Перейти на главную страницу
Партия (до 2009 г. Партия коммунистов Белорусская) – была основана в 1991 году после принятия Верховным Советом Республики Беларусь Постановления «О временном приостановлении деятельности КПБ-КПСС на территории Республики Беларусь» и появилась как одна из главных политических партий во вновь обрёдшей назависимость республике. Лидером партии с 1994 года является Сергей Калякин. ПКБ поддержала на референдуме 1995 года изменение государственной символики и придание русскому языку статуса государственного. На парламентских выборах 1995 года партия получила 44 места в парламенте. В 1996 году часть членов ПКБ, поддерживающих политику президента страны Александра Лукашенко, отделилась от партии и воссоздала Коммунистическую партию Белоруссии (КПБ). В настоящее время ПКБ выступает против политики, проводимой президентом Белоруссии А. Лукашенко. Председатель партии – Калякин Сергей Иванович, заместители председателя – Елисеев Алексей Борисович, Лашкевич Анатолий Владимирович, Скриган Елена Николаевна, Ухналев Валерий Петрович.
На последних парламентских выборах в Белоруссии 28 сентября 2008 года, партия входила в коалицию «Объединённые демократические силы», которая не получила мест в парламенте.
В июле 2006 года часть членов ПКБ приняла участие в совместном с КПБ восстановительном съезде. Руководство партии во главе с С. Калякиным оспорило в суде освещение данного съезда.
С мая 2007 года С. Калякин вместе с Винцуком Вечёрко (Партия БНФ), Анатолием Левковичем (БСДП) и Анатолием Лебедько (ОГП), входит в Политсовет Объединённых демократических сил Белоруссии.
2 августа 2007 года Верховный суд приостановил деятельность Партии коммунистов Белорусской на шесть месяцев, 4 января 2008 Минюст подал в Верховный суд иск о ликвидации ПКБ. В январе 2008 года Минюст обратился с ходатайством в Верховный Суд, о приостановлении производства по иску о ликвидации ПКБ, и в феврале 2008 года деятельность партии была возобновлена.
6 Партии и партийная система Украины
6.1 Развитие партийной системы Украины
6.2 Политические партии Украины
Становление многопартийной системы в Украине началось в начале ХХ века, и было связано, в основном, с двумя факторами: развитием рабочего движения и формированием национального самосознания. Политический спектр первых политических партий был разнообразным, но преобладали два направления: национально-демократическое (Украинская народная партия (УНР) – одна из первых партий в Украине, провозгласившая в 1900 г. своей целью возрождение нации) и социалистическое (Украинская социал-демократическая партия, Украинская партия социалистов-революционеров – эсеры, Украинская партия социалистов-федералистов и др.). Процесс формирования многопартийности в Украине был прерван с установлением тоталитарного режима в СССР и однопартийной системы во главе с КПСС. Последняя партия, которая отстаивала независимость Украины (Украинская коммунистическая партия), прекратила свое существование в 1925 г. Возрождение многопартийной системы относится ко второй половине 80-х годов XX в. в условиях начавшихся демократических преобразований в период «горбачевской перестройки» и ликвидации монополии КПСС в 1989 г.. Ускорили этот процесс в конце XX в. три события: принятие в 1990 г. закона «О политических объединениях», провозглашение независимости в 1991 г. и принятие в 1996 г. Конституции Украины. На 5 Января 2012 года в Украине зарегистрировано 195 политических партий, что свидетельствует о незавершенности этого процесса. (В цивилизованных демократиях функционируют до десятка партий, а преобладающее влияние имеют две-три партии или блока партий). Правовой статус партий регулируется Законом «Про політичні партії України», которым определяется политическая партия как «зарегистрированное согласно закону добровольное объединение граждан-сторонников определенной, общенациональной программы общественного развития, имеющее своей целью содействие формированию и выражению политической воли граждан, берет участие в выборах и других политических мероприятиях». Согласно закону, все партии являются равными перед законом, а их деятельность может быть запрещена лишь по решению Верховного суда Украины в четко определенных случаях: если их программные цели и деятельность направлены на ликвидацию независимости Украины, смену конституционного строя насильственным путем, подрыв безопасности государства, пропаганду насилия, войны, разжигание межэтнической, расовой или религиозной вражды, посягание на права и свободы граждан и др.
Типологизация партий в Украине затруднена, в связи с незавершенностью складывания партийной системы. Опираясь на имеющиеся исследования по этой проблеме в разнообразии идеологического спектра можно выделить три главных направления: социалистическое (левые партии), социально-либеральное (левоцентристские и центристские партии) и правоцентристские (неоконсервативные партии).
