Перейти на главную страницу
Весной 1917 года во всех казахских областях стали проходить съезды, на которых обсуждалась дальнейшая судьба Казахстана. Проект программы партии «Алаш», опубликован- ный перед выборами в Учереди- тельное собрание России, ставил в качестве первоочеред-
После длительной подготовки в июле на первом общеказахском съезде (21-28 июля 1917 года) в Оренбурге было принято решение об организации партии, выработке программы и выдвижении кандидатов в Учредительное собрание. 5 октября 1917 года партия получила название «Алаш», а 21 ноября того же года в газете «Казах» был опубликован проект программы партии, написанный А. Букейхановым и другими лидерами национальной демократической интелегенции.
На втором общеказахском съезде в декабре 1917 г. была провозглашена Алашская автономия и сформирован временный Народный Совет, которому присвоено наименование «Алаш-Орда». Предусматривалось последующее утверждение конституции Алашской автономии Всероссийским Учредительным собранием.
Партию «Алаш» возглавили – Алихан Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, Халел и Дж. Досмухамедовы, М. Тынышпаев, Елдос Омир, Абдулхамит Жуждыбай, Магжан Жумабаев. Программа партии, принятая на Втором общеказахском съезде в декабре 1917 года. Включала в себя требования национально-территориальной автономии Казахстана в составе демократической России, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, союзов, неприкосновенности личности, изменения аграрной политики в пользу казахов. Региональная конференция в Ташкенте в августе 1917 года выработала более радикальный проект автономии казахов и предложила сделать общенациональным органом газету «Бірлік жуы», редактором которой был Мустафа Шокай.
Отвергая насилие, алашевцы выступали против диктатуры одного класса над другими, были несогласны с большевиками по вопросу о классово-репрессивной природе государства как орудия классового угнетения. В этом смысле алашевцы солидаризовались с социалистами-демократами России, считавшими, что в демократическом обществе возможна гармонизация интересов различных классов в рамках правового государства.
Алашевцы в своей программе выступали за наиболее передовую тогда президентскую форму правления и демократический характер выборов, обеспечивающий участие в выборах «всех без различия происхождения», а также неприкосновенность личности, свободу слова, печати и союзов
Как трезвые реалисты-прагматики алашевцы не увлекались голым поверхностным популизмом и национализмом и тем более экстремизмом. Этим объясняется их мужественная гражданская позиция, занятая ими вопреки господствовавшим в казахском обществе мнениям и настроениям и поверхностно оцененная некоторыми исследователями как «предательство» ими национальных интересов казахов. А. Букейханов, А. Байтурсынов и М. Дулатов опубликовали в августе 1916 года письмо-обращение «Гражданам Алаша», где они выступили с призывом не сопротивляться приказу российского правительства о призыве на военно-тыловые работы. «Отказаться от этого нельзя, власть нам этого не простит, она на законных основаниях применит репрессивные меры. В степь выйдут войска – народ лишится покоя, одинаково пострадают и люди, и скот, нарушатся основы уклада... Военное положение для народа равносильно катастрофе».
Партия «Алаш» предполагала устроение обществено-политической жизни в соответствии с европейскими демократическими политическими ценностями. В то же время доминировавшая в культурной элите западническая культурно-цивилизационная ориентация не означала разрыва с тюркским и исламским миром.
Партии «Алаш» не удалось осуществить национальную консолидацию в 1917–1919 г.г. Причины состояла в наличии ряда противодействовавших факторов.
Во-первых, Алаш объединяла в основном узкий слой интеллигенции. Казахское общество, 80–90 процентов которого составляли безграмотные шаруа, не сумело поддержать идеи справедливости, гуманизма и независимости. Непросвещенность масс, оторванность от центра политической борьбы и революционного движения стали препятствием на пути к заветной цели.
Во-вторых, долгое время у казахской интеллигенции отсутствовала четкая программа политической борьбы. Думается, и партия Алаш была создана слишком поздно. Время ее создания и принятия четкой программы политических действий за образование независимой казахской государственности произошло в середине и конце 1917 года, когда инициатива постепенно переходила к большевикам с их популизмом и железной дисциплиной.
