Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5


Всего 16 баллов

6.


«Понятие стúля является везде и проникает всюду…». Стиль — 1) разновидность языка, характеризующаяся особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения; 2) совокупность приемов использования средств языка, характерная для какого-либо писателя, произведения, жанра; 3) отбор языковых средств по принципу экспрессивно-стилистической их окраски; 4) построение речи в соответствии с нормами словоупотребления и синтаксиса.

ПРИМЕЧАНИЕ: при определении термина стиль учащимся достаточно объяснить его общее значение.

Всего 5 баллов

7.


Все выделенные слова — названия букв в старом русском алфавите: ( 2 балла)

1) «Твердо, веди, аз!» — слышалось со всех сторон…



Твердо — название буквы «т» в старом русском алфавите; (1 балл)

2) У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на … ижицу.



Ижица — название последней буквы в старом русском алфавите, обозначавшей звук [и]; (1 балл)

3) — Аз, буки, веди; да ну же… — говорил сиплый голос, — аз, буки, веди, глаголь… да нет! глаголь, добро, есть! есть!



Веди — старое название буквы «в» - 1 балл

Глаголь — старое название буквы «г» -1 балл

Добро — старое название буквы «д»- 1балл

Есть — старое название буквы «е» - 1 балл

Всего 8 баллов

8.


Оценка зависит от умения учащегося четко выражать свою позицию и создавать сочинение заданного типа речи.

Содержание - до 16 баллов

Грамотность: Оценка: 5 баллов( 0+ 0; 0+1)



4 балла (1+0; 1+1; 2+0)

3 балла ( 3+ 0…0+3)

0 баллов более 3офографических и(или) 3 пунктуационных

Всего 21 балл

9.


2) Лев Владимирович Щерба (статья «О частях речи в русском языке», 1928 год). – 10 баллов, до 2-х поощрительных баллов за биографические подробности или научные достижения
Слова категории состояния выражают состояние (душевное, психическое, физическое и т.д.) ( 1 балл) человека(1 балл), окружающей среды(1 балл), оценку действий(1 балл) и являются главным членом безличного предложения(1 балл). Например: Скучно, страшно, замирает все вокруг (Ф. Сологуб). Если есть примеры -1 балл

Всего за задание 18 баллов

10.


Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. «Ибо для неверующих вера христианская юродство есть»; «Ибо не знают, не разумеют те, кто ходят во тьме», и не ведают славы Господней; «Огрубели сердца их, с трудом уши их слышат, а очи видят». Ибо сказал Соломон: «Дела нечестивых далеки от разума»; «Потому что звал вас и не послушались меня, обратился к вам, и не внимали, но отвергли мои советы и обличений моих не приняли»; «Возненавидели премудрость, а страха Божьего не избрали для себя, не захотели принять советов моих, презрели обличения мои». Так и Ольга часто говорила: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь — тоже станешь радоваться».

10 баллов

З а д а н и е к тексту:



Живяше — «жила»( 1 балл)- глагол( 1балл) — форма 3-го лица(1 балл) единственного числа(1 балл) прошедшего времени (1 балл)от глагола «жити» («жить»)(1 балл).

Всего 16 баллов

11 класс
1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задания к тексту.
Долго ли скоро ли с переж..даниями в лесу то одного то другого дождя так(что) приходилось даже разводить теплинку что(бы) обсушит..ся миновав деревню Старый Двор да деревню Зайкино да деревню Куземино мы подходили к опушке леса когда увид..ли что (на)встречу нам из-за села р..сположен..ого кил..ометрах в двух от леса движет..ся бе(з,с)просветная чернильного цвета студенистая масса. За нею толпились тучи помельче но толпились они таким плотным строем что пересиж..вать приближающуюся баталию в лесу было(бы) опрометч..во. Значит задача состояла в том что(бы) успеть добежать до деревни. Разувшись мы пустились бегом по клёклой земле. Первые капли попали в нас на середине рас..тояния. Но дождь не обрушился стеной как этого можно было ож..дать он наб..рал силу постепенно и уверен..о. А когда удар..л он так что над землей появился дым — мелкая водян..ая пыль от р..здробившихся дождинок мы успели юркнуть в открытую дверь амбара. <…> В амбаре было пусто, пахло кострóй. Валялось тут сломан..ое окóсье, футляр от швейной машинки, рама от домашнего ткацкого станка, разбитая кадушка и несколько камней какие кладут на квашен..ую капусту.
(169 слов. В. Солоухин. Владимирские проселки)
З а д а н и я к тексту:

