Вывод: Труд – основа жизни человека.
Поэтому надо учиться, получить профессиональную подготовку и работать, чтобы обеспечить себя и семью. Необходимо знать законы о труде, чтобы не допустить нарушения своих прав со стороны работодателя.
Семейное право.
Семейное право – одна из отраслей российского права, которая регулирует личные и имущественные отношения между гражданами, возникающие из брака, рождения детей и принятие детей на воспитание.
Субъекты семейных правоотношений:
супруги, родители, дети, усыновители, усыновлённые, опекуны, попечители.
Условия заключения брака?
В Российской Федерации брак регистрируется в органах записи гражданского состояния на основании личного заявления желающих вступить в брак. Только такой брак признается и защищается законом.
Условия вступления в брак:
взаимное согласие мужчины и женщины, достижение брачного возраста. Брак не заключается, если лицо, вступающее в брак, состоит в другом зарегистрированном браке или признано судом недееспособным. Не допускается брак между близкими родственниками, усыновителями и усыновленными.
Права и обязанности при вступлении в брак?
Граждане приобретают личные и имущественные права супругов. Эти правоотношения регулируются Семейным кодексом РФ, который вступил в силу 01.03.1996 г. Соблюдается равноправие супругов. Закон даёт супругам возможность по личному желанию и взаимному согласию избирать фамилию одного из них. В этом случае фамилия становится общей. Муж и жена могут оставить свои прежние фамилии. Супруги имеют право на выбор занятий, профессии, места пребывания и жительства. Добрачное имущество остаётся личной собственностью мужа и жены, а нажитое в браке становится общей (совместной) собственностью супругов. Имущество, полученное одним из супругов в дар или по наследству, считается его личной собственностью. К этой собственности относятся вещи индивидуального собственности (одежда, обувь). Предметы роскоши (драгоценности) считаются совместной собственностью, независимо от того, кто ими пользовался. В случае развода совместная собственность прекращается. Имущественные права и обязанности супругов могут определятся брачным договором, который может быть заключён до государственной регистрации заключения брака и в любое время в период брака.
Расторжение брака предусматривает закон (Семейный кодекс РФ). Расторжение брака может произойти в суде или в органах ЗАГС. Через органы ЗАГС брак расторгается при наличии взаимного согласия супругов и отсутствии у них несовершеннолетних детей. Судебный порядок развода предусмотрен в тех случаях, если у супругов имеются общие несовершеннолетние дети или отсутствует взаимное согласие на развод.
Семейный кодекс о правовом регулировании личных отношений между родителями и детьми.
В семейный кодекс вошли положения Конвенции и правах ребенка. Права родителей не должны противоречить интересам детей. Действующее законодательство защищает личные права ребенка, право на выражение своего мнения, запрещает жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми или их эксплуатацию.
Опека и попечительство – это правовая форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения. Опека устанавливается над малолетними в возрасте до 14 лет, а также над лицам, признанными судом недееспособными.
Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет и над лицами с ограниченной дееспособностью. Органы местного самоуправления назначают опекунов и попечителей. Ими могут быть только совершеннолетние и дееспособными граждане, не лишённые родительских прав.
Что такое алименты?
Алименты – это средства, выплачиваемые на содержание определенного лица (детей, родителей) в соответствии с добровольным письменным (обязательно нотариально заверенным) соглашением или по решению суда.
Закон установил обязательный размер алиментов, взыскиваемый судом. На одного ребенка – ежемесячно в размере ¼ заработка и иного дохода родителей; на двух детей – в размере 1/3; на трех и более детей 50% заработка и иного дохода родителей.
Проблемные задания.
