Перейти на главную страницу
Номинация: урок биологии.
Название темы: Экологические сукцессии.
Аннотация.
Урок проводиться в 11 классе
Целью урока являются:
образовательные: расширить и углубить знания учащихся по вопросам развития экосистем, знать о закономерностях формирования устойчивых экосистем в природе; сформировать понятие экологической сукцессии, изучить типы сукцессионных смен и общие закономерности сукцессии;
развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы с источниками информации и анализа причинно следственных связей, происходящих в природе в результате смены биогеоценоза.
воспитывающие: формирование экологической культуры: а) привитие интереса и любви к родному краю б) уметь соблюдать правила поведения в природе; в) сочувствовать и сопереживать; - развитие толерантности и коммуникативных навыков.
Используется оборудование: компьютер, проектор; экран; презентация «Экологические сукцессии»; карточки- задания для проверки знаний; таблицы, иллюстрирующие смену биогеоценоза «Зарастание водоёма»; учебник: «Общая биология.11 класс», А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник.
В начале урока проводиться фронтальный опрос и индивидуальные ответы обучающихся о взаимосвязи организмов и окружающей среды в биогеоценозе, о "правиле 10 %" и его значении, о пищевых связях и трофических уровнях.
Тип и вид данного урока: комбинированный, с элементами самостоятельной работы.
Для достижения поставленных целей и задач проводится подготовка к активному восприятию нового материала. Выполняется работа с использованием слайдов на компьютере. Она дает возможность закрепить и оценить уровень знаний учащихся по пройденной теме и обобщить изученный материал.
Ставится и решается проблемный вопрос. В ходе объяснения нового материала в работу активно включаются учащиеся. На уроке используются компьютерные слайды, с помощью которых изучаемый материал становится доступным. С целью закрепления изученного материала проводится тестирование.
Тема предполагает получение знаний о процессах сукцессии и её видах, даёт возможность с помощью компьютера представить процесс образования устойчивого биогеоценоза и осознать значение охраны окружающей среды. Урок способствует развитию логического мышления и творческого подхода к решению проблем.
Урок по теме «Экологические сукцессии»
Цели урока:
образовательные: расширить и углубить знания учащихся по вопросам развития экосистем, знать о закономерностях формирования устойчивых экосистем в природе; сформировать понятие экологической сукцессии, изучить типы сукцессионных смен и общие закономерности сукцессии;
развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы с источниками информации и анализа причинно следственных связей, происходящих в природе в результате смены биогеоценоза.
воспитывающие: формирование экологической культуры: а) привитие интереса и любви к родному краю б) уметь соблюдать правила поведения в природе; в) сочувствовать и сопереживать; - развитие толерантности и коммуникативных навыков.
Оборудование: компьютер, проектор; экран; презентация «Экологические сукцессии»; электронный учебник CD- ROM «Уроки биологии Кирилла и Мефодия», карточки- задания для проверки знаний; таблицы, иллюстрирующие смену биогеоценоза «Зарастание водоёма»; учебник: «Общая биология.11 класс», А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник.
Тип урока: комбинированный
Ответы: 1- консумент; 2 – сообщество; 3 – биогеоценоз; 4- редуценты;; 5 – ярусность; 6 – продуктивность; 7 – круговорот4 8 – автотроф; 9 – подстилка; 10 – детрит; 11 – биомасса.
Карточка № 2. Реши тест, выбирая в каждом вопросе один ответ (Приложение 2.)
Ответы: 1-а, 2-а, 3-в, 4-в, 5-б, 6-а, 7-в, 8-а, 9-а, 10-г.
Карточка № 3. Ответьте на вопросы. (Приложение 3).
Решение. Составляем пищевую цепь, используя условие задачи:
Растения – растительноядное насекомое – летучая мышь.
Найдем массу, набранную каждым из детенышей самки летучей мыши после рождения: 4.5г – 1г = 3,5г; 3,5г х 2 = 7г. Подставляем цифру 7 г – набранный вес двух детенышей за месяц – в схему пищевой цепи и получаем ответы: растения – 700, растительноядные насекомые – 70г.
