Перейти на главную страницу
177. ОРФ нуждается в непрерывном притоке оружия и боеприпасов. Хотя стран происхождения оружия, взятого на учет в рамках программы РДР, целое множество, конструкции большинства винтовок были разработаны в Восточной Европе. Самыми доступными являются различные варианты автомата Калашникова АК 47. Хотя АК 47 является российской разработкой, в настоящее время он производится в таком большом числе стран и имеет такое большое число разновидностей, что для точного определения конкретного источника происхождения потребовалось бы тщательное изучение индексов моделей, серийных номеров и заводской маркировки. После этого можно было бы выявить канал поставки оружия, хотя и в этом случае это было бы сложно сделать в силу того, что значительная часть оружия могла быть закуплена на открытом рынке, а затем могла быть перепродана, причем даже неоднократно.
178. ОРФ захватил большое количество оружия в ходе столкновений с Армией Сьерра-Леоне, ЭКОМОГ и силами МООНСЛ. Исследование, предоставленное Группе базирующейся в Женеве неправительственной организацией «Смол армз сервей», содержит хорошо документированный краткий обзор известных случаев захвата оружия силами ОРФ. Группа смогла перепроверить информацию в отношении большинства инцидентов, упоминаемых в этом исследовании.
179. Оружие, захваченное ОРФ у сил вмешательства, развернутых в Сьерра-Леоне, включает в себя, например:
• значительное количество оружия, захваченного в ходе столкновений с вооруженными силами правительства Сьерра-Леоне. Низкий уровень подготовки и слабая дисциплина приводили к тому, что солдаты бросали свое оружие, которое затем забирали мятежники. Имеются также сообщения о том, что бойцы АСЛ продавали оружие и боеприпасы мятежникам;
• значительное количество оружия, включая сотни винтовок, 24 пулемета, 10 минометов, 20 реактивных гранат, несколько тонн боеприпасов и три бронетранспортера, которое было захвачено в январе 2000 года, когда мятежники блокировали и разоружили гвинейское подразделение из состава МООНСЛ. В ходе предыдущих засад и нападений были разоружены также несколько гвинейских подразделений, входивших в состав ЭКОМОГ;
• военнослужащие кенийского и замбийского контингентов МООНСЛ были разоружены, когда они в мае 2000 года оказались в заложниках у мятежников. В этих случаях в руки мятежников попало значительное количество винтовок, а также восемь бронетранспортеров и несколько других военных машин.
II. Поддержка ОРФ со стороны Либерии
A. Общие сведения
180. Начало личным связям между президентом Чарльзом Тейлором и Фоде Санко было положено еще 10 лет тому назад: они оба проходили подготовку в Ливии, они вместе помогали Блэзу Компаоре захватить власть в Буркина-Фасо, а Санко содействовал Чарльзу Тейлору в борьбе за захват возглавляемым им НПФЛ власти в Либерии в начале 90 х годов. Эти события подтверждены обширными документальными свидетельствами, и президент Тейлор сообщил Группе, что Фоде Санко является его близким другом. Вместе с тем президент Тейлор категорически отрицает то, что он или его правительство предоставляло ОРФ услуги, связанные с обучением, какое-либо оружие или связанные с ним материальные средства, какие-либо либерийские объекты или территорию Либерии для организации нападений или в качестве убежища.
181. Он сообщил Группе, что лидеру ОРФ Сэму Бокари было разрешено находиться в Либерии в качестве жеста доброй воли со стороны Тейлора, с тем чтобы ОРФ мог содействовать мирному урегулированию в Сьерра-Леоне, после того как Фоде Санко и Бокари оказались неспособны работать вместе.
182. Однако Группа обнаружила неопровержимые и многочисленные доказательства того, что Либерия активно поддерживала ОРФ на всех уровнях, предоставляя услуги, связанные с обучением, оружие и связанные с ним материальные средства, материально-техническую поддержку и территорию, которая использовалась для организации нападений и в качестве убежища, когда возникала необходимость отступить и восстановить силы.
183. Бойцы ОРФ на регулярной основе проходили подготовку в Либерии: в Гбатале вблизи Гбанги и других местах. Сотни бывших комбатантов и многие бывшие руководители ОРФ подтвердили это в своих устных и письменных свидетельских показаниях. Кроме того, имеется достаточный объем подкрепляющих документальных доказательств в виде письменных докладов командиров сил ОРФ на имя Фоде Санко. Бойцы ОРФ обучались вместе с членами ливийской Антитеррористической группы (АТГ); бойцы ОРФ часто используются президентом Тейлором в качестве его личных охранников. Либерийские офицеры и солдаты также активно помогают ОРФ в Сьерра-Леоне, участвуя в боевых действиях и выполняя роль инструкторов и офицеров связи.
184. Группа получила информацию о присутствии в Либерии граждан Украины, Буркина-Фасо, Нигера, Ливии и Южной Африки, которые используются в качестве инструкторов. Велось обучения нелиберийских граждан, которых затем направляли в районы Сьерра-Леоне, контролируемые ОРФ, и которые были задействованы в недавних стычках на границе с Гвинеей. В начале 1999 года в Сьерра-Леоне были отмечены значительные улучшения в тактике действий мятежников ОРФ и в применении ими оружия. Вряд ли является совпадением то, что это произошло сразу же после того, как иностранцы начали вести обучение этих сил в Либерии.
185. Кроме того, показания, данные некоторыми из арестованных должностных лиц ОРФ в ходе допросов в полиции, и устные свидетельские показания бывших мятежников, с которыми беседовали члены Группы, подтверждают присутствие иностранных наемников, включая южноафриканцев и украинцев, которые выполняют роль инструкторов и участвуют в боевых действиях вместе с ОРФ.
187. Члены Группы многократно беседовали с г ном Ринделом. Риндел был нанят президентом Чарльзом Тейлором в качестве советника по вопросам безопасности в сентябре 1998 года, а обучение началось в ноябре 1998 года. Контракт предусматривал оказание консультативных услуг и выработку программных рекомендаций, нацеленных на формирование профессионально подготовленного подразделения из числа бывших вооруженных мятежников Чарльза Тейлора. Антитеррористическая группа используется в Либерии для охраны правительственных зданий, резиденции президента и международного аэропорта, а также для обеспечения охраны высокопоставленных лиц и иностранных посольств. Было подготовлено около 1200 человек. В августе 2000 года из-за негативного освещения его деятельности в средствах массовой информации Риндел разорвал свой контракт на работу в Либерии.
188. В 1998 году сотрудниками ЭКОМОГ было установлено, что принадлежащий южноафриканской компании «Додсон авиэйшн мейнтенанс анд спеэ патс» самолет, регистрационный номер N71RD, в сентябре того же года доставил оружие в Робертсфилд. Речь идет о 14 местном реактивном административном самолете «Гольфстрим», который не может использоваться для перевозки оружия, однако существуют другие моменты, которые уместно отметить. Владельцем компании «Додсон» был Фред Риндел. Компания была ликвидирована 31 декабря 1998 года, однако в период, в отношении которого ведется расследование, этот самолет был арендован и эксплуатировался компанией «Greater Holdings (Liberia) Ltd., имевший концессию на добычу золота и алмазов в Либерии. Этот самолет использовался для перевозки сотрудников этой компании в Либерию и из Либерии.
189. Нико Шефер, бизнесмен, базирующийся в Южной Африке, был президентом/главным исполнительным директором компании Greater Diamond Company (Liberia) Ltd, дочерней фирмы компании Greater Holdings. Шефер отрицает, что он занимался операциями с алмазами в Либерии и Сьерра-Леоне, если не считать двух соглашений о поисково разведочных работах, заключенных с правительством Либерии в отношении концессий в Мано и Нижней Лофе. Когда служащие компании, занимавшиеся в Мано операциями, связанными с алмазами подверглись нападению, Шефер обсудил проблемы безопасности с президентом Тейлором и предложил нанять частных специалистов по проблемам безопасности из Южной Африки. В результате был заключен контракт на обеспечение безопасности с г ном Ринделом. В конечном итоге поисково-разведочные операции, проводившиеся Шефером, оказались нерентабельными и были прекращены. Американские партнеры по Greater Diamonds находились в то время в поле зрения американских властей, проводивших расследование подозрений в уклонении от налогов и отмывании денег с использованием активов в Либерии. В феврале 2000 года Шефер встречался с лидером ОРФ Фоде Санко в Южной Африке (см. также пункт 97).