Левые партии: Коммунистическая партия Украины, Социалистическая партия Украины, Прогрессивная социалистическая партия Украины и др. Левые силы неоднородны в идеологическом аспекте, имеют разные ориентиры во внутренней и внешней политике и в настоящее время они переживают глубокий кризис, утратив доминирующее влияние, как в стране, так и в Верховной Раде, превратившись из большинства в меньшинство. Если КПСС и ПСПУ придерживаются, в основном, традиционных марксистских взглядов, то СПУ все более ориентируется на социал-демократические ценности и отстаивает идею национальной государственности.
Социально-либеральное направление (центристские партии): Социал-демократическая партия Украины, Социал-демократическая партия Украины (объединённая), Либеральная партия Украины, «Батьківщина», Народно-демократическая партия Украины, Партия регионов, «Партия промышленников и предпринимателей», «Наша Украина» и др.). Это направление еще более пестрое как по идеологической ориентации, так и по направленности внешней и внутренней политики. Объединяя социал-демократические и либеральные ценности, это направление в конкретной своей деятельности отстает как от современной европейской социал-демократии, так и либерализма. Отличительная черта большинства партий этого спектра то, что они по своему происхождению являются партиями правящей бюрократии и олигархов и их главная цель – укрепление власти для реализации интересов финансово-промышленных групп, которые они, в основном, и представляют.
Неоконсервативное направление (правые партии). Сюда относятся, в основном, национально-демократические и христианско-демократические партии: Украинская народная партия, Народный рух Украины, Украинской республиканской партии, Христианско-демократическая партия Украины и др.. В отличие от партий социально-либерального направления, партии национально-демократической направленности, как и подобные им в Польше, Чехословакии, Латвии, Эстонии, Литве, Молдове, Белоруссии и др., возникли на основе массового движения против тоталитарной системы, за независимость своей страны и демократические преобразования. Первоосновой этих партий на Украине стал Народный Рух Украины (НРУ), учредительный съезд, которого, состоялся в 1989 г. Наряду с требованием восстановления украинской государственности, демократизм НРУ выявился в том, что верность национальной идее органично соединялась с провозглашением равенства всех национальных меньшинств и этнических групп на территории Украины. На рубеже ХХ-ХХI веков национальная демократия переживает кризис, что приводит к расколу НРУ и образованию ряда самостоятельных партий: Украинская республиканская партия (УРП), Народний рух Украины (НРУ), Украинский народный рух, преобразованный в 2003 г. в Украинскую народную партию (УНП) и др. Причины этого явления – разные, объективные и субъективные. Главная из них заключается в том, что основная задача национальной демократии – достижение независимости – была реализована, а трансформация национально-демократической идеологии в либерально-рефористскую или неоконсервативную не состоялась. Процесс поиска путей демократических преобразований в условиях независимости и привел к расколу НРУ (массовой организации, объединявшей в своих рядах самые разнообразные социальные слои населения, но прежде всего – интеллигенцию) и необходимости создания новых партий, отражающих интересы социальных групп и слоев, формирующихся в процессе преобразования тоталитарной системы в демократическую. Некоторые из них избрали либеральную ориентацию (партия «Реформы и порядок» (ПРП)), но большинство вновь образовавшихся партий видят пути преобразований на основе неоконсервативной идеологии. Их консерватизм заключается в стремлении решать проблемы современного развития на базе синтеза национально-культурных традиций и достижений современной цивилизации, и прежде всего в последовательной ориентации на интеграцию с европейскими структурами.
В политическом спектре Украины имеются и партии националистической направленности (праворадикальные), но они не имеют широкой социальной базы и значительного влияния: Организация украинских националистов (ОУН), Конгресс украинских националистов (КУН), всеукраинское объединение «Свобода» (О. Тягныбок).
В целом большинство украинских партий имеют ряд общих черт:
ни одна политическая сила не имеет достаточного влияния во всех областях страны: прослеживается регионализация по схеме: Западная Украина – Донецко – Криворожский регион – Центральная Украина – Крым – Юг Украины;
внутри блоков и партий происходят расколы;
наблюдается утрата интереса граждан ко всем партиям, падает их авторитет и влияние;
происходит сращивание партийного аппарата с бизнесом, часто теневым;
отсутствует сотрудничество партий в главном – решении основных социально-экономических и политических проблем;
большинство партий не имеют прочной социальной базы, а значит и своего электората.
Важнейшая задача на пути к демократической многопартийности – выработка базовых ценностей и целей, которые получили бы поддержку основных социальных слоев общества. Без такого понимания нормальное функционирование многопартийности невозможно.
