Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3


Учитель: Заполните пропуски в схеме.

Ученики: Формы государства.


Форма правления

↓ ↓


... (Государственное устройство)



Монархия

- Абсолютная

- ... (Конституционная)

- ... Теократическая



... (республика)

Президентская



Парламентская

Смешанная



Федерация
Конфедерация
..... (унитарное)

Политический режим

Демократический



..... ( Авторитарный)

.... (Тоталитарный)


Ученики:

Вывод: Государству и обществу нужны твердые и общепринятые правила в форме Конституции. Конституционное право помогает овладевать основами культуры прав человека, включится в жизнь в демократическом обществе.
Второй вопрос I группы - Несовершеннолетние и Уголовный кодекс

а) Ученики: уголовное право регулирует общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступления.

Уголовная ответственность наступает по приговору суда за преступления.

(краткое изложение вопроса)

После теоретического вопроса → практическая часть

б) Соотнесите понятия и их значение



  1. Вина

  2. Необходимая оборона

  3. Коррупция

  4. Девиация

  5. Правонарушение

  6. Реабилитация

  7. Соучастие

  8. Талион

  9. Субъект преступления

  10. Уголовное право

Значение понятий.

а) Использование государственными служащими и политическими служебных полномочий для личной выгоды. (коррупция)

б) Опасный (вредный) для общества поступок, запрещенный законом (правонарушение)

в) Особое внутреннее психическое отношение человека к совершенному правонарушению, устанавливаемое судом. (вина)

г) Законное право человека защитить себя и своих близких, свое и чужое имущество от преступных посягательств, даже причинив вред преступнику. (необходимая оборона)

д) Отклоняющееся от нормы поведение (девиация)

е) Умышленное участие двух или боле лиц в совершении умышленного преступления. (соучастие)

ж) Отрасль права, объединяющая нормы права, запрещающие совершение самых опасных для общества поступков (преступлений) и устанавливающие наказание за их совершение. (Уголовное право)

з) Физически вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. (14 или 16 лет) (субъект преступления)

и) Принцип наказания, действующий в древнейшем обществе, который заключается в причинении виновному такого же вреда, который нанесен им. (Талион)

к) Восстановление прав и свобод, возмещение вреда лицу, незаконно или необоснованно подвергшемуся уголовному преследованию. (реабилитация)

Ответы: 1 – в;

2 – г;


3 – а;

4 – д;


5 – б;

6 – к;


7 – с;

8 – и;


9 – з;

10 – ж.


После выступления и обсуждения проблем ученики делают вывод.

Вывод: Только в уголовном законе определяется круг деяний, которые признаются преступными и назначаются наказания за их совершение.

Необходимо соблюдать:



  1. Принцип парности

  2. Равенство перед уголовным законом

  3. Принцип вины

  4. Принцип справедливости

  5. Принцип гуманизма


Выступление II группы

Ученики:

1 вопрос - Административное право – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие при формировании исполнительной власти органами государства.




Административное право

↓ ↓


Государственная

администрация





административные правонарушения (граждан, должностных лиц, юридических лиц, предпринимателей)

Посягательство на управление, права свободы, собственность. Действие, бездействие, посягают на общественные отношения.




Административное право

↓ ↓


Административное правонарушение

Административная ответственность






- административное задержание;

- личный досмотр, досмотр вещей;

- изъятие вещей, документов;

- административное взыскание. Судами, органами исполнительной власти.


Проблемные задания (отвечают ученики)



Определите, какие административные правонарушения совершили участники данных ситуаций:

1. Иван Иванович Петров, директор краеведческого музея содержал экспонаты, относящиеся к периоду Великой Отечественной войны (боевые винтовки, пистолеты и автоматы в исправном состоянии), в обычной подсобке, часть экспонатов украдена.

(В музее нельзя хранить исправное оружие)

2. Продавец Васильева Надежда Петровна на просьбу покупателя повторно взвесить конфеты ответила отказом и обозвала покупателя.

