Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 12страница 13страница 14страница 15страница 16страница 17

Заключение


Исследуя творчество М. Цветаевой с 1910 по 1925 год, мы попытались описать и проанализировать целостную картину ее поэтического мира на примере коротких лирических стихотворений. Мы изучили, какую роль в формировании этого мира играют концепты «пространство» и «время», как генерируются и на каких принципах строятся понятия пространства и времени в восприятии М. Цветаевой, и какие пространственно-временные образы чаще всего употребляются в лирике интересующего нас периода. Подведем итоги нашего исследования.

Анализ пространственно-временных образов лирических стихотворений М. Цветаевой начального, борисоглебского и чешского периода (т.е. поэзии периода с 1910 по 1925 год) привел нас к следующим выводам:



  1. В рамках изображаемого художественного мира М. Цветаевой мы встречаемся с пространственно-временными образами нескольких типов:

  1. в пространственном отношении это могут быть: реальные географические координаты: страны (Россия, Франция, Англия, Чехия и др.), города (Москва (а также ее улицы, кварталы, прочие места) и другие города России, Лондон, Париж, Прага), реки (Москва-река, Нева, Волга, Темза, Вандея и пр.).

  2. конкретные пространственные образы: детская, столовая, гостиная, прочие комнаты, дом, сад, улица, переулок, мост, набережная, река, море, поле, лес, гора и пр., а также пограничные образы, разделяющие или соединяющие два пространства – окно, дверь, занавес, стена и пр., а также такие пространственные понятия, как: лево, право, низ, высота и пр.;

  3. психологические пространственные образы, определяющие хронотоп лирического «я» и прочих лирических героев (адресатов, к которым обращается лирическая героиня, прочих персонажей): пространство памяти, в котором происходит движение из настоящего в прошлое (в форме воспоминаний), и общее пространство сознания лирического «я», в котором может происходить движение в будущее, воображаемые переходы в иную эпоху или в иное пространство, а также в котором дается оценка тому или иному явлению;

  4. метафизические пространственные образы: видимый мир и потусторонний мир, понятия «этот свет» и «тот свет», земная жизнь и посмертная жизнь, земля и небо (в том же значении), ад и рай, душа, дух, бесконечность;

  5. мифологические пространственные образы, рассмотренные нами на примере нескольких циклов и стихотворений с древнегреческой мифологической тематикой. Посредством введения в пространство стиха интертесктуальной связи с античными мифами, дается оценка различным понятиям, таким, как: любовь и страсть, душа и тело, соединение и разлука, встреча и расставание, жизнь и смерть (мир живых и мир мертвых).

Во временном отношении:

  1. точные календарные даты, связанные с конкретными историческими событиями, названия столетий, годов, месяцев, в которые происходили описываемые события;

  2. конкретные временные понятия, промежутки времени: век, год, времена года, месяц и названия месяцев, неделя, дни недели, день, ночь, час, минута, секунда и пр.;

  3. биографическое время, определяющее психологический хронотоп лирического «я»: детство, взросление, юность, молодость, старость. Также понятия прошлого, настоящего, будущего применительно к лирическому «я» или какому-либо явлению;

  4. метафизические временные образы: жизнь и смерть (во временном значении), бытие, небытие, вечность.

  5. мифологическое восприятие времени, связанное с идеей параллельности (одновременности) и в то же время вневременности всех событий в мире.

  1. Художественный мир М. Цветаевой неоднороден, его пространство практически всегда разделено, в сущности, на два мира – мир действительный, настоящий, с которым вступает в конфликт лирическое «я», и мир потусторонний, невидимый, идеальный, к которому и стремится лирический герой (героиня). Два мира противопоставляются друг другу, и для каждого из них существуют свои характерные признаки, свои законы, а также свои формы пространства и времени.

Проследив за развитием пространственно-временных образов цветаевской лирики, мы отметили, что, несмотря на порой совершенно диаметрально противоположные оценочные характеристики того или иного образа в разные периоды творчества поэта, общая картина художественного мира чаще всего строится именно на противопоставлении двух миров с наделением одного из них отрицательными, а другого – положительными характеристиками, и, соответственно, на противопоставлении пространственно-временных образов. Так, например:

  1. в раннем творчестве М. Цветаевой (1910 – 1914 гг.), изученном нами, прежде всего, по сборникам «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1914), враждебным лирической героине миром становится мир взрослых, а миром идеальным и единственно истинным становится мир детей;

  2. с миром детства в цветаевском видении мира схож также поэтический мир. Внутреннее лирическое пространство поэта противопоставляется всему остальному миру;

  3. исследуя тему жизни и смерти в творчестве Цветаевой рассмотренного нами периода, мы также пришли к выводу, что общая картина мира строится на противопоставлениях, причем с течением времени диаметрально меняются оценочные критерии двух противопоставляемых единиц. Если сначала лирическая героиня М. Цветаевой воспринимает смерть как переход из низшего мира в высший (ранние стихотворения: « Памяти Нины Дживаха», «Сереже», «Мама на лугу»), то позже эта концепция подвергается переосмыслению, и положительными характеристиками наделяется земная жизнь («Литературным прокурорам», «Посвящаю эти строки», «Быть нежной, бешеной и шумной»). Еще позже, в творчестве борисоглебского периода снова можно наблюдать первичную концепцию;

  4. в исторических стихах, посвященных революции и Гражданской войне, в России в качестве враждебного лирической героине мира выступает «новый мир» (революционная и советская Россия), которому противопоставляется мир «старый» (царская Россия). Вступают друг с другом в конфликт уходящая и наступающая эпоха;

  5. в стихах, посвященных Москве, также находим контраст двух картин – Москвы дореволюционной и Москвы революционной;

  6. в цикле «Бессонница» (1916) ночь противопоставляется дню;

  7. в циклах «Плащ» (1918), «Комедьянт» (1918 – 1919), «Ученик» (1920) действительному миру противопоставляется внутренний мир лирического «я» и прочих лирических героев.

