Перейти на главную страницу
Фонетический уровень – фонемы, ударение, интонация
Морфемный – приставки, суффиксы, окончания.
Морфологический – части речи…и т.д.
Все уровни связаны друг с другом
Морфология и синтаксис объединяются в один более крупный
уровень – грамматика языка (морфология и синтаксис состоят из
грамматических категорий).
Фонемный уровень языка описывает звуковую сторону языка
Фонетика: 1) уровень языка;
2) наука, раздел языкознания.
Фонетика (от др.-греч. phone 'звук, голос') — наука о «звуковом материале» языка, об использовании этого материала в значащих единицах языка и речи, об исторических изменениях в этом материале и в приемах его использования. Звуки и другие звуковые единицы (например, слоги), а также такие звуковые явления, как ударение и интонация, изучаются фонетикой с нескольких разных точек зрения:
1) акустическая фонетика – изучает звуки как физические явления;
2) с точки зрения работы, производимой человеком при их произнесении и слуховом восприятии, т. е. в биологическом аспекте; артикуляторная фонетика
3) и самое главное — с точки зрения их использования в языке, т.е. отношений между собой в речевой цепи.
Последний, третий аспект исследования звуковой материи языка, который можно назвать функциональным, выделился в современном языковедении в особую область — фонологию.
Каждый звук характеризуется высотой, силой, тембром и длительностью. Эти свойства присущи и звукам речи, т.е. она ничем не отличается от других звуков природы.
Каждый звук, произносимый нами в речи, есть не только физическое явление, но также и результат определенной работы человеческого организма, а кроме того, и объект слухового восприятия, тоже связанного с определенными процессами, происходящими в организме. Рассмотрение звуков языка и речи с точки зрения процессов, происходящих в организме при произнесении этих звуков и при их восприятии, составляет содержание биологического аспекта в изучении звуков.
Речевой аппарат человека принято подразделять на пять составных частей:
1) дыхательный аппарат – воздуходувные органы;
2) голосообразующие органы – гортань, голосовые связки, хрящи;
3) полость рта и полость носа – резонаторы, где образуется все разнообразие звуков речи;
4) органы произношения – все, что находится в полости рта. Эти органы принято делить на активные (голосовые связки, небная занавеска с маленьким язычком, язык, губы) – подвижны и исполняют основную работу при артикуляции звука;
пассивные (твердое небо, зубы, десны) – неподвижны и при артикуляции выполняют вспомогательную работу.
5) центральная нервная система и головной мозг управляют всей работой речевого аппарата.
При изложении различных вопросов фонетики приходится во многих случаях пользоваться специальными видами письма — той или иной научной транскрипцией. Это связано с тем, что в обычном письме между буквой и звуком часто нет однозначного соответствия. Например, в русском письме один и тот же звук нередко ' записывается разными буквами (скажем, буквой в в слове плечевой и буквой г в слове чего), и наоборот, одна и та же буква читается как разные звуки (скажем, буква г в словах игра, чего, легкий, снег).
Единицы фонетического уровня – фонема, ударение, интонация
1) выполняют смыслоразличительную функцию;
2) выполняют строительную функцию – служат строительным материалом для единиц других уровней языка.
Фонема в речи представлена конкретным звуком речи. Фонема – наименьшая звуковая единица языка, выполняющая смыслоразличительную функцию.
[рот] [мот] [бот] [гот] [вот] [тот] - разные слова, сигналом к этому разные первые звуки.
Ударение – это выделение одного из слогов в слове, точнее гласного фонетическими средствами.
Руки – руки, замок – замок.
Интонация – система фонетических средств, наблюдаемая в рамках синтаксических единиц (темп, ритм, интенсивность, мелодика, пауза). В каждом языке – разный набор интонационных рисунков. В речи мы выбирает один из этих рисунков.
Напр. Из дома бабушки смех доносился.
Фонема в речи представлена конкретным звуком речи (Λ одна из реализаций фонемы <а>)
В языке ‹а›
В речи – Λ, Ъ…
Опред. звуковой комплекс может иметь различные значения, это может быть просто набор звуков.