В-третьих, существование представлений о родоплеменном генеалогическом родстве и влияние связанного с этим племенного сознания, распространенных в среде кочевого и полукочевого населения, составлявшего большинство казахов, тормозило формирование национального самосознания и национального единства. Воздействие племенного разделения отразилось и в документах Второго Всеказахского съезда: «В Джизакском уезде идут беспорядки: киргизы нападают друг на друга, отбирают скот... Киргизы Джизакского уезда из рода Аргын имеют сильное желание выделиться из автономного Туркестана и присоединиться к Казак- Киргизской автономии, если таковая будет объявлена».
В-четвертых, препятствовало региональное размежевание. Второй всеказахский съезд, проходивший 5–13 декабря 1917 г. в городе Оренбурге без обсуждения принял программу партии «Алаш» и избрал ЦК во главе с А. Букейхановым. Основным итогом стало решение о создании «Временного народного совета «Алаш-Орда» в составе 25 человек, 15 из которых было избрано на съезде, а 10 мест было зарезервировано за представителями некоренной национальности. Совету «Алаш-Орда» предписывалось «немедленно взять в свои руки всю исполнительную власть над казахским населением».
В-пятых, серьезной неудачей деятелей «Алаш» явилась неспособность политически интегрировать интересы казахской нации. Сфера ее представительства не была широкой, не охватывала все группы казахской интеллигенции. Создалась ситуация, когда узкий слой интеллигенции и верхушечных казахских элементов мог только некоторое время опираться на народные массы: «То, что часть масс все же поддерживала движение, объяснялось моментом чисто национальным: лозунг автономии, независимости от ненавистных угнетателей не мог не захватить и не увлечь в борьбу часть масс». Недовольство усилилось отходом от заявленного в программе партии «Алаш» принципа взимания налогов по степени имущественного состояния: «богатый платит больше, бедный – меньше». Постановлением «Алаш-Орды» от 11–24 июня 1918 г. был объявлен немедленный сбор покибиточного сбора по 100 руб., независимо от достатка и богатства владельцев. «В связи с налогом имела место оппозиция в рядах Алаш-Орды, протестовавшая против покибиточной подати».
Федерация представлялась оптимальной формой правового регулирования взаимоотношений центра и национально-территориальных автономий. Самостоятельность в форме автономии не означало полной независимости. В этом требовании лидеры «Алаш» были реалистами, учитывая глубину интегрированности в политическую и экономическую систему России. Детальное разграничение полномочий центра и автономий представлялось делом, регулируемым последующими договоренностями и законодательством. Лидер «Алаш-Орды» Алихан Букейханов в обращениях к предполагаемым союзникам заявлял, что среди алашистов «нет стремлений к сепаратизму. Мы едины с великой демократической Федеративной Россией», «Мы – западники. В своем стремлении приобщить народ к культуре мы не смотрим на Восток… Получить культуру мы сможем… через Россию, при посредстве русских».
Контрреволюционная буржуазно-националистическая организация в Казахстане в 1917–20 годах выражала классовые интересы баев, феодалов и формировавшейся казахской буржуазии. В своей программе «Алаш» проповедовала идеологию Панисламизма и Пантюркизма, выдвигала лозунг буржуазной автономии Казахстана и отстаивала путь медленного приспособления патриархально-феодальных порядков к условиям буржуазного общества. В борьбе против революционного движения трудящихся «Алаш» смыкалась с русской буржуазией и иностранными империалистами. На 2-м «общекиргизском» контрреволюционном съезде образовано автономное «правительство» Алаш-орды во главе с А. Букейхановым, которое приняло решение о создании вооруженных сил «Алаш» создала свои отделения в Уральской, Тургайской, Семипалатинской области, установила тесную связь с контрреволюционной «Кокандской автономией» с башкирскими националистами. В 1917-18 годах алашордынцам удалось повести за собой некоторую часть трудящихся казахов. Отряды алашордынцев входили в состав белогвардейских войск Дутова, Колчака, Анненкова и др. Коммунистическая партия успешно разрешила задачу политической изоляции «Алаш». В ходе Гражданской войны отряды алашордынцев были разбиты, а «правительство» Алаш-орды было ликвидировано в марте 1920 года Киргизским (Казахским) ревкомом.
