Перейти на главную страницу
Курбатов В. И, Курбатова О. В.
Данное учебное пособие посвящено такой области социальной теории и практики, как социальное проектирование. В нем в доступной форме излагаются вопросы методологии и понятийного аппарата проектной деятельности, методики и технологии проектирования, рассматриваются проблемы социального предвидения, прогнозирования, планирования, конструирования и моделирования. Особенностью данного учебной.) пособия является то, что в нем проектирование социальных явлений рассматривается с точки зрения многофакторности, поликритериальности и виртуальности различных социальных инноваций.
Эта книга содержит в себе осмысление проектирования различных социальных процессов, таких как электоральное и миграционное поведение, образовательные приоритеты, социокультурные феномены, хозяйственные территориальные отношения и т.п. В учебном пособии развита идея математического моделирования социальных процессов и социальных технологий.
Книга предназначена для специалистов в области социологии, социальной работы, политологии, регионоведе-ния, она может быть использована как инструментарий для конкретной социально-проектной деятельности, как учебник для студентов гуманитарных образовательных учреждений, а также полезна для всех тех, кто интересуется вопросами природы социальных отношений и процессов.
ББК 60.5
ISBN 5-222-01636-6
© Курбатов В. И., Курбатова О. В., 2001 ©Оформление, изд-во «Феникс», 2001
ПРЕДИСЛОВИЕ
Социальное проектирование — это научно-теоретическая И одновременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования социальных качеств и свойств являющихся значимой социальной потребностью. Прогнозируемые, моделируемые и конструируемые качества и свойства социальных объектов дают возможность управлять социальными процессами и являются выражением того социально нового, что характеризует тенденции социального развития. В соответствии с этим социальное проектирование связано с инновационной деятельностью и внедрением социальных инновации.
Социальное проектирование — синтез научно-теоретической, предметно практической деятельности и элемент социального образования. Как научно-теоретическая деятельность социальное проектирование касается прежде всего социологии, социальной работы (социономии), социальной философии, Политологии, конфликтологии, регионоведения, экономики. Как предметно-практическая деятельность социальное проектирование выражается в создании конкретных социальных проектов, в планировании и управлении развитием территориально-промышленных, экономико-хозяйственных, социально-культурных и других комплексов. Как элемент системы (.образования социальное проектирование — учебная дисцип-лина, связанная с изучением методологии и технологии про-ектирования, инструментальных средств проектирования, его системных принципов, форм и методов.
Развитие социального проектирования связано с примене-нием математических методов и математических моделей, теории игр, компьютерных технологий. Вместе с этим многовариантность разных векторов социального развития характеризуется применением для осмысления актуальных и возможных тенденций социальной динамики таких фундаментальных философских понятий, как концепция возможных миров, разработанная еще в трудах таких классических фи-
Предисловие
лософов, как Готфрид Лейбниц и Иммануил Кант, а также принципов кибернетики и синергетики, с привлечением таких понятий, как социальная энтропия и ее уровни, социальная деструкция, хаос и порядок, социальная гармония, социальная динамика, социальное ожидание и социальная проекция. Систематическое представление о социальном проектировании выводит эту область знания на уровень теории социального проектирования, которая включает в себя субординированную систему понятий и принципов, методологии и методов, технологии и инструментария, форм и средств социального предвидения, а также видов и типов социальных проектов, стратегий и тактик проектной деятельности.
В данном учебном пособии указанные выше особенности социального проектирования выражены и в его идейной канве, и в содержательном наполнении, и в методологии и методике, а также в структурировании самой книги. Она включает в себя семь частей, соответственно посвященных предметной области и основам теории социального проектирования, осмыслению сути социальных инноваций, социокультурному проектированию, проектированию социальных отношений и социального поведения, формам социального проектирования и математическим методам моделирования социальных технологии. В этом, на наш взгляд, есть своеобразная логика, выражающая и генезис самого социального проектирования, и форму методологического обоснования методических ходов проектной деятельности.