Некоторые политологи партийную систему в Украине относят к атомизированной, характеризующейся множеством политических партий, большинство их которых маловлиятельны. Учитывая политические реалии в Украине, можно констатировать, что процесс формирования многопартийности и становления партийно-политической системы еще не завершился, что связано с незавершенностью социально-экономических и политических преобразований и замедленностью образования социальной базы – среднего класса. Но есть уже основания сделать вывод, что началась складываться двухблоковая политическая система, для которой характерно функционирование нескольких влиятельных партий, разделяющихся на два блока, находящихся в постоянном соперничестве.
После обретения Украиной независимости в 1991 году выборы в Верховную раду Украины проводились пять раз. Верховная рада Украины – однопалатный парламент Украины, состоящий из 450 мест. 30 сентября 2007 года на Украине прошли внеочередные парламентские выборы в Верховную раду Украины. В избирательные списки были включены 4860 кандидатов в депутаты от 20 политических партий и блоков. По результатам выборов в парламент прошли 2 партии и 3 блока.
Политические партии Украины
Партия регионов
Правящая, крупнейшая, наиболее влиятельная украинская политическая партия. Имеет самую крупную фракцию в Верховной Раде и представительство почти во всех областных, городских, районных советах. По случаю победы В. Януковича на президентских выборах, 23 апреля 2010 г. лидером партии был избран Николай Янович Азаров. Виктор Фёдорович Янукович остался почётным председателем Партии регионов. 17 из 29 действующих министров, в том числе и Премьер-министр Николай Азаров, являются членами Партии регионов. В 27 региональных отделениях Партии зарегистрированы и работают свыше 11 600 партийных организаций, численность партии 2011 год насчитывала 1 миллион 400 тысяч человек.
Партия была основана 26 октября 1997 года под названием «Партия регионального возрождения Украины». Партия официально зарегистрирована 6 ноября 2000 года путем объединения
Идеология: консерватизм, центризм. Девиз: Сильные регионы! Крепкая страна! Богатые люди! Основные лозунги: Успешные люди – успешная страна; Русский язык как второй государственный язык Украины; Децентрализация власти; Эффективное сотрудничество с Россией.
Базовые принципы в сфере внутренней политики это: переход к парламентско-президентской модели управления государством; децентрализация власти с передачей максимальных полномочий в регионы; придание русскому языку статуса второго государственного; внеблоковый статус Украины; превращение Украины в наиболее привлекательное для инвестиций государство в регионе Центральной и Восточной Европы. Во внешнеполитической сфере это, прежде всего, сбалансированная политика. Её приоритетами будет оставаться развитие стратегического партнерства с Российской Федерацией, странами-соседями и участницами СНГ. Избирательной и финансовой базой партии является в основном восток и юго-восток Украины.
КПУ – левая политическая партия Украины, является старейшей партией современной Украины, основанная 19 июня 1993 года. Идеология – социализм. До 1991 года являлась одной из крупнейших партийных организаций Коммунистической Партии Советского Союза на территории Украинской Советской Социалистической Республики, будучи формально независимой, отдельной партией.
История партии неразрывно связана с советским периодом в истории Украины. Все первые секретари ЦК (Центрального Комитета) КПУ систематически избирались членами Президиума ЦК КПСС, в отличие от первых секретарей ЦК компартий других республик СССР. Все вторые секретари были не кандидатами в члены (как ЦК КП других республик), а членами ЦК КПСС. В КПУ было своё политбюро. Численность КПУ на 01.01.1990 г. составляла 3 294 тыс. членов. Печатный орган ЦК КПУ (до января 1990-го года) – Правда Украины.
БЮТ – центристский блок партий на Украине. Лидер блока – Юлия Владимировна Тимошенко. Первоначально был создан для участия в выборах в Верховную Раду в 2002, где получил 7,26 % голосов (21 из 450 мест) и по результатам выборов сформировал самостоятельную фракцию. Изначально в состав блока вошли Всеукраинское объединение «Батькивщина», Украинская республиканская партия «Собор», Украинская социал-демократическая партия. В 2004 году БЮТ стал одной из основных политических сил в ходе «Оранжевой революции» на Украине. Его представители входили в состав правительства Юлии Тимошенко (февраль-сентябрь 2005), но, в основном, покинули его после её отставки.
«НУНС» блок партий Украины, включающий партии Наша Украина, Вперёд, Украина!, Народный рух Украины, Христианско-демократический союз, УРП «Собор», Европейская партия Украины, Украинская народная партия, Гражданская партия «Пора» и Партия защитников отечества.