Формой единиц фонетического уровня являются акустико-артикуляционные признаки. Мы их производим и воспринимаем.
Значение: 3 типа значений – объектная (реальность), субъектная (субъект речи), структурное (информация о других единицах языка)
Существует мнение: Фонемы значения не имеют.
Объективного значения у звука нет, как и субъективного.
Звук несет структурное значение. (напр. “Λ“ – рядом с твердым согласным, неударный, недалеко от ударения) Ударение – гласн. полного образования. Интонация – смысловое значение, модальность, законченность).
Структурное значение имеют все языковые единицы, поскольку они входят в систему, связаны отношениями и информируют о тех единицах, с которыми связаны.
Самая крупная единица фонетического уровня – фонетическая фраза.
[в´э с´т´ ΛпΛжар´ь ръзн´э´´слас´ пΛфс´э´´му ΛкΛлотку] – одна фонетическая фраза.
Фонетическая фраза – это отрезок звуковой цепи, объединенный фразовым ударением, законченной интонацией и заключенный между двумя длительными паузами.
Границы фонетической фразы не всегда совпадают с синтаксическими отрезками.
Фонетические фразы делятся на фонетические такты.
Речевой такт – отрезок звуковой цепи, объединенный особым тактовым ударением, интонацией незавершенности и заключенный между двумя длительными паузами.
В разных языках структура слова бывает разная. В русском языке слогообразующим является гласный звук за исключением некоторых особых случаев (для сохранения ритма в стихотворении, соноры).
Есть языки, в которых сонорные звуки всегда являются слогообразующими (чешский).
Например “влк”.
В языкознании язык и речь всегда разграничивались. Попытку теоретического разъяснения такого разграничения предприняли Фердинант де Соссюр и Л.В.Щерба.
Думая, люди «сливают» определенные единицы языка со своими мыслями и чувствами. В результате возникает речь, или язык в действии, в процессе применения для выражения конкретного содержания.
Язык – это система знаков, служащих для общения и правила их использования.
Речь – линейная последовательность знаков языка, построенная по его законам из его «материала» .
Введением в науку термина «речь» признается тот факт, что общее (язык) и частное (речь0 едины и вместе с тем различны. Средства общения, взятые в отвлечении от какого бы то ни было конкретного их применения, мы называем языком. Те же самые средства общения, конкретно примененные, т.е. вступившие в связь с конкретным содержанием (мыслями, чувствами, настроениями человека), мы называем речью. Средства общения в возможности (потенция) – язык. Те же средства в действии (реализации) – речь. Общее (язык) выражается и осуществляется в частном(речь).
Единицы языка и единицы речи это одни и те же единицы, просто они «работают» в разных условиях.
Речевая деятельность – работа человеческого организма по переводу единиц языка в единицы речи. – изучается в сфере психолингвистики.
Проблема текста
Очень актуальное явление, изучаемое многими науками (литературоведение, лингвистика, культурология, стилистика).
Текст – это реальное единство смыслового содержания и выражающей его речи. Любое словесное произведение (письмо, роман, доклад сводка, лекция, сообщение). Имеет форму и содержание. Формой текста является речь – то, что мы воспринимаем. Содержание – смысл текста.
Но без формы невозможно выразить содержание.
Литературоведение изучает смысл.
Филология
Лингвистика – форму
Язык социален – всем носителям языка он дан в знании. Это общественное явление. Речь индивидуальна. Каждый строит свою речь сам, с учетом речевой ситуации.
Индивидуальная деятельность в речи:
- выбор языковых единиц (в русском языке богатейшая синонимия);
- процессы трансформирования языковых единиц (изменение порядка слов, измен. лексич. значения).
В научном стиле индивидуальная работа речи не приветствуется, так же как и многозначная терминология.
В языке нет ничего, чего не было бы в речи. Маленький ребенок взрослея, опирается на речь – единственный источник формирования его языковой системы, но потом она может измениться если он попадет в другую среду.
У каждого своя языковая и речевая системы.
В науке принято различать языковые и речевые единицы.
