Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 22страница 23

ББК С0.5 К 29

Курбатов В. И, Курбатова О. В.



Ро-

К 29 Социальное проектирование: Учебное пособие, стов н/Д: «Феникс», 2001. — 416 с.

Данное учебное пособие посвящено такой области соци­альной теории и практики, как социальное проектирование. В нем в доступной форме излагаются вопросы методологии и понятийного аппарата проектной деятельности, методики и технологии проектирования, рассматриваются проблемы социального предвидения, прогнозирования, планирования, конструирования и моделирования. Особенностью данного учебной.) пособия является то, что в нем проектирование социальных явлений рассматривается с точки зрения мно­гофакторности, поликритериальности и виртуальности раз­личных социальных инноваций.

Эта книга содержит в себе осмысление проектирова­ния различных социальных процессов, таких как электо­ральное и миграционное поведение, образовательные при­оритеты, социокультурные феномены, хозяйственные тер­риториальные отношения и т.п. В учебном пособии развита идея математического моделирования социальных процес­сов и социальных технологий.

Книга предназначена для специалистов в области со­циологии, социальной работы, политологии, регионоведе-ния, она может быть использована как инструментарий для конкретной социально-проектной деятельности, как учебник для студентов гуманитарных образовательных учреждений, а также полезна для всех тех, кто интересу­ется вопросами природы социальных отношений и про­цессов.

ББК 60.5

ISBN 5-222-01636-6

© Курбатов В. И., Курбатова О. В., 2001 ©Оформление, изд-во «Феникс», 2001

ПРЕДИСЛОВИЕ

Социальное проектирование — это научно-теоретическая И одновременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования социальных качеств и свойств являющихся значимой социальной потребностью. Прогнозируемые, моделируемые и конструируемые качества и свойства социальных объектов дают возможность управлять социальными процессами и являются выражением того социально нового, что характеризует тенденции социального развития. В соответствии с этим социальное проектирование связано с инновационной деятельностью и внедрением социальных инновации.

Социальное проектирование — синтез научно-теоретической, предметно практической деятельности и элемент социального образования. Как научно-теоретическая деятельность социальное проектирование касается прежде всего социологии, социальной работы (социономии), социальной философии, Политологии, конфликтологии, регионоведения, экономики. Как предметно-практическая деятельность социальное проектирование выражается в создании конкретных социальных проектов, в планировании и управлении развитием территориально-промышленных, экономико-хозяйственных, социально-культурных и других комплексов. Как элемент системы (.образования социальное проектирование — учебная дисцип-лина, связанная с изучением методологии и технологии про-ектирования, инструментальных средств проектирования, его системных принципов, форм и методов.

Развитие социального проектирования связано с примене-нием математических методов и математических моделей, теории игр, компьютерных технологий. Вместе с этим многовариантность разных векторов социального развития характеризуется применением для осмысления актуальных и возможных тенденций социальной динамики таких фундаментальных философских понятий, как концепция возможных миров, разработанная еще в трудах таких классических фи-


11-

Социальное проектирование

Предисловие




I

лософов, как Готфрид Лейбниц и Иммануил Кант, а также принципов кибернетики и синергетики, с привлечением та­ких понятий, как социальная энтропия и ее уровни, социаль­ная деструкция, хаос и порядок, социальная гармония, соци­альная динамика, социальное ожидание и социальная проек­ция. Систематическое представление о социальном проектировании выводит эту область знания на уровень теории социального проектирования, которая включает в себя субординирован­ную систему понятий и принципов, методологии и методов, технологии и инструментария, форм и средств социального предвидения, а также видов и типов социальных проектов, стратегий и тактик проектной деятельности.

В данном учебном пособии указанные выше особенности социального проектирования выражены и в его идейной кан­ве, и в содержательном наполнении, и в методологии и мето­дике, а также в структурировании самой книги. Она включа­ет в себя семь частей, соответственно посвященных предмет­ной области и основам теории социального проектирования, осмыслению сути социальных инноваций, социокультурному проектированию, проектированию социальных отношений и социального поведения, формам социального проектирования и математическим методам моделирования социальных тех­нологии. В этом, на наш взгляд, есть своеобразная логика, выражающая и генезис самого социального проектирования, и форму методологического обоснования методических ходов проектной деятельности.

