

































ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
МОУ «Гришенская общеобразовательная средняя школа»
Мамонтовского района Алтайского края
Урок по обществознанию в 11 классе
по теме «Знаешь ли ты право»
Выполнил:
Болотина Ольга Александровна
учитель истории и обществознания МОУ «Гришенская общеобразовательная средняя школа» Мамонтовского района Алтайского края
Гришенское 2010 г.
Тема: Знаешь ли ты право
Тип и вид урока:
Урок закрепления знаний; урок презентация школьных правовых проектов с элементами исследования.
Цель:
-
Актуализация знаний и умений по праву.
-
Формирование активной гражданской позиции правовой концепции обучающихся.
-
Развитие компетенции учеников в ходе исследовательской деятельности.
Компетенции:
-
умение оценивать свою и чужую деятельность;
-
умение работать в группе;
-
умение доказать свою точку зрения;
-
умение исследовать проблему.
Используемые понятия:
Конституционное право, несовершеннолетние, уголовный кодекс, административное право, гражданское право, права потребителя, права ребенка, трудовое право, семейное право.
Ожидаемый результат:
закрепление знаний о праве, развитие коммуникативных навыков и логического мышления учеников.
Литература:
-
А.В. Клименко, В.В. Румынина «Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы». - М.: Дрофа, 2002 г.;
-
А.Ф. Никитин «Конституционное право», «Уголовное право», «Права человека», «Административное право», «Гражданское право».
-
Гамова А.М. «Обществознание для будущих юристов». - М.: изд. «Март»,2006 г.
-
Щакальский К. «Обществознание в вопросах и ответах». - М.: «Кнорус», 2006 г.
-
Косицина П.И. «Экономика для учеников 11 класса. Ответы на экзаменационные билеты». - Волгоград.: Учитель, 2008 г.
-
Степаненко С.Н. «Обществознание 11 класс. Ответы на экзаменационные билеты». - Волгоград.: Учитель, 2008 г.
-
Баранов П.А. «Обществознание в таблицах» 10-11 класс. - М.: Астрель, 2006 г.
-
Интернет.
Оборудование:
Права человека, Права ребенка на стенде в кабинете истории и обществознания. Материал из Интернет, справочной литературы. На доске надпись: «Высшее проявление человеческой мудрости использующее опыт людей на благо общества».
(С. Джонсон)
За месяц до урока были даны задания группам в 11 классе.
I группа – Стрельцова Света, Холодкова Таня
исследовать проблемы:
-
Конституционное право.
-
Несовершеннолетние и уголовный кодекс.
II группа – Гладышева Кристина, Кананухин Роман
исследовать проблемы:
-
Административное право.
-
Гражданское право.
III группа – Ангольт Света, Геза Яна
исследовать проблемы:
-
Защита прав потребителя.
-
Права ребенка.
IV группа - Дубровская Маша, Зосимов Николай
исследовать проблемы:
-
Трудовое право.
-
Семейное право.
Для организации работы был организован оргкомитет из знающих право учеников, который оказывал консультативную помощь ученикам, у которых работа вызывала затруднение. Учредителем мероприятия были ученики. Они сами оценивали и определяли лучшие правовые исследования, подводили итоги урока.
Оценочный лист презентации школьных правовых исследований (оценивать от 1-5 баллов)
№ п/п
|
Класс, учащиеся
|
Название исследования
|
Критерии оценивая правовых исследований
|
Актуальность темы
|
Аргументированность темы
|
Формы и методы реализации
|
Результативность
|
Творческий подход
|
1
|
11 класс
Стрельцова С.,
Холодкова Т.
|
Конституционное право.
Несовершеннолетние и уголовный кодекс.
|
|
|
|
|
|
2
|
Гладышева К., Кананухин Р.
|
Административное право.
Гражданское право.
|
|
|
|
|
|
3
|
Ангольт С., Геза Я.
|
Защита прав потребителя.
Права ребенка.
|
|
|
|
|
|
4
|
Дубровская М.,
Зосимов Н.
|
Трудовое право.
