БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Выпускная работа по
«Основам информационных технологий»
Магистрант
кафедры этнологии, музеелогии и
истории искусств
Сакума Сергей Львович
Руководители:
Кандидат исторических наук, доцент Терешкович Павел Всеволодович
Ассистент, руководитель практики Позняков Андрей Михайлович
Минск – 2007 г.
Оглавление
Оглавление 2
Список обозначений ко всей выпускной работе 3
Использование Сети Интернет при изучении школы «культурного материализма» в американской антропологии 2 пол. XX века 4
Интернет ресурсы в предметной области исследования 28
Действующий личный сайт 31
Граф научных интересов 32
Презентация магистерской диссертации 33
Список литературы к выпускной работе 34
1.Cultural materialism: center of study on net [Electronic resourse] /Association of cultural materialists. – NY., 2007. – Mode of access: https://www.cultural-materialism.org. - Date of access: 7.11.2007. 34
Приложения 35
Список обозначений ко всей выпускной работе
КМ – культурный материализм
ПО – программное обеспечение
Использование Сети Интернет при изучении школы «культурного материализма» в американской антропологии 2 пол. XX века
Введение.
Интернет, проделав путь от засекреченной военной программы до глобальной информационной сети, стал реальным доказательством построения информационного общества. Сегодня, когда наука вступила в новый этап развития, который обозначается как постнеклассический, ни одно научное исследование не может обойтись без использования Интернет ресурсов. Реферат посвящён использованию Интернет ресурсов при изучении школы «культурного материализма» в американской антропологии второй половины XX века. Применение Интернет ресурсов для исследования данной темы объясняется двумя факторами: во-первых, почти полное отсутствие информации о данной школе на бумажных носителях; во-вторых, географическая удалённость от основных центров по изучению «КМ», большинство которых находится в США. По этим причинам использование Интернет ресурсов, прежде всего web-страниц, e-mail, поисковых систем, on-line словарей приобретает решительное значение для достижения поставленных целей. Реферат не претендует на всеохватность проблемы, а скорее является первым и необходимым шагом, который должен делать каждый исследователь, берущийся за разработку новой для постсоветского научного пространства темы «школа «КМ» в американской антропологии 2 пол. XX века». Мы надеемся, что изложенные тезисы будут полезны не только специалистам по данной узкой тематике, а всем гуманитариям, использующим сеть Интернет в своих научных исследованиях.
Глава 1. Методика исследования
Работа предполагала использование сочетания логических и общенаучных методов. Методы в самом общем значении – это определённым образом упорядоченная деятельность по достижению поставленной цели [2, c.209]. Среди логических методов, прежде всего, следует отметить анализ и синтез, дедукцию и индукцию, аналогию и сравнение, а также обобщение.
К логическим методам примыкают такие общенаучные методы, как восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, классификация и типологизация. В исследовательской деятельности все методы находятся в диалектическом единстве, взаимосвязи, дополняют друг друга, что позволяет обеспечивать объективность и истинность исследовательского процесса [2, с.213]. Этого же требует и системный подход, который реализуется в данной работе.
Глава 2. Сетевые ресурсы, посвящённые школе «культурного материализма»
2.1 Поиск и сохранение сетевых ресурсов по теме школа «культурного материализма» в американской антропологии 2 пол. XX века
Количество web-страниц растёт с каждым годом в геометрической прогрессии. Для того, чтобы не потеряться в океане Интернета необходимо организовать тематический поиск информации. Этот поиск помогают организовать поисковые системы. Одной из лучших признанно считается поисковая система Google. Вначале следует определить слово или словосочетание запроса поиска. Ключевым понятием для заданной темы является понятие «культурного материализма» (“cultural materialism”). Если внести в поле поиска Google два слова “cultural” и “materialism”, поисковая система выдаст 309000 вариантов. Для того, чтобы уменьшить количество предложенных сайтов, а также увеличить число сайтов, содержащих необходимую информацию по теме, следует оба слова “cultural” и “materialism” взять под одни кавычки: “cultural materialism” - в данном случае поисковик будет выдавать только сайты, в которых встречается именно это сочетание слов, а не отдельно, каждое из них. Но и в данном случае количество сайтов, в которых встречается искомое сочетание будет равняться 65900. Кроме общих кавычек, чтобы задать точное словосочетание можно использовать такие символы как дефис, знак равенства, апостроф, косую черту, точку между словами. С другой стороны, чтобы узнать все возможные сочетания со словом материализм, что необходимо для определения особенностей «культурного материализма» в отличие от других его форм: диалектического, философского и др., следует в поле поиска набрать: *materialism. В этом случае поисковая система выдаст 3550000 найденных единиц, в которых встречаются сочетания со словом материализм.
