Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Тема урока: Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки.

Система понятий урока: многощетинковые, параподии, щупики, щупальца, усики, щетинки, нереида, лепидотонус, палоло, пескожил, серпула, малощетинковые, трубочник, земляной червь, пиявки, присоски, гирудин, ложноконская пиявка, медицинская пиявка, лошадиная пиявка.

Задачи: познакомиться с многообразием видов и классов кольчатых червей; доказать приспособленность к среде обитания представителей разных классов; рассмотреть различные экологические группы кольчатых червей; продолжить формирование умений обосновывать, сравнивать, анализировать, публично выступать.

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков, влажных препаратов.

Средства наглядности: натуральные: влажные препараты кольчатых червей; изобразительные: таблицы с изображением кольчатых червей, рисунки из учебника и других книг.

 

ХОД УРОКА



I. Организация класса.

Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.



II. Проверка знаний, умений и навыков.

Контрольное тестирование учащихся по темам: «Тип Плоские черви», «Тип Круглые черви», «Тип Кольчатые черви». Тесты  состоят из семи вопросов и разработаны в трёх вариантах.



III. Изучение нового материала.

На предыдущем уроке мы выяснили, что кольчатые черви в эволюционном плане более продвинутые животные, чем плоские и круглые черви. Тело их сегментировано, имеется кожно-мускульный мешок с расположенными в нём внутренними органами. И именно у кольчатых червей впервые появляется кровеносная система замкнутого типа. Класс, сколько видов кольчатых червей известно на сегодняшний день? (9 тысяч видов).

Тип Кольчатые черви объединяет несколько классов, из них три основных – Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки.

       Сравнительная характеристика различных классов кольчатых червей.

Работая с текстом учебника на страницах 129-131, таблицами и рисунками в учебнике, давайте совместно заполним следующую таблицу (шапка таблицы на доске):

 

 



 

Черты строения

 


 

Класс Многощетинковые

 


 

Класс Малощетинковые

 


 

Класс Пиявки



1. Среда обитания

 

 



морские и пресные водоёмы

 

 



 

морские и пресные водоёмы

 

 



 

эктопаразиты, на переднем и заднем концах тела имеются присоски

2. Форма тела

 

 



длинная цилиндрическая

 

 



длинная цилиндрическая

 

 



вытянутая уплощённая в спинно-брюшном направлении.

3. Обособленность головы

чётко обособлена

чётко обособлена

слабо обособлена

4. Наличие придатков (параподий, щетинок и жабр)

многочисленны

немногочисленны

отсутствуют

 

 



5. Газообмен

 

 



через поверхность параподий, имеющих разветвлённую сеть кровеносных сосудов

всей поверхностью тела путём диффузии

всей поверхностью тела путём диффузии

6. Размножение

 

 



 

 


раздельнополые, гонады находятся по всему телу, оплодотворение наружное

гермафродиты, гонады находятся в нескольких сегментах, копуляция и перекрёстное оплодотворение, яйца откладываются в кокон

гермафродиты, гонады находятся в  очень небольшом числе сегментов, копуляция и перекрёстное оплодотворение, яйца откладываются в  кокон

7. Характер развития

есть личиночная стадия – свободноплавающая трохофора

развитие прямое без личиночной стадии

развитие прямое без личиночной стадии

 


8. Представители

нереида, лепидонотус, палоло, пескожил, спирорбис, серпула

трубочники, дождевые черви, земляной червь

рыбья пиявка, ложноконская пиявка, лошадиная пиявка, медицинская пиявка

 

Самостоятельная работа. Используя текст учебника на страницах 129-131, выделите разнообразные экологические группы среди разных классов кольчецов:

 

Многощетинковые:



1. донные:

а) ползающие (нереиды),

б) роющие (пескожил),

в) сидячие (серпула).

2. свободноплавающие (планктонные формы).

 

Малощетинковые:



1. пресноводные:

а) донные, ползающие (трубочник),

б) донные, норные.