Фонема – наименьшая звуковая единица фонетического уровня. Звук речи – речевая единица языка, в которой реализуется фонема.
6 гласных – 6 единиц языка фонемы; единиц речи гораздо больше.
Фонема в речи представлена конкретным звуком речи (Λ одна из реализаций фонемы <a>)
В языке <a> В речи Λ, Ъ…
Инвариант – общий признак всех членов парадигмы
Фонема <a> может быть представлена [Λ], [a], [Ъ], [a], [a], [a], [сaт]. [с Λды]. [съдΛвот].
Все эти звуки – парадигма фонемы <a>.
Парадигма функционирует на всех уровнях языка.
Инвариантом может быть форма, значение, функция.
Парадигма согласных – не явл. слогообразующими, шумные, с преградой
Язык – это парадигма парадигм.
Парадигматика:
1) система парадигм языка. На лексическом уровне – синонимический ряд образует парадигму(одинаковое значение, но разная форма).
Парадигмы существуют в системе языка. В речи мы выбираем нужный компонент парадигмы и вставляем в линейную последовательность. Выбор в речи варьируется.
2) Система закономерного варьирования единиц и категорий языка в процессе речи.
Во всех языках действуют синтагматические законы, нарушение которых ведет к неправильному построению речи. Эти законы регулируют сочетаемость единиц всех уровней языка.
Например: Лексический уровень:
Слова коричневый и карий обозначают цвет, но карие только глаза (узкая синтагматика), а коричневый – широкая синтагматика.
Морфологический уровень:
Язык допускает сочетание существительного с глаголом, прилагательным, числительным, но крайне редко с наречием.
Синтаксический уровень:
Подлежащее сочетается со сказуемым, но не сочетается с обстоятельством.
или кудахчет;
Во-вторых, имеются в виду смысловые отношения между единицами, совместно присутствующими в речевой цепи (например, в старый ворон слою старый служит определением к ворон)., воздействие единиц друг на друга (звук «ч» в кричу выступает в огубленном варианте перед последующим «у») и т. д.
Морфемы выделяются на основании сопоставления разных слов.Если, например, сопоставить слова трава, травка, травянистый, травяной, травушка, легко выделится морфема трав-. Если, далее, сопоставить слова травянистый, болотистый, золотистость, ветвистость, так же ясно выделяется морфема -ист-. При сопоставлении слов весна, река, гора и при замене взятых нами форм именительного падежа формами родительного падежа весны, реки, горы легко выделится морфема -а. Следовательно: 1) морфемы выделяются при сопоставлении одного слова с другим; 2) морфемы выражают какое-то значение, т. е. являются материально-смысловыми отрезками слова; 3) значение морфемы далее, не членится: если морфему разъединить, получатся звуки, не передающие никакого значения.
При их участии слова изменяют свою грамматическую форму (склоняются, спрягаются, изменяются по родам и т. д.).(выполняют формообразующую функцию)
При их участии образуются новые слова.(выполняют словообразовательную функцию)
Золото – золотой
Производное, его можно объяснить только через слово золото
(безаффиксный способ)
Средство смены системы окончаний. (существ. на прилаг.)
Ой - Выражает словообразовательное значение и грамматическое значение т.е. это синкретическая морфема.
Морфема имеет все три типа значений:
Объектное тель – профессия
Субъектное еньк – ум.-ласкат.
Структурное
Материальная – звук или комплекс звуков или буква или комплекс букв.
Типы морфем: продуктивные(участвуют в образовании новых слов или грам. Форм - спонсорский) – непродуктивные (зн - казнь)
Активные(много новых слов) – Пассивные(небольшое кол-во слов)
Регулярные(образуют ряды)- Нерегулярные(встречаются в одном слове – ев-королева)
Живые(выделяются при синхроническом анализе) – мертвые(диахронический анализ)
Морфемы могут быть разделены на корни а аффиксы.
Корень – центральная морфема в слове, исходная для понимания слова его часть, способная присоединять другие морфемы, конкретизирующие ее значение. Корни повторяются в однокоренных словах. Различаются по особенностям звуковой организации (в арабском языке корни выражаются только согласными). Слова могут включать одно или несколько корней.