1) найдите в тексте элемент сказочного зачина, а также другие средства стилизации под произведения устного народного творчества

2) найдите в тексте диалектные слова и объясните их значение

3) найдите в тексте олицетворение

4) найдите в тексте устойчивые словосочетания

5) объясните значение слова баталия во втором предложении текста


2. Определите значение выделенных слов в приведенных предложениях:

1) Увы, любовник молодой, // Поэт, задумчивый мечтатель, // Убит приятельской рукой! (А. Пушкин. Евгений Онегин);

2) Несколько дюжих казаков схватили меня и связали кушаками, приговаривая: «Вот уже вам будет, государевым ослушникам!» (А. Пушкин. Капитанская дочка).
3. Что объединяет выделенные слова в приведенных ниже предложениях? Мотивируйте свой ответ. Слово мыслете, встречающееся во втором примере, входит в состав устойчивого выражения писать (выписывать) мыслете. Объясните значение этого выражения.
1) Полтораста гостей сидели с внешней стороны поставленного покоем стола, — внутри возились шуты (А.Н. Толстой. Петр Первый);

2) — Черт знает, что за перья! — сердится Глеб Глебыч, выводя в большой книге и на маленьких листочках чудовищные мыслете и азы (А.П. Чехов. Сельские эскулапы);;

3) — Я говорил матери, — хочу за границу послать человек пятьдесят стольников, кто поразумнее — учиться у вас же… Нам аз, буки, веди — вот с чего надо учиться (А.Н. Толстой. Петр Первый).
4. Укажите, каким устойчивым словосочетаниям (фразеологизмам) соответствуют определения: 1) Неодобр. Судить о ком-, чём-либо лишь со своих личных позиций; 2) Шутл. Начать с увлечением говорить, рассуждать на излюбленную тему. Определите источник (происхождение) этих устойчивых словосочетаний.
5. Проведите анализ морфемной структуры слов учтúвый, корúца, охáпка, песéц с современной и исторической точек зрения. Дайте обоснование анализа морфемной структуры слов с исторической точки зрения.
6. Данный жанр научного стиля предполагает «сжатую, краткую характеристику книги, сборника, статьи, её содержания и назначения». О каком жанре научного стиля идет речь? Напишите произведение данного жанра, имея в виду учебник русского языка, по которому вы сейчас учитесь.
7. Вы готовите научный доклад (готовите научное сообщение) по какой-либо теме. Цифрами обозначьте логическую схему научного произведения, которая отражает ступéни работы над научным исследованием:
— указание на объект исследования;

— выбор метода исследования;

— обоснование выбора темы;

— анализ полученных результатов;

— описание самого исследования;

— формулировка выводов.


8. Известный русский судéбный деятель П. Сергеич писал: «Слово — это великая сила, но надо заметить, что это союзник, всегда готовый стать предателем». Выразите свое отношение к этому высказыванию в форме сочинения-рассуждения объёмом не более пятидесяти слов.
9. Термин фразеологическое выражение в научный оборот ввел:

1) В.В. Виноградов

2) Б.А. Ларин

3) Н.М. Шанский

4) М.И. Михельсон

Дайте определение термина фразеологическое выражение и проиллюстрируйте его примером.


