Перейти на главную страницу
Основные понятия : декабристы, тайные общества, конституция.
1.Причины движения декабристов.
2.Организации дворянских революционеров.
3.Восстание декабристов, причины его поражения.
Задание к документам: выделите причины восстания декабристов.
«Я стал убеждаться в необходимости видеть и свое Отечество… наряду с просвещеннейшими народами!
Декабрист А.В.Поджио.
Документ 2.
«Еще война длилась, когда ратники, возвратясь в домы, первые разнесли ропот в классе народа. «Мы проливали кровь, - говорили они,- а нас опять заставляют потеть на барщине. Мы избавили Родину от тирана, а нас опять тиранят господа». Войска от генералов до солдат, пришедши назад, только и толковали: «Как хорошо в чужих землях». Сравнение со своим, естественно, произвело вопрос : почему же не так у нас?»
Декабрист А.А.Бестужев.
Документ 3.
«Мы были дети 1812 г.»
Декабрист М.И. Муравьев-Апостол
Документ 4.
Мнения историка.
«Движение декабристов было вызвано разочарованием в реформаторской деятельности Александра I, выступление 1825г. являлось лишь вынужденным ответом на негибкую политику правительства, отказывающегося от немедленного проведения неотложных реформ. Значительное воздействие на движение декабристов оказала речь Александра I в Варшавском сейме с обещанием введения для России «законно-свободных учреждений» ( т.е. конституции).
Историк В. И. Егорова.
Документ 5.
Мнение историка.
«Общеевропейской, во многом обусловленной прямым воздействием революционного Запада, была и тактика декабризма. …Несомненно, что принятие декабристами в конце концов тактики действия посредством войск резко стимулировали события в Испании, Италии, Португалии в начале 20-х гг. … В русле общеевропейской антифеодальной борьбы идет и стремление декабристов противодействовать реакционной внешней политике Александра I».
Историк И. К. Пантин.
Сделанные учениками выводы фиксируются на доске и в тетрадях.
II.Организации движения революционеров.
Задание : пользуясь текстом учебника, составьте таблицу «Организации дворянских революционеров».
(Каждый ученик получает одну из строк таблицы, касающуюся какой-либо организации. Остальные строки заполняются со слов других учеников).
Название, годы, место |
Количество членов, представители. |
Программа |
Союз спасения 1816-1818 гг. Пе-тербург |
30 чел .А.Н.Муравь- ев, Н.М.Муравьев, С.И.Муравьев-Апос-тол, М.И.Муравьев – Апостол, С.П.Трубе-цкой, И.Д.Якушкин |
Ликвидация крепостничества и самодержавия, введение Конституции и представительного правления. Конституцию нужно было требовать во время смены монархов на троне. Не хотели привлекать народ. |
Союз благоден-ствия. 1818-1821 гг. Москва, Петербург |
200 чел. Все члены Союза спасения. |
Ликвидация крепостничества и самодержавия. Нужно формировать общественное мнение. Для этого надо создавать тайные и легальные организации. Устав «Зеленая книга» Разногласия по вопросам будущего устройства России
|
Южное общест-во. 1821-1825 гг. Тульчин, Укра-ина. |
П.И.Пестель, А.П.Юшневский, И.Г.Бурцов и др. |
«Русская правда» П.И.Пестеля. Установление республики. Законодательная власть – однопалатный парламент, исполнительная – Державная дума из 5 членов, избирающихся на 5 лет. Ежегодно один из них становится президентом республики. Полное уничтожение крепостного права. Неограниченное избирательное право. Равенство всех граждан перед законом. Земля делится на две части-общественную и частную. Крестьяне получают наделы из общественной земли.
|
Северное обще-ство. 1822-1825 гг.Петербург. |
Н.М.Муравьев, Н.И. Тургенев, С.П.Трубе-цкой, Е.П.Оболенс-кий, М.С.Лунин, И.И.Пущин. |
«Конституция» Н.М.Муравьева. Ликвидация самодержавия и сословий, равенство граждан перед законом, гражданские свободы. Ликвидация крепостного права. Установление конституционной монархии. Законодательная власть – двухпалатный парламент, исполнительная – император. Избирательное право ограничено имущественным цензом. Сохранение помещичьей собственности на землю. |
Общество сое-диненных сла-вян . 1823-1825 гг. Новгород – Волынский. |
А. и П. Борисовы, Ю. Люблинский. |
Борьба против крепостничества и деспотизма за создание демократической федерации славянских народов. Установление всеобщего гражданского равенства. |
2. Групповая работа.
Задание : сравните положения программ Северного и Южного обществ. В чем их сходство и различие? Составьте сравнительную таблицу «Программы Северного и Южного обществ». Какая из них вам кажется более прогрессивной и почему? Составьте схему «Система органов государственной власти в программах Северного и Южного обществ».
(Учащиеся работают с документами, делают выводы, занося их в таблицу и схему).