Если же, требуется определения понятия «культурный материализм», то в поле поиска набираем оператор define, а после него само искомое понятие “cultural materialism”. На этот раз поисковая система выдаст 4960 сайтов, при этом в первых рядах этих сайтов будут находиться on-line энциклопедий и словарей, а также университетские сайты, содержащие курсы антропологии: encarta.msn.com/dictionary_1861688675/cultural_materialism.html, www.faculty.rsu.edu/~felwell/Theorists/Harris/SocioMat/index.htm, www.babylon.com/definition/CULTURAL_MATERIALISM/English, epistemic-forms.com/Americas.html etc. Кроме того, можно организовать поиск файлов определённого типа с именем, соответствующем заданному запросу. Для этого в поле поиска следует набрать “cultural materialism” filetype и тип файла. Эту же операцию можно сделать с помощью сервиса расширенного поиска Google. Помимо собственно приёмов с запросами, Google располагает сервисом Google book search (Компания Google совместно с некоторыми крупными университетами и общественными библиотеками занимается созданием оцифрованной интернет библиотеки, в которой книги представлены в формате PDF. При этом некоторые из них доступны для скачивания, это в основном касается тех книг, у которых истёк срок действия авторских прав, другие доступны частично, либо приведена информация, где находятся их бумажные оригиналы). При обращении к сервису Google book search (для этого необходимо зайти по адресу http://books.google.com) с запросом “cultural materialism” книжный поисковик находит 973 книги, из них 13 с полным правом на просмотр. Google также предоставляет сервис поиска научной информации Google scholar, который обеспечивает поиск статей, резюме, цитат, определяет местонахождение научных монографий в библиотеках или Интернете. Сервис находится по адресу http://scholar.google.com. При введении в поле поиска запроса “cultural materialism” поисковик выдаёт 4770 результатов (Это число значительно меньше первоначального в 3500000).
Вышеописанный алгоритм поиска применим и для последующей работы с запросами по плану:
1) запросы, связанные с именами основных представителей школы «КМ»: Marvin Harris, Brien Fergusson, Maxin Margilis etc.
2) запросы, связанные с названиями основных работ представителей школы «КМ»: “The rise of anthropological theory”, Cannibals and kings” etc.
3) запросы, связанные с понятиями и терминами, которые используются в теории «КМ», либо которые введены в научный оборот представителями школы «КМ»: “ecological determinism”, “super system”, “reproductive pressure” etc.
В связи с тем, что большинство найденной информации представлено на английском языке, возникает проблема сохранения информации off-line с целью последующего перевода и анализа информации. С помощью браузера можно сохранить web-страницу в нескольких вариантах: 1) web-страницу полностью в виде html-файла и папки, в которой будут помещены все имеющиеся на web-странице рисунки, значки, анимация и прочее; 2) как архив для электронной почты – в этом случае web-страница будет сохранена в виде одного файла, имеющего расширение .mht. По сравнению с предыдущим вариантом этот хорош тем, что вся страница вместе с рисунками и прочим содержимым храниться в одном файле; 3) web-страницу только html – при этом варианте графические изображения, звуковые и другие файлы не сохраняются. Сохраняются лишь текст web-страницы, его компоновка и оформление; 4) как текстовый файл.
В случае, когда необходимо сохранить весь сайт целиком, например сайт http://cultural-materialism.org, вся информация которого представляет ценность для исследования, то необходимо воспользоваться специальными программами для сохранения сайтов, такими как, Offline Explorer Pro, Teleport Pro и др. Эти программы сохраняют всю внутреннюю структуру сайта, при этом действует весь связующий аппарат ссылок между отдельными web-страницами.
Таким образом, Интернет не только располагает огромным скоплением информации, но также помогает организовать поиск необходимой исследователю информации, и сохранить найденную информацию на носителях исследователя для дальнейшего анализа и, если это необходимо, перевода с одного языка на другой.
2.2 Классификация сетевых ресурсов, содержащих информацию о школе «культурного материализма»
Интернет представляет собой весьма неупорядоченную систему, большинство информации которой не представляет научного интереса для историка или антрополога. Необходимо весьма осторожно и выборочно относиться к ресурсам сети. Пора уже составлять специализированные «путеводители» по историческим и антропологическим ресурсам сети, также как существуют аннотированные указатели в обычных библиотеках и архивах с целью оптимизации работы историка и антрополога, а также с целью дифференциации ресурсов по их значению и компетентности. С другой стороны, если «Гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе», историки/антропологи должны сами создавать своё информационное пространство – «Интернет для историков». Например, решением этой задачи успешно занимаются историки Томского государственного университета. Для решения таких проблем как бессистемность и разрозненность исторических источников в сети они предлагают создание региональных и специализированных порталов. В частности, они реализовали проект по созданию сегмента «Информационные технологии в исторических исследованиях и образовании (Интернет для историков)" образовательного портала Томского государственного университета (
https://edu.tsu.ru/historynet/). Построение специализированного портала предусматривало создание электронного каталога имеющихся в сети Интернет текстовых исторических источников, подготовку учебно-методических материалов по работе с электронными историческими источниками и использованию информационных технологий в исторических исследованиях и образовании, создание баз данных учебных и исследовательских материалов.