Инициатива создания единого «мегаблока» национал-демократических сил Украины – в первую очередь, для объединения усилий на досрочных парламентских выборах – принадлежала президенту Виктору Ющенко. 7 июня было парафировано соглашение о создании избирательного блока между национал-демократами и лидерами «Нашей Украины» и «Народной самообороны» Вячеславом Кириленко и Юрием Луценко. 28 июня Юрий Луценко и Вячеслав Кириленко подписали совместную декларацию, где обязательным условием вступления в мегаблок других национал-демократических сил стало их согласие на объединение в одну партию после парламентских выборов. 5 июля 2007 года в присутствии экс-президента Украины Виктора Ющенко представители 10 политических сил, семь из которых в то или иное время входили в Блок партий «Наша Украина» (Наша Украина, Вперёд, Украина!, Народный рух Украины, Христианско-демократический союз, Украинская республиканская партия «Собор», Конгресс украинских националистов, Европейская партия Украины, Украинская народная партия, Партия защитников отечества и Гражданская партия «Пора») подписали «Декларацию об объединении демократических сил», текст которой был идентичен тому, который 28 июня подписали Юрий Луценко и Вячеслав Кириленко, – о создании блока партий под названием «Наша Украина – Народная самооборона». Декларация, в частности, предусматривала объединение участников блока в единую партию после парламентских выборов 2007 года. Были определены квоты, согласно которым будут распределяться места в избирательном списке.
Подписание лидерами «Народного Руха Украины» и «Украинской народной партии» Борисом Тарасюком и Юрием Костенко декларации привело к конфликту внутри этих партий по поводу предполагаемого роспуска самостоятельных партий и слияния с другими субъектами блока в единую партию – противники ликвидации партий в ответ на подписание декларации даже выражали намерение рассмотреть вопрос о выражении недоверия своим лидерам и расторжении достигнутых ими договорённостей.
7 Политические партии и партийная система Республики Таджикистан
7.1 Развитие партийной системы Таджикистана
7.2 Политические партии Таджикистана
В соответствии с Конституцией РТ в Таджикистане общественная жизнь развивается на основе политического и идеологического плюрализма. Ни одна идеология, в том числе религиозная, не может устанавливаться в качестве государственной. Общественные объединения создаются и действуют в рамках Конституции и законов. Государство предоставляет им равные возможности в их деятельности. Религиозные организации отделены от государства и не могут вмешиваться в государственные дела. Создание и деятельность общественных объединений, пропагандирующих расовую, национальную, социальную и религиозную вражду или призывающих к насильственному свержению конституционного строя и организации вооруженных групп, запрещаются. Граждане имеют право объединяться и вправе участвовать в создании политических партий, в том числе имеющих демократический, религиозный и атеистический характер, профессиональных союзов и других общественных объединений, добровольно входить в них и выходить из них.
В соответствии с законом Республики Таджикистан «О политических партиях» в государстве могут быть созданы только республиканские политические партии. Политические партии создаются гражданами Республики Таджикистан свободно, без каких-либо разрешений, на учредительном съезде (конференции, собрании), на котором принимается устав, формируются руководящие органы партии. Для государственной регистрации политические партии представляют списки не менее чем тысячи граждан – сторонников, являющихся жителями большинства городов и районов Республики Таджикистан. На территории Республики Таджикистан действие политических партий других государств, в том числе их структур, запрещается.
В условиях трансформации таджикской политической системы одной из наиболее сложных и противоречивых проблем является поиск нового типа взаимоотношений между властью и партиями. Партийная система является тем институтом политического пространства, который связывает общество и власть, содействует развитию политического участия граждан, то есть выступает важным элементом гражданского общества. В настоящее время политические партии, общественно-политические движения и другие структуры таджикистанского общества, получив реальную возможность действовать в рамках государственно-правовой системы, используя при этом ее институты, высказывая свои предложения и добиваясь их реализации, стали одним из реальных факторов общественной жизни республики.
Развитие таджикского общества по демократическому пути показало, что политические партии республики накопили немалый опыт участия в выборах различного уровня, оправдывая ожидания различных структур и свое предназначение.
Роль и место политических партий в условиях переходного общества постсоветского Таджикистана шла по особому, отличием от стран Запада пути развития. Здесь трансформация политических партий происходила при наличии гражданской активности со стороны различных элитных групп и апатией со стороны большинства населения, участие которого в партийных процессах никогда не носило массового характера. Развитие политических партий в своей особенности не сопровождалось аналогичным развитием гражданского общества. Также сформировавшаяся в республике институциональная структура сопряжена с неразвитостью институтов гражданского общества, которые традиционно занимают второстепенное и соподчиненное положение в социально-политической структуре. Наряду с этим формирование устойчивой системы политических партий обеспечивают и регулируют взаимодействия между властью и обществом, между различными социальными факторами.