10. Переведите текст на современный русский литературный язык. Выполните задание к тексту.
И посла къ деревляном, ркущи сице: «Се уже иду к вамъ, да пристройте меды мьногы у города, идеже убисте мужа моего, да поплачюся надъ гробомъ его, и створю трызну мужю моему». Они же, слышавше, свезоша меды многы зѣло. Олга же, поемши мало дружинѣ и легъко идущи, приде къ гробу его и плакася по мужи своемъ. И повелѣ людем съсути могилу велику, и, яко съспоша, повелѣ трызну творити. Посем сѣдоша деревлянѣ пити, и повелѣ Олга отроком своимъ служити передъ ними. И ркоша деревляне къ Олзѣ: «Кдѣ суть друзѣ наши, ихъже послахомъ по тя?» Она же рече: «Идуть по мнѣ съ дружиною мужа моего». И яко упишася деревляне, повелѣ отрокомъ своим пити на ня, а сама отиде прочь и потомъ повелѣ отроком сѣчи я, и исъсѣкоша ихъ 5000. А Ольга възвратися къ Киеву и пристрои воя на прокъ ихъ.
З а д а н и е к тексту:

Определите значение и грамматическую форму выделенного слова.



Ключи

1.


Долго ли, скоро ли, с пережиданиями в лесу то одного, то другого дождя, так что приходилось даже разводить теплинку, чтобы обсушиться, миновав деревню Старый Двор, да деревню Зайкино, да деревню Куземино, мы подходили к опушке леса, когда увидели, что навстречу нам, из-за села, расположенного километрах в двух от леса, движется беспросветная, чернильного цвета студенистая масса. За нею толпились тучи помельче, но толпились они таким плотным строем, что пересиживать приближающуюся баталию в лесу было бы опрометчиво. Значит, задача состояла в том, чтобы успеть добежать до деревни. Разувшись, мы пустились бегом по клёклой земле. Первые капли попали в нас на середине расстояния. Но дождь не обрушился стеной, как этого можно было ожидать, он набирал силу постепенно и уверенно. А когда ударил он так, что над землей появился дым — мелкая водяная пыль от раздробившихся дождинок, мы успели юркнуть в открытую дверь амбара. <…> В амбаре было пусто, пахло кострóй. Валялось тут сломанное окосье, футляр от швейной машинки, рама от домашнего ткацкого станка, разбитая кадушка и несколько камней, какие кладут на квашеную капусту.

Оценка: 5 баллов( 0+ 0; 0+1)

4 балла (1+0; 1+1; 2+0)

3 балла ( 3+ 0…0+3)

0 баллов более 3офографических и(или) 3 пунктуационных

З а д а н и я к тексту:

1) найдите в тексте элемент сказочного зачина: Долго ли, скоро ли(1 балл), а также другие средства стилизации под произведения устного народного творчества: да деревню Зайкино, да деревню Куземино (1 балл)

2) найдите в тексте диалектные слова и объясните их значение: теплúнка(1 балл) — «костёр»( 1 балл), клёклый(1 балл) — «ссохшийся, покрывшийся плотной коркой»(1 балл), кострá( 1 балл) — «одревесневшие части стеблей льна, конопли и т.д., получаемые при их первичной обработке (мягчении, трепании)2»(1 балл), окóсье(1 балл) — «рукоятка косы»(1 балл), кадýшка( 1 балл) — «бондарное изделие, практически, то же, что бочка, но которая может находиться только в стоячем положении (в отличие от бочки)3 ( 1 балл).

3) найдите в тексте олицетворение: толпились тучи - 1 балл

4) найдите в тексте устойчивые словосочетания: долго ли, скоро ли; обрушился стеной; набирал силу - 3 балла

5) объясните значение слова баталия во втором предложении текста: баталия — «битва, сражение»( 1 балл). Здесь: в переносном значении — ливень, гроза(1 балл).

Всего 23 балла

2.