Программы Северного и Южного обществ
|
Русская правда |
Конституция |
Крепостное право |
отменяется |
отменяется |
Земля |
Общее достояние. Делится на общественную и частную |
Неприкосновенность помещичьих земель. |
Сословия |
Отменяются |
Отменяются |
Государственное устройство |
Унитарное |
Федеративное |
Административное деление |
10 областей и 3 удела |
13 держав и 3 области |
Демократические права |
Широкий круг гражданских прав |
Широкий круг гражданских прав |
Форма правления |
Республика. Диктатура Временного верховного правления на 10-15 лет |
Конституционная монархия |
Избирательное право |
Ценз пола и возраста |
Ценз пола и возраста, имущества и образования |
Схема «Государственное устройство в программах декабристов»
а) Русская правда.
Ветви государственной власти
законодательной власти
исполнительной власти
за исполнительной властью, утвержде- ние законов
Ветви государственной власти
Палата народных представителей
Документ 1.
Конституция Н.Муравьева.
«Вступление»
Опыт всех народов и всех племен доказал, что власть самодержавная равно гибельна для правителей и для обществ : что она не согласна ни с правилами святой веры нашей, ни с началами здравого рассудка… Федеральное или Союзное правление одно разрешило сию задачу, утвердило всем условиям и согласило величие народа и свободу граждан. Под надзором государя одно законодательное собрание находится в столице и делает все распоряжения общие, для всего государства – частные распоряжения, касающиеся до областей, - предоставлены областным законодательным собраниям, образованным наподобие столичного, и таким образом доставляется благосостояние целого и частей.
Глава 1.
1.Русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства.
2.Источник верховной власти есть народ …
Глава 2.
3.Гражданство есть право… участвовать в общественном управлении.
Глава 3.
О состоянии, личных правах и обязанностях русских.
10.Все русские равны перед законом.
13.Крепостное право и рабство отменяются.
14.Всякий имеет право заниматься тем промыслом, который ему покажется выгоднейшим…
18.Всякое уголовное дело производится с присяжными.
21.Никто не может быть наказан, как в силу закона…
23.Право собственности … священно и неприкосновенно.
24.Земли помещиков остаются за ними. Дома поселян с огородами оных признаются их собственностью со всеми земледельческими орудиями и скотом.
28.Военные поселения немедленно уничтожаются.
29.Разделение людей на 14 классов отменяются.
Глава 4.
43.В законодательном и исполнительном отношении вся Россия делится на 13 Держав, 2 области и 568 уездов, или поветов.
Глава 6.
О народном Вече.
59.Народное Вече, состоящее из Верховной Думы и палаты народных представителей, облечено всей законодательной властью.
Глава 7.
60.Палата представителей составлена из членов, выбранных на 2 года гражданами Держав.
Глава 8.
О Думе Верховной.
73.Члены Верховной Думы избираются правительственными сословиями Держав и областей.
74.Условия, необходимые, чтобы быть членом Верховной Думы, суть : 30 лет возраста, 9 лет гражданства в России… недвижимого имения ценою на 1500 фунтов чистого серебра или движимого на 300 фунтов чистого серебра.
Глава 10.
О верховной исполнительной власти.
101.Император есть : Верховный Чиновник Российского Правительства… Власть наследственная по прямой линии от отца к сыну… Он соединяет в особе своей всю исполнительную власть».
Документ 2.
«Русская правда» П. Пестеля
«Введение.
7.
Закон Божий составлен для всех людей в равной мере, и, следовательно, все имеют право на его исполнение. А посему народ российский не есть принадлежность или собственность какого-либо лица или семейства.
О сословиях, в России обретающихся
3.
…каждый человек должен иметь полную и совершенную свободу заниматься тою отраслью промышленности, от которой наиболее ожидает для себя выгоды и прибыли, лишь бы честен был и к законам исполнителен.
Все должны быть перед законом равны.
6.
Обладать другими людьми, как собственностью своею…есть дело постыдное, противное человечеству, противное законам естественным, противное вере христианской. И поэтому не может долее в России существовать, позволение одному человеку иметь и называть другого своим крепостным. Рабство должно быть решительно уничтожено, и дворянство должно непременно отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми.
… разделение земель каждой волости на две половины… Одна половина получит наименование земли общественной, другая земли частной. Земля общественная будет всему волостному обществу совокупно принадлежать и неприкосновенную его собственность составлять; она ни продана, ни заложена быть не может. Земли частные будут принадлежать казне или частным лицам, обладающим оными с полною свободою и право имеющим делать из оной, что им угодно.
Государственный завет
2).Российское государство разделяется в отношении закона или своего пространства на 10 областей или 3 удела.
3). Государство состоит из народа и правительства.
4).Весь российский народ составляет одно сословие – гражданское, все нынешние сословия уничтожаются.
7).Правительство разделяется на верховную власть и государственное правление.
8)… Верховная власть разделяется на законодательную и верховноисполнительную – первая поручается народному вече, вторая – державной думе. Сверх того, нужна еще власть блюстительная, дабы те две не выходили из своих пределов. Власть блюстительная поручается верховному собору.
