Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Муниципальная общеобразовательная школа

«Манихинская основная общеобразовательная школа»

Истринского муниципального района

Байкал
Открытый урок по географии в 8 классе

Беляева Т. Ю.,

учитель географии

2009г.

Тема урока: Байкал.

Цели урока:

Учащиеся знакомятся с особенностями природы озера Байкал. Устанавливают причины уникальности природных компонентов и характеризуют их по плану. Учащиеся осознают, что озеро Байкал нуждается в охране и защите. Выделяют созданные в приозерной зоне заповедники и заказник.



Задачи:

Раскрыть причины уникальности рельефа, климата, воды, животного и растительного мира озера Байкал.



Средства обучения:

Карт горы Южной Сибири, атласы 8 класса, дополнительная литератур, компьютерные слайды, контурные карты озера Байкал, динамическая схема озера Байкал, фотовыставка, музыкальное оформление.



Доска:

Динамическая схема озера Байкал



Эпиграф:

Чудо природы во всех отношениях.

Л.С. Берг

Ход урока

I. Мотивационно-ориентировочный этап.

1) Вхождение в контакт, создание позитивного настроя на деятельность. Включается запись шума волн.



Учащийся

Читает стихотворение:

Лесистых гор полуовалы,

Касанье голубых лекал.

И скалы, срезанных валом,

И небо, павшее в Байкал,

И сам он – величав и вечен,

В гранитной раме вырезанной,

И весь – до донышка – просвечен,

И весь – до капельки – родной

И Ангары полет строптивый,

И ветра крик, и гул турбин,

И птицы-сосны над обрывом,

И дикий ветер баргузин –

Все это, без чего не в силах

Быть далью и ширью ширь,

И ты немыслима, Россия,

И ты немыслима, Сибирь.

2) Актуализация (в виде беседы)

Учитель:

Какой район мы изучили?



Учащиеся:

Горы Южной Сибири.



Учитель:

Какой уникальный объект природы находится в этом районе, в котором отражается красоты Сибирской природы?



Учащиеся:

Байкал.


3) Постановка учебной задачи.

Учитель:

Так какова тема урока?



Учащиеся:

Озеро Байкал.



Учитель:

Зачитываем записанный на доске эпиграф. Какую задачу вы поставите перед собой?



Учащиеся:

Раскрыть причины уникальности рельефа, климата, воды, животного и растительного мира озера Байкал.



Учитель:

Я согласна с поставленной задачей



Тема урока (записываем!): “Озеро Байкал – жемчужина России”

Вспомните типовой план физико-географической характеристики района, примените его к озеру!



Учащиеся:

Географическое положение и размеры озера Байкал

Рельеф, геологическое, тектоническое строение котловины.

Климатические особенности.

Уникальность воды

Флора и фауна озера Байкал

Экологические проблемы

II. Операционно-исполнительский этап

1. Получение определения изучаемого понятия

Учитель:

На доске вы видите динамическую карту озера Байкал, в виде схемы природного комплекса.

Что необходимо сделать, чтобы схема отражала уникальность данного объекта (см. приложение №1)

Учащиеся:

Дать характеристику природным компонентам и занести в графы важнейшую, необходимую, информацию об их состоянии.

2. Получение способа работы с понятием.

Учитель:

Какую форму работы мы будем использовать для работы над преобразованием схемы?



Учащиеся:

Работа в группах по направлениям.

Деление на группы произведено по направлениям и интересам (группы дифференцированные)

I группа Климатологи

II группа Биологи

III группа Геологи

IV группа Гидрологи

3. Работа в группах по заданиям.

Учащиеся отбирают информацию о природном комплексе озера Байкал и оформляют ответы на контурных картах и демонстрационных листах, которые будут прикреплять на доску при ответе, к основной схеме.

Учащиеся работают с матрицей оценок учебной деятельности.

4. Взаимообучение.

Учитель:

В начале работы ответим все вместе на 1 вопрос плана:

Географическое положение и размеры озера Байкал

Отметим на контурной карте и на доске градусную сеть, основные показатели, географические объекты.



Учащиеся:

Озеро находится между 550 и 500 параллелями северной широты 1050 и 1100 меридианами восточной долготы.

Объем воды 23600 км2., длина 636 км., Площадь водной поверхности 31500 км2., ширина от 24 до 79 км, наибольшая глубина 1637м, уровень воды на 453 м уровня Мирового океана.

Хребты


Реки

Острова


Заливы, бухты

Полуострова, мысы

Байкальский Селенга Ольхон Бабушка Покойники

Баргузинский Баргузин Ушканьи Внучка Святой нос

Хамар-Дабан Ангара Круглый Аяя Шаманка

Приморский Сарма Долгий Песчаная

Провал

Ответы групп:

Геологи:

Байкал находится в очень древней котловине. Возраст озера– 15-20 млн. лет (другие озера обычно имеют возраст 5-15 тыс. лет). Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры (грабен), т.е. имеет тектоническое происхождение.

Несмотря на то, что возраст озера очень древний, на территории котловины и его берегов до сих пор происходит движения земной коры. Землетрясения наблюдаются до настоящего времени. Буряты были свидетелями сброса части побережья озера. Образовался залив Провал. Землетрясение было силой в 9 баллов.

Породы берегов Байкала кристаллические, берега гористые…



Гидрологи:

Озеро Байкал имеет уникальную чистую прозрачную воду. Белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40 метров. По химическому составу вода близка к дистиллированной (в 1 литре менее 0,1 солей, т.е. соленость воды равна 0,1%) и богата кислородом. В чистоте и прозрачности – уникальность воды озера Байкала.