Важным шагом на пути создания информационной среды для историков/антропологов является специализированная классификация Интернет ресурсов по предметной области исследования. Классификация имеет своей целью установление как существенных связей между группами объектов для определения их места в системе, которая бы указывала на их свойства [2, с.216]. В зависимости от выделенных критериев совокупность предметных Интернет ресурсов (как часть Интернет ресурсов в целом) может быть поделена на определённые группы (классы). Естественно, ни одна классификация не может претендовать на абсолютную объективность, так каждая из них опирается на один-два критерия, однако сочетание классификаций является эффективным и необходимым способом проведения исследования.
Исходя из функционального назначения предметные Интернет ресурсы можно разделить на образовательные, научно-исследовательские, репрезентативные, справочные. Цель образовательных ресурсов - предоставить учащимся, студентам необходимые в обучении материалы: электронные учебники, отсканированные монографии, конспекты лекций, схемы, изображения, иногда веб-страницы этой группы содержат тестовые задания с возможностью проверить усвоенный материал и другие формы контроля. К данной группе относятся сайты образовательных учреждений, прежде всего университетов, где читается курс по культурной антропологии, затрагивающий школу «культурного материализма»: сайт Роджерского университета
http://faculty.rsu.edu, где в своё время преподавал Марвин Харрис, основной представитель школы «КМ», сайт колледжа свободных искусств Флоридского университета
https://www.clas.ufl.edu/, совместный образовательный проект объединённых колледжей Юга и Центенарского колледжа Лузианы
https://www.centenary.edu/etc/, сайт колледжа долины Квинебаг
https://www.qvctc.commnet.edu/, сайт факультета антропологии колледжа искусств и наук Алабамского университета
https://www.as.ua.edu, сайт Вашингтонского университета
https://www.wsu.edu.
Научно-исследовательская группа представлена сайтами научных организаций, обществ, Интернет-изданий, цель которых организовать исследовательский процесс, неограниченный рамками отдельного учреждения, а также ознакомить научный мир с результатами исследований. К данной группе следует отнести такие ресурсы: веб-страница электронного музея университета Миннесоты, целый раздел которого посвящён основному представителю школы «КМ» Марвину Харрису,
https://www.mnsu.edu/emuseum/cultural/anthropology/Harris.html (Сайт в доходчивой форме с помощью схем и графиков объясняет особенности теории Марвина Харриса. К тексту прилагается библиографический список его работ, даются ссылки на близкие по содержанию проекты), проект научного центра Форта Коллинза
https://www.fort.usgs.gov (web-страница содержит материалы семинара в формате PDF, имевшем место в Колорадском университете в июне 2006 года. Семинар носил название «Культурный материализм – подход к пониманию изменений в общественной жизни США»), Интернет версия «Психологического журнала анализа поведения»
https://www.pubmedcentral.nih.gov (Естественно в современных условиях, подходя к изучению какого-либо феномена, нельзя обойтись без психологического взгляда на объект изучения, в том числе на психику основных представителей школы «культурного материализма». Сайт представляет собой Интернет-версию психологического журнала экспериментального анализа поведения. Нас прежде всего интересуют статьи, посвящённые анализу трудов представителей школы «культурного материализма» с точки зрения психологии.), конечно, нельзя не включить в данный список такой сайт как
https://www.cultural-materialism.org, который претендует именоваться главным центром в Интернет сети по изучению «культурного материализма» (Сайт «Культурный материализм» как утверждают его создатели является центром по изучению культурного материализма в сети Интернет. И это действительно так, судя по количеству информации, представленной на сайте. Прежде всего, авторы пытаются лаконично и популярно объяснить основополагающие принципы «культурного материализма», позволяющие его выделить в отдельную школу антропологии: методологию, основную тематику исследований, исследовательскую стратегию, основные научные выводы. Создатели сайта пользуются при этом репрезентативными возможностями программы Microsoft Office PowerPoint. Кратко приводятся основные вехи развития этой школы, её современное состояние и перспективы развития. Следующие разделы сайта посвящены трём ведущим представителям школы «культурного материализма»: Марвину Харрису, Максин Марголис, Брайану Фергюссону. В этих разделах дана не только подробная биография учёных, но и некоторые определяющие интервью с ними, их оценка и оценка их научной деятельности другими учёными, а также приводится внушительный библиографический список работ и доступных Интернет-ресурсов по каждому исследователю. В этом плане это именно тот сайт, с которого необходимо начинать исследование школы «культурного материализма». Кроме того, в следующем разделе можно непосредственно услышать и увидеть вышеназванных «культурных материалистов»: на сайте содержаться видеофайлы в формате .mov, которые доступны для скачивания, и которые воспроизводят интервью, которое давали учёные известным американским телеканалам. В последнем разделе приводится обширная база публикаций по теме «культурного материализма» и даются контактные адреса создателей сайта).