9).Народное вече состоит из народных представителей, выбранных народом на 5 лет. … Никто не может распустить народного веча. Оно представляет волю в государстве, думу народа.
10).Державная дума состоит из 5 членов, народом выбранных на 5 лет…. Все министерства и все вообще правительствующие места состоят под ведомством и начальством державной думы.
Верховный собор состоит из 120 членов, именуемых боярами. Бояры назначаются на всю жизнь и не могут участвовать ни в законодательном, ни в исполнительном порядке. Губернии назначают кандидатов, а народное вече замещает упразднившееся число бояр…. Собор имеет верховно-блюстительную власть. Народное вече препровождает к нему на утверждение свои законы. Собор назначает из своих членов по одному генерал-прокурору в каждое министерство и… в каждую область».
III. Восстание декабристов.
«15/27 декабря, вторник
В казармах московского полка возмутились две роты. Они кричали : «Ура, Константин!...» Подлая чернь тоже была на стороне мятежников; она была пьяна, бросала камнями, кричала…»
Из дневника императрицы Александры Федоровны.
Документ 2.
«Сбежалось много простого народа и тотчас разобрали поленницу дров, которая стояла у заплота, окружающего постройки Исаакиевского собора. Адмиралтейский бульвар наполнился зрителями.
Из воспоминаний В.И.Штейнгеля.
Документ 3.
«Кухельбекер и Пущин уговаривали народ очистить площадь, потому что готовились стрелять в нас. Я присоединился к ним, но на все мои убеждения был один ответ : «Умрем вместе с вами».
М.А.Бестужев.
Задание к документам 1-3. Определите отношение народа к восстанию.
4.Выделите причины поражения восстания декабристов.
Документ 1.
«Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа».
В.И.Ленин
Документ 2.
Мнение историка.
«Постоянно подчеркивается, что декабристы, будучи дворянскими революционерами, боялись обратиться к народу. Почти никогда не отмечается, что эта субъективная боязнь имела объективную основу. Народ в России в то время не был готов к революции, к восприятию революционных призывов…характернейший для России XIX в. факт : сохранение монархических иллюзий, веры в царя в крестьянских массах при откровенной враждебности к дворянству…Такого – полнейшего - разрыва революционеров и угнетенных масс, как в России, не было в первой четверти XIX в. ни в одной втянутой в революционное движение европейской стране. Нигде столь далекими от народа не были революционеры. Нигде столь отсталыми не были массы. Оборотной стороной этой отсталости и была в сущности предельная узость организации и тактики первых российских борцов с самодержавием.
Историк И.К.Пантин.
Документ 3.
«День был сумрачный – ветер дул холодный. Солдаты, затянутые в солдатскую форму с 5 часов утра, стояли на площади уже более 7 часов. Со всех сторон мы были окружены войсками – без главного начальства ( потому что диктатор Трубецкой не являлся), без артиллерии, без кавалерии, - словом, лишенные всех моральных и физических опор для поддержания храбрости солдат. Они с необычайною энергией оставались непоколебимы и, дрожа от холода, стояли в рядах, как на параде…»
Декабрист М.А.Бестужев.
5.Пользуясь текстом документов, определите историческое значение восстания декабристов.
Документ 1.
«… В 1825 г.Россия впервые видела революционное движение против царизма, и это движение было представлено почти исключительно дворянами…» В.И.Ленин
Документ 2.
«Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию. Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы…»
В.И.Ленин «Памяти Герцена»
Документ 3.
«Во время производства следствия государь услышал много истин, которые остались бы ему неизвестными. Страна обязана Тайному обществу опубликованием «Свода» наших законов, солдаты – уменьшением срока службы, бывшей 25 лет. Наказание шпицрутенами, практиковавшееся без всякой меры, ныне ограничено»
Декабрист А.М.Муравьев.
Итог урока. Синквейн. Декабристы.
Молоды, беспечны.
Выдвигают, требуют, действуют.
Акт гражданского неповиновения.
Подвиг.
Цель : выяснить причины движения декабристов, его объективную закономерность и обусловленность всем ходом исторического развития, учить учащихся работать с историческими документам
02 10 2014
1 стр.
Этот урок? 10. Домашнее задание
12 10 2014
1 стр.
Данный урок в курсе органической химии. Это второй урок в теме азотсодержащие органические соединения. Связан с темами карбоновые кислоты и амины, поэтому я опиралась на знания дет
14 12 2014
1 стр.
России оценки движения декабристов существенно изменились, потеряли свою однозначность. Однако было бы в высшей степени неверным усомниться в огромном значении декабризма и его пос
14 09 2014
1 стр.
Образовательная: совершенствовать знания в области истории музыки, литературы; знакомство с жанром баллады
11 10 2014
1 стр.
Урок русского языка в 8 классе с элементами личностного значимого подхода в обучении
17 12 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
Цели: продолжить изучение истории стран Востока, выделяя особенности складывания китайского государства и управления им в Средневековье, познакомить учащихся с достижениями китайск
29 09 2014
1 стр.