Отличительными чертами данного учебного пособия являются не только простота и доступность изложения сложных вопросов предвидения социального будущего, не только методическая сбалансированность структуры изложения и структурированность подачи материала, но и введение ряда нова-ционных принципов и понятий. К ним, как уже отмечалось, относится методология концепции возможных миров для анализа многофакторности и многовариантности социального развития. Новым понятием является и понятие социальной проекции, включающее в себя понятия социального ожидания и социальной селекции. В прикладном отношении данное учебное пособие отличается еще и тем, что содержит изложение
принципов и оснований проектирования миграционного, электорального и политического поведения, включает в себя обсуждение системных принципов проектирования, анализ координационных решений в социальном проектировании, обсуждение стратегий проектной деятельности. Учебное пособие включает в себя обширный список современной литературы, классифицированный по основным разделам, и предметный словарь, содержащий все основные понятия и термины. Все это делает данное учебное пособие по социальному проектированию учебником нового поколения.
Основные разделы данного учебного пособия имеют следующее авторство: В. И. Курбатов — предисловие, 1.1 — 1.3, 3.1 — 3.3, 4.1 — 4.6, 5.2 — 5.4, 6.1 — 6.4, 7.1 — 7.3; О. В. Курбатова — предисловие, 1.4 — 1.5, 2.1 — 2.4, 5.1, список литературы, сло-. варь-справочник.
Авторы благодарны профессору Г. А. Угольницкому за разработку математического аппарата моделирования социальных технологий, профессорам С. И. Самыгину и Л. Д. Сто-ляренко — за информационные материалы по менеджменту Персонала, профессору Г. П. Зинченко — за информационные материалы концепции проектирования и моделирования административных отношений, профессору Р. Д. Хунагову — за информационные материалы по управлению политическим поведением, Л. III. Крупениковой — за разработку материалов для раздела «Социальное образование: проектирование образовательного процесса», и А. М. Чеченову — за предоставление информационных материалов для раздела «Социальное Проектирование и социальные инновации».
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ:
ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ,
МЕТОДОЛОГИЯ
Первая часть данного учебного пособия включает в себя разделы, связанные с определением предметной области, основ теории и системных принципов социального проектирования, с анализом технологий, методик и ресурсного обеспечения проектной деятельности.
1.1. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ: ПРЕДМЕТНАЯ И ПРОБЛЕМНАЯ ОБЛАСТЬ
Термин «проектирование»
Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» — брошенный вперед; это — процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлении. Проектирование — составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса.
Понятие проектирования и близкие ему по смыслу понятия
Проектирование означает определение версий или вариантов развития или изменения того или иного явления. Чтобы точно и однозначно осмыслить суть проектирования, необходимо соотнести его с понятиями, которые являются близкими по смыслу и значению. Такими понятиями являются следующие: планирование, проекция, предвосхищение, предвидение,
Часть 1. Социальное проектирование...
прогнозирование, конструирование, моделирование. Выявление вариантов развития или изменения объекта дает возможность выбирать тактику и стратегию взаимодействия с этим объектом, управления объектом, выработки технологии воздействия на него, выбора путей планомерного введения нововведений. Осмысление указанных понятий, этапности их достижения и методов реализации и представляет собой суть проектирования. Все эти понятия как специфические познавательные методы и методики в соответствующей последовательности будут рассмотрены в настоящем учебном пособии, но представляется необходимым уточнить содержание этих понятий как рабочих терминов:
ных и нормативных моделей, обоснованием поисковых про-гнозов и их оценке.
Социальное проектирование
Социальное проектирование — это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры:
Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении
Часть 1. Социальное проектирование...
необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Процесс социального проектирования также называют «социальным конструированием».