Что касается репрезентативных Интернет ресурсов, а они в основном представлены личными страницами исследователей, непосредственно являющимися представителями школы «культурного материализма», либо их идейными противниками. Порой личные страницы содержат больше информации, чем массивные образовательные ресурсы некоторых университетов: здесь можно найти работы исследователей, их статьи, библиографический список, контактную информацию, а также сведения из их биографии (знание биографии совершенно необходимо в условиях развития современной методологии исследования. Автор неотделим от своего исследования. Иногда незначительные факты биографии, жизни исследователя оказывают значительное влияние на результаты исследования, а поэтому личные web-страницы составляют важную группу Интернет ресурсов). Цель подобного рода страниц в самопредставлении исследователя, ознакомлении его коллег с результатами его научной деятельности. Примеров такого вида Интернет ресурсов следует считать личную Интернет страницу профессора антропологии Клоренса Ж. Гравле
https://gravlee.org/harris.htm (Личный сайт профессора антропологии Флоридского университета Клоренса Ж. Гравле. Кроме работ самого автора на сайте представлена его оценка деятельности Марвина Харриса и в целом всей школы, к которой принадлежит и сам Гравле. На сайте выложены также результаты полевой работы Марвина Харриса с участием его студентов в Бразилии в 1960-е гг. К докладу прилагается интересный ZIP-архив, содержащий 36 мужских и 36 женских изображений в формате JPG антропологических типов, которые выделили исследователи в процессе своей работы. Эти материалы позволяют существенно прояснить методику проведения полевых исследований школы «культурного материализма».), домашнюю страничку профессора Роджерского университета Франка Элвела
http://faculty.rsu.edu/~felwell/Homepage/index.htm (Домашняя страничка профессора Роджерского государственного университета Франка Элвела, расположенная на головном сайте Роджерского университета. Неудивительно, что сайт имеет название ««Культурный материализм» Марвина Харриса», так как именно в этом университете долгое время работал сам Марвин Харрис, а потому при изучении общего курса антропологии пристальное внимание уделяется его теории. Его соратник, профессор Франк Элвил, позиционирует предназначение сайта для студентов старших курсов, специализирующихся в культурной антропологии. Сайт содержит обширные образовательные ресурсы. Во-первых, краткое изложение теории Марвина Харриса в форме презентации; во-вторых, изложение взглядов самого Франка Элвила на «культурный материализм»; в-третьих, аннотация его важнейших работ; в-четвёртых, сведения из истории и современного положения данного антропологического направления. Кроме того, приводится анализ взглядов современных представителей «культурного материализма Карен Смит и Джона Маркса, работающих в Роджерском университете. Сайт содержит внушительный список ссылок на схожие ресурсы сети, являясь таким образом одним из ведущих сайтов по данной тематике. Сайт является достойным трибьютом Марвину Харрису, покинувшему этот антропологический мир в 2001 году).
К последней группе относятся ресурсы, предоставляющие справочную информацию по предметной области. Несмотря на то, что они уступают по своей значимости образовательным и научно-исследовательским ресурсам, иногда они содержат значительное количество ссылок на те ресурсы, которым уступают, а также минимум информации, необходимый исследователю, чтобы сделать первый шаг на пути к пониманию дальнейшего хода исследования. К таким ресурсам относятся, прежде всего веб-энциклопедия Википедия https://en.wikipedia.org (Сайт свободной сетевой энциклопедии Википедии по обыкновению содержит необходимый минимум знаний по заданному вопросу. Он даёт информацию о биографии Марвина Харриса, его теоретическом вкладе в развитие «культурного материализма», его академической карьере и основных работах. Ко всему этому прилагается список из четырёх ссылок, в том числе на сайты, описанные выше. Конкретно, о «культурном материализме» сайт сообщает об идейных корнях данного направления, теоретических принципах, его расхождениях с марксизмом. Сайт отсылает также на соответственные странички Википедии о других представителях «культурного материализма», Максин Марголис и Джеральд Миланича. В конце прилагается список ссылок на домашние страницы действующих профессоров антропологии, работающих в русле школы «культурного материа-лизма»: уже упоминавшегося Франка Элвила, Брайана Фергюссона, Стефена Сандерсона. После изучения предложенной сайтом Википедии информации остаётся устойчивое желание дополнить её в плане содержания), сайт толкового словаря английского языка Encarta https://encarta.msn.com. К ним примыкают и большинство русскоязычных ресурсов Интернета, которые носят справочный характер: они дают некоторые сведения по биографии представителей «культурного материализма», основным их работам. Среди таких ресурсов можно, например, назвать сайт сектора археологической теории и информатики института археологии и этнографии СО РАН http://www.sati.archaeology.nsc.ru/, сайт под названием «Философы и о философии» http://about-philosophy.ru. Незначительное количество информации, которое может предоставить русскоязычное пространство Интернета, свидетельствует об актуальности проведения исследования по данной теме.