190. Фред Риндел заявляет, что он никогда не участвовал ни в каких операциях с алмазами в Либерии и никто никогда не обращался к нему в Либерии по поводу алмазов. Однако, по словам министра шахт Либерии, Риндел участвовал в осуществлении связанного с алмазами проекта вместе с сыном президента Тейлора Чарльзом Тейлором-младшим. Риндел в своей визитной карточке указывает, в частности, компанию De Dekker Diamonds (Pty) Ltd. Кроме того, Риндела нанимали в качестве консультанта в связи с проведением разведочных работ и геологической съемки потенциальных месторождений золота в районах Мано и Нимба в Либерии. Для этой цели были наняты геологи из Южной Африки. Риндел приобрел права на разработку золота и других полезных ископаемых в рамках двух концессий, выступая от имени базирующейся на Бермудских Островах компании «Бермуда холдинг корпорейшн», часть акций которой принадлежит президенту Чарльзу Тейлору и некоторым из его родственников. Г н Риндел вел также переговоры с рядом международных компаний о создании с этой бермудской корпорацией смешанных предприятий.
191. Г н Риндел отрицает, что приглашал других южноафриканцев работать в Либерии в качестве инструкторов. Однако в период его пребывания в Либерии там находился ряд других южноафриканцев, включая Мено Уиза, Герта Килдера и Фабера Оостуизена. Эти и другие лица в 1998, 1999 и 2000 годах работали по контрактам в Либерии в качестве инструкторов по вопросам безопасности. Их штаб-квартира находится в Гбанге. Еще один южноафриканец, Карл Албертс, пилотирует вертолеты либерийских вооруженных сил. Ни Риндел, ни другие южноафриканцы не обращались с просьбой предоставить им разрешение в соответствии с южноафриканским Законом об оказании иностранной военной помощи (1998 год), поскольку в их случае, по словам Риндела, речь шла об оказании услуг чисто охранного характера, которые не предусматривали ведения боевой подготовки или обучения вооруженных сил в Либерии.
192. В письменных докладах ОРФ, в устных свидетельских показаниях, данных членам Группы, и в сообщениях, перехваченных полицией и военными, бесчисленное множество раз встречаются упоминания о встречах представителей ОРФ с президентом Тейлором, поездках представителей ОРФ в Монровию, важных встречах представителей ОРФ в резиденции президента Либерии, полетах представителей ОРФ на либерийских вертолетах, создании баз ОРФ в лагере Шефлейн, в Войнджаме и Фоя-Каме. Либерия предоставила убежище семьям многих высокопоставленных должностных лиц ОРФ. По сообщениям очевидцев, бойцы ОРФ лечатся в монровийских больницах. Совсем недавно Джибрил Массаквой, выступающий в качестве официального представителя ОРФ в вопросах, касающихся прекращения огня, достигнутого 10 ноября 2000 года, давал интервью и делал заявления для печати, находясь в Монровии.
193. Перехваченные полицией и военными сообщения, гражданские отчеты, письменные доклады командиров ОРФ на имя Фоде Санко и устные свидетельские показания, данные Группе бывшими комбатантами, содержат пространные и подробные описания непрерывного притока оружия и предметов снабжения, поступающих в Сьерра-Леоне из Либерии. Вооружения и предметы снабжения включают в себя минометы, винтовки, реактивные противотанковые гранатометы, телефоны, работающие через систему спутниковой связи, компьютеры, транспортные средства, аккумуляторы, продовольствие и лекарства. Большинство этих предметов снабжения доставляется автотранспортом или вертолетами в Фоя-Каму, расположенную в нескольких милях от границы со Сьерра-Леоне в районе Каилахуна, а оттуда переправляются на грузовиках через границу на контролируемую ОРФ территорию для дальнейшего распределения.
194. Оружие можно получить непосредственно с заводов изготовителей или из избыточных запасов вооруженных сил в других странах. Оружие для использования негосударственными субъектами приобретается главным образом через торговцев оружием или посредников. В случае с ОРФ главными поставщиками являются частные посредники и торговцы оружием, хотя крупные партии оружия и боеприпасов попадают к ОРФ чаще всего непрямым путем — через страны, где у власти находятся правительства, симпатизирующие мятежникам.
195. Группа обнаружила убедительные доказательства существования каналов снабжения ОРФ через Буркина-Фасо, Нигер и Либерию. Оружие, поставляемое этим странам правительствами или частными торговцами оружием, затем перенацеливалось на использование в конфликте в Сьерра-Леоне. Кот-д’Ивуар при прежних правительствах симпатизировал правительству Либерии и, опосредованно, ОРФ в Сьерра-Леоне. Связи с Кот-д’Ивуаром установились еще в начале 90 х годов, когда бойцы ОРФ и либерийские мятежники проходили подготовку в Кот-д’Ивуаре.
196. Как правило, процесс доставки оружия из страны-поставщика ОРФ включает в себя несколько остановок в пути и трансграничные перевозки. При этом торговцы оружием, особенно те, которые нарушают введенные Организацией Объединенных Наций санкции, должны подвергаться действию механизмов контроля, правовых процедур и положений в отношении экспорта, импорта и транзита военной техники. Поскольку переброска оружия в этот регион и через границы осуществлялась безнаказанно, можно лишь предположить, что участвующие в этом стороны — посредники и поставщики, снабжающие оружием ОРФ, — заручились сотрудничеством пограничных и таможенных инспекторов, а также сотрудников правительственных ведомств, занимающихся лицензированием, что позволило им обойти санкции Организации Объединенных Наций и уклониться от обязательного пограничного контроля.
197. Президент Буркина-Фасо является тесным союзником президента Чарльза Тейлора, и Буркина-Фасо признала, что более 400 военнослужащих Буркина-Фасо находились в Либерии в период, когда Тейлор в 1994 и 1995 годах осуществлял свою повстанческую деятельность. В государственном бюджете были предусмотрены ассигнования на выплату заработной платы за услуги, оказанные в тот период. Буркина-Фасо неоднократно опровергала участие своих граждан в деятельности в поддержку ОРФ. Однако очевидцы и бывшие бойцы ОРФ подтверждают активное участие граждан Буркина-Фасо в операциях ОРФ. Гражданин Буркина-Фасо, «генерал» Ибрагим Ба (известный также как Бальде), упоминаемый в пунктах 72 73, осуществляет контроль за большей частью финансовых операций и сделок с алмазами и оружием с участием ОРФ, Либерии и Буркина-Фасо. Он постоянно курсирует между Монровией и Уагадугу. Подробная информация об участии Буркина-Фасо в поставках оружия приводится ниже.
IV. Роль авиасредств в снабжении ОРФ
A. Прямые полеты на территорию, контролируемую ОРФ
198. Не имея доступа к морю, ОРФ может получать вооружения и связанные с ними материальные средства лишь наземным путем или по воздуху. Роль авиасредств в цепочке снабжения ОРФ имеет жизненно важное значение, особенно в последние два года, когда сфера его влияния в Сьерра-Леоне расширилась. С учетом состояния дорог в стране было бы невозможно осуществить материально-техническое обеспечение операций ОРФ, подобных тем, которые были проведены, например, в конце 2000 года в Памелапе, Гвинея, без воздушной поддержки.
199. Большинство взлетно-посадочных полос, имевшихся в Сьерра-Леоне в районах, контролируемых ОРФ, были повреждены или не поддерживались в рабочем состоянии из за военных действий. Взлетно-посадочная полоса в Енгеме находится, видимо, в нерабочем состоянии, и хотя взлетно-посадочная полоса в Магбураке была отремонтирована в 1997 году, когда у власти был РСВС, и сейчас находится на территории, контролируемой мятежниками, есть лишь несколько сообщений о том, что самолеты приземлялись там или где либо еще на территории, удерживаемой ОРФ.