На историю становления таджикской многопартийной системы важную роль сыграли Законы Республики Таджикистан «О политических партиях», принятых в 1990 и 1998 г.г. Периоды становления и развития многопартийных систем в Таджикистане выглядит следующим образом:
период вызревания предпосылок к созданию политических партий в рамках однопартийной системы (1986–1990 г.г.);
законодательное допущение многопартийности и первая волна образования партий в рамках принятого закона «О политических партиях» (1990-1993г.г.);
система поляризованного партийного плюрализма с 1994 года по сей день.
Опыт развития таджикской партийной системы сегодня является особенно ценным при анализе дальнейших тенденций ее развития.
При существующей в республике форме правления, партии лишены права реально участвовать в управлении государством. Это придает им декоративный характер. У них нет реальных рычагов влияния, нет системы, нет инфраструктуры, в которой они могли бы играть роль. Кроме того, они не имеют механизмов воздействия на своих депутатов, что делает последних независимыми от выдвинувших их партий и позволяет им проводить в парламенте собственную политическую линию.
На сегодняшний день в политическом пространстве страны действуют восемь политические партии, которые прошли регистрацию в министерстве юстиции Республики Таджикистан, в том числе две из них позиционируют себя как оппозиционные. По итогам парламентских выборов, состоявшихся 28 февраля 2010 года, в нижнюю палату парламента прошли только 5 партий, которые преодолели 5 % барьер.
Политические партии Таджикистана
Народно-Демократическая партия Таджикистана
НДПТ (новое название было принято на 3 съезде в июне 1997 года, до этого называлась Народной партией Таджикистана) – правящая партия Республики, образована 10 декабря 1994 года на Учредительном съезде. На февраль 2012 года партия имела около 160 тысяч членов.
НДПТ имеет крупнейшую партийную группу в парламенте страны. Реальная «партия власти», лидером которой является действующий Президент страны. В заявлениях, выступлениях лидера партии подчеркивается, что они выступают за демократическое, светское таджикское государство. За короткий период существования партия смогла принять участие и победить во всех важных политических кампаниях. Первую политическую победу НДПТ одержала на президентских выборах, ее лидер Эмомали Шарифович Рахмон был избран Президентом РТ. Второй крупный политический успех НДПТ – это их победа на выборах в Маджлиси Оли Таджикистана, 65 % кандидатов по партийным спискам стали
В годы гражданской войны 1992–1997 годов в Таджикистане Партия исламского возрождения Таджикистана входила в состав Объединённой таджикской оппозиции, противостоявшей Народному фронту. В июне 1997 года Саид Абдулло Нури и президент Таджикистана Эмомали Рахмон подписали «Общее соглашение о мире в Таджикистане», положившее конец гражданской войне. В 2000 году «Партия исламского возрождения Таджикистана» обвинила власти в нарушении Общего соглашения, а в июне 2003 года выступила против поправок в конституцию, которые позволили Эмомали Рахмону баллотироваться на очередной срок. В результате обострившихся отношений между оппозицией и властями активисты партии, набиравшей всё большую популярность, стали подвергаться преследованиям. После смерти Саида Абдулло Нури в руководстве созданной им партии намечается раскол между сторонниками сотрудничества с Западом, которых возглавляет Мухиддин Кабири, и сторонниками ориентации на Иран (лидер – Мухаммад Нури, сын Саида Абдулло Нури).
На сегодняшний день в рядах партии насчитывается порядка 35 тыс. членов. Идеологией партии является Ислам, Создание исламского государства. Партия позиционирует себя как «конструктивная оппозиция».
Коммунистическая партия Таджикистана
КПТ – политическая партия, которая выступает за возвращение Социалистического государства Таджикистан. КПТ одна из старейших политических структур страны, была образована 25 ноября 1929 года. Во времена СССР находилась в составе КПСС. После обретения независимости страны 4 сентября 1991г. Пленум ЦК Компартии Таджикистана объявил о самостоятельности партии, была зарегистрирована в министерстве юстиции 17 марта 1992 года. В 1991 бывший первый секретарь ЦК КПТ Р. Набиев был избран первым президентом Республики Таджикистан. По некоторым данным партия насчитывает около 70000 членов. Лидером КПТ является Шоди Давлятович Шабдолов.
8.2 Политические партии Кыргызстана
В соответствии статьи 8 Конституции Кыргызстана в республике могут создаваться политические партии, профсоюзы и другие общественные объединения, политические партии могут участвовать в государственных дела, но не допускается образование и деятельность партийных организаций в государственных учреждениях и организациях, создание политических партий на религиозной основе, деятельность иностранных политических партий, общественных и религиозных организаций.