Помимо того, можно произвести классификацию по критерию принадлежности сайта и выделить соответственно: корпоративные и персональные Интернет ресурсы. Согласно этой классификации, корпоративными можно считать сайты организаций, прежде всего университетов, научных центров, музеев, интернет-изданий: сайт Роджерского университета http://faculty.rsu.edu, сайт колледжа свободных искусств Флоридского университета https://www.clas.ufl.edu/, совместный образовательный проект объединённых колледжей Юга и Центенарского колледжа Лузианы https://www.centenary.edu/etc/, веб-страница электронного музея университета Миннесоты, целый раздел которого посвящён школе «культурного материализма», https://www.mnsu.edu/emuseum/cultural/anthropology/Harris.html, проект научного центра Форта Коллинза https://www.fort.usgs.gov, Интернет версия «Психологического журнала анализа поведения» https://www.pubmedcentral.nih.gov. Эти Интернет ресурсы носят официальный характер и являются виртуальным выражением целых организаций. Напротив, к персональным по определению относятся сайты, представляющие одного человека, прежде всего исследователя, его научные интересы, основные научные работы, прилагается контактная информация: личную Интернет страницу профессора антропологии Клоренса Ж. Гравле https://gravlee.org/harris.htm, домашнюю страничку профессора Роджерского университета Франка Элвела http://faculty.rsu.edu/~felwell/Homepage/index.htm.
Таким образом, существует различные виды классификаций, основанные на выделении различных критериев. В ходе своей работы исследователю приходиться использовать сочетание классификаций, так как ни одна из них не претендует на абсолютную объективность. Каждая из выделенных групп требует применения своих методов, своей исследовательской стратегии, а потому классификация Интернет ресурсов необходима для оптимизации и дифференциации работы исследователя.
Глава 3. Перспективы использования Интернет ресурсов в предметной области
Из-за специфики магистерской работы: почти полного отсутствия источников на бумажных носителях, Интернет-ресурсы приобретают определяющее значение. В связи с этим возникает вопрос, а насколько правомерно в современных условиях использование Интернет-ресурсов в качестве поля для исторических исследований (не отрывая антропологию от общеисторического направления). Интернет-ресурсы представляют собой специфический вид исторического источника: их нельзя потрогать руками, произвести с ними углеводородный или ещё какой-нибудь анализ – они виртуальны: они существуют как отражение реальности. Или даже как отражение отражения, так как следует помнить, что исторические источники никогда не могут полностью отразить объективной реальности (они всегда содержат субъективную составляющую их автора). (Интернет-ресурсы являются историческим источником в прямом смысле для истории самого Интернета). Мы можем видеть то, что собой представляют Интернет-ресурсы: письменные источники, переведённые в текстовые форматы, или отсканированные, произведения искусства, запечатлённые в виде фотоизображений, видео-файлов, речь какого-либо исторического деятеля, зафиксированная в звуковом формате – всё это может быть использовано в ходе исследования.
Однако следует всегда помнить о проблеме перевода реальной информации в виртуальный вид. Прежде всего, это касается письменных источников. В виртуальный текстовый формат их можно перевести либо механическим способом набора в текстовых редакторах, либо путём технологии сканирования текста, с возможным впоследствии его распознаванием и опять же переводом в текстовый формат. Второй вариант предпочтительнее в плане меньшего количества неточностей, которыми грешит любой «человеческий» набор текстовой информации, а также, когда мы имеем дело с большими объёмами информации (перевод в текстовый либо отсканированный формат, пригодный для чтения производит машина). Современные технологии сканирования и распознавания текста позволяют обработать не только печатные тексты, но и тексты, написанные от руки (конечно, этим технологиям ещё далеко до навыков опытного палеографа).
Другой сложностью является подтверждение соответствия виртуального источника источнику реальному. В Интернете можно найти сотни одинаковых документов, но какой из них будет соответствовать максимально реальному источнику, а какой содержать погрешности, ошибки, опечатки, помехи. В связи с этим, организации, научные общества, представляющие исторический источник для всемирного пользования, должны использовать технологию электронной подписи документа. Для решения проблемы верификации исторических документов в Интернете не следует забывать и о традиционных методах работы с письменными источниками: тщательном источниковедческом анализе, сравнении с другими источниками на пути по выявлению искажений.
Интернет-ресурсы также как экспонаты в музее или документы в архиве подвержены различным опасностям, начиная от поломки оборудования, заканчивая хакерскими атаками. Поэтому для функционирования Интернет ресурсов в качестве исторических источников (само их определение предполагает некую долговременность их существования), для обеспечения их подлинности важным аспектом является защита информации. Среди основных средств защиты информации можно отметить следующие: комплексная антивирусная защита ПО, пароль, ввод контрольных чисел, шифрование, установка межсетевых экранов - брэндмауэров (firewalls), которые препятствуют бесконтрольному перемещению информации, разграничивая доступ клиентов из одного множества к информации, хранящейся на серверах в другом множестве.