Карточка № 4. Задание. Рассчитайте долю энергии, поступающей на 4-й трофический уровень, при условии, что ее общее количество на первом уровне составляло 100 единиц.
1) В пищевых цепях при переходе от одного звена к другому теряется около 90% энергии.
2) Детритные пищевые цепи начинаются с зеленых растений.
3) В биогеоценозах совершается круговорот веществ.
4) По правилу экологической пирамиды хищников в экосистеме всегда больше, чем растительноядных животных.
5) Биомасса консументов в наземной экосистеме значительно меньше, чем биомассы продуцентов.
6) Основной принцип устойчивости экосистем – круговорот веществ, поддерживаемый потоком энергии.
7) Кроме растений, ни кто на земле не создаёт, органическое вещество из неорганических соединений.
8) Вес всех трав, выросших за год в степи, значительно больше, чем годовой прирост всех растительноядных животных.
9) Наибольшую продуктивность дают экосистемы жарких и холодных пустынь и центральных частей океанов.
10) представителям четвертого трофического уровня достается только около 1/ 1000 доли той энергии, усвоенной растением, с которого начиналась пищевая цепь.
Правильные ответы: 1, 3, 5. 6. 8. 10. (Слайд № 3.)
Самопроверка.
Что происходит, если пищевые цепи нарушаются?
Что происходит с биогеоценозом озера? Объясните с позиции свойств природного биогеоценоза. (Слайд № 4).
Наблюдаем ли мы в природе данный процесс?
Приведите примеры.
Целеполагание: Определение темы урока, постановка целей и выдвижение основных опорных точек урока. (Слайд № 5, 6).
1. Анализ схемы «Виды смены биогеоценоза» (Слайд № 7).
2. Беседа по уточнению характерных признаков видов сукцессии.
Учитель. Приведите примеры постепенной и скачкообразной смены биогеоценоза. В чём их сходство и различие? Дайте определение понятию сукцессия.
( Учащиеся записывают определения в тетрадь)
2) Вторичная сукцессия. (Слайд №14, 15)
5. Анализ анимации электронного учебника «Саморазвитие биогеоценоза»
Учитель. Когда возникают первичные сукцессии?
Вывод: Первичная сукцессия начинается на субстратах. Не затронутых почвообразованием (скалистые породы, водоёмы), в процессе которых формируются не только фитоценозы, но и почва.
Вторичная сукцессия происходит на месте сформировавшихся биоценозов после их нарушения (в результате эрозии, вулканических извержений, засухи, пожара, вырубки леса и т. д.)
1) В любой сукцессионной серии темпы происходящих изменений постепенно замедляются. Конечный итог сукцессии – формирование относительно устойчивой стадии климаксового (коренного) сообщества. Начальные виды отличаются наибольшей динамичностью и неустойчивостью.
2) В ходе сукцессии постепенно нарастает видовое многообразие. Это ведет к усложнению связей внутри биоценоза, разветлению цепей питания и усложнению трофической сети.
3) В молодых сообществах преобладают мелкоразмерные виды с короткими жизненными циклами и высоким потенциалом размножения. Постепенно в развивающихся сообществах появляются и закрепляются более крупные формы с длительными и сложными циклами развития.
4) Нарастание экологического разнообразия сообщества ведет к более четкому распределению групп организмов по экологическим нишам. Конкурентные взаимоотношения постепенно заменяются мутуалистическими.
III. Закрепление знаний.
1) Оформление конспекта и логической цепочки развития устойчивой экологической системы на основе самостоятельной работы с учебником и слайдовой презентации.
Задание № 1. Выделите основные этапы первичной сукцессии и запишите в тетрадь с опорой на основные компоненты предполагаемого биогеоценоза. (Слайд № 18).
В чем причина смены биогеоценоза?
Часто причиной смены биогеоценоза является антропогенный фактор: строительство, пожар, вытаптывание, акклиматизация и расселение животных и другое. (Слайд №19, 20)
Задание №2. Проанализируйте и выскажите предположения о нарушении экологического баланса после пожара и вытаптывания.
3) Обсуждение проблемы смены биогеоценоза в нашей местности под воздействие человека.