«Уш жуз» – казахская социалистическая партия, партия радикально-пробольшевистски настроенных слоев населения.
Политические взгляды партии «Уш жуз», возникшей в конце 1917 г., характеризуются противопоставлением партии «Алаш», поскольку «Ушжузовцы» придерживалась политической платформы левых социалистов-революционеров (эсеров), эсеровской концепции объединения рабочих, крестьян, городской мелкой буржуазии в аморфный класс «людей труда». На практике ее активное политическое развитие шло в сторону консолидации с большевиками и к июню 1918 г. большинство «Уш жуз» приняло сторону большевиков. В газете «Революционная мысль» (Омск) 17 ноября 1917 года сообщалось: «Группа киргиз, не удовлетворенных программой национальной киргизской партии «Алаш», организованной известным кадетом Букейхановым, организовала особую социалистическую партию «Уш-Жуз», цель партии – объединение тюрко-татарского племени в России и требование федеративного устройства Российской Республики».
Предположение А. Букейханова о «западнической» ориентации на оппозиционные российские партии подтвердилось в факте присоединения радикальных элементов казахской интеллигенции к ведущей революционной партии – партии большевиков. С другой стороны, частичное подтверждение его тезиса об ориентации на мусульманские татарские партии проявилось в эклектичности воззрений «Уш жуз». Эта эклектичность проявлялась в сочетании требования тюрко-татарской федерации и популистских лозунгов, близких большевистскому «Вся земля – крестьянам!», включения «справедливых требований шариата в закон казахского суда», хотя согласно программе партии «Алаш», часть гражданских дел и так предполагалось отнести в компетенцию духовных судей-казиев.
Эта партия сумела распространить свое влияние главным образом в северо-восточных областях Казахстана. ЦК находился в Омске. Основателем ее был Мукан Айтпенов. Но деятельность «Үш жұз» связана, прежде всего, с именем Колбая Тогусова. Этот политический деятель выдвинулся на арену общественной жизни и стал широко известен на исходе 1917 года, хотя в политику вошел еще в период первой российской революции 1905–1907 года. Печатным органом была газета «Үш жұз». Партия «Үш жұз» была политическим объединением мелкобуржуазных демократов, членами «которой было часть мелких чиновников, кустарей, учителей, фельдшеров, учащихся. По мере поляризации политических сил в Казахстане «Уш жуз» все более и более стала смыкаться с большевиками и противопоставляла себя партии «Алаш», выступила против создания «Алаш-Орды». Во время гражданской войны в марте 1919 года был расстрелен, как советский деятель К. Тогусов, также были арестованы и казнены другие лидеры «Уш-Жуз». Лишившись лидера, партия прекратила свое существование.
Партия «Шура-и-Ислями»
«Шура-и-Ислями» (март, 1917г. – январь, 1918г.) (в переводе с арабского «совет Ислама» или «Исламский совет») – организация исламизма и тюркизма, политическая организация Туркестана, основанная 17 марта 1917 г. в Ташкента. В «Шура-и-Ислями» вошли представители национальной буржуазии и интеллигенции, феодалов и мусульманского духовенства. Возглавлял ее лидер джадидизма М. К. Абдурашидзанов.
Идеология «Шура-и-Ислями» базировалась на трех тесно взаимосвязях между собой элементах. Этнические консолидации тюрко-мусульманских народов в силах достижения ими национальной самоопределения деструктивного влияния (русской революции) установило на общую этническую и религиозную идентичность тюрко-мусульманских народностей.
Газета «Шура-и-Ислями», а затем замешавшая ее газета «Кешаш» (Совет) выступали в качестве каналов пропаганды и информирования настроя о деятельности и текущих мероприятий партий.
С 16 по 23 апреля 1917 г. состоялся краевой съезд партии «Шура-и-Ислями» где присутствовали делегаты, от 42 местных отделений. Съезд, выражая интересы местных зажиточных слоев населения выступил за национальную – религиозную автономию Туркестана. В составе буржуазной России высказался в поддержку Туркестанского комитета временного права и наметил проведение некоторых реформ в области просвещения и быта. Съезд высказался за создания «краевого совета Туркестанских мусульман »
Со временем своего возникновения «Шура-и-Ислями» стремилась к возможно более тесному союзу с политическими партиями национально-демократического характера, в том числе, и которые, выступали за отделение религий от государства. Например, на третьем мусульманском съезде, состоявшийся 2 ноября 1917 г. и принявшим решения о непризнание советской власти, представители «Шура-и-Ислями» приняли участия наравне с делегатами от «Алаш», меньшевистских и эсеровских партий.