Что касается собственно перспектив использования Интернет ресурсов в предметной области, то здесь можно выделить несколько направлений, по которым будет осуществляться дальнейшая кооперация исследователя и сети Интернет. Во-первых, развитие личного сайта магистранта, который появился в результате выполнения задания по предмету «Основ информационных технологий». Перед нами стоит нелёгкая задача первопроходцев: необходимо посредством Интернет технологий познакомить белорусское антропологическое пространство, а ещё шире и всё постсоветское, с достижениями и наработками американской школы «культурного материализма». В связи с этим личный сайт должен претерпеть изменения и стать научным центром по изучению школы «культурного материализма» в белорусско-, русскоязычном Интернете. Это возлагает на исследователя и его научного руководителя дополнительную ответственность по обеспечению соответствующего статуса сайта. В перспективе сайт будет содержать переводы основных трудов представителей школы «культурного материализма», характеристику школы как научного направления в американской антропологии 2 пол. XX века, биографические данные исследователей, библиографический список научных трудов, набор ссылок по теме. Сайт станет центром, объединяющим усилия целой группы исследователей, связующим звеном между западной и отечественной антропологией. Поэтому важно, чтобы на сайте была представлена информация о последних новостях в американской антропологии: о сроках конференций, проблематике исследований и. т. д., кроме того, логичным будет многоязычие проекта: по крайней мере, сайт должен быть доступен на трёх языках: белорусском, русском и английском.
Другим важным направлением станет создание максимально полного каталога Интернет ресурсов, обладающих информацией по заявленной теме. В ходе работы необходимо будет составить аннотированный список ссылок на сайты, с подробным описанием располагаемой на них информации, с оценкой достоверности предлагаемой информации, а также по возможности попытаться сохранить доступную на момент составления списка информацию на постоянных носителях вне сети Интернет. Выполнение этой работы также предполагает установление связей с ведущими университетскими центрами США, в которых читаются курсы по «культурному материализму» с целью обмена информацией и осуществления совместных научных проектов. В этом аспекте весьма эффективным видится использование таких Интернет технологий как, электронная почта, форум, с помощью веб-камер станет возможно проведение Интернет конференций, чтение ведущими специалистами дистанционных лекций. Таким образом, Интернет технологии сокращают пространство между научными центрами, сближая учёных на пути решения общих научных проблем, оптимизируют и содействуют эффективности работы исследователей. В XXI веке Интернет и его технологии способствуют интеграции научных знаний, являются действенным механизмом установления междисциплинарных связей.
Глава 4. Основные результаты и их обсуждение
Полученные результаты свидетельствуют о значительном значении Интернет ресурсов для изучения школы «культурного материализма» в американской антропологии 2 пол. XX века. В виду почти полного отсутствия информации по предмету на бумажных носителях, Интернет остаётся единственным доступным и достаточным источником информации. В работе предпринята попытка описания методики поиска и сохранения информации, необходимой для проведения исследования, а также классификации Интернет ресурсов по двум критериям: принадлежности и функциональной значимости. Кроме того, были определены направления дальнейшей кооперации исследователей с сетью Интернет для решения научной задачи. Во-первых, создание информационного портала – центра по изучению школы «культурного материализма» на постсоветском Интернет пространстве, во-вторых, создание максимального полного каталога Интернет ресурсов по изучаемой теме. Работа представляет интерес для исследователей, занимающихся изучением истории, методологии американской антропологии, а также для исследователей, использующих ресурсы Интернет в своей научной деятельности.
Заключение
Таким образом, Интернет , несмотря на свою кажущуюся хаотичность и неупорядоченность, может и должен быть полем для исторических, антропологических исследований. Ресурсы сети предоставляют исследователю необходимую информацию, инструменты для её поиска, перевода, сохранения, презентации, обмена с другими исследователями. Интернет связывает учёных и учёные центры по всему миру, способствуя совместному решению научных проблем. На примере темы «Использование сети Интернет для изучения школы «КМ» в американской антропологии 2 пол. XX века» была предпринята попытка изучения взаимодействия исследователя и ресурсов Интернет. В ходе написания работы автор пришёл к таким выводам:
-
Интернет ресурсы являются значительным источником информации для изучения школы «КМ».
-
Существует необходимость в эффективной организации поиска необходимой информации, классификации и последующего сохранения её на носителях исследователя.
-
Необходимо создание информационного Интернет портала на постсоветском информационном пространстве для объединения усилий исследователей по изучению школы «КМ»
-
Необходимо создание периодического максимального полного каталога по предметным ресурсам сети.
Список литературы к реферату
-
Информационные технологии в исторических исследованиях и образовании (Интернет для историков) // Образовательный портал Томского государственного университета [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: https://edu.tsu.ru/historynet/. – Дата доступа: 4.12.2007.
-
Методологические проблемы истории: учеб. пособие для студентов, магистрантов и аспирантов ист. и филос. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / В.Н. Сидорцов [и др.]; под общ. ред. В.Н. Сидорцова. – Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 352 с.
