Урок по предмету «Обучение грамоте» в 1 классе
«Одна у человека мать; одна и Родина.
К.Д. Ушинский. Наше Отечество»
Предметные результаты:
- Чтение содержание текста; определение главной мысли произведения, расширение словарного запаса, знакомство с пословицами и поговорками о Родине.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи.
Познавательные: общеучебные – осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебной задачи в художественных текстах, пословицах, поговорках,
логические – осуществление анализа содержания текста.
Коммуникативные: понятие возможности различных позиций других людей, отличных от собственной.
Личностные результаты: осознание сопричастности к своей Родине, своему народу.
Ход урока
I. Организация начала урока.
Добрый день!
Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Актуализация знаний.
– Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? (на доске разбросаны слоги РО ДИ НА)
- Правильно, слоги! Как вы думаете, что же нам надо сделать?
- Совершенно верно, собрать слово!
– Какое слово получилось? (Родина)
– Подумайте и скажите, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?
- Что же такое Родина?
Родина – это то место, где мы родились и живем.
Чаще всего родиной мы называем город, в котором родились. Для многих из вас это город Люберцы.
- Подберите к слову Родина родственные слова (Родной, родимая (сторона), родители)
- А теперь, близкие по смыслу слова. (Отчизна, Отечество, родная сторона, мать -земля)
- Как называется наша Родина, наша страна?
_ - Ребята, у каждого государства есть своя символика.
- Какая символика есть у каждого государства? (флаг, герб, гимн)
- Прочитайте предложение (В России много городов: Москва, Волгоград, Саратов, Новгород, Омск.)
- Почему на первом месте стоит город Москва?
- Москва – столица нашей Родины.
III. Развитие речевого аппарата
-
Дыхательная гимнастика «Пятерка»
-
Артикуляционная разминка
Упражнение « Губы», «Трубочка»
-
Работа над дикцией
Чтение стихотворения
В букве «Р» живет Россия,
Реки, рожь, ракетодром,
Руки матери родные
И родительский наш дом…
IV. Постановка учебной задачи
– Откройте учебник на стр.86 и скажите, что мы будем делать?
- Правильно, сегодня на уроке мы будем читать рассказ, из которого узнаем много нового.
V. Усвоение новых знаний и способов действия
1. Подготовка к чтению рассказа.
- Прочитайте, кто автор этого текста?
Ушинский Константин Дмитриевич — великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Константин Дмитриевич Ушинский написал много рассказов и сказок для детей. С одним из них мы сегодня познакомимся.
- Прочитайте название рассказа на доске.
– Как вы понимаете слово "Отечество"?
– Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам ещё раз познакомиться. Меня зовут Людмила. Это имя собственное. Имя есть у каждого человека. Оно сопровождает его всю жизнь. Каждому из вас очень приятно, когда вас называют по имени. Когда вы станете старше, вас будут называть не только по имени, но и по отчеству. К примеру, вы зовёте меня Людмила Александровна: Людмила, дочь Александра.
– Что означает слово отчество? От какого слова оно произошло? (Отче, отец)
Мама и папа – самые близкие тебе люди – твоя семья. Недаром и место, где родился человек стали называть красивым словом – Отечество. Слово «Отечество» произошло от слова «отец». Значит, здесь жили наши предки.
2. Словарная работа.
– Посмотрите на иллюстрацию вверху страницы.
– Кого вы видите?
– Что он делает?
– Как в прошлом называли этого человека, который записывал всё происходящее, все исторические события? (Летописец)
– Что обозначает выражение «испокон веку»? (Издавна, с давних времён)
– «Государство» – страна.
3. Чтение рассказа по цепочке
4. Выборочное чтение:
– Почему автор называет Россию отечеством?
– Почему автор называет Россию Родиной?
– Почему автор называет Россию матерью?
– У каждого из нас есть своя мама, но есть и общая мать – наша земля. Мать растит, воспитывает, кормит, учит ходить, мыслить. Потом выросший ребенок никогда не даст в обиду свою мать и в старости воздаст ей добром за те бессонные ночи, муки, слезы, пот, которые отдала она, чтобы он стал человеком.
6. Физкультминутка
7. Беседа по иллюстрации
– Какое историческое время изображено на иллюстрации? (Прошлое и настоящее)- Докажите это.
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Люди русские знать должны
О делах родной страны.
– Кто изображён на иллюстрации сверху?
– Как зовут этого всадника?
– Что он делает?
– Где или на чём вы могли видеть изображение святого Георгия-Победоносца? (На флаге Москвы, Победоносец – приносящий победу)
– В озере близ Ливанских гор обитал громадный змий, пожиравший людей. Жители каждый день по приказу царя должны были приносить в жертву по жребию своих детей. Очередь дошла и до самого царя. Когда его дочь, горько плача, ожидала своего смертного часа, неожиданно пред ней предстал на коне великомученик Георгий. Он копьём пронзил гортань змею. Девушке он повелел связать змея поясом и как пса вести в город.
– А как изображено настоящее?
– А есть ли на земле другие государства?
– Где вы уже побывали, в каких странах?
– Скучали вы по родному дому? Почему?
– Хотелось ли вам возвратиться домой?
VI. Закрепление знаний и способов действий.
- Обсудите с другом: есть ли разница между словами Родина и Отечество
Игра "Собери пословицу"
-
Своя земля и / в горсти мила.
-
С родной земли –/ умри, не сходи!
-
Всякому мила / своя сторона.
-
Любовь к Родине / сильнее смерти.
-
Родина краше солнца,/ дороже золота.
-
Каждому свой / край сладок.
– Пословицы о Родине прославляют землю русскую. В каждой пословице о Родине прослеживается огромная любовь к матушке России.
– Продолжи пословицу: Родина – мать, умей… (за нее постоять).
– Как вы понимаете эту пословицу?
– Издавна родина – самое дорогое место для человека. Мы должны любить свою Родину. А это значит: знать ее историю, беречь природу, всегда думать о ней, прославлять ее словами и поступками.
VII. Итог урока.
– Что вы нового узнали на уроке?
- Что особенно запомнилось? Чему научились? Спасибо за урок.