Урок литературы 11 класс
Тема: Поиск истины и проблема нравственного выбора. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (Анализ эпизода - 2 глава)
Цели: 1. Показать, как решает писатель проблему нравственного выбора в романе.
2. Определить, какими художественными средствами Булгаков рисует образы центральных героев
«ершалаимских» героев, сравнить героев романа с героями библейской истории.
3. Уметь делать обобщение на основе сравнительной характеристики героев.
Педагогические средства: беседа
Модель: поисковая
Оборудование: фото - кадры из кинофильма «Мастер и Маргарита», картинки из Библии: Иерусалим
(фото), Иисус у Понтия Пилата, Библия.
Ход урока:
Словарная работа:
Понтий Пилат – 5 прокуратор в 26-36 гг. н.э. Принадлежал к сословию всадников (богатых, но незнатных
граждан Рима)
Ершалаим – столица Иудеи (Иерусалим)
Легион – основная единица римского войска (4,5 – 7 тыс.) – им командовал
легат
Состоял из 210 когорт (по 360-600 чел.) Во главе стояли трибуны
В состав когорты входили манипулы (по 120 чел.)
Подразделением манипулы была центурия (кентурия) (от 60 до 100 чел)
Возглавлял центурион (кентурион)
Тетрарх – правитель четвёртой части, стоял во главе Галилеи – самой плодородной части Палестины.
Ирод Великий – царь Иудеи, поставленный римлянами в 40 г. до н.э.
Синедрион – высшее политическое и судейское учреждение, возглавляемое первосвященником.
Игемон – наместник, правитель.
Кесарь – римский император (Цезарь – фамильное имя Юлиев стало титулом римских императоров).
Истина – 1)В философии: адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует
объективно (стремление к истине)
2) правда
3) утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом. (старые, избитые истины)
2. Вступительная беседа.
-В чём особенность жанра романа Булгакова «Мастер и Маргарита»?
-Как вы определите композицию романа? (роман в романе: роман о Мастере и роман Мастера «Понтий Пилат»)
- Как связаны события первой и второй глав?
( 2 глава - начало ершалаимской истории, которая тесным образом переплетена с главами, рассказывающими о современности. Это стержень, на котором держится всё произведение.
-Что представляет собой роман Мастера? (переосмысленная евангельская история, в основу положены главы Нового Завета)
И тем не менее это оригинальное художественное произведение. Различия с богословским очевидны. В этом нам предстоит убедиться.
3. Сообщение темы и целей урока:
Сегодня мы познакомимся с главными героями ершалаимских глав – Понтием Пилатом и Иешуа Га-Ноцри
И посмотрим, как М.А.Булгаков решает проблему нравственного выбора и какие средства для этого использует. Нам предстоит проанализировать 2 главу романа.
4. Беседа.
- Кто является повествователем истории Понтия Пилата и Иешуа? (некий странный профессор)
- Вспомните, что предшествовало рассказу профессора? (разговор о существовании Иисуса и доказательств этого)
- О чём этот рассказ? (О допросе бродячего философа прокуратором Иудеи и вынесении приговора – это не Иисус, хотя в некоторых источниках его называют Иешуа, что переводе с арамейского «Господь-Спасение»)
- На что указывает название главы? (на главное действующее лицо этой главы и обозначает одну из ведущих тем романа – тему совести.
- Обратите внимание, что глава начинается теми же словами, которыми заканчивается предыдущая, посвящённая московским событиям 30-х годов.
-Какую роль играют повторяющиеся фразы? (устанавливают связь между прошлым и настоящим, соединяют разные времена и пространства)
-Что придаёт повествованию черты исторической достоверности? (географические названия: Иудея, Лысая Гора –Голгофа, Ершалаим – Иерусалим, Галилея, Рим; имена: Понтий Пилат, Ирод Великий)
-Что является одним из способов раскрытия образа героя? (портрет)
- Посмотрим, какими предстают перед читателями два героя: Понтий Пилат и Иешуа, бродячий философ, оказавшийся сейчас перед глазами владыки.
Чтение описания Иешуа.
Ещё раз отметим, речь идёт не о Божьем сыне, герой – простой человек.