(Покупатель имеет право взвесить любой продукт, потребовать сертификат качества продуктов, жалобную книгу)

3. Водитель Жильцов Федор Иванович оскорбил пассажира автобуса, оказал сопротивление работнику милиции, вызванному пассажиром.

(оскорбление личности, противодействие должностному лицу)

Как правильно поступить в ситуациях:


  1. Подростки ходили по лесу и разоряли: гнезда птиц, муравейники, разрушали норы животных. Они были задержаны лесником. (Если были издевательства над животными, уничтожение, могут применить уголовный кодекс за причинение вреда животным)

  2. Группа подростков после 23.00 часов во дворе громко пели песни и играли на гитаре. (7.12.09 №99-3С вышел закон Алтайского края «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах. Согласно закону, пребывание на улице лиц до 16 лет разрешено до 10 часов. Лицам до 18 лет до 11 часов вечера. Позже этого времени дети и подростки могут находится только в сопровождении родителей или родственников).

  3. Велосипедисты Петя и Вася пересекли дорогу на красный свет. Автомобили были вынуждены притормаживать, объезжать их. Велосипедистов остановил инспектор ДПС (дорожно-постовой службы) (Нарушение правил дорожного движения. Применяют административное наказание)

Административные правонарушения рассматривают

административные комиссии (районные, городские, поселковые)



  • Местные администрации;

  • комиссии по делам несовершеннолетних;

  • судьи районных, городских судов, мировые судьи;

  • органы внутренних дел;

  • таможенные органы, инспекции, надзор.

Виды административных взысканий:



  • предупреждение;

  • штраф;

  • возмещение стоимости;

  • конфискация;

  • лишение специального права (лишение прав водить транспорт);

  • исправительные работы;

  • административный арест до 15 суток.


Вывод: Государственный орган носитель властных полномочий, правообязывающая сторона, действующая в соответствии с законом. Административное право регулирует отношение государственных органов и гражданина.
Гражданское право регулирует имущественные отношения.

Особенности:



  1. равенство отношений

  2. неприкосновенность собственности

  3. свобода договоров

  4. невмешательство в частные дела

  5. беспрепятственное осуществление гражданских прав

  6. восстановление нарушенных прав

  7. судебная защита

  8. дозволительная направленность

  9. свободное перемещение товаров, услуг



Источники гражданского права



- Конституция РФ

- законы РФ

- «О защите прав потребителя»

- Новый Гражданский Кодекс РФ (часть I c 01/01/1995; часть II с 01/03/1996 г)



- о банкротстве;

- Коммерческие, некоммерческие организации;

- гарантии от произвольного лишения имущества;

- право собственности на землю;

- обеспечение исполнения обязательств: неустойка, залог, удержание, поручительство, банковская гарантия, задаток;

- ответственность за нарушение денежных обязательств.


Выполнение проблемных заданий. Практическая часть




  1. Несовершеннолетний, достигший 16 лет и работающий по трудовому договору? (частично дееспособный)

2. Если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток?

(задаток остается у другой стороны)

3. Если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, что вправе по своему выбору требовать от продавца?

(Вернуть деньги, отдать качественный товар, устранить недостатки товара в разумный срок)

4. Что такое сделки?

(действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей).

5. Какими могут быть сделки?

(односторонние – завещание; двусторонние – договор аренды, займа; многосторонние – договор о совместной деятельности)

6. Исковой давностью признается срок для защиты?

(права по иску лица, право которого нарушено)

7. Исковой давностью признается?

(сроки получения ответа на претензию)

8. Самостоятельно могут нести ответственность за причиненный ими вред несовершеннолетние в возрасте?

(от 14 до 18 лет)

9. В содержание права собственности входят?

(правомочие владения, пользования, распоряжения)

10. Срок доверенности не должен превышать?



(3-х лет)

Заполните пропуски в схемах.




