Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Урок изобразительного искусства во 2 классе.

Тема урока: Натюрморт из предметов старинного быта.
Основные цели и задачи урока.

1. Создать условия для ознакомления второклассников с художественным обликом домашней утвари, которая на протяжении многих веков была неотъемлемой частью целого мира для крестьянина; с выразительными возможностями тонированной бумаги;

2. Организовать деятельность по выполнению проекта оформления кувшина, ковша и полотенца.

3. Формировать у второклассников умения в расположении предметов на плоскости (ближе — дальше).  

4. Способствовать развитию умений и навыков, необходимых для коллективного творчества.
Оборудование:


  • Тонированная бумага

  • Шаблоны предметов натюрморта

  • Предметы натюрморта

  • Клей, ножницы, карандаш, гуашь,

  • Презентация, компьютер



Ход урока:

  1. Оргмомент.




  1. Сообщение темы, целей.




  1. Вступительное слово учителя.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе

Или морс в большом графине

Или розу в хрустале

Или бронзовую вазу

Или грушу, или торт

Или все предметы сразу

Знай, что это – натюрморт!
Слайд 4. Ребята, какие предметы изображены на картине.

Сегодня нет ни одной выставки, ни одного музея в мире, где бы мы не встретили этого удивительного жанра – натюрморта. Натюрморт – такая картина, в которой героями становятся вещи. Слово это пришло к нам из французского языка, в переводе обозначает «мертвая натура». Но лучше перевести его так: «тихая, или неподвижная природа». Когда художники рисуют натюрморты, они в своих картинах стараются передать всю красоту окружающих нас вещей.

Слайд 5.Многие старинные обычаи и праздники тесно связаны с древними сосудами. Их простые формы мастера украшали замысловатыми узорами: деревянные – росписью или резьбой, керамические – цветной поливой или рельефом. (показываю на слайдах и предметах).

Изображение натюрморта обычно начинается с составления красивой композиции. Слово «композиция » взято из латинского языка и означает «располагать какие либо предметы красиво».


Ставлю натюрморт и говорю о горшке.
Горшок — утварь для приготовления пищи в виде глиняного сосуда с широким открытым верхом, имеющим низкий венчик, круглым туловом, плавно сужающимся к донцу. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на 200—300 г каши до огромного горшка, вмещавшего до 2—3 ведер воды.

На протяжении многих столетий был главным кухонным сосудом на Руси. Им пользовались в царских и боярских поварнях, на кухнях горожан, в избах крестьян.

Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи, в которой горшки находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку. Горшок, поставленный на под печи, обкладывался вокруг нижней части дровами или углями и тем самым оказывался охваченным жаром со всех сторон. Форму горшка удачно нашли гончары. Если бы он был более плоским или имел более широкое отверстие, то закипевшая вода могла бы выплескиваться на пол печи. Если бы горшок имел узкое длинное горло, процесс закипания воды проходил бы очень медленно.

Горшки изготавливались из специальной горшечной глины, жирной, пластичной, синего, зеленого или грязно-желтого цвета, в которую добавляли кварцевый песок. После обжига в горне она приобрела красновато-коричневый, бежевый или черный цвет, в зависимости от первоначального цвета или условий обжига.

Горшки иногда орнаментировались, их украшением служили узкие концентрические круги или цепочка из неглубоких ямочек, треугольничков, выдавленных вокруг венчика или на плечиках сосуда. Блестящая свинцовая глазурь, придававшая привлекательный вид только что изготовленному сосуду, накладывалась на горшок с целями — придать ему прочность, влагоустойчивость. Отсутствие украшений было обусловлено назначением горшка: быть всегда в печке, лишь ненадолго в будни показываться на столе во время завтрака или обеда.

В крестьянском доме было около десятка и более горшков разных размеров. В одних варили жидкие похлебки, в других — каши, в третьих — картофель, четвертые предназначались для кипячения воды и т. п. Их приобретали у гончаров, развозивших товар по деревням, покупали на ярмарках. Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Если горшок давал трещину, его оплетали берестой и употребляли для хранения продуктов.



Про такой горшок в русских деревнях была загадка: «Был ребенок — не знал пеленок, стар стал — пеленаться стал».

Горшок, предмет бытовой, в обрядовой жизни русского народа приобрел дополнительные ритуальные функции. Ученые считают, что это один из самых ритуализованных предметов домашней хозяйственной утвари.

В поверьях русского народа горшок часто выступал как оберег.

( Слайд 6) Традиционные горшки Белгородской области.


4.Изучение нового материала.