Семейное право.
|
|
|
|
|
|
После выступления каждой группы выставляется оценка другими учениками.
Критерии оценки учителем:
-
знание фактического материала;
-
знание законодательства РФ;
-
умение отстаивать свою точку зрения;
-
умение работать с документом.
Ход урока
При изложении материала по своим проблемам ученики показывали сови знания теоретические и выполняли проблемные задания. При изложении результатов работы использовали план работы:
№ пп
|
Что? (действие)
|
Зачем? (цель)
|
Где? (место)
|
Когда? (сроки)
|
|
|
|
|
|
Называли:
Проблему →
|
мотив своей деятельности →
|
как решали проблему →
|
что узнали, умеют, какие навыки приобрели
|
Защита проекта I группы.
Они выступали под лозунгом «Права человека сводятся к двум главным: Свободе и равенству» (В.С. Соловьев)
Ученики:
Конституционное право.
Ученики выступили аргументированно с большой доказательной базой. приведу фрагмент выступления:
Конституционное право – отрасль права, включающая принципы государственного устройства, порядок избрания главы государства, его компетенцию, систему органов законодательной и исполнительной власти, порядок их формирования, их компетенцию.
Конституционное право
↑ ↑
|
Основы избирательного
права судебной системы
|
Права и свободы граждан,
их объём и гарантии осуществления
|
Основной источник Конституционного права – Конституция – основной закон Российской Федерации.
Затем были изложены результаты работы по проблемным заданиям по Конституционному праву.
1) Заполнить пропуски.
1. Годы принятия Конституции в нашей стране в ХХ веке:
19.... (18 г.); 19.... (22 г.); 19.... (36 г); 19... (77 г.); 19.... (93 г.).
2. Носители суверенитета и единственным источником власти в РФ является...... (народ).
3. Человек, его права и свободы являются высшей ... (ценностью).
4. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность ....... (государства).
5. Российская Федерация есть демократическое....... (федеративное) правовое государство с......... (республиканской) формой правления.
Учитель:
6. Заполните пропуски в схеме:
(ответ)
Президент Российской Федерации
гарант Конституции РФ .................(
прав и свобод человека и гражданина РФ), согласованного функционирования и ................. (
взаимодействия органов государственной власти).
В отношении гражданина
|
Решение вопросов гражданства
|
|
Награждение государственными наградами
|
|
?
(предоставление
политического
убежища)
|
|
Помилование
|
|
?
(присвоение
высших
воинских
званий)
|
(Ответ на задание в скобках)
....... Слово необходимо вставить.
Полномочия президента
↓ ↓ ↓ ↓
|
в области .....
(законодательной власти)
↓
|
в области исполнительной власти
↓
|
в области обороны и безопасности
↓
|
в области....
(судебной практики)
↓
|
Назначение выборов Государственной Думы
Роспуск .... (ГД)
|
Назначение с согласия ГД .... (Председателя Правительства РФ)
|
Формирование Совета .... (Безопасности) и руководства им.
|
Представление Совету Федерации кандидатур судей ....(Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов РФ)
|
Внесение ..... (проектов законов в ГД)
|
Назначение и освобождение .... (остальных членов правительства)
|
Верховный ..... (главнокомандующий) Вооруженными силами.
|
Назначение других .... (Федеральных судов)
|
Подписание ..... (обнародование Федеральных законов)
|
Отставка Правительства. Назначение и освобождение полномочных представителей Президента.
|
Утверждение военной доктрины .... (РФ)
|
Представление Совету Федерации о назначении и освобождении .... (Генерального прокурора РФ)
|
Обращение к Федеральному Собранию с ежегодными ..... (посланиями)
|
Руководство внешней .....(политикой)
|
Введение ..... (военного положения).