Отличительными чертами данного учебного пособия явля­ются не только простота и доступность изложения сложных вопросов предвидения социального будущего, не только мето­дическая сбалансированность структуры изложения и струк­турированность подачи материала, но и введение ряда нова-ционных принципов и понятий. К ним, как уже отмечалось, относится методология концепции возможных миров для ана­лиза многофакторности и многовариантности социального раз­вития. Новым понятием является и понятие социальной про­екции, включающее в себя понятия социального ожидания и социальной селекции. В прикладном отношении данное учеб­ное пособие отличается еще и тем, что содержит изложение

принципов и оснований проектирования миграционного, элек­торального и политического поведения, включает в себя об­суждение системных принципов проектирования, анализ ко­ординационных решений в социальном проектировании, об­суждение стратегий проектной деятельности. Учебное пособие включает в себя обширный список современной литературы, классифицированный по основным разделам, и предметный словарь, содержащий все основные понятия и термины. Все это делает данное учебное пособие по социальному проекти­рованию учебником нового поколения.

Основные разделы данного учебного пособия имеют следую­щее авторство: В. И. Курбатов — предисловие, 1.1 — 1.3, 3.1 — 3.3, 4.1 — 4.6, 5.2 — 5.4, 6.1 — 6.4, 7.1 — 7.3; О. В. Курбатова — предисловие, 1.4 — 1.5, 2.1 — 2.4, 5.1, список литературы, сло-. варь-справочник.

Авторы благодарны профессору Г. А. Угольницкому за разработку математического аппарата моделирования соци­альных технологий, профессорам С. И. Самыгину и Л. Д. Сто-ляренко — за информационные материалы по менеджменту Персонала, профессору Г. П. Зинченко — за информационные материалы концепции проектирования и моделирования ад­министративных отношений, профессору Р. Д. Хунагову — за информационные материалы по управлению политическим по­ведением, Л. III. Крупениковой — за разработку материалов для раздела «Социальное образование: проектирование обра­зовательного процесса», и А. М. Чеченову — за предоставле­ние информационных материалов для раздела «Социальное Проектирование и социальные инновации».

Часть 1

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ:

ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ,

МЕТОДОЛОГИЯ

Первая часть данного учебного пособия включает в себя разделы, связанные с определением предметной области, основ теории и системных принципов социального проектирования, с анализом технологий, методик и ресурсного обеспечения проектной деятельности.

1.1. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ: ПРЕДМЕТНАЯ И ПРОБЛЕМНАЯ ОБЛАСТЬ

Термин «проектирование»

Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» — брошенный вперед; это — процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлении. Проектирование — составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса.

Понятие проектирования и близкие ему по смыслу понятия

Проектирование означает определение версий или вариантов развития или изменения того или иного явления. Чтобы точно и однозначно осмыслить суть проектирования, необходимо соотнести его с понятиями, которые являются близкими по смыслу и значению. Такими понятиями являются следующие: планирование, проекция, предвосхищение, предвидение,

Часть 1. Социальное проектирование...

прогнозирование, конструирование, моделирование. Выявление вариантов развития или изменения объекта дает возможность выбирать тактику и стратегию взаимодействия с этим объектом, управления объектом, выработки технологии воз­действия на него, выбора путей планомерного введения но­вовведений. Осмысление указанных понятий, этапности их достижения и методов реализации и представляет собой суть проектирования. Все эти понятия как специфические позна­вательные методы и методики в соответствующей последова­тельности будут рассмотрены в настоящем учебном пособии, но представляется необходимым уточнить содержание этих понятий как рабочих терминов:


  • Планирование — научно и практически обоснованное
    определение целей, выявление задач, сроков, темпов и про­
    порций развития того или иного явления, его реализации и
    претворения в интересах общества.