В «Шура-и-Ислями» постоянно шла борьба за руководство между джадимами и улемистами (Высшее духовенство), в июле 1917 г. улемисты вышли из «Шура-и-Ислями» и организовали свою организацию «Шура-и-Улема».
После установления советской власти в городе Ташкенте лидеры «Шуры-и-Ислами» переехали в город Коканд, где провели 4-й чрезвычайный краевой мусульманский съезд. На съезде было провозглашено создание Кокандской автономии. Однако в начале 1918г. Кокандская автономия была свернута военным путем.
В то же время СНК Туркестана и местные советы за антисоветскую деятельность распустили партию «Шура-и-Ислями». В подполье руководителей «Шура-и-Ислями» в союзе с Российскими белогвардейцами, улемистами продолжали борьбу с советскими властями.
Исламисты стояли на позициях «чистого ислама», а сторонники тюркизма отличались модернизмом и прагматизмом. Это привело к тому, что «Шуро-и-Ислами» первоначально объединяла эти два направления. Но через три месяца после своего образования в июне 1917 года от нее отделилась организация «чистого ислама» «Шуро-и-Улема». Улемисты во главе со своим лидером адвокатом С. Лапиным стояли на позициях «осуществления законных прав мусульман на самоопределение, построенных на чисто мусульманских принципах и началах шариата».
Шура-и-Улема (араб. «Совет духовенства») – контрреволюционная панисламистская организация в Туркестане, объединявшая высшее мусульманское духовенство, местных феодалов и наиболее реакционную часть национальной буржуазии.
В июне 1917 отделилась из партии «Шура-и-Ислами». Шураулемисты выступали за полное сохранение патриархально-феодальных устоев в быту и в общественной жизни, феодальной собственности на землю, бесправного положения женщины, выступали против буржуазно-демократических реформ противоречащих нормам ислама. Их политическое лицо ярко проявилось на съезде шураулемистов, проходившем в Ташкенте 17–20 сентября 1917 года. Делегаты съезда выступили против Советов, призывали к сплочению контрреволюционных сил для борьбы с нарастающим революционным движением, требовали отделения Туркестана от России и объединения всех мусульман в единое мусульманское государство под эгидой Турции.
Съезд принял решение о создании во всех городах края филиалов (отделений) «Шура-и-Улема», которые должны были вести пропаганду среди населения в панисламистском духе. Используя религию и националистические предрассудки отсталой части трудящихся коренного населения, улемисты старались посеять рознь и вражду между русскими и местными жителями, призывали всех мусульман к единению и недопущению распрей между "единоверными", жестоко преследуя сторонников революции.
На 3-м Краевом съезде Советов (ноябрь 1917 г.) улемисты выступили против установления в Туркестане Советской власти, были в числе организаторов контрреволюционной «Кокандской автономии» и вдохновителями басмаческого движения (буржуазное националистическое движения в Средней Азии в первые годы советской власти). В борьбе против Советской власти улемисты выступали в союзе с белогвардейцами и иностранными империалистами.
Проблемы становления многопартийности в Республике Казахстан
Конституция Республики Казахстан гарантирует права партий, движений, ассоциаций, за исключением тех, чья деятельность направлена на «насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни». Вмешательство государства в дела партий и общественных объединений не допускается.
Партийное строительство в Республике Казахстан получило свое второе развитие с принятием в 2002 году Парламентом нового Закона «О политических партиях», призванного, по мнению авторов закона, регламентировать и упорядочить ход партийного строительства в РК. Новым законом был введен 50-тысячный барьер для формирования политической партии.
Для стран СНГ характерна тенденция модификации общественных движений в политические партии. Демократия как форма осуществления власти обязательно предполагает наличие разных интересов в обществе, поэтому только для нее характерно существование многопартийности. После распада СССР и ухода КПСС с политической арены появились реальные возможности формирования многопартийности в Республике Казахстан. В стране конституционно признано идеологическое и политическое многообразие.
