ВОЗМОЖНОСТИ СКАЗКОТЕРАПИИ В ПРЕОДОЛЕНИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С.С. Драч
Чукотский многопрофильный колледж
Научный руководитель Н.В. Сенченко
Страх - неотъемлемое эмоциональное проявление нашей психической жизни, как радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Это эмоциональное состояние, по мнению некоторых ученых, рассматривается как естественное. В старшем дошкольном возрасте наблюдается интенсивное развитие абстрактного мышления. Следовательно, можно говорить не только об эмоциональной, но и о рациональной основе страхов.
Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула[3].
А.С. Спиваковская подчеркивала, что более распространенными причинами появления детских страхов является неправильное воспитание ребенка в семье, сложные семейные отношения. Причины детских страхов могут быть непосредственно связаны с личными особенностями матери. Страх обостряет чувства, приносит душевные и физические страдания ребенку, отсюда возникает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов[9].
Одним из методов коррекции страхов является сказкотерапия. В этом направлении работают Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Т. Грабенко, И.В. Вачков, А. Гнездилов и другие специалисты в области сказкотерапии.
По определению основателя метода Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. «Сказкотерапия - это и процесс переноса сказочных смыслов в реальность, процесс активизации ресурсов, потенциала личности» [2]. Другими словами, сказкотерапией можно назвать процесс поиска глубинных смыслов и верных связей между событиями и поступками посредством сказки. Сказка, воздействуя на бессознательную сферу человека, является проводником между миром сознательного и бессознательного. Для того, чтобы понять, что же такое сказкотерапия, необходимо обозначить этапы ее становления.
В психолого-педагогической литературе принято выделять три этапа, предшествующих оформлению концепции сказкотерапии как направления, как научной школы.
-
Этап спонтанного сложения и передачи историй. С древних времен люди рассказывают друг другу истории из своей жизни, пересказывают друг другу увиденное, услышанное, пережитое, прочитанное. Народные и авторские сказки, мифы, легенды, притчи, анекдоты, байки – жанры этого этапа многообразны. Лучшие сказочники прошлого и современности продолжают традицию этого этапа (Андерсен Г. Х., братья Гримм, Родари Дж., и другие). Этот этап делает сказкотерапевта носителем древней традиции передачи опыта, знаний о жизни социальной т духовной посредством увлекательной истории.
-
Этап научного исследования метафорического материала. Начиная с XIX века, в умах многих образованных людей появляется мысль о сохранении фольклорного материала. С оформлением теории психоанализа ученые слали говорить о скрытом смысле, символизме мифологических историй. Карл Густав Юнг одним из первых высказался о психологическом назначении сказки, мифа, легенды. Благодаря работам последователей Юнга, современные сказкотерапевты склонны к мысли о том, что в сказке, мифе отражается психическая реальность человека, его внутренние ритмы, противоречия, сценарии духовных поисков. Научное осмысление метафорического материала продолжается и в настоящее время. Многие ученые и не только гуманитарных, но и точных дисциплин подключаются к этому процессу, отмечая, к примеру, тот факт, что во многих космогонических мифах зашифрованы знания о возникновении Вселенной.
-
Этап использования сказки как техники психолого-педагогической работы. В некоторых источниках данный этап называют психотехническим. Действительно, психологическое задание, основанное на сказке, помогает смягчить воздействие, активизирует ресурсы воображения, расширяя границы познания [2].
Вобрав в себя основные тенденции этих трех этапов, в 90-х годах XX столетия появилась концепция комплексной сказкотерапии. Основными формами работы со сказкой, по мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, являются:
-
рассказывание сказки взрослым ребенку;
-
рассказывание сказки самим ребенком (рассказ о сказочных героях, пересказ сказки ребенком, рассказ сказки по кругу);
-
рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения;
-
самостоятельное сочинение ребенком сказки [2].
Так как сказкотерапия подразумевает комплексное решение проблем психологического развития личности, то можно выделить несколько функций, которые выполняются ею в этом процессе.
-
Диагностическая функция позволяет на начальном этапе сказкотерапии узнать о человеке и его проблемах.
-
Развивающая функция способствует формированию у человека креативности и необходимых социально-адаптивных навыков (например, общение с окружающими), становлению его индивидуальности.
-
Коррекционная функция позволяет корректировать душевное состояние, благодаря чему в характере и поведении человека происходит заметное улучшение. Вместе с тем, вырабатываются необходимые навыки, умения и знания, которые обязательно пригодятся личности в его дальнейшей жизни.
-
Профилактическая функция способствует предотвращению появления отрицательных эмоциональных состояний у человека [6].
Таким образом, можно сделать вывод, что сказкотерапия – это и поиск глубинных смыслов и верных связей между событиями и поступками посредством сказки. Она является одной из форм познания души и действенного способа формирования и коррекции эмоциональной сферы.
События сказки вызывают у ребенка эмоции, герои и их отношения между собой проецируются на обыденную жизнь, ситуация кажется похожей и узнаваемой. Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Она дает возможность проявить значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения. Во время прослушивания страшных сказок или сказок «со страшными» эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Победа добра в сказке обеспечивает ребенку психологическую защищенность.
Библиографический список
-
Вологодина, Н.Г. Детские страхи и днем и ночью / Н.Г. Вологодина. – М.: Феникс, 2006. – 106 с.
-
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб: Речь, 2011. – 172с.
-
Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. – СПб.: Речь, 2005. – 320 с.
-
Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей / А.И. Захаров. – М.: Педагогика, 1986. – 146 с.
-
Короткова, А.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников / А.Д. Короткова. – М.: ЦГЛ, 2005. – 128 с.
-
Прудиус, Е.К. Сказкотерапия в помощь родителям / Е.К. Прудиус. – М.: Академия, 2006. – 205 с.
-
Петрова, Е.Ю. Использование сюжетов народной волшебной сказки в психокоррекционной работе / T.Ю. Петрова. – М.: Просвещение, 1999. – 150 с.
-
Риман, Ф. Основные формы страха / Фритц, Риман. – М.: Академия, 2005. – 147 с.
-
Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов / А.С. Спиваковская. – М.:1988. – 328с.