1. В каком правовом документе содержится статья «Права детей», находящихся под опекой? (В семейном кодексе РФ)
2. Права ребёнка на защиту по Семейному кодексу РФ осуществляют? (Родители, усыновители, органы опеки и попечительства, прокурор, суд)
3. Может ли быть изменена фамилия ребенка без его согласия? (Если ребёнок до 10 лет)
4. С какого возраста несовершеннолетние родители могут требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке? (с 14 лет)
5. Где заключается брачный договор? (В нотариальной конторе)
6. Брачный договор признается недействительным? (судом)
7. Может заключен брачный договор между супругами в отношении имущества, которого у них нет, но возможно будет? (Да)
8. Где расторгается брачный договор? (В нотариальной конторе)
9. Брак признан недействительным, так как супруг состоял в другом законном браке. Будет ли ребенок (во втором браке) получать алименты от отца на своё содержание? (Дети рожденные в недействительном браке приравниваются в правах к тем, кто рожден в законном браке)
Вывод: Семья - это ячейка общества. От того как живет семья зависит благополучие страны. Крепкая, материально обеспеченная семья способствует утверждению благоприятного микроклимата для воспитания , обучения, детей, которые вырастут. Если семья трудолюбивая, с крепкими традициями, нравственными идеалами, то вырастет поколение энергичных, знающих, умных граждан, которые изменят облик страны к лучшему.
Подведение итогов урока.
Учитель: Исследуемые проблемы относятся к какой системе в обществе?
Ученики: Системе современного Российского права.
Учитель: Что такое право?
Ученики: Совокупность правил поведения, установленных государством.
В тетради и на доске записывается схема.
соответствие моральных взглядов общества
|
|
отрицание социальных ценностей общества
|
|
Право
|
|
обязательное
исполнение
законов
|
|
организованное
принуждение
к исполнению
|
государственная гарантия выполнения правовых норм
|
правосознание
общества
|
выражение политической воли населения, социальных групп, классов, наций
|
Учитель: Какие темы исследований мы сегодня рассматривали?
Ученики отвечают и составляют схему системы Российского права и показывают роль и место рассматриваемых вопросов.
Система современного Российского права.
↓
Права ребенка
↓
Защита прав потребителя
-
Уголовное право
-
Уголовно-процессуальное право
-
Административное право
-
Трудовое право
-
Финансовое право
-
Семейное право
-
Права социального обеспечения
-
Экологическое право
-
Гражданско-процессуальное право
-
Уголовно-исполнительное
-
Международное право
-
Публичное право
-
Частное право
Учитель: Понятие «право» более широкое, чем закон.
Что является источником (формой) права?
Ученики:
Нормативно-правовые акты
|
Источники права
|
Законы
|
|
Международные договора
|
Правовые обычаи
|
Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства, обладающий высшей юридической силой. Все остальные нормативные акты должны исходить из законов и не противоречить им. Поэтому все нормативно-правовые акты, кроме закона называются подзаконными.
Учитель: В школе правила поведения учеников как регулируются?
Ученики: С помощью Устава школы.
Учитель: А в Российской Федерации как регулируется жизь граждан?
Ученики: С помощью законов.
Учитель: Значит власть и право тесно связаны между собой, значит неправовых государств нет, так как в каждом государстве свои законы, своя система права.
Ученики: Государство, в котором всё подчиняется закону – правовое.
Признаки правового государства:
-
Верховенство закона.
-
Четкое разделение властей.
-
Гарантированность прав человека.
-
Достаточно высокая правовая культура.
-
Верховенство права и закона во всех сферах жизни общества.
-
Связанность законом государства и его органами.
-
Исполнение закона всеми гражданами, независимо от должности и положения.
-
Эффективный контроль за соблюдением законности.
-
Взаимность прав, обязанностей и ответственности государства, общества и индивида.
Анализ урока (2-3 минуты)
1. Рефлексия
Ребята, мы сегодня с вами выяснили знаете ли вы право.
-
Какая из рассмотренных проблем вам понравилась больше (Голосование)
-
Удалось ли вам исследовать правовые вопросы?
-
Что нового вы узнали?
-
Чему вы научились сегодня на уроке?
-
Что вам понравилась?
-
Что не понравилось?
2. Ребята, в оценочных листах по ходу изложения результатов исследования каждой группой, вы выставляли оценки по пятибалльной системе. Давайте подведем итоги.
От каждой группы эксперты проверят все оценочные листы и выставят итоговую оценку с учётом деятельности каждого ученика на основе компетенции.
В итоге определяются знатоки права.
Домашнее задание:
мини-эссе «Закон обнаруживает своё благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется» (Демокрит).
<предыдущая страница