В сложный переходный период создания принципиально новой для республики демократической системы все более заметным становится процесс взаимовлияния, взаимозависимости политического плюрализма и демократизации, деятельности политических партий и становления суверенной государственности.
Вместе с тем, возникшая многопартийность была на самом деле фальшивой, поскольку в силу объективных причин ни одна из вновь созданных политических партий не могла составить реальной конкуренции КПСС, а, следовательно, реально участвовать в политической жизни страны.
Как отмечает Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев «коренным поворотным событием, открывшим дорогу для становления многопартийности, стал распад СССР и его цементирующего элемента в лице КПСС».
Действительно, становление многопартийности в Казахстане имеет общие закономерности со сходными процессами в других странах СНГ.
Практически везде имел место не просто переход от однопартийной системы к многопартийной, а налицо был взаимосвязанный процесс устранения государственно-политической монополии КПСС, создания новой государственности и соответствующей ей партийной системы.
Чтобы понять характер, содержание и особенности процесса становления многопартийности в республике, ее роль в формирования казахстанской государственности, специфику их взаимовлияния, выявить уровни их взаимодействия, представляется важным иметь представление о политических изменениях за последние 20 лет.
Развивая известную сегодня в Казахстане периодизацию процесса формирования государственно-политической системы, можно условно выделить, пять этапов:
конец 1986 г. – начало 1990 г. (образование неформальных объединений);
начальный период: 1990–1991 гг. (создание партий, движений и организаций);
средний период: период с конца 1991–1995 г.г. (образование независимой Республики Казахстан, политическая дифференциация и регистрация партий, общественных объединений);
поздний этап: 1995–1999 г.г. (период образования целого ряда политических партий);
повременный этап: этому периоду характерна общая стабилизация политических отношений в стране, что связано с окончательным оформлением избирательной системы в Казахстане и более или менее устойчивой партийной системы.
Роль политических партий в становлении государственности носила как позитивный, так и негативный характер, причины которого кроются в том, что в современном трансформирующемся Казахстане уровень демократии пока еще невысок, а политическая социализация включает в себя единовременные и параллельные процессы обучения демократической политической культуре с одной стороны и утрачивания оценок, суждений, политических ориентации и ценностей, присущих тоталитарной системе, с другой.
Такая смена механизмов политической социализации в республике осложняется накладыванием не только социально-классовых, но и национальных противоречий в сочетании с трансформацией политической системы на фоне глубокого системного кризиса. Эта уникальная комбинация факторов серьезно изменила взаимоотношения человека с государством и его институтами, наложила собственную специфику на продвижение общества в сторону политического плюрализма.
Казахстанский политолог Р. Сартаев отмечает, процесс возникновения партий в стране происходил преимущественно двумя путями: «снизу» (путем самоорганизации) и «сверху» - двумя вариантами (конструирование партии властью, либо авторитетной группой людей, чаще всего депутатами). Различаются три этапа многопартийности в нашей стране.
1-й этап: 1987–1989 г.г. – появление дискуссионных клубов, историко-просветительских обществ, движений гражданских инициатив и т.д;
2-й этап: 1990–1994 г.г. – начало институционализации протопартийнных структур в связи с принятием союзного закона «Об общественных объединениях» 9 октября 1990 года, а в 1991 году аналогичного казахстанского закона;
3-этап наступил с 1994 года, когда политические партии впервые получили возможность участвовать в выборах в представительные органы страны всех уровней.
4-этап наступил с введением голосования по партийным спискам.
По мнению казахстанского исследователя А. Морозова, партийная система Казахстана пережила четыре этапа становления и развития:
Первый этап становления партийной системы в Казахстане охватывает период с 1990 г. по осень 1995 г. Он характеризовался образованием первых политических партий, которые, однако, не отвечали всем критериям партии как устойчивой политической организации.
Второй этап развития многопартийности охватывает промежуток времени с осени 1995 г. по весну 1999 г. Этот этап характеризовался спадом деятельности этноориентированных партий и движений. Последнее было вызвано тем, что в результате социальной стратификации, сопровождавшейся процессами социального расслоения на богатых и бедных и отсутствием среднего класса, этнический фактор потерял актуальность.
