Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Урок истории в 8 классе.
Тема : Движение декабристов.
Цель : выяснить причины движения декабристов, его объективную закономерность и обусловленность всем ходом исторического развития, учить учащихся работать с историческими документами, обобщать полученную информацию, делать выводы.
Оборудование : набор документов, схема «Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.»

Основные понятия : декабристы, тайные общества, конституция.


Урок – лабораторное занятие с историческими документами на основе индивидуальной и групповой работы.
План урока.

1.Причины движения декабристов.

2.Организации дворянских революционеров.

3.Восстание декабристов, причины его поражения.


Сообщение темы урока, определение его целей.
1.Причины восстания декабристов.

Задание к документам: выделите причины восстания декабристов.


Документ 1.

«Я стал убеждаться в необходимости видеть и свое Отечество… наряду с просвещеннейшими народами!

Декабрист А.В.Поджио.

Документ 2.

«Еще война длилась, когда ратники, возвратясь в домы, первые разнесли ропот в классе народа. «Мы проливали кровь, - говорили они,- а нас опять заставляют потеть на барщине. Мы избавили Родину от тирана, а нас опять тиранят господа». Войска от генералов до солдат, пришедши назад, только и толковали: «Как хорошо в чужих землях». Сравнение со своим, естественно, произвело вопрос : почему же не так у нас?»

Декабрист А.А.Бестужев.

Документ 3.

«Мы были дети 1812 г.»

Декабрист М.И. Муравьев-Апостол

Документ 4.

Мнения историка.

«Движение декабристов было вызвано разочарованием в реформаторской деятельности Александра I, выступление 1825г. являлось лишь вынужденным ответом на негибкую политику правительства, отказывающегося от немедленного проведения неотложных реформ. Значительное воздействие на движение декабристов оказала речь Александра I в Варшавском сейме с обещанием введения для России «законно-свободных учреждений» ( т.е. конституции).

Историк В. И. Егорова.

Документ 5.

Мнение историка.

«Общеевропейской, во многом обусловленной прямым воздействием революционного Запада, была и тактика декабризма. …Несомненно, что принятие декабристами в конце концов тактики действия посредством войск резко стимулировали события в Испании, Италии, Португалии в начале 20-х гг. … В русле общеевропейской антифеодальной борьбы идет и стремление декабристов противодействовать реакционной внешней политике Александра I».

Историк И. К. Пантин.
Сделанные учениками выводы фиксируются на доске и в тетрадях.
II.Организации движения революционеров.
Задание : пользуясь текстом учебника, составьте таблицу «Организации дворянских революционеров».
(Каждый ученик получает одну из строк таблицы, касающуюся какой-либо организации. Остальные строки заполняются со слов других учеников).


Название, годы, место

Количество членов, представители.

Программа

Союз спасения

1816-1818 гг. Пе-тербург



30 чел .А.Н.Муравь-

ев, Н.М.Муравьев, С.И.Муравьев-Апос-тол, М.И.Муравьев – Апостол, С.П.Трубе-цкой, И.Д.Якушкин



Ликвидация крепостничества и самодержавия, введение Конституции и представительного правления. Конституцию нужно было требовать во время смены монархов на троне. Не хотели привлекать народ.

Союз благоден-ствия. 1818-1821 гг. Москва, Петербург

200 чел. Все члены Союза спасения.

Ликвидация крепостничества и самодержавия. Нужно формировать общественное мнение. Для этого надо создавать тайные и легальные организации.

Устав «Зеленая книга»

Разногласия по вопросам будущего устройства России


Южное общест-во. 1821-1825 гг. Тульчин, Укра-ина.

П.И.Пестель, А.П.Юшневский, И.Г.Бурцов и др.

«Русская правда» П.И.Пестеля.

Установление республики. Законодательная власть – однопалатный парламент, исполнительная – Державная дума из 5 членов, избирающихся на 5 лет. Ежегодно один из них становится президентом республики.

Полное уничтожение крепостного права. Неограниченное избирательное право. Равенство всех граждан перед законом. Земля делится на две части-общественную и частную. Крестьяне получают наделы из общественной земли.


Северное обще-ство. 1822-1825 гг.Петербург.

Н.М.Муравьев, Н.И.

Тургенев, С.П.Трубе-цкой, Е.П.Оболенс-кий, М.С.Лунин, И.И.Пущин.