Элементы гражданского правоотношения

↓ ↓ ↓


?

(объекты)



?

(содержание)



?

(субъекты)



Виды гражданских правоотношений

↓ ↓ ↓


Имущественные и ? (неимущественные)

Абсолютные и ? (относительные)

Вещные и ? (обязательственные)

Субъекты гражданских правоотношений

↓ ↓ ↓


?

(физические лица) граждане РФ;

иностранные граждане, лица без гражданства


РФ, субъекты РФ, муниципальные образования

?

(юридическое лицо)


Способ защиты гражданских прав

↓ ↓


- возмещение ? (убытков)

- компенсация ? (морального вреда)

- прекращение ? (правоотношений)

- ...? (изменение) правоотношений



- ... (признание) права

- ... (самозащита) права

- ... (пресечение действий нарушающих) права




Задачи:

  1. Имущественное или личное неимущественное отношение, регулируемое нормами гражданского права и основанное на равенстве сторон и их имущественной самостоятельности? (Гражданское правоотношение)

  2. Способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя обязанности и исполнять их? (Гражданская дееспособность)

  3. Срок, в течение которого можно добиться защиты нарушенного права в принудительном порядке? (Исковая давность)

  4. Лицо, которое в силу закона реализует права представляемого им лица. Для несовершеннолетнего являются родители? (Законные представитель)

  5. Способность лица иметь гражданские права и нести гражданскую ответственность? (Гражданская правоспособность)

  6. Сергей на время отдал велосипед Коле. Позже он просил вернуть велосипед, но Коля не отдавал. Он ставил велосипед в гараж. Сергей решил сломать замок у гаража и забрать велосипед. А как бы вы поступили? (Это будет кража. Необходимо обратиться в милицию с заявлением)

Вывод: Имущественные и личные неимущественные отношения регулируются нормами гражданского права, сопровождают человека всю жизнь. Знание ключевых вопросов гражданско-правовых отношений являются условием социализации учеников.
III группа: Защита прав потребителя

«Закон о защите прав потребителя» принят в 1992 г., в 1996 г новая редакция.

Потребитель – гражданин, который приобретает и использует товары, заказывает услуги и работы, либо имеет намерение приобрести, заказать и использовать их для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Потребитель имеет права:



  • на просвещение

Создана система информации потребителей об их правах, о путях, формах, способах защиты.



  • право на информацию о товарах, работах, услугах

Знать качества, свойства товара, услуги.



  • Право потребителя на качество

Требования в стандартах


Если у товара недостатки, то потребитель может потребовать:

  1. Устранение недостатка, возмещения расходов на его устранение.

  2. Замена на аналогичный товар.

  3. Замена на такой же товар другой марки.

  4. Уменьшение цены.

  5. Расторжение договора купли-продажи и возврата уплаченных денег

- Право изготовителям устанавливать на товары длительного пользования срок службы.

Если такой пометки нет, то изготовитель несет ответственность перед потребителем в течение 10 лет.

Полагается устанавливать гарантийный срок.

Если его нет, то по закону он равен 6 месяцев. На продуктах питания, лекарствах, косметике необходимо указывать срок годности. По истечении этого срока товар становится непригодным к употреблению.

Право потребителя на безопасность. Безопасность обеспечивается требованиями государства к качеству товаров. Эти требования отражены в стандартах.



Право на возмещение причиненного ущерба. Изготовитель должен возместить материальный и моральный ущерб. Самый действенный способ защиты прав потребителей – обращение в суд. Если потребитель проявляет активность, то производитель до суда удовлетворяет требования. Тогда не будет штрафов, не придется оплачивать судебные издержки, возмещать моральный вред.

На государственном уровне права потребителя защищает Государственный комитет по антимонопольной политике, Государственная торговая инспекция. Действуют отделы по защите прав потребителей при местной администрации. Существуют общественные организации потребителей. Обратиться за консультацией о нарушениях в сфере защиты прав потребителей можно по телефону горячей линии территориального управления Роспотребнадзор по Алтайскому краю: (3852) 24-99-59.

