Перейти на главную страницу
«Еласовская средняя общеобразовательная школа»
Горномарийского района Республики Марий Эл
Согласовано Заместитель директора по УВР ___________ А.А.Ватитова
|
Утверждаю Директор МБОУ «Еласовская СОШ ____________А.А.Сергеев
|
Учитель черчения
МБОУ «Еласовская СОШ»
Шереметьева Эльвира Иннокентьевна
с.Еласы 2012 г.
Пояснительная записка
Настоящая программа по черчению для 8- 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов.- М.: Просвещение, 2004. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2008 г. Программа рассчитана для общеобразовательных школ.
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.
Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и других учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики. Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию.
Огромную роль в обучении учащихся ОУ играет развитие образно-пространственного мышления, которое формируется главным образом именно при усвоении знаний и умений на уроках черчения, и нередко именно его недостаточное развитие препятствует полноценному развитию творческих способностей школьников, т.к. основная часть усваиваемого учебного материала школьных предметов представлена в вербальной форме.
Изучение графической грамоты необходимо в школах, т.к. требуется подготовка кадров на предприятия именно по техническим специальностям, и существует ряд факультетов в ВУЗах и ССУЗах для освоения графических дисциплин которых должна предшествовать первоначальная подготовка в школах.
Предлагаемый курс позволит школьникам углубить и расширить свои знания в области графических дисциплин, а также лучше адаптироваться в системе высшего образования и современного производства, быстрее и качественнее освоить более сложную вузовскую программу, повысить творческий потенциал конструкторских решений.
Новизна данной программы состоит в том, чтобы с целью помочь учащимся лучше освоиться в системе высшего образования и современного производства в программу по черчению вводятся элементы начертательной геометрии, позволяющие более корректно подойти к изучению черчения на теоретической основе. Знание методов построения и преобразования изображений имеет большое значение для развития пространственного мышления.
Основные положения
Программа рассчитана на 68 учебных часов (34 часа в 8 классе и 34 часа в 9 классе по 1 часу в неделю).
- ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей установленными государственным стандартом ЕСКД;
- научить выполнять чертежи в системе прямоугольных проекций, а также аксонометрические проекции с преобразованием формы предмета;
- научить школьников читать и анализировать форму предметов и объектов по чертежам, эскизам, аксонометрическим проекциям и техническим рисункам;
- сформировать у учащихся знания об основных способах проецирования;
- формировать умение применять графические знания в новых ситуациях;
- развивать образно - пространственное мышление, умения самостоятельного подхода к решению различных задач, развитие конструкторских, технических способностей учащихся.
- научить самостоятельно, пользоваться учебными материалами.
№ урока |
Дата |
Тема |
Оборудование |
Содержание теоретической части |
Практическая деятельность |
1 |
|
Введение. Учебный предмет черчение. |
Учебные таблицы. Презентация по теме. |
История развития чертежа и его роль в жизни людей. Содержание данных в современном чертеже. Основной материал и инструменты. |
Ознакомление с примерами изображений, чертёжными инструментами и принадлежностями. |
I |
|
Правила оформления чертежей (5 ч.) | |||
2 |
|
Правила оформления чертежей. |
Учебные таблицы. Презентация по теме. |
Формат, линии, масштаб, основная надпись. ГОСТ, ЕСКД. Приёмы работы чертёжными инструментами. |
Оформление листа формата А4. Рис. № 19 |
3 |
|
Графическая работа №1 «Линии чертежа» |
Учебные таблицы. Учебник. Презентация по теме. |
Повторение материала по теме «Типы линий» |
Графическая работа. Рис. №24 |
4 |
|
Сведения о чертёжном шрифте |
Учебные таблицы. Инструменты. |
Типы шрифта, размеры шрифта, буквы, цифры и знаки на чертежах Основные особенности выполнения чертёжного шрифта. |
Написание алфавита чертёжным шрифтом на миллиметровой бумаге |
5 |
|
Сведения о нанесении размеров |
Учебные таблицы. Презентация по теме |
Основные сведения о нанесении размеров. Выносные и размерные линии, стрелки, знаки диаметра, радиуса. |
Упражнения в написании размерных линий и знаков. |
6 |
|
Графическая работа №2 «Чертёж плоской детали» |
Учебные таблицы. Инструменты. Карточки-задания. |
Повторение теоретических знаний по изученным темам |
Графическая работа по индивидуальным карточкам – заданиям (выполнение чертежа плоской детали с изменением масштаба). |
II |
|
Геометрические построения на плоскости (4 ч.) | |||
7 |
|
Деление окружности на равные части |
Чертежные инструменты. Презентация по теме. |
Процесс выполнения чертежа посредством графических операций (деление окружности) |
Деление окружности на 3,5,6,7,9,12 частей |
8, 9 |
|
Сопряжения |
Учебные таблицы. Презентация по теме. |
Процесс выполнения чертежа посредством графических операций (сопряжения). |
Сопряжение прямого, тупого и острого углов, прямой окружности и дуги, сопряжение окружностей. |
10 |
|
Графическая работа №3 «Чертёж детали с использованием геометрических построений» |
Учебные таблицы. Карточки-задания. |
Построение сопряжения в контуре детали. |
Графическая работа по индивидуальным карточкам – заданиям (построение прокладки по одной половине её изображения). |
III |
|
Способы проецирования (9 ч.) | |||
11 |
|
Способы проецирования |
Макет плоскостей проекций. Презентация по теме. |
Центральное, параллельное, ортогональное проецирование. |
Построение эпюра точки. |
12 |
|
Проецирование детали на три плоскости проекций |
Макет плоскостей проекций. Презентация по теме. |
Проецирование предмета на одну, две и три плоскости проекций предмета. Обозначение и название плоскостей. |
Построение предмета в трёх основных проекциях. Рис. 45,46,47. |
13 |
|
Расположение видов на чертеже. Местные виды. |
Учебные таблицы. Чертежные инструменты. Презентация по теме. |
Название проекций, полученных при проецировании на три плоскости и их расположение. Определение местного вида и цель его использования. |
Построение предмета в трёх основных проекциях (фронтальное задание). Рис. 55.