Направленность социальных процессов
Проектирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека. Оно в идеальной форме задает эти изменения, которые осуществляются Последующей реализацией проекта. В этом качестве социальное проектирование выступает своеобразной инженерной деятельностью, по ряду показателей идентичной деятельности по проектированию технических систем. Говоря о деятельности социального проектировщика как о разновидности социально-инженерной деятельности, следует иметь в виду особенности определения поля творческого освоения социальной действительности.
_ Необходимо выделять следующие условия, которые позволяют конструировать социальное будущее.
Во-первых, наряду с наиболее вероятной тенденцией су-ществуют менее вероятные, но реально возможные тенден ции развития.
Во-вторых, в социальных объектах обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, которые могут быть моби-лизованы для решения данной социальной задачи.
В-третьих, общественным структурам присуще испытывать значительные деформации, что и может быть использовано для реализации предпочитаемого варианта будущего развития.
В-четвертых, перспективные цели, родственные по со-держанию, могут быть заменены одна другими, и одна и та цель может быть реализована различными средствами, роме того, необходимо учитывать особенность детерминации общественной жизни, где каждый из компонентов системы относительно самостоятелен, но в то же время взаимосвязан с другими компонентами. Изменения в одном компоненте прямо или косвенно приводят к изменениям в других. эти, теперь уже вторичные, изменения посредством обрат-
9
ных связей, в свою очередь, влияют на исходный компонент, изменяя его. Поведение каждого компонента и системы в целом во многом зависит от характера и направленности обратных связей, причем сохраняющая совокупность этих связей существенна.
Социально-конструктивное творчество
Социально-конструктивное творчество — это процесс, совершающийся в идеальной форме в психике субъекта творчества. Поэтому субъект оперирует не материальными предметами, а идеальными формами, являющимися инобытием реальных предметов. Соответственно и непосредственный продукт творчества представляет собой идеальный объект, который получает выражение в определенной знаковой форме. Этот идеальный продукт есть первичный вид той реальности, которой предстоит материализоваться в формах социальной жизнедеятельности. Однако, будучи первичным во временном отношении по отношению к будущей целенаправленно создаваемой реальности, идеально сконструированный объект имеет корни в самой материальной действительности. Она детерминирует его появление на свет и предоставляет средства для последующей материализации.
Социальное проектирование в качестве особого типа социально-инженерной деятельности оказывается одной из наиболее перспективных технологий использования социологического знания. В этом смысле оно представляет собой эффективное средство практического освоения всех видов научной информации.
Социальное проектирование стало научной и практической проблемой не так давно. Еще в 70-е гг. предпочитали писать о социальном планировании, программно-целевых методах, нововведениях. Но появление класса новых сложных задач в сфере экономики, культуры, градостроительства, дизайна среди прочих типов социально-инженерной деятельности выделило социальное проектирование как разновидность социальных технологий.
Часть 1. Социальное проектирование...
Дефиниции проектирования
Среди наиболее часто встречающихся дефиниции проектирования в отечественной и зарубежной литературе хотелось бы остановиться на следующих: проектирование — это конструирование вариантов оптимального с точки зрения целей будущего состояния объекта; проектирование — приспособление имеющихся средств для выполнения требуемой цели, Координация составных частей или отдельных действий для .Получения необходимого результата; проектирование — это (Конструирование оптимального удовлетворения суммы истинных потребностей при определенном комплексе условий; проектирование — это моделирование предполагаемых действий до их осуществления, пока не появится полная уверенность в конечном результате; проектирование -— это принятие решений в условиях неопределенности.
Обобщая указанные определения проектирования и учитывая специфику всех их, представляется, что социальное проектирование есть конструирование в социальной деятельности.. Его можно определить как обоснованное конструирование, отвечающее заданным требованиям и намечаемое к построению организации социальных связей в различных сферах и на разных уровнях жизнедеятельности.