Префиксы – предшествуют корню;
суффиксы – после корня;
окончания (флексии);
постфикс – морфема, находящаяся после окончания (напр. ся, сь)
в какой-нибудь – нибудь – постфикс;
где-нибудь – нибудь – суффикс, т.к. где не склоняется, какой – склоняется.
Окончание может быть нулевым и материально-выраженным.
Ленинградский
Сочинский н
Чилийский й
Горьковский ов
Интерфикс не выражает никакого значения, употребляется как
звуковая прокладка, делает удобным произношение. Некоторые считают, что это суффикс.
Соединительные элементы – связывают производящие основы в составе сложного слова.(многие учебники не делают различий между соед. элемент. и интерфиксами).
Трехэтажный
Железнодорожный.
Vinco побеждаю; n – инфикс
Gekauft – купленный.
Rsm – рисунок
Rusum - hbceyrb
Трансфикс – несет значение множественного числа.
Фонема Морфема Слово
может иметь может иметь объектное, имеет
только субъектное, структурное самостоятельность
структурное значение.
значение Но не самостоятельна
Реализовать свое значение
морфема может только
с другими морфемами.
.
16. Язык и речь. Единицы языка (морфемы) и единицы речи (морфы) морфемного уровня.
В языкознании язык и речь всегда разграничивались. Попытку теоретического разъяснения такого разграничения предприняли Фердинант де Соссюр и Л.В.Щерба.
Думая, люди «сливают» определенные единицы языка со своими мыслями и чувствами. В результате возникает речь, или язык в действии, в процессе применения для выражения конкретного содержания.
Язык – это система знаков, служащих для общения и правила их использования.
Речь – линейная последовательность знаков языка, построенная по его законам из его «материала» .
Введением в науку термина «речь» признается тот факт, что общее (язык) и частное (речь0 едины и вместе с тем различны. Средства общения, взятые в отвлечении от какого бы то ни было конкретного их применения, мы называем языком. Те же самые средства общения, конкретно примененные, т.е. вступившие в связь с конкретным содержанием (мыслями, чувствами, настроениями человека), мы называем речью. Средства общения в возможности (потенция) – язык. Те же средства в действии (реализации) – речь. Общее (язык) выражается и осуществляется в частном(речь).
Единицы языка и единицы речи это одни и те же единицы, просто они «работают» в разных условиях.
Речевая деятельность – работа человеческого организма по переводу единиц языка в единицы речи. – изучается в сфере психолингвистики.
Проблема текста
Очень актуальное явление, изучаемое многими науками (литературоведение, лингвистика, культурология, стилистика).
Текст – это реальное единство смыслового содержания и выражающей его речи. Любое словесное произведение (письмо, роман, доклад сводка, лекция, сообщение). Имеет форму и содержание. Формой текста является речь – то, что мы воспринимаем. Содержание – смысл текста.
Но без формы невозможно выразить содержание.
Литературоведение изучает смысл.
Филология
Лингвистика – форму
Язык социален – всем носителям языка он дан в знании. Это общественное явление. Речь индивидуальна. Каждый строит свою речь сам, с учетом речевой ситуации.
Индивидуальная деятельность в речи:
- выбор языковых единиц (в русском языке богатейшая синонимия);
- процессы трансформирования языковых единиц (изменение порядка слов, измен. лексич. значения).
В научном стиле индивидуальная работа речи не приветствуется, так же как и многозначная терминология.
В языке нет ничего, чего не было бы в речи. Маленький ребенок взрослея, опирается на речь – единственный источник формирования его языковой системы, но потом она может измениться если он попадет в другую среду.
У каждого своя языковая и речевая системы.
В науке принято различать языковые и речевые единицы.
Морфема – единица языка морфемного уровня
Морф – единица речи
Виды морфов в зависимости от условий их употребления:
Дорожный <дорож> алломорфы
Ловить /инф. на б,в,ф
Графить
Совокупность морфем в слове называется морфемной структурой слова. Анализ слова по составляющим его морфемам называется морфемный анализ.