-Какие проблемы будут решаться в романе, богословские или реальные, мирские? (роман посвящён земной жизни, история Иешуа и П.П. будет разворачиваться параллельно с историей М. И Маргариты)
Описание Понтия Пилата.
-Что в описании обращает на себя особое внимание? (подбой не красный, яркий, а «кровавый»; обладающий «кавалеристской походкой» - бесстрашный воин, недаром его прозвали Всадник Золотое Копьё. Да и имя Пилат в переводе с латинского означает «копьё». Ещё о нём говорят «свирепое чудовище», а он сам готов повторять это о себе)
-Но сейчас это чудовище само страдает. Как автор передаёт страдания П.П? (речь, риторические обращения, вопрос, лексический повтор (больная голова, больной голос), сравнения (как камень), эпитеты и метафоры (непобедимая, ужасная, пылающая адская боль…), цветопись (желтоватые щёки, жёлтое лицо)
- К какой детали постоянно обращается автор, описывая муку прокуратора? (глаза)
-Проследите по тексту, как меняются его глаза? ( вспухшее веко приподнялось, подёрнутый дымкой страдания глаз уставился на арестантов, другой глаз остался закрытым. Теперь уже оба больные глаза тяжело глядели на арестованного, он смотрел мутными глазами на арестованного)
-Что заставит П.П. отнестись к Иешуа не так, как, вероятно, он относился к подобным людям раньше? (Иешуа догадался о боли и исцелил П.П., заинтересовал речами)
-Что стало доказательством вины Иешуа? ( пергамент Левия Матвея, в нём размышления об истине, правда, в искажённом виде)
! Левий – имя одного из евангелистов, который лично было знаком с Христосом, был сборщиком податей, после встречи с Иисусом стал одним из 12 его учеников под именем Матфей.
- Что такое истина? – спрашивает Понтий Пилат (У Понтия Пилата болит голова, он помышляет о смерти и мечтает, чтоб пришла собака – отвечает Иешуа)
! Согласно Библии этот же вопрос задаёт Пилат Иисусу, он же становится центральным в духовной жизни человечества.
-Как развивает это понятие Иешуа? ( Для него истина в том, что никто не может распорядиться его жизнью: «..согласись, что перерезать волосок, на котором висит жизнь уж наверное может лишь тот, кто подвесил. Для Иешуа истина в том, что «злых людей нет на свете». Если он поговорит с Крысобоем, то тот резко изменится. К истине этой Иешуа готов идти при помощи убеждения, слова. Это дело его жизни).
-Иешуа говорит Пилату: «Мне пришли кое-какие новые мысли, которые могли бы, полагаю, показаться тебе интересными, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека…Беда в том, что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон»
Обратите внимание на секретаря в этот момент. О чём это говорит?
(Секретарь вытаращил глаза, смертельно побледнел, думал только об одном, верить ли ему ушам своим или не верить)
-И тем не менее Пилат приказывает развязать руки, а затем и принимает решение в пользу Иешуа.
Какое? (объявить философа душевнобольным, не найдя в его деле состава преступления, и подвергнуть заключению там, где располагалась резеденция прокуратора)
-Почему? ( Такого человека хочется держать при себе. Пилат, видящий вокруг себя только тех, кто его боится, может позволить себе удовольствие иметь рядом человека независимых взглядов)
- В какой момент изменится настроение Пилата? Почему он вынужден отказаться от своего первоначального решения? Как меняется Пилат? Проследим по тексту. (стр. 396)
(-померещилось – вместо головы арестованного – голова кесаря, если таким Пилат кесаря, значит, служит не из-за уважения;
-послышалось : «Закон об оскорблении величества»;
-мысли «Погиб!» и о бессмертии, бессмертие вызывало смертную тоску).
-Что же прочитал П.П. в пергаменте? («Всякая власть является насилием над людьми, и настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть»
-Как ведёт себя Пилат до произнесения речи о власти и после неё? (во взгляде послал какую-то мысль, которую хотел бы внушить арестанту, советует: «взвешивай каждое слово», пытается послать какой-то намекающий взор - в тоне была уже безнадёжность, с ненавистью глядел на секретаря, вскричал, чтобы его оставили одного с арестованным)
-Почему же сейчас утвердит смертный приговор?