Этот же телефон можно использовать по услугам в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Специалисты Роспотребнадзора объясняют полномочия, порядок приёма заявлений, жалоб. Расскажут, что нудно делать, чтобы провести независимую экспертизу товаров с истекшим сроком годности или дать рекомендации по обращению в суд с вопросами гражданско-правового характера.


Проблемные задания

  1. Во время лечения в платной стоматологической клинике Д. Иванов заключил договор о стоимости работы. Но в процессе работы врач запросил оплату больше, объяснив, что использовал дорогое оборудование и необходимый материал. Прав ли врач? (Если в договоре оговорена сумма оплаты, больше брать не должны)

  2. Васильев И. приобрел пылесос. В инструкции описаны виды деятельности пылесоса. На практике оказалось, что агрегат выполняет часть оговоренных функций. Может ли покупатель потребовать назад деньги? (Может)

Вывод: В течение жизни человек выступает как потребитель.
Производители и продавцы стремятся больше и дороже произвести и продать товар.

Потребители хотят приобрести вещи и воспользоваться услугой хорошего качества и подешевле. Поэтому законы защищают права потребителя. А нам их надо знать. Надо знать как покупать, как пользоваться услугами, чтобы благополучно жить.


Права ребенка.

Права ребенка закреплены в двух основных международных документах, принятых ООН: в Декларации прав ребенка 1959 г. (10 статей общего характера) и Конвенции о правах ребенка 20.XI.1989 г. (конкретные нормы, обязательные для реализации государствами, подписавшими Конвенцию, фиксируют права, касающиеся всех сфер жизнедеятельности человека от рождения до 18 лет). В ООН приняты Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных ситуациях, Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и другие документы.



Конвенция о правах ребенка – большой правовой документ. Права ребенка – свод прав, зафиксированных в международных документах по правам ребенка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок – это лицо не достигшее 18 лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.
Основные группы прав и свобод ребенка:

  • базовые (на жизнь, имя, приобретение гражданства);

  • право на благополучную жизнь в семье;

  • права, обеспечивающие свободное развитие личности ребенка (право свободно выражать свое мнение, свобода мысли, совести и религии свобода ассоциаций и мирных собраний);

  • права на сохранение и укрепление здоровья;

  • право на образование и культурное развитие;

  • права, защищающие ребенка в экстремальных ситуациях (в суде, в заключении, на войне).

Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Основным актом о правах ребенка является Федеральный Закон от 24 июля 1998 г. № 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Проблемные задания. Правовой статус ребенка.

  1. Становится полностью дееспособным и может своими действиями приобретать любые права? (с 18 лет)

  2. Подлежит первоначальной постановке на воинский учет? (с 16 лет)

  3. Несет уголовную ответственность за любое преступление? (с 16 лет)

  4. Подлежит административной ответственности? (с 14 лет, до этого отвечают родители)

  5. Имеет право самостоятельно заключать трудовой договор? (с 16-18 лет)

  6. Имеет право обучаться вождению на автомобиле (с 18 лет), на мотоцикле? (с 16 лет)

  7. Имеет право управлять мопедом? (с 14 лет)

  8. Может быть членом кооператива? (с 18 лет)

  9. Может объявлен полностью дееспособным? (с 18 лет)

  10. Имеет право на получение паспорта? (с 14 лет)

  11. Имеет право на вступление в брак (с 18 лет), с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин? (16 лет)

  12. Подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам? (с 14-18 лет)

  13. Подлежит ответственности за некоторые виды преступления (убийство, кражу, вымогательство)? (с 14 лет)

  14. Имеет право управлять велосипедом на дорогах? (с 14 лет)