Существует два типа анализа:
Морфемный (без выделения основы) и
словообразовательный:(основа способ образования)
Словообразовательный анализ – с т.зр. синхронии как совр. носителю языка представляется это слово образованным.
Этимологический анализ – анализ морфемной и словообразовательной структуры результатом которого является установление происхождения слова.
Историческое изменение морфем:
Изменению слова способствует ряд процессов происходящих в морф.структуре слова.
Богородицкий (в конце 19 в.) описал 3 этих процесса,
позднее 4-й процесс
Мешок. Исконно мешок(«мех»), (мешки шили из меха) впоследствии не только из меха. В современном языке нет связи с мехом «мешок» - непроизводные. Разрыв семантической связи.
Ящик – от тюркского «яск» (корзина)
Облако – обвлако (исконно русское от обволакивать)
Фонетический процесс – «в» выкинули.
Дарить дарить (этимолог.)
Дать + р – дар
3. Осложнение – это появление границы между морфемами на месте, где ее не было членение одной морфемы на две. Заимствованное из голландского языка слово Zonnedek (зонтик) было разделено в русском языке на зонт-ик под влиянием русск. домик, листик и т.п.
В словах академик, химик выделяется суффикс –ик (ср.: академия, химия); по аналогии тот же суффикс мы склонны выделять и в словах ботаник, физик и т.п., но этимология не дает для этого основания. Заимствованные основы ужена почве русского языка «осложняются».
Меняется значение словообразовательного суффикса. Исторические изменения.
Инвариант – общий признак всех членов парадигмы
Парадигматика языка – это система закономерного варьирования единиц и категорий языка в процессе их речевого функционирования.
Парадигматические отношения — это отношения взаимной противопоставленности в системе языка между единицами одного уровня, так или иначе связанными по смыслу. На этих отношениях основываются парадигматические ряды (парадигмы) типа ворон—ворона—ворону и т.д. (грамматическая падежная парадигма, в которой противопоставлены друг другу морфемы — окончания разных падежей); кричу — кричишь — кричит (грамматическая личная парадигма, друг другу противопоставляются личные окончания); ворон — сокол — ястреб — коршун, и т. д. (лексическая парадигма, друг другу противопоставлены слова, обозначающие хищных птиц).
Морфологический уровень: Падежная парадигма: дом – дома – дому и т.д. Парадигма числа лица. Временная парадигма.
Примеры парадигматических отношений:
Корневая морфема трав- соединяется с суффиксальными морфемами –к-, -ян-, но не соединяются с суффиксальными морфемами –чив-, -лив-, -ик-, -анн- и др.
Словообразование:
1) это совокупность действующих в языке правил и способов образования новых слов на основе уже имеющихся;
2) наука о том, как образуются новые слова
Отношение производности охватывает не только область матер. структуры, но и значения. Если утрачивается отношение производности по значению, разрушается и словопроизводящая пара.
// побег – побежать, спица – спичка, дышать – отдых
Словообразовательное значение – это различие в области семантики между членами словопроизводной пары, способное к стандартному или аналогичному воспроизведению (повторению) в других словопроизводных парах – существующих или тех, к-рые м.б. созданы.
идти – выйти, бежать – выбежать, танцевать – вытанцевать
- производящий ряд (слов или словосочетаний_
- производный ряд (слов)
- словообразовательные отношения м/у ними
- модель словообразовании – общая схема построения всех слов одного и того же словообразовательного типа: писатель, читатель, любитель
! Члены словообразовательного типа соотнесены др. с др. не по всем своим лексическим значениям. (шкала – школьник – школьный) Поэтому возникает необходимость различать лексический производящий ряд и семантический производящий ряд.
Механизм словообразования вкл. в себя не только словопроизводные пары и словообразовательные типы. Если один и тот же элемент, выражающий словообразовательное значение, может обслуживать не один, а несколько словообразовательных типов, то говорят о словообразовательном типовом ряде. За в гл, н в прил.
Вся совокупность словообразовательных типов и их рядов в пределах одной части речи - словообразовательный класс.