Третий этап охватывает период с весны 1999 г. по 2002 г. Предпосылкой для начала данного этапа развития партийной системы Казахстана стало внесение Парламентом страны в октябре 1998 г. изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан, предусматривавших введение в избирательную систему республики элементов пропорционального представительства.
Четвертый этап начался в июле 2002 г. – с момента принятия Закона «О политических партиях». Основным отличием наступившего этапа явилась четко обозначившаяся тенденция структурных изменений в партийной системе страны».
На первом и втором этапах партийного строительства политическая реклама выражалась в форме плакатов, информационных листовок с черно-белой полиграфией, информаций пропагандистского характера в печатных СМИ и различных мероприятий в виде митингов и собраний.
Размещаемые малоформатные рекламные материалы в виде плакатов, информационных листовок с черно-белой полиграфией и информаций в печатных СМИ, как правило, включали в себя портрет лидера или лидеров партии, слоган или призыв партии, которые иногда заменялись ключевой фразой из выступлений лидера или небольшим фрагментом одного из положений программы.
Основным назначением данных печатных материалов, распространяемых с помощью прессы или самостоятельно, являлось знакомство и напоминание о партии с целью идентификации ее названия, подготовки к восприятию более детальной информации о ней. Не учитывалось, что в большинстве случаев газетные материалы не отвечали требованиям, предъявляемым к рекламным материалам. Достаточно сказать, что качество их исполнения, как правило, было низкое. Подразумевалось, что их эффективность должна быть высока, поскольку с ними знакомится весьма широкая аудитория, однако в большинстве случаев черно-белая отретушированная фотография, практически не соответствующая оригиналу, мало что могла сказать о лидере или о лидерах партии.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что спектр проявлений политической рекламы в периодической печати весьма широк, однако эти проявления не представляют собой целостную, поддающуюся регулированию систему. Отмеченное небольшое разнообразие выборных материалов в прессе было характерно в основном для отечественных избирательных кампаний. Это можно объяснить тем, что конкурентная политическая коммуникация в Казахстане еще переживала в тот период свое становление.
Живое общение с электоратом на общественно-политических мероприятиях было наиболее эффективной формой политической рекламы, так как происходил довольно тесный и результативный контакт, как в аудиовизуальном плане, так и в плане психологического восприятия.
На остальных этапах становления партийной системы и в целом развития казахстанского общества политическая реклама в республике на сегодняшний день в своем развитии переживает интенсивный рост, которому способствовали, главным образом, привлечение зарубежного опыта развития политических технологий, а также глобальное развитие информационных технологий в мире, не обошедшее стороной и Казахстан. Речь идет о совершенствовании телевизионных СМИ и появлении в Казахстане всемирной информационной сети Интернет.
Партийное строительство в Республике Казахстан получило свое второе развитие с принятием в 2002 году Парламентом нового Закона «О политических партиях», призванного, по мнению авторов закона, регламентировать и упорядочить ход партийного строительства в РК. Новым законом был введен 50-тысячный барьер для формирования политической партии.
После принятия нового Закона «О политических партиях» в июле 2002 года, действующие на тот момент политические партии должны были в течение шести месяцев пройти перерегистрацию.
Современный казахстанский парламент сменил однопалатный орган представительной власти – Верховный совет (ВС), который впервые был сформирован на основе Конституции Казахской ССР 1937 года, а затем – конституций образца 1978-го и 1993 годов.
За время своего существования ВС избирался тринадцать раз. Первые выборы в него были проведены 24 июня 1938 года. С тех пор, вплоть до начала 90-х годов, формирование депутатского корпуса проходило на безальтернативной основе под жестким контролем Коммунистической партии.
Кандидаты в депутаты подбирались по классовому, партийному, национальному, половозрастному и другим квотам, установленным партийными организациями. Высшие чиновники государственных органов, руководители партийных, комсомольских и профсоюзных органов выдвигались кандидатами в депутаты согласно занимаемой должности. В связи с этим выборы были фактически формальными. Поэтому их советский вариант был изначально ущербным.
