Открытый урок по литературе Алтая
Учитель: Дёмина Е. А.
Класс: 7
Тема урока: «Город, лучше которого нет» (прошлое и настоящее Бийска в стихотворениях поэтов – земляков )
Цель: 1) познакомить учащихся со стихотворениями о городе;
2) совершенствовать навыки выразительного чтения; чтения наизусть;
3) развивать творческие способности учащихся;
4) воспитывать любовь к своей «малой» родине
Оборудование: слайдовая презентация; стихотворения.
Ход урока
-
Организационный момент (оформление тетрадей, запись темы) (слайды №1, 2)
-
Работа по теме
Слово учителя (звучит песня, идут слайды №3-13)
300 лет… Много это или мало?! В июне 2009 года Бийск будет отмечать свой юбилей.
К юбилею
(читает наизусть стихотворение учитель)
Далёкая окраина России
Купеческий старинный городок,
Единственный, построенный на Бии,
Встречая солнце, смотрит на восток.
Известен город красотою
Его церквей, особняков,
Сосновым бором и рекою,
Текущей из дали веков.
Река, широкая местами,
Берёт с Телецкого разбег;
Гордимся мы её мостами
По ним шагая в новый век.
Летят года, идут столетья,
Уже давно острога нет.
Минули войны, лихолетья,
Развеян пепел прошлых лет.
Бегут спокойно волны Бии
До самых северных морей,
А на окраине России
Уже трёхсотый юбилей.
И. Тимошенский
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворениями поэтов – бийчан о родном городе. Каким он был и каким стал? Какими чувствами проникнуты эти стихотворения? Что вы испытываете, когда говорят о вашем городе?
Давайте перенесемся в 18 век и посмотрим, с чего всё начиналось?
Сообщения учащихся
1 Ученик. В начале 18 века территория Алтая вместе с её многочисленными народностями входила в состав сильного в то время Джунгарского государства. Алтайские племена считались подданными джунгарских ханов и выплачивали им дань. Алтай в переводе на русский означает «золотые горы». Об этих богатствах знало русское правительство, оно настойчиво подготавливало планы присоединения алтайских земель к русскому государству.
2 Ученик. (Слайды №14-15)
1709 год. 29 февраля Пётр I издал Указ о возведении острога на реках Бии и Катуни.
1709 год. 18 июня закончено строительство Бикатунского острога.Эта дата считается
днём основания Бийска.
1710 год. Бикатунский острог сожжён подданными джунгарского хана Цэван – Рабдана.
1718 год. Острог восстановлен на новом месте – на правом берегу Бии в районе
современной площади Фомченко.
1732 год. Бикатунский острог переименован в Бийский.
Ученица читает стихотворение (наизусть)
Город – крепость
Небо от времени побелело.
Бия от времени обмелела.
От времени выкрошился гранит.
Но время стирает, а память – хранит.
От множества ног годами, веками
И пыль под ногами стала как камень,
А прочные камни старинной стены
В пыль временем вечным превращены.
И только две пушки старинных в снегу,
Два вала – следы на крутом берегу,
Да память людская поведать смогла
Что шла здесь граница российской земли.
Что в грозные годы указом Петра
Джунгарам, калмыкам и прочим на страх
В степи, на слиянии рек и дорог
Построил народ Бикатунский острог.
, Небо от времени побелело.
Бия от времени обмелела.
Но разве с острогом сравнишь? Богатырь
Он ввысь раздается сегодня и вширь.
Но тенью тех пушек на белом снегу.
Да профилем вала на берегу
Мой город запомнил крепко,
Что он начинался – как крепость (слайд № 16)
С. Чепров
Учитель: Город рос, строился. Вот как выглядели улочки купеческого Бийска. (Слайды №17-19)
Гуляя по улицам старого города, мы чувствуем себя сопричастными к его истории
Ученица читает наизусть стихотворение
Старый город
Вновь иду я по улочкам старого Бийска…
В каждом камне здесь прошлое наше живёт…
И оно оживает, становится близким
И по городу рядом со мною идёт.
Прикоснитесь рукою к старинному зданью
И почувствуйте, как потеплеет рука…
Будто всё понимают молчащие камни…
Только память о прошлом для них нелегка.
Каждый день мы, не глядя, торопимся мимо,
В суете городской, в неотложных делах,
А они наблюдают за нами незримо,
Ощущая и боль , и тревогу , и страх.