2. наземные:

а) почвенные, роющие (дождевой червь).

 

Пиявки:



1. пресноводные (медицинская пиявка).

2. обитатели солоноватой воды лиманов (рыбья пиявка).

3. наземные (тропические пиявки).

 

Найдите в тексте ответ на вопрос: Каково медицинское значение пиявок? (Используются в медицинской практике при лечении гипертонической болезни и атеросклероза).



  IV. Закрепление изученного.

Какие три основные классы выделяют в Типе Кольчатых червей? (Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки). В чём сходства и различия в организации этих классов кольчатых червей? (Комментирование таблицы). Какие экологические группы червей можно выделить среди многощетинковых, малощетинковых и пиявок? (Комментирование схемы). Какое значение имеют кольчецы в природе и в жизни человека? (Участвуют в цепях питания, медицинское значение).



V. Домашнее задание.

Изучить материал учебника; приготовить сообщение из дополнительной литературы о медицинском применении пиявок (даётся одному ученику).

 

https://old.kuzspa.ru/files/pedpraktika/konspekt-biology.files/image001.jpg

 https://old.kuzspa.ru/files/pedpraktika/konspekt-biology.files/image002.gif

Контрольный тест по темам: «Тип Плоские черви», «Тип Круглые черви» и «Тип Кольчатые черви»

 

 



Ф.И.____________________________________________

 

Вариант 1



Правильный вариант ответа обведите кружочком!

 

1. В какой тип объединяют животных, имеющих удлинённое тело, разделённое на сходные членики, кровеносную систему, брюшную нервную цепочку и окологлоточное нервное кольцо?

а) Круглые черви

б) Плоские черви

в) Кольчатые черви

г) Кишечнополостные



2. Сколько видов плоских червей известно к настоящему времени?

а) больше 20 тысяч

б) более 12,5 тысяч

в) около 9 тысяч

г) 5 тысяч

3. Из перечисленных видов червей отметьте  круглых червей, паразитирующих у человека.

а) рыбья пиявка, лошадиная пиявка

б) печёночный сосальщик, бычий цепень

в) аскарида, острица, трихинелла, нитчатка



4. Тип Кольчатые черви включает классы…

а) Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы

в) Ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви

г) Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки



5. Печёночный сосальщик паразитирует в…

а) в желчных протоках печени и желчном пузыре позвоночных животных

б) в толстом кишечнике человека

в) в тонком кишечнике человека

г) в мышцах

6. В организм человека яйца аскариды попадают с…

а) плохо проваренным (прожаренным, провяленным, прокопчённым) мясом

б) немытых рук, с загрязнённой водой, немытыми овощами, фруктами

7. Промежуточным хозяином личинок печёночного сосальщика является…

а) медуза

б) черепаха

в) малый прудовик

г) корова

 

 



Контрольный тест по темам: «Тип Плоские черви», «Тип Круглые черви» и «Тип Кольчатые черви»

 

 



Ф.И._____________________________________________

 

Вариант 2



Правильный вариант ответа обведите кружочком!

 

1. В какой тип объединяют гермафродитных животных, имеющих трёхслойное уплощённое двусторонне-симметричное тело, пищеварительную систему, представленную ртом, глоткой и кишечником?

а) Круглые черви

б) Плоские черви

в) Кольчатые черви

г) Кишечнополостные



2. Сколько видов кольчатых червей известно зоологам к настоящему времени?

а) больше 20 тысяч

б) более 12,5 тысяч

в) около 9 тысяч

г) 5 тысяч

3. Из перечисленных видов червей отметьте плоских червей, паразитирующих у млекопитающих.