Принципиальные перемены начались с 1990 года, в марте которого состоялись выборы в ВС двенадцатого созыва. Это были первые наиболее демократичные выборы в высший законодательный орган республики в условиях еще достаточного влияния командно-административной системы. В предвыборной борьбе за 360 депутатских мандатов участвовало более 2 тысяч претендентов. И хотя эти выборы проходили при отсутствии полноценных политических партий, они придали необратимость процессам трансформации тоталитарной системы.
ВС двенадцатого созыва сыграл особую роль в становлении парламентаризма в Казахстане.
Во-первых, ВС принял закон, согласно которому в стране был учрежден пост президента. Первым главой государства всенародным голосованием был избран Нурсултан Абишевич Назарбаев.
Во-вторых, ВС принял декларацию «О государственном суверенитете Казахской ССР», в которой впервые была закреплена неделимость и неприкосновенность территории республики, а страна определена как субъект международного права, введены институт гражданства и равноправие форм собственности.
28 января 1993 года ВС РК принял первую постсоветскую Конституцию Казахстана, завершившую становление суверенитета республики и продолжившую утверждение подлинной демократии и конституционализма. Конституция 1993 года открыла простор для положительной динамики развития казахстанского общества, отказавшись от однопартийного политического правления, монопольной экономической системы, идеологии исторического насилия.
Однако в Конституции 1993 года, как и в прежней, ВС был наделен весьма широкими полномочиями, что затрудняло осуществление принципа разделения власти и создание системы сдержек и противовесов. Неработающие механизмы сдержек и противовесов позволяли ВС вмешиваться в деятельность правительства или подменять его, что привело к досрочному прекращению деятельности представительного органа республики – его самороспуску.
Выборы, прошедшие 7 марта 1994 года, способствовали становлению многопартийности в республике. В выборах приняли участие 73,84 % избирателей. Всего же на 135 одномандатных округов было выдвинуто 910 человек, из которых были зарегистрированы 692 кандидата. В итоге за один депутатский мандат боролись в среднем по республике пять претендентов.
ВС тринадцатого созыва стал первым профессиональным парламентом Казахстана, в котором депутаты работали на постоянной основе. Однако его судьба оказалась драматичной. Он вступил в свои права в наиболее сложный период состояния экономики и государственного строительства, когда не был доведен до логического завершения механизм разделения ветвей власти. Тем не менее, ВС тринадцатого созыва заложил предпосылки дальнейшего развития парламентаризма в Казахстане.
В результате референдума, проведенного 30 августа 1995 года, была принята новая Конституция Казахстана, устранившая недостатки прежнего государственного устройства. 30 августа 1995 года 81,9 процента населения, принявшего участие в референдуме, высказалось за принятие нового Основного закона. Он провозгласил принцип разделения власти и закрепил систему сдержек и противовесов, а также утвердил в качестве высших ценностей человека его жизнь, права и свободы.
Осенью 1999 года в соответствии с внесенными конституционными изменениями впервые в Центральной Азии состоялись выборы в мажилис (нижняя палата парламента) по смешанной схеме, которая предоставила политическим партиям возможность избираться в парламент по партийным спискам на основе пропорционального представительства.
Выборы в Мажилис парламента РК третьего созыва состоялись в сентябре 2004 года. В выборах принимали участие 12 политических партий, из них четыре – в составе двух избирательных блоков. В результате выборов в Мажилис было избрано 77 депутатов, 59 из которых были выдвинуты политическими партиями.
Как известно, в 2007 году парламент внес в Конституцию РК принципиальные изменения и дополнения, инициированные президентом Нурсултаном Назарбаевым. Эти корректировки существенно расширили права высшего законодательного органа власти страны и укрепили полномочия главы государства.
Новации оказались настолько серьезными, что нижняя палата парламента в интересах ускорения демократических реформ пришла к выводу о необходимости досрочного роспуска Мажилиса и назначения внеочередных выборов в него, о чем мажилисмены ходатайствовали перед президентом. Нурсултан Назарбаев поддержал эту инициативу, результатом чего и стало назначение внеочередных выборов в Мажилис по принципиально новой для Казахстана схеме на 18 августа 2007 года. Главная особенность данной кампании по формированию законодательной власти состоит в том, что если выборы в местные представительные органы прошли по уже известной казахстанцам схеме, то в нижнюю палату парламента – по принципиально новой. 18 августа впервые в истории республики ее жители голосовали не за конкретных кандидатов в депутаты Мажилиса, а за ту или другую из семи партий, которые претендуют на места в нижней палате парламента. Это открыло новую страницу в истории казахстанской демократии и парламентаризма.