Замерзает озеро поздно, в конце декабря, но и вскрывается Байкал поздно.

Байкал уникален и огромным объемом воды, который можно сравнить с объемом воды в Балтийской море. В Байкале содержится 1/10 пресных вод планеты…



Биологи:

Уникален органический мир Байкала. В озере встречается около 1500 видов животных и более 1000 видов растений, большая часть растений – водоросли.

70% обитателей озер – эндемики, т.е. организмы, не встречающиеся нигде более, только в Байкале. К таки видам относится голомянка – живородящая рыбака, не имеющая чешуи. Розовато-белая, полупрозрачная состоит в основном из жира.

Из рыбных ресурсов Байкала наиболее ценные хариус, сиг и, конечно, знаменитый байкальский омуль.

Обитает в озере и тюлень – байкальский нерпа. Она в точь-в-точь похож на тюленя, обитающего в морях Северного Ледовитого океана. Пресноводный тюлень – это загадка для зоологов. Истребляли тюленя из-за его ценного меха, и стал он редкостью на Байкале.

Берега заняты тайгой – из кедра, сосны, лиственницы. В тайге обитают кабарга, соболь, лисица, бурундук, бурый медведь, лось и другие…



Климатологи:

Климат Прибайкалья умеренный резко-континентальный.

Зима очень холодная – средняя температура января – 240С, а на побережье теплее градусов на десять: -14 – 170С. А лето на берегах озера прохладнее (озеро поглощает тепло медленно и отдает, остывая, тепло байкальская вода)+150С – средняя температура июля.

Из-за неравномерного нагрева суши и вод озера образуется перепады атмосферного давления, в результате возникают местные ветры. Ураганный ветер – сарма. поднимает штормовые волны на Байкале. Скорость ветра достигает 60 м/с. Северно-восточный ветер – баргузин, или, верховик – дует вдоль озера. Это свежий ветер.

На Байкале чаще солнечная погода. Зимой в котловине господствует антициклон…

5. Просмотр слайдов “Охраняемые территории Байкала”.



Учитель:

На какой высоте проходит граница леса на горах, окружающих Байкал?



Учащиеся:

1500-1800 м.



Учитель:

Назовите, какие заповедники, и заказники на озере Байкал вы знаете?



Учащиеся:

Прибайкальский национальный парк, Забайкальский национальный парк, Тункинский национальный парк, Байкальский заповедник, Баргузинский биосферный заповедник,

Байкало-Ленский заповедник.

Учитель:

Каков возраст деревьев?



Учащиеся:

Кедр 550 лет, лиственница 530 лет.



Учитель:

Что такое ходульные деревья?



Учащиеся:

У ходульных деревьев корневая шейка и стволы подняты над почвой на значительную высоту, до 2-3 м, и поэтому они стоят они на корнях как на ходулях.

III. Рефлексивно-оценочный этап

Ситуация оценки результатов деятельности



Учитель:

Проанализируйте свою деятельность на уроке и оцените качество работы

Заполните лист матрицы оценок учебной деятельности

Работу, какого из учащихся и почему мы можем оценить прямо сейчас!

На какой вопрос плана мы не дали полный ответ?

Учащиеся:

Экологические проблемы озера Байкал.



Учитель:

Каково домашнее задание, определите?



Учащиеся:

Рассмотреть экологические проблемы озера Байкал. Выяснить причины и пути их решения.



Учитель:

Домашнее задание §43 + экологические проблемы озера Байкал.

Звучит шум волн, появляется слайд “Закат на озере Байкал”.

Учитель:

На этом урок закончен.



Спасибо за работу.

Урок по географии в 8 классе Беляева Т. Ю., учитель географии 2009г

Учащиеся знакомятся с особенностями природы озера Байкал. Устанавливают причины уникальности природных компонентов и характеризуют их по плану. Учащиеся осознают, что озеро Байкал

79.97kb.

17 12 2014
1 стр.


Урок по физике и географии. Его

Его подготовили с учащимися 7-а класса учитель физики Дахова Е. И. и учитель географии Киселёва П. А

38.22kb.

14 10 2014
1 стр.


Урок по физике и географии. Его

Его подготовили с учащимися 7-а класса учитель физики Дахова Е. И. и учитель географии Киселёва П. А

38.09kb.

14 10 2014
1 стр.


Урок игра по географии Учитель географии Аксенова О. В урок игра Путешествие капельки

Используя игровую форму занятия, повторить, систематизировать и расширить знания по теме

67.59kb.

10 09 2014
1 стр.


Внеклассное мероприятие по географии «Моя Родина Ярковский район» учитель географии Иванова Е. И. с. Щетково 2009г

Северная- близ озера Тамагуль, южная на реке Юрга, западная- чуть западнее села Матуши, восточная- в 5 км на восток от Нового Каишкуля

65.38kb.

16 12 2014
1 стр.


Урок немецкого языка и географии с применением межпредметных связей Учитель географии- олейникова И. А

Обучающий аспект: отработать навыки устной речи на репродуктивном и творческом уровне

81.91kb.

02 10 2014
1 стр.


Урок географии 8 класс учитель географии гбоу №1517 Пегова Людмила Викторовна тема урока: «Атмосферные фронты. Циклоны. Антициклоны»

Выявить основные признаки и особенности размещения атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов

71.95kb.

16 12 2014
1 стр.


Урок географии в 8 классе Учитель Гольева Т. В. 2011-2012 учебный год Урок 23. Растительный мир Австралии

Обучающая: дать основные знания о растительном мире Австралии, дать понятие о связи климата и растительности Австралии

101.69kb.

10 10 2014
1 стр.