  15. Допускается поступление на работу? (с 14-15 лет на каникулах 24 часа в неделю; с 15-16 лет на легкий труд (если согласны родители и профсоюзы предприятия, учреждения); с 16-18 лет не больше 36 часов в неделю)

  16. Может вносить вклады в банки и распоряжаться ими? (14-18 лет)

  17. Распоряжаться заработком, доходами, стипендией? (14-18 лет)

  18. С согласия родителей совершать сделки? (с 14 лет)

  19. Может выбирать себе место жительство (с согласия родителей)? (с 14 лет)

  20. Выражать свое мнение о том, с кем из его родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода? (с 10 лет)

  21. Вправе заключать мелкие бытовые сделки? (с 6-14 лет с согласия родителей, усыновителей, попечителей)

  22. Вправе посещать школу? (с 7 лет, если физически, психологически готов врачи могут разрешить с 6 лет)

  23. Имеет право жить и воспитываться в семье? (с рождения)

  24. Имеет право на имя, отчество, фамилию? (с рождения)

  25. Приобретает право на гражданство? (с рождения)

Вывод: Ребенок полноправный член общества и права его должны быть защищены законами государства, где он живет.
IV группа предлагает презентацию.

Трудовое право.
Трудовое право – отрасль российского товара, которая регулирует трудовые право отношения работников на предприятиях, в учреждениях, организациях, в учреждениях, организациях.

Развитие рыночных отношений, появление предприятий разнообразных форм собственности, где взаимодействует свободный наниматель рабочей силы и свободный работник, обусловили особую роль трудового права в современной России. Регулирующая роль государства в сфере труда сведена к минимуму, предоставляется всем работникам, независимо частное или государственное предприятие. Устанавливает: минимальную оплату труда, нормальную продолжительность рабочего времени, ежегодного оплачиваемого отпуска, условий выхода на пенсию, норм охраны труда, порядка разрешения трудовых споров, правовых основ социального страхования. Кодекс законов о труде РФ устанавливает трудовые права для всех работников и гарантирует их реализацию при всех формах применения наемного труда.



Трудовые права работника:

  • на вознаграждение не ниже минимальной заработной платы;

  • на условия труда, отвечающие гигиене и безопасности;

  • на отдых (еженедельные выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск);

  • на объединение в профсоюзы;

  • на социальное обеспечение по возрасту и нетрудоспособности;

  • на судебную защиту

Трудовые правоотношения:

Права и обязанности работников и работодателя, возникающие и реализуемые во взаимоотношениях.


Источники трудового права:

Нормативно-правовые акты, в которых закреплены нормы трудового права РФ. Важные из них: Конституция РФ, Кодекс законов о труде РФ с изменениями и дополнениями, законы «о коллективных договорах и соглашениях» от 11/III 1992 г и т. д.



Познавательные задания.

  1. Заполнить схему:

Расторжение трудового договора с несовершеннолетним по инициативе работодателя возможно...

↓ ↓ ↓

с согласия . . . с согласия . . . с участием . . .



(государственной (комиссии по делам (мотивированного

инспекции труда) несовершеннолетних) мнения

профсоюзного органа)
2. Соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу, обеспечить условия труда, своевременно выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка. (трудовой договор)

3. Время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. (время отпуска)

4. Вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качеств и условий выполненной работы, а также тип выплат. (заработная плата)

5. Время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности. (рабочее время)

6. Назовите документы, необходимые для первичного приема на работу? (паспорт)

7. Назвать возраст трудовой дееспособности по общему правилу? (16 лет)

8. При приеме на работу помощником повара в кафе 17-летней Вере Ивановой установили испытательный срок в 2 месяца. Вера не справлялась с обязанностями. Ее уволили через месяц. Какие правовые ошибки были допущены администрацией кафе в данной ситуации? (при приеме на работу лиц, не достигших 18 лет, испытания не устанавливаются)