  • Предвидение — в узком смысле — предсказание, в бо­
    лее широком — предпочтительное знание о событиях или яв­
    лениях, которые существуют, но не зафиксированы в налич­
    ном опыте. Предвидение может быть простым предвосхище­
    нием, предугадыванием, основанным на биологических и
    психофизиологических способностях (начальная ступень), и
    собственно предвидением (высшая ступень) — человеческим
    Представлением о будущей судьбе самого себя, своих качеств,
    своего окружения и ближайшей контактной микросреды. На­
    учное предвидение основывается на выявлении закономерно­
    стей развития явления или события, когда известны причины
    его зарождения, формы функционирования и ход развития.

  • Прогнозирование — есть форма предвидения, выража­
    ющаяся в целеполагании, программировании и управлении


планируемым процессом явления на основе выявленных па-раметров его возникновения, существования, устойчивых форм И тенденций развития. Связано с предвидением направления -развития явления в будущем посредством переноса на него Представлений о том, как развивается явление в настоящем. Указанный перенос осуществляется с помощью методов эк-страполяции, моделирования и экспертизы. Выражается в анализе прогнозного фона, формировании исходных прогноз-

Социальное проектирование

ных и нормативных моделей, обоснованием поисковых про-гнозов и их оценке.

Социальное проектирование

Социальное проектирование — это проектирование соци­альных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фак­тор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет спе­цифику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следу­ющие параметры:


  • противоречивость социального объекта;

  • многовекторность развития социального объекта;

  • невозможность описания социального объекта конеч­
    ным числом терминов любой социальной теории (принципи­
    альная неформализуемость);


  • многофакторность бытия социального объекта;

  • наличие множества субъективных составляющих, оп­
    ределяющих соотношение должного и сущего в отношении
    развития социального объекта;


  • субъективные факторы формирования социального ожи­
    дания, социального прогноза и социального проектирования;


  • факторы, определяющие разные критерии оценки зре­
    лости развития социального объекта.


Перечисленные выше факторы не являются конечным списком причин, определяющих специфику социального про­ектирования. Они лишь являются системой тех параметри­ческих черт, которые характеризуют то, что проектирование социальных объектов коренным образом отличается от про­ектирования таких объектов, которые не обладают указан­ными чертами.

Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и воз­можность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении

Часть 1. Социальное проектирование...

необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоот­ветствие в решении поставленных задач. Процесс социально­го проектирования также называют «социальным конструи­рованием».

Направленность социальных процессов

Проектирование социальных процессов направлено на вне­сение изменений в социальную среду человека. Оно в идеаль­ной форме задает эти изменения, которые осуществляются Последующей реализацией проекта. В этом качестве соци­альное проектирование выступает своеобразной инженерной деятельностью, по ряду показателей идентичной деятельнос­ти по проектированию технических систем. Говоря о деятель­ности социального проектировщика как о разновидности со­циально-инженерной деятельности, следует иметь в виду осо­бенности определения поля творческого освоения социальной действительности.

_ Необходимо выделять следующие условия, которые поз­воляют конструировать социальное будущее.

Во-первых, наряду с наиболее вероятной тенденцией су-ществуют менее вероятные, но реально возможные тенден ции развития.

Во-вторых, в социальных объектах обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, которые могут быть моби-лизованы для решения данной социальной задачи.

В-третьих, общественным структурам присуще испытывать значительные деформации, что и может быть использовано для реализации предпочитаемого варианта будущего развития.

В-четвертых, перспективные цели, родственные по со-держанию, могут быть заменены одна другими, и одна и та цель может быть реализована различными средствами, роме того, необходимо учитывать особенность детерминации общественной жизни, где каждый из компонентов системы относительно самостоятелен, но в то же время взаимосвязан с другими компонентами. Изменения в одном компоненте прямо или косвенно приводят к изменениям в других. эти, теперь уже вторичные, изменения посредством обрат-


8

9


Социальное проектирование

ных связей, в свою очередь, влияют на исходный компонент, изменяя его. Поведение каждого компонента и системы в целом во многом зависит от характера и направленности обратных связей, причем сохраняющая совокупность этих связей существенна.