Учитель. В результате хозяйственной деятельности человек вырубает леса, осушает болота и т.д. Возможно ли самовосстановление разрушенного сообщества? Если да, то какие процессы приведут к самовосстановлению?
4)Выполнение итогового теста (Слайд № 20). Самооценка.
Выводы:
б) стихийными бедствиями( поңар, массовое размноңение вредителей);
в) влияние человека(вырубка леса, осушение или орошение земелҗ).
3) Восстановление биогеоөеноза моңет происходитҗ естественным путем, что длитҗся более 100 лет.(Слайд № 21)
2. Охарактеризуйте все изменения в лесу в результате произошедшего там пожара (Слайд № 22)
|
2 |
| |||||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||||
|
II |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
5 |
| |||
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
7 |
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||
8 |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||
|
|
|
Реши тест, выбирая в каждом вопросе один ответ.
1. Можно считать, что львы и тигры находятся на одном и том же трофическом уровне, потому что и те и другие:
а) поедают растительноядных животных;
б) живут в сходных местообитаниях;
в) имеют примерно одинаковые размеры;
г) имеют разнообразную кормовую базу.
2. Согласно правилу пирамиды чисел общее число особей, участвующих в цепях питания, с каждым звеном:
а) уменьшается; б) увеличивается;
в) остается неизменным; г) изменяется циклически.
3. Количество энергии, передаваемой с одного трофического уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего уровня:
а) 1%; б) 5%; в) 10%; г) 15%.
4. Из приведенных ниже экосистем выберите ту, которая характеризуется наибольшим ежегодным приростом биомассы:
а) сфагновые болота; б) дубравы;
в) влажные тропические леса; г) степи.
5. Биопродукцией называется:
а) способ образования органического вещества;
б) скорость образования органического вещества;
в) форма образования органического вещества;
г) скорость видообразования.
6. Продукцию растений (продуцентов) называют:
а) первичной; б) вторичной;
в) третичной; г) основной.
7. Ряд организмов, в котором от предшествующего организма к последующему происходит передача вещества, называют:
А) экологической пирамидой массы; в) цепью питания;
Б) экологической пирамиды энергии; г) саморегуляцией.
8. Растения связывают в ходе фотосинтеза в среднем около:
а) 1 % энергии света; б) 5% энергии света;
в) 10% энергии света; г) 20% энергии света;
9. Цепи выедания начинаются с:
а) продуцентов; б) консументов;
в) редуцентов; г) травоядных животных.
10. Наименьшим ежегодным приростом биомассы обладает такая экосистема, как:
а) березовая роща; б) дубрава;
в) лесотундра; г) арктическая тундра.
Приложение 3.
Ответьте на вопросы:
1. Известно, что на каждый последующий трофический уровень переходит примерно 10% энергии, заключенной в организме. Объясните, на что расходуются остальные 90%.
2. Приведите примеры видов, находящихся на вершинах экологических пирамид:
Ермолаева Валентиновна, заместитель директора по вр, учитель биологии мбоу сош с. Юмашево, Чекмагушевского района
08 10 2014
1 стр.
План- конспект урока математики в 6 классе по теме: ''Признаки делимости на 3, на 9”
16 12 2014
1 стр.
Цели и задачи урока: Сформировать представление о климате Африки, основных факторах климатообразования. Учить работать с климатическими диаграммами, климатическими картами. Тип уро
08 10 2014
1 стр.
Этот урок? 10. Домашнее задание
12 10 2014
1 стр.
Данный урок в курсе органической химии. Это второй урок в теме азотсодержащие органические соединения. Связан с темами карбоновые кислоты и амины, поэтому я опиралась на знания дет
14 12 2014
1 стр.
Образовательные: обобщить знания учащихся об особенностях восприятия человеком окружающей среды с помощью анализаторов
14 12 2014
1 стр.
Форма урока: урок выразительного, эмоционально- художественного чтения с различными видами тренировочных упражнений
17 12 2014
1 стр.
Урок русского языка в 8 классе с элементами личностного значимого подхода в обучении
17 12 2014
1 стр.