Интегрированный урок по теме "Здоровье в процентах. Табакокурение"
(алгебра -экология) 8 кл.
Цели урока:
• Знать алгоритм решения типовых задач на проценты; Каковы последствия табакокурения .
• Уметь составлять пропорции при решении задач на проценты, используя материалы социологических исследований; Обобщать и делать выводы о влиянии вредных привычек на здоровье школьников;
• Должны понимать значимость приобретённых знаний о вреде табакокурения, вырабатывать навыки, сохраняющие здоровье человека.
Оборудование:
* Рабочие тетради учащихся.
* Электронное приложение к уроку "Здоровье в процентах".
* Мультимедийный проектор.
* Экран.
* Листы контроля.
Т.Ю Самое главное , что есть у человека- это его жизнь. А наша жизнь, всем известно, зависит от состояния здоровья. А какие факторы влияют на состояния нашего здоровья? А всегда ли мы задумываемся над этим? Конечно, не всегда!
В.П Сегодня мы проведём с вами урок , на котором постараемся объединить две жизненноважные темы -«Здоровье человека в цифрах и процентах.» А как можно выразить в % наше здоровье ,если существует такая вредная привычка- пристрастие к табакокурению.
Тема нашего урока «Здоровье в процентах. Табакокурение.»
Показываем слайд №1
Т.Ю. Исходя из актуальности нашей темы , давайте попробуем опредилить , какие вы видите цели урока, какие вопросы вы считаете необходимо включить к их рассмотрению?
(обсуждение темы с обучающимися )
СЛАЙД №2
В.П.
Разобраться в этих сложных вопросах нам поможет медиажурнал «Хочу всё знать» Орешек знаний твёрд, но всё ж мы не привыкли отступать, нам расколоть его поможет медиажурнал «Хочу всё знать».
В нашем журнале 7 страниц.
СЛАЙД № 3
Открывая каждую из них, вы узнаете много нужной и полезной информации.
У вас на столах лежат листы контроля, которые вы должны заполнить по ходу урока и сдать в конце урока.
1 страница "В дыму сигарет:"(слайд№4)
Т.Ю. - на сегодняшний день в развитых странах за последние 30 лет количество курящих сократилось в 2-3 раза, в нашей стране, наоборот, увеличилось в 3 раза и значительно помолодело. А знаете ли вы, что такое сигаретный дым?5-10% массы дыма составляют летучие, крайне мелкие частицы сажи.В момент затяжки температура на кончике сигареты достигает 6000-9000 С. При такой температуре происходит сухая перегонка табака, в результате образуются ядовитые вещества, свыше 200 из них опасны для организма это: никотин:
(Торицина Д, Мовчан Д)
слайд №5,№6.
В.П Всем известна фраза "Одна капля никотина убивает лошадь"При курении в воздух поступает 50% ядовитых веществ. Ими дышат окружающие, и получается, что некурящие курят. Давайте посмотрим на примере простых задач, которые вы решите устно, что происходит с витамином С, если человек курит.
Задача № 1. (самостоятельно)-устно
слайд №8 Одна сигарета разрушает 25 мг витамина С .Дневная норма приема витамина С 500 мг. Сколько витамина ворует у себя тот, кто выкуривает 14 сигарет в день ? Сколько витамина С у него остается? ( 150 мг.)
А ведь витамин С предохраняет от простудных и инфекционных заболеваний, предупреждает цингу ,ускоряет заживление ран.
Задача № 2 (самостоятельно)-устно
слайд №9 Известно, что если человек пробыл в накуренном помещении 1 ч, то это равноценно 4 выкуренным сигаретам. Сколько человек потерял витамина С, если он пробыл в накуренном помещении 2 ч? (200мг)
В.П.- Мы посмотрели ,что происходит в нашем организме только с одним витамином С. А у нас ведь есть еще и витамины А,В,D,которые тоже страдают от курящих хозяев.
2 страница "Курение и подросток"(СЛАЙД №10)
Т.Ю. - всем известно ,что курить вредно.
Особенно вредное воздействие оказывает табак на подростковый организм. Табак наиболее сильно действует на головной мозг подростка, ухудшая его память. Как правило, курящие учащиеся хуже учатся.