200. Отсутствие таких сообщений само по себе, однако, мало что значит, поскольку правительство не осуществляет никакого наблюдения за воздушным пространством Сьерра-Леоне из за нехватки необходимой инфраструктуры в аэропортах страны и в этом субрегионе в целом (см. часть III ниже).
201. Но даже без этого известно, что ОРФ снабжался оружием с помощью вертолетов, которые до 1997 года использовались нерегулярно, а с 1997 года используются на регулярной основе. Вертолеты, взлетающие в Либерии, приземляются в Буеду, Каилахуне, Макени, Енгеме, Тумбуду, Игбеде и в других местах в районе Коно. В последнее время для этой цели, включая доставку зенитных ракет (SA 7), запускаемых с плеча, использовались недавно поставленные транспортные вертолеты Ми 8.
204. Этот груз был надлежащим образом оформлен. Документы, представленные в апреле и июне 1999 года правительством Украины в Комитет по санкциям Организации Объединенных Наций, показывают, что эти вооружения поставлялись в рамках контракта между базирующейся в Гибралтаре компанией, представляющей министерство обороны Буркина-Фасо, и украинской государственной компанией «Укрспецэкспорт». Груз перевозился самолетом британской компании «Эйр фойл», выступающей в качестве агента украинской авиакомпании «Конструкторское бюро Антонова» по договору с базирующейся в Гибралтаре компанией «Чартерд инжиниринг энд текникал сервисез». После того как «Укрспецэкспорт» получил от министерства обороны Буркина-Фасо свидетельство о конечном пользователе, Украина выдала лицензию на продажу оружия.
205. Свидетельство о конечном пользователе датировано 10 февраля 1999 года. Этот документ уполномочивал базирующуюся в Гибралтаре компанию приобрести вооружение исключительно для использования министерством обороны Буркина-Фасо. Документ также подтверждал, что Буркина-Фасо является конечным пунктом назначения груза и конечным пользователем этого оружия. Документ подписан начальником президентской гвардии Буркина-Фасо подполковником Жильбером Дидере. В ходе посещения одним из членов группы Украины такой ход развития событий был подтвержден.
206. Власти Буркина-Фасо в своей переписке с Комитетом Организации Объединенных Наций по санкциям в отношении Сьерра-Леоне отвергли обвинение в том, что оружие было реэкспортировано в третью страну, Либерию, и в ходе посещения группой Буркина-Фасо продемонстрировали оружие, которое якобы находилось в этом грузе.
207. Однако данное оружие не осталось в Буркина-Фасо. Оно было временно сгружено в Уагадугу, а затем отправлено грузовиками в Бобо-Диуласо. Основная часть этого оружия была затем переправлена в течение нескольких дней в Либерию.
208. Бóльшая его часть была отправлена на борту самолета BAC-111, принадлежавшего израильскому бизнесмену украинского происхождения Леониду Минину. Самолет был зарегистрирован на Каймановых Островах, о чем свидетельствовал регистрационный знак VP-CLM, и эксплуатировался компанией ЛИМАД, зарегистрированной в Монако. Минин являлся и, возможно, до сих пор остается деловым партнером и доверенным лицом президента Либерии Чарльза Тейлора. Данные о нем имеются в досье полиции нескольких стран и свидетельствуют о его участии в преступной деятельности, включающей организованную преступность в Восточной Европе, торговлю похищенными предметами искусства, незаконное владение огнестрельным оружием, торговлю оружием и отмывание денег. Минин использует несколько вымышленных имен. Ему было отказано во въезде во многие страны, включая Украину, и он путешествует с несколькими различными паспортами. Минин предложил продать вышеупомянутый самолет Чарльзу Тейлору в качестве президентского лайнера, и в период с 1998 по 1999 год он использовался именно для этой цели. Использовался он и для перевозки оружия.
209. В том что касается перевозки данного груза, самолет вылетел из Ивисы, Испания, в Робертсфилд, Либерия, 8 марта 1999 года. 15 марта, через два дня после прибытия украинского оружия в Уагадугу, самолет вылетел из Монровии в Уагадугу. 16 марта самолет был загружен оружием и вылетел обратно в Либерию. 17 марта он вернулся в Уагадугу. После полета в Абиджан, Берег Слоновой Кости, самолет вновь вылетел 19 марта из Уагадугу в Либерию с грузом оружия. 25 марта самолет вновь вылетел из Либерии в Уагадугу и вернулся в тот же день с оружием. 27 марта самолет вновь отправился в Уагадугу, а оттуда в Бобо-Диуласо, с тем чтобы забрать оружие, доставленное туда грузовиками. В течение следующих трех дней самолет совершил три рейса между Бобо-Диуласо и Либерией. 31 марта самолет вылетел обратно в Испанию. Поскольку салон самолета был спроектирован таким образом, чтобы перевозить высокопоставленных лиц, он был недостаточно вместителен для перевозки грузов, и поэтому потребовалось так много рейсов.
210. Свидетели сообщают, что второй самолет «Антонов», эксплуатируемый либерийской компанией «Веазуа», доставил часть груза в Либерию из Бобо-Диуласо.
211. Принадлежащий Минину самолет BAC 111 использовался ранее для перевозки груза оружия и сопутствующего снаряжения из аэропорта Ниамея, Нигер, в Монровию. Это произошло в декабре 1998 года вскоре после того, как Минин приобрел самолет и начал его эксплуатацию в этом регионе. 22 декабря 1998 года самолет BAC 111 совершил два рейса из Ниамея в Монровию. Во время второго рейса он взял на борт груз оружия, очевидно из имеющихся запасов вооруженных сил Нигера. Оружие было сгружено в автомобили либерийских вооруженных сил. Через несколько дней после этих событий повстанцы из Объединенного революционного фронта (ОРФ) развернули крупное наступление, завершившееся в конечном счете нападением в январе 1999 года на Фритаун, которое привело к многочисленным разрушениям.
C. Круг доверенных лиц режима Тейлора
212. Президент Чарльз Тейлор предпринимает активные усилия по разжиганию насилия в Сьерра-Леоне. Он и окружающий его тесный круг официальных должностных лиц и частных предпринимателей контролируют тайный механизм по срыву санкций за счет международной преступной деятельности и вооружения ОРФ в Сьерра-Леоне. В течение ряда лет, как до приведения президента Тейлора к присяге, так и после этого, данная группа привлекала иностранных бизнесменов для финансирования, обеспечения или облегчения этих тайных операций. Деятельность, направленная на срыв санкций, финансируется за счет контрабанды алмазов и добычи природных ресурсов как в Либерии, так и в районах, находящихся под контролем мятежников в Сьерра-Леоне. Кроме того, в целях продолжения операций этой группы происходит злоупотребление суверенным правом Либерии регистрировать самолеты и суда и выдавать дипломатические паспорта.
213. Либерия играет решающую роль в качестве базы для переправки оружия Объединенному революционному фронту. Однако оружие поступает в регион и из других источников. Многие бизнесмены, близкие к окружению президента Либерии, действуют на международном уровне, изыскивая поставщиков оружия в Восточной Европе. В поле зрения Группы попало лишь ограниченное число лиц, однако имеется еще немало примеров заметного присутствия преступных организаций в регионе.
214. Одной из заметных фигур является богатый ливанский бизнесмен по имени Талал эль–Ндин. Эль–Ндин является «казначеем» в кругу приближенных лиц. Либерийцы, воюющие в Сьерра-Леоне вместе с ОРФ и доставляющие алмазы из Сьерра-Леоне, получают деньги от него лично. Поставщики оружия и посредники договариваются об оплате в его офисе на Олд–Роуд в Монровии. Эль–Ндин также привозит в Либерию иностранных бизнесменов и инвесторов, которые готовы сотрудничать с режимом как в рамках законной предпринимательской деятельности, так и по линии поставок оружия и незаконных сделок с алмазами. Летчики и экипажи самолетов, используемых для тайных перевозок грузов в Либерию или из нее, также получают деньги от Эль–Ндина. Они являются главным образом гражданами России или Украины и почти всегда останавливаются в гостинице «Африка» в Монровии.