-
Новый стандарт позволит ускорить процесс принятия электронной подписи/E-commerce // Интернет финансы [Электронный ресурс]. - 2002 . – Режим доступа: https://ifin.ru .- Дата доступа: 4.12.2007.
-
Опыт компьютеризации исторического образования в странах СНГ: сб. ст. / Под ред. В.Н. Сидорцова, Е.Н. Балыкиной. – Мн.: БГУ, 1999. – 223 с.
-
Постижение истории: онтологический и гносеологический подходы: Учеб. пособие для студентов магистратуры, аспирантов, слушателей системы повышения квалификации высших учебных заведений / Я.С. Яскевич, В.Н. Сидорцов, А.Н. Нечухрин и др.; Под ред. В.Н. Сидорцова, О.А. Яновского, Я.С. Яскевич. – Мн.: изд-во БГУ, 2002. – 291 с.
-
Сайт Кожича П.П. [Электронный ресурс] / Кожич П.П. - 2003. – Режим доступа: http://polkojich.com. - Дата доступа: 1.10.2007 – 5.12.2007.
-
Сайт Познякова А.М.[Электронный ресурс] / Позняков А.М. - 2007 . – Режим доступа: https://connected.by.com/std.html. - Дата доступа: 1.10.2007 – 5.12.2007.
-
Сидорцов, В. Н. Методология истории: количественные методы и информационные технологии: учеб.-метод. пособие / В.Н. Сидорцов. Мн.: БГУ, 2003. – 143 с.
-
Травин А. Технологии оптического распознавания текста / А. Травин //Сайт Андрея Травина [Электронный ресурс]. – 2003. – Режим доступа: http://travin.msk.ru/arc/OCR.html. - Дата доступа: 4.12.2007.
-
Электронная цифровая подпись // Поиск правовых услуг [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: http://pravoteka.ru. – Дата доступа: 4.12.2007.
-
Яскевич, Я.С. Философия и методология науки. Вопросы и ответы: полный курс подготовки к кандидатскому экзамену/Я.С. Яскевич. – Минск: Выш. Шк., 2007. – 656 с.
Предметный указатель к реферату
защита информации 20
Интернет для историков 11
культурного материализма 7
сервису Google book search 8
технологии сканирования и распознавания текста 20
технологию электронной подписи документа 20
Интернет ресурсы в предметной области исследования
-
http://newark.rutgers.edu/socant/brian.htm Личная страница Брайена Фергюссона, профессора факультета социологии и антропологии Рутгерского университета. На странице есть разделы, посвящённые научным интересам исследователя; проектам, над которыми в настоящее время работает Брайен Фергюссон; а также его публикациям. К странице прилагается видео файл с интервью Брайена Фергюссона, которое но дал каналу Discovery. В конце даётся контактная информация исследователя.
-
https://www.clas.ufl.edu/ Сайт принадлежит колледжу свободных искусств и наук Флоридского университета. Здесь есть раздел, посвящённый профессору антропологии Флоридского университета Максин Марголис. Она является одним из основных представителей школы «Культурного материализма», а потому информация содержащаяся на сайте представляет огромный интерес для исследования. Прежде всего, здесь есть контактная информация исследователя, основные её работы в формате PDF, описаны области научного интереса Максин Марголис, а также дана аннотация её последним монографиям.
-
https://www.centenary.edu/etc/ Совместный образовательный проект объединённых колледжей Юга и Центенарского колледжа Лузианы. Содержит обширные сведения о «культурном материализме». Приведён словарь терминов, употребляющихся в рамках данной теории. Каждое отдельный феномен, который исследуется представителями «культурного материализма», среди наиболее популярных можно назвать следующие: каннибализм, антропоцентризм, история окружающей среды и т. д. обеспечены подробным анализом и подборкой ссылок. На сайте также содержится видео архив, который содержит выступления ведущих специалистов в области культурной антропологии Стэйси Аламо, Марка Фитчети.
-
https://encarta.msn.com/dictionary_1861688675/cultural_materialism.htm Сайт толкового английского словаря Encarta оказывает помощь в правильном понимании, а следовательно, и правильном переводе этих терминов, используемых школой «Культурного материализма» на русский и белорусский языки.
-
https://www.qvctc.commnet.edu/ Сайт Quinebaug Valley Community College. Один из преподавателей колледжа создал раздел, посвящённый культурной антропологии вообще. Здесь описываются основные представители каждого направления культурной антропологии, их методы работы, основные термины, приводятся видео файлы их публичных выступлений, а также библиографический список их работ. Сайт полезен тем, что позволяет увидеть место школы «Культурного материализма» среди других направлений американской культурной антропологии.
-
https://www.as.ua.edu/ant/Faculty/murphy/material.htm Страница факультета антропологии колледжа искусств и наук при Университете Алабамы. Сайт даёт характеристику в целом американскому марксизму. Последовательно описываются основные принципы, термины, концепции и методология, кроме того, приводится критика марксизма со стороны представителей конкурирующих направлений, ссылки на сопутствующие сайты, в том числе на сайты, посвящённые Карлу Марксу, Фридриху Энгельсу и Антонио Грамши, и библиографический список.