В Кыргызстане законодательно оформлен принцип многопартийности. Основными сторонами при определении многопартийной системы Кыргызстана являются особенности внутренней структуры партий и ее характеристики, количество партий, их относительные размеры, удельный вес в политической жизни и др.
С момента обретения национальной государственности партийное строительство в Кыргызстане в целом изначально сопровождалось существенными трудностями своего становления. В общем, в сложившейся уже к настоящему времени по существу полудемократической политической системе, институт политических партий по-прежнему находится в стадии своего начального развития, прогрессируя лишь только в количественном отношении. К настоящему времени существование в стране 97 политических партий явно не является показателем их сильного влияния на происходящие в стране политические процессы.
Полноценному развитию института политических партий препятствовали в основном два главных фактора: во-первых, многолетнее отсутствие полноценной поддержки со стороны государства в виде введения практических политико-правовых механизмов прохождения в парламент партий по пропорциональной системе представительства, и возможности формирования правительства парламентскими партийными фракциями; во-вторых, психологическое неприятие большинством населения института политических партий, оставшееся от бывшего советского прошлого связанного с генеральным партийным руководством КПСС вмешивавшегося во все стороны жизни граждан. Отсюда естественно практически все партии до настоящего момента испытывают проблемы с набором своих сторонников и увеличения, таким образом, численности своего партийного электората.
Для Киргизии, как и для большинства постсоветских стран (России, Казахстана, стран Центральной Азии и некоторых стран Закавказья) характерно следующее разделение партий по типам:
1) партии власти;
2) националисты;
3) партии западного образца.
Партийная система Кыргызстана, берущая начало от политических организаций начала XX в. таких как «Туран», «Алаш», «Шуро-и-Исламия», в современности представлена более чем сотней политических партий и движений. Партийное строительство на протяжении истории суверенного государства, происходило волнообразно, в зависимости от нормативного участия партий в формирование законодательной ветви власти и уровня политических свобод.
Развитие партийной системы часто рассматривается как основа устойчивости демократии. Политические партии, в этом контексте, должны аккумулировать интересы различных социальных групп, представлять и отстаивать их в политической повестке. Таким образом, институционализированная партийная система, обеспечивает демократическую управляемость и легитимность государства, способствуя решению политических конфликтов через установление договорных правил и процедур. Партии, как правило, обеспечивают структуризацию политической борьбы, как в выборный, так и в межвыборный период, делая политический процесс более доступным, эффективным и представительным.
С обретением суверенитета в Кыргызстане был сделан акцент на формирование многопартийной системы, как базового атрибута демократии. Однако количественный рост партий не привел к их качественному наполнению. Существующее количество политических партий в стране, не обеспеченно социальной базой. С одной стороны это показывает слабую структурированность современного кыргызского общества, с другой уровень работы партий с электоратом. Оторванность партий от социального заказа приводит к малой прогнозируемости и рискам политического процесса.
В 2000 году официально было зарегистрировано 27 партий, многие из которых не имели чёткой программы и слабы организационно. В 2006 году в органах юстиции было зарегистрировано более 65 партий, движений и объединений, а в 2007 году их насчитывалось более ста. Однако считать партийную систему современного Кыргызстана сложившейся было нельзя.
Во-первых, большинство существующих партий таковыми на самом деле не являются, ибо не обладают классическим набором признаков, характерных для этого политического института.
Во-вторых, налицо огромное количество партий-однодневок, созданных либо под конкретного лидера, либо в интересах предвыборной борьбы.
В-третьих, во многом у этих партий попросту нет своего устойчивого электората, а количество членов, по меткому замечанию, «может уместиться в пределах одного дивана».
В-четвертых, большое количество партий, на мой взгляд, дает поляризованную систему, где между партиями лежит огромная идеологическая дистанция, что вызывает постоянную политическую напряженность.
Рассматривая становление партийной системы в Кыргызстане, можно выделить ряд особенностей. Мировой опыт показывает, что политические движения возникают и приобретают силу в значительной степени с развитием промышленности и ростом городов. Кыргызская Республика является аграрной страной, большая часть населения живет в сельской местности, что сказывается на медленном росте политических партий. Также на развитие партий оказывает влияние отсутствие у киргизов длительной традиции политических движений, недостаточный уровень общественного сознания и политической культуры. Со времени обретения независимости большинство политических партий в Кыргызстане существовало лишь формально, на бумаге, строились они не на основе идеи, а вокруг той или иной персоналии. В результате, в Кыргызстане существует огромное количество партий, но нет реальных политических сил. В Министерстве юстиции КР по состоянию на август 2010 года зарегистрировано более 145 партий.
