскаяние
на час) б4.

Предикативные наречия представлены двумя группами.

В одной группе объединяются неизменяемые слова (их немного),
которые всегда употребляются предикативно: жаль, нельзя, можно, на-
до, ст
ыдно, совестно, тошно, замужем, наготове, впору (в признаковом
значении: туфли впору). Одни из них употребляются в предложениях
с инфинитивом в роли главного члена (нельзя проехать, можно уйти,
надо собираться),
другие, кроме этого, могут быть главным членом без-
личного предложения (ему совестно, детям стыдно за свои поступки.
мне тошно от всего случив
шегося), третьи бывают сказуемьм в двусос-
тавном предложении (женщина замужем, пушки наготове, туфли
впору).

Другая группа предикативных наречий объединяет слова на -о, со-


относительные с качественными наречиями и краткой формой среднего
рода качественных прилагательных. Такие лексемы употребляются
в функции сказуемого в безличных предложениях: На полях туманно,
тихо, пусто...
(С. Орлов); Как светло здесь и как бесприютно. Отдыха-
е
т усталое тело... (Ахматова); Как весел был труд их, как ловок! Как лю-
бо
им было, когда Пять маленьких, быстрых головок Выглядывать стали
с гнезда
! (Майков); С вечера все спится, на дворе темно (Фет).

Предикативное употребление таких словоформ больше соответст-


вует краткому прилагательному, чем наречию, тем более что безлично
употребляется и краткая форма среднего рода страдательных причас-
тий (В избе сильно натоплено и накурено), да и в спрягаемом глаголе
средний род втянут в выражение безличности. Но, поскольку позиция
при связке для наречия в целом не закрыта, можно считать, что при без-
личном употреблении признаковых форм на -о частеречная принадлеж-

64 Русская грамматика-80. Т. 2. С. 300-302.

123


ность словоформы определяется условно (однозначно не может быть
определена — наблюдается своего рода частеречная нейтрализация).
Существует традиция относить их к наречиям

литература

Галкина-Федорук Е. М. Наречия в предложении // Русский язык в школе 1941,

№2

Пешковский А М Русский синтаксис в научном освещении С 95-96, 156-157


Русская грамматика-80 Т 1 С 703-705
Шанский Н М, Тихонов А Н. Современный русский язык Ч 2 М, 1981

С 225-238


Русский язык Экспериментальные учебные материалы для средней школы Ч. 3. /Подред И С Ильинской, М В Панова М, 1980 С 16-22
Шахматов А А Синтаксис русского языка Л , 1941 С 502-504

МЕСТОИМЕНИЯ
§ 69. Местоимение как часть речи

В системе частей речи местоимения выделяются по традиции. Они


не образуют особого грамматического класса, так как не имеют общей
грамматической оформленное™ и общей категориальной семантики.

В языкознании отсутствует единое представление о местоимении


как части речи. Некоторые лингвисты, например, А. М. Пешковский,
Л. В. Щерба, такой части речи не выделяют.

В школьной практике в местоимения не включают местоименные


наречия, которые объединяются с собственно наречными лексемами.
При этом в наречиях выделяют знаменательные (слева, вверх, наизусть)
и местоименные слова (там, здесь, туда. так, как и др.). В результате
может показаться, будто различие между этими двумя типами наречий
иной природы, чем различие между знаменательными и местоименными
прилагательными или собственно числительными и местоименными ко-
личественными словами. Но это неверно: местоименное наречие отно-
сится к собственно наречию так же, как местоименное прилагательное
к собственно прилагательному.

В настоящее время вслед за В. В. Виноградовым во многих описа-


тельных грамматиках русского языка, в том числе и академических,
в качестве отдельной части речи объединяются только те местоимения,
которые в употреблении соотносительны с существительными (место-
именные существительные). Эти местоимения имеют свои модели скло-
нения, а в категориях рода, числа и падежа полностью с существитель-

124


ными не совпадают. В предложении они обычно не соединяются с не-
обособленными определениями, кроме слов один. сам. Тем не менее
и данное решение вопроса о частеречном статусе местоимений не пред-
ставляется достаточно аргументированным. Дело в том, что различия
между местоименными существительными и собственно существитель-
ными часто объясняются тем, что морфологические категории послед-
них связаны с лексическими значениями слов, а следовательно, не могут
во всей полноте реализоваться в местоимениях.