«Конституция» Н.М.Муравьева.

Ликвидация самодержавия и сословий, равенство граждан перед законом, гражданские свободы. Ликвидация крепостного права. Установление конституционной монархии. Законодательная власть – двухпалатный парламент, исполнительная – император. Избирательное право ограничено имущественным цензом. Сохранение помещичьей собственности на землю.



Общество сое-диненных сла-вян . 1823-1825 гг. Новгород – Волынский.

А. и П. Борисовы, Ю. Люблинский.

Борьба против крепостничества и деспотизма за создание демократической федерации славянских народов. Установление всеобщего гражданского равенства.

2. Групповая работа.

Задание : сравните положения программ Северного и Южного обществ. В чем их сходство и различие? Составьте сравнительную таблицу «Программы Северного и Южного обществ». Какая из них вам кажется более прогрессивной и почему? Составьте схему «Система органов государственной власти в программах Северного и Южного обществ».

(Учащиеся работают с документами, делают выводы, занося их в таблицу и схему).

Программы Северного и Южного обществ





Русская правда

Конституция

Крепостное право

отменяется

отменяется

Земля

Общее достояние. Делится на общественную и частную

Неприкосновенность помещичьих земель.

Сословия

Отменяются

Отменяются

Государственное устройство

Унитарное

Федеративное

Административное деление

10 областей и 3 удела

13 держав и 3 области

Демократические права

Широкий круг гражданских прав

Широкий круг гражданских прав

Форма правления

Республика. Диктатура Временного верховного правления на 10-15 лет

Конституционная монархия

Избирательное право

Ценз пола и возраста

Ценз пола и возраста, имущества и образования

Схема «Государственное устройство в программах декабристов»

а) Русская правда.

Ветви государственной власти




Исполнительная

Блюстительная

Законодательная


Державная дума

Верховный собор

Народное вече



Вся полнота

законодательной власти



Вся полнота

исполнительной власти



Контроль

за исполнительной властью, утвержде- ние законов



в) Конституция.

Ветви государственной власти




Народное вече

Палата народных представителей



Император

Судебная

Исполнительная

Законодательная

Верховное судилище



Вся полнота испол-нительной власти, верховный главно-командующий

Законотворчество, утверждаемое императором

Судебная власть

Документ 1.

Конституция Н.Муравьева.

«Вступление»

Опыт всех народов и всех племен доказал, что власть самодержавная равно гибельна для правителей и для обществ : что она не согласна ни с правилами святой веры нашей, ни с началами здравого рассудка… Федеральное или Союзное правление одно разрешило сию задачу, утвердило всем условиям и согласило величие народа и свободу граждан. Под надзором государя одно законодательное собрание находится в столице и делает все распоряжения общие, для всего государства – частные распоряжения, касающиеся до областей, - предоставлены областным законодательным собраниям, образованным наподобие столичного, и таким образом доставляется благосостояние целого и частей.

Глава 1.


О народе Русском и Правлении

1.Русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства.

2.Источник верховной власти есть народ …

Глава 2.


О гражданах

3.Гражданство есть право… участвовать в общественном управлении.

Глава 3.

О состоянии, личных правах и обязанностях русских.

10.Все русские равны перед законом.

13.Крепостное право и рабство отменяются.

14.Всякий имеет право заниматься тем промыслом, который ему покажется выгоднейшим…

18.Всякое уголовное дело производится с присяжными.

21.Никто не может быть наказан, как в силу закона…

23.Право собственности … священно и неприкосновенно.

24.Земли помещиков остаются за ними. Дома поселян с огородами оных признаются их собственностью со всеми земледельческими орудиями и скотом.

28.Военные поселения немедленно уничтожаются.

29.Разделение людей на 14 классов отменяются.

Глава 4.


О России.

43.В законодательном и исполнительном отношении вся Россия делится на 13 Держав, 2 области и 568 уездов, или поветов.

Глава 6.

О народном Вече.

59.Народное Вече, состоящее из Верховной Думы и палаты народных представителей, облечено всей законодательной властью.

Глава 7.


О Палате представителей.

60.Палата представителей составлена из членов, выбранных на 2 года гражданами Держав.

Глава 8.

О Думе Верховной.

73.Члены Верховной Думы избираются правительственными сословиями Держав и областей.