-
https://www.fort.usgs.gov/ISESS/abstract.asp?EventID=69 Проект научного центра Форта Коллинза. Сайт содержит материалы семинара, имевшего место в Колорадском государственном университете в июне 2006 года. Семинар имел название «Культурный материализм – подход к пониманию к изменениям в общественной жизни Соединённых штатов».
-
https://groups.msn.com/FoodiesCorner/yourwebpage3.msnw Сайт в поддержку взгляда об определяющей роли пищи, протеинов для развития человеческого общества. Содержит интересный взгляд на все события мировой истории. Кроме того, даётся подробное обоснование подобного взгляда с помощью теории «культурного материализма».
-
https://www.mnsu.edu/emuseum/cultural/anthropology/Harris.html раздел, посвящённый Марвину Харрису, основному представителю школы «культурного материализма» на электронного музея государственного университета Миннесоты. Сайт ещё раз в доходчивой форме с помощью схем и графиков объясняет особенности теории Марвина Харриса. К тексту прилагается библиографический список.
-
https://www.wsu.edu/~amerstu/tm/marx.html - раздел, посвящённый антропологии, в частности «культурному материализму» на сайте Вашингтонского государственного университета. Информация сайта затрагивает такую важную тему как идейное происхождение школы «Культурного материализма». Для этого подробно рассматривается развитие марксизма на американской почве, кроме того, авторы стремятся определить отличия между марксизмом и школой «Культурного материализма».
Действующий личный сайт
http://sakuma-shigeru.narod.ru
Граф научных интересов
магистранта исторического факультета
Сакума Сергея Львовича
Специальность «этнография, этнология и антропология»
Смежные специальности
07.00.09 – историография, источниковедение и методы исторического исследования
| -
История исторической науки. Развитие исторической мысли, школы и направления, организация и функции науки. Антропологизация и “лингвистический поворот” в историографии. Интеллектуальная история. Теоретико-методологические проблемы исторического познания.
-
Источниковедение. Классификация и систематизация источников. История источниковедения. Компаративное источниковедение. Новая информационная среда и новые типы исторических источников. Нарратология..
|
|
Основная специальность
07.00.07- этнография, этнология и антропология
| -
Общетеоретические проблемы этнографии, этнологии.
-
Историография науки.
-
Этногенез и этническая история.
-
История материальной культуры (народное зодчество, история костюма, традиции питания).
-
Традиционное земледелие, животноводство, промыслы и ремесла.
|
|
Сопутствующие специальности
24.00.01 – теория и история культуры
| -
Культура как целостная система в неразрывном единстве универсального и уникального.
-
Морфология культуры: структура, основные функции культуры, источники и механизмы культурной динамики.
-
Основные типы культуры и характерные для них базисные духовные структуры.
-
Закономерности культурно-исторического развития человечества как единого, интегративного процесса.
-
Сравнительный анализ менталитета исторических эпох, тенденций, символов, течений и духовных феноменов мировой и национальной культуры.
|
|
Презентация магистерской диссертации
https://sakuma-shigeru.narod.ru/show.ppt
Список литературы к выпускной работе
-
Cultural materialism: center of study on net [Electronic resourse] /Association of cultural materialists. – NY., 2007. – Mode of access: https://www.cultural-materialism.org. - Date of access: 7.11.2007.
-
Балыкина, Е.Н, Комличенко, В.Н, Сидорцов, В.Н. Историческая информатика для исторических специальностей) / Е.Н. Балыкина, В.Н. Комличенко, В.Н.Сидорцов. – Мн.: ВЕДЫ, 1998. – 316 с.
-
Белова, Е.Б, Бородкин Л.И, Гарскова И.М. Историческая информатика / Е.Б. Белова, Л.И. Бородкин, И.М. Гарскова. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 290 с.
-
Драйден, Г. Революция в обучении / Г. Драйден, Дж. Вос. – М.: ООО «Парвина», 2003. – 672 с.
-
Липницкая, О.Л. Учебно-методический комплекс по исторической информатике. Базовый курс: Обработка и анализ статистических и структурированных исторических источников средствами электронных таблиц и систем управления базами данных / О.Л. Липницкая, Е.Э. Попова. – Мн.: БГУ, 2002. – 140 с.
-
Методологические проблемы истории: учеб. пособие для студентов, магистрантов и аспирантов ист. и филос. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / В.Н. Сидорцов [и др.]; под общ. ред. В.Н. Сидорцова. – Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 352 с.
-
Сайт Кожича П.П. [Электронный ресурс] / Кожич П.П. - 2003. – Режим доступа: http://polkojich.com. - Дата доступа: 1.10.2007 – 5.12.2007.
-
Сайт Познякова А.М.[Электронный ресурс] / Позняков А.М. - 2007 . – Режим доступа: https://connected.by.com/std.html. - Дата доступа: 1.10.2007 – 5.12.2007.
Приложения