(Смелый воин на поле боя, он трус, когда дело касается кесаря, власти. Он боится за себя так, что пойдёт против своей совести).
- Кажется, Герцен сказал, что человека никто не может сделать свободнее, чем он свободен внутренне. П.П. внутренне несвободен. Поэтому он предаст Иешуа.
-Как объяснить появление в колоннаде ласточки, которая дважды влетала и вылетала оттуда?
- Почему такие мысли: « Погиб! Погибли! И о бессмертии «понеслись в голове Пилата? (У него есть совесть, в отличие от Иуды, не страдающего нравственно. Пилат понимает, что вынужден вынести приговор Иешуа, он заранее знает, что вместе с гибелью бродячего философа настанет его собственная – только нравственная).
-Какова дальнейшая судьба философа?
-После того, как Синедрион подтвердил своё решение относительно казни Иешуа, посчитав его более опасным преступником чем Вар-раван, всё та же непонятная тоска пронизала всё существо Пилата. Он тотчас постарался её объяснить, и объяснение было странное: показалось смутно прокуратору, что он чего-то не договорил с осуждённым, а может быть, чего-то не дослушал. Пилат прогнал эту мысль, и она улетела в одно мгновение… А тоска осталась…другая мысль: «Бессмертие…пришло бессмертие…» она заставила Пилата похолодеть на солнцепёке.
- Почему возможность бессмертия не радует человека, а рождает в его душе ужас? (совестливый человек не может жить с камнем на душе, Пилат уже сейчас уверен, что не будет ему покоя ни днём, ни ночью).
- Как описан подобный эпизод в Библии? (В Библии не идёт речь о страданиях Понтия Пилата после казни Иисуса, что убеждает: мастер создаёт оригинальное художественное произведение).
- Как Пилат постарается смягчить «приговор» себе? (пригрозил Каифе, Пилату становится легче - см. текст)
-Найдите описание Понтия Пилата во время оглашения приговора. (Ему показалось, что солнце….свист).
-Образ палящего солнца не раз выделялся в этой главе - «беспощадный зной», «безжалостный солнцепёк». -- Как воспринимаются эти образы? (как знаки гибнущего мира).
5.Работа с Библией и иллюстрациями.
Сравним героев романа и библейских персонажей.
Иисус Христос Иешуа
1)Христос - по-гречески «посланник» 1) «Иешуа» - по-арамейски «господь-спасение»
Иисус – спаситель, заступник, по-еврейски-«Миссия»
2) Богочеловек родители: дева Мария и плотник Иосиф 2) Не помнит родителей
3) Родина – Вифлеем 3) Гамала
4) 12 учеников – апостолов 4) Один ученик – Левий Матвей
5) Учение и врачевание 5) учение и врачевание
6)Во время казни – 33 года 6) 27 лет
7) Приговор – смерть – распятие на кресте 7) смерть – повешение на кресте
с прибиванием к нему
8)Место распятия – Голгофа – Лысая Гора 8) Лысая гора
9) Воскресает на третий день 9) Не воскресает
Понтий Пилат
10) Задаёт вопрос: «Что такое истина 10) «Что такое истина?»
11)Ничего о страдании П.П. 11) Страдает после казни.
6. Вывод: Есть общие черты, но роман – оригинальное художественное произведение.
Это история о мирских проблемах, реальных людях, нравственности.
7. Итог урока:
-Какие вечные проблемы поднимаются на страницах главы? (что такое истина, человек и власть, внутренняя свобода и несвобода, добро и зло, их вечное противостояние, верность и предательство, милосердие и всепрощение, проблема нравственного выбора).
-Какой выбор делают герои 2 главы? (Иешуа остаётся верен своим убеждениям, П.П. в выборе между долгом и совестью выбирает первое)
-Что объясняет такой выбор?
-На что обрекает себя человек, который пошёл против своей совести?
-Какими художественными средствами рисует Булгаков центральных героев ершалаимских глав? (портрет как способ раскрытия характера мысли, речевая характеристика, образы природы (солнце, зной, ласточка), художественные детали (глаза…).