Введение чрезвычайного ... (положения)
|
|
Назначение референдумов
|
Назначение и освобождение высшего...... (военного командования, назначение и отзыв дипломатических представителей)
|
|
|
Федеральное Собрание Российской Федерации
|
Государственная Дума
|
|
|
Совет Федерации
|
(450 депутатов)
|
избирается
|
формируется
|
по 2 представителя от субъектов Федерации
|
.....(комитеты и комиссии)
↓
|
Структура компетенции
|
комитеты и комиссии
↓
|
- Согласие ..... (на назначение Председателя Правительства)
|
|
|
- Утверждение и изменения .... (границ субъектов РФ)
|
- Вопрос о доверии ..... (Правительству)
|
|
- Утверждение Указов ... (Президента) о военном и чрезвычайном положении.
|
- Назначение и освобождение председателя ... (Центробанка, Счётной палаты и уполномоченного по правам человека)
|
|
- Использование Вооруженных сил ... (за пределами России)
- Назначение выборов ... (Президента) и отрешение его от должности
|
- Объявление амнистии
|
|
- Назначение судей... (Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов)
|
- Выдвижение обвинения ... (против Президента)
|
|
- Назначение и освобождение... (Генерального прокурора)
|
- Принятие Федеральных .... (законов)
|
|
|
Компетенция
↓ ↓ ↓ ↓ ↓
|
Разграничение компетенции палат
|
Законодательные... (полномочия)
|
Назначение... (должностных лиц)
|
Контрольные ... (функции)
|
Формирование федеральных государственных органов
|
Федеральное Собрание - .... (Парламент РФ – является представительным и ... (
законодательным органом).
Согласно ст. 56, 65, 66, 70, 84, 87, 88,135, 128,118,14.
Выявить как законы принимаются.
I. Стадии законодательного процесса.
↓
Внесение на рассмотрение Государственной Думы .... (законопроекта).
II. Предварительное .... (
рассмотрение законопроектов).
в комитеты
|
Совет ...(Федерации)
|
.... (Правительство)
|
в комиссии и .... (депутатские ← объединения)
|
↑
Законопроекты направляются
↓
|
→ в Конституционный
суд
|
Президенту РФ
|
в Высший
арбитражный
суд
|
.... (в Верховный суд)
|
III. Рассмотрение законопроекта в .... (
Государственной думе).
Поправки к законопроекту могут вносить:
-
Президент Российской Федерации.
-
..... (Совет Федерации).
-
Члены Совета ..... (Федерации).
-
Депутаты .... (Государственной Думы).
-
.... (Правительство РФ).
-
Законодательные органы ..... (субъектов Федерации).
-
Конституционный суд РФ.
-
Верховный .... (суд РФ).
-
.... (Высший арбитражный суд РФ).
|
вносят .... (поправки) к законопроекту по вопросам их ведения
|
IV. Принятие закона
V. Рассмотрение и одобрение . . .(федеральных законов Советом Федерации)
VI. Преодоление разногласий между Государственной Думой и Советом Федерации.
VII. Подписание и . . .(обнародование закона)
Учитель: Согласно ст. 115 «Конституции РФ» определить, как Правительство РФ реализует свои полномочия
|
Правительство Российской Федерации издаёт
|
|
Распоряжения
|
|
Постановления
|
|
акты .... (Правительства РФ)
|
|
издаются на основании .... (и во исполнение Конституции РФ), федеральных законов, нормативных Указов Президента РФ.
|
в случае их противоречия Конституции РФ ..... (федеральным законам и Указам Президента РФ) могут быть отменены Президентом РФ.
|
Обязательны к исполнению ......
(в Российской Федерации)
|
Учитель: Заполните пропуски в схеме.
Ученики: Президент РФ и исполнительная власть в Российской Федерации.
|
.... (Президент) избирается всенародно
Администрация Президента
↓
|
|
|
Председатель ..... (Совета) Правительства
Правительство РФ члены правительства назначаются .... (Президентом)
|
Представители Президента РФ в .... (федеральных округах России)
|
↓
Федеральные министерства и ведомства
|
Глава субъекта Федерации – президент республики, губернатор, глава администрации избирается .... (главой субъекта Федерации, законодательным собранием)
|
|
↓
Органы федеральных министерств и ведомств .... (в Совете) Федерации
|
↓
|
|
|
региональные министерства, ведомства, комитеты, департаменты
|
следующая страница>