74.Условия, необходимые, чтобы быть членом Верховной Думы, суть : 30 лет возраста, 9 лет гражданства в России… недвижимого имения ценою на 1500 фунтов чистого серебра или движимого на 300 фунтов чистого серебра.

Глава 10.

О верховной исполнительной власти.

101.Император есть : Верховный Чиновник Российского Правительства… Власть наследственная по прямой линии от отца к сыну… Он соединяет в особе своей всю исполнительную власть».
Документ 2.

«Русская правда» П. Пестеля

«Введение.

7.

Закон Божий составлен для всех людей в равной мере, и, следовательно, все имеют право на его исполнение. А посему народ российский не есть принадлежность или собственность какого-либо лица или семейства.



Глава третья.

О сословиях, в России обретающихся

3.

…каждый человек должен иметь полную и совершенную свободу заниматься тою отраслью промышленности, от которой наиболее ожидает для себя выгоды и прибыли, лишь бы честен был и к законам исполнителен.



4.

Все должны быть перед законом равны.

6.

Обладать другими людьми, как собственностью своею…есть дело постыдное, противное человечеству, противное законам естественным, противное вере христианской. И поэтому не может долее в России существовать, позволение одному человеку иметь и называть другого своим крепостным. Рабство должно быть решительно уничтожено, и дворянство должно непременно отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми.



10.

… разделение земель каждой волости на две половины… Одна половина получит наименование земли общественной, другая земли частной. Земля общественная будет всему волостному обществу совокупно принадлежать и неприкосновенную его собственность составлять; она ни продана, ни заложена быть не может. Земли частные будут принадлежать казне или частным лицам, обладающим оными с полною свободою и право имеющим делать из оной, что им угодно.

Государственный завет

2).Российское государство разделяется в отношении закона или своего пространства на 10 областей или 3 удела.

3). Государство состоит из народа и правительства.

4).Весь российский народ составляет одно сословие – гражданское, все нынешние сословия уничтожаются.

7).Правительство разделяется на верховную власть и государственное правление.

8)… Верховная власть разделяется на законодательную и верховноисполнительную – первая поручается народному вече, вторая – державной думе. Сверх того, нужна еще власть блюстительная, дабы те две не выходили из своих пределов. Власть блюстительная поручается верховному собору.

9).Народное вече состоит из народных представителей, выбранных народом на 5 лет. … Никто не может распустить народного веча. Оно представляет волю в государстве, думу народа.

10).Державная дума состоит из 5 членов, народом выбранных на 5 лет…. Все министерства и все вообще правительствующие места состоят под ведомством и начальством державной думы.

Верховный собор состоит из 120 членов, именуемых боярами. Бояры назначаются на всю жизнь и не могут участвовать ни в законодательном, ни в исполнительном порядке. Губернии назначают кандидатов, а народное вече замещает упразднившееся число бояр…. Собор имеет верховно-блюстительную власть. Народное вече препровождает к нему на утверждение свои законы. Собор назначает из своих членов по одному генерал-прокурору в каждое министерство и… в каждую область».

III. Восстание декабристов.



  1. -Почему декабристы выбрали для восстания день 14 декабря 1825 г.?

  2. Пользуясь схемой восстания, расскажите о восстании.

  3. Восстание декабристов и народ : охарактеризуйте проблему.

Документ 1.

«15/27 декабря, вторник

В казармах московского полка возмутились две роты. Они кричали : «Ура, Константин!...» Подлая чернь тоже была на стороне мятежников; она была пьяна, бросала камнями, кричала…»

Из дневника императрицы Александры Федоровны.

Документ 2.

«Сбежалось много простого народа и тотчас разобрали поленницу дров, которая стояла у заплота, окружающего постройки Исаакиевского собора. Адмиралтейский бульвар наполнился зрителями.

Из воспоминаний В.И.Штейнгеля.

Документ 3.

«Кухельбекер и Пущин уговаривали народ очистить площадь, потому что готовились стрелять в нас. Я присоединился к ним, но на все мои убеждения был один ответ : «Умрем вместе с вами».

М.А.Бестужев.

Задание к документам 1-3. Определите отношение народа к восстанию.

4.Выделите причины поражения восстания декабристов.

Документ 1.

«Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа».

В.И.Ленин

Документ 2.

Мнение историка.