215. Директором этой гостиницы является гражданин Голландии по имени Гус ван Кувенховен. Ван Кувенховен открыл эту гостиницу и игорный дом в Либерии в 80 е годы. Он также является доверенным лицом президента Тейлора благодаря своим связям с экономическим советником Тейлора Эммануэлем Шоу. Шоу, бывший министр финансов Либерии, владеет рядом объектов в Робертсфильде, в том числе всеми ангарами. Ван Кувенховен отвечает за материально-техническое обеспечение многих сделок по продаже оружия. Используя свои связи и участие в проводимых малазийской компанией лесозаготовках в Либерии, он организует доставку оружия из Монровии в Сьерра-Леоне. Дороги, построенные и используемые для вывоза леса, также весьма удобно использовать для перевозки оружия в Либерии и для его последующей отправки в Сьерра-Леоне.
216. Израильский бизнесмен Симон Розенблюм, базирующийся в Абиджане, занимается в Либерии лесозаготовками и строительством дорог. Он также весьма близок к президенту Либерии и имеет либерийский дипломатический паспорт. Принадлежащие ему грузовики используются для перевозки оружия из Робертсфилда к границе со Сьерра-Леоне.
217. Минин и ван Кувенховен связаны с лесной промышленностью Либерии, которая обеспечивает значительную часть неучтенных и внебюджетных доходов президента Тейлора, используемых в целях, которые остаются неизвестными. К этой деятельности причастны три компании: предприятие по добыче экзотической и тропической древесины ЭТТЭ, «Форум Либерия» и индонезийская «Ориентал тимбер компани».
V. Либерия и сеть международных перевозок
A. Общая информация
218. Совет Безопасности в своей резолюции 1306 (2000) поручил Группе рассмотреть вопрос об адекватности авиадиспетчерских систем в регионе с точки зрения способности обнаружения воздушных судов, подозреваемых в перевозке вооружений и связанных с ними материальных средств через национальные границы в нарушение санкций Организации Объединенных Наций. Эффективное наблюдение за воздушным пространством и надлежащая система контроля в аэропортах имеют решающее значение для обнаружения незаконных перевозок. В этой связи Группа обнаружила, что региональные средства для наблюдения за воздушным пространством являются ненадежными или полностью непригодными для обнаружения или выполнения роли сдерживающего фактора в том, что касается деятельности торговцев оружием в их поставках для Либерии и Объединенного революционного фронта. Слабый контроль за воздушным пространством в регионе в целом и нарушение порядка регистрации самолетов создают условия, в которых торговцы оружием действуют безнаказанно (технические замечания по данному вопросу содержатся в части III настоящего доклада).
219. Эту проблему можно проиллюстрировать многочисленными примерами. 18 июля 2000 года самолет «Ил–18D» с либерийским регистрационным знаком EL–ALY запросил разрешение на посадку в Конакри, Гвинея. Самолет обслуживался компанией «Вест Африка эйр сервисис». Экипаж состоял из граждан Республики Молдова, а самолет вылетел из Кыргызстана в Буркина-Фасо, затем в Гвинею и наконец в Либерию. В грузовых документах значилось семь тонн «запасных частей к авиационному оборудованию», а получателем числилась компания «Кипо Дерсгона» в Конакри, Гвинея. Эта «гвинейская» компания не указана в реестре компаний, зарегистрированных Гвинеей. Самолет также не указан в подготовленном для Группы либерийскими властями списке авиатранспортных средств, зарегистрированных в Либерии, и не указан в реестре воздушных судов Международной организации гражданской авиации.
220. В момент подготовки настоящего доклада расследование по этому делу продолжалось. Однако отследить маршрут самолета с неизвестным регистрационным номером практически невозможно, так как самолет, по всей видимости, использовал различные регистрационные номера, быстро сменяя их, с тем чтобы избежать обнаружения. Столь явное нарушение международных правил выполнения авиарейсов нелегко обнаружить без сотрудничества авиадиспетчеров и администрации национальных аэропортов нескольких стран, что позволило бы заняться активным поиском и обменом информацией о местонахождении и полетах таких самолетов.
221. В силу своего либерального лицензионного и налогового законодательства Либерия в течение многих лет является удобным государством флага для авиакомпаний, занимающихся незаконными перевозками грузов. Зарегистрированная в Либерии компания может иметь свой офис в другой стране и осуществлять свою деятельность в любом районе мира. Имена сотрудников компании или владельцев акций не обязательно регистрировать или указывать, и не существует никакого требования о минимальном объеме уставного капитала. Зарегистрировать компанию можно за один день. Либерия располагает также либеральными законами, регулирующими деятельность морского и авиационного транспорта, что обеспечивает владельцам морских и воздушных судов максимальную конфиденциальность и прикрытие наряду с минимальным вмешательством со стороны регулирующих органов. Бизнесмены нескольких стран конкурируют друг с другом, привлекая клиентов для таких оффшорных регистраций. Эта система привела к полному игнорированию безопасности полетов и практическому отсутствию контроля за самолетами, зарегистрированными в Либерии и совершающими полеты во всем мире.
222. Группа запросила документацию по всем зарегистрированным в Либерии самолетам в либерийском Управлении гражданской авиации и в министерстве транспорта, однако была информирована о том, что такая документация была утеряна или уничтожена в ходе гражданской войны в Либерии. В списке зарегистрированных в Либерии самолетов, представленном Группе министерством, числилось всего семь самолетов. По более чем 15 другим самолетам, которые были идентифицированы Группой, документации не имелось. Таким образом, многие самолеты, летающие под либерийским флагом, по всей видимости, неизвестны либерийским властям, никогда не проходили инспекцию или не бывали в этой стране. Многие из них совершают полеты из аэропортов в Центральной Африке (Нджили, Демократическая Республика Конго, Луанды, Ангола, или из национальных аэропортов Конго (Браззавиль), Руанды, Кении и Габона) или же на Ближнем Востоке (Объединенные Арабские Эмираты, Триполи, Ливия, или Хартум, Судан).
223. В последние годы ряд стран (включая Бельгию, Южную Африку, Соединенное Королевство и Испанию) запретили самолетам, зарегистрированным в Либерии, использовать их воздушное пространство и аэропорты отчасти из за мошеннических действий, связанных с их регистрацией. Например инспекторы аэропортов в различных странах Африки часто указывают на практику незаконной регистрации нескольких самолетов под одним номером. Общепризнано также, что зарегистрированные в Либерии самолеты с регистрационным знаком EL, совершающие полеты в Африке, а также из аэропортов в Объединенных Арабских Эмиратах, обычно используются для незаконных перевозок оружия.
224. Важное место в авиационном реестре Либерии и в торговле оружием занимает гражданин Кении по имени Сандживан Рупра. Прежде чем он занялся своей деятельностью в Либерии, Сандживан Рупра имел отношение к добыче полезных ископаемых в Кении и был связан с компанией «Брэнч энерджи» (Кения). Компании «Брэнч энерджи» принадлежали права на добычу алмазов в Сьерра-Леоне, и она представила правительству этой страны в 1995 году частную военную компанию «Икзекьютив ауткамс». Он работал в Южной Африке вместе с Рольфом ван Хеерденом, бывшим коллегой по компании «Икзекьютив ауткамс», и они вместе занимались предпринимательской деятельностью в Руанде, Демократической Республике Конго и других странах. Одно время Рупра руководил авиакомпанией «Симба эйрлайнз» в Кении до тех пор, пока она не прекратила свою деятельность в результате расследования происходивших в ней финансовых нарушений.