В.П. Решая следующую задачу, давай определим , содержание ядовитых веществ в одной сигарете.
Задача №3 (у доски ) слайд №11
В одной сигарете содержится 8 мг никотина. Синильная кислота составляет 50% от никотина. Табачного дёгтя в 10 раз больше, чем никотина. Окись углерода составляет 80% от количества табачного дёгтя. Определите содержание этих ядовитых веществ в одной сигарете. (Син. Кис.-4мг. Таб. Дёгть-80мг.Окись углерод.-64мг.)
Но, не смотря на эти общеизвестные факты, по статистике курящих подростков становится всё больше Так почему же подростки курят ?
Т.Ю.
(таблица социологического исследования по России) слайд №12
(ученики Мовчан Д,Торицина Д) Тема табакокурения актуальна для нашего общества ,т.к. количество здоровых школьников уменьшается с каждым годом и одной из причин является курение. Думаем наши исследования послужат рекомендацией к проведению более усиленной профилактике табакокурения..
слайд№13,СЛАЙД №14
Исследования показали: Общее число опрошенных-303 Число опрошенных девушек-164 Число опрошенных юношей-139 Курящих девушек-11 Курящих юношей-30
СЛАЙД №15
В.П. ЗАДАЧА № 4 (самостоятельно с проверкой решения) Найдите какой % от общего числа опрошенных составляют курящие обучающиеся?
Определите сколько % из 164 девушек курящих? Сколько % из 139 юношей курящих?
(Ответ:14% от общего кол-ва, 7%-девушек и 22%-юношей)
СЛАЙД №16 Обратите внимание, это не маленький кусочек от нашего пирога.
Т.Ю.. – (Торицина Д)
Доля интенсивно курящих девушек и юношей от общего числа опрошенных и от числа курящих:
1. Доля интенсивно курящих девушек от общего числа опрошенных- 2,3%
2.Доля интенсивно курящих девушек от числа курящих-17%
3.Доля интенсивно курящих юношей от общего числа-3%
4.Доля интенсивно курящих юношей от числа курящих-22%
(СЛАЙД №17) Диаграмма №3
В.П. А мы сейчас с вами определим, сколько у нас таких девочек и сколько у нас таких мальчиков.
ЗАДАЧА №5 (девочки про девочек, мальчики про мальчиков) СЛАЙД №18
Вычислите количество интенсивно курящих девушек(17%) и количество интенсивно курящих юношей(22%) из количества курящих девушек(11) и курящих юношей(30). Получившиеся числа округлите до целых. (7-юношей и 2-девушки).
(Слово девочкам , а теперь слово мальчикам)
Т.Ю.
(СЛАЙД №19)-«Мера жизни»
3 страница «Папа, мама и я» (слайд №20)
Т.Ю.(Лазаренко Н) При обработке данных исследования выявили и зависимость частоты курения от курения
родителей...СЛАЙД №21 –диаграмма курящих родителей. Доля курящих родителей у курящих школьников-70%
Доля курящих родителей у некурящих школьников-49%
Поэтому дети в семьях курильщиков в 4-5 раз чаще болеют простудными заболеваниями ,хроническими воспалениями ,они более раздражительны .
Т.Ю. « Курение мужчины -беда, курение женщины - дважды беда, ибо угроза от женской сигареты двойная: для самой курильщицы и для её ребёнка» (Л.Н.Толстой)
(СЛАЙД №22-)-последствия курения для будущих мам.
А как отражается курение на здоровье , мы с вами посмотрим, когда перевернём следующую страничку нашего медиажурнала.
4 страница "Сердце, тебе не хочется покоя?" (слайд № 23)
Т.Ю
Обратите внимание на вещества, которые входят в состав табачного ды. Посмотрите на наше сердце - это главный орган нашего организма размером с кулак. Масса сердца взрослого человека составляет 250 гр. Табак поражает сердечную мышцу и вызывает следующие заболевания: кислородное голодание, закупорку коронарных сосудов, ишемическую болезнь, приводит к быстрому изнашиванию и инфаркту миокарда.