9. Какие льготы предоставляет несовершеннолетним российское трудовое право? (несовершеннолетние (лица, не достигшие 18 лет) в трудовых правоотношениях приравниваются в правах совершеннолетним, а в области охраны труда определении продолжительности рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются льготами. Запрещается применять труд лиц моложе 18 лет на тяжелых работах с вредными или опасными условиями труда. Запрещается привлекать несовершеннолетних к ночным и сверхурочным работам в выходные дни. Работникам моложе 18 лет ежегодный оплачиваемый отпуск устанавливается продолжительностью не менее 31 календарного дня, может быть использован в любое удобное для них время года. Для несовершеннолетних законом установлено сокращенное рабочее время, оплата за которое производится в таком же размере, как работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы. Закон предусматривает квотирование рабочих мест, для трудоустройства молодежи)

10. 17 летний Юра в апреле поступил на работу на завод и попросил предоставить ему отпуск летом. В отделе кадров ему сказали, что право на отпуск за первый год работы наступает через 11 месяцев непрерывной трудовой деятельности на одном предприятии. Правильно ли ответили молодому человеку? Сколько дней отпуска должен получить Юра? (Работникам моложе 18 лет ежегодный оплачиваемый отпуск по их просьбе может быть предоставлен в любое удобное для них время. Отпуск несовершеннолетнего не менее 31 календарного дня).

11. 17 летний Сергей 10 месяцев работал на продовольственной базе. Однажды он самовольно ушёл после обеда и за это его уволили. Сергей обратился к руководству базы с заявлением о восстановлении на работе, мотивируя тем, что скоро ему идти в армию. Правильно ли поступила администрация? (Администрация поступила неправильно. Увольнение несовершеннолетнего по инициативе работодателя допускается только с согласия государственной инспекции труда субъекта РФ и районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних).



<предыдущая страница | следующая страница>


Урок по обществознанию в 11 классе по теме «Знаешь ли ты право»
367.02kb.

12 10 2014
3 стр.


Рабочая программа по обществознанию в 6 классе разработана в соответствии: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) 2004 года

Примерной программы основного общего образования по обществознанию

291.31kb.

25 12 2014
1 стр.


Урок по теме "Функция" в 7 классе Обед, знакомство с выставкой учебно-методической литературы 13. 00 14. 00 Пленарное заседание

Климина Марина Ивановна, занятие элективного курса в 9 классе Решение задач по теме “Функция”

83.99kb.

15 09 2014
1 стр.


Урок в 11 классе ( гуманитарного профиля) по теме «Конус. Площадь поверхности конуса»

Обобщающий урок в 11 классе ( гуманитарного профиля) по теме «Конус. Площадь поверхности конуса». Учитель: Дульцева Л. П. Мбоу «сош №29 с углубленным изучением отдельных предметов»

35.04kb.

11 10 2014
1 стр.


Урок по музыке в 5-в классе. Учитель моу сош №4 Пушняк. Е. В. Первая четверть. 2005 год. Открытый урок в 5 классе по теме «Союз музыки и литературы»

Цель: через сопоставление произведений различных жанров показать взаимодействие музыки и литературы как творческого союза и его влияние на музыкальный образ

65.34kb.

04 09 2014
1 стр.


Методическая разработка уроков в 10 классе по алгебре и началам анализа по теме «Экстремумы функции». Урок объяснения нового материала. Урок лекция
113.63kb.

14 12 2014
1 стр.


Открытый урок в 10 классе Тема урока: «Аминокислоты»

Данный урок в курсе органической химии. Это второй урок в теме азотсодержащие органические соединения. Связан с темами карбоновые кислоты и амины, поэтому я опиралась на знания дет

167kb.

14 12 2014
1 стр.


Урок в 5 классе по теме «Противопожарная безопасность»

Данный урок занимает важное место в разделе «Пожары». Материал используется и в последующих уроках и в любой момент жизни может пригодиться учащимся

84.37kb.

06 10 2014
1 стр.