Все местоименные слова образуют единый лексический (лексико-се-


мантический) класс слов. Каждое местоименное слово предполагает од-
новременное вхождение и в класс местоимений, и в грамматический
класс (часть речи), соответствующий его грамматической оформленно-
сти. У каждого местоимения есть 1) местоименное значение, 2) катего-
риальное значение той части речи, в которую оно входит.

§ 70. Местоимения как лексико-семантический класс

В разделе, посвященном общей характеристике частей речи, отме-


чалась специфика местоименных слов: 1) местоимения не имеют вещест-
венного значения, они не называют предметы и признаки, а только ука-
зывают на них; 2) местоименное значение не зависит от грамматиче-
ской оформленное™ слова, оно предопределено местоименным корнем.
К сказанному добавим, что у местоимений есть еще одна особенность,
отличающая их от неместоименной лексики. Эта особенность состоит
в том, что семантика местоимений релятивна по своей природе, и не
просто релятивна — она непосредственно или опосредованно сориенти-
рована на говорящий субъект, на я. На это свойство местоимений обра-
тил внимание А. М. Пешковский: «Местоимения представляют собой
такую единственную в языке и совершенно парадоксальную в грамма-
тическом отношении группу слов, в которой неграмматические части
слов (корни) имеют... субъективно-объективное значение, т. е. обозна-
чают отношение самого мыслящего к тому, о чем он мыслит» 65.

Связь местоименной семантики с субъектом речи объясняет их так


называемый деистический характер: местоимения являются средством
актуализации высказывания, т. е. выражения конкретной референтной
соотнесенности его именных компонентов, их ориентации на речевую
ситуацию. (В глаголе эта функция осуществляется посредством преди-
кативных грамматических категорий, прежде всего категории лица
и времени.) Местоимения 1-го, 2-го лица называют непосредственных
участников речевого акта.

Русский синтаксис в научном освещении С 154

125

Если определять местоимения на основе всех указанных признаков,


нужно признать, что они образуют замкнутую или почти не пополняю-
щуюся группу слов. Отмечаемая в грамматиках прономинализация свя-
зана с утратой в самостоятельных словах лексического (вещественного)
значения и в этом смысле с приближением к местоимениям. Прономина-
лизованные слова нередко похожи на анафорические местоимения, т. е.
местоимения, содержащие в своем значении отсылку к предыдущему
или последующему тексту (компоненту текста), такие, как: он, она, оно,
они, тот, этот, который и др. См. б данной статье, в подобных обстоя-
тельствах, следующее заявление. Однако при этом они не выражают
ориентации на говорящий субъект, другими словами, не имеют одного
из самых специфических свойств местоимений. Прономинализованные
лексемы, как правило, не бывают дейктическими(см., например, сущест-
вительные человек, женщина, люди, дело, факт, вещь и т. п., о место-
именном употреблении которых писали А. А. Шахматов и В. В. Вино-
градов). Прономинализацию скорее надо понимать как тип употребле-
ния, чем способ образования слова.

Местоименные слова объединяются общим синтаксическим свойст-


вом: у них нет своего синтаксического места, они оказываются слова-
ми-«заместителями»: употребляются в синтаксических позициях других
самостоятельных частей речи.

В русском языке нет местоименных глаголов. Ю. С. Маслов, приве-


дя пример на «заместительное» употребление словоформы делай: Не де-
лай э
того!, тем не менее отметил, что «местоглаголие» в нашем языке не
получило развития 66. В связи с этим важно обратить внимание на то,
что вопросы «Что делать?» и «Что сделать?», посредством которых оп-
ределяется вид глагола и в которых глагол делексикализован, «замести-
тельной не употребляются.

Местоимения — это слова, в своем употреблении соотносительные


с именами (существительными, прилагательными, числительными)
и наречиями.

Местоимения — единственный класс слов, в котором представлены


словообразовательные модели с такими специфическими аффиксами,
как кое-, -либо, -то, -нибудь.

Морфемная структура местоименных слов не всегда объясняется


с точки зрения синхронных связей. Например, при сравнении слово-
форм ты. тебе, тобой выделяется корневой морф т-. С одной стороны,
он совсем не соответствует типовому именному корню (cvc — соглас-
ный, гласный, согласный), с другой стороны, непонятно, каково отно-
шение этого морфа к морфам теб-, тоб-, как позиционно они распреде-
лены.



бб

Ю. С. Маслов. Введение в языкознание. М., 1997. С. 166.

126


Местоимение — это единственное слово, которое может разрывать-
ся предлогом (ни о ком, не с чем).