Предложили различать словообразование (реально существующие отношения м/у производящими и производными словами) и словопорождение (процесс создание новых слов).
Функции словообразования по отношения к др. автономным механизмам языка.
К лексике. Пополнение словарного запаса – продуктивная функция. Объединение слов на основе общности значения и формальных показателей.
К морфемам функция интегрирующая, словообразование соединяет морфемы в составе слова.
К морфологии – выполняет ф-цию вариативную: различные словообразовательные типы стягиваются в словообразовательные классы – свойствами одной и той же ч.р.
Определение места словообразования в общей модели языка, а точнее, определение его связей с другими частями этой модели представляет собой определенную проблему. Словообразованию как лингвистической деятельности присущи и автономность, и даже некоторая замкнутость. Так, говоря о современных семантических исследованиях в области русского языка, обычно имеют в виду прежде всего исследование лексики и текста. При этом морфемная семантика, существующая достаточно давно, до самого недавнего времени во многом оставалась «вещью в себе». В области семантики словообразования существовали свой собственный метаязык, свои специфические задачи, так что полученные результаты часто никак не соотносились с результатами в соседних областях семантики. На теорию словообразования почти не влияли современные теории и модели языка, поскольку, как правило, они вообще не рассматривали словообразования. Иначе говоря, словообразование не слишком «интересовалось» новыми общетеоретическими веяниями, поскольку сами новые теории не слишком интересовались словообразованием.
Слово – основная единица языка.
Слово – это наименьшая смысловая единица языка, свободно воспроизводимая в речи для построения высказываний.
Форма слова – это звук/комплекс звуков, если слово произнесено; и буква/комплекс букв, если слово написано.
Внутренняя сторона слова = семантическая структура слова.
- объектное значение – несет информацию об объектной действительности (отношение к предметам и явлениям действительности, окружающей человека;
- субъектное значение – несет информацию о субъектах речи, выражает отношение к мыслям, чувствам и желаниям самого человека;
- структурное значение – информацию об объектах других уровней языка
Морфема, как мы уже знаем, есть минимальная (т. е. нечленимая дальше)
значащая единица языка, в которой за определенным экспонентом закреплен тот
или иной элемент содержания. Слово же не обладает признаком структурной и
семантической нечленимости: есть слова, не членимые на меньшие значащие
части, т. е. состоящие каждое из одной морфемы (например, предлоги у, для,
союзы и, но, междометие ах, существительное кенгуру), и такие, которые
членятся дальше на значащие части, т. е. состоят каждое из нескольких
морфем (тепл-ая, погод-а, по-вы-брас-ыва-ть и т.д.). Какой же признак
объединяет и семантически нечленимые, и членимые слова в общем понятии
слова как языковой единицы и одновременно противопоставляет такое слово (в
частности, и одноморфемное слово) морфеме? Очевидно, признак большей
самостоятельности (автотомности) слеза по сравнению с морфемой. Эта
самостоятельность может быть позиционной и синтаксической.
Позиционная самостоятельность заключается в отсутствии у слова жесткой
линейной связи со словами, соседними в речевой цепи, в возможности в
большинстве случаев отделить его от «соседей» вставкой другого или других
слов, в широкой подвижности, перемещаемое™ слова в предложении. Ср. хотя бы
следующие простые примеры: Сегодня теплая погода. Сегодня очень щеплая и
сухая погода. Погода сегодня теплая. Теплая сегодня погода! и т. п.
Можно сказать, что слово — минимальная единица, обладающая позиционной
самостоятельностью. Части слова, например морфемы внутри многоморфемного
слова, такой самостоятельностью не обладают. Они как раз связаны жесткой
линейной связью; их нельзя переставлять, между ними либо вовсе нельзя
вставить никаких других морфем (например, в вы-брас-ыва-ть, рыб-о-лов},
либо же можно вставить лишь немногие морфемы из жестко ограниченных списков
(тепл-ая, тепл-оват-ая, тепл-еньк-ая, тепл-оват-ень-кая; погод-а, погод-к-
а; да-ть, да-ва-ть).
