Перейти на главную страницу
( по УМК Ботвинников А.Д.,
Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С)
Составитель:
МБОУ «Кугесьская СОШ №1»
Чебоксарского района ЧР
Пояснительная записка ЧЕРЧЕНИЕ 9 класс
Настоящая программа по черчению создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов.- М.: Просвещение, 2004. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: – М.: АСТ: Астрель, 2008 г. Программа рассчитана для общеобразовательных школ.
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.
Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и других учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики. Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию.
Огромную роль в обучении учащихся ОУ играет развитие образно-пространственного мышления, которое формируется главным образом именно при усвоении знаний и умений на уроках черчения, и нередко именно его недостаточное развитие препятствует полноценному развитию творческих способностей школьников, т.к. основная часть усваиваемого учебного материала школьных предметов представлена в вербальной форме.
Изучение графической грамоты необходимо в школах, т.к. требуется подготовка кадров на предприятия именно по техническим специальностям, и существует ряд факультетов в ВУЗах и ССУЗах для освоения графических дисциплин которых должна предшествовать первоначальная подготовка в школах.
Предлагаемый курс позволит школьникам углубить и расширить свои знания в области графических дисциплин, а также лучше адаптироваться в системе высшего образования и современного производства, быстрее и качественнее освоить более сложную вузовскую программу, повысить творческий потенциал конструкторских решений.
Новизна данной программы состоит в том, чтобы с целью помочь учащимся лучше освоиться в системе высшего образования и современного производства в программу по черчению вводятся элементы начертательной геометрии, позволяющие более корректно подойти к изучению черчения на теоретической основе. Знание методов построения и преобразования изображений имеет большое значение для развития пространственного мышления.
Основные положения
Цель обучения предмету реализуется через выполнение следующих задач:
а) полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твердо знает изученные правила и условности изображений;
б) дает четкий и правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
а) полностью овладел программным материалом, но при чтении чертежей испытывает небольшие затруднения из-за недостаточно развитого еще пространственного представления; правила изображения и условные обозначения знает;
б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправляет которые с небольшой помощью учителя.
а) основной программный материал знает нетвердо, но большинство, изученных условностей, изображений и обозначений усвоил;
б) ответ дает неполный, несвязанно выявляющий общее понимание вопроса;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности;
а) обнаруживается незнание или непонимание большей или наиболее важной части материала;
б) ответы строит несвязанно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
Перечень инструментов, принадлежностей и материалов для черчения:
- Готовальня школьная или циркуль.
- Угольники с углами 300, 600, 900; 450, 450, 900.
- Транспортир.
- Линейка.
- Карандаши простые марки Т, ТМ, М.
- Ластик
- Тетрадь в клетку.
- Формат А4.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
1.Линии чертежа.
2.Чертеж «плоской» детали.
3.Чертеж детали (с использованием геометрических построений).
4.Чертежи и аксонометрические проекции предметов (с построением проекций точек, отрезков, граней и пр.).
5.Построение третьей проекции по двум данным.
6.Чертеж предмета в трех видах (с преобразованием формы предмета).
7.Устное чтение чертежей.
8. Эскиз и технический рисунок детали (с преобразованием формы предмета).
9. Эскизы деталей с включением элементов конструирования.
№ п/п |
Тема урока |
№ гр. работы |
Кол-во часов |
1. |
Вводное занятие. Организация рабочего места. |
|
1 |
2. |
Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности. |
|
1 |
3. |
Правила оформления чертежей. |
|
1 |
4. |
Линии чертежа. |
№1 |
1 |
5. |
Шрифты чертёжные прописных заглавных букв. |
№2 |
1 |
6. |
Шрифты чертёжные строчных букв и цифр. |
№2 |
1 |
7. |
Нанесение размеров на чертежах. |
№3 |
1 |
8. |
Нанесение размеров окружности, дуги, угла и квадрата |
№3 |
1 |
9. |
Масштаб на чертежах. |
№4 |
1 |
10. |
Общие сведения о проецировании. |
|
1 |
11. |
Проецирование на несколько плоскостей проекций. |
|
1 |
12. |
Расположение видов на чертеже. |
№5 |
1 |
13. |
Местные виды. |
№6 |
1 |
14. |
Моделирование по чертежу. |
|
1 |
15. |
Получение аксонометрических проекций. |
|
1 |
16. |
Построение аксонометрических проекций плоских фигур. |
№7 |
1 |
17. |
Аксонометрическая проекция плоскогранных предметов. |
№8 |
1 |
18. |
Аксонометрические проекции предметов имеющих круглые поверхности. |
№8 |
1 |
19. |
Технический рисунок. |
|
1 |
20. |
Анализ геометрической формы предмета. |
|
1 |
21. |
Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. Проецирование куба и прямоугольного параллелепипеда. |
№9 |
1 |
22. |
Проецирование правильной треугольной и шестигранной призмы. |
№10 |
1 |
23. |
Проецирование правильной четырёхугольной пирамиды. |
№10 |
1 |
24. |
Проецирование цилиндра и конуса. |
№10 |
1 |
25. |
Проекции шара. Проекции группы геометрических тел. |
|
1 |
26. |
Проекции вершин, рёбер и граней предмета. |
|
1 |
27. |
Построение проекций точек на поверхности предмета. |
№11 |
1 |
28. |
Порядок построения изображений на чертежах. |
|
1 |
29. |
Последовательность построения видов. Построение вырезов. |
№12 |
1 |
30. |
Нанесение размеров с учётом формы предмета. |
|
1 |
31. |
Геометрические построения необходимые при выполнении чертежей. Деление окружности на равные части. |
|
1 |
32. |
Сопряжения. Способы построения сопряжений. |
|
1 |
33. |
Построение чертежа развёрток поверхностей призмы, цилиндра, конуса и пирамиды. |
|
1 |
34. |
Порядок чтения чертежей. |
|
1 |
Вышнепольский, В. А. Гервер, М. М. Селиверстов. М.: Просвещение, 2004. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения
11 10 2014
1 стр.
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования мбоу «Ишлейская сош» Чебоксарского района Чувашской Республики
14 12 2014
15 стр.
Директор мбоу Еласовская сош а. А. Сергеев Приказ № от 2012 г
11 10 2014
3 стр.
Руководитель” мо заместитель директора по увр директор моу “Большеменгерская /Гарипова А. А./ моу “Болшеменгерская сош” сош” /Ахмадиева
15 12 2014
16 стр.
В конкурсе приняли участие 36 детей в возрасте от 7 до 18 лет из 7 образовательных учреждений: мбоу сош №46, мбоу сош №34, мбоу сош №28, мбоу сош №122, мбоу сош №23, маоу гимназия
12 10 2014
1 стр.
27 09 2014
1 стр.
Петрикова Людмила Иосифовна, учитель мбоу "Аликовская сош" Аликовского района «Опыт работы геологического кружка на равнинной территории»
26 09 2014
1 стр.
13 10 2014
3 стр.