Личные местоимения, являющиеся ядром местоименного класса,


втянуты в выражение категории лица в глаголе.

В структуре предложения некоторые местоимения приближаются


к служебным словам. Таковы относительные местоимения, выполняю-
щие функции подчинительных союзов, и указательные местоимения
в роли соотносительных слов в сложном предложении: Я тот, кого ни-
кто не
любит... (Лермонтов) (отметим, что в таком употреблении тот
не противопоставляется этот, ненормативно *Я этот, кого никто не
л
юбит).

Контекст может изменять значение местоименной лексемы. См.:



...Кто в глаза ему смеется. Кто скорее отвернется... (А. Пушкин), где
кто... кто имеет значение 'один... другой'.

Некоторые местоимения входят в устойчивые сочетания типа куда


попало, что попало, кто придется, какой надо, куда угодно и др. (дружит
с кем придется, гуляе
т с кем попало, съест что угодно). О. П. Ермакова
назвала такие сочетания составными местоимениями в русском язы-
ке 67. От местоименных слов подобные единицы явно отличаются ком-
понентами оценочной семантики.

Местоимения могут совмещать в себе местоименное и неместо-


именное значения, например, слово ничто, кроме отрицания, означает
'ничтожный или бесправный человек', слово никто — 'чужой, посто-
ронний человек' (см. MAC). По наблюдению В. В. Виноградова, «в рус-
ской лексике непрерывно происходит развитие "местоименных" значе-
ний у имен. С другой стороны, старые местоимения обрастают именны-
ми значениями или производят лексемы и идиоматические выражения,
лишенные оттенка местоименное™» (1972, 261).

Отметим также, что внутри местоименного лексико-семантическо-


го класса возможна субстантивация (переход из одной части речи
в другую): Если ветер крыши рвет, если град загрохал. каждый знает —
это вот для прогулок
плохо (Маяковский) — субстантивированы место-
именные прилагательные каждый и это.

Примечание. Субстантивированное изменяемое местоимение это, ана-
форически отсылающее к предыдущему тексту (см. приведенный при-
мер), следует отличать от субстантивированного несклоняемого сло-
ва это в конструкциях типа Это была Марфа Тимофеевна, где оно
кореферентно с другим существительным: На повороте показалась
жен
щина. Это была М. Т. — слово это соответствует сочетанию эта
жен
щина.



67

О. Л. Ермакова. Составные местоимения в русском языке // Словарь. Грамматика. Текст.
М., 1996. С. 195-204.

127



<предыдущая страница | следующая страница>


Учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов Издательство Московского университета 1999

Охватывают все лексемы без соотносительных форм

5756.13kb.

03 09 2014
29 стр.


Учебное пособие Москва Издательство Российского университета дружбы народов 1999 Утвержден о рис ученого совета

К 46 Гигиена труда и профилактика профессиональных заболеваний в отдельных отраслях промышленности: Учеб пособие. М.: Изд-во рудн, 1999. 95 с

1763.61kb.

11 09 2014
7 стр.


Учебное пособие разработал

Учебное пособие предназначено для студентов вузов, слушателей бизнес-школ. Будет полезно преподавателям экономических факультетов и руководителям организаций

3083.57kb.

17 12 2014
32 стр.


Учебное пособие владивосток издательство дальневосточного университета

Пособие содержит большое количество практических примеров и завершается специально подобранными тестовыми заданиями для самопроверки. Предназначено для студентов востоковедных вузо

1222.11kb.

08 10 2014
10 стр.


Учебное пособие для студентов экономистов: учеб пособие по англ яз. / сост. О. А. Михайлина, С. В. Борисова. Краснодар: Краснодар ун-т мвд россии, 2011. 200 с

В. В. Катермина, доктор филологических наук, профессор кафедры английской филологии факультета ргф кубанского государственного университета

1894.18kb.

17 12 2014
18 стр.


Учебное пособие Архангельск

Зыкина Т. А. Черноудова М. Г. Трудовое право: Учебное пособие для студентов юридического института. – Архангельск: Изд-во Северного (Арктического) федерального университета 2011. –

1192.26kb.

14 10 2014
11 стр.


Учебное пособие для студентов всех факультетов

Фгоу впо московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии

573.91kb.

16 12 2014
3 стр.


Биология пособие для поступающих в вузы под редакцией М. В. Гусева и Л. А. Каменского Издательство Московского университета 2002 Москва мир 2002
8254.97kb.

01 09 2014
52 стр.