22. Материальная форма и значение знака лексического уровня.
23. Язык и объективная реальность. Функции слова по отношению к предмету.
24. Язык и мышление. Функции слова по отношению к понятию.
Язык и мышление - 2-а неразрывных понятия. Мышление - форма отражения объективной реальности в сознании человека. Три вида процесса мышления как способности мыслить, рассуждать и давать оценки: 1) практически-действительное, 2) наглядно-образное, 3) словестно-логическое. Язык - материальная опора, средсто и орудие всех видов мышления, он материализует и выражает сознание, прежде всего словарным составом. Мысль толко тогда становиться мыслью, когда она высказана речью. Еденицы языка связаны с еденицами логического мышления (слово<->понятие). Вербальность/авербальность: Мысли без слов бывают! В случае внутренней речи тоже используются слова, но не звуковые (аккустические), а речедвигательные. Язык и мыщление = диалектическое единство идеального и материального. По Павлову 1-ая сигнальная система - воздействие окружающего мира на чела, 2-ая - воздействие слов на чела. В 30-ые годы (США) возникает гипотеза лингвистической относительности: структура языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира, те каждый язык отображает свою собственную картину мира тк по разному членит окружаюший мир, время, пространство и тд. (Напр: В русском - прош/наст/буд, а в английском эти 3 отрезка членятся на более дробные части. Снег, прямая и хоровод времени и др прим.) Язык - зеркало между нами и миром. Т.о. языковая картина мира обеспечивает действие принципа духовно-эмоциональной дополнительности. Хотя на окружает единый мир, представления о нём в разных языках отличаются.
Функции мышления по отношению к языку
1) Обеспечивает функционирование единиц языка как знаков. Если значение языкового знака – его способность выражать и возбуждать информацию о чем-то, отличном от себя. То необходимо при этом активное участие мысли.
1) Язык – орудие формирование самих актов сознания.
2) Язык – средство выражения сознания.
3) Язык – это условие и средство моделирования процессов деятельности сознания. Язык позволяет человеку осознать деятельность собственного сознания.
Функции яызка
1) Участие в формировании мысли
2) Функция выражения информации о работе мысли
3) Возбуждение мысли читателя или слушателя , более или менее адекватной мысли автора воспринятой речи.
Язык оказывается орудием познания.
4) Моделирующая функция.
Связь языка и мышления. Вербальность и авербальность иышления (внутр речь). Гипотеза лингвистической относительности (Сепира-Уорфа). Языковая картина мира и принцип культурно -национальной дополнительности языковых картин мира.
Язык и мышление - 2-а неразрывных понятия. Мышление - форма отражения объективной реальности в сознании человека. Три вида процесса мышления как способности мыслить, рассуждать и давать оценки: 1) практически-действительное, 2) наглядно-образное, 3) словестно-логическое. Язык - материальная опора, средсто и орудие всех видов мышления, он материализует и выражает сознание, прежде всего словарным составом. Мысль толко тогда становиться мыслью, когда она высказана речью. Еденицы языка связаны с еденицами логического мышления (слово<->понятие). Вербальность/авербальность: Мысли без слов бывают! В случае внутренней речи тоже используются слова, но не звуковые (аккустические), а речедвигательные. Язык и мыщление = диалектическое единство идеального и материального. По Павлову 1-ая сигнальная система - воздействие окружающего мира на чела, 2-ая - воздействие слов на чела. В 30-ые годы (США) возникает гипотеза лингвистической относительности: структура языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира, те каждый язык отображает свою собственную картину мира тк по разному членит окружаюший мир, время, пространство и тд. (Напр: В русском - прош/наст/буд, а в английском эти 3 отрезка членятся на более дробные части. Снег, прямая и хоровод времени и др прим.) Язык - зеркало между нами и миром. Т.о. языковая картина мира обеспечивает действие принципа духовно-эмоциональной дополнительности. Хотя на окружает единый мир, представления о нём в разных языках отличаются.