(слайд №24)
Перед вами лёгкие здорового человека и лёгкие курильщика, умершего от рака. Они пепельно-серые, а местами как бы обуглившиеся, с вкраплениями настоящего угля. В медицине известен случай, когда при вскрытии трупа скальпель заскрежетал о камень, оказалось, что в лёгких курильщика скопилось 1,5 кг угля. Курил этот человек 25 лет и умер от рака лёгких. ма и их влияние на организм.
(слайд № 25),
В.П. Вы внимательно посмотрели, что происходит с нашим сердцем и лёгкими, если человек курит. А сейчас на примере двух задач, посчитаем, сколько людей могли бы избежать этих заболеваний, если бы не курили.
- Задача №6 (по вариантам) СЛАЙД №26
А) 30 больных перенесли инфаркт (нарушение питания участка сердечной мышцы и его омертвение). Известно ,что среди них 80% курящих . Сколько человек могли бы быть здоровыми?
(24 человека)
Б) В онкологическом отделении 20 человек с диагнозом рак легких. 90% всех больных –курильщики. Сколько человек могли бы избежать этого заболевания? (18 человек)
Итак, сколько человек могли поберечь своё сердце? А лёгкие?
5 страница «Эх, жизнь моя» (слайд №27)
(У(((Злыдарь Д) 1. Как глупо этот мир устроен
Из четырёх - курящих трое.
Хотя известно, что табак -
Опасный и коварный враг.
2. Как это всё-таки возможно?
Где наши ум и осторожность?
Нам, что же, жизнь не дорога?
И почему в плену врага
Находимся мы добровольно,
3. Затяжку делая, довольны?
Мы что забыли, что табак -
Коварный и смертельный враг?
4. Вот цифры мировой статистики,
Приводим их без всякой мистики.
Курение зло - это всем уже ясно,
Курение - это смертельно опасно.
Т.Ю.
(слайд № 28)
Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут.
Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением.
Каждый год от курения умирает 2,5 млн. человек.
Некоторые ученые полагают, что к 2020 году от болезней, вызванных курением табака, умрут 8,5 млн. жителей нашей планеты.
6 страница "Курим всё равно…" (слайд № 29)
Т.Ю. курить на рабочих местах. Запрещена реклама сигарет по телевидению. Серьёзный работодатель может не принять на работу курящего. Весь мир борется с табаком. Во многих странах запрещено курение в общественных местах, кафе, барах. Но, несмотря на все предупреждения, число курильщиков в 2008 году из 100 мужчин курили 80, а из 100 женщин - 40. В 2009 году курили 84 мужчины и 42 женщины из 100.
( СЛАЙД №30)
В.П. Несмотря на то ,что главное , конечно, это здоровье, курение «бьёт» ещё и по семейному бюджету. Давайте убедимся в этом сами.
ЗАДАЧА №7 (у доски ) -1задачу, (самостоятельно)-2задачу.
1 пачка сигарет в среднем стоит 20 рублей. Сколько % годового дохода тратит на покупку сигарет, выкуривающий 1пачку сигарет в день человек ,если его ежемесячная зарплата составляет 10000 рублей(Считать 1месяц 30 дней).
Вывод: Выгодно ли иметь в семье курильщика?
В.П. Собрать листки контроля на проверку !(проверить)
7 страница "Если хочешь быть здоров…" (слайд №31)
Т. Ю. Выводы: ……..
(слайд №32) , СЛАЙД № 33
В.П (рефлексия)
Ребята, я хочу что бы вы мне ответили на вопрос : Что Вам дал сегодняшний урок?
слайд №34,35) –фотографии детей .
( Выступают-Ерошенко, Третьяков, Кузьмина….)
В.П Сегодня за работу на уроке получили следующие оценки:
За контрольные листы:
Домашнее задание:
Т.Ю Вот и закончился наш урок. Мы надеемся, что наша совместная работа поможет вам принять правильное решение при выработке привычек и предостережёт вас от неверного шаг.
(слайд №36)
Литература 1.Бобылёв Л.Д. «Практика экологического воспитания школьников».
2.Колесов Д. В. "Предупреждение вредных привычек у школьников"
3.Суравегина И. Т. "Здоровье и окружающая среда"
4.Сибнеева Е. П. "Классные часы в средней школе"
5. https://festival.1september.ru/articles/576022/ «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок.»
Обсуждение влияния курения на здоровье подростков.
Обучающиеся делают выводы из проведенной беседы.