а) нереида, дождевой червь, трубочник, лошадиная пиявка

б) печёночный сосальщик, бычий цепень

в) аскарида, острица, трихинелла, нитчатка



4. Тип Круглые черви произошли от…

а) кишечнополостных

б) древних плоских червей

в) кольчатых червей



5. Бычий цепень паразитирует в…

а) в желчных протоках печени и желчном пузыре позвоночных животных

б) в толстом кишечнике человека

в) в тонком отделе кишечника человека

г) в мышцах

6. Многощетинковые черви преимущественно обитают в…

а) прибрежной полосе морей

в) небольших водоёмах

7. Большую роль в распространении яиц аскариды и заражении ими людей играют…

а) комары

б) комнатные мухи

в) грызуны

г) бабочки

 

Контрольный тест по темам: «Тип Плоские черви», «Тип Круглые черви» и «Тип Кольчатые черви»

 

                                                        



Ф.И._____________________________________________

 

Вариант 3



Правильный вариант ответа обведите кружочком!

 

1. В какой тип объединяют раздельнополых животных, имеющих веретёнообразное тело (круглое на поперечном разрезе), жидкостную полость тела с расположенными в ней внутренними органами?

а) Круглые черви

б) Плоские черви

в) Кольчатые черви

г) Кишечнополостные



2. Сколько видов круглых червей описано зоологами к настоящему времени?

а) больше 20 тысяч

б) более 12,5 тысяч

в) около 9 тысяч

г) 5 тысяч

3. Из перечисленных видов червей отметьте кольчатых червей.

а) нереида, дождевой червь, трубочник, лошадиная пиявка

б) печёночный сосальщик, бычий цепень

в) аскарида, острица, трихинелла, нитчатка



4. Тип Плоские черви включает классы…

а) Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы

в) Ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви

г) Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки



5. Трихинелла паразитирует в…

а) в желчных протоках печени и желчном пузыре позвоночных животных

б) в толстом кишечнике человека

в) в тонком отделе кишечника человека

г) в мышцах

6. В организм человека финна бычьего цепня человека попадает с…

а) плохо проваренным (прожаренным, провяленным, прокопчённым) мясом

б) немытых рук, с загрязнённой водой, немытыми овощами, фруктами

7. Основным хозяином личинок печёночного сосальщика, в теле которого они размножаются, является…

а) медуза

б) черепаха

в) малый прудовик



г) корова

 

Урока: Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки. Система понятий урока: многощетинковые, параподии, щупики, щупальца, усики, щетинки

Тема урока: Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки

100.79kb.

10 09 2014
1 стр.


Конспект урока Тема урока: «Алгоритмами» Класс : 5 Продолжительность урока : 45 минут Тип урока : комбинированный

Цель урока: сформировать представление об алгоритме как фундаментальном понятии информатики

39.67kb.

15 12 2014
1 стр.


Конспект урока истории в 6 классе Цели урока: Изучить особенности древнерусской культуры Познакомиться

Раскрыть значение понятий: культура, зодчество, былины, летопись пергамен, икона, мозаика, фреска

116.26kb.

14 12 2014
1 стр.


Конспект урока окружающий мир, 4 класс Тема урока: Пищеварительная система. Питание дело серьёзное
171.62kb.

15 12 2014
1 стр.


План урока №1 Тема урока Введение Тип урока Урок формирования новых знаний

Цели урока: 1 Учебная обучающие должны иметь представление о назначение дисциплины; связь с другими

1322.26kb.

14 12 2014
11 стр.


Конспект урока. Файл и файловая система. Цели урока: Обучающая: познакомить с понятиями файл, папка, файловая система, имя файла, путь к файлу. Развивающая

Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, сообщает тему и

60.73kb.

14 12 2014
1 стр.


Сценарий открытого урока по математике в 6 классе. Тема урока: Длина окружности, площадь круга, шар. Задачи урока: 1 образовательная

Задачи урока: 1 образовательная: систематизировать, обобщить знания учащихся, проверить уровень усвоения темы

35.31kb.

01 09 2014
1 стр.


Конспект урока в 8 классе «Индикаторы» Тема урока Индикаторы Тип урока Изучение нового материала Вид урока

Познакомить учащихся с веществами индикаторами, с историей открытия индикаторов, исследовать поведение индикаторов в различных средах

66.37kb.

07 10 2014
1 стр.