Значение – заключенный в слове смысл или содержание, связанное с
понятием, а понятие – отражение в сознании людей предметов объективного
мира. Понятие в слове всегда одно, а значений может быть несколько (Ядро –
внутренняя часть чего-либо, ядро ореха).
Слово предназначено для того, чтобы именовать (называть, означивать - в отдельности и совокупностях - все существующее в мире и в сознании людей, служить знаком понятия и, через ступень понятия, - знаком предмета, явления, признака, состояния, действия, отношения. Этому назначению непосредственно отвечает лексическое значение слова, т.е. то его значение (содержательная сторона), которое соотносит его именно с данным понятием и делает его знаком этого понятия. Так, например, основное лексическое значение слова отец - это «мужчина по отношению к своим детям»; лексическое значение слова белый - «цвета снега»; слова рычать - «издавать глухие и угрожающие звуки». Лексическое значение в слове очень часто бывает сочленено с оценкой называемого - положительной, отрицательной, шутливой, иронической; сравним заключенные в самих словах разные оценки одного и того же в таких случаях, как ложь и вранье, просить и клянчить, юноша и юнец, средне и средненько (сделать что-нибудь) и подобных. Слово как единица языка существует не само по себе, не изолированно, а в составе целого множества в чем-то близких ему единиц, т.е. в составе класса - лексического, грамматического, слово образовательного. Будучи членом грамматического класса, слово сосредоточивает в себе соответствующие характеристики: ему принадлежат все свойства класса и те грамматические категории, которые составляют принадлежность этого класса в целом. Так, например, прилагательному белый принадлежат классное значение непроцессуального признака, а также грамматические категориальные значения рода, числа, падежа, степени сравнения. Являясь носителями общих грамматических значений, все слова того или иного грамматического класса оказываются тесно связанными друг с другом именно как члены данной грамматической общности. Эти связи действуют по многим линиям: по линии развития системы лексических значений слова, возможностей словопроизводства, правил функционирования в составе словосочетания и предложения.
Как член словообразовательного класса слово сосредоточивает в себе те характеристики, которые принадлежат всем словам, образованным по одному и тому же, общему для всех них образцу. Так, например, все одушевленные имена существительные на -ёнок (котёнок, лосёнок, совёнок и т.д.) объединены значением «невзрослое существо, детеныш»; образованные от качественных прилагательных глаголы на -еть типа бледнеть, синеть, седеть, толстеть, худеть объединены значением приобретения или усиления соответствующего признака («становиться бледным или бледнее», «становиться толстым или толще» и т.д.).
Вхождение в определенный лексический класс связывает слово с другими членами этого класса общим компонентом лексического значения и - через ступень лексической общности - во многих случаях также сходством синтаксического поведения и возможностями сочетаться с другими словами.
Система – совокупность эл-то, организованных связями и отношениями в единое целое
Уровнем языка называется та часть его системы, которая имеет соответствующую одноименную единицу: фонетика, лексика, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис. Языковая ед
24 09 2014
1 стр.
Обязательно в данном курсе использование различных исторических источников и словарей для наблюдения за историческими изменениями отдельных подсистем английского языка: фонологии,
14 12 2014
1 стр.
Срля предполагает теоретическое овладение законами жизни языка, на котором мы все говорим, а не практическое усвоение живых навыков общения на другом языке
01 10 2014
8 стр.
Становление гендерной лингвистики в контексте общего развития науки о языке
15 12 2014
21 стр.
Все его области, включая словарный состав, грамматику и фонетику претерпевают в процессе своей эволюции медленные, но постоянные изменения. Именно эти изменения, а также их движущи
15 12 2014
1 стр.
«родного» языка задачи на язык математический.[2] Перевод задачи с языка геометрических образов на язык векторной алгебры существенно облегчает ее решение
14 12 2014
1 стр.
На примере японского языка показаны способы отражения культуры в языке, в частности подчеркнута важность понятия двусмысленности как характерной черты японской культуры, и необходи
25 12 2014
1 стр.
Стилистика русского языка как учебная дисциплина. Задачи, объем и содержание курса. Функционирование языковых и речевых средств как главный аспект изучения стилистики
27 09 2014
1 стр.