Чтение слогов и слов с буквами г, п, т, р, и. Тренировка в написании этих букв.
(Урок обучения грамоте в 1 классе.)
Ц


ели урока:
-
дать понятие о звуках , , ,
-
развитие умения правильно и выразительно читать
Ход урока
1. Игровые упражнения.
1) фонетическая зарядка
-Как рычит собака?
-Как тикают часы?
-Как пищат птенцы?
-Как гогочет гусь?
2) доскажите словечко
Ра- ра- ра- начинается…
Ры- ры- ры- у мальчика…
Ре- ре- ре- стоит домик на…
Ти- ти- ти- съели кашу всю…
Та- та- та- у нас дома…
Пи- пи- пи- мы купили…
Па- па- па- широкая…
Го- го- го- Михаил забил…
Ги –ги- ги- очень вкусные…
3)чтение чистоговорок
Ра- ра- ра- Кате спать пора.
Ро- ро- ро- на полу стоит ведро.
Ры- ры- ры- летают комары.
Ри- ри- ри- на ветке снегири.
Ор- ор- ор- подмели мы двор.
Арь- арь- арь- на стене висит фонарь.
4)работа над скороговоркой
На горе Арарат
Растет крупный виноград.
5)чтение веселого стихотворения
Гусь купил себе гармошку,
Но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела,
По- гусиному шипела.
6) разгадайте кроссворд
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
У
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ч
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
|
А
|
К
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Е
|
Н
|
А
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Е
|
|
И
|
|
|
|
|
|
|
7
|
|
Ц
|
|
Н
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Е
|
|
|
|
|
|
|
|
Е
|
|
|
Й
|
|
|
|
|
6
|
|
|
Т
|
|
|
К
|
|
|
|
|
|
|
|
Р
|
|
|
А
|
|
|
5
|
|
А
|
|
|
А
|
|
|
|
|
|
|
А
|
Р
|
А
|
Н
|
Д
|
А
|
8
|
|
|
|
|
|
Т
|
|
|
Ь
|
|
К
|
|
|
|
|
|
А
|
|
|
|
|
О
|
|
|
|
|
|
|
9
|
|
|
|
Л
|
|
|
|
|
|
|
Б
|
У
|
К
|
В
|
А
|
Р
|
Ь
|
|
|
По горизонтали:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Ящичек для ручек, карандашей, ластиков.
|
|
|
5. Графитная палочка, обычно оправленная в дерево, для письма, рисования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9.Книжка для первоначального обучения грамоте.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По вертикали:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Сумка шлольника, которую носят за спиной.
|
|
|
3.Письменная принадлежность.
|
|
|
|
|
4. Планка для черчения.
|
|
|
|
|
|
|
6. Школьный стол.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Сшитые листы чистой бумаги в обложке.
|
|
|
8. Учебное заведение.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7)выполните тест
|
По горизонтали:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Ящичек для ручек, карандашей, ластиков.
|
|
|
5. Графитная палочка, обычно оправленная в дерево, для письма, рисования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9.Книжка для первоначального обучения грамоте.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По вертикали:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Сумка школьника, которую носят за спиной.
|
|
|
3.Письменная принадлежность.
|
|
|
|
|
4. Планка для черчения.
|
|
|
|
|
|
|
6. Школьный стол.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Сшитые листы чистой бумаги в обложке.
|
|
|
8. Учебное заведение.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8)отгадайте загадки
1
,,
)Под водой живет народ, 4) ти ,,
Ходит задом наперед.
2)Течет, течет, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит.
3)Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу
2.
Азбука
1.Урок начинается с повторения по Азбуке изученных букв г, п, т, р. Дети работают со схемами-человечками. Они вспоминают, что в русском языке гласные буквы обозначают гласные звуки, а согласные буквы - согласные звуки. Находят среди букв гласную и.
- Что мы знает об этой букве? (Она обозначает гласный [и], поэтому закрашиваем кружок и башмачки в схеме-человечке красным цветом. Звук [и] может быть ударным и безударным. Поэтому над одним из башмачков ставим знак ударения.)
- Что мы знаем о согласных [г], [п], [т], [р]? (Звуки [г], [р] - звонкие, поэтому над их схемами-человечками нарисуем «шляпку-звоночек». Звуки [п], [т] - глухие, поэтому над соответствующими схемами-человечками нарисуем «шляпы-цилиндры» черного цвета. Эти буквы могут обозначать твердые и мягкие согласные звуки, поэтому один башмачок каждой схемы-человечка закрашиваем синим, а другой - зеленым карандашами.)
2.Работа над артикуляцией. Дети произносят звуки, которые обозначают буквы г ([г]-[г']), п ([п]-[п']), т ([т]-[т']) и р ([р]-[р']). Затем дают полную характеристику этих звуков. (Буква г обозначает [г] - согласный, звонкий, твердый, [г'] - согласный, звонкий, мягкий и т.д.)
Прописи.
П. Работа в прописи.