В состав партии входят представители научной интеллигенции, сельские учителя, фермеры, работники сферы малого и среднего бизнеса и др. Основными целями своей деятельности партия считает: построение независимого демократического правового государства; формирование демократической формы правления в республике на основе многопартийности, системы разделения власти на исполнительную, законодательную и судебную; обеспечение свободы частной инициативы и равенства всех её форм; обеспечение единой государственной политики социальной защиты всех слоев населения; обеспечение равного доступа граждан к общему образованию и медицинским услугам; обеспечение прав граждан на получение жилья и работы; обеспечение ведущей роли государства в управлении экономикой. В последние годы партия несколько изменила идеологию и теперь считается сравнительно либеральной и прозападной.
«Республика» – партия прогресса. Партия не намерена ограничиться заботами лишь текущего дня. Ее деятельность нацелена на дальние перспективы, в своих прогрессивных стремлениях она впервые в политической истории страны признает и во главу угла ставит первичность всеобщей культуры. Культура общения, культура обслуживания, культура бизнеса и, наконец, культура труда и отдыха, коренной перелом в культуре взаимоотношений граждан – таковы приоритеты Политической партии «Республика» в деле достижения всеобщего прогресса в стране. В случае победы на выборах, партия намерена направить весь человеческий ресурс, кадровую политику государства в это русло. Партия знает, как осуществить намеченное в этом направлении. Для чего мы намерены использовать передовой мировой опыт, в то же время безусловном порядке сохранив самобытность Кыргызстана.
В последние годы многие искаженно воспринимают понятие «передовой мировой опыт», слепо копируя абсолютно чуждые нам западные стереотипы культуры. Одним из подобных заблуждений является лозунг «Кыргызстан – страна Санта-Клаусов!». В ответ на это Политическая партия «Республика» выдвигает лозунг «Мы – страна Манаса Великодушного».
В 2010 году партия заняла четвёртое место на выборах и получила 23 мест в Жогорку Кенеше. С 16 декабря 2011 года партия входит в состав новой коалиции большинства.
9 Политические партии и партийная система Республики Узбекистан
9.1 Становление партийной системы Узбекистана
9.2 Политические партии Узбекистана
Становление партийной системы Узбекистана
Закон Узбекистана «О свободе совести и религиозных организациях», от 1 мая 1998 года запрещает любые политические партии религиозной направленности. Регистрация политических партий осуществляется Министерством юстиции Республики Узбекистан.
Процесс становления многопартийной системы в Узбекистане имеет ряд особенностей, обусловленных следующими обстоятельствами:
отсутствие традиций функционирования многопартийной системы;
невысокая степень осознания различными слоями и группами общества своих интересов, отсутствие гражданского общества в Узбекистане;
сознательные попытки ограничения политического плюрализма со стороны власти.
Эти обстоятельства приводят:
к ограниченности сферы влияния политических и общественных организаций крупными городскими центрами, прежде всего столицей;
к схожести программных установок и принципов деятельности, официально зарегистрированных партий, что затрудняет их идентификацию и типологию;
к вытеснению оппозиционных сил в несистемное политическое поле.
В настоящее время в Узбекистане функционируют 4 политических партий, прошедшие регистрацию в Министерстве юстиции и имеющие парламентские фракции в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Начальной точкой отсчета формирования многопартийной системы в стране стал 1991 год. Первой политической партией независимого Узбекистана стала образованная 1 ноября 1991 года Народно-демократическая партия Узбекистана.
Важно отметить, что развитие партийной системы Узбекистана во многом объясняется именно характером законодательного регулирования избирательного процесса и партийной деятельности. При этом совершенствование законодательных основ партийной системы шло по следующим направлениям.
Сначала был принят Закон «Об общественных объединениях» (15 февраля 1991 г.), который определял место и роль общественных организаций в системе государственного и общественного строительства, в том числе и политических партий. То есть, в тот период еще не было четкого разграничения деятельности политических партий от других общественных объединений. Конституция Узбекистана в 1992 году заложила прочную правовую базу функционирования партий и общественных объединений, включая право граждан объединяться в политические партии и общественные движения. Позже (26 декабря 1996 г.) был принят Закон «О политических партиях», который расширил их полномочия и создал условия для ведения борьбы за власть в рамках закона. Последовательное совершенствование избирательного законодательства Республики Узбекистан также способствовало расширению полномочий политических партий. Так, согласно Законам «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан» и «О выборах в областные, районные, городские Кенгаши народных депутатов Республики Узбекистан» выборы в представительные органы власти осуществляются на многопартийной основе. То есть эти законы позволили политическим партиям структурировать интересы широких слоев избирателей. Вместе с тем был определен порядок создания и функционирования фракций политических партий, представленных в парламенте, единая дата проведения выборов в представительные органы власти. Эти и ряд других нововведений подтверждают расширение полномочий политических партий и усиление роли партий в модернизации и демократизации общества. Далее Закон от 30 апреля 2004 г. «О финансировании политических партий» создал возможность правового регулирования различных аспектов финансирования их деятельности. Принятие и реализация Конституционного закона «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» и Закона «О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан» способствовали активизации деятельности фракций политических партий, сформированных в Парламенте.