Ребята, но художники не только рисуют натюрморты с натуры (Слайд 7). Иногда они придумывают предметы. Такие натюрморты называются декоративными. В них предметы кажутся сказочными, красочными. Для того чтобы его выполнить , надо применить творчество, фантазию, знания о работе над натюрмортом. Мы с вами их называем правилами построения натюрморта( Слайд8).

Давайте их вспомним.


  1. Располагаем самый высокий предмет ( лучше на втором плане).

  2. Второй предмет по высоте должен быть приблизительно в два раза ниже первого.

  3. Он должен немножко прикрывать первый.

  4. Чтобы показать, сто один предмет ближе, а другой дальше, надо второй предмет расположить ниже.


5.Постановка творческой задачи.

Мы с вами, ребята, работаем в группах по 3 человека. У каждого из вас будет своё творческое задание. Выполнив его, вы должны составить композицию натюрморта из выполненных элементов (кувшин, ковш, полотенце).

( Слайд 9)

Последовательность выполнения декоративного натюрморта ( слайд 10,11).



  1. Тонирование фона с передачей плоскости стола.

  2. Вырезание по шаблону силуэта кувшина и выполнение росписи

  3. Вырезание по шаблону силуэта ковша и составление узора резьбы

  4. Вырезание из тонированной бумаги полотенца, нанесение сетки для имитации вышивки, выполнение узора вышивки способом аппликации из цветной бумаги

Коллективная работа предполагает одновременное выполнение всех элементов натюрморта ( Слайды10-17).

Основные технологии для выполнения работы

Роспись кувшина


Геометрическая резьба ковша


Вышивка крестом

Знакомство с элементами борисовской росписи


Знакомство с основными элементами геометрической резьбы


Знакомство с мотивом вышивки, бытующей в регионе (растительный)


Вырезание по шаблону из тонированной бумаги


Вырезание по шаблону формы для выполнения резьбы


Изучение схемы вышивки


Выполнение импровизации по мотивам росписи


Составление композиции, с последующим выполнением импровизации геометрического узора


Выполнение вышивки по образцу способом аппликации



6.Творческая работа учащихся.
7. Фузминутка.
8. Подведение итогов. Выставка работ, обсуждение, выставление оценок.
9. Рефлексия.
10.Задание на дом. Понаблюдать за изменениями в природе, связанные с наступлением весны.

Урок изобразительного искусства во 2 классе. Тема урока: Натюрморт из предметов старинного быта. Основные цели и задачи урока

Создать условия для ознакомления второклассников с художественным обликом домашней утвари, которая на протяжении многих веков была неотъемлемой частью целого мира для крестьянина;

55.66kb.

09 09 2014
1 стр.


Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе Тема урока : Творчество И. Е. Репина (урок беседа) Цель : расширить кругозор учащихся Задачи

Репина гражданскую позицию, уважение к людям любого труда, умение сочувствовать, сопереживать

62.84kb.

06 10 2014
1 стр.


Урок изобразительного искусства в 7 классе Тема урока: Библейские темы в изобразительном искусстве. Учитель изобразительного искусства Малюкова Елена Александровна

Ц е л и: создать условия для формирования у учащихся умений анализировать произведения великих художников выполненных в религиозно-мифологическом жанре

144.24kb.

02 10 2014
1 стр.


Конспект открытого урока в 7 классе. Тема урока: «Климат Африки»

Цели и задачи урока: Сформировать представление о климате Африки, основных факторах климатообразования. Учить работать с климатическими диаграммами, климатическими картами. Тип уро

56.04kb.

08 10 2014
1 стр.


Сценарий открытого урока по математике в 6 классе. Тема урока: Длина окружности, площадь круга, шар. Задачи урока: 1 образовательная

Задачи урока: 1 образовательная: систематизировать, обобщить знания учащихся, проверить уровень усвоения темы

35.31kb.

01 09 2014
1 стр.


План урока №1 Тема урока Введение Тип урока Урок формирования новых знаний

Цели урока: 1 Учебная обучающие должны иметь представление о назначение дисциплины; связь с другими

1322.26kb.

14 12 2014
11 стр.


Урок изобразительного искусства. Класс: 4 Учитель: Жингалеева С. В. Тема : Пейзаж. Тип урока: урок формирования знаний. Цель: познакомить с жанром изо пейзаж Задачи

Научить выделять пейзаж из множества жанров изо, научить техники нетрадиционного рисования- кляксографии

67.21kb.

25 09 2014
1 стр.


5 класс Урок №29 Христианин в труде Учитель: Прорешная Л. М. 2010-2011 уч год Урок №29. Тема урока: Христианин в труде. Цель урока: дать представление о христианском понимании труда Задачи урока
54.73kb.

30 09 2014
1 стр.