3.Закрепление. На левой странице разворота (тетрадь 2, с. 2) дети самостоятельно или под руководством учителя вписывают печатные буквы г, п, т, р, и в соответствующие схемы-человечки.
4.Закрепление письменного образа букв, работа над формированием графического навыка (с. 3).
Сначала дети прописывают буквы г, п, т (в помощь им в прописях даны наклонные линии, причем их количество подсказывает ребенку, из скольких элементов состоит данная буква), обводят образец, затем пишут букву. Наличие образцов и «подсказок» позволяет детям работать каждому в своем темпе, не ждать помощи учителя. Необязательно сразу дописывать всю строчку до конца - к ней ребенок еще сможет вернуться.
5.Расписывание руки, тренировка мелкой мускулатуры. Прописывание буквы р.
6.Работа с рисунками (с. 2).
- Рассмотрите рисунки. Кто нарисован? Что еще нарисовано? Какие слова начинаются с известных нам букв? (Три, труба, поросята, пятачки, рубашечки и т.д.)
В ходе беседы ученики вспоминают сказку, ее главных героев и героя, который не нарисован, - волка.
Дети выполняют задание: используя штриховку в разных направлениях, заштриховать на рисунках пятачки, рубашки, трубу и т.д.
Остальную часть рисунков можно оставить нераскрашенной или до-делать эту работу дома.
Азбука
III. Работа по Азбуке.
7. Чтение слогов, обращение к печатному образу буквы (с. 36).
Дети читают слог ги, дописывают на линейке печатными буквами слог, чтобы получилось слово гири, затем слог пи (пир), ти (тигр или тир) и т.д. Можно нарисовать картинку на кубике, если ребенок придумал другое слово. Так же проходит работа вторым столбиком слогов.
8. Дети самостоятельно про себя читают словосочетание три гири, а затем рисуют.
- Что вы нарисовали? Почему?
Затем дети читают сочетание слов три поросенка.
- Какие знакомые буквы есть в словах? (Из букв г, п, т, р, и).
- Эти буквы вы уже можете написать самостоятельно.
IV. Работа в прописях (с. 3).
9. Написание букв г, п, т, р в определенной последовательности. Учитель «ведет» письмо: называет букву, которую ребенок должен сначала обвести, а затем написать; когда четыре буквы написаны, дети самостоятельно диктуют себе и пишут.
Азбука
10. Дети рассматривают схему предложения.
- Из скольких слов состоит это предложение? (Из двух.)
- Второе слово - тигр. А какое может быть первое? О ком это предложение? (О тигре.) Значит, какое слово может стоять первым? (Злой, рычит, тут здесь, полосатый ит.д.)
11.Слого-звуковой анализ слова тигр (первый [т1] - согласный, глухой, мягкий (рисуют зеленую точку); второй [и] - гласный, ударный (красная точка); третий [г] - согласный, глухой, твердый (синяя точка): четвертый [р] - согласный, звонкий, твердый (синяя точка).
- Будет ли в этом слове безударный слог? Почему?
12. Чтение слов тир, пир. Работа над значением этих слов.
Прописи.
VI. Продолжение работы в прописи.
13. Учимся писать соединения букв (с. 3).
Учитель дает на доске образец, затем дети обводят образец в прописи и пишут под руководством учителя.
- Мы букву и сначала приписали к букве г, затем к букве п, потом к буквам т и р. А как же будут писаться эти слоги наоборот?
Учитель дает образец на доске, дети обводят, а затем пишут слоги иг, ип, um, up.
Азбука.
VII. Работа по Азбуке (с. 37).
14. Работа с текстом на с. 37.
До чтения:
-Рассмотрите иллюстрацию. Что необычного на ней?
-Прочитаем заглавие, фамилию автора.
- Как вы думаете, о чем будет этот текст? (Предположения детей.)
Работа с текстом во время чтения.
(Нечитающие дети находят слова, которые могут прочитать. Затем подчеркивают знакомые буквы.) Читающие дети сначала читают про себя.
- Оправдались ли наши предположения?
Повторное чтение вслух по предложениям с попутным комментарием. После 1-го предложения:
- И правда, откуда мог взяться тигр? После 2-го предложения:
- Почему столько раз повторяется слово думал?
- Что отвлекло героя от его мыслей? После 3-го предложения:
- Узнал ли рассказчик, откуда взялся на улице тигр?
Вопросы ко всему тексту:
- Могла ли случиться такая «прогулка» тигра?
- Найдите два слова, которые различаются двумя буквами (дунул, думал)
Выразительное чтение текста. Обратить внимание на интонацию при перечислении.
После чтения.
Повторное обращение к иллюстрации.
- Кто же увидел тигра?
- Но в тексте не назван тот, кто все это видел. Почему художник решил, что это мальчик? (Дети - фантазеры, выдумщики, мечтатели; еще они легко отвлекаются...)
VIII. Итог урока.
- Назовите буквы, которые встретились в тексте. (К нечитающим.)
- Какая буква встретилась чаще других? Сколько раз? (и - 8 раз.) А какой нет? (п.)
- Расскажите, какие звуки могут обозначать буквы
и и
п.