Поэтапное развитие законодательства способствовало тому, что между политическими партиями активно формируется конкурентная среда и усиливается соперничество в реализации важнейших социально-политических задач развития страны. Все это способствует более успешной работе парламента и политического механизма в целом, а также, действительному выражению широкой гаммы социальных и идейных интересов. Так, в 2005 г. для эффективного продвижения законопроектов, связанных с реализацией своих программных целей, ряд политических партий сформировали Демократический блок, который составил парламентское большинство. В свою очередь, фракция Народно-демократической партии Узбекистана впервые в отечественной парламентской практике объявила себя партией оппозиционного меньшинства в парламенте. Необходимо отметить важность и своевременность принятых по инициативе Президента Республики Узбекистан Конституционного Закона Республики Узбекистан «Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны» и Закона «О внесении поправок в отдельные статьи (статья 89; п. 15 статьи 93; ч. 2 статьи 102) Конституции Республики Узбекистан», которые принципиально изменили роль и место политических партий в организации деятельности Парламента страны, а также в формировании органов представительной и исполнительной власти, осуществлении контроля над их деятельностью. В 2005 году в Узбекистане впервые был сформирован двухпалатный парламент.
27 декабря 2009 года в республике прошли всенародные выборы в нижнюю палату парламента Узбекистана и местные советы народных депутатов, однако в 39 избирательных округах на выборах депутатов нижней палаты и в 779 избирательных округах на выборах депутатов местных представительных органов кандидаты не набрали нужного числа голосов. В первом туре в голосовании приняли участие 15,1 миллиона граждан Узбекистана, что составляет 87,8 % от общего числа избирателей. Второй тур состоялся 10 января. В нем приняли участие около 80 % избирателей. Согласно выборному законодательству, в повторном голосовании приняли участие два кандидата в депутаты, получившие наибольшее число голосов. Избранным считается кандидат в депутаты, получивший при повторном голосовании наибольшее число голосов избирателей.
Можно сказать, что благодаря законам формируется такая партийная система, которая способствует созданию механизма перевода интересов граждан на уровень государственной политики.
Политические партии Узбекистана
Движение предпринимателей и деловых людей / Либерально-демократическая партия Узбекистана
Основными целями партии являются:
организовавшись в политическую силу, открыть новые возможности для более широкой деятельности предпринимателей и деловых людей, теоретически и практически обосновать их перспективы, эффективно защищать интересы этой прослойки общества и, в конечном счете, обеспечить их завтрашний день;
Охватывает период с 1990 г по осень 1995 г. Он характеризовался образованием первых политических партий, которые, однако, не отвечали всем критериям партии как устойчивой политичес
25 12 2014
15 стр.
Учебное пособие предназначено для изучения курса «Управление рисками» студентами экономических специальностей вузов
16 12 2014
8 стр.
К95 Кучмезов И. А ортопедическое лечение больных при полной потере зубов.[Текст]: Методическое пособие/И. А. Кучмезов, А. У. Алиев. –Нальчик: Кааб. Балк ун-т., 2009. 87 с. 150 экз
11 10 2014
7 стр.
С 23 Английский язык: лексика, грамматика, речь, общение. Я и мое окружение. 1 часть : учебное пособие для студентов неязыковых специальностей / К. Н. Булатбаева., Л. Б. Аскарова.,
12 09 2014
7 стр.
Охватывает всю совокупность уровней функционирования экономики страны: межгосударственный, общегосударственный, отраслевой, региональный, муниципальный, хозяйствующих субъектов, пр
07 10 2014
12 стр.
Общественно-политические, культурные связи Северного Казахстана и Поволжья, Южного Урала, Западной Сибири / Х1Х – начало ХХ в
10 09 2014
14 стр.
Учебно-методическое пособие предназначено для практических занятий студентов 1,2 курса неязыковых специальностей, владеющих определенными знаниями и навыками по английскому языку
15 09 2014
7 стр.
С. Т. Иксатова кандидат юридических наук, профессор кафедры Правоведения Инновационного Евразийского университета
16 12 2014
6 стр.