Социально-конструктивное творчество

Социально-конструктивное творчество — это процесс, совершающийся в идеальной форме в психике субъекта творчества. Поэтому субъект оперирует не материальными предметами, а идеальными формами, являющимися ино­бытием реальных предметов. Соответственно и непосред­ственный продукт творчества представляет собой идеаль­ный объект, который получает выражение в определенной знаковой форме. Этот идеальный продукт есть первичный вид той реальности, которой предстоит материализоваться в формах социальной жизнедеятельности. Однако, будучи первичным во временном отношении по отношению к буду­щей целенаправленно создаваемой реальности, идеально сконструированный объект имеет корни в самой матери­альной действительности. Она детерминирует его появле­ние на свет и предоставляет средства для последующей материализации.

Социальное проектирование в качестве особого типа соци­ально-инженерной деятельности оказывается одной из наибо­лее перспективных технологий использования социологичес­кого знания. В этом смысле оно представляет собой эффек­тивное средство практического освоения всех видов научной информации.

Социальное проектирование стало научной и практичес­кой проблемой не так давно. Еще в 70-е гг. предпочитали пи­сать о социальном планировании, программно-целевых мето­дах, нововведениях. Но появление класса новых сложных за­дач в сфере экономики, культуры, градостроительства, дизайна среди прочих типов социально-инженерной деятельности вы­делило социальное проектирование как разновидность соци­альных технологий.

Часть 1. Социальное проектирование...

Дефиниции проектирования

Среди наиболее часто встречающихся дефиниции проектирования в отечественной и зарубежной литературе хотелось бы остановиться на следующих: проектирование — это конструирование вариантов оптимального с точки зрения целей будущего состояния объекта; проектирование — приспособление имеющихся средств для выполнения требуемой цели, Координация составных частей или отдельных действий для .Получения необходимого результата; проектирование — это (Конструирование оптимального удовлетворения суммы истинных потребностей при определенном комплексе условий; проектирование — это моделирование предполагаемых действий до их осуществления, пока не появится полная уверенность в конечном результате; проектирование -— это принятие решений в условиях неопределенности.

Обобщая указанные определения проектирования и учитывая специфику всех их, представляется, что социальное проектирование есть конструирование в социальной деятельности.. Его можно определить как обоснованное конструирование, отвечающее заданным требованиям и намечаемое к построению организации социальных связей в различных сферах и на разных уровнях жизнедеятельности.

Существует точка зрения, что социальное проектирование формируется только сейчас, поскольку лишь в настоящее время произошло его осознание, и складываются его образы, учитывая различные подходы и методы, опираясь на социологическое знание. Другая точка зрения связана с тем, что социальное проектирование обосновывается посредством распространения идеологии некоторого типа на прогнозирование целенаправленно достигаемых социальных перспектив. Это с неизбежностью предопределяет определенные социальные деформации, обусловленные несовпадением желаемого и сущего, к социальному и политическому доктринерству, под которое подверстываются различные социальные проекты. Действительно, нередко в ходе проектной деятельности исходные социальные требования и ценности, предъявляемые к проектируемому объекту, или искажаются, или просто не реализуются. Например, социальное проектирование в 20—30-х гг.,




10

11


Социальное проектирование

ставившее своей целью создание новой культуры и нового человека, реально позволило создать не новые социальные отношения или человека, а новые заводы, дома-коммуны, клубы, дворцы культуры; проекты микрорайонов или экспе­риментальных жилых домов в СО-—70-х гг. привели не к но­вым формам общения и социализации (как замышлялось), а всего лишь к новым планировкам и благоустройству, проекты региональных социокультурных преобразований на селе ока­зались утопичными и т. п.

Социальное проектирование и технологии реализации проектов

Социальное проектирование тесно связано с технологией реализации проекта. Технология социального проектирования должна конструироваться на основе представлении методо­логии проектирования и методологии социальных наук. Толь­ко в этом случае удастся преодолеть два основных недостат­ка социального проектирования. Один недостаток — низкая проектосообразность (социальные проекты или утопичны, или подменяются социальными манифестациями), другой —- по­теря социальных параметров.

Социальное проектирование, как и всякая специфическая сфера знаний, имеет свой категориальный (понятийный) ап­парат. Категории выступают как ступеньки познания мира человеком. Об уровне развития науки можно судить по ее категориальному аппарату.