«Постоянно подчеркивается, что декабристы, будучи дворянскими революционерами, боялись обратиться к народу. Почти никогда не отмечается, что эта субъективная боязнь имела объективную основу. Народ в России в то время не был готов к революции, к восприятию революционных призывов…характернейший для России XIX в. факт : сохранение монархических иллюзий, веры в царя в крестьянских массах при откровенной враждебности к дворянству…Такого – полнейшего - разрыва революционеров и угнетенных масс, как в России, не было в первой четверти XIX в. ни в одной втянутой в революционное движение европейской стране. Нигде столь далекими от народа не были революционеры. Нигде столь отсталыми не были массы. Оборотной стороной этой отсталости и была в сущности предельная узость организации и тактики первых российских борцов с самодержавием.

Историк И.К.Пантин.

Документ 3.

«День был сумрачный – ветер дул холодный. Солдаты, затянутые в солдатскую форму с 5 часов утра, стояли на площади уже более 7 часов. Со всех сторон мы были окружены войсками – без главного начальства ( потому что диктатор Трубецкой не являлся), без артиллерии, без кавалерии, - словом, лишенные всех моральных и физических опор для поддержания храбрости солдат. Они с необычайною энергией оставались непоколебимы и, дрожа от холода, стояли в рядах, как на параде…»

Декабрист М.А.Бестужев.

5.Пользуясь текстом документов, определите историческое значение восстания декабристов.

Документ 1.

«… В 1825 г.Россия впервые видела революционное движение против царизма, и это движение было представлено почти исключительно дворянами…» В.И.Ленин

Документ 2.

«Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию. Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы…»

В.И.Ленин «Памяти Герцена»

Документ 3.

«Во время производства следствия государь услышал много истин, которые остались бы ему неизвестными. Страна обязана Тайному обществу опубликованием «Свода» наших законов, солдаты – уменьшением срока службы, бывшей 25 лет. Наказание шпицрутенами, практиковавшееся без всякой меры, ныне ограничено»

Декабрист А.М.Муравьев.

Итог урока. Синквейн. Декабристы.

Молоды, беспечны.

Выдвигают, требуют, действуют.

Акт гражданского неповиновения.

Подвиг.


Дома : написать эссе на тему «Шансы декабристов на победу».

Урок истории в 8 классе. Тема : Движение декабристов

Цель : выяснить причины движения декабристов, его объективную закономерность и обусловленность всем ходом исторического развития, учить учащихся работать с историческими документам

119.51kb.

02 10 2014
1 стр.


Урок окружающего мира в 3 «б» классе ( по системе Л. В. Занкова). Учитель: Богданова Е. В. Тема урока

Этот урок? 10. Домашнее задание

33.92kb.

12 10 2014
1 стр.


Открытый урок в 10 классе Тема урока: «Аминокислоты»

Данный урок в курсе органической химии. Это второй урок в теме азотсодержащие органические соединения. Связан с темами карбоновые кислоты и амины, поэтому я опиралась на знания дет

167kb.

14 12 2014
1 стр.


Урок экскурсия «Декабристы в станице Прочноокопской»

России оценки движения декабристов существенно изменились, потеряли свою однозначность. Однако было бы в высшей степени неверным усомниться в огромном значении декабризма и его пос

52.48kb.

14 09 2014
1 стр.


Урок-мультимедиа по музыке в 6 классе тема урока: «старинной песни мир». Песни франца шуберта. Разработан преподавателем мбоу лицей №90 Г. Краснодара

Образовательная: совершенствовать знания в области истории музыки, литературы; знакомство с жанром баллады

123.38kb.

11 10 2014
1 стр.


Урок Класс 8 (общеобразовательный) Тип урока повторение, обобщение, полученных сведений. Тема лингвистическая функция знаков препинания

Урок русского языка в 8 классе с элементами личностного значимого подхода в обучении

64.64kb.

17 12 2014
1 стр.


Урок в 8 классе Тема : "Friend and friendship" Цели мероприятия
55.61kb.

14 12 2014
1 стр.


Урок в 6-м классе на районном семинаре учителей истории учитель Нурмихаметова И. И. Арск 2007

Цели: продолжить изучение истории стран Востока, выделяя особенности складывания китайского государства и управления им в Средневековье, познакомить учащихся с достижениями китайск

83.15kb.

29 09 2014
1 стр.