225. В ноябре 1999 года Рупра был письменно уполномочен министром транспорта Либерии выступать в качестве «всемирного представителя гражданской авиации» от имени регламентирующего органа Управления гражданской авиации Либерии и «осуществлять функции контроля и регулирования в отношении … реестра гражданской авиации Либерии». Официальная цель осуществляемого Рупрой контроля состояла в «приостановлении действия и/или отмене регистрации тех самолетов, которые имеют незаконные удостоверения о регистрации, выданные без ведома правительства». В ходе посещения Либерии Группа задавала вопросы представителям министерства транспорта, министерства юстиции и полиции о Рупре и его деятельности, однако была информирована о том, что Рупра им неизвестен.
226. Сандживан Рупра путешествует с либерийским дипломатическим паспортом на имя Самира М. Насра. В паспорте он значится как заместитель уполномоченного по морским делам Либерии.
227. Гражданин Великобритании Майкл Дж. Харридайн был ранее назначен министром транспорта Либерии на должность председателя регламентирующего органа Управления гражданской авиации Либерии с офисом в Соединенном Королевстве. Харридайн сообщил членам Группы, что он более не занимается регистрацией либерийских воздушных судов. Однако он признает, что при их регистрации имели место нарушения.
228. Авиакомпания под названием «Санта крус империал/Флаинг долфин», базирующаяся в Объединенных Арабских Эмиратах, использовала либерийский реестр для своих самолетов, о чем, по всей вероятности, либерийским властям не было известно до 1998 года. Она также использовала реестр Свазиленда до тех пор, пока правительство Свазиленда не исключило ее из реестра в 1999 году. Всего из реестра было исключено 43 самолета, эксплуатируемых следующими компаниями: «Эйр сесс», «Эйр пасс», «Сазерн кросс эйрлайнз», «Флаинг долфин» и «Сазерн гейтвей корпорейшн». Как сообщило правительство Свазиленда, «хотя эти компании могут иметь разные названия, некоторые из них являются одной и той же компанией, и они не совершали рейсы из Свазиленда». Когда правительство Свазиленда обнаружило, что некоторые из этих самолетов все еще совершают рейсы, оно информировало об этом Управление гражданской авиации Объединенных Арабских Эмиратов, где базировались некоторые из этих самолетов, отчасти из за опасений относительно их летной годности, отчасти потому, что, как оно полагало, их владельцы имеют отношение к торговле оружием. Компания «Флаинг Долфин» принадлежит шейху Абдулле бин Зайед бин Сакр ан Найану, компаньону Виктора Бута.
229. Виктор Бут хорошо известен как поставщик находящихся под эмбарго негосударственных субъектов — в Анголе, Демократической Республике Конго и других странах. Виктор Васильевич Бутт, известный просто как Виктор Бут, часто упоминается представителями правоохранительных органов как «Виктор Б.», поскольку он использует как минимум пять вымышленных имен и различных вариантов своей фамилии. Он родился в Душанбе, Таджикистан, прошел летную подготовку в России и, как утверждают, работал сотрудником КГБ незадолго до окончания «холодной войны». Затем он занялся частным бизнесом, создав ряд авиакомпаний в странах Восточной Европы. Сегодня Виктор Бут контролирует разветвленную сеть, в которую входят свыше 50 самолетов, десятки авиакомпаний и компаний по перевозке и экспедированию грузов, многие из которых занимаются перевозкой незаконных грузов. Сам Бут проживает в Объединенных Арабских Эмиратах.
230. В связи с деятельностью своей компании «Эйр сесс Либерия» Бут активно использовал либерийский авиационный реестр. Группа экспертов Организации Объединенных Наций, расследовавшая нарушения эмбарго Организации Объединенных Наций в отношении УНИТА в Анголе, установила факт 37 авиарейсов с оружием с поддельными свидетельствами о конечном пользователе и поддельными расписаниями полетов, которые были совершены зарегистрированными в Либерии самолетами, принадлежавшими Виктору Буту, в период с июля 1997 по октябрь 1998 года. Виктор Бут является гражданином Объединенных Арабских Эмиратов, и многие принадлежащие ему авиакомпании базируются там, предоставляя услуги по перевозке грузов компаниям более чем в 10 странах. Однако его самолеты зарегистрированы в других странах — Экваториальной Гвинее, Центральноафриканской Республике и т.д.
231. Одной из многих компаний, контролируемой Бутом и его группой «Эйр сесс/Трансавиа трэвэл карго», является компания «Сентрафрикан эйрлайнз». В начале 2000 года Центральноафриканская Республика начала расследование в связи с мошенничеством при регистрации самолетов, эксплуатируемых компанией «Сентрафрикан эйрлайнз», поскольку некоторые самолеты этой компании совершали полеты без лицензий.
232. Самолет «Ил–76», зарегистрированный в Либерии на имя компании «Эйр сесс Либерия» в 1996 году, был затем зарегистрирован в Свазиленде. Позднее он был исключен из реестра Управления гражданской авиации Свазиленда из за допущенных нарушений. Самолет был затем включен в реестр Центральноафриканской Республики, где ему был присвоен знак TL–ACU на имя компании «Сентрафрикан эйрлайнз». Иногда этот самолет имеет регистрационный знак правительства Конго (Браззавиль). Как и другие самолеты, принадлежащие Буту, данный самолет базируется в Шардже, Объединенные Арабские Эмираты.
233. Этот самолет использовался в июле и августе 2000 года для поставок оружия из Европы в Либерию. Этот самолет и еще один самолет «Ан» совершили четыре рейса в Либерию три раза в июле и один раз в августе 2000 года. Груз состоял из ударных вертолетов, запасных роторов, противотанковых и зенитных систем, ракет, бронированных транспортных средств, пулеметов и почти миллиона единиц боеприпасов. Поставлялись вертолеты типа «Ми 2» и «Ми 17». Несколькими месяцами ранее рейсом ливийского правительственного самолета были доставлены два вертолета «Алуэт 3», однако эти вертолеты были заменены вновь прибывшими, и полагают, что их уже нет в Либерии (примечание о европейских источниках вооружений содержится в пункте 247 ниже). Эти поставки, все из которых были осуществлены после срыва Ломейского мирного соглашения, вызывают особую тревогу.
234. Эти сделки были организованы Виктором Бутом в Объединенных Арабских Эмиратах и Гусом ван Кувенховеном, упомянутыми в пункте 217 выше. Для доставки вертолетов использовался самолет «Ил 76» с регистрационным знаком TL–ACU. Бут работал с экспедиторской фирмой в Абиджане. Для отвода глаз Сандживан Рупра создал несуществующую компанию «Абиджан фрайт», с тем чтобы скрыть подлинный маршрут и конечный пункт назначения самолета. Официальный маршрут был указан как «Энтеббе-Робертсфилд-Абиджан», однако груз был выгружен в Робертсфилде. Оружие поступало из Центральной Европы и Центральной Азии.
235. Практически все принадлежащие Буту компании, независимо от места их регистрации, действуют из Объединенных Арабских Эмиратов. Аэропорт Шарджа используется в качестве «удобного аэропорта»для самолетов, зарегистрированных во многих других странах, таких, как Свазиленд, Экваториальная Гвинея, Центральноафриканская Республика и Либерия. В октябре 1998 года Управление гражданской авиации Либерии временно запретило полеты 15 самолетов компании «Санта крус империал/Флаинг долфин», все из которых были зарегистрированы в Либерии, но совершали полеты из Шарджи. Эти самолеты также стали объектом расследования в Свазиленде и в Южной Африке, и в конечном счете им было запрещено пользоваться аэропортами в этих странах.
236. Власти в Объединенных Арабских Эмиратах понимают серьезность этого вопроса и сообщили членам Группы о том, что они в настоящее время принимают меры, которые затруднят пребывание самолетов, зарегистрированных в других странах, в Объединенных Арабских Эмиратах в течение года и более без местного осмотра. Более эффективная проверка регистрации и технический осмотр, возможно, будут способствовать повышению летной годности этих самолетов, однако этим не решается вопрос о перевозках оружия. До сведения Объединенных Арабских Эмиратов была доведена озабоченность, высказанная Группой, однако не совсем ясно, принимаются ли в этой связи какие то серьезные меры.