1)

любовник — устаревшее: «влюбленный человек; возлюбленный» - 2 балла

2)


кушáк — «пояс, обычно широкий, матерчатый» - 2 балла; ослýшник — устаревшее: «тот, кто поступает своевольно, не подчиняется чьему-либо приказу, требованию» - 2 балла.

Всего 6 баллов

3.


Все выделенные слова являются названиями букв старого русского алфавита( 2 балла): покой — «п»( 1 балл), мыслете — «м»(1 балл), аз, буки, веди — «а», «б», «в»- (1 балл).

Писать (выписывать) мыслете — устаревшее: «Идти нетвёрдым шагом, зигзагами»( 4 балла – 3балла за указание значения + 1 балл за объяснение).

Всего 9 баллов

4.


1) Неодобр. Судить о ком-, чём-либо лишь со своих личных позиций. // «Смотреть со своей колокóльни»( 2 балла). Выражение связано с использованием колокóлен в русских сёлах. Поскольку она была самым высоким строением, то служила в старину наблюдательным и сторожевым пунктом. С колокольни можно было заметить пожар или приближение врагов. Но с колокольни можно увидеть не так уж и далеко, поэтому выражение характеризует отрицательно человека с узким кругозором(2 балла). 2) Шутл. Начать с увлечением говорить, рассуждать на излюбленную тему. // «Оседлать своего любимого конькá; сесть на (своего) любимого конькá»(2 балла). Выражение, возможно, связано с оборотом оседлать Пегаса, т.е. «стать поэтом, начать писáть стихи»(2 балла).

Всего 8 баллов

5.
Современное членение
Историческое членение


учтив-ый

у-чт-ив-ый. Суффиксальное производное (ср. ретивый, красивый) от той же основы, что учьтъ (> учёт) «отчёт». Учтивый буквально — «дающий себе отчёт в своих поступках». Сравним также: чтить, почесть.

кориц-а

кор-иц-а. В современном значении «пряность» слово произошло из кóрица — «корка», суффиксального производного от корá.

охапк-а

о-хап-к-а. Суффиксальное производное от охáпить «обхватить». Ср. хáпать.

песец-

пес-ец-ь(ъ). Суффиксальное производное (суффикс -ьць- > -ец-) от пьсъ «собака». Ср. пёс.

По 1 баллу за слово

По 2 балла за слово + по 1 дополнительному баллу за комментарий

Всего 16 баллов

6.


Жанр научного стиля, предполагающий «сжатую, краткую характеристику книги, сборника, статьи, её содержания и назначения», — аннотация( 2 балла).

Содержание - до 5 баллов

Грамотность: 3 балла( 0+ 0; 0+1)



2 балла (1+0; 1+1; 2+0)

1 балл ( 3+ 0…0+3)

0 баллов более 3офографических и(или) 3 пунктуационных

Всего 10 баллов
7.

2 — указание на объект исследования;

3 — выбор метода исследования;

1 — обоснование выбора темы;

5 — анализ полученных результатов;

4 — описание самого исследования;

6 — формулировка выводов.

По 1 баллу за выбор верного пункта в последовательности

Всего 6 баллов

8.


Оценка зависит от умения учащегося четко выражать свою позицию и создавать сочинение заданного типа речи.

Содержание - до 16 баллов

Грамотность: Оценка: 5 баллов( 0+ 0; 0+1)

4 балла (1+0; 1+1; 2+0)

3 балла ( 3+ 0…0+3)

0 баллов более 3офографических и(или) 3 пунктуационных

Всего 21 балл
9.

3) Николай Максимович Шанский - 10 баллов, до 2-х поощрительных баллов за биографические подробности или научные достижения


Фразеологическое выражение — устойчивый в своём составе оборот, семантически делимый и состоящий полностью из слов со свободными значениями(1 балл), но в процессе общения воспроизводимый как готовая речевая единица(1 балл). К фразеологическим выражениям относятся поговорки и пословицы(1 балл), носящие характер óбразной типизации, разного рода изречения, крылатые слова(1 балл), а также устойчивые сочетания, выполняющие номинативную функцию. Например: Любви все возрасты покорны (А.С. Пушкин); Счастливые часов не наблюдают (А.С. Грибоедов) и т. п. (пример -1 балл)

Всего 17 баллов
10.