Вы пройдитесь по улочкам старого Бийска,
Отложив все дела, никуда не спеша,
Подойдите к старинному зданию близко
И почувствуйте. Как оживает душа.
Н. Назарковская
Учитель: Много горя выпало на долю военного и послевоенного поколения бийчан. Вероломное нападение гитлеровской Германии прервало мирную жизнь города. Сыны и дочери Бийска с честью выполняли наказ своих отцов, храбро сражаясь на фронтах. Около 4 тысяч бийчан награждены орденами и медалями. Три война получили звание Героя Советского Союза. Не вернулись с поля битвы…… Наш долг помнить, что сделали они для нас. К сожалению, ветеранов с каждым годом становится всё меньше и меньше. (слайды№20-21)
Ученик читает стихотворение (наизусть)
Ветераны
Не клялись, не говорили
Зажигательных речей.
Постояли. Покурили
Возле памятных ключей.
Обнялись. Расцеловались,
Как пред боем. И тогда
Каждый понял, - расставались
Эти люди навсегда.
Страшно, аж мороз по коже!
Лишь звенели ордена…
Каждый день убить их может
В них живущая война.
Г. Володин
Учитель: За триста лет своего существования Бийск прошёл большой путь развития. В недалёком прошлом город купцов и мелких кустарей стал промышленным и культурным городом Алтайского края. Совсем недавно, в ноябре 2005 года, город получил статус наукограда. Это новый этап развития города в его истории. Какой он сейчас, наш город, накануне юбилея? О чём задумался?
Ученица читает стихотворение (наизусть)
О чём задумался, мой город, в день рожденья?
Что вспоминаешь? И о чём молчишь?
Меняются людские поколения,
А ты – три века на Земле стоишь!
О чём грустишь в объятьях летней ночи,
Листая вереницу долгих дней?
Я знаю, видишь пред собой воочию
Прекрасных, смелых, волевых людей!
Всегда надеждою полны восходы
И к вечной мудрости зовёт закат.
Сегодня к нам через века, сквозь годы
Идёт казачий боевой отряд !
Н. Назарковская.
Учитель: Давайте послушаем стихотворения, которые вы подготовили самостоятельно к сегодняшнему уроку. (Это было перспективное домашнее задание. Учителю лучше заранее ознакомиться с этими стихотворениями или самому дать список рекомендованных и помочь проанализировать стихотворения по плану)
Л. Белоусова «Мой город»
Л. Гольцова «Ночной Бийск»
О. Заева «Бийск»
С. Иноземцев «Живи и здравствуй!», «Город, лучше которого нет», «Заздравная».
Л. Целищева « Купола Юности», «Мой город».
С. Чепров «Песня о Бийске» (слайд №22)
План анализа стихотворения
-
Время создания поэтического произведения.
-
Основная тема.
-
О чём заставляет задуматься читателя данное стихотворение?
-
Найдите художественно – выразительные средства; определите их функции.
-
Как вы объясните смысл названия стихотворения?
Учитель: Вы прослушали сегодня много стихотворений о Бийске.
-Каким мы видим наш город?
-Что объединяет эти стихотворения?
Творческая работа (слайды №23- 24)
Попробуйте создать стихотворения в жанре синквейна на тему «Бийск». (Учащиеся уже знакомы с этим жанром). Несколько работ зачитывают.
Бийск Бийск
Молодой, красивый, современный. Родимый, любимый.
Растёт, развивается. Помню, скучаю, мечтаю.
Будущее города в наших руках. Место, где тебя ждут.
Наукоград. Родина.
Бийск
Праздничный, весёлый, шумный.
Ждёт, готовиться, встречает.
Летят года, идут столетья.
Юбилей.
Итог урока. (Слайд № 25)
Сегодня мы познакомились лишь с небольшой частью стихотворений о нашем городе, месте, где вы родились, живёте. Помните об этом, любите, гордитесь им и делайте всё, чтобы он процветал. Мне бы хотелось закончить наш урок строчками из стихотворения С. Иноземцева
Всё, что есть в этой жизни у нас,-
Город, лучше которого нет.
Выставление оценок.
Домашнее задание. (Слайд № 26)
Напишите сочинение на одну из предложенных тем: «Моё любимое место в городе», «За что я люблю свой город?» или стихотворение – поздравление городу.
Слайд №27-28(звучит песня о Бийске)