Согласно результатам выборов, прошедших 18 августа 2007 года, 98 мест в парламенте было отдано народно-демократической партии «Нур Отан», председателем которой является Н. А. Назарбаев. Но, несмотря на то, что лидирующее место в парламенте Республики заняла партия «Нур Отан», остальные партии продолжали действовать. Их основными целями являются вопросы повышение уровня экономики, решение социальных проблем, развитие высоконравственного и духовно богатого общества.
На сегодняшний день в республике действуют около 30 общественно-политических движений, в Министерстве юстиции прошли регистрацию 9 политических партий: Народно-демократическая партия «Нур Отан», Коммунистическая партия Казахстана, Партия патриотов Казахстана, Казахстанская социал-демократическая партия «Ауыл», Демократическая партия Казахстана «Ак Жол», Партия «Руханият», Демократическая партия «Адилет», Коммунистическая Народная партия Казахстана, Общенациональная социал-демократическая партия «Азат». Казахстанские обществоведы предложили следующую типологию: партии социалистической ориентации; партии национал-демократического типа; партии общедемократической направленности.
НДП «Нур Отан» – крупнейшая пропрезидентская партия Казахстана. «Нур Отан» переводится с казахского на русский язык как «свет отечества», но в прессе его иногда называют «Новый Отан». Молодёжное крыло партии «Нур Отан» называется «Жас Отан». Была основана в 1999 году по инициативе действующего президента Н. А. Назарбаева как партия «Отан». Лидер партии с 2007 года - Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев. Партия «Отан» – крупная влиятельная политическая сила, она заявляет себя реформистской партией социал-демократической направленности и партией созидания.
В августе 2007 года на выборах в мажилис «Нур Отан» набрал 88,41 % голосов избирателей. На 22 июня 2009 года действавший состав парламента был представлен исключительно данной партией. В результате внеочередных выборов депутатов мажилиса парламента Республики Казахстан, состоявшиеся 15 января 2012 года, партия набрала 80,99 % голосов избирателей, тем самым получив 83 мандата из 98. Ещё 9 мандатов были представлены от АНК.
Идеологию партии можно охарактеризовать как популистское евразийство. Однако в документах партии декларируется приверженность принципам интернационализма, секуляризма, социал-демократии, умеренно-государственного управления экономикой и ориентации на союз с бывшими советскими республиками, включая Россию.
Охватывает период с 1990 г по осень 1995 г. Он характеризовался образованием первых политических партий, которые, однако, не отвечали всем критериям партии как устойчивой политичес
25 12 2014
15 стр.
Учебное пособие предназначено для изучения курса «Управление рисками» студентами экономических специальностей вузов
16 12 2014
8 стр.
К95 Кучмезов И. А ортопедическое лечение больных при полной потере зубов.[Текст]: Методическое пособие/И. А. Кучмезов, А. У. Алиев. –Нальчик: Кааб. Балк ун-т., 2009. 87 с. 150 экз
11 10 2014
7 стр.
С 23 Английский язык: лексика, грамматика, речь, общение. Я и мое окружение. 1 часть : учебное пособие для студентов неязыковых специальностей / К. Н. Булатбаева., Л. Б. Аскарова.,
12 09 2014
7 стр.
Охватывает всю совокупность уровней функционирования экономики страны: межгосударственный, общегосударственный, отраслевой, региональный, муниципальный, хозяйствующих субъектов, пр
07 10 2014
12 стр.
Общественно-политические, культурные связи Северного Казахстана и Поволжья, Южного Урала, Западной Сибири / Х1Х – начало ХХ в
10 09 2014
14 стр.
Учебно-методическое пособие предназначено для практических занятий студентов 1,2 курса неязыковых специальностей, владеющих определенными знаниями и навыками по английскому языку
15 09 2014
7 стр.
С. Т. Иксатова кандидат юридических наук, профессор кафедры Правоведения Инновационного Евразийского университета
16 12 2014
6 стр.