VI. Прочие вопросы
A. Роль таможенных служб в странах-экспортерах оружия и странах транзита
237. В том что касается поставки боевых вертолетов и ракет с БЧ большой мощности в июле и августе 2000 года, Группа не получила исчерпывающей информации относительно конкретного источника поставок. Однако в целом, по мнению Группы, необходимо предпринять инициативы в целях расширения возможностей стран Восточной Европы осуществлять более строгий контроль за экспортом оружия. Осуществление тайных поставок такой крупногабаритной боевой техники, как боевые вертолеты Ми-17, является нелегким делом, и поставка такой техники в Либерию не может пройти незамеченной для таможенных властей в странах происхождения, если только при таких поставках не разрабатываются ложные планы полетов и не выдаются поддельные сертификаты с указанием конечных пользователей, а в пунктах вывоза не осуществляется подкупа сотрудников таможенной службы, с тем чтобы они не чинили препятствий такому вывозу. На мысль о том, что такие действия действительно имеют место, наводит постоянное использование летательных аппаратов Виктора Бута для поставки оружия из Восточной Европы в зоны боевых действий в Африке. В этой связи возникает настоятельная необходимость в проведении серьезного расследования по вопросам, касающимся дееспособности лицензионных и контрольных органов в странах Восточной Европы.
238. Что касается Западной Африки, любой летательный аппарат, производящий полет из стран Восточной Европы, должен совершить на полпути следования по меньшей мере одну посадку с целью дозаправки. В тех аэропортах, в которых такие летательные аппараты совершают посадку, перевозимый груз может быть досмотрен и могут быть обнаружены незаконно ввозимые товары. Кроме того, поставка оружия в нарушение введенных Организацией Объединенных Наций санкций зачастую осуществляется через страны, граничащие с государством, на которое распространяется режим эмбарго. В этих странах можно было бы произвести третий досмотр груза. Однако имеется ряд важных прецедентов, когда летательные аппараты с оружием на борту совершают посадку в странах Восточной Европы, в таких важных пунктах заправки, как Каир, Найроби или Энтеббе, или в каких-либо других местах в Западной Африке.
239. Одного лишь укрепления систем наблюдения за воздушным движением или пограничного контроля явно недостаточно для решения проблемы незаконной поставки оружия по воздуху. Необходимо налаживать координацию и обмен информацией между любой страной происхождения и любой страной, для которой предназначается международная поставка военных грузов, и таможенные службы и администрация аэропортов могут в равной степени играть важную роль в деле обеспечения осуществления санкций. Всемирная таможенная организация разработала стандартизованный единый документ, который поможет согласовать и стандартизировать процедуру таможенной декларации и досмотра груза в пунктах пересечения границы в морских портах или аэропортах.
240. Летательные аппараты, совершающие посадку или перевозящие грузы, обязаны испрашивать разрешение на выполнение зарубежных рейсов. Администрация каждого аэропорта несет ответственность за проверку того, что все прибывающие воздушные суда и их операторы осуществляют полеты и функционируют на законном основании. Существуют две возможные категории инспекций, которые могут использоваться для предотвращения незаконных поставок оружия. При проведении таких инспекций предметом тщательной проверки могут быть ложные планы полетов, поддельные регистрационные номера летательных аппаратов и справочная информация о той или иной авиакомпании. Хорошо известны некоторые торговцы оружием и воздушные суда, которые они используют.
241. Использование самых разных регистрационных номеров для одного воздушного судна или неожиданные изменения в реестре воздушных судов должны вызывать подозрение у администраций аэропортов во всем мире. Виктор Бут и другие операторы, осуществляющие перевозки запрещенных товаров, сумели безнаказанно применять такую практику во многих странах. В некоторых случаях на него налагались незначительные штрафы, однако этого оказалось недостаточно для того, чтобы заставить его разорвать свои прибыльные связи с военными баронами, лидерами мятежников и уголовными элементами во многих африканских странах.
242. Хотя некоторые страны в качестве временной или постоянной меры не допускали зарегистрированные в Либерии летательные аппараты в свое воздушное пространство, такие воздушные суда продолжают совершать незаконные полеты. Явным инициатором такой практики является Либерия, сотрудничающая с расчетливыми дельцами за рубежом. Либерийские воздушные суда по прежнему совершают полеты во многие африканские страны, в частности в страны, находящиеся в состоянии войны.
243. Стороны, подписавшие Вассенаарские договоренности, в число которых входят некоторые из наиболее крупных производителей оружия, в том числе стрелкового оружия и боеприпасов, согласились на добровольной основе участвовать в деятельности по обеспечению контроля за экспортом вооружений и боеприпасов. Они также согласились соблюдать мораторий, введенный ЭКОВАС, и воздерживаться от экспорта их оружия в Западную Африку. Группа экспертов выражает сожаление в связи с тем, что Украина, страна, подписавшая Вассенаарские договоренности, и Буркина-Фасо, подписавшая меморандум ЭКОВАС, не демонстрируют сдержанности, должной осмотрительности и добросовестности в своих сделках по продаже оружия и уже через несколько месяцев после подписания этих договоренностей пытались заключить крупную сделку на поставку оружия. Кроме того, оружие поставлялось в Либерию для его использования мятежниками в Сьерра-Леоне, что представляет собой серьезное нарушение духа моратория ЭКОВАС и санкций, введенных Организацией Объединенных Наций против Либерии и Сьерра-Леоне.
244. Действие моратория ЭКОВАС не распространяется на незаконную торговлю оружием. 30 ноября — 1 декабря 2000 года в Бомако, Мали, под эгидой Организации африканского единства состоялась конференция на уровне министров. На этой конференции было принято заявление, в котором излагается общая позиция африканских стран по вопросам незаконного распространения, оборота стрелкового оружия и легких вооружений и торговли ими. Страны, выступившие с этим заявлением, согласились содействовать расширению возможностей государств — членов ОАЕ по выявлению, захвату и уничтожению незаконно приобретенного оружия и ввести в действие меры по контролю за оборотом, продажей и использованием стрелкового оружия и легких вооружений и владением ими и разработать учебные программы по борьбе с незаконным оборотом оружия в Африке и его пресечению.
245. При доставке военных грузов всегда необходимо представлять экспортную лицензию, сертификат с указанием конечного пользователя, авиагрузовую накладную, предварительную фактуру и грузовую ведомость, а также подробное описание груза. Пересмотренная Киотская конвенция 1996 года служит надежной основой для применения этой усовершенствованной процедуры, однако государства — члены Организации Объединенных Наций еще не ратифицировали и не осуществили эту Конвенцию. Единый и общепризнанный документ, прилагаемый к военному грузу, позволил бы сотрудникам таможенной службы и органам, занимающимся вопросами экспорта, транзита и импорта, четко установить характер груза и выявить стороны, занимающиеся обработкой, транспортировкой, облегчением доставки или приобретением и продажей оружия. В качестве первого шага необходимо незамедлительно содействовать ратификации этой Конвенции всеми государствами — членами Организации Объединенных Наций.
246. Основой для функционирования всех предприятий, занимающихся незаконной деятельностью, являются их финансовые активы. Утраченные людские ресурсы и оборудование всегда можно заменить, если при этом не пострадали финансовые активы. По причине нехватки времени Группа не смогла изучить вопрос, касающийся активов руководителей ОРФ, их спонсоров и членов организованных преступных группировок, обеспечивающих такие активы. Необходимо провести дополнительное расследование в целях выявления, обнаружения, замораживания и конфискации таких активов.
247. В силу временнх ограничений Группа не смогла полностью установить, откуда действительно поступает оружие (речь идет о странах-производителях) в нарушение введенного Советом Безопасности эмбарго. Как указано ниже (пункт 250), не был расследован один инцидент в Казахстане. Имел место другой инцидент с базирующейся в Молдове компанией «Ренан».