|
14 |
|
Графическая работа №4 «Построение трёх проекций предмета». |
Модели деталей, чертежные инструменты. Карточки-задания. |
Повторение по теме «Проецирование детали на три плоскости проекций». |
Графическая работа по индивидуальным карточкам (построение по наглядному изображению трёх видов предмета). |
15 |
|
Получение и построение аксонометрических проекций. |
Учебные таблицы. Чертежные инструменты. Презентация по теме. |
Получение и построение фронтальной диметрической и изометрической проекций. Построение осей в аксонометрических проекциях. |
Построение осей во фронтальной диметрической и изометрической проекций. |
16 |
|
Аксонометрические проекции плоскогранных предметов. |
Учебные таблицы. Чертежные инструменты. Презентация по теме. |
Построение геометрических фигур по осям в аксонометрических проекциях. |
Построение предмета во фронтально диметрической и изометрической проекций. Рис. 62.
|
17 |
|
Аксонометрические проекции предметов имеющих круглые поверхности. |
Учебные таблицы. Чертежные инструменты. Презентация по теме. |
Способы построения предметов имеющих круглые поверхности в изометрической проекции. |
Построение окружности в изометрической проекции (по вариантам). Рис. 64, 65, 66, 68. |
18 |
|
Технический рисунок. |
Чертежные инструменты. Презентация по теме. Учебные таблицы. |
Отличие технического рисунка от аксонометрических проекций. Правила построения технического рисунка. |
Построение технического рисунка предмета (фронтально). |
19 |
|
Практическая работа «Технический рисунок». |
Учебные таблицы. |
Повторение темы «Технический рисунок» |
Построение технического рисунка (индивидуальные задания). |
IV |
|
Чтение и выполнение чертежей предметов (15 ч.) | |||
20, 21, 22 |
|
Анализ геометрической формы предмета. Проекции геометрических тел. Проекции вершин, ребер и граней предмета |
Учебные таблицы. Чертежные инструменты. |
Основные геометрические тела, составляющие формы деталей и предметов. Алгоритм анализа геометрической формы предметов. |
Построение проекций геометрических тел (фронтально). |
23 |
|
Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. |
Учебные таблицы. Чертежные инструменты. Презентация по теме. |
Формулы для построения развёрток геометрических тел. |
Построение развёрток плоскогранных тел и тел вращения (по вариантам). |
24 |
|
Графическая работа №6 «Построение третьей проекции по двум данным». |
Учебные таблицы, карточки-задания. |
Повторение темы «Проецирование предмета на три плоскости проекций ». |
Графическая работа по индивидуальным карточкам (построение комплексного чертежа предмета по двум в данным видам). |
25 |
|
Нанесение размеров с учётом формы предмета. |
Учебные таблицы. Чертежные инструменты. Презентация по теме. |
Рациональное нанесение размеров на чертежах. |
Чертёж детали с нанесением размеров. Рис. 119 б, 120 а. |
26 |
|
Графическая работа №7 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов». |
Учебные таблицы. Карточки-задания. |
Повторение темы «Получение и построение аксонометрических проекций». |
Графическая работа по индивидуальным карточкам (построение комплексного чертежа) геометрического тела |
27 |
|
Порядок чтения чертежей деталей. |
Учебные таблицы. Презентация по теме. |
Алгоритм чтения чертежей. Выявление габаритных размеров детали и чтение её геометрической формы. |
Чтение чертежей предметов (фронтально). Рис. 146, 147, 148. |
28 |
|
Практическая работа «Устное чтение чертежей». |
Учебные таблицы. Карточки-задания. |
Повторение по теме «Порядок чтения чертежей деталей». |
Практическая работа по индивидуальным карточкам – заданиям (чтение комплексного чертежа детали письменно). |
29 |
|
Графическая работа №8 «Выполнение чертежа предмета в 3-х видах с преобразованием его формы». |
Учебные таблицы. |
Закрепление знаний теоретического материала. |
Графическая работа. Рис. 149, 150, 151. |
30 |
|
Эскизы деталей. |
Учебные таблицы. Презентация по теме. |
Правила и целесообразность выполнения эскизов. |
Построение эскизов по моделям деталей (фронтально). |
31, 32 |
|
Графическая работа №9 «Эскиз и технический рисунок предмета». |
Учебные таблицы. Модели деталей. |
Повторение по темам «Технический рисунок» и «Эскизы». |
Графическая работа (выполнение эскизов по моделям деталей, индивидуально). |
33, 34 |
|
Графическая работа №10 «Выполнение чертежа предмета» |
Учебные таблицы. |
Обобщение знаний, полученных в 8 классе по черчению. |
Графическая работа Рис. 160. |
Директор мбоу Еласовская сош а. А. Сергеев Приказ № от 2012 г
11 10 2014
3 стр.
Вышнепольский, В. А. Гервер, М. М. Селиверстов. М.: Просвещение, 2004. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения
11 10 2014
1 стр.
13 10 2014
3 стр.
10 10 2014
6 стр.
24 09 2014
6 стр.
17 12 2014
1 стр.
25 12 2014
3 стр.
Председатель мо сат А. А
09 10 2014
1 стр.