Существует точка зрения, что социальное проектирование формируется только сейчас, поскольку лишь в настоящее время произошло его осознание, и складываются его образы, учитывая различные подходы и методы, опираясь на социологическое знание. Другая точка зрения связана с тем, что социальное проектирование обосновывается посредством распространения идеологии некоторого типа на прогнозирование целенаправленно достигаемых социальных перспектив. Это с неизбежностью предопределяет определенные социальные деформации, обусловленные несовпадением желаемого и сущего, к социальному и политическому доктринерству, под которое подверстываются различные социальные проекты. Действительно, нередко в ходе проектной деятельности исходные социальные требования и ценности, предъявляемые к проектируемому объекту, или искажаются, или просто не реализуются. Например, социальное проектирование в 20—30-х гг.,
11
ставившее своей целью создание новой культуры и нового человека, реально позволило создать не новые социальные отношения или человека, а новые заводы, дома-коммуны, клубы, дворцы культуры; проекты микрорайонов или экспериментальных жилых домов в СО-—70-х гг. привели не к новым формам общения и социализации (как замышлялось), а всего лишь к новым планировкам и благоустройству, проекты региональных социокультурных преобразований на селе оказались утопичными и т. п.
Социальное проектирование и технологии реализации проектов
Социальное проектирование тесно связано с технологией реализации проекта. Технология социального проектирования должна конструироваться на основе представлении методологии проектирования и методологии социальных наук. Только в этом случае удастся преодолеть два основных недостатка социального проектирования. Один недостаток — низкая проектосообразность (социальные проекты или утопичны, или подменяются социальными манифестациями), другой —- потеря социальных параметров.
Социальное проектирование, как и всякая специфическая сфера знаний, имеет свой категориальный (понятийный) аппарат. Категории выступают как ступеньки познания мира человеком. Об уровне развития науки можно судить по ее категориальному аппарату.
Категориальная структура социального проектирования — это совокупность дефиниций, направленных на научное отражение основных параметров, характеристик будущих систем, процессов, явлений, их блоков и т. п.
Основными элементами проектной деятельности, ее важнейшими теоретическими категориями являются: конструирование, система, субъект проектирования, объект, социальная технология (как совокупность операции), методы социального проектирования, условия проектирования, механизмы социального проектирования и др.
Часть 1. Социальное проектирование...
Конструирование, реконструирование и деконструирование
Говоря о социальном конструировании, следует подчеркнуть, что оно имеет место в любой деятельности, требующей создания нового: в познавательной, художественной, технической и т. п. Конструирование — это интеллектуальная деятельность, состоящая в целенаправленном построении в идеальной форме какого-либо объекта, который не является преднамеренным воспроизведением другого объекта. Оно осуществляется посредством мысленного комбинирования различных факторов, их подбора и связывания в новый объект. Конструироваться могут как осуществимые объекты, так и объекты, которые создать невозможно. Оно может быть направлено на практические потребности, а может носить и игровой характер.
13
К 29 Социальное проектирование: Учебное пособие, стов н/Д: «Феникс», 2001. — 416 с
12 10 2014
23 стр.
Управление экономикой. Экономическая статистика. Учет. Экономический анализ (ббк: 65. 05)
25 12 2014
1 стр.
Здоровья пожелал крепкого, счастья, благополучия и удачного творчества. От неё я перед этим получил хорошее стихотворение о жизни солдатских вдов в военные и послевоенные годы, всп
08 10 2014
1 стр.
Ббк дневного отделения специальности «История» по «Истории мировой и отечественной культуры» рекомендован кафедрой новой и новейшей истории Сибайского института (филиала) Башкирско
10 10 2014
3 стр.
Федеральной концепцией модернизации российской образовательной системы в период 2001 – 2010гг и с учетом опыта инновационной деятельности моу сош №12 как общеобразовательного учреж
01 10 2014
5 стр.
17 12 2014
15 стр.
11 10 2014
21 стр.
25 09 2014
3 стр.