И послала Ольга к древлянам, и сказала им: «Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди». Услышав об этом, древляне избрали лучших мужей, управлявших Деревскою землею, и прислали за ней. Когда же древляне пришли, Ольга приказала приготовить баню, говоря им так: «Вымывшись, придите ко мне». И натопили баню, и вошли в нее древляне, и стали мыться; и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от дверей, и тут сгорели все. И послала к древлянам со словами: «Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже». Они же, услышав об этом, свезли множество меда и заварили его. Ольга же, взяв с собою небольшую дружину, отправилась налегке, пришла к могиле своего мужа и оплакала его. И повелела людям своим насыпать высокий холм могильный, и, когда насыпали, приказала совершать тризну. После того сели древляне пить, и приказала Ольга отрокам своим прислуживать им. И сказали древляне Ольге: «Где дружина наша, которую послали за тобой?». Она же ответила: «Идут за мною с дружиною мужа моего». И когда опьянели древляне, велела отрокам своим пить в их честь, а сама отошла недалеко и приказала дружине рубить древлян, и иссекли их 5000. А Ольга вернулась в Киев и собрала войско на оставшихся.


10 баллов

З а д а н и е к тексту:



Суть — глагол(1 балл) «быть»( 1 балл) в форме 3-го лица(1 балл) множественного числа(1 балл) настоящего времени( 1 балл).

Всего 15 баллов


1 Указание хотя бы одного из значений слова следует считать правильным ответом.

2 Учащиеся не могут знать значения этого слова, поэтому достаточно будет, если они скажут, что это слово диалектное.

3 Если учащийся определит значение слова как «бочка», то этот ответ следует считать верным.

<предыдущая страница


Задания и ключи муниципального тура 2010 год 7 класс

Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задание к тексту

422.5kb.

04 09 2014
5 стр.


Уч год Задания первого (заочного) тура предметной олимпиады по литературе на звание «Стипендиат агу» 11 класс

Задания первого (заочного) тура предметной олимпиады по литературе на звание «Стипендиат агу»

66.2kb.

14 12 2014
1 стр.


Задания школьного тура олимпиады по географии 9 класс фамилия, имя

Отвечая на вопросы, выполняя задания не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют не только знаний программного материала, но и общей географической эрудиции

77.38kb.

14 10 2014
1 стр.


Решением Муниципального Собрания района «Об утверждении плана работы ревизионного отдела Муниципального Собрания Череповецкого муниципального района на 2010 год»

Муниципального Собрания Череповецкого муниципального района на 2010 год от 15. 12. 2009 №201. В целях исполнения данного решения Муниципального Собрания района по реализации утверж

125.09kb.

15 12 2014
1 стр.


Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии – 8 класс 2011-2012 учебный год

Примерное количество заданий теоретического тура для муниципального этапа 180 минут. Максимальное количество баллов –54

105.52kb.

10 09 2014
1 стр.


Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников Астрономия 2009-2010 учебный год 8 класс Задания

Какие важные астрономические открытия сделал Галилео Галилей с помощью своего телескопа

41.48kb.

13 10 2014
1 стр.


Задания заочного тура олимпиады по экологии 2012-2013 учебный год для 10 класса Задание 1 Тип задания – выбор правильного ответа (ответ «да» или ответ «нет») из представленных ниже утверждений

Эвтрофикaция – процесс повышения содержания питательных веществ в водной экосистеме

96.07kb.

04 09 2014
1 стр.


Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2010-2011 учебного года по обществознанию, 9 класс

Как следует назвать учение, согласно которому жизнь человека полностью предопределена, в ней нет места для свободы воли?

110.41kb.

28 09 2014
1 стр.