248. До прибытия МООНСЛ в Сьерра-Леоне в руках ОРФ неоднократно оказывалось оружие нигерийских военнослужащих в составе ЭКОМОГ, когда они попадали в засады, которые устраивали мятежники. Во время осады в декабре 1998 года города Коно мятежники захватили большое количество оружия и боевой техники, принадлежавшей ЭКОМОГ, включая несколько бронированных автотранспортных средств. Кроме того, Группа заслушала большое число сообщений о том, что нигерийские военнослужащие в составе ЭКОМОГ обменивали оружие на алмазы, продовольствие и другие товары, а также продавали его ОРФ. Эта информация была сочтена надежной, но для проверки или опровержения этих утверждений потребуется провести дополнительное расследование.
249. В ходе своей работы Группа получила информацию о связях между ОРФ и мятежниками в Гвинее-Бисау и представителями УНИТА в Западной Африке. Однако неопровержимые доказательства этого отсутствуют, и необходимо провести дополнительное расследование, предпочтительно в сотрудничестве с правоохранительными органами и пограничными властями в регионе.
250. Правительство Казахстана проводит расследование в связи с незаконным вывозом из страны двух вертолетов «Ми-8Т», в котором участвовал сообщник Виктора Бута российский гражданин Олег Григорьевич Орлов. По заявлению правительства Казахстана, Орлов является активным торговцем на рынках оружия Содружества Независимых Государств, Сирии, Шри-Ланки, Пакистана, Северной Кореи и некоторых африканских государств, включая Эритрею. Он связан со следующими компаниями: «Дюнфорд-Авиа прогресс лимитед» (Кипр), «Глобал омарус текнолоджи лимитед», впоследствии изменившей название на «ИММ эраб систем лимитед» (Кипр), «Евроэйшн файненшл индастри груп» (Сингапур и Малайзия), «Бельмонт трейдинг энд Галфстрим». Дополнительное расследование деятельности Орлова и его связей с Виктором Бутом может пролить свет на важный канал незаконной поставки оружия в Африку.
251. 7 декабря 2000 года власти Уганды информировали Группу о том, что угандийская таможенная служба конфисковала партию оружия, которая, как считается, предназначалась для Монровии. Угандийские власти дали разрешение на воздушную перевозку груза из Энтеббе в Конакри для использования груза министерством обороны Гвинеи. Однако в плане полета было указано, что фактически пунктом назначения является Монровия. В настоящее время ожидается дополнительная информация.
VII. Выводы, касающиеся оружия, и ОРФ
252. Либерия активно нарушает введенное Советом Безопасности эмбарго на ввоз оружия на ее территорию и в Сьерра-Леоне. Либерии активно помогает Буркина-Фасо. Ей также оказывают негласную поддержку все страны, предоставляющие такое оружие и безоговорочно разрешающие перевозку оружия по их территории или в их воздушном пространстве, и страны, принимающие летательные аппараты, используемые в ходе таких операций.
253. Факт регистрации летательных аппаратов в Либерии, безусловно, указывает на незаконный характер деятельности, которая выходит за рамки экономического обоснования регистрации воздушных судов или их экипажей за пределами территории страны. Использование регистрационных записей, приобретаемых в Либерии на специальной основе и на непродолжительный срок, без проверки конкретных воздушных судов или их операторов, безусловно, преследует цель помешать опознанию воздушных судов, используемых в незаконных целях. Виктор Бут, Сандживан Рупра, Леонид Минин и шейх Абдулла бин Заяд бин Сакр аль Найян являются ключевыми фигурами, практикующими такие незаконные методы в тесном сотрудничестве с высшим руководством Либерии.
254. ОРФ может получать большое количество оружия, военного снаряжения и соответствующей боевой техники по следующим основным причинам:
• обеспечение покупательной способности за счет продажи алмазов из районов конфликта;
• готовность некоторых стран — крупных производителей оружия продавать оружие без учета того, для кого оно в конечном счете предназначено;
• готовность некоторых стран представлять сертификаты с указанием конечных пользователей и/или содействовать безопасному провозу оружия по их территории;
• в значительной мере не контролируемая деятельность международных торговцев оружием и их посредников;
• коррупция;
• неспособность Сьерра-Леоне и соседних стран осуществлять наблюдение и контроль за своим воздушным пространством;
• заинтересованность Либерии в дестабилизации соседних стран.
VIII. Рекомендации, касающиеся оружия, управления над наземными и воздушными перевозками
255. Группа настоятельно рекомендует немедленно ввести запрет на полеты всех летательных аппаратов, имеющих регистрационный знак EL и базирующихся в аэропортах за пределами Либерии, который будет действовать до тех пор, пока не будут выполнены положения нижеприведенной рекомендации. К их числу относятся воздушные суда, базирующиеся в Шардже и в других аэропортах в Объединенных Арабских Эмиратах, в Конго, Браззавиль, в Демократической Республике Конго, Габоне, Анголе, Руанде и Кении. Администрации аэропортов и операторам воздушных судов, зарегистрированных в Либерии за последние пять лет, следует рекомендовать подготовить для проверки всю их документацию, включая бортовые журналы, разрешения на полеты, авиагрузовые накладные и грузовые ведомости.
256. Далее рекомендуется всем авиакомпаниям, включенным в либерийский реестр воздушных судов, независимо от места их базирования, представить в штаб-квартиру Международной организации гражданской авиации в Монреале документацию о летной годности и разрешения на полеты и их страховую документацию, включая документацию о результатах проверок, проведенных за последние пять лет. Необходимо ввести постоянный запрет на полеты воздушных судов всех авиакомпаний, не выполнивших это требование. Необходимо запретить полеты всех воздушных судов, которые не соответствуют стандартам ИКАО.
257. Совету Безопасности через ИКАО, ИАТА и Всемирную таможенную организацию (ВТО) надлежит создать централизованный информационный бюллетень с указанием либерийских воздушных судов, на полеты которых введен запрет, и рассылать его во все аэропорты мира.
258. Буркина-Фасо недавно рекомендовала Совету Безопасности контролировать предлагаемый механизм, который будет обеспечивать наблюдение за всеми операциями по ввозу оружия на ее территорию и его использованием в течение трехгодичного периода. Группа поддерживает это предложение. Группа также рекомендует проводить в рамках такого механизма расследование всех операций по импорту вооружений и связанных с ними материальных средств в Буркина-Фасо за последние пять лет. Группа рекомендует далее любому государству, экспортировавшему в течение этого периода оружие в Буркина-Фасо, провести расследование в целях выявления фактических конечных пользователей этого оружия и информировать о результатах такого расследования Совет Безопасности и Программу координации и оказания помощи в интересах безопасности и развития (ПКПБР), учрежденную в рамках моратория, введенного ЭКОВАС.
259. С учетом расследованных Группой случаев нарушения санкций и информации, собранной в регионе, Совету Безопасности рекомендуется содействовать укреплению Программы координации и оказания помощи в интересах безопасности и развития (ПКПБР) при поддержке Интерпола и Всемирной таможенной организации. ПКПБР должна иметь возможность осуществлять активную деятельность по наблюдению за соблюдением эмбарго на поставку оружия и отслеживанию случаев незаконного оборота оружия в регионе.
260. Совету Безопасности следует поощрять государства-члены ЭКОВАС к тому, чтобы они заключали имеющие обязательную силу региональные соглашения с государствами, с которыми они имеют общую границу, в целях введения в действие эффективной, единой и международно признанной системы контроля, включающей регистрацию, лицензирование, сбор и уничтожение стрелкового оружия и легких вооружений. Можно содействовать заключению таких двухсторонних соглашений через ЭКОВАС и Программу координации и оказания помощи в интересах безопасности и развития. Интерпол мог бы разработать единый стандарт и осуществлять ведение базы данных о серьезных случаях контрабанды и нарушений санкций в регионе. Программа Интерпола ИВЕТС (Международная система слежения за оружием и взрывчатыми веществами) могла бы использоваться для целей отслеживания происхождения оружия.
261. В настоящем докладе Группа указала некоторых торговцев оружием и посредников, ответственных за поставку оружия ОРФ. Необходимо разработать соответствующий проект по сбору информации об этих торговцах оружием в сотрудничестве с Интерполом. Аналогичным образом, принимая во внимание, сколь большую роль играет в нарушении санкций использование воздушного транспорта, необходимо подготовить подборку материалов о крупных компаниях, применяющих такую практику, в целях выявления путей и средств дальнейшей активизации деятельности по обеспечению осуществления санкций.
262. Ответственность за ввоз оружия в Западную Африку несут страны-производители, а также страны, выступающие в качестве перевалочных пунктов и использующие такое оружие. Совет Безопасности должен отыскать средства, позволяющие ограничить экспорт вооружений (особенно из стран Восточной Европы) в районы конфликтов, в отношении которых введено региональное эмбарго или эмбарго Организации Объединенных Наций. Назвать и заклеймить позором таких участников торговли оружием — это лишь первый шаг; необходимо также рассмотреть вопрос о введении эмбарго на экспорт оружия из конкретных стран-производителей по аналогии с эмбарго, введенным на продажу алмазов из стран-производителей, до тех пор, пока не будут разработаны международно приемлемые процедуры сертификации.
263. Необходимо внести изменения в нынешние положения, касающиеся введенного Советом Безопасности эмбарго на поставку оружия, с тем чтобы они предусматривали четкий запрет на деятельность по военной подготовке и подготовке военизированных формирований.
264. Страны Западной Африки, не подписавшие Международную конвенцию 1989 года о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, следует поощрять к тому, чтобы они сделали это.
265. Необходимо в сотрудничестве с Интерполом и его международной системой слежения за оружием и взрывчатыми веществами провести анализ огнестрельного оружия, конфискованного у мятежников. Это будет содействовать принятию дополнительных мер по выявлению тех лиц, которые занимаются поставками оружия ОРФ.
266. К Международной таможенной организации необходимо обратиться с просьбой поделиться с Советом Безопасности своими соображениями относительно разработки адекватных мер по обеспечению более эффективного наблюдения и обнаружения оружия и соответствующей боевой техники, поставляемых негосударственным субъектам и странам, в отношении которых введено эмбарго на продажу оружия.
267. Необходимо рассмотреть вопрос о разработке специальных программ подготовки по вопросам, касающимся наблюдения за соблюдением санкций, для национальных правоохранительных органов и учреждений по вопросам безопасности, а также для персонала аэропортов и таможенных служб в Западной Африке и подготовке руководства или руководств по наблюдению за осуществлением санкций в аэропортах для использования во всех странах администрациями аэропортов и полицейскими службами.
268. Необходимо рассмотреть вопрос о размещении специальных наблюдателей Организации Объединенных Наций в крупных аэропортах в странах региона (и возможно, за его пределами), которые будут уделять основное внимание вызывающим наибольшую обеспокоенность вопросам и будут координировать свою работу с представителями других аэропортов. Эти меры позволят проводить более точное опознание вызывающих подозрение летательных аппаратов, а также будут сдерживать незаконную торговлю и содействовать сбору информации, необходимой для опознания воздушных судов, их владельцев и операторов, нарушающих санкции и эмбарго на поставку оружия, введенные Организацией Объединенных Наций.
269. Совету Безопасности следует рассмотреть способы обеспечения более эффективного контроля и наблюдения за воздушным движением в Западной Африке в целях ограничения масштабов незаконной перевозки оружия. К числу возможных способов обеспечения этого относятся следующие:
• поощрение установки активных РЛС во всех крупных аэропортах западноафриканских стран и отыскание источников финансовой поддержки. Лишь активные РЛС могут самостоятельно обеспечивать слежение за воздушным движением;
• альтернативный вариант — возможная установка заменителей РЛС, обеспечивающих радиолокационный контроль с использованием мощной аппаратуры передачи данных по каналам спутниковой связи «воздух-земля»;
• требование относительно использования в регионе Глобальной системы местоопределения и оснащения летательных аппаратов соответствующим авиационным электронным оборудованием наряду с установкой соответствующего наземного оборудования. В этой связи потребуется оснастить летательные аппараты, осуществляющие полеты в Западной Африке, бортовым электронным оборудованием, что позволит диспетчерам обеспечивать контрольное опознание любого летательного аппарата в любой точке и в любое время в соответствующем секторе;
• рекомендовать ИКАО и другим заинтересованным учреждениям оказывать государствам помощь в укреплении финансовой самостоятельности органов, созданных для целей управления аэронавигационными службами.
270. В настоящем докладе Группа вынесла многочисленные конкретные рекомендации по вопросам, касающимся алмазов, вооружений и использования летательных аппаратов в нарушение санкций и для незаконной перевозки оружия. Многие из этих рекомендаций и проблемы, на решение которых они направлены, непосредственно касаются главного пособника ОРФ — Либерии, ее президента, членов правительства и отдельных лиц и компаний, сотрудничающих с Фронтом. Группа с озабоченностью отмечает, что резолюции Совета Безопасности, касающиеся алмазов и продажи оружия, безнаказанно нарушаются. В дополнение к вышесказанному Группа предлагает следующие рекомендации.
271. Следует рассмотреть вопрос о введении всеми государствами — членами Организации Объединенных Наций запрета на поездки, аналогичного запрету, уже введенному Соединенными Штатами в отношении старших должностных лиц и дипломатов Либерии, до тех пор, пока Либерия окончательно не прекратит поддержку ОРФ и не перестанет нарушать другие санкции, введенные Организацией Объединенных Наций.
272. Основные субъекты лесной промышленности Либерии участвуют в различных видах незаконной деятельности, значительные доходы от которой используются для финансирования внебюджетной деятельности, в том числе для закупки оружия. Необходимо рассмотреть вопрос о введении временного эмбарго на экспорт древесины из Либерии до тех пор, пока Либерия убедительно не докажет, что она больше не участвует в незаконной продаже оружия Сьерра-Леоне или в незаконной торговле алмазами из этой страны.
273. Необходимо также рассмотреть вопрос о создании в рамках Секретариата Организации Объединенных Наций возможностей для обеспечения постоянного наблюдения за соблюдением санкций и эмбарго, введенных Советом Безопасности. Это крайне необходимо для создания в Секретариате базы данных по таким актуальным вопросам, как алмазы из районов конфликта, как это указано в пункте 166 выше, при этом еще более важно создать потенциал, позволяющий широко освещать проблемы, которые, по видимому, не будут решены в ближайшем будущем, например проблемы незаконной торговли оружием и соответствующей боевой техникой.
Данный доклад распространяется для свдения членов Совета Безопасности. Сейчас начинается рассмотрение этого доклада в Комитете по санкциям, учрежденном резолюцией 1132 (1997)
10 10 2014
7 стр.
«Ұлт тағдыры», политолог, заместитель председателя общественного совета
25 12 2014
1 стр.
За прошедшие сутки на территории Пермского края чрезвычайные ситуации не зарегистрированы
14 12 2014
1 стр.
Городской округ город Агидель Республики Башкортостан в лице Председателя Совета Рамила Ангамовича Игдисламова
14 12 2014
12 стр.
«главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности» (п. 1 ст. 24 Устава), а потому ему приданы далеко идущие полномочия. Природа этих полномочий и вытекающи
09 09 2014
1 стр.
И. О. Председателя Совета Дерягин Анатолий Иванович: 374-41-73, 349-30-06, 378-36-46, 378-38-68
11 10 2014
1 стр.
Эдуарда Шеварднадзе уйти добровольно в отставку. Позавчера он в качестве председателя Совета безопасности, не имеющего серьезного значения, появился уже в Аджарии, организовав там
15 12 2014
1 стр.
Заголовок = Каддафи добивается пересмотра механизмов применения резолюций Совета Безопасности ООН по Ливии
16 12 2014
1 стр.