Категориальная структура социального проектирования — это совокупность дефиниций, направленных на научное от­ражение основных параметров, характеристик будущих сис­тем, процессов, явлений, их блоков и т. п.

Основными элементами проектной деятельности, ее важ­нейшими теоретическими категориями являются: кон­струирование, система, субъект проектирования, объект, со­циальная технология (как совокупность операции), методы со­циального проектирования, условия проектирования, механизмы социального проектирования и др.

Часть 1. Социальное проектирование...

Конструирование, реконструирование и деконструирование

Говоря о социальном конструировании, следует подчеркнуть, что оно имеет место в любой деятельности, требующей создания нового: в познавательной, художественной, технической и т. п. Конструирование — это интеллектуальная деятельность, состоящая в целенаправленном построении в идеальной форме какого-либо объекта, который не является преднамеренным воспроизведением другого объекта. Оно осуществляется посредством мысленного комбинирования различных факторов, их подбора и связывания в новый объект. Конструироваться могут как осуществимые объекты, так и объекты, которые создать невозможно. Оно может быть направлено на практические потребности, а может носить и игровой характер.



От конструирования как идеального созидания предмета следует отличать реконструирование и деконструирование, или декомпозицию, искусственного предмета. Реконструирование часто относится как к интеллектуальной деятельности, так и к практической. Этот термин используется в нескольких смыслах: 1) коренное переустройство или перестройка какого-либо искусственного объекта; 2) восстановление первоначального облика какого-либо объекта по его остаткам, следам, письменным источникам. В этом смысле реконструирование можно применять как по отношению к искусственным объектам, например реконструирование памятника архитектуры, так и по отношению к естественным объектам (восстановление облика первобытного человека). Первый смысл предполагает практическую деятельность. Второй — с обязательностью предполагает создание идеальных моделей, а в отдельных случаях также и практическую деятельность. Понятие «реконструирование» дополняет понятие «конструирование». Реконструирование в области социального познания используется, например, для выявления особенностей социальных отношений в том или ином виде общности. Реконструирование в таком понимании напоминает познавательный процесс, так как в познании мы тоже как бы идеально воспроизводим объект. Реконструирование — это восстановление в идеальной форме объекта по неполной информации.


12

13


следующая страница>


Ббк 5 к 29 Курбатов В. И, Курбатова О. В

К 29 Социальное проектирование: Учебное пособие, стов н/Д: «Феникс», 2001. — 416 с

5645.62kb.

12 10 2014
23 стр.


Экономика. Экономические науки (ббк: 65) Общая экономическая теория (ббк: 65. 01) История экономической мысли

Управление экономикой. Экономическая статистика. Учет. Экономический анализ (ббк: 65. 05)

268.43kb.

25 12 2014
1 стр.


Рябка и ночная перепёлка учитель Курбатова Анна Ивановна и директор школы Зуев Владимир Васильевич

Здоровья пожелал крепкого, счастья, благополучия и удачного творчества. От неё я перед этим получил хорошее стихотворение о жизни солдатских вдов в военные и послевоенные годы, всп

38.32kb.

08 10 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов II курса ббк дневного отделения специальности «История» по «Истории мировой и отечественной культуры»

Ббк дневного отделения специальности «История» по «Истории мировой и отечественной культуры» рекомендован кафедрой новой и новейшей истории Сибайского института (филиала) Башкирско

679.82kb.

10 10 2014
3 стр.


Л. А. Курбатова «Семья должна заботиться, чтобы человек отвечал требованиям общества, какие были 20 лет назад, школа требованиям, какие будут через 20 лет». М. Гаспаров программа

Федеральной концепцией модернизации российской образовательной системы в период 2001 – 2010гг и с учетом опыта инновационной деятельности моу сош №12 как общеобразовательного учреж

934.8kb.

01 10 2014
5 стр.


Ббк 88. 8 М59 Микляева А. В., Румянцева П. В
3023.77kb.

17 12 2014
15 стр.


Ббк 63. 3(4Укр)4г П12 Серия «Личность и эпоха»
4178.94kb.

11 10 2014
21 стр.


Методические рекомендации барнаул 2004 ббк 67. 401. 213 С 25
495.57kb.

25 09 2014
3 стр.