Примеры можно продолжать и дальше, однако, уже на основе вышеприведенных примеров становится очевидным, что лирическое «я» М. Цветаевой практически всегда стремится вырваться из того мира, в котором (зачастую против своей воли) находится, в мир высших ценностей, будь то детство, земная или посмертная жизнь (в том или ином контексте), прошлое или будущее, внутренний психологический мир лирического субъекта или же напротив «большой» внешний мир, находящийся за пределами земных пространств.

Отметим, что все вышеперечисленные пространственно-временные образы в лирике Цветаевой имеют свойство взаимодействовать друг с другом.



  1. В процессе нашего исследования мы увидели, что для художественного мира М. Цветаевой характерно стремление к выходу за рамки пространства и времени в общепринятом понимании. Земное пространство и земное время ограничивают свободный внутренний мир лирического «я». Лирическая героиня М. Цветаевой тяготеет к преодолению границ, устанавливаемых законами земных пространства и времени.

Земное время, разграниченное на единицы (секунды, минуты, часы и т.д.), не принимается лирической героиней, отрицается ею, поскольку оно встает преградой между лирической героиней и тем миром высших ценностей, в который она постоянно стремится, между лирической героиней и ее адресатами, или между прошлым и будущим. Единственно истиной формой времени становится Вечность, разрушающая силу земного времени и позволяющая лирическому «я» устремиться в желаемый свободный полет. Данную концепцию времени в нашем понимании лучше всего выражает последнее четверостишие стихотворения «Минута», которое можно назвать общей формулой цветаевского восприятия времени:

О, как я рвусь тот мир оставить,

Где маятники душу рвут,

Где вечностью моею правит

Разминовение минут.

(ПС, 469)

Та же самая концепция применима и к восприятию пространства в художественном мире М. Цветаевой. Земное пространство, так же, как и время, лежит преградой между действительным миром и миром высших ценностей или между лирической героиней и ее адресатами. Именно поэтому лирическая героиня М. Цветаевой стремится выйти за границы земного пространства в пространство свободное, бесконечное, присущее потустороннему миру высших ценностей. В данной связи положительными характеристиками наделяются понятия «даль» и «высота», семантически перекликающиеся с идеей бесконечности.

Освобождение лирического «я», выход за пределы земного пространства и земного времени в художественной картине мира М. Цветаевой генерируется с помощью самых разнообразных понятий, таких как: детство, внутренний лирический мир поэта (его поэтический дар), пространство памяти, смерть (как перерождение), а также таких образов как занавес, окно, шаль, плащ и др., позволяющих перейти из одного мира в другой.

Именно неприятие земного пространства и земного времени делают, в нашем представлении, особенно привлекательным для М. Цветаевой тип мифологического хронотопа, т.е., единство времени и пространства вне рамок земного мира, их неразрывность, принцип «наличия всего во всем» по определению А. Ф. Лосева. Мифологическая пространственно-временная модель мира максимально близка идеальной пространственно-временной модели художественного мира в представлении М. Цветаевой.


<предыдущая страница | следующая страница>


3. Концепты времени и пространства в поэзии М

Образы пространства и времени в творчестве М. Цветаевой борисоглебского периода (1914 – 1922) 33

1472.76kb.

16 12 2014
17 стр.


Корпускулярно-волновой дуализм и специальная теория относительности

Эйлера. Мы можем узнать значение скорости, смещения и плотности потока в любой точке пространства в любой момент времени не следя за траекторией движения конкретной частицы попавше

84.79kb.

26 09 2014
1 стр.


Постмодернизм план лекции: Трудность определения понятия «постмодернизм»

Хронологический аспект; содержательный аспект, то есть определенная концепция пространства-времени реальности / пространства-времени текста; формальный аспект, то есть принципы орг

404.9kb.

30 09 2014
2 стр.


Павел амнуэль пуаро и машина времени

Оон. Мой друг Эркюль Пуаро ничего не смыслит в физике пространства-времени. Я, конечно, тоже. Но я-то заявил об этом сразу, едва представитель израильской полиции комиссар Вильнер

160.28kb.

25 12 2014
1 стр.


Единство места времени и действий. Сборник статей

Яковлев Л. С. Топологизация жизненного пространства

3791.7kb.

12 10 2014
16 стр.


Шива Виджняна Бхайрава тантра

Как можем мы проникнуть в это полностью, вне пространства и времени, без имён и описаний?

179.24kb.

12 10 2014
1 стр.


Японское направление Научные руководители и темы курсовых работ 1-й курс Гамалей Максим Сергеевич

Восприятие пространства и времени в японской культуре

78.77kb.

11 09 2014
1 стр.


Исследовательская работа по теме Литературные реминисценции в современной рок-поэзии и поэзии поэтов-